В группу деревянных духовых инструментов входят. Виды оркестров

В группу деревянных духовых инструментов входят. Виды оркестров
В группу деревянных духовых инструментов входят. Виды оркестров
Выпуск 3

Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Музыку лучше всего, конечно, слушать в концертном зале. Потому что никакая современная аппаратура не сможет передать всего богатства звучания музыкальных инструментов в оркестре. Например, в симфоническом. Само слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. Так называли площадку перед сценой в античном театре. На этой площадке размещался древнегреческий хор. На сцене актёры разыгрывали комедию или трагедию, а хор создавал музыкальное сопровождение. Сегодня под словом «оркестр» мы понимаем коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах. А слово «симфонический» указывает на то, что этот оркестр самый большой и самый богатый по своим возможностям. Потому что в его составе и струнные, и духовые, и ударные инструменты. В таком оркестре может участвовать от 60 до 120 музыкантов. И даже больше. Оркестр состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных. В состав струнных смычковых входят: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. К деревянным духовым относятся: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые инструменты это — валторны, трубы, тромбоны, тубы. В составе ударных инструментов литавры, малые барабаны, ксилофоны, большие барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты и многие другие.

Роль дирижёра

Может ли оркестр играть без дирижёра? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать о роли дирижёра в оркестре. Он необходим, прежде всего, для того, чтобы все музыканты играли в едином темпе. Раньше роль дирижёра выполнял человек, который отбивал ритм специальным жезлом. Потом им стал первый скрипач. Он стоял перед оркестром, играя на скрипке, а движениями головы и корпусом смычка показывал музыкантам темп и ритм произведения. В оркестре со временем появлялось всё больше музыкальных инструментов, поэтому понадобился человек, выполняющий роль дирижёра. Дирижёр стоит на возышении для того, чтобы все музыканты видели его жесты. В правой руке он держит палочку, которой показывает ритм и темп музыки. Левая рука передаёт характер и тончайшие нюансы исполнения. Роль дирижёра очень важна. А какими качествами должен обладать человек этой профессии? Прежде всего он должен быть профессиональным музыкантом, имеющим соответствующее образование. В дирижировании музыкант использует своё тело, не только руки, для передачи своих мыслей и чувств другим музыкантам. Хотя дирижёр выполняет главную роль в оркестре, всё же в истории был самостоятельный оркестр. А точнее ансамбль. Назывался он «Персимфанс». В его состав входили очень известные в ту пору музыканты. Они играли там слаженно, что вполне могли обходиться без дирижёра.

Приложение 2. Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Основу симфонического оркестра составляют струнные музыкальные инструменты. Иногда эту группу еще называют струнно-смичковою, так как звук извлекается смычком, которым исполнитель ведет по струнам. Все инструменты струнной группы - скрипка, альт, виолончель и контрабас, имеют такие замечательные качества, как протяженность звучания, мягкость и ровность тембра. Скрипка «поет» высоким голосом, контрабас - самым низким, тогда как альт и виолончель трогают слушателей своими голосами в средних регистрах.

И . Струнные

Во всем мире скрипку считают королевой музыки, ведь она - наиболее распространенный смычковый инструмент. Лучшими скрипками прославилась Италия. Здесь работали выдающиеся мастера Дматі, Гварнери, Страдивари. Секреты изготовления этого музыкального инструмента они передавали членам своих семей из поколения в поколение.

Скрипка имеет изящный корпус. На верхней деке есть вырезы - эфы, которые называются так за их сходство с латинской буквой f . К корпусу прикреплен гриф с завитком на конце. Внутри корпуса на двух ножках стоит подставка, сквозь которую протянуты четыре струны (ми, ля, ре и соль). Во время выполнения скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки, в правой держит смычок, которым водит по струнам.

Для скрипки написано много различных произведений выдающимися композиторами: А. Вивальди, Л. ван Бетховеном, П. Чайковским, Н. Покори ком и другими. Славу непревзойденного виртуоза одержал итальянский скрипач Никколо Паганини.

АЛЬТ - струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, как скрипка, но больше по размерам. Через это альт имеет более низкий регистр, а звучание - более насыщенное, бархатное. Обычно в большом симфоническом оркестре 10 альтов.

ВИОЛОНЧЕЛЬ - струнно-смычковый музыкальный инструмент басового регистра. Имеет значительно большие размеры от скрипки и альта (общая высота - до 1,5 м). Звук виолончели сочный и густой, словно мужской баритон. Певучие мелодии наиболее ярко раскрывают благородный тембр виолончели.

В отличие от скрипки и альта, которые держат горизонтально на плече, виолончель ставят вертикально. В давние времена этот инструмент размещали на стуле, музыкант при этом должен был играть стоя. Впоследствии, когда изобрели металлический шпиль, который упирается в пол, виолончелисты стали исполнять произведения сидя, что было гораздо удобнее.

Для виолончели, как самостоятельного инструмента, написано много произведений, в частности, известные сюиты И.-С. Баха, вариации П. Чайковского, концерты для оркестра А. Дворжака, Д. Шостакович а и других.

КОНТРАБАС - самый большой инструмент струнно-смычковый группы с низким звучанием. Контрабасисты играют стоя с помощью смычка или же пиццикато (перебирая пальцами струны). Этот струнно- смычковый инструмент используется в разнообразных жанрах, в частности, во многих видах народной и академической музыке, в джазе, блюзе, рок-н-ролле.

АРФА - струнный щипковый инструмент Концертная арфа, которую можно увидеть в составе большого симфонического оркестра, имеет значительные размеры. 47 струн разной толщины и длины натянутых на деревянную раму треугольной формы высотой 1 м. С помощью 7 педалей исполнитель (арфіст или арфистка) изменяют высоту звука.

Арфа известна на территории Украины с давних времен. На одной из фресок Софийского собора в Киеве можно увидеть этот музыкальный инструмент.

Значение арфы в оркестре заключается прежде всего в яркости ее звучание. Она часто аккомпанирует другим инструментам оркестра, иногда ей «доверяют» сольные партии. Таких немало в балетах П. Чайковского, операх М. Римского-Корсакова и Г. Вагнера, симфонических произведениях Г. Берлиоза и ф. Листа. Концерт для арфы написал украинский композитор А. Кос-Анатольский.

II. Деревянные духовые

ФЛЕЙТА - один из древнейших инструментов, а также общее название некоторых духовых инструментов. В симфоническом оркестре обычно используют поперечную флейту, иногда - флейту-пикколо. Исполнитель - флейтист или флейтистка - держит инструмент горизонтально. Характер звучания флейты достаточно высокий, изящный, мелодичный, поэтический, но несколько холодный, флейты ныне изготавливают из серебряно-цинкового сплава, реже - из драгоценного металла (серебра, золота и платины), еще реже - из дерева или стекла.

ГОБОЙ - деревянный духовой инструмент, представляет собой прямую коническую трубку из черного или тукового дерева (около 60 см). Имеет 25 отверстий, 22-24з которых закрываются клапанами

Иногда гобой используется как сольный инструмент. В симфоническом оркестре обычно звучат два или три гобое. Одно из первых концертных пьес для гобоя создал ф. Куперен («Королевские концерты»). Концерты и пьесы для гобоя писали А. Вивальди, Г.-ф. Гендель, Й. Гайдн, В.-А. Моцарт, К. Сен-Санс и другие.

КЛАРНЕТ - инструмент, который изготавливают из дерева благородных сортов, например черного. Он имеет широкий диапазон, теплый и мягкий тембр. Корпус инструмента представляет собой трубку цилиндрической формы (около 66 см), тогда как гобой имеет конический корпус. Кларнет применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. В камерной музыке кларнет использовали В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, ф. Шуберт, Н. Глинка.

ФАГОТ - инструмент, изготовляют преимущественно из клена. Он имеет самый большой диапазон в своем семействе деревянных духовых (более 3 октавы). В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров, за что и получил свое название. На корпусе инструмента находятся отверстия (около 25-30), которые музыкант открывает и закрывает, чтобы изменить высоту звука. Только 5-6 отверстий управляются пальцами, для остальных используют сложный клапанный механизм.

Обычно в сим фонічному оркестре используют 2 фаготы, они в основном дублируют виолончели и контрабасы. Благодаря фаготу мелодическая линия приобретает плотности, связности. При игре в высоком регистре нередко звучат скорбные интонации.

Композиторы прошлых веков (И. Гайдн, В.-А. Моцарт) часто оказывали фаготам сольные партии в симфониях. Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

III. Медные духовые

ТРУБА - инструмент с существенной технической подвижностью, ярко и стремительно выполняет стаккато (прерывистые звуки). Представляет собой длинную изогнутую трубку, которая немного сужается у мундштука и расширяются возле раструба. Основным принципом игры на трубе является получение гармонических звуков путем изменения положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте с помощью механизма вентилей (их нажимают правой рукой).

Концерты для трубы писали С. Василенко, Й.-С. Бах, Й. Гайдн, Й. Брамс, Бы. Барток, и др.

ВАЛТОРНА - инструмента в виде скрученной медной трубки равликоподібної формы (в С м), которая с одной стороны заканчивается широким раструбом, с другой - мундштуком. Среди медных духовых отличается мягкостью тембра. Звук может приглушуватися с помощью сурдины (специального устройства).

ТРОМБОН - инструмент, состоящий из дважды изогнутой цилиндрической трубы (общей длиной около 3 м, диаметром от 1,5 см), которая заканчивается раструбом. На верхнюю часть трубы устанавливается мундштук, через который тромбонист вдуває воздуха. Средняя часть - кулиса - раздвижная, с ее помощью музыкант увеличивает объем вибрирующего воздуха и, соответственно, снижает звук инструмента.

ТУБА - редкий духовой инструмент, самый низкий по звучанию. Первые тубы использовались в военных оркестрах, затем в симфоническом оркестре. Первым значительным симфоническим произведением, где использована туба, есть «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза. В симфоническом оркестре используется только одна туба, в духовом - две. Исполнители на тубе играют, как правило, сидя, подвешивая ее на подтяжках.

Для тубы написано довольно мало оригинальных сольных произведений, значительная часть репертуара состоит из переделок.

IV. Ударные

ЛИТАВРЫ - инструмент с определенной частотой звука, что имеет азиатское происхождение.

Литавры представляют собой систему из двух или нескольких медных котлов, открытая сторона которых затянута кожей. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса (варьируется от 30 до 84 см). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента. Палочки для игры на литаврах бывают деревянные, тростниковые или металлические, а наконечники - из кожи, дерева и других материалов. Благодаря этому литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты.

В симфоническом оркестре, как правило, используются инструменты трех размеров - большие, средние и малые литавры.

БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ БАРАБАНЫ Большой барабан (бас-барабан) - крупнейший ударный инструмент очень низкого и часто сильного неопределенной высоты звучания. Имеет вид металлического или деревянного цилиндра, затянутого с обеих сторон кожей (диаметр около 1 м). Играют на нем деревянной палочкой с мягким наконечником. Особый прием игры - тремоло, достигается быстрой игрой двумя палочками. Таким образом создаются эффекты от удаленного гул до мощного грохота.

Малый барабан, или просто барабан - инструмент с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (в концертном - 4-10 струн), которые придают звуку сухой рокітливого, оттенка.

Играют на барабане двумя деревянными палочками. Характерный прием игры - барабанная дробь (быстрое чередование ударов палочками). В симфонической оркестр введен в XIXст.; используется в военных сценах.

ТРЕУГОЛЬНИК - инструмент в виде согнутого в треугольник стального прута (диаметром 8-10 мм), который свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой. Звук треугольника - неопределенной высоты, звонкий, блестящий и в то же время нежный.

На треугольнике можно выполнять как отдельные ритмические удары, так и тремоло. Изначально треугольник использовали преимущественно в военной музыке, позже - и в симфонической.

КАСТАНЬЕТЫ - инструмент без виз наченої высоты звука в виде двух пластинок-ракушек, связанных между собой вверху веревкой. Пластины традиционно изготавливались из твердой древесины, хотя в последнее время для этого используется стекло-пластик.

Кастаньеты чаще всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно со стилем фламенко. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита» (например, в опере Же. Бизе «Кармен», «Испанском капріччо». Римского-Корсакова и других).

ТАРЕЛКИ - инструмент с неопределенной высотой звука в виде двух дисков из специального сплава (медь, латунь, бронза). Тарелки известны с времен Древнего Египта, Индии, Китая. В симфоническом оркестре на парных тарелках играют, ударяя по одной второй встречным скользящим движением. Различают открытый удар, при котором тарелки продолжают свободно звучать, и закрытый, когда края тарелок исполнитель прижимает к плечам.

БУБЕН - распространенный у многих народов мира инструмент с неопределенной высотой звука. Имеет вид деревянного обруча, с одной стороны натянутой кожей. С противоположной стороны натягивают струны или проволоки, на которые подвешивают колокольчики. В специальные проемы монтируют металлические погремушки, которые по форме напоминают тарелки от барабана, только в миниатюре. Иногда бывают бубоны и без погремушек. Основная задача в оркестре - удерживать темп и оказывать определенного колорита музыке. Приемы игры: удары ладонью по обручу или коже, тремоло. Используют преимущественно в танцах и походных маршах.

ОРКЕСТРОВЫЕ КОЛОКОЛА - инструмент, который представляет собой набор из 12-18 цилиндрических металлических трубок (диаметр 25-38 мм, подвешенных в специальной раме (высота 2 м). Ударяют по трубкам калаталкою, головка которой обтянута кожей.

В оркестре инструмент чаще всего используют для имитации колокольного звона.

КОЛОКОЛЬЧИКИ - инструмент, имеющий определенную высоту звука и состоит из ряда металлических пластинок, свободно закрепленных на брусках в два ряда. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Играют при помощи специальных металлических молоточков или клавишного механизма или деревянными палочками.

ТАМ-ТАМ - старинный инструмент с неопределенной высотой звука восточного происхождения. В состав симфонического оркестра вошел в конце XIX вот. На вид - это кованый металлический диск из медного сплава. Диаметр большого там-тама достигает 100-120 см, толщиной он 8-10 см.

Инструмент подвешивается на толстой струне или ремни к крюков устойчивой деревянной или металлической рамы. Играют на нем деревянной калаталкою (иногда для специальных эффектов - палочками от малого барабана или треугольника). Звук там-тама низкий, сочный, глубокий, с широкой звуковой волной, которая после удара нарастает, а затем постепенно стихает.

V. Клавишные

ОРГАН - клавішно-духовой инструмент, обычно расположенный в католических церквях, концертных залах, музыкальных учебных заведениях.

Органный звук создается благодаря нагнетанию воздуха в трубы различного диаметра, длины, материала (металл или древесина). Управление органом осуществляется с игрового стола, пульта у правления, где содержатся игровые механизмы (клавиши, педаль) механизмы включения и исключения регистров. Игра на органе осуществляется при участии обеих рук и ног органиста, с помощью (или без) ассистента. В распоряжении органиста есть один или несколько мануалов (клавиатуры для рук) и педаль (клавиатура для ног).

Орган используется не только как сольный, и ансамблевый инструмент, ведь он прекрасно сочетается с другими тембрами, с оркестром, хором. Много известных композиторов разных времен писали произведения для органа. Непревзойденным гением органной музыки был Й.-С. Бах.

КЛАВЕСИН - старинный клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Его металлические струны защелкиваются плектром из пера или кожи. Существуют клавесины двух типов: крилоподібної формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера - квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго - спінетом.

Уступая фортепиано в динамике, клавесин имел свои преимущества - он прекрасно сочетается с другими инструментами и голосами, что важно в камерных ансамблях.

ФОРТЕПИАНО (ПИАНИНО, РОЯЛЬ)- клавішно-ударный инструмент, распространенный в мире. У рояля рама с струнами и резонансная дека расположены горизонтально, а у пианино - вертикально. Вследствие этого рояль имеет крилоподібну форму, он более громоздок, чем пианино. Однако звучание рояля более объемное, полнее, шумнее, чем у пианино. Как правило, современные рояли имеют три педали, они призваны изменять громкость, тембр или удлинять звучание (в пианино - обычно две педали).

Репертуар пианистов - весьма разнообразный по жанрам и стилям. «Душой фортепиано» был ф. Шопен, выдающимся пианистом-виртуозом - ф. Лист.

(отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава - в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Симфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы . Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику , музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента ), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.

    Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые , деревянные и медные духовые, ударные . В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа , а также фортепиано , орган , челеста , клавесин).

    Оркестр полной величины, требуемый для исполнения некоторых масштабных произведений XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, - или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами . Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём духовых инструментов: состав оркестра, в котором играют два флейтиста, два гобоиста (труб при этом также две, а валторна может быть одна или две пары) и т. д., называют па́рным, состав с тремя флейтистами и т. д. - тройным. В тройном составе к паре основных деревянных духовых инструментов добавляется его разновидность: к флейтам - флейта-пикколо , к гобоям - английский рожок, к кларнетам - бас-кларнет, к фаготам - контрафагот. При этом исполнитель на этих видах инструментов может совмещать их с основным типом, то есть флейтист-пикколист играть также и на третьей флейте, исполнитель на английском рожке - на третьем гобое, и т. д. При дальнейшем увеличении состава (четверном, пятерном) в группы деревянных духовых инструментов могут быть добавлены альтовая флейта, малый кларнет (пикколо) in Es, гобой д’амур, а в группы медных духовых - вагнеровские (валторновые) тубы, басовая труба или труба-пикколо, разные виды басовых туб, чимбассо.

    Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина , нередко в состав входили лютня , мандолины . «Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена и в музыковедческой литературе именуется «бетховенским» . В этот оркестр, помимо струнных смычковых инструментов, занявших в нём ведущее положение, - скрипок , альтов , виолончелей и контрабасов (так называемого смычкового квинтета, поскольку скрипки делятся на первые и вторые) , - входили парные составы деревянных духовых инструментов (2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета и 2 фагота) и группа медных духовых (2, 3 или 4 валторны и 2 трубы); ударные были представлены литаврами .

    Во второй половине XIX века «бетховенский» оркестр уже классифицировался как малый симфонический; большой состав оркестра, начало которому также положил Бетховен, в своей Девятой симфонии (1824), отличался от малого не только расширенным составом каждой секции, но и некоторыми дополнительными инструментами: в нём появились малая флейта, контрафагот , тромбоны , треугольник , тарелки и большой барабан . Позже, в эпоху романтизма в симфоническом оркестре появились арфы , тубы , английский рожок , колокола . Уже в 40-х годах XIX века оркестр Берлинской оперы при необходимости мог обеспечить состав в 14 первых и 14 вторых скрипок, 8 альтов, 10 виолончелей, 8 контрабасов, по 4 каждого из деревянных и медных духовых инструментов, литавры, большой барабан, тарелки и 2 арфы. Берлиоз в трактате об инструментовке описал оркестр еще большего состава, который был необходим для исполнения его собственных партитур. Еще большее число инструментов включает вагнеровский оркестр .

    Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). За ними располагаются медные инструменты - трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя - от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.

    Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы - слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

    Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижёр.

    Основным составом полного симфонического оркестра является так называемый парный состав , где сольные (духовые) голоса представлены попарно:

    2 флейты (I-II),

    2 гобоя (I-II),

    2 кларнета (I-II),

    2 фагота (I-II),

    2 пары валторн (I-II; III-IV),

    2 трубы (I-II),

    1 литаврист,

    2-3 исполнителя на ударных,

    первые скрипки (16 человек - 8 пультов),

    вторые скрипки (14 человек - 7 пультов),

    альты (12 человек - 6 пультов),

    виолончели (10 человек - 5 пультов),

    контрабасы (8 человек - 4 пульта).

    В тройном составе полного симфонического оркестра сольные голоса представлены тремя инструментами, в частности за счет пополнения их всеми разновидностями деревянных духовых инструментов:

    2 флейты (I-II),

    малая флейта (она же III флейта),

    2 гобоя (I-II),

    английский рожок (он же III гобой),

    2 кларнета (I-II),

    малый кларнет (он же III кларнет) или бас-кларнет (он же III кларнет),

    2 фагота (I-II),

    контрафагот (он же III фагот),

    3 пары валторн (I-II; III-IV; V-VI),

    <стр. 215>

    3 трубы (I-II, III),

    1 литаврист,

    3–4 исполнителя на ударных,

    группа смычковых инструментов (в том же, как и предыдущий, составе).

    С конца XIX века тройной состав является наиболее употребительным в музыкальной практике и обязателен для комплектования любого симфонического оркестра.

    Ударные инструменты и арфы (от одной до трех) имеются независимо от состава оркестра (то есть не регламентированы в отношении количества).

    Различные четверные, пятерные и прочие составы оркестра получаются путем дальнейшего увеличения количества сольных голосов. При этом обычно дальнейшее увеличение количества духовых идет неравномерно, и наличие, например, пяти труб (как в «Поэме экстаза» Скрябина) совсем не определяет обязательного присутствия в партитуре десяти валторн (их в «Поэме экстаза» восемь).

    Наиболее устойчивым из чрезмерных составов является четверной состав полного симфонического оркестра. Он выглядит так:

    2 флейты (I-II),

    первая малая флейта (она же III флейта),

    вторая малая флейта (она же IV флейта),

    4 гобоя (I-II-Ш),

    английский рожок (он же IV гобой),

    2 кларнета (I-II),

    малый кларнет (он же III кларнет),

    бас-кларнет (он же IV кларнет),

    3 фагота (I-II-Ш),

    контрафагот (он же IV фагот),

    4 пары валторн (I-II, III-IV; V-VI; VII-VIII),

    4 трубы (I-II, III-IV),

    <стр. 216>

    1 литаврист,

    4-5 исполнителей на ударных,

    смычковые инструменты в таком же количестве, как и в предыдущих составах.



    Правда, в отношении смычковых инструментов нужно заметить, что при парном составе духовых можно вполне обойтись несколько меньшим их количеством, а именно: двенадцатью первыми скрипками, десятью вторыми, восемью альтами, восемью виолончелями и пятью-шестью контрабасами.

    Наоборот, когда на струнную группу ложится огромная тяжесть звучания духовых инструментов четверного состава, совершенно необходимо наличие всей упомянутой ранее массы струнных.

    Однако чрезмерное увеличение количества струнных инструментов также не рекомендуется, так как слишком массивное звучание смычковых способно обескровить и поглотить деревянные духовые тембры и даже ослабить блеск и силу медных духовых инструментов.

    Таким образом, нормальное количество смычковых инструментов в оркестре колеблется от 12 до 16 у первых скрипок, от 10 до 14 - у вторых; от 8 до 12 у альтов, от 8 до 10 у виолончелей и от 5 до 8 у контрабасов. Следует заметить, что многие оркестраторы предпочитают преобладание количества виолончелей над количеством альтов и считают правильным следующее соотношение числа струнных: 16-14-10-12-8.

    Кроме полных составов симфонического оркестра существуют еще различные неполные и малые составы.

    Из них упомянем так называемый бетховенский состав: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 литавры, 10 первых скрипок, 8 вторых скрипок, 6 альтов, 5-6 виолончелей, 3-4 контрабаса.

    Оркестратор должен точно представлять себе избранный им состав не только с точки зрения количества сольных голосов, но и в отношении числа исполнителей в каждой группе смычковых инструментов. Это особенно важно при сложных разделениях групп на самостоятельные партии (divisi).

    <стр. 217>

    При разделении групп струнных инструментов на отдельные партии употребляются следующие (итальянские) термины:

    а) divisi (сокращенно div.) - разделение на 2 партии;



    б) divisi in 3 (in 4 и т. д.) - разделение на 3 (на 4 и т. д.) партии.

    Отказом от игры divisi являются обозначения - non divisi или unisono (сокращенно - unis.).

    Если играет один солист, то перед фразой ставят слово solo, а прочие исполнители данной группы указываются термином altri (остальные).

    Исполнение фразы двумя солистами и бóльшим их числом предписывается надписями: а 2 soli; а 3 soli и т. д.

    Отказом от игры sul ponticello, sul tasto, col legno является слово ordinare (сокращенно - ord.).

    Каждый духовой инструмент представляет собой сольный голос, в отличие от струнных, выступающих группами. Поэтому каждый из них имеет свой порядковый номер, проставляемый перед соответствующими фразами в тех случаях, когда данные фразы поручаются лишь одному инструменту (I°; II°; III° и т. д.).

    Игра двух (или иногда трех и более) инструментов, записываемых на одной строчке, обозначается термином а 2 (а 3, а 4).

    Приведенные выше составы полных и особенно неполных симфонических оркестров являются ТИПОВОЙ схемой. Живая практика создает большое число различных смешанных вариантов, где деревянные духовые инструменты тройного состава сочетаются с медными парного состава и наоборот.

    Заканчивая настоящую книгу, можно лишь пожелать оркестраторам не увлекаться исключительными составами, не писать партитур, недоступных для исполнения нормальными средними симфоническими оркестрами, памятуя, что мастерское владение

    Следует обратить внимание на разницу в обозначениях: divisi in 2 (in 3 и т. д.) и divisi а 2 (а 3 и т. д.). В первом случае все исполнители делятся на две (три и т. д.) партии; во втором - два (три и т. д.) исполнителя играют каждый свою партию.

    <стр. 218>

    оркестровым письмом дает возможность из скромного парного состава извлечь такую звучность, которая окажется недоступной тому, кто стремится прикрыть свою беспомощность оглушительным шумом чрезмерного по количеству инструментов состава.

    Максимум умения при минимуме лишь самых необходимых средств - залог успеха в написании полноценных в художественном отношении партитур.


    Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра / Под ред. и с доп. Ю. Фортунатова. М., 1959.

    Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. - М., 1961.

    Видор Ш. Техника современного оркестра. - М., 1938.

    Гиро Э. Инструментовка / Под ред. Д. Рогаль-Левицкого. - М, 1934. 3-е изд.

    Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. - М., 1973.

    Дулова В. Искусство игры на арфе. - М., 1975.

    Карс Н. История оркестровки. - М, 1932.

    Модр А. Музыкальные инструменты. - М., 1959.

    Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. - М., 1973.

    Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. - М., 1946.

    Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. - М., 1956.


    Струнные смычковые инструменты..................................................................... 6

    Общие сведения.................................................................................................... 6

    Скрипка............................................................................................................... 37

    Альт...................................................................................................................... 54

    Виолончель......................................................................................................... 56

    Контрабас............................................................................................................ 65

    Деревянные духовые инструменты..................................................................... 72

    Общие сведения.................................................................................................. 72

    Флейта.................................................................................................................. 78

    Гобой.................................................................................................................... 89

    Кларнет................................................................................................................ 94

    Фагот.................................................................................................................. 100

    Саксофон........................................................................................................... 105

    Расширение возможностей игры на деревянных духовых инструментах. 106

    Медные духовые инструменты.......................................................................... 112

    Общие сведения............................................................................................... 112

    Валторна............................................................................................................ 126

    Труба.................................................................................................................. 136

    Тромбон............................................................................................................. 141

    Туба.................................................................................................................... 147

    Корнеты и саксгорны...................................................................................... 151

    Специальные приемы игры на медных духовых инструментах............... 156

    Арфа......................................................................................................................... 158

    Ударные инструменты.......................................................................................... 172

    Общие сведения................................................................................................ 172

    Литавры............................................................................................................ 177

    Большой барабан............................................................................................. 181

    Малый барабан................................................................................................. 182

    Бубен (тамбурин).............................................................................................. 184

    Том-том.............................................................................................................. 186

    Бонги................................................................................................................. 187

    Тамтам................................................................................................................ 188

    <стр. 221>

    Гонг................................................................................................................... 189

    Тарелки............................................................................................................. 190

    Треугольник..................................................................................................... 192

    Колокольчики................................................................................................... 193

    Челеста.............................................................................................................. 195

    Вибрафон.......................................................................................................... 196

    Ксилофон.......................................................................................................... 198

    Колокола............................................................................................................ 203

    Тубафон.............................................................................................................. 205

    Темпле-блок....................................................................................................... 205

    Идиофоны с неопределенной высотой звука................................................ 206

    Особые звуковые эффекты на фортепиано...................................................... 210

    Примерное распределение ударных инструментов между исполнителями 212

    Сведения о типовых составах симфонических оркестров........................... 214


    <стр. 222>

    Чулаки M.

    Ч 89 Инструменты симфонического оркестра: Пособие. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2004. - 224 с, нот., ил.

    ISBN 5-7379-0260-9

    Пособие содержит основные сведения об устройстве инструментов симфонического оркестра, способе игры на них, истории их создания. В четвертое издание автором введен ряд уточнений и добавлений.

    Предназначается для учащихся музыкальных учебных заведений, а также для музыкантов, изучающих основы оркестровки.

    Состоит из шести групп инструментов, таких как: струнно-смычковые, духовые деревянные, медно-духовые, ударные, клавишные и добавочные . В большом симфоническом оркестре играют до 110 музыкантов, а в малом – до 50. Руководство коллективом осуществляет дирижер, художественной трактовкой музыкального .

    Струнно-смычковые инструменты составляют основу симфонического оркестра. Именно они являются носителями мелодического начала музыкального произведения. Инструменты этой группы сходны по внешнему виду и тембру, а звук извлекается при помощи смычка. Выразительное звучание скрипки является центральным в группе и во всем оркестре. Альт отличается от скрипки незначительно большим размером и более приглушенным, матовым звуком. Виолончель по внешнему виду повторяет контуры скрипки, но она намного больше нее. Виолончель не держат на плече, как предыдущие два инструмента, а опирают на подставку. Данный инструмент обладает низким, но бархатным и благородным звучанием. Контрабас превышает по размеру не только все вышеуказанные инструменты группы, но и рост человека, поэтому играют на нем сидя. Звук контрабаса низкий и гудящий.

    Группы деревянных духовых инструментов составляют: звонкая флейта, гобой с насыщенным теплым звуком, кларнет с разнообразным тембром, басовый, хрипловатый по звучанию фагот и обладающий самым низким тембром из группы контрфагот. Данная группа получила свое название благодаря материалу, из которого их изготавливают, дереву, и способу извлечения звука, вдуванию воздуха.

    Для изготовления инструментов группы медно-духовых инструментов применяют металлы с высоким содержанием меди. Их вступление характеризуется мощным, торжественным, ярким звучанием. Звонкий «голос» трубы зачастую играет солирующую партию. Волторна традиционно звучит в пасторальной музыке. Во время кульминации в произведении свою партию исполняет тромбон. Самым низким звучанием обладает туба.

    Ударные инструменты объединяет способ извлечения звука – удар. Но по характеру звучания все они различны. Их главная задача – подчеркнуть ритм, усилить звучание оркестра, добавить выразительности. В оркестре можно встретить такие ударные инструменты: литавры, большой и малый барабаны, бубен, тарелки и треугольники, колокольчики, ксилофон.

    Клавишная группа характеризуется наличием у каждого инструмента белых и черных клавиш. Среди них выделяют: орган, клавикорд, клавесин, фортепиано. Зачастую они одиночны в оркестре.

    Для исполнения определенных произведений в состав оркестра включают струнно-щипковый инструмент, обладающий нежным, прозрачным тембром – арфу. Она придает ноту волшебства в музыкальное произведение.