Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры. Маргерит Лонг

Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры. Маргерит Лонг
Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры. Маргерит Лонг

Признать единственного на весь мир лучшего современного пианиста является непосильной задачей. Для каждого критика и слушателя кумирами будут являться различные мастера. И в этом заключается сильная сторона человечества: мир вмещает в себя немалое количество достойных и талантливых музыкантов-пианистов.

Агрерих Марта Архерич

Пианистка родилась в аргентинском городе Буэнос-Айрес в 1941 году. За инструмент села уже в трехлетнем возрасте, а в восемь лет состоялся ее публичный дебют, на котором она исполнила концерт самого Моцарта.

Будущая звезда-виртуоз училась у таких преподавателей, как Фридрих Гульд, Артуро Ашкенази и Штефан Микеланджели - одни из самых выдающихся пианистов XX века, исполняющих классику.

С 1957 года Аргерих стала участвовать в соревновательной деятельности и одержала первые большие победы: 1 место в конкурсе пианистов в Женеве и Международном конкурсе имени Бузони.

Однако настоящий ошеломительный успех к Марте пришел в тот момент, когда она в возрасте 24 лет смогла победить на конкурсе международного уровня имени Шопена в городе Варшаве.

В 2005 году она стала лауреатом высшей премии "Грэмми" за исполнение камерных сочинений композиторов Прокофьева и Равеля, а в 2006 - за исполнение вместе с оркестром произведения Бетховена.

Также в 2005 году пианистка была удостоена Императорской японской премии.

Ее пылкая игра и изумительные технические данные, с помощью которых она виртуозно исполняет произведения русских композиторов Рахманинова и Прокофьева, никого не может оставить равнодушным.

Одним из самых известных современных пианистов России является музыкант Кисин Евгений Игоревич.

Родился он 10 октября 1971 год в Москве, в возрасте шести лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первым и единственным на всю жизнь педагогом для него стала Кантор Анна Павловна.

С 1985 года Кисин начинает демонстрировать свой талант за рубежом. В 1987 дебютирует в Западной Европе.

Через 3 года он покоряет Соединенные Штаты, где исполняет 1-ый и 2-ой концерты Шопена с филармоническим оркестром Нью-Йорка, и уже через неделю выступает в сольном формате.

Еще одним из самых выдающихся современных русских пианистов-виртуозов является знаменитый Денис Мацуев.

Денис родился в городе Иркутске в 1975 году в семье музыкантов. Родители с раннего возраста приучали ребенка к искусству. Первым педагогом мальчика стала его бабушка Вера Раммуль.

В 1993 году Мацуев поступает в государственную консерваторию Москвы, а через 2 года уже становится ведущим солистом Московской государственной филармонии.

Мировую известность приобрел после победы на Международном конкурсе имени Чайковского в 1998 году, когда ему исполнилось всего 23 года.

Он предпочитает совмещать свой новаторский подход к игре с традициями русской школы фортепиано.

С 2004 года проводит серии концертов под названием "Солист Денис Мацуев", приглашая сотрудничать вместе с собой отечественный и зарубежные ведущие оркестры.

Кристиан Циммерман

Кристиан Циммерман (родился в 1956 году) - знаменитый современный пианист польского происхождения. Помимо деятельности инструменталиста, является еще и дирижером.

Начальные занятия музыки преподавал ему отец - пианист-любитель. Затем Кристиан продолжил обучение у педагога Анджея Ясиньского в частном формате, а потом перешел в консерваторию города Катовице.

Первые концерты стал давать в возрасте 6 лет и в 1975 году выиграл конкурс пианистов имени Шопена, тем самым став самым молодым победителем в истории. В течение следующего года он оттачивал фортепианные навыки у знаменитого польского пианиста Артура Рубинштейна.

Кристиан Циммерман считается гениальным исполнителем творчества Шопена. В его дискографии имеются записи всех фортепианных концертов Равеля, Бетховена, Брамса и, конечно же, своего главного кумира - Шопена, а также звукозаписи сочинений Листа, Штрауса и Респихи.

С 1996 года ведет уроки в Базельской Высшей школе музыки. Получил премии Академии Киджи и Леони Соннинг.

В 1999 создал Польский Фестивальный оркестр.

Ван Юйцзя - китайская представительница фортепианного искусства. Известность приобрела благодаря своей виртуозной и неимоверно быстрой игре, за что ее наградили псевдонимом - "Летающие пальцы".

Место рождения китайской современного пианистки - город Пекин, где она провела детство в семье музыкантов. В возрасте 6 лет начала свои пробы на клавишном инструменте, а уже через год поступила в Центральную консерваторию столицы. В 11 лет была зачислена на учебу в Канаду и через 3 года окончательно переехала в чужую страну для дальнейшего обучения.

В 1998 году она получает приз Международного конкурса молодых пианистов в городе Эттлингене, а в 2001 году, помимо выше описанной награды, судейский состав отдает Ван награду, присужденную пианистам до 20 лет, в размере 500 000 йен (в рублях - 300 000).

С успехом играет пианистка и русских композиторов: имеет в записи Второй и Третий концерты Рахманинова, а также Второй концерт Прокофьева.

Фазыл Сай - турецкий современный пианист и композитор, рожденный в 1970 году. Учился в консерватории Анкары, а затем и в городах Германии - Берлине и Дюссельдорфе.

Стоит отметить, помимо фортепианной деятельности, и его композиторские качества: в 1987 году сочинение "Черные гимны" пианиста было исполнено в честь 750-летия города.

В 2006 году в городе Вене состоялась премьера его балета "Патара", написанная на основе также темы Моцарта, но уже фортепианной сонаты.

В исполнительском фортепианном репертуаре Сая важное место занимают два композитора: музыкальные титаны Бах и Моцарт. На концертах он чередует классические сочинения со своими собственными.

В 2000 году совершил необычный эксперимент, рискнув записать балет "Весна Священная" для двух фортепиано, исполняя обе партии собственноручно.

В 2013 году попал под уголовное дело за высказывания в социальной сети, касавшиеся темы ислама. Суд Стамбула пришел к выводу, что слова музыканта были направлены против мусульманского вероисповедания и приговорил Фазыла Сая к 10 годам условного заключения.

В том же году композитор подал ходатайство о повторном рассмотрении дела, приговор которого в сентябре снова был подтвержден.

Другие

В одной статье рассказать обо всех современных пианистах нет просто возможности. Поэтому перечислим еще тех, чьи имена являются сегодня значимыми в мире классической музыки:

  • Даниэль Баренбойм из Израиля;
  • Юнди Ли из Китая;
  • из России;
  • Мюррей Перайя из Соединенных Штатов Америки;
  • Мицуко Учида из Японии;
  • из России и еще множество других мастеров.

Технологии, разработки» www. методкабинет.рф


Пианист - интерпретатор. Современный пианизм.

Иовенко Юлия Евгеньевна, преподаватель фортепиано МАОУК ДОД Детская музыкальная школа г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края

Мой проект касается проблем интерпретации фортепианной музыки.

В нём я немного затрону тему истории фортепианного исполнительского искусства, а так же коснусь вопроса о тенденциях в современном исполнительском пианизме, расскажу о некоторых пианистах нашего времени, которые на мой взгляд являются лучшими интерпретаторами того или иного композитора.

Музыка в ряду искусств занимает особое место по своей специфичности. Объективно существуя в виде нотной записи, музыка нуждается в акте воссоздания исполнителем, его художественной интерпретации. В самой природе музыки заложено диалектическое единство музыкального произведения и исполнения.

Музыкальное исполнение всегда есть современное творчество , творчество данной эпохи, даже когда само произведение отделено от нее большим отрезком времени.

В зависимости от эпохи развития фортепианной музыки у пианистов формировался определённый стиль исполнения, определённая манера игры.

Клавирный период является для фортепианного исполнительства предысторией. В это время складывается тип музыканта- практика, «играющий композитор». В основе исполнительского мастерства лежит творческая импровизация. Виртуозность такого музыканта сводилась не столько к техническому совершенству, сколько к умению «говорить» с аудиторией с помощью инструмента.

Новый важный этап музыкального исполнения наступает к концу 18 века с выдвижением нового сольного инструмента - молоточкового фортепиано. Усложнение музыкального содержания вызвало необходимость в точной нотной записи, а так же фиксации специальных исполнительских указаний.

Фортепианное исполнительство приобретает эмоциональную насыщенность, динамичность.

К концу 18 века появилась новая форма музицирования- публичный, платный концерт. Происходит разделение труда композитора и исполнителя.

В начале 19 века формируется новый тип музыканта - «сочиняющий виртуоз». Новые пространственно - акустические условия (большие концертные залы) потребовали от исполнителей большей силы звучания. С целью усиления психологического воздействия вносятся элементы зрелещности. «Игра» лица и рук становится средством пространственной «лепки» музыкального образа. На публику воздействует виртуозный размах игры, смелый полёт фантазии , красочная гамма эмоциональных оттенков.

И наконец к середине 19 век а формируется музыкант- интерпретатор, истолкователь чужого композиторского творчества. У интерпретатора исключительно субъективный характер исполнения уступает место интерпретации, ставящей перед ним объективные художественные задачи- раскрытие, истолкование и передачу образного строя музыкального произведения и замысла его автора.

Практически всё 19 столетие характеризуется мощным расцветом фортепианного исполнительства. Исполнение становится вторым творением, где интерпретатор оказывается равноправным с композитором. Основной фигурой в исполнительской сфере становится странствующий виртуоз во всех его разновидностях - от «акробатов» фортепиано до исполнителей пропагандистов. В деятельности Шопена, Листа, братьев Рубинштейнов господствует идея единства художественного и технического начал, с другой стороны Калькбреннер и Ложье ставят главной цель воспитать ученика виртуоза. Стиль многих мастеров 19 столетия был наполнен таким исполнительским своеволием, что мы сочли бы его стопроцентно безвкусным и неприемлемым.

XX век смело можно назвать веком великих пианистов: так много в одном промежутке времени , кажется, их ещё не бывало никогда. Падеревский, Гофман, Рахманинов, Шнабель- в начале века, Рихтер, Гилельс, Кемпфф- во второй половине. Список можно дополнять бесконечно…

На рубеже XX- X I веков разнообразие интерпретаций настолько велико, что разобраться в них порой совсем не просто. Наше время - пестрота исполнительских манер.

Современное искусство играть на фортепиано. Что это такое? Что в нем происходит, что отмирает и что рождается?

В целом тенденция фортепианного исполнительского искусства сегодня в отличие скажем от того, что было даже лет 50 назад - это приоритет деталей над общей концепцией. Именно в разном прочтении микро-деталей современные исполнители хотят найти свою индивидуальность.

Так же - это существование негласного правила исполнения: «гомофонии нет. Вся фортепианная фактура и всегда насквозь полифонична, и даже стереофонична. С этим связан фундаментальный принцип: каждый палец - это отдельный и живой и конкретный инструмент, ответственный за продолжительность и качество звучания» (цитата из лекции – урока Михаила Аркадьева).

Переходный период к новому времени обусловлен острой потребностью общества в искусстве, отражающем дружественное общение, свободу от фальши. Возрастает потребность в бытовом искусстве. Демократизация искусства с одной стороны оживила музыкальную жизнь. Но на фоне этого оживления ярко выражается феномен переходной культуры – принятие поп культуры, как уникальное явление, а уникальные произведения классиков принятие за искусство стереотипа. Воспитательная функция музыки и высокохудожественная цель сменились развлекательной функцией и ориентацией на вкусы слушателя. Филармоническая система также полностью утратила потребность в просветительской деятельности. Ориентация на кассовость, на прибыль, которые пропорциональны успеху у порой не развитого слушателя, и порождает развитие вкусов населения в неправильном направлении. Средства массовой информации, несущие просветительскую функцию, полностью отдаляют нас от традиций академической музыки. Все реже и реже можно встретить телепередачи пропагандирующие в общем потоке исторические портреты композиторов, анонсы выступлений или просто трансляцию фильма-оперы. Выступления лучших пианистов пускают в эфир на некоторых каналах период с 1.00-3.00 ночи. На какого зрителя рассчитаны эти трансляции? Из 47 телеканалов аналогого вещания 1 отдан для продвижения культуры в массы. Авангардное отражение действительности очень далеко от идейной содержательности академического репертуара, а художественная высота классического репертуара задает слишком высокую планку современной обыденности. В связи с этим происходит очень большой разрыв в понимании искусства, в тенденциях его развития и значении. Лучше всего о ситуации в современном исполнительстве высказала Мира Евтич: «Отличные пианисты играют по всему миру очень быстро и очень громко, они все титулованные и заслуженные, но в них нет личностной харизмы, самобытно-персонального качества.» Также примечательны слова М. Плетнева: «Давно уже не слышал представителей старой русской школы. Слышу такую школу, которую можно назвать «пострусской» или «постсоветской». Она возникла из необходимости получения первых мест на различных конкурсах. Атлетическая игра. Я не поклонник такой игры. Но чтобы получить, нужно брать именно такой игрой. Вижу, что люди, которые играют более осмысленно, ничего не получают. Карьеру делают те, кто играет громко и быстро…» Спортивно-конкурсное время обусловило появление похожих друг на друга исполнителей. Профессиональный уровень исполнителя не выходит за рамки правильной и чистой игры. Исполнители все реже вкладывают в исполнение свое интерпретаторское «я». Путь пианиста на концертную эстраду лежит через конкурсное соревнование. Побеждают только спортивно ориентированные пианисты. Из-за этого художественная культура идет по пути упадка духовности. Статистика фиксирует падение заполняемости концертных залов. Профессионально ориентированные люди искусства в России в основном не имеют финансовой возможности посещать концертные выступления. Они все чаще обращаются к записям, радио «Орфей» или интернету. Вопросы исполнительства и интерпретации постепенно остаются в XX веке. Понятие «виртуоз» меняет свой благородный смысл «музыканта, мастера своего дела, потрясающего зал». Все чаще виртуозом называют мастера техники, отличающегося блестящей беглостью, легкостью исполнения трудных пассажей, октав и других технически трудных мест.

Само фортепианное исполнительство перестало единовластно нести просветительскую функцию, воспитательную, и больше не является отражением душевной настроенности народа. Фортепиано перестает быть центральным инструментом, а Klaviraband заменяется сборными концертами или звукозаписью. Звукозапись, появившаяся в конце 19 века, с одной стороны дав массивный толчок в развитии фортепианного искусства, вытеснила жанр домашнего музицирования, ограничив слушателя низким качеством передачи фортепианных произведений. Рояль в начале XXI века заменяется электронными малогабаритными синтезаторами, а публика все меньше посещает сольные фортепианные концерты, отдавая предпочтение ярким симфоническим концертам или фестивалям, где можно за один вечер услышать большое количество разнообразной музыки в различном исполнении. Неужели в будущем фортепиано рояль станет музейным экспонатом, а фортепианное исполнительство полностью исчезнет?

Для сохранения исполнительского искусства и возрождения нужно идти в тесной связи со смелыми масштабными идеями и со стремлением к их воплощению. Самобытное оригинальное мышление определяет движение и новые пути развития искусства. Нужно воспитывать свою аудиторию и заставлять ее подниматься выше своего художественного уровня. В воспитании учеников важно прививать навык познания, самостоятельного расширения кругозора. Современное исполнительство представлено многими пианистами. Их имена мы чаще всего узнаем после конкурса П.И.Чайковского. Этот конкурс принес знаменитость таким пианистам как

Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Элисо Вирсаладзе, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Григорий Соколов, Борис Березовский, Денис Мацуев и многие другим. Международные конкурсы, фестивали способствуют глобализации фортепианного искусства. Фортепианные школы постепенно перестают иметь идентифицированные черты как в 20 веке. Азиатские пианисты приезжают учиться в Россию, русские – ездят стажироваться и продвигаться на запад, а потом снова возвращаются концертировать в Россию. Стиль современного исполнительства отражает философию плюрализма. Множественность трактовок, исполнительских направлений, построение программ сегодня являются равнозначными и допустимыми. С одной стороны, это обеспечивает дорогу безвкусным и безграмотным любителям, но в тоже время это шанс для профессионалов сохранять исполнительское искусство и искать новые пути развития. Этот путь видел в 20 веке еще Глен Гульд. Экспериментируя с записью порой даже противоположных трактовок в один день (например, Бетховен Соната op.57 «Аппасионата»), он доказывает свою реформу о правильности любой трактовки при ее обоснованности и убедительности. Современные направления фортепианного искусства можно определить как выразительные и изобразительные . Так в фортепианных сочинениях исполнители «выразительного направления» выражают идею композитора через призму своего духовного мира, отношения к произведению, совершая поиски ее в исторической и философской панораме. А пианисты «изобразительного направления» показывают нам идею произведения, его смысл в контексте своих личностных профессиональных возможностей, рисуя звуками образ. Современное исполнительство обычно можно характеризовать по пианистам, творческие принципы которых уже сложились, а будущее – это молодые пианисты, которые находятся еще на пороге больших свершений.

Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Евгений Кисин, Иво Погорелич, Марта Агрерих, Альфред Брендель, Элисо Вирсаладзе – пианисты, чьи имена в топе нашей современности. Их исполнительские принципы уже сложились в течение творческой карьеры и в основном они продолжают лучшие традиции пианизма, сложившиеся в 20 веке. В их памяти еще свежи наставления лучших педагогов и живые выступления пианистов, таких как С. Рихтер, Э. Гилельс, Вл.Горовиц, Ар.Рубинштейн.. Наш век предоставляет нам удивительную возможность тоже послушать их звукозаписи. Мы можем оценить их технические возможности, сравнить трактовки, проследить эволюцию творчества исполнителей в любое удобное для нас время. Но никогда нам не будет доступен тот волшебный мир творения, та священная аура красочного звучания, та сила воздействия на слушателя, тот посыл энергетики, способный раз и навсегда сформировать мировоззрение исполнителя, воспитать его вкус и направить его творчество в русло, которое сохранит художественную планку на высоте. Увы. Прогнозы этих величин фортепианного исполнительства не всегда утешительны, но своей деятельностью они пытаются сохранить и передать то, что собиралась по зерну за всю историю фортепианного исполнительства. Проведение фестивалей, приглашение мировых звезд фортепианного искусства, доступность цен при покупке абонементов на концерты, гранты на поддержку молодых дарований – это первые шаги к остановке необратимого процесса исчезновения фортепианного исполнительства. Надежду на будущее нам дают молодые таланты, поиск которых непрерывен.Один из недавно покоривших весь мир пианистов – Даниил Трифонов . Блестящий молодой пианист, со сформировавшейся музыкальной позицией. Музыкальная одаренность в его исполнении сочетается с пламенным сердцем и отношением к музыке. «Прежде всего музыка должна войти в мое сердце, только потом я начинаю работу над произведением». – говорит Даниил. Его исполнительский стиль можно считать достойным продолжением русской фортепианной школы. Его стремление, которое можно услышать в любой трактовке – приблизиться к композиторской идее, соотнеся ее с эпохой и временем. Например, Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского в его исполнении наполнен дыханием и очень мелодичен. А исполнение концерта для №1 Ф.Шопена – в лучших традициях первых победителей конкуса Шопена – Л. Оборина и Я.Зака. наполнено мужской сентиментальностью и искренностью. С первого звука захватывает сердца слушателей - Александр Лубянцев . Пианист, прошедший также большое количество конкурсов, поражает своими интерпретациями. Несмотря на не всегда положительные отзывы о его исполнении, можно говорить, что он идет по верному пути – не к копированию существующих трактовок, а раздвигает рамки в поисках своего индивидуального стиля и в построении новых прочтений сочинений. Для него произведения – это неиссякаемый источник для поиска, а его девиз – « осилит дорогу идущий». Его исполнение никого не может оставить равнодушным. На клавирабендах Лубянцева не бывает пустых мест. Интерпретация – это вторая жизнь музыки и такое большое исполнителя к ней - обязательно вдохнет новую жизнь в исполнительское искусство. Незабываемое впечатление оставляют концерты

Мирослава Култышева . Исполнительский стиль этого пианиста очень романтичен, трогателен, деликатен, как и образ самого пианиста. Отсутствие яркой экспрессивности и налет печали придает его исполнению эфирность и не навязывает слушателю свое мнение и интерпретацию. Существует люфт для воображения и фантазии слушателя. Это оставляет некоторую недосказанность, которая оставляет впечатление, что пианист еще «раскроется» и еще что-то «покажет». Но это такой экзотический причудливый стиль. Особенно удачно его исполнение произведений М. Равеля «Отражения» или «Ночной гаспар». Исполнение Концерта № 2 С. Рахманинова наполнено искренностью, а его звук наполняет весь зал аурой священнодействия. Его репертуар меньше включает классических произведений. Об этом пианист говорит в одном из интервью:

«Венская классика вызывала у меня значительные затруднения именно в силу своей большей организованности и классичности, если сравнивать её с музыкой романтизма. Я с детства тяготел к романтическому репертуару, играя очень много романтической музыки. Как я играл – судить не берусь, но в любом случае в этом выборе проявлялась моя внутренняя склонность и потребность». Его подход к произведению, поиск замысла автора, изучение музыкально-теоретической базы, преподавательская деятельность влияет на исполнительскую эволюцию. Его совершенное исполнение приобретает глубину и философию. Возможно, в будущем эта черта отразится и на репертуаре этого пианиста, и мы услышим в его исполнении замечательные трактовки классических образцов академической музыки. Вышеперечисленные пианисты, а также – Никита Мдоянц, Вадим Холоденко, Андрей Гугнин, Арсений Тарасевич-Николаев – наше будущее. Это пианисты с яркой индивидуальностью и своим видением на исполнительское искусство. Многие из этих пианистов представляют тип исполнителя – «сочиняющий виртуоз», так популярный в во второй половине 19 века. Многогранность их таланта расширяет прочтения произведений, и добавляет их деятельности творческий облик. На бис они исполняют собственные сочинения, к концертам сочиняют собственные каденции, составляют рецензии на выступления своих коллег, пропагандируют редкоисполняемый репертуар, исполняют академическую музыку наравне с современной. Метод расширения музыкальной специализации с реставрацией исполнительских традиций и объективным осознанием современности дает надежду, что пианистическое искусство находится, как во времена А. Рубинштейна, на рассвете и ей предстоит еще полтора века блистательной истории до следующего обновления.

«Ты настолько живо сыграл»

Иван Бессонов стал победителем Международного конкурса молодых музыкантов Евровидение. Путевку в столицу Шотландии Иван получил на проекте «Синяя птица».

Иван Бессонов родился в Санкт-Петербурге. В шесть лет он начал заниматься фортепиано. И за 10 лет стал обладателем Гран-при Международного юношеского конкурса имени Ф. Шопена, получил премии первенств «Молодые дарования России», Astana Piano Passion и конкурса имени А. Г. Рубинштейна «Миниатюра в русской музыке». Виртуоз стал лауреатом международного конкурса Grand Piano Competition в Москве и премии правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования».

Пианист Денис Мацуев рассказал «360», что о Бессонове впервые узнал на конкурсе «Синяя птица». Мальчик покорил его своей свободой, интерпретацией и талантом.

За год он сделал большой скачок как в репертуаре, так и в своей игре. После победы на Евровидении Иван не расслабляется, сегодня с утра он пошел заниматься. Расслабляться нет времени. Я его буду ждать в Иркутске у себя на фестивале

Денис Мацуев пианист-виртуоз.

Именно Мацуев посоветовал отправить мальчика на Евровидение. Денис Леонидович признался, что смотрел выступление Ивана и гордился им.

На конкурсе Бессонов сорвал овации: ему аплодировал весь зал вместе с оркестром. Сразу после выступления его похвалил главный режиссер Шотландского симфонического оркестра «Би-Би-Си» Томас Даусгор. «Фантастика! Просто изумительно! Ты настолько живо сыграл!» - восклицал он.

Когда объявили победителя, Иван не поверил. По пути к сцене он несколько раз переспросил, ему ли предназначена награда.

Пианист рассказал «360», что не ожидал победы. Готовился как всегда: акцент делал на музыку, пытался внутри собраться - это основное.

«Буквально через неделю я еду на фестиваль Мацуева „Звезды на Байкале“, я буду выступать с оркестром. Сразу после я еду во Владивосток, дальше у меня несколько серьезных выступлений. Есть площадки, есть место для самосовершенствования. Про денежный приз первый раз слышу, вот честно, поэтому как распоряжусь, не знаю. Выступление с оркестром - это что-то, дирижер, все это великолепно», - поделился впечатлениями Бессонов.

По словам молодого музыканта, близкие всегда требуют от него большего. Сам же он считает, что всегда должен быть «стул с гвоздями».

Стимул иногда у меня улетучивается, родители мне его возвращают. Конкуренции не ощущал, я очень хорошо ко всем отношусь, все эти люди - они музыканты. Я не вижу себя в роли конкурента абсолютно. Мы как будто с детского сада общаемся

Иван Бессонов пианист.

Заграница высвечивает таланты в России

Пианист Николай Луганский поделился с «360» впечатлениями о молодом исполнителе. «Я безумно рад. Его учителем является мой очень близкий друг и творческий партнер Владимир Руденко. Я его слышал, но совсем мало. Это очень талантливый человек. Сейчас не сказать, что много таких талантов, но несколько человек точно есть. Мое ощущение, что среди пианистов талантов меньше не становится», - сказал Луганский.

Пианист Иван Рудин знает Бессонова как стипендиата фонда Спивакова. По словам маэстро, мальчик очень одаренный. «Теперь главное, чтобы после удачи на этом конкурсе он подтвердил ее трудом. Успех не приходит без труда, даже у очень одаренных детей и ребят», - рассказал «360» Рудин.

По словам музыканта, в России много талантливых детей. «К сожалению, наша специфика такова, что мы обращаем на интересных людей внимание только тогда, когда на них обратят внимание где-нибудь далеко, за границей. Это очередное напоминание: давайте обращать внимание на российских детей. Надо верить, что мы многое можем и что это именно так», - призвал Рудин.

Денис Мацуев сказал, что Бессонов только в начале творческого пути.

«Это один из первых шажков на большую сцену. В России сейчас много талантов. Наши конкурсы доказывают, что есть большая команда молодых одаренных музыкантов. 12- и 15-летние дети уже готовы прославлять нашу школу. У нас появляются из маленьких городков уникальные самородки, которым мы должны помогать», - заключил пианист-виртуоз.

человека поделились статьей

Когда Елисей Мысин садится за фортепиано и из-под его пальцев начинает литься музыка, трудно поверить, что ему - пять лет. Он пока не достает ногами до педалей фортепиано, а высоту стула для него приходится увеличивать с помощью подушки. Однако талант и трудолюбие уже помогли ставропольскому вундеркинду завоевать высокую оценку профессионалов и любовь публики из разных уголков страны.

После того как в эфире одного из российских телеканалов Елисей исполнил первую часть концерта фа-минор Иоганна Себастьяна Баха для фортепиано с оркестром, прославленный виртуоз Денис Мацуев сыграл с мальчиком в четыре руки его авторскую пьесу "Торнадо" и пригласил маленького музыканта в летнюю творческую школу фонда "Новые имена" в Суздаль. А проголосовавшие за него зрители обеспечили пианисту путевку в финал всероссийского конкурса юных талантов "Синяя птица".

В холле детской музыкальной школы N 1 Ставрополя, где на подготовительном отделении учится Елисей Мысин, стоит большой баннер с его фотографией. Здесь белокурого мальчика давно прозвали маленьким Моцартом. И неспроста - как и великий австрийский композитор, он начал увлекаться музыкой в три года вслед за своей старшей сестрой.

По словам мамы Елисея Ольги Мысиной, способности сына она заметила еще до его рождения. Когда дочь Лиза, которая в этом году заканчивает музыкальную школу, играла на фортепиано, малыш в животе активно реагировал на этюды и сонаты, причем совершенно по-разному.

А после того, как Елисей стал дотягиваться до клавиш, он начал пробовать играть сам и постоянно спрашивал у сестры: Лиз, ты так делаешь? И, что самое интересное, у него получалось повторять мелодию, - рассказывает Ольга. - Он вообще всегда поглощен музыкой. Вчера мы, к примеру, летели на самолете из Москвы, и он всю дорогу что-то напевал. А в гостинице, увидев стоящий там для антуража старый рояль, тут же сел играть. В итоге собрал вокруг себя чуть ли не всех постояльцев, которые устроили ему настоящую овацию.

В канун Нового года Елисей написал еще одну пьесу и назвал ее весьма символично - "Мандарин"

Мальчику не было и трех лет, когда родители отдали сына в группу эстетического развития музыкальной школы. В 3,5 года с ним начала заниматься заведующая фортепианным отделением Людмила Тихомирова. То, что из него выйдет толк, было заметно сразу, утверждает преподаватель:

У Елисея хорошие руки - гибкие, мягкие и широкие, а также неординарный слух. Играют ученики, к примеру, "В пещере горного короля" Грига, он послушает, подходит и одним пальчиком подбирает. Кроме того, он очень трудолюбив и настойчив, мгновенно схватывает и затем тщательно работает над каждым звуком. А когда что-то не получается, очень расстраивается и злится. Не на меня, как многие, - за то, что я ставлю такие сложные задачи, а на себя.

Именно эти качества помогли маленькому пианисту буквально за три недели с перерывом на поездку на другой конкурс выучить и показать в эфире первую часть концерта Баха, которую учат в старших классах музыкальной школы.

Изначально планировали исполнять Чайковского, но после кастинга нам позвонили и сказали, что нужен другой репертуар. Я до последнего думала, что не успеем, однако Елисей повел себя как настоящий взрослый музыкант - пока у него не получилось сделать все правильно, его нельзя было оттащить от фортепиано, - признается педагог.

Сейчас юный виртуоз раскрывается и как композитор. Вслед за "Торнадо" в канун Нового года он написал еще одну пьесу и назвал ее очень символично - "Мандарин".

Музыка живет у Елисея в душе, - отмечает Людмила Даниловна. - И моя задача как наставника - помочь ему продолжать развиваться. Никаких звездных болезней! Да, мы сильно опережаем программу, но через накопление базы не перепрыгнешь - нужно укреплять руки, нарабатывать и технику, и репертуар.

В жизни маленький пианист - скромный и даже застенчивый. Свалившаяся популярность и постоянные просьбы сделать селфи его очень смущают. Но когда мальчик садится за инструмент и начинает перебирать клавиши, то буквально на глазах преображается, становится уверенным и свободным как настоящий артист. Для него не существует ни зрителей, ни судей, вокруг - только музыка.

На вопрос о любимом композиторе Елисей отвечает не задумываясь:

В планах мальчика - научиться играть на скрипке и органе. А главная мечта - иметь собственный рояль и выступить с оркестром на своем концерте.

Несмотря на то что занятия на фортепиано занимают большую часть жизни ставропольского вундеркинда, он успевает еще играть в футбол и шахматы, кататься во дворе на велосипеде и самокате, собирать конструкторы.

Многие пишут мне и говорят, что у Елисея наверняка нет нормального детства, но это не так, - говорит о наболевшем Ольга Мысина. - Мы просто даем ребенку заниматься тем, что ему нравится. И в Москву на конкурс поехали только для того, чтобы профессионалы заметили его талант и, возможно, помогли бы ему вырасти в хорошего пианиста. Но даже если он в дальнейшем выберет другую профессию, музыка обязательно поможет ему стать культурным, гармоничным и душевным человеком. А это для нас - главное.

Между тем

Всероссийский конкурс детских талантов "Синяя птица", придуманный командой ВГТРК, оказался столь популярен, что канал принял решение продлить его на второй сезон. Наравне с жюри за участников конкурса голосуют телезрители всей России. "Синяя Птица - это атмосфера настоящего фестиваля, атмосфера настоящей семьи. В моем графике, который составляет 245 концертов на будущий сезон, я обязательно приеду сюда, буду участвовать в этом удивительном проекте, потому что я знаю, что поток заявок огромный со всей страны и абсолютно с разных регионов, меня это очень воодушевляет", - говорит Денис Мацуев, российский пианист-виртуоз. В прошлом сезоне он был ведущим, а в этом - стал членом жюри. "Мы очень многие вещи собираемся попробовать, которые вообще не делали раньше на телевидении нигде. Это все расширяет идею конкурса "Синяя птица" - вдохновлять наших зрителей искать таланты в себе, вокруг себя, среди своих друзей, знакомых, среди своих детей", - говорит Дарья Златопольская, ведущая Всероссийского конкурса "Синяя птица".