Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна": описание картины. "Самое прекрасное слово на земле - мама": галерея картин русских художников Описание картины воспоминания матери о сыне

Рафаэль Санти
Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна": описание картины. "Самое прекрасное слово на земле - мама": галерея картин русских художников Описание картины воспоминания матери о сыне

Религиозная тематика является достаточно популярной среди современников Рафаэля. Однако основным отличием данной картины от аналогичных является ее наполненность живыми эмоциями в сочетании с довольно простым сюжетом.

Композиция

В центре внимания - женская фигура Мадонны, которая держит на руках своего маленького сына. Лицо девы полно некой печали, словно она заранее знает, что ждет ее сына в будущем, а вот малыш, напротив, проявляет яркие, позитивные эмоции.

Дева с новорожденным Спасителем на руках идет не по полу, а по облакам, что символизирует ее вознесение. Ведь именно она земле грешников принесла Благословение! Лик матери с ребенком на руках светел и продуман до мелочей, а если внимательно всмотреться в лицо малыша, то можно заметить взрослое выражение, несмотря на его очень юный возраст.

Изобразив Божественное дитя и его мать максимально человечными и простыми, но при этом идущими по облакам, автор подчеркнул тот факт, что независимо от того, божественный ли это сын, или человеческий, все мы рождаемся одинаково. Таким образом художник передал мысль, что только с праведными мыслями и целями возможно найти подходящее для себя место на Небесах.

Техника, исполнение, приемы

Шедевр мирового уровня, эта картина содержит в себе совершенно несочетаемые вещи, как людское бренное тело и священность духа. Контраст дополняется яркими цветами и четкими линиями деталей. Отсутствуют лишние элементы, фон бледный и содержит изображения других светлых духов или поющих ангелов за спиной Мадонны.

Рядом с женщиной и младенцем изображены святые, которые преклоняются перед Спасителем и его матерью - первоосвященник и святая Варвара. Но они как бы подчеркивают равенство всех героев картины, несмотря на коленопреклоненную позу.

Внизу располагаются два забавных ангела, которые стали настоящим символом не только этой картины, но и всего творчества автора. Они маленькие, и с задумчивыми лицами с самого низа картины наблюдают за тем, что происходит в жизни Мадонны, ее необыкновенного сына и людей.

Картина до сих пор вызывает множество споров у специалистов. Например, очень интересным считается факт, что нет единого мнения о том, сколько пальцев на руке понтифика. Некоторые видят на картине не пять, а шесть пальцев. Также интересно то, что, по легенде, Мадонну художник рисовал со своей любовницы Маргериты Лути. А вот с кого рисовался малыш, неизвестно, но есть вероятность, что лицо ребенка автор рисовал со взрослого человека.

8 мая 2015, 15:32

В разных уголках бывшего Советского Союза установлены немногочисленные памятники матерям, не дождавшихся своих сыновей с фронта.

В посёлке Алексеевка Кинельского района Самарской области 7 мая 1995 года, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. Мать воинов Прасковья Еремеевна Володичкина стоит в окружении девяти журавлей, как символ ожидания и веры. Девять журавлей – девять сыновей, которые отдали свои жизни во имя Победы. Прасковья Еремеевна Володичкина проводила на фронт девятерых своих сыновей. Женщина осталась одна - муж умер еще в 1935. С самым младшим - Николаем - мать перед войной даже не успела попрощаться. Закончив службу в Забайкалье, он должен был вернуться домой, но так и проехал мимо родных мест, лишь выбросив из окна теплушки свернутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьем фашистов и все вернемся к тебе. Жди. Твой Колька». Он так и не вернулся. Как и еще пятеро его братьев. После шестой похоронки в январе 1945 года сердце матери не выдержало потерь. Трое ее сыновей вернулись с фронта тяжело ранеными. Из огромной семьи, в которой, если бы не война, появилось много детей, внуков, правнуков, не осталось никого.

Анастасия Акатьевна Ларионова , жительница деревни Михайловка Саргатского района Омской области, проводила на фронт семерых сыновей: Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила, Николая. Все они погибли на фронтах Великой Отечественной войны. За материнский подвиг 22 июня 2002 года в райцентре Саргатское ей поставили бетонный памятник, который был посвящен всем русским матерям, потерявшим в годы войны своих сыновей. Памятник представляет из себя фигуру женщины которая изображена стоящей у калитки в простой строгой одежде. Скорбное лицо обрамлено платком, горе запечатлелось в морщинках лба. Глаза устремлены вдаль в надежде, увидеть родные силуэты детей. Левая рука сильно прижата к сердцу, чтобы сдержать его боль. 9 мая 2010 года в день 65-летия Победы бетонный памятник был заменен его точной копией, но из бронзы.

В ноябре 2010 года по инициативе сотрудников сельской библиотеки Соколовского сельского поселения Гулькевичского района Краснодарского края на месте захоронения был установлен памятник многодетной матери Ефросинье Бабенко , все четверо сыновей которой погибли на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Сама женщина умерла через 15 лет после окончания войны, никаких родных и близких у нее не осталось.

В 1975 году в Жодино (Республика Белоруссия) у дороги Брест – Москва был открыт памятник Матери-патриотке, прообразом которой стала Анастасия Фоминична Курсевич (Куприянова) , потерявшая в годы Великой Отечественной войны пятерых сыновей. В скульптурной композиции представлен момент прощания матери с сыновьями, которые уходят по символической дороге, чтобы защитить Родину, освободить от врага свой дом, вернуть мир и счастье всем матерям на Земле. Самый младший сын Петя, любимец матери, в последний раз оглянулся в ее сторону…

Памятник матери Татьяне Николаевне Николаевой , потерявшей на войне шесть из восьми сыновей. Село Изедеркино Моргаушского района, Чувашия. Татьяна Николаевна родила и вырастила 8 сыновей. Григорий, Александр, Родион, Фрол, Михаил, Егор, Иван, Павел-участвовали в Великой Отечественной войне. Григорий, Егор, Иван, Павел погибли в боях. Фрол и Родион умерли вскоре после войны от ран. В родной деревне в мае 1984 открыт памятник славной чувашской матери Николаевой Т.Н. Она занесена в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР в 1978 году.

Памятник Калисте Павловне Соболевой в далекой архангельской деревушке Шахановке Шенкурского района. В 2004 г. опубликована статья в газете Правда Севера: «В нашей области, в Шенкурском районе, в деревне Шахановка, жила женщина, имя которой тоже надо хорошо знать. Это Калиста Павловна Соболева, сыновья которой не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны. Ни одной своей кровиночки - от 1905-го до 1925 годов рождения - не дождалась Калиста Павловна. Узнав о Победе, поставила на стол семь фотографий, семь стопок наполнила горькой, односельчан пригласила помянуть сыночков - Кузьму, Ивана, Андрея, Никиту, Павла, Степана, Иосифа... Жила Калиста Павловна бедно, ходила в лаптях. Работала в колхозе, награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." Как и все колхозники, пенсии долго не получала, только в хрущевское время стали платить ей шесть рублей в месяц, потом - 12, а после - 18. Земляки сочувствовали ей, помогали картошку сажать и копать. Умерла она в середине шестидесятых. «

В 2004 году на центральной площади в Омской области в поселке Крутинки был установлен памятник Акулине Семеновне Шмариной , матери пятерых сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

В г. Задонске - памятник матери Марии Матвеевне Фроловой . Наискосок от монастыря, в скверике, поблизости от монастырской гостиницы расположена скульптурная группа - Скорбящая Мать и ряд обелисков с именами ее сыновей. Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр... У этой русской женщины-матери, вырастившей и воспитавшей 12 детей, восемь сыновей отняла война.

В cеле Буб Пермского края поставлен памятник Яковлевой Матрене Ивановне. Во время войны она продала все, что имела: дом, скотину, вещи. Пришла в сельсовет с мешком денег (100 тысяч рублей) со словами: "Купите на эти деньги самолет. У меня сынки воюют, надо помочь". Самолет купили. Сыновья с войны не вернулись, ни один. А всю оставшуюся жизнь Матрена Ивановна прожила в домах односельчан по очереди, всем было за честь, что она поживет в их доме. Памятник Матрене Ивановне поставили односельчане.

Олицетворением же всех матерей-героинь стала кубанская крестьянка Епистиния Степанова , положившая на алтарь Победы самое дорогое, что у нее было - жизни своих девятерых сыновей: Александра, Николая, Василия, Филиппа, Федора, Ивана, Ильи, Павла и Александра.

Маршал Советского Союза А. А. Гречко и генерал армии А. А. Епишев в 1966 году писали ей:

«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

На Кубани, в станице Днепровской, открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны собрала здесь мать всех своих сыновей. Вещи, которые в нем хранятся, трудно назвать музейным словом «экспонаты». Каждый предмет говорит о материнской любви и сыновней нежности. Здесь собрано все, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Саши... Обращения к матери полны сыновней любви и заботы: «Много думаю о вас, живу мысленно с вами, родная мама. Часто вспоминаю свой родной дом, свою семью».

Последние годы Епистиния Фёдоровна, персональная пенсионерка союзного значения, жила в Ростове-на-Дону, в семье единственной дочери - учительницы Валентины Михайловны Коржовой. Там же и умерла 7 февраля 1969 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашёвского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями, где в символическую братскую могилу «положили» и ее сыновей. Вскоре там возник целый мемориал, посвященный Степановым. Приравняв ее материнский подвиг к ратному, Родина наградила Епистинию Фeдоровну Степанову боевым орденом «Отечественной Войны» 1 степени.

На больших руках усталой матери
Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лен его седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжелых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём.
- Я ль тебя, сыночек, не лелеяла,
Я ль тебя, родной, не берегла?..
Ясны очи,
Кудри эти белые,
Силу богатырскую дала.
Думала - сойдутся в жизни праздники…
Ты последней радостью мне был!
А теперь твои закрылись глазоньки,
Белый свет в ресницах
Стал не мил. -
Увидав её слезинку грустную,
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце русское,
Девять павших в битве сыновей.
Стыли танки, громом раскурочены,
Заступали кони повода.
...Встала мать в селе на главной площади
И окаменела навсегда.
(Иван Варавва)

На тему Великой Отечественной войны написано огромное количество книг, музыкальных произведений, снято множество фильмов.
Эта тема поистине неиссякаема, ведь она перевернуло жизнь нескольких десятков миллионов человек, разделила ее на «до» и «после».

К сожалению, далеко не все матери, жены и дочери дождались своих сыновей, мужей, отцов с фронта, с полей сражений.
Я считаю, что на картинах или с помощью других художественных средств можно передать лишь небольшую часть той боли, страданий, которые пришлось пережить людям в те годы.

Одна из таких судеб легла в основу картины В.Игошева «Она все сына ждет».
На ней показана пожилая женщина, стоящая у открытой калитки своего старого дома.
Ее глаза полны тоски, грусти, ожидания, страдания.
Думаю, она провела в таком положении уже много времени.
Каждый день женщина выходит на это место в надежде, что вернется ее любимый сын, живой и невредимый.
Она неизменно смотрит вдаль, но, к сожалению, чудо не происходит.
Возможно, она и сама понимает, что нет смысла мучиться и ждать, но ничего не может с собой поделать.
Весь смысл ее послевоенной жизни сводится лишь к этому.

За спиной бабушки изображен дом с чистым, распахнутым окном.
На подоконнике стоят цветы, а наличники выкрашены в синий цвет.
Женщина как может старается поддерживать его в хорошем состоянии, но с каждым годом делать это ей все становится все труднее.
Рядом с окном автор нарисовал тоненькие белые березы, будто напоминая о том, что нужно жить дальше, несмотря ни на что.

Несмотря на трагичность картины, женщина показана в белой блузке и платке, черной юбке.
Из-под платка мы видим седые волосы героини.
Ее лицо морщинистое, а глаза прищуренные.
Мы можем лишь догадываться, какие мысли посещают ее седовласую голову в этот момент.
Может быть, она вспоминает, как сын уходил на фронт, как он рос… В любом случае, ее думы лишь об одном - о родном, единственном ребенке, которого она больше никогда не увидит.

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,адрес для ПОСЫЛОК,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту [email protected] Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Обязаны ли сыновья и дочери заботиться о своих родителях? Или долг этот они отдают своим детям? На эти вопросы ответила в своем небольшом произведении Людмила Куликова. «Свиделись», краткое содержание которого представлено в данной статье, - это трогательная история о судьбе матери, которая испытывала столь невыносимую что ей стало легче поверить в гибель сына, нежели в его предательство.

Сыновья неблагодарность

Чрезвычайно сложную тему раскрыла в произведении малой прозы писательница Людмила Куликова. «Свиделись» - краткое содержание глубокой темы, посвященной неблагодарности детей, которую затрагивал и Пушкин в своей повести «Станционный смотритель», и Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные». Молодые люди нередко, выпорхнув из родительского гнезда, улетают в новую жизнь стремительно, Их подгоняет непреодолимое желание не повторить судьбу несчастных матерей и отцов, унылая и безрадостная картина отчего дома и обычный человеческий эгоизм. Впереди - иное существование. В нем есть свои радости и трудности. А позади - опостылевший дом, в котором выдержано все в серых тонах, и время как будто остановилось. Будущего у его обитателей нет. Так зачем смешивать прошлое с настоящим, если можно просто забыть, изгнать из памяти образ человека, который где-то далеко, быть может, томится и страдает в мучительном ожидании? А еще проще убедить себя в том, что никто уже не ждет и все забыто.

Образ покинутых родителей в русской литературе

По объему является довольно небольшим произведение, которое создала Л. Куликова. «Свиделись», краткое содержание которого изложено ниже, - это, тем не менее, история целой жизни. Сравнивая рассказ современного автора с произведениями представителей русской классической литературы, можно обнаружить, что за последние двести лет мало что изменилось. Все так же существуют неблагодарные дети. И так же страдают старики, у которых жизнь после потери любимого сына или дочери продолжаться не может.

Рассказ, о котором идет речь в этой статье, входит сегодня в школьную программу. Это дает возможность современным подросткам понять глубокие на фоне сегодняшних реалий. Меняется со временем облик человека и то, что его окружает. Человеческие чувства и пороки остаются неизменны. А потому можно смело сказать, что проблема неблагодарности детей лучше всего раскрыта в следующих произведениях:

  • А. С. Пушкин «Станционный смотритель».
  • Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные».
  • Л. Н. Куликова «Свиделись».

Главный герой рассказа - Толик. Фамилия - Титов. Более полным именем автор его не наделяет, возможно, потому, что человек этот не обладает зрелым мировоззрением, характерным его возрасту. А быть может, дело в том, что он был и остается Толиком, которого где-то далеко ждет любящая мать.

Действия в рассказе начинают разворачиваться в новой уютной квартире главного героя. Толик стал обладателем отдельного жилья, а значит, сбылась его мечта. Ведь к этому он стремился всю свою сознательную жизнь. И теперь, по случаю новоселья, жена испекла пирог, а за праздничным столом собралось все семейство.

Следует сказать, что герой Куликовой - персонаж, обладающий ценными положительными качествами. Он идеальный семьянин, человек, который живет ради жены и детей. Вот уже двадцать четыре года он работает, не покладая рук. Новая просторная квартира - следствие его многолетнего тяжелого труда. Рассказ «Свиделись» представляет собой короткий фрагмент из жизни трудолюбивого человека, отца семейства. Но этот герой является противоречивой личностью. Как мог он за столь долгий период не вспоминать о женщине, которая подарила ему жизнь? А ведь только во время семейного ужина в новой просторной квартире он вдруг вспоминает о матери. которое царит в доме Титовых, неожиданно омрачено сравнением: «Как в детстве у мамы». Но именно эта мысль и побуждает героя спустя много лет наконец посетить родной дом.

Воспоминания

Вдруг Толик начинает вспоминать материнские письма, которые он получал еще в армии и рвал сразу же на мелкие кусочки. Он думает о том, что не видел ее уже почти четверть века, а не писал более десяти лет. Толик отправляется в родную деревню повидаться с женщиной, которая родила его. Но когда они встречаются, не решается назвать ее матерью, а она отказывается верить в то, что он - ее сын. Мать слишком долго жила ожиданием. За долгие годы она устала плакать и смирилась с тем, что сына ее больше нет. Оказалось, что для материнского сердца невыносимо сыновье предательство.

Толик же ничего так и не понял. Посетив мать, он покинул родной дом навсегда, «отрезав широкий ломоть жизненного хлеба и бросив его на дорогу». Эти события изображает в своем рассказе «Свиделись» Куликова. Анализ произведения, однако, говорит о том, что история эта незаконченная. Настоящие терзания совести у Толика еще впереди. Раскрыть душевный мир главного героя и причину его столь бессердечного отношения к матери можно, рассмотрев художественные приемы, которые использует в рассказе «Свиделись» Куликова.

Анализа образа дома Титовых

В новой квартире Толику все доставляет удовольствие. И запах в ней приятен, и некая уверенность в завтрашнем дне витает в воздухе. Он так устал скитаться по съемным квартирам, что счастье от приобретения собственного жилья не смогла омрачить даже многодневная утомительная подготовка к переезду. И теперь он ощущает столь прочную уверенность в завтрашнем дне, что кажется ему, будто он почти бессмертен. Ведь не зря он так тяжело трудился все эти годы. Ему все-таки удалось «застолбить место на земном шаре».

Образ жизнерадостного и беззлобного человека создала в этом произведении Людмила Куликова. «Свиделись» - это рассказ, который начинается с описания картины идеального семейного счастья. Но лишь на первый взгляд могут показаться воспоминания о матери случайными. Толик, возможно, все эти годы прятал мысли о ней далеко, на самом дне своей души. Слишком много забот и прочих тревог было у него в жизни. Он должен был свить собственное гнездо, обеспечить будущее своим сыновьям, позаботиться о любимой жене. Но только цель была достигнута - и, словно червячок в совершенном яблоке, пробудились мысли о матери. События, которые охватывают всего несколько дней, отразила в этом произведении Людмила Куликова. «Свиделись» - это небольшой отрезок истории длиною в жизнь. Печальный рассказ об ожидании матери, которая была забыта своим сыном из-за бытовых проблем, стремления «отложить лишнюю копейку». Резкий контраст новому дому создает образ запущенной избы, который рисует Куликова.

«Свиделись»: тема дома

Деревня, в которой живет мать, изображена в серых безрадостных тонах. Дома обветшали и вросли в землю. Вокруг царит отчаяние и запустенье. Сама изба не освещается, обстановка в ней довольна неприглядная. Рассказ «Свиделись» построен на антитезе. С одной стороны - жизнеутверждающая картина семейного быта Титовых. С другой - безжизненная атмосфера, царящая в избе. На этом противопоставлении основана идея, которую заложила в произведение Людмила Куликова. «Свиделись», герои которого описаны чрезвычайно скупо, являет собой в котором «говорят» дома и обстановка в них. Именно изображение избы раскрывает внутренний мир ее хозяйки.

Образ Ольги Герасимовны

Мать не признала его. Но в последней фразе, которым завершается рассказ «Свиделись» Куликовой, становится ясно, что героиня этого произведения ничего не забывала. Долгие годы ожидания убили ее. Она уже не ждала сына, и увидеть его живым и невредимым значило убедиться в его предательстве. Хотя «увидеть» - слово, которое к ней неприменимо, так как она потеряла зрение.

Образ матери показался Толику совсем чужим: невысокая старая женщина с невидящими глазами и обожженными пальцами. Неужели это та женщина, письма от которой он так часто получал в армии и чьи послания всегда заканчивались незамысловатой присказкой «Сыну Толе от мамы Оли»?

Письма матери

Они его чрезвычайно раздражали. Пространные письма от любящей матери ему были неинтересны, и он рвал их сразу же после прочтения. Куда приятнее было читать послания от молодых девушек. Тему, во все времена актуальную, подняла в рассказе «Свиделись» Куликова. произведения заключается в сложных взаимоотношениях родителей и детей. Однако трудности могут иметь различный характер. Между матерью и сыном нередко присутствуют разногласия относительно того или иного вопроса. Детей часто утомляет чрезмерная забота, которую один из современных российских авторов однажды назвал «террором любви». Но герой Куликовой не испытывал излишней опеки и не страдал от навязанного матерью мнения. Он ее просто-напросто стыдился. Причину этого низкого чувства может раскрыть дальнейший анализ произведения.

Безотцовщина

В одном из писем мать рассказывает Толику о смерти отца. Он совсем не помнит этого человека. Толик рос безотцовщиной. Когда, наведавшись к матери, он пытается убедить ее в том, что он и есть ее любимый сын Толя, то вспоминает об одном из своих приятелей, который был якобы тоже сыном матери-одиночки. Упоминание о друге детства, который был таким же безотцовщиной, является одним из немногих, которые приходят на ум блудному сыну. И это не случайно.

Расти без отца непросто. И особенно это сложно, когда жизнь протекает в небольшой деревушке, где каждый друг о друге знает все. Отсутствие отца для мальчика не проходит бесследно. Некоторые подростки в взрослеют раньше, чем их сверстники, возлагая на себя заботу о матери. Другие же, напротив, стремятся забыть во что бы то ни стало обидное слово «безотцовщина», убежать от него, скрыться. Чтобы где-то далеко создать полноценную правильную семью. Таким был Толик. Он так хотел иметь свой дом и познать истинную радость семейного счастья, что, не задумываясь, вычеркнул из памяти все, что было связано с детством, а прежде всего - свою мать.

Слепота

В чем смысл названия рассказа Куликовой? Свиделись... Героиня этого произведения не раз произносит это слово. Она говорит о желании «свидеться» с сыном в письме к нему. И она произносит фразу «Вот и свиделись» после того, как он покидает ее в последний раз.

Она хотела увидеть сына. Но поскольку это желание оказалось недосягаемым для нее, она потеряла зрение. Слепота матери в рассказе имеет символическое значение. Как только угасла надежда Ольги Герасимовны «свидеться» с сыном, она утратила и необходимость видеть. Зрение ей было больше ни к чему.

Несостоявшееся покаяние

В ночь, которую провел в доме матери Толик, он не сомкнул глаз. Он все вспоминал о годах минувших. О том, как трудно было зарабатывать деньги на шубу жене, поездки на море, новую квартиру. Об этом Толик хотел рассказать и Ольге Герасимовне, дабы оправдать себя в ее глазах. Но не смог. Она упорно не признавала в нем сына. Но даже если бы он и поведал ей о трудностях, которые преодолевал все эти годы, едва ли она бы его поняла. Человеку, который за большую часть своей жизни не нашел времени увидеться с матерью, оправдания нет.

Другие герои

Совсем немного автор рассказал о прочих персонажах. Ими являются жена и четверо сыновей Толика. Да о них и сказать нечего, поскольку они являются частью счастливой солнечной картины семейного счастья. Исключительно ради них жил и работал герой рассказа последние двадцать четыре года, в чем был искренне убежден. В действительности же он предал свою мать из-за собственного эгоизма и слабости.

Назад в новую жизнь

Толик снова покинул мать. Лицо ее в последнее мгновение показалось ему грустным. Главный персонаж этого рассказа уходит, отбрасывая в сторону все, что связывает его с родным домом. Он уже никогда не увидит мать, но вспомнит о ней не раз. С годами все незначительнее станет житейская суета. А боль в сердце о забытой матери тем временем будет все накаляться. Однако «свидеться» ему, увы, уже будет не с кем.

В стиле психологической прозы создала рассказ «Свиделись» Куликова. Жанр этот предполагает изучение и анализ человеческой души на примере одного-двух героев. В этом произведении можно прочитать судьбы всех покинутых матерей и душевные терзания сыновей, их предавших.