Как сделать портрет карандашом. Как научиться рисовать карандашом для начинающих

Как сделать портрет карандашом. Как научиться рисовать карандашом для начинающих
Как сделать портрет карандашом. Как научиться рисовать карандашом для начинающих

Первое, что нужно сделать — это нарисовать овал ГОЛОВЫ , не овал лица и не вскрытую черепную коробку, а именно голову ПОЛНОСТЬЮ. Если быть точнее, голова похожа на перевернутое яйцо.

Ровно по середине рисуем вертикальную, прямую линию (ось симметрии). Она нам поможет нарисовать симметрично все части лица.

Будет странно смотреться портрет, у которого один глаз больше другого и находятся на разной высоте. Брррр… Поэтому, все будем выравнивать относительно середины лица.

Делим длину всей головы на две равные части. Проводим горизонтальную линию. На этой линии мы будем рисовать глаза, но чуть позже. Сначала найдем расположение всех остальных деталей.

У верхней части головы делаем засечку определяющую линию роста волос т.е. тут будет начинаться лоб. Делаем мы это примерно, «на глаз». Оставшаяся часть будет лицом.

Длину лица делим на три равные части . Первая линия, как я и сказала — начало волос, вторая-брови, третья -край носа.

На линии глаз, той что находится ровно по середине ГОЛОВЫ, рисуем глаза . Обратите внимание, расстояние между глаз равно длине одного глаза.

Зрачки у нас не находятся ровно по середине глаза, а немного прячутся под верхнее веко.

Рисуем нос. С длиной мы уже определились, осталось определиться с шириной. Обычно, ширина крыльев носа равна расстоянию между глаз. Не забывайте проверять симметричность лица т.е. замерять расстояние от правой и левой части до линии по середине.

div > ", delay:300}">

Изучаем строение и пропорции лица и головы, уделяем внимание мышцам лица. Так же рисуем и узнаем все особенности частей лица и головы - глаза, нос, губы, уши и т.д.

Знание структуры черепа необходимо для того, чтобы рисовать хорошие портреты. Изучаем строение костей и мышц головы. Создание выразительного портрета с помощью разных техник штриховки.

Уделим большое внимание изучению светотени. Используя сочетание света и тени, мы можем создать впечатление глубины пространства, объема и плотности.

Изучение пропорций головы.

Рисуем карандашом голову Венеры. Анфас.

Из чего складывается хороший портрет? Огромное значение при рисовании портрета имеют освещение и контрасты. Вы научитесь видеть объект как форму. Как выглядят разные части лица, каковы их размеры, какие формы имеются внутри большой формы, как они взаимодействуют. Все, что вы будете отныне рисовать, должно быть кусочками головоломки, которые, соединяясь, создают полную картину. Вам нужно лишь решить для себя, какой они формы и насколько темные или светлые. На этом занятии вы увидите, как это применимо к рисованию человеческого лица.

Рассмотрим основы строения деталей лица и принципы их изображения(глаза, веки, брови, уши, нос, подбородок, шея).

Рисуем портрет сухой пастелью (мягкий материал) по картинкам.

Вы научитесь рисовать пастелью. Работаем на тонированной бумаге.

Поговорим про различные стили портретов.

Так же вы узнаете как рисовать людей разного возраста и передавать эмоции человека на бумаге.


Скетчинг портрета маркерами.

Скетчинг - это техника быстрого рисунка. Она позволяет выполнять быстрые рисунки, отражая композицию и основные идеи, передавать эмоции и атмосферу.

Вы научитесь рисовать маркерами и создавать стильные рисунки.

За занятие нарисуем 1-2 работы. Формат А4.

Портрет - один из самых привлекательных и сложных жанров для художника-скетчера. Ведь зарисовки - это стремительный процесс, без многочасовых уточнений и проработки. А значит, нужно схватить и передать характер буквально в паре линий. Но именно эта воздушность и очаровывает зрителя. Многие скетчеры, почувствовав уверенность в своих силах, рано или поздно обращаются к жанру портрета, а некоторые полностью уходят в него.


Скетчинг портрета акварелью.

Используем акварель, акварельные карандаши и линер.

Скетчинг – это замечательный навык, помогающий максимально быстро, эффективно, красиво и здорово передавать свою идею из головы на бумагу. Иными словами, скетчинг – это уникальный инструмент для реализации ваших замыслов.

Нарисуем 1-2 работы формата А4.

Зачастую портрет, выполненный в технике скетчинга получается более живым и реалистичным. Причина в том, что над скетчингом мы работаем сердцем, а не головой. Мы улавливаем саму суть и характер лица, рисуем минимальными средствами, но более емко, без долгого обдумывания и страстного желания попасть точно в пропорции.


9-ое и 10-е занятия

Вы рисуете портрет по вашим фотографиям . Рисуете того,кого хотите нарисовать (родственник, знакомый, автопортрет).

Вы сами выбираете материал - карандаш, пастель, акварель, уголь. и можете нарисовать одну работу за 2 занятия, либо по 1 работе на каждом занятии. Формат А4 или А3 (по вашему выбору)

Для того, чтобы освоить портрет, нам нужна бумага, карандашик и на крайний случай – на очень крайний – ластик. Его мы используем лишь тогда, когда поймем, что карандашом рисунку мы уже никак не сможем помочь. Затем изолируемся от общества – просим окружающих вам не мешать – и торжественно приступаем учиться рисовать портрет карандашом .

Чтобы было удобнее правильно понимать и выполнять рисунок, лучше придерживаться своеобразной «инструкции по использованию ».

Для начала нужно сделать подробный осмотр нашего предмета рисования – , то есть. Нужно очень тщательно рассмотреть все, и продумать форму… А лучше – сделать пару набросков, чтобы было удобнее увидеть конструктивную форму.

Было бы весьма хорошо прорисовать саму натуру в разных положениях, с разными поворотами и ракурсами. Можно также легонько поводить по предмету рисования карандашиком, чтоб ощутить то, как именно устроена форма.

Теперь не менее важная часть в портрете – это ваше место работы . Его нужно подбирать с учетом удобного и приемлемого обзора натуры. Для начала, лучше чтоб сама натура находилась в спокойном состоянии – то есть никаких сильных и необычных ракурсов.

Компоновка композиции

Теперь нужно скомпоновать всю композицию на бумаге. В этом пункте наш работает в усиленном режиме, ведь нам нужно будет найти места для отдельных частей композиции – для головы, и туловища .

Перепроверяем основные объемы, обнаруживаем повороты и главные, базовые оси построения. Теперь нам нужно выстроить форму: сначала все вместе, потом все по очереди и затем снова все вместе.

При каждом изменении или дополнении рисунка, нужно помнить и о перспективном соотношении, пропорциональности форм и соответствии этих форм друг другу. То есть, нужно следить за тем, чтоб все было гармонично.

Теперь нам нужно выделить извечное противостояние – иными словами, нам нужно разделить свет и тень. Для этого используется аккуратная неспешная .

Моделирование формы портрета

Следующий шаг – моделирование формы с учетом того, что у нас уже есть: ложащейся светотени и пространственного видения . В процессе моделирования разных мелочей важно помнить, что эта мелочь является частью всего, а, значит, должно гармонично в это «все» вписываться.

В результате у вас должно выйти нечто вот такое

Как и у любого ученика, у вас обнаружатся ошибки – не сомневайтесь, но и не расстраивайтесь. Сейчас приступим к их разбору, а, соответственно, и к исправлению.

Итак, одна из самых распространенных ошибок, вернее даже эффектов – это то, что работа сильно темная, перечерчена. Второй же эффект – воздушные формы, они как бы ватные, не похожие на настоящие. Такой рисунок еще называют чугунным. Все дело в нарушении пропорций. Ну, к тому же, могут быть чрезмерно выражены и линии построения.

Причинами таких дефектов могут послужить проблемы художника со светотенью . Вернее даже, со светотенью на объемах. Ведь он пытается передать правильно объем головы, но ему никак не удается отделять частное от общего, то есть наложить тень не только по всему рисунку, но и по отдельным частям так, чтобы выглядело это приемлемо.

Может быть, также ошибка в том, что человек, который пытается нарисовать портрет, никак не может связать отдельные детальки в общую картинку и рисунок выглядит… будто порванным. Рисовальщик пытается с помощью штриховки «затереть» эту оплошность.

Иными словами, рисовальщику стоит еще раз проработать рисование деталей.

Если вышеперечисленные эффекты имеют место на вашем рисунке, то приступим к методам избежания подобного. В случае, если во время передачи формы штриховкой, вы чувствуете, что что-то не так – немедленно отложите работу над тональностью и еще раз внимательней рассмотрите объем головы. Можете легонько пройтись карандашом по форме, отметить с точностью любую деталь, наклоны, повороты, отступы и прочее. Благодаря этому, вы сможете ощутить и взаимосвязь всех участков между собой .

Более того, включаем наше логическое мышление – не опять, а снова — и рассматриваем эти самые детали головы, то есть то, где начинается и заканчивается, почему так, а не иначе. К тому же, с помощью этого анализа, вы сможете еще распределить свет и тень, а также положение в перспективе (какой предмет активный – ближе, а какой нет) .

С этой проблемой разобрались. Далее по-обратному отсчету: если вы, начав разбираться с конструктивной формой и объемом, вдруг и внезапно ощутили дискомфорт (внезапное желание чихнуть, сходить в туалет или выпить воды не считается) , то выбираем один из следующих вариантов действий.

Пробуем мысленно взглядом разделить предмет рисования (голову в нашем случае) по изгибам формы на плоскости. Таким образом будет легче смоделировать объем.

Прорисовка деталей

Стараемся понять суть формы: как именно она устроена. Затем строим объем с помощью всяких условных плоскостей или же конструктивных линий (если вы все смешаете – не страшно) .

Опять таки, выйти должно не менее хорошо, чем на рисунке:

Еще ниже приведен другой рисунок, который слегка перечерчен, но на нем гораздо удобней рассматривать, как пример, работу над объемом головы, тоном и деталями.

Очень сложно поставить в предназначенных для них ямках – обычно они выходят или плоскими, или выпученными, как у лягушки.

Так вот, при рисовании глаз нужно помнить об их конструкции – о том, что у них есть объемное глазное яблоко, нижние и верхние веки, надбровные дуги, имеющие свойство отбрасывать тень на глаза.

Также не легко распределить светотень на волосах: к примеру, верхняя часть волос осветлена, в то время как височная часть скрывается полутенью. Волосы на височной линии прорабатываются особенно четко , ведь именно там голова переходит в затылочную часть – этим мы показываем объемность волос.

Очень важно удачно совершить поиск пропорций объемов – как общего, так и по отдельности, деталей, взаимную пропорциональность этих деталей. То, что пропорциональность не найдена или искажена, вы поймете, если в нарисованном портрете не сможете узнать вашу натуру

Снова повторюсь: , потому не гнушайтесь потрудиться сначала над ними. Самое важное в – это основные пропорции, объем, всякие плоскости и конструктивные точки.

Можете ловить объем головы заинтересовавшего вас прохожего (или прохожей 😉 ), любимого актера или просто человечка из рекламы (нет, ну а что? хороший способ превратить долгие минуты рекламной паузы в интересное и полезное занятие ).

Портрет – сложный вид изобразительного искусства. Приходится не только передать картинку, но и подчеркнуть глубину взгляда, выразить эмоции, изобразить их живыми и естественными, наделить персонаж индивидуальными чертами, мимикой, присущей каждому человеку «изюминкой».

Мы подобрали лучшие бесплатные пошаговые видео уроки и инструкции для начинающих художников, которые помогут самостоятельно научиться рисовать портреты карандашом, красками или по фотографии с нуля, а также освоить начальные навыки портретистов, обратить внимание на недочеты, набить руку в освоении базовых техник на дому.

Автор видео, основываясь на длительной практике, делится секретами и навыками изображения человека, максимально похожего на самого себя. Учит обращать внимание на пропорции, формы частей лица и промежутки между ними, на небольшие отклонения от стандартной внешности среднестатистического человека. Рекомендует задавать себе вопросы (какая геометрия подбородка, его размер) и мысленно отвечать. Не следует отталкиваться в качестве исходника на одну фотографию, лучше, чтобы их было несколько и с разных ракурсов. Ошибкой является абсолютная симметричность. Не стоит бросать работу, если, нарисовав половину, нет явного сходства. Материал подается в простой доступной форме, легкой для восприятия.

Работа с референсом

За основу автор берет несколько снимков персонажа с разных ракурсов, чтобы иметь максимально полное представление о нем. Начинает с выведения круга – на его базе распределяются все части лица. Рекомендуется всегда идти от общего к деталям (от пропорций, основных положений частей лица). Важно искать отличительные черты человека, избегать чрезмерного приближения работы, когда пропорции переданы не до конца. Портреты нежелательно заканчивать с один заход, можно даже растянуть на несколько дней, смотреть издалека, что позволит заметить недочеты. Ведущая объясняет и демонстрирует каждый шаг, что делает ролик подходящим для новичков.

Возможные ошибки

Lesya Poplavskaya разбирает типичные ошибки – разделяет лист на две половины и рисует овал: на одной половине – верные черты, на другой – неверные. Из урока зрители узнают правила разметки лица, места расположения губ, переносицы, бровей спинки и кончика носа. Леся обращает внимание на необходимость прорабатывать мелкие детали – обязательно строить переносицу, которая часто отсутствует, ямку над верхней губой, спинка носа должна быть равна длине подбородка и половине лба, брови не рекомендуется рисовать до самого края лица. Урок длится полчаса, за это время новичкам дается вся основная информация в доступном виде.

Девушка

Мария Пономарева подробно рассказывает о карандашной технике и нюансах в процессе, который базируется на классических принципах. Мария подробно разбирает каждую деталь на отдельном листке бумаги, затем все соединяет на листе с окружностью, дорабатывает волосы, шею, уши. По мнению Марии, рисовать портрет не сложно, если тренироваться и воссоздавать каждый элемент отдельно, соединяя картинку в конце. Под роликом приводятся ссылки на мастер-классы по изображению отдельных элементов – прически, взгляда, носа.

Принцесса

Автор видеоканала «РыбаКит» обучает девочек принципам создания принцессы фломастерами и мелками. Сначала он рисует подбородок, длинные волосы с челкой, шею, плечи и платье – до конца листка. Затем – симметричные глаза, ресницы, рот и брови. Контуры проводятся черным фломастером, после чего детали раскрашиваются мелками в соответствии с необходимым цветом. Результат получается не на уровне профессионального художника, но доступный для рисования ребенку.

Профиль

Александр Пелешко на примере головы мужчины поэтапно показывает, как нарисовать героя в профиль. Голова вписывается в квадрат. Для убедительности придется провести измерения по вертикали и горизонтали. Квадрат по вертикали разбивается на зоны: три одинаковые, четвертая чуть меньше. Это делать необязательно, но такие линии являются вспомогательными для построения головы. То же самое можно сделать и по горизонтали. Получается своеобразная разметка. В последнюю очередь Александр добавляет волосы. Внизу можно пририсовать шею, ворот одежды и плечи.

Акварель

Елена Горюнова, владелица студии в Петербурге, дает пошаговые рекомендации по акварельной технике. Персонаж формируется с общего образа – наносится контур, форма прически. В эскизе (для контраста) Елена предлагает использовать две толщины линий, дает список необходимых материалов, что облегчает задачу новичков. Желательно брать ограниченную палитру, что способствует гармоничному построению картинки. Перед тем, как приступить к нанесению акварели, следует потренироваться карандашом. Видео сопровождается легкой приятной музыкой.

По фотографии

Татьяна Изотова дает общие сведения о строении головы, разбивке базового овала на части по вертикали и горизонтали. Будущий художник должен научиться хорошо разбираться во всех линиях, пропорциях, так как они помогут уловить существующую в жизни асимметрию, индивидуальные особенности модели. Следующий шаг – рисунок по фотографии с практическим объяснением от ведущей. Периодически в ходе творчества приходится перепроверять все расстояния. Главное, не бояться ошибок, чтобы в конечном итоге добиться положительных результатов.

Мама и папа

Урок для детей, из которого они узнают о главных приемах и особенностях на примере рисования папы и мамы. Понадобится лишь бумага и карандаш. Ольга, ведущая видеоролика, объяснит и покажет универсальные приемы для женских (мама) и мужских (папа) образов, заострит внимание на отличиях, покажет как повторить ту или иную черту, ориентируясь на пол персонажа – у мужчины выделяется подбородок, нос пошире, брови прямые и широкие, ресницы не такие длинные. У папы могут быть борода и усы. Ролик рассчитан на детей, но урок можно использовать и взрослыми, которые осваивают первые шаги в этом направлении.

Масло

Юрий предлагает мастер-класс по рисованию портрета маслом. Рассказывает про цвета, палитру и материалы. Совет: чем меньше опыта, тем меньше цветов необходимо использовать. Основные краски – белила титановые, умбра жженая, ультрамарин синий, кадмий желтый, кадмий красный. Дополнительно понадобится мастихин (тонкая лопатка) для смешивания красок, тряпка для вытирания мастихина и кисточек, нейлоновые жесткие кисточки, специальная бумага для масляного состава. Юрий формирует набросок и только потом берет краски. Параллельно рассказывает, на чем делать акцент, как добиться естественности и сходства с оригиналом.

Портрет карандашом

Этот вид деятельности тренирует усидчивость, наблюдательность, глазомер, зрительное восприятие, мелкую моторику, память, предметное и образное мышление, трудолюбие, интуицию. Не обязательно становиться великим художником – основную ценность имеет сама процедура, позволяющая высвободить творческие наклонности и найти себя. Кроме классического подхода существует много вариантов – ручка, мелки, фломастеры, уголь, тушь, перо. Но мастера рекомендуют начинать с освоения карандаша, прежде чем переходить к чему-то более сложному.

Б ывало ли у вас такое: вы изображаете глаза, губы, нос, корректируете, повторяете попытку, снова стираете - и так бесконечно, а результат не устраивает? Именно так многие пробуют рисовать портрет карандашом . И, казалось бы, вы изучили строение всех частей лица, пропорции, анатомические особенности, но творение выглядит неказисто. В чём причина подобных неудач?

Дело в том, что лучше всего двигаться от общего к частному, от простого к сложному. Представьте, как появляется человек из тумана. Возникают смутные очертания… Дымка рассеивается - и всё больше проступают детали. Так и на бумаге. Будем учиться вместе: создадим поэтапно портрет карандашом.

Портрет человека карандашом: делаем набросок

Начало очень простое. Намечаем овал лица, а затем место расположения глазниц, носа, губ. Чтобы было легче, используем особым образом проведённые линии. Одна из них - вертикальная, проходит посередине овала. Две другие - горизонтальные, ближе к центру лица. Верхняя указывает на будущее расположение бровей, нижняя - на кончик носа. В итоге получаем некое подобие креста. Мы изобразим портрет карандашом для начинающих анфас. Профессионалы чаще рисуют людей вполоборота или в профиль, но именно симметричный вид спереди позволяет в начале творческого пути научиться отмечать расстояния.

Рисование деталей в портрете карандашом

Подумайте, кого вам хотелось бы изобразить? Хорошо, если в воплощении замысла поможет модель, но можно создать рисунок и по фотографии. На первом этапе легче вообще не отталкиваться от образца, а запечатлеть вымышленного героя. Когда будете готовы работать с реальным человеком, сосредоточьтесь на достижении сходства.

И речь не только о физических параметрах! Да, очень важно, какой формы глаза, губы тонкие или пухлые, уши прижатые или оттопыренные… Но не менее принципиально добиться психологического сходства. Все индивидуальные черты - от эмоций до характера и привычек, которые вы поместите в центр внимания, подарят произведению живость и реалистичность.

Эти глаза напротив…

Глаза - самый выразительный элемент лица. «Найти» их нетрудно. Разделим ширину головы на пять частей: второй и четвёртой и будут глазные впадины. Насечками отметим их ширину и высоту. Следите за расстоянием между глазами! Обозначаем радужку и зрачки. Белки не оставляем незакрашенными, а тенями добавляем объёма. Помечаем веки. Если вы рисуете портрет девушки карандашом, изобразите более густые и длинные ресницы, чем у мужчины. Глаза пожилых людей обрамите морщинками.


Сложный этап: изображаем нос

Это довольно непростой для новичка процесс, ведь нос - наиболее выделяющаяся часть лица. Но просто поймите принцип, и вам будут подвластны носы и носики любой формы и размера! Обозначим от внутренних уголков глаз пару параллельных линий. Наметим расположение крыльев носа. Не забыли про светотень? Больше всего затемняется область у ноздрей. Спинку и кончик носа высветляем.

Губы: продолжаем рисовать портрет карандашом

Как обычно, начинаем с правильного расположения. Стандарт для рта - линия № 5, если высоту головы разделить на 8 частей. Представьте, что губы расположены на цилиндре: так будет проще. Обратите внимание, что верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выступает. А как быть с шириной рта? Просто измерьте расстояние между центром зрачков или прикиньте, сколько место занимает полтора глаза. Не забудьте добавить желобок между носом и ртом, а также складочку над подбородком.

Такая важная светотень

Сейчас вы думаете, что наложить в нужных местах тени и добавить подходящих бликов очень сложно, правда? Но мы научим вас нескольким хитростям. Представьте голову как совокупность поверхностей - более выступающих и ровных. Так легче различить, какие участки сделать тёмными. Обведите их, получив объёмное изображение. Заметьте, что тени образуют сложный рисунок и неоднородны по глубине.

Создавая светотень , меняйте нажим на карандаш и насыщенность штрихов. Получился слишком интенсивный цвет? Не стирайте, а просто растушуйте, результат получится ещё выигрышнее! Это удобно делать подушечками пальцев или кусочком бумаги. Добавьте бликов на зрачки, кончик носа, губы. Именно светотень помогает работе ожить!

Всё оказалось достаточно просто, верно? Возьмите в руки лист бумаги, создайте с помощью этого урока красивый рисунок! Возможно, ваше творение будет изображено простым карандашом, а быть может, вы захотите добавить яркости и нарисуете портрет цветными карандашами? Дерзайте! У вас обязательно получится!