7 ленинградская симфония. Чудо советской культуры военного времени (Седьмая симфония Д

7 ленинградская симфония. Чудо советской культуры военного времени (Седьмая симфония Д
7 ленинградская симфония. Чудо советской культуры военного времени (Седьмая симфония Д

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала знаменитая Седьмая симфония Шостаковича, получившая с тех пор второе название «Ленинградская».

Премьера симфонии, за которую композитор принялся еще в 30-е годы, состоялась в городе Куйбышеве 5 марта 1942 года.

Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде, Дмитрий Дмитриевич написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. 29 марта под управлением С. Самосуда симфония была впервые исполнена в Москве. Чуть позже симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске.

9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолёт доставил в осаждённый город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…».

Истории исполнения симфонии посвящён фильм Ленинградская симфония. Солдат Николай Савков, артиллерист 42 армии, написал стихотворение во время секретной операции «Шквал» 9 августа 1942 года, посвящённое премьере 7 симфонии и самой секретной операции.

В 1985 году на стене Филармонии была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра К. И. Элиасберга исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Д. Шостаковича».

Подготовка к концерту шла в тяжелейших условиях. Город находился в блокаде уже почти год, профессиональных музыкантов в нём осталось очень мало. Многие погибли или умерли от голода, кто-то ушёл на фронт или был эвакуирован. Остальные были заняты в мероприятиях по защите и обороне Ленинграда, здоровье оставляло желать много лучшего. Дирижёрскую палочку доверили Карлу Элиасбергу.

Дирижер Карл Элиасберг

«По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты», - вспоминала участница блокадного концерта флейтистка Галина Лелюхина.

На валторне играл зенитчик, на тромбоне - пулемётчик. Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг спас из мертвецкой, заметив, что его пальцы ещё шевелятся. Музыкантам выдали дополнительные пайки и приступили к репетициям.

Симфония в блокадном Ленинграде

Коллаж: Пятый канал

355-й день блокады ознаменовался концертом. Премьеру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича назначили на 9 августа. Вообще-то в этот день немцы планировали захватить город, но вышло по-другому. Незадолго до этого Ленинградский фронт возглавил Леонид Говоров, будущий маршал. Он приказал вести по вражеским батареям непрерывный массированный огонь в течение всего концерта. Фашистские снаряды не должны были мешать ленинградцам слушать музыку.

Маршал Леонид Говоров

Зал филармонии был переполнен, но концерт услышали не только те, кто имел билет. Благодаря радиотрансляции, репродукторам и громкоговорителям музыкой могли насладиться все жители города, его защитники и даже немцы за линией фронта. Уже после войны Элиасберг встретился с участниками войны, находившимися по другую сторону баррикад. Один из них признался, что именно тогда понял, что борьба проиграна.

Читайте также

Мужество и героизм советских солдат — одна из главных причин победы в беспрецедентной по масштабам войне. Но Красной Армии помогли серьёзные научно-технические прорывы военных конструкторов. Самое время вспомнить легендарные образцы оружия, которые привели наших дедов и прадедов в Берлин.

Видео: архив Пятого канала

Первые наброски, вошедшие в седьмую симфонию, появились ещё до войны, но целенаправленную работу над новым музыкальным произведением Дмитрий Шостакович начал уже летом 1941 года. После начала блокады музыкант закончил писать вторую часть и приступил к третьей. Закончить симфонию удалось в эвакуации, а потом самолёт прорвался в Ленинград и доставил партитуру. Музыка отразила чувства жителей: тревогу, боль, но и в то же время веру в будущую победу, которая наполняла силами в самые тяжкие моменты блокадной жизни.

Композитор Дмитрий Шостакович

В честь 75-летия концерта в Петербурге прошли памятные мероприятия. Ночью седьмая симфония сопровождала разведение Дворцового моста. На берегах Невы собрались сотни горожан и туристов.

А днём на Дворцовой площади открылась экспозиция военной техники времён войны.

В Президентской библиотеке началась другая выставка - «Блокада глазами современных художников». А впереди ещё торжественный концерт на главной площади города и авто-мотопробег по Невскому проспекту.

Седьмая симфония сплотила ленинградцев и в самый сложный момент показала, что город продолжает жить. Так весь мир увидел, что великая музыка, написанная кровью, обладает сокрушительной силой. А жители и защитники блокадного Ленинграда получили памятник, который невозможно разрушить. Даже в Польше и Прибалтике, где сейчас ломают монументы советским солдатам, симфония Шестаковича звучит столь же решительно и мощно, как и 75 лет назад.

По замыслу сходные с «Болеро » Мориса Равеля . Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления . В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял . Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе .

Премьеры

Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра . Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда .

Второе исполнение произошло 29 марта под управлением С. Самосуда - симфония была впервые исполнена в Москве.

Чуть позже симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского , находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске .

Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне - её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда . 19 июля 1942 года состоялась американская премьера симфонии в Нью-Йорке - её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини .

Структура

  1. Allegretto
  2. Moderato - Poco allegretto
  3. Adagio
  4. Allegro non troppo

Состав оркестра

Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде

Оркестр

Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов . Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей .

Исполнение

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника . Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране .

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

Галина Лелюхина, флейтистка:

Истории исполнения симфонии посвящён фильм «Ленинградская симфония ».

Солдат Николай Савков, артиллерист 42 армии, написал стихотворение во время секретной операции «Шквал» 9 августа 1942 года, посвящённое премьере 7 симфонии и самой секретной операции .

Память

Знаменитые исполнения и записи

Живые исполнения

  • Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, - Рудольф Баршай , Леонард Бернстайн , Валерий Гергиев , Кирилл Кондрашин , Евгений Мравинский , Леопольд Стоковский , Геннадий Рождественский , Евгений Светланов , Юрий Темирканов , Артуро Тосканини , Бернард Хайтинк , Карл Элиасберг , Марис Янсонс , Неэме Ярви .
  • Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева . Прямая трансляция показана по российским каналам «Россия », «Культура » и «Вести », англоязычному каналу , а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести ФМ » и «Культура». На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-южноосетинским конфликтом и Великой Отечественной войной.
  • На музыку 1-й части симфонии был поставлен балет «Ленинградская симфония », получивший широкую известность .
  • 28 февраля 2015 года симфония была исполнена в Донецкой филармонии в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне как часть благотворительной программы «Блокадники Ленинграда - детям Донбасса» .

Саундтреки

  • Мотивы симфонии можно услышать в игре «Антанта » в теме прохождения кампании или сетевой игры за Германскую империю.
  • В анимационном сериале «Меланхолия Харухи Судзумии », в серии «День Стрельца», используются фрагменты Ленинградской симфонии. Впоследствии, на концерте «Suzumiya Haruhi no Gensou» Токийским государственным оркестром исполнялась первая часть симфонии.

Примечания

  1. Кенигсберг А. К., Михеева Л. В. Симфония № 7 (Дмитрий Шостакович) // 111 симфоний. - СПб: «Культ-информ-пресс», 2000.
  2. Шостакович Д. Д. / Сост. Л. Б. Римский. // Хейнце - Яшугин. Дополнения А - Я. - М. : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1982. - (Энциклопедии. Словари. Справочники:

Симфония №7 «Ленинградская»

15 симфоний Шостаковича составляют одно из величайших явлений музыкальной литературы ХХ столетия. Несколько из них несут определенную «программу», связанную с историй или войной. Замысел «Ленинградской» возник из личного опыта.

«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,
моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию»
(Д. Шостакович)

Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих строках глухие их шаги,
Их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь, и смерть, и лед.
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья...
(Ольга Берггольц)

В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Шостакович начал работу над своей Симфонией №7. Он прежде никому не посвящал свои крупные произведения, но эта симфония стала подношением Ленинграду и его жителям. Композитор был движим любовью к родному городу и этими поистине героическими временами борьбы.
Работа над этой симфонией началась в самом начале войны. С первых дней войны Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог.

Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта-публициста в голове уже созревал крупный симфонический замысел, посвященный всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую он писал в сентябре уже в блокадном Ленинграде.

В октябре Шостакович вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев. В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом двигалась плохо. Неудивительно, что последняя часть долго не получалась. Композитор понимал, что от симфонии, посвященной войне, будут ожидать торжественного победного финала. Но для этого пока не было никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце.

27 декабря 1941 г. симфония была закончена. Начиная с Пятой симфонии, почти все творения композитора в этом жанре исполнялись любимым оркестром - оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского.

Но, к сожалению, оркестр Мравинского был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но самая замечательная премьера состоялась в осажденном Ленинграде. Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага. Ничто не должно было помешать этой премьере.

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ - во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

19 июля 1942 г. симфония прозвучала в Нью-Йорке, и после этого началось ее победное шествие по миру.

Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны.

Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.

Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные ак­кордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой.

Эпизод нашествия написан в форме вариаций на неизменную тему - пассакалии.

Еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему, сходные по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим ученикам. Тема простая, как бы приплясывающая, которую сопровождает бой малого барабана. Она разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала в страшный символ по­давления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что этот эпизод написан раньше. Так что же хотел изобразить им композитор? Страшное шествие фашизма по Европе или наступление тоталитаризма на личность? (Прим.: Тоталитарным называют режим, при котором государство господствует над всеми сторонами жизни общества, при котором существует насилие, уничтожение демократических свобод и прав человека).

В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. В музыке слышатся стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва.

После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная великой силы протеста против зла. Особенно выразительна мелодия побочной партии, ставшая тоскливой и одинокой. Здесь появляется выразительное соло фагота.

Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.

Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.

Вторая часть - скерцо, выдержанное в мягких тонах. Многие критики в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.

Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед природой». Драматическая середина части воспринимается как воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события первой части.

Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народно­го гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - вновь воспоминание о павших. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.

Как ни широко многообразие жанров в творчестве Шостаковича, по складу своего дарования он, прежде всего композитор-симфонист. Для его творчества характерны огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов, динамичность и строгая логика развития. Особенно ярко эти черты проявились в его симфониях. Перу Шостаковича принадлежат пятнадцать симфоний. Каждая из них - страница истории жизни народа. Композитора не зря называли музыкальным летописцем своей эпохи. Причем не бесстрастным наблюдателем, как бы сверху обозревающим все происходящее, а человеком, тонко реагирующим на потрясения своей эпохи, живущим жизнью своих современников, причастным ко всему, что происходит вокруг. Он мог бы сказать о себе словами великого Гете:

- Я не зритель посторонний,
А участник дел земных!

Как никто другой, он отличался отзывчивостью ко всему происходящему с родной страной и ее народом и даже шире - со всем человечеством. Благодаря этой восприимчивости он смог уловить характерные для той эпохи черты и воспроизвести их в высокохудожественных образах. И в этом отношении симфонии композитора - уникальный памятник истории человечества.

9 августа 1942 года. В этот день в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.

Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»

Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.

21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

«Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...»
(В. А. Гергиев)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Симфония № 7 «Ленинградская», соч. 60, 1 часть, mp3;
3. Статья, docx.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема урока-экскурсии: “Знаменитая ленинградка”.

Цель урока:

  • История создания Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде и за его пределами.
  • Расширить знания о петербургских адресах, связанных с именем Д.Д.Шостаковича и его “Ленинградской” симфонией.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить знания об адресах в Санкт-Петербурге, связанных с именем Д.Д.Шостаковича и его “Ленинградской” симфонией в процессе виртуальной экскурсии;
  • Познакомить с особенностями драматургии симфонической музыки.

Воспитательные:

  • Приобщение детей к истории блокадного Ленинграда через знакомство с историей создания “Ленинградской” симфонии, и её исполнения 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии;
  • Провести параллели с современностью: концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Цхинвале 21 марта 2008 года, где был исполнен фрагмент Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича.

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Формировать абстрактное мышление;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы:

  • наглядный;
  • игровой;
  • объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • видеофрагменты из фильма “Семь нот”;
  • видеофрагменты из фильма-концерта “Валерий Гергиев. Концерт в Цхинвале. 2008”;
  • нотный материал;
  • текст песни “Никто не забыт” музыка Н.Никифоровой, слова М.Сидоровой;
  • музыкальные фонограммы.

Конспект урока

Организационный момент

Презентация. Слайд №1 (Тема урока)

Звучит “Тема нашествия” из симфонии №7 “Ленинградской” Д.Д.Шостаковича. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

Работа по теме урока

Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Сегодня наша встреча посвящена одному из самых знаменательных событий, связанных с историей нашего города – 69-й годовщиной полного снятия блокады Ленинграда. А разговор пойдёт о музыкальном произведении, ставшем символом блокадного Ленинграда, о котором Анна Ахматова написала следующие строки:

А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя Седьмая
На неслыханный мчалась пир...
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.

О симфонии №7 Д.Д.Шостаковича. Сейчас я предлагаю Вам прослушать радиообращение Дмитрия Шостаковича. Передача из блокадного Ленинграда 16 сентября 1941 года.

Учитель: Ребята, как Вы думаете, почему Д.Д.Шостакович выступил по радио с этим сообщением, ведь симфония ещё не была закончена?

Ученики: Для жителей блокадного города это сообщение было очень важно. Это означало, что город продолжает жить и предавало сил и мужества в грядущей борьбе.

Учитель: Конечно, ну и потом Д.Д.Шостакович уже знал, что будет эвакуирован и ему лично хотелось поговорить с ленинградцами, с теми, кто останется в блокадном городе ковать Победу, сообщить эту новость.

Прежде чем продолжить разговор вспомните, пожалуйста, что такое симфония.

Ученики: Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра, которое состоит из 4-х частей.

Презентация. Слайд №3 (определение симфонии)

Учитель: А симфония – это жанр программной музыки или нет?

Ученики: Как правило, симфония – это произведение не программной музыки, но симфония №7 Д.Д.Шостаковича является исключением, потому что у неё есть программное название – “Ленинградская”.

Учитель: И не только поэтому. Д.Д.Шостакович, в отличие от других подобных исключений, даёт название ещё и каждой из частей, и я предлагаю Вам с ними познакомиться.

Презентация. Слайд №4

Учитель: Сегодня мы совершим с Вами увлекательное путешествие по некоторым адресам в нашем городе, которые связаны с созданием и исполнением “Ленинградской” симфонии Д.Д.Шостаковича.

Презентация. Слайд №5

Учитель: Итак, я предлагаю Вам отправиться в Дом Бенуа, на Большой Пушкарской улице, дом №37.

Презентация. Слайд №6

Учитель: В этом доме c 1937 по 1941 год жил великий советский композитор Д.Д.Шостакович. Об этом нам сообщает мемориальная доска с горельефом Д. Д. Шостаковича, установленная со стороны Большой Пушкарской улицы. Именно в этом доме композитором были написаны первые три части его Седьмой (Ленинградской) симфонии.

Презентация. Слайд №7

А в курдонёре, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен его бюст.

Презентация. Слайд №8

Учитель: Финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза СССР под управлением С. А. Самосуда.

Презентация. Слайд №8

Учитель: Как Вы думаете, задумывались ли ленинградцы в блокадном городе об исполнении симфонии в Ленинграде?

Ученики: С одной стороны, главная цель, которая стояла перед голодными жителями блокадного города, это конечно же выжить. С другой стороны, мы знаем, что в блокадном Ленинграде работали театры, радио и наверняка нашлись энтузиасты, которые были одержимы желанием, во что бы то ни стало, исполнить “Ленинградскую” симфонию именно во время блокады, чтобы доказать всем, что город жив и поддержать обессиливших от голода ленинградцев.

Учитель: Совершенно верно. И теперь, когда симфония прозвучала в Куйбышеве, Москве, Ташкенте, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, ленинградцы ждали ее в свой город, город, где она родилась... Но как же доставить в Ленинград партитуру симфонии. Ведь это 4 увесистых тетради?

Ученики: Я смотрела художественный фильм, который так и назывался “Ленинградская симфония”. Так вот в этом фильме партитуру в блокадный город доставил лётчик, по-моему, капитан, подвергая свою жизнь опасности. Он вёз в блокадный город лекарства и доставил партитуру симфонии.

Учитель: Да, фильм, о котором Вы упомянули, так и называется, и сценарий этой картины был написан в соответствии с реальными историческими событиями, правда немного изменёнными. Так лётчиком был двадцатилетний лейтенант Литвинов, который 2 июля 1942 года под сплошным огнем немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность.

Двадцатилетний лётчик-ленинградец
Особый рейс в далёкий тыл свершил.
Он все четыре получил тетради
И рядом со штурвалом положил.

И били вражьи пушки, и в полнеба
Вставала плотного огня стена,
Но лётчик знал: мы ждём не только хлеба,
Как хлеб, как жизнь, нам музыка нужна.

И он поднялся на семь тысяч метров,
Где только звёзды свет прозрачный льют.
Казалось: Не моторы и не ветры -
Оркестры мощные ему поют.

Через железное кольцо осады
симфония прорвалась и звучит....
В то утро партитуру он вручил
Оркестру фронтового Ленинграда!
И.Шинкоренко

Учитель: На следующий день в “Ленинградской правде” появилась коротенькая информация: “В Ленинград доставлена на самолете партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Публичное исполнение ее состоится в Большом зале Филармонии”. А мы вернёмся к нашей карте с адресатами и наметим следующий маршрут.

Презентация. Слайд №5

Учитель: Единственным коллективом, оставшимся в Ленинграде, был Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, и именно туда была доставлена партитура симфонии. Поэтому наш следующий адрес: Итальянская улица, дом №27, дом Радио. (Гиперссылка на слайд №10)

Презентация. Слайд №10

Учитель: Но когда главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг раскрыл первую из четырех тетрадей партитуры, он помрачнел:

Презентация. Слайд №11

вместо обычных трех труб, трех тромбонов и четырех валторн у Шостаковича было вдвое больше. Да еще добавлены ударные! Мало того, на партитуре рукою Шостаковича написано: “Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно”. И “обязательно” жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть. Да и они свой последний концерт играли 7 декабря 1941 года.

Из воспоминаний Ольги Берггольц:

“Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр Радиокомитета убавился от голода за время трагической нашей первой блокадной зимы почти наполовину. Никогда не забыть мне, как темным зимним утром тогдашний художественный руководитель Радиокомитета Яков Бабушкин (в 1943 погиб на фронте) диктовал машинистке очередную сводку о состоянии оркестра: - Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти... И все-таки эти оставшиеся в живых, страшно истощенные музыканты и руководство Радиокомитета загорелись идеей, во что бы то ни стало исполнить Седьмую в Ленинграде... Яша Бабушкин через городской комитет партии достал нашим музыкантам дополнительный паек, но все равно людей было мало для исполнения Седьмой симфонии...”

Как руководство Ленинградского радиокомитета вышли из создавшегося положения?

Ученики: Объявили по радио сообщение о приглашение в оркестр всех оставшихся в городе музыкантов.

Учитель: Именно с таким объявлением руководство радиокомитета обратилось к ленинградцам, но это не решило проблемы. Какие ещё есть предположения?

Ученики: Может быть, искали музыкантов в госпиталях?

Учитель: Не только искали, но и находили. Я хочу познакомить Вас с уникальным, на мой взгляд, историческим эпизодом.

Музыкантов искали по всему городу. Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. “Да он же живой!” - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в “теме нашествия”.

Учитель: Но музыкантов всё равно не хватало.

Ученики: А может пригласить желающих и научит их играть на музыкальных инструментах, которых не хватало.

Учитель: Ну, это уже из области фантастики. Нет, ребята. Решили просить помощи у военного командования: многие музыканты были в окопах - защищали город с оружием в руках. Просьбу удовлетворили. По распоряжению начальника Политического управления Ленинградского фронта, генерал-майора Дмитрия Холостова, музыканты, находившиеся в армии и на флоте, получили предписание прибыть в город, в Дом Радио, имея при себе музыкальные инструменты. И они потянулись. В документах у них значилось: “Командируется в оркестр Элиасберга”. А вот тут нам необходимо вернуться к карте, чтобы определиться со следующим пунктом нашего путешествия. (Гиперссылка на слайд №5 с картой и адресами).

Презентация. Слайд №5

Учитель: Я приглашаю Вас в Большой зал Филармонии имени Д.Д.Шостаковича по адресу Михайловская улица, дом №2.

Презентация. Слайд №12

Именно в этом легендарном зале начались репетиции. Они продолжались по пять-шесть часов утром и вечером, заканчиваясь иногда поздно ночью. Артистам были выданы специальные пропуска, разрешавшие хождение по ночному Ленинграду. А дирижеру сотрудники ГАИ даже подарили велосипед, и на Невском проспекте можно было увидеть высокого, предельно исхудавшего человека, старательно крутящего педали - спешащего на репетицию или в Смольный, или к Политехническому институту - в Политуправление фронта. В перерывах между репетициями дирижер спешил уладить многие другие дела оркестра.

А теперь подумайте, какой группе симфонического оркестра приходилось труднее всего?

Ученики: Вероятно, это группы духовых оркестров, особенно медных, потому что люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции.

Учитель: Позже музыкантов прикрепили к столовой Горсовета - один раз в день они получали горячий обед.

Через несколько дней в городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием “Враг у ворот”.

Презентация. Слайд №13

Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Дирижирует К. И. Элиасберг. Иногда прямо тут же, под афишей, стоял легкий столик, на котором лежали пачки с отпечатанной в типографии программой концерта.

Презентация. Слайд №14

За ним сидела тепло одетая бледная женщина – видно все еще не могла отогреться после суровой зимы. Около нее останавливались люди, и она протягивала им программу концерта, отпечатанную очень просто, ненарядно, одной только черной краской.

На первой страничке ее - эпиграф:

Презентация. Слайд №15

“Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович”. Пониже крупно: “СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА”. А в самом низу мелко: “Ленинград, 1942”. Эта программа служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. Билеты расходились очень быстро - все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт.

Готовились к концерту и на передовой. В один из дней, когда музыканты еще только расписывали партитуру симфонии, командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров-артиллеристов. Задача была поставлена кратко: Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде! Удалось ли выполнить поставленную задачу?

Ученики: Да, артиллеристы засели за свои “партитуры”. Прежде всего, был произведен расчет времени.

Учитель: Что Вы имеете в виду?

Ученики: Исполнение симфонии длится 80 минут. Зрители начнут собираться в Филармонию заранее. Значит, плюс еще тридцать минут. Плюс столько же на разъезд публики из театра. 2 часа 20 минут гитлеровские пушки должны молчать. И следовательно, 2 часа 20 минут должны говорить наши пушки - исполнять свою “огненную симфонию”.

Учитель: Сколько на это потребуется снарядов? Каких калибров? Все следовало учесть заранее. И наконец, какие вражеские батареи следует подавить в первую очередь? Не изменили ли они свои позиции? Не подвезли ли новые орудия? Кто же мог ответить на эти вопросы?

Ученики: Ответить на эти вопросы предстояло разведке. Разведчики со своей задачей справились хорошо. На карты были нанесены не только батареи врага, но и его наблюдательные пункты, штабы, узлы связи.

Учитель: Пушки пушками, но вражескую артиллерию следовало еще и “ослепить”, уничтожив наблюдательные пункты, “оглушить”, прервав линии связи, “обезглавить”, разгромив штабы. Разумеется, для исполнения этой “огненной симфонии” артиллеристы должны были определить состав и своего “оркестра”. Кто же в него вошёл?

Ученики: В него вошли многие дальнобойные орудия, опытные артиллеристы, уже много дней ведущие контрбатарейную борьбу. “Басовую” группу “оркестра” составили орудия главного калибра морской артиллерии Краснознаменного Балтийского флота. Для артиллерийского сопровождения музыкальной симфонии фронт выделил три тысячи крупнокалиберных снарядов.

Учитель: А кто же был назначен “дирижёром” этого артиллерийского “оркестра”?

Ученики: “Дирижером” артиллерийского “оркестра” был назначен командующий артиллерией 42-й армии генерал-майор Михаил Семенович Михалкин.

Учитель: Приближался день премьеры. Вот проведена генеральная репетиция. Об этом свидетельствуют немногие дошедшие до нас фотодокументы.

Презентация. Слайд №16

Презентация. Слайд №17

Слушание и обсуждение

Девятое августа...
сорок второго...
Площадь Искусств...
Филармонии зал...
Люди города-фронта
симфонии строгой
Сердцем слушают звуки,
прикрыв глаза...
Показалось на миг им
безоблачным небо...
Вдруг в симфонию звуки
грозы ворвались.
И сразу лица, полные гнева.
И пальцы до боли в кресла впились.
И в зале колонны, как жерла пушек,
Нацелились в глубину –
Симфонию мужества
город слушал,
Забыв о войне
и вспомнив войну.
Н.Савков

Учитель: В симфонических произведениях, так же как и в произведениях сценического жанра, мы продолжаем разговор о драматургии. Я, надеюсь, Вы внимательно прослушали стихотворение Н.Савкова, и готовы дать мне ответ: в чем заключается основа драматургии этой симфонии?

Ученики: Драматургия этой симфонии построена на конфликте между советским народом с одной стороны и немецкими захватчиками с другой.

Ученики: Момент вторжения “темы нашествия” в “тему мирной жизни советского народа”.

Учитель: Одна из участниц легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде гобоистка Ксения Матус вспоминала: “...Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать... И, когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя. Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было так удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли. Шостакович прислал телеграмму, поздравил нас всех”.

А сам, Карл Ильич Элиасберг позже он вспоминал: “Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли еще никогда. И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев - все это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили”.

А солдат Николай Савков, исполнитель другой - “огненной симфонии”, после ее окончания напишет стихи:

И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась -

Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал. ...
И в зале - шквал,
И по фронту - шквал. ...

Учитель: Эта операция так и называлась “Шквал”.

Во время исполнения, симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Как Вы думаете, а враг слышал эту трансляцию?

Ученики: Думаю, что слышали.

Учитель: Тогда, попробуйте предположить, что они испытывали в этот момент?

Ученики: Я думаю, что немцы обезумели, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый.

Учитель: Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...”

А нам пора вернуться к карте и выбрать следующий адресат нашего виртуального путешествия. И мы с Вами отправимся на набережную реки Мойки, дом 20, в Академическую капеллу имени М.И.Глинки.

Презентация. Слайд №18

Учитель: Я вижу на Ваших лицах удивление, поскольку этот зал мы обычно посещали, когда разговор шёл о хоровой музыке, но на этой легендарной сцене проходят концерты и инструментальной музыки, с лёгкой руки Н.А.Римского-Корсакого, который организовал в Капелле инструментальные классы и симфонический оркестр.

Сегодня у нас с Вами есть уникальная возможность заглянуть в “святая святых”, а именно на репетицию симфонического оркестра, которым руководит, точнее руководил... Ну, есть предположение?

Ученики: Карл Ильич Элиасберг?!

Учитель: Да, друзья мои, сохранилась запись репетиции симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета под управлением К.И.Элиасберга, которая была сделана в этом зале в 1967 года. Думаю, что Вы догадались и над каким произведением работал маэстро со своими музыкантами.

Ученики: Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича.

Учитель: Да, самая узнаваемая тема из этой симфонии. Может быть кто-нибудь рискнёт предположить?

Ученики: Тема нашествия из первой части.

Учитель: Совершенно верно. Итак... (видеофрагмент)

А теперь последний адрес нашего виртуального путешествия, но я, думаю, не последний в истории легендарной симфонии. Мы с Вами отправляемся на Театральную площадь, дом №1,

Презентация. Слайд №19

По этому адресу находится Мариинский театр оперы и балета, художественным руководителем и главным дирижёром которого является Валерий Гергиев.

Презентация. Слайд №20

21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева

Презентация. Слайд №21

На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-южноосетинским конфликтом и Великой Отечественной войной. (видеофрагмент).

Я прошу Вас ответить на следующие вопросы. Во-первых, почему Валерий Гергиев для своего концерта в разрушенном грузинскими войсками Цхинвале выбирает произведение Д.Д.Шостаковича? Во-вторых, современна ли музыка Д.Д.Шостаковича?

Ученики: Ответы.

Решение кроссворда (фрагмент творческого проекта учащихся)