Мастер и маргарита белякович актеры. Театральная афиша - отзывы о спектакле

Мастер и маргарита белякович актеры. Театральная афиша - отзывы о спектакле
Мастер и маргарита белякович актеры. Театральная афиша - отзывы о спектакле
  1. Жанр спектакля: драма о любви и предательстве
  2. Режиссер- постановщик: Валерий Белякович .
  3. Автор инсценировщик : Валерий Белякович .
  4. Музыкальное оформление : В.Белякович , Д.Рачковский .

Продолжительность : 2 часа 40 минут с учетом 1 антракта.

Аннотация к спектаклю

Вообще «Мастер и Маргарита» не особо охотно поддается постановке. Не так то это просто – внести довольно крупное произведение в рамки спектакля. Задачу усложняют тесно-тонкое переплетение сюжетных линий, да и вообще роман сам по себе окутан мистическим ореолом.Главный режиссер театра на «Юго-Западе » Валерий Белякович не побоялся осуществить постановку (не хорошего романа) Михаила Булгакова. Необычно, оригинально, блестяще. Такие эмоции переполняли зрителей, когда на сцене разыгрывалось настоящее мистическое действо.И действительно удачно продуманные режиссером Валерием Беляковичем мизансцены, множество танцев, роскошные костюмы, лазерным шоу,мастерство художника по свету и блестящая игра актеров раздвинули тесную черноту и сделали, как казалось раньше, невозможное: самый знаменитый роман Булгакова наконец-то ожил на сцене. Причем театральная версия, поверьте, оказалась не менее впечатляющей и колдовски чарующей, чем сам оригинал. С помощью постановки и игры актеров, зрители как будто перенеслись в старую Москву 30-х годов, со всеми ее подробностями конкретного быта, атмосферой, красками и даже запахом. Живая игра актеров, волшебные звуки музыки, буквально притягивают к себе и очаровывают.

Потрясающе выглядит решение проблемы мистики на сцене (как поставить на театральных подмостках булгаковские перемещения во времени, прозрения, перевоплощения шута Бегемота в кота и наоборот?!). Действие спектакля происходит в дурдоме имени Ленина. Воланд , ведьмы, коты, гаеры, исторические личности – все это бред, горячка, плод больного воображения пролетарского поэта Ивана Бездомного. А реальность – это лозунговые стихи плохого поэта, правда, их распевает рыжая полунагая Гелла . В противовес своей шизофрении Иван Бездомный выставляет удостоверение поэта, которое «кому попало не дают », как известно. Так же, как сюжет, лаконична и сценография. Огромная вывеска «Дурдом имени Ленина», профиль вождя, тень от которого есть сатаны, афиши «Впервые в СССР! Профессор Воланд ! Сеанс черной магии! Только для сумасшедших! Плата за вход: разум, буржуйка, садовая скамья и трон мессира -на сцене больше ничего нет. «Такой аскетизм в оформлении сцены постановщик Валерий Белякович компенсирует световыми эффектами – лазерные лучи высвечивают то профиль Маргариты, то башни Ершалаима и крест с распятым Га-Ноцри , то горящие листы романа Мастера.Сыграть в этой постановке мечтает любой актер, но удается это далеко не всем. С чем это связано не ясно. Толи из-за сложности сюжета, толи из-за мистики которой окутан роман, но точно известно одно, самое главное играть искренне.И действительно, сыграть честно и искренне историю любви, пережить ее, пропустить через себя всю боль и страдание, под силу только самым опытным актерам, актерам которые действительно верят в то, что любовь на самом деле сильнее смерти.

Спектаклю «Мастер и Маргарита» уже 10 лет. И он давно заслужил репутацию самого популярного спектакля в странах СНГ и зарубежья, побившего все известные рекорды зрительского спроса и кассовых сборов.
«Мастер и Маргарита» - подлинный шедевр искусства театра двадцать первого века.
В ролях:

Мастер:

засл.а рт . России Владимир Филатов/ Дмитрий Исаев

Маргарита:

засл . арт. России Ольга Кабо/ Любовь Толкалина

Воланд :

засл . арт. России Владимир Стеклов

Коровьев :

Александр Любченко

Гелла :

Яна Кузнецова

Бегемот:

Валентин Мельник

Пилат:

Иварс Калныньш

Азазелло :

Сергей Поздняков

Бездомный:

Михаил Гудошников

Берлиоз:

Виталий Крапива

А также балетная группа театра.


26 сентября 2016 12:15, Собинформ

«Я вижу, количество публики в зале сегодня вызывает уважение», - одна из первых фраз из спектакля «Мастер и Маргарита» Московского независимого театра подтвердила живой интерес озёрской публики к постановке. 25 сентября спектакль собрал полный зал Дворца культуры «Маяк».

Московские артисты представили отдельные страницы бессмертного произведения Михаила Булгакова. Режиссер Валерий Белякович предложил собственную интерпретацию романа. Кто-то из зрителей увидел глубину повествования и бережное отношение к тексту, кто-то постановку не принял.
















Ещё один режиссёрский ход не мог остаться незамеченным - минимизация количества актёров, занятых в спектакле. Почти каждый актёр играл две-три роли. Пересказывать содержание спектакля не будем. Роль критиков тоже взять не осмелимся. Опубликуем лишь разноречивые мнения озёрских зрителей, побывавших на спектакле Московского независимого театра.







«С произведением хорошо знаком. Игра актёров нравится. Наблюдал за Марией Берсеневой – абсолютно две разные женщины, не сходится то, что вижу в сериалах и её исполнение роли Маргариты».

«Книга понравилась больше…Ожидания совсем не оправдались».

«Замечательная игра, необычная трактовка! Актёры играют великолепно!»

«Понравился спектакль. Когда купил билеты, думал, как будут соединены три сюжетных линии на одной сцене и в одной постановке. У театра это получилось».

«Спектаклю удалось заставить меня снова задаться извечными вопросами романа: что есть добро и что есть зло? Но игра актёров слабовата. Да и формат шоу иногда утомлял».

Несомненно, мистическое произведение Михаила Булгакова весьма неохотно поддаётся постановке, во все времена попытки ставить и экранизировать «Мастера и Маргариту» и подвергались критике, и вызывали восторженные отклики. Напомним, что озёрский театр «Наш дом» почти двадцать лет назад опередил всех – в 1988 году постановка театра «История Мастера и Маргариты» стала премьерной в российском театральном пространстве и получила немало положительных отзывов зрителей и театральных критиков.

Н. Колянова, А. Лёшкин

Посмотрела "Мастер и Маргариту" в обновлённом варианте. Давно не видела спектакль. Напомню, он является для Театра на Юго-Западе, своего рода, визитной карточкой. Это кассовая постановка, которая приносит не малый доход. Так было всегда, так ли сейчас - не знаю.

У меня сложилось такое чувство, что с новым составом - это не совсем "юго-западный" спектакль. Актёры играют новые, и вроде даже по-новому, а начинка старая. Лично мне не хватило приколов в варьете. Они показались отжившими и в чём-то неуместными. Карты Азазелло, Фагота, грудь Геллы, (на этот раз к ней добавился декор в виде блестящих звёзд наклеенных поверх) и трюк с Варенухой. Кот Бегемот бьёт его по спине, из-за рта Варенухи появляется мячик от пинг-понга. И так несколько раз пока не раскроется секрет фокуса. В этом Бегемоту поможет Азазелло. Кот просто покажет зрителям мячик, зажатый в руке. Раньше всё это, на первый взгляд несложное "чудо", вызывало эмоции и смех. Сегодня такое чувство, будто актёры надевают на себя костюмы, которые вроде по размеру, но не сидят. Все эти приколы, это не их приколы. Они чужие. Они не рождались вместе с ними. Актёры просто переняли их и всё. Игра в лицах, не имеющих никакого отношения к тому "Мастеру". Ни Фагот, ни Бездомный, ни Пилат, ни Гелла. Хотя работы актёров заслуживают отдельного внимания. В этом давно знакомом спектакле они скоро сыграют свою историю. "Юго-западный" костюм тесноват стал.

Карина Дымонт - Маргарита. Она давно в себе выращивала эту роль и физически дозрела до неё. Она в принципе всегда могла её сыграть. Потом она была замечательной Геллой. В её образе была история. Казалось, что когда-то давно, она была хорошей девочкой, с которой случилось что-то страшное. "У неё своя история", - скажет про Геллу Воланд. Она не просто служанка. Это не её призвание. Скорее, воля судьбы. Так случилось, что мессир взял её в свою семью. И за её характером понимаешь, что абы кого он брать не будет. Ну про Маргартиру... Неустойчивая, истеричная с выплаканными глазами и кривым, расплывшимся по лицу ртом, готовым в любую минуту сорваться на крик. Но в ней, измученной, также пульсирует темперамент, горит огонь - сначала отчаяния, горя, потом мщения. И в своём несчастье, она настолько прекрасна, в своём гневе, злобе. Глаза горят, вот-вот из них посыпятся искры, и в темноте раздастся демонический смех. Это уже потом, когда она станет ведьмой. Она настолько интересна в этом образе, что когда она обретает "спокойствие" вместе с Мастером, даже становится какой-то неинтересной, пресной, умиротворённой. У меня странное дежавю. Будто Маргарита в исполнении Дымонт - это когда-то нормальная жизнь Геллы. Но "от горя и слёз", финал у неё совсем другой.

Воланд - Олег Леушин. По с равнению с тем, что я видела это совсем другой Воланд. Меньше красуется собой, меньше суеты. Она, правда, осталась в сцене бала - главной сцене спектакля. Воланд - властелин тёмного мира не будет суетится. Он спокоен и мудр. Ему не надо кричать, чтобы что-то доказать. Он знает, что он прав. "Ты глуп", - выносит вердикт ангелу. Утверждение противоречивое и субъективное, но спорить с ним даже ангел не решается. Воланд спокоен ещё и потому, что ничему не удивляется. Он всё видел, всё знает. Ну в общем долго на эту тему ещё можно рассуждать. Вот эта черта появилась в игре Олега Леушина.

Суетливый Фагот - Александр Шатохин. Точнее этому Фаготу не очень идёт суетливость, в отличие от прошлого, в исполнении Олега Леушина. Этот более спокойный и... интеллигентный. Вкрадчивый голос, - тембр у актёра отличный - отточенные жесты, мимика - и демон с грустными глазами готов. Он не остряк, а скорре добряк, который вынужден иронизировать... Фагот-Шатохин напрочь лишён какой-либо тёмной стороны зла. Кстати, такая черта была в образе Воланда Виктора Авилова. Он неприкословен и хороший исполнитель, за что мессир его и ценит. Это самая что ни на есть светлая сторона зла. Фагот получился интересным в исполнении Шатохина ещё и потому, что именно благодаря этой черте характера, персонаж создаёт контраст своей свите и она получается не такой однозначно-демонической. Возможно, это самый добрый обитатель мира тьмы. В общем, с этой ролью Александра Шатохина можно только поздравить.

"Мастер и Маргарита" медленно, но верно переходит в живую историю. Нужно ли этому препятствовать, решит сам театр. Но ясно одно, этот актёрский состав ещё выстрелит и обязательно сделает свою визитную карточку на сцене. Для это есть всё!





Голые ведьмы, сатана, магия, убийства, шулерство и черти - с одной стороны и история странствующего философа и властного прокуратора - с другой. Да, “Мастер и Маргарита” Михаил Булгакова. Да, в МХАТ им. М. Горького. Пропустить такое приглашение МоскваЛюблю было невозможно!
Да, выдержав почти четыре часа театрального действа и выйдя на Тверской бульвар, я задумалась о том, что же мне писать в отзыве. В голове продолжали грохотать семь жестяных листов с кривыми строчками Булгакова, по бульварам рассыпались искры разноцветных фонарей, а я почему-то вспоминала финальную сцену романа с лунной дорожкой и бредущим по ней прокуратором, рядом с которым идет его самый верный друг - пес Банго. Сцену, которой не было в постановке Валерия Беляковича. Сцену, которой мне так не хватило, чтобы уравновесить не прекращающийся с первых мгновений спектакля шабаш и вакханалию.
Да, признаюсь, из всех героев романа мне больше всего нравится Понтий Пилат - человек с волчьим взглядом, разуверившийся в людях, который уже и не думал встретить на своем пути чистую и добрую душу, а потеряв ее по своей вине, испытывает страшные муки совести. Понтий Пилат в исполнении Валентина Клементьева - вот уже две тысячи лет терзаемый бессонницей - “мой” пятый прокуратор Иудеи, именно таким я его и представляла. Прокуратор, который непременно спас бы Иешуа, будь у него чуть больше времени...
Да, “Мастер и Маргарита”, пожалуй, один из немногих романов, где попадание “мой/не мой” чувствуется особенно остро. Вот вам еще один персонаж - Воланд. “Мой” Воланд - изящный, непостижимый и всемудрый персонаж, он вне времени, вне пространства. Воланд в исполнении Михаила Кабанова оказался для меня слишком громким, слишком примитивным, слишком гротескным, слишком кабачным. Я не видела постановки “Мастера и Маргариты” на подмостках Театр на Юго-Западе, но я видела небольшую сцену театра, и мне кажется, что в таком камерном пространстве такой Воланд, сошедший словно из commedia dell"arte, глаза в глаза зрителю, производит совсем другое впечатление. Так словно смотришь в зеркало. На сцене МХАТ условность обернулся пошлым китчем.
Да, про громко. На сцене кричат все. Еще раз - “кричат все”. Кричат в монологах, в диалогах, в тексте от автора, когда надо говорить шепотом, когда надо помолчать. Громче всех кричит Воланд. Впрочем, это не удивительно: чтобы вести диалог с, например, Иваном Бездомным (Андрей Кравчук) через огромную сцену МХАТа, надо иметь мощную громкость. А если при этом еще громыхают листы жести и звуки электрической музыки, то громкость голоса надо увеличивать вдвое. Правда, в такой ситуации есть риск, что тебя не услышат, и тогда надо добавить отчаянную жестикуляцию, которую можно разглядеть сквозь клубы дыма и лучи прожекторов.
Да, про текст автора. Это, пожалуй, один из главных героев спектакля. Актеры периодически застывают и декламируют длинные фрагменты романа “слово в слово”. Поначалу это кажется забавным - так, Берлиоз (Борис Бачурин), сидя на полу, длинно и нудно читает монолог о том, как он подскользнулся и потерял голову. Иван Бездомный, топчась на одном месте, расскажет, как он догонял, догонял, догонял, догонял, да не догнал свиту Воланда. К концу первого действия, когда от мелькания сцен Москва сольется в одну картинку с Иерусалимом, монологи потеряются в грохоте железа, и вы все чаще и чаще будете смотреть на часы с немым вопросом “когда же антракт?”, возможно, вам захочется сделать то же самое, что и мне, - закрыть глаза. Тогда, если просто слушать, то можно представить, что присутствуешь на добросовестной радиопостановке романа “Мастер и Маргарита”.
Да, про свиту. Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла. Когда я первый раз читала роман, что посмеивалась вместе с ними над тем, как они подшучивают и издеваются над людьми. Возможно, в них есть что-то доброе и чистое, но на сцене вместе с Воландом были злобные и жесткие существа, которые с легкостью из-за “шуточек” погубили и Римского, и Варенуху, и Берлиоза и многих,многих других. Впрочем, надо признать, что Коровьев в исполнении Тимофея Ивашина чрезвычайно пластичен и элегантен, Азазелло (Артемий Оя) в ипостаси “ качка” я точно не могла представить (хотя, почему бы и нет), Гелла (Екатерина Кондратьева) оказалась не “моя”, но чрезвычайно эффектна.
Да, про народ. Народ на сцене четыре часа в шабаше нон-стоп. В какой-то момент за него (народ) становится страшно. Грибоедовская вакханалия с трансвеститами, сумасшедшая клиника психиатра Стравинского с кордебалетом интернов, низкосортное варьете с осыпанием зрителей “червонцами” и бал сатаны с претензией на садо-мазо - обыватели, литераторы, врачи, прохожие, вагоновожатые - шумно, громко, костюмно и местами пошло. Зеркало иногда бывает слишком кривое, увы. За Стравинского (Владимир Халтурин) мне, как врачу, обидно вдвойне. Умного и интеллигентного психиатра Стравинского превратили фактически в пациента собственной клиники. И да, фразочка “Фиксируем”, кажется, плотно вошла в наш обиход.
Да, про фразочки и находки. Обратите внимание на телеграфистку Карпову (Арина Алексеева) и то, как она зачитывает телеграммы Лиходеева, полагаю, многим стенд-аперам у нее есть чему поучиться. Иван Безродный, в ярости громящий “Грибоедов”, диво как хорош и атлетичен, а в сценах с Мастером очень честен. Левий (Максим Дахненко) поначалу показался мне “никакушным”, но я закрыла глаза и слушала его завороженно.
И да, о чем спектакль? О том, что если вы никогда не читали “Мастера и Маргариту”, то можно потратить 4 часа в осеннюю дождливую погоду и узнать немного про прокуратора Иудеи и Иешуа, про Воланда и, наконец уже, про Аннушку, что пролила масло (“Блин, вот она откуда!” - дословная реплика, что раздалась у меня за спиной), про Мастера и Маргариту, и чуть-чуть про добро и зло. Я не знаю, появиться ли у вас после спектакля желание открыть книгу и прочитать “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина....”, но посмотрите постановку и решите для себя сами, ваши эти “Мастер и Маргарита” или не ваши.
И пусть "каждому будет дано по его вере”.
Спасибо за приглашение МоскваЛюблю и МХАТ им. М. Горького

Спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Валерия Беляковича получился экстравагантным и неоднозначным. С одной стороны режиссеру-постановщику удалось ухватить и передать ощущение хаоса, царившее в романе и связанное с появлением Воланда в Москве. С другой же намеренная гипертрофированность всех эмоций, событий и самих персонажей довольно утомительна для зрителя и не даёт до конца проникнуть в суть происходящего.

С самых первых минут зрителя предупреждают, что постановка затронет лишь некоторые страницы легендарного романа . Потому как перенести на сцену каждую его деталь представляется невозможным. Что ж, такой подход, пожалуй, верен, хоть и урезает оригинальный сюжет.

Откровенно говоря, полноценными на сцене остались только две сюжетные линии. Линия мистики и линия любви. Наиболее понятные и приятные публике. Политическая же и религиозная подоплёки были затронуты только вскользь, зато добавилось изрядное количество шуток. Причем шуток современных , не булгаковских. Такое положение дел, однако, публику нисколько не смущает. Зал неоднократно взрывается аплодисментами после очередной удачной шутки Бегемота - профессора Стравинского - Берлиоза.

Это кстати одна из особенностей спектакля. Каждый актер в нем играет по две-три роли одновременно. Каждый кроме Воланда. Он един во всех временах, и примерять чужие маски ему нет никакой необходимости. Это подчеркивается тем, что за происходящим консультант по чёрной магии наблюдает из своего резного кресла в глубине сцены. Его присутствие ощущается в каждом действии, в каждой реплике и каждом жесте.

Ещё одна черта, характерная для этой постановки - это её необычайная музыкальность . Временами всё происходящее на сцене напоминало мюзикл и это, пожалуй, было одной из самых удачных режиссёрских находок. Так, например, Бал Сатаны проходит под зажигательные ритмы джаза, а постановка диагноза поэту Бездомному совмещается с такой же заводной зарядкой.

Вообще все основные персонажи романа сохранены и присутствуют на сцене, но вот акценты в сторону некоторых из них явно смещены. Несомненное преимущество перед другими персонажами получила ведьма-вампирша Гелла, в исполнении Натальи Гончаровой, которая из служанки Воланда превратилась то ли в его правую руку, то ли в альтер-эго женского пола. Гелла вышла очень колоритным персонажем, затмевающим всех, кому не повезло быть с ней на одной сцене. Другим ярким представителем темных сил стал Кот Бегемот , и на этот раз его эксцентричность вполне соответствовала букве романа, а порой и превосходила её.

Спектакль Беляковича получился современным и громким . В нём много юмора, мистики, дыма и света. Не хватает только тайного смысла, заложенного Булгаковым между строк своего романа. Не хватает сокровенных диалогов, произносимых почти шепотом, не хватает мистической тишины. Придя на этот спектакль, зритель оказывается втянут в шоу подобное тому, что устроила свита Воланда в Варьете. Везде шум, веселье и не понятно где правда, а где ложь. Если режиссерской задумкой было именно это, то она определенно удалась, а зритель, готовый к такому действу, почти наверняка остался довольным. Куда сложнее пришлось тем, кто ожидал увидеть что-то более близкое к оригинальному тексту романа и его персонажам. Им наверняка пришлось покинуть зал в смешанных чувствах и без удовлетворения от увиденного.