Епископ Якутский и Ленский Роман: «Я родился монахом. Мониторинг сми: "некто епископ роман серпуховской (гаврилов) – скучный дед с серым лицом и пустыми глазами

Епископ Якутский и Ленский Роман: «Я родился монахом. Мониторинг сми:
Епископ Якутский и Ленский Роман: «Я родился монахом. Мониторинг сми: "некто епископ роман серпуховской (гаврилов) – скучный дед с серым лицом и пустыми глазами
Дата рождения: 11 октября 1968 г. Страна: Россия Биография:

По окончании средней школы города поступил в профессионально-техническое училище, которое окончил в 1987 г.

В июле 1987 г. принят в иподиаконский состав архиепископа Антония (Завгороднего, +1989), правящего архиерея Ставропольской и Бакинской епархии.

В декабре того же года призван для прохождения срочной воинской службы.

В декабре 1989 г. принят в первый класс Ставропольского епархиального училища им. свт. Игнатия Брянчанинова. В 1990 г. переведен во второй класс реорганизованной Ставропольской семинарии.

С 1990 г. нес послушание иподиакона митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина, +2003).

20 марта 1992 г., обучаясь на третьем курсе Ставропольской духовной семинарии, пострижен в монашество с именем Роман в честь прп. Романа Сладкопевца.

7 апреля 1992 г. в Андреевском соборе г. Ставрополя митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г. Кисловодска, ― в сан иеромонаха.

В течение последнего года учебы нес послушания благочинного семинарского храма и исполнял обязанности заведующего канцелярией семинарии.

По окончании семинарии назначен на должность настоятеля храма свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), и.о. инспектора, а также преподавателем литургики и нравственного богословия Ставропольской семинарии.

С 18 октября 1993 г. ― ответственный секретарь, а с 14 мая 1994 г. ― главный редактор газеты «Православное слово».

В 1995 г. поступил на очное отделение , которую окончил в 1999 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)».

С 1999 г. ― проректор по воспитательной работе (инспектор) Ставропольской духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.

С 2009 г. по 2011 гг. ― слушатель .

25 декабря 2009 г. постановлением Священного Синода (), по результатам состоявшегося согласования с , как клирик Московской епархии в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви.

С 4 января 2010 г. по благословению Предстоятеля приступил к служению в тбилисском храме апостола Иоанна Богослова.

Во епископа 18 июня 2011 г. в домовой церкви Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. 19 июня за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

25 ноября 2012 г., в память о праздновании 380-летия вхождения Якутии в состав России и служения по этому случаю Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, награжден Святейшим Патриархом Кириллом памятной панагией.

В 1638 году было решено послать в земли народа саха православных священников. В царском постановлении было сказано: "…чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали". "Русский Бог" начал становиться для якутов "своим". Нынешний глава Якутской епархии продолжает дело своих великих предшественников — окормителей якутских земель. Владыка Роман (Лункин), епископ Якутский и Ленский, дал эксклюзивное интервью "Правде.Ру".

— Вы упомянули о социальной работе. В чем особенности местной социальной работы Якутской епархии?

— Я не скажу, что здесь какие-то свои особенности. Социальнаяработа — это то направление церковное, которое, к сожалению, при советском периоде не разрешалось развивать и осуществлять церкви. И церковь сейчас возвращается к тому, что было до 1917 года. А это наличие своих собственных домов-интернатов, богаделен для стариков, для людей неимущих, существование программ по поддержанию многодетных семей. Но церковь не владеет такими средствами, предположим, как государство, поэтому говорить об абсолютно самостоятельной социальной работе невозможно. Скорее можно говорить о соцработе в рамках каждого прихода. Это, прежде всего, внимание к собственным прихожанам, находящимся за чертой бедности, нуждающимся в поддержке. Начинать нужно с прихожан.

Во-вторых, объектом пристальной социальной работы и внимания являются детские дома, интернаты, дома ребенка. Кроме того, мы ведем духовно-нравственную и попечительскую работу среди заключенных, работаем со стариками, пожилыми людьми, особенно теми, кто одинок, находится в домах-интернатах.

— Какая работа ведется Вами по лечению и реабилитации больных алкоголизмом?

— При Никольском храме Градо-Якутского собора существует группа анонимных алкоголиков, с которыми занимаются священник и православный психолог. Кроме того, мы предполагаем создание епархиального реабилитационного центра совместно с Госнаркоконтролем, о чем у нас предварительно достигнута договоренность. Мы проводим активную работу, чтобы в начале следующего года такой епархиальный центр мог заработать.

— Вы не так давно вернулись из рабочей поездки в один из районов республики. Расскажите о ней.

— Да, мы ездили в Сунтарский район по случаю престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. А также открывали там духовно-просветительский центр при храме.

— Это новый или старый храм?

— Храм был построен 248 лет назад, но он был разрушен. На месте прежнего в 2004 году построили новый храм. Его уникальность в том, что он сделан местными мастерами. От начала до конца в оформлении декора использованы национальные якутские мотивы, что выделяет его среди других храмов.

— В чем задача этого духовно-просветительского центра при храме?

Во-первых, это место преподавания закона Божьего для детей и для взрослых. Во-вторых, это место встреч всех заинтересованных людей. В этом центре в день открытия я провел первый урок воскресной школы, на следующий день мы провели "круглый стол" с администрацией района, директорами школ, где говорили об истории православия на Сунтарской земле и необходимости сохранения храмов или исторических храмовых мест. Также речь шла о проблемах духовно-нравственного воспитания среди молодежи. Кроме того, духовно-просветительский центр включает в себя трапезную и дом священника.

23 новых храма за четыре года! Еще 25 заложены или на подходе... 28 священнослужителей, рукоположенных за это время в священный сан. Многие из них уже отправились к месту своего служения - на самые дальние приходы Якутии, в большинство из которых «только самолетом можно долететь».

Если осмыслить эти данные, вывод следует такой: темпы восстановления Якутской епархии в последнее время можно, наверное, назвать стремительными. Что помогает восстанавливать Якутскую епархию, которая в 2015 году отметит 145-летний юбилей? Какие проблемы ждут решения? Об этом мы говорили с епископом Якутским и Ленским Романом .

У каждого храма - история своя

Владыка, когда в 2011 году вы прибыли в Якутию, в одном из первых интервью с вами я, помню, поинтересовалась: реально ли восстановить порушенное хозяйство епархии в дореволюционном виде? Вы ответили: вряд ли. Но с тех пор каждый год в республике появляются новые храмы: в 2012 - 9, в 2013 - 4, в 2014 - 6. Получается, в хорошем смысле вы опровергаете свои же слова. И если так пойдет...

Ну, справедливости ради, должен сказать, что история строительства многих из них начиналась задолго до моего приезда сюда. Я лишь подхватил начатое предшественниками, продолжил и довел до конца.

Восстановить то, что когда-то было, сложно и вряд ли удастся в прежнем объеме. Ведь до революции Православная Церковь официально поддерживалась государством. Сегодня же вся поддержка - это пожертвования прихожан. Всё, что мы делаем: и наши образовательные проекты, и просветительская работа, и семинария, и социальная деятельность, - всё основано исключительно на них.

Впрочем, в каком-то смысле это даже хорошо! Потому что мы независимы от бюджетов разных уровней и не гонимся за ними. Да, того, что у нас есть сегодня, явно недостаточно, но зато всё это честно, прозрачно и благородно.

- И, тем не менее, новые храмы - каждый год...

Да, открываются! И у каждого своя неповторимая история. Ведь в одном случае все расходы по строительству вдруг решает взять на себя какая-нибудь крупная компания. И это одна история.

Храм Георгия Победоносца в Нерюнгри посвящен 70-летию Победы. Это «народная стройка», что очень символично

Вспоминая прошлогоднюю жару, я готовился к нынешнему крестному ходу в Коробейниково - 17-му по счету и 12-му в моей жизни - с некоторым сомнением и даже страхом. Какая будет погода? Хватит ли сил и здоровья? Поможет ли Господь?..

Начало

После ранней Литургии в Покровском кафедральном соборе крестный ход в первый день, 26 июня, возглавил Его Высокопреосвященство митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Вместе с ним шли епископ Рубцовский и Алейский Роман, священство Барнаульской и других епархий, жители Барнаула, Алтайской митрополии, Горноалтайской епархии, приезжие из разных городов страны, включая Москву, Европейскую часть России, Томск, Омск, Новосибирск, Иркутск и многие другие города и села России.

В первый день вместе с провожающими нас шло около двух тысяч человек. Непосредственно крестоходцев было человек 450 - 500.

Погода

В городе я обычно не обращаю особого внимания на погоду: дождь ли, солнце, облака - все это ровным счетом не имеет никакого значения, когда в любой момент ты можешь спрятаться под «крышу дома своего». Город - это, прежде всего, благоустроенность и удобства. И все, что этому сопутствует. Это место, «где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт» (Пастернак). Нынешнюю цивилизацию можно назвать «цивилизацией комфорта», которая развращает человека и делает из него расслабленного. Совсем другое дело - «полевые условия», многодневное пребывание на природе, когда ты круглые сутки на воздухе, идешь по открытому пространству, отдаваясь полностью во власть стихии, и, что бы ни случилось: дождь, град, палящее солнце, ветер, холод - спрятаться от капризов погоды абсолютно негде. Рассчитывать приходится только на свой плащ и палатку (от дождя), шляпу и одежду (от солнца), свитер и спальник (от холода), спрей (от комаров) да на Божью помощь. И Господь нас не оставлял. Хотя жаркие солнечные дни тоже были, но они чередовались с ветреными и облачными. А в Елбанке - единственном месте, где не служилась Литургия, ночью традиционно разразилась страшная гроза - с громами и молниями, с дождем едва ли не на всю ночь. В разгар непогоды, среди сплошных раскатов грома, из одной из палаток раздался испуганный детский голосок: «Я боюсь! Я боюсь!»

Еще более страшная буря разразилась с праздничную ночь в Коробейниково - во время ночной Литургии, которая служилась в 4 часа пополуночи - было все то же самое, что в Елбанке, плюс страшные порывы ветра, которые рвали двери палатки, грозя снести и обрушить ее. Со мной был сын Федор, который спал сном праведника. Утром я спросил его - слышал ли он, как разгулялась стихия. Оказалось, он почти ничего не слышал.

Архипастыри и пастыри

Второй год подряд крестный ход возглавлял епископ Рубцовский и Алейский Роман. Владыка благословил всем участникам исповедаться и причащаться на каждой Литургии, которые совершались ежедневно, за исключением Елбанки, благо, у нас была скиния (походный храм). Таким образом, мы причащались Святых Таин в Бурановке, Калманке, Белояровке, Алейске, Усть-Пристани и Коробейниково. Кроме того, на остановках служились акафисты или водосвятные молебны.

В Коробейниково в связи с традиционным наплывом паломников и крестоходцев не только из Барнаула, но также из Белокурихи и Бийска, 3 июля служились три праздничные Литургии: в полночь, в 4 утра и в 9:00. Последняя служба совершалась архиерейским чином, ее возглавил владыка Роман, ему сослужили епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат и епископ Бийский и Белокурихинский Серапион, а также многочисленное духовенство, прибывшее не только из Барнаульской, Бийской, Рубцовский, Славгородской и Горноалтайской, но и из многих других соседних епархий.

В Бурановке владыка Роман напомнил слова Господа: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Мы здесь «на тренировке», призванные научаться и любить этот поиск правды и Небесного Царства. «И вот мы ищем эту правду Божию в себе и находим… сплошное язычество! Как мы заботимся о том, что совсем не относится ни к правде Божией, ни к Царству Его!.. Но постепенно мы настраиваем все существо свое на внимание к этой Божественной правде. Возложим же упование на Бога, не ропща и по возможности помогая ближним. Господь точно позаботится о нас, даже если бы нас было вдвое или втрое больше». Владыка призвал не помышлять о суетном, но вместе со всеми идти и творить Иисусову молитву. Идти не как туристы или юродивые пешеходы, но как настояшие воины Христовы. «Постараемся не заботиться о злобе дня, а возложить упование на Господа, искать правды и Царства Небесного! А остальное - ВСЕ без исключения - приложится нам, ибо слова Божии непреложны».

В Калманке владыка Роман вспомнил слова Господа о том, чтобы мы взяли своей крест и шли за Ним: «Мы творим Иисусову молитву. Но Господь напоминает нам: “Не всякий, говорящий Господи, Господи, войдет в Царство Небесное” (Мф. 7, 21). Даже если наши уста пели согласно со всеми, этого еще мало очень. Надо, чтобы все наше существо, ум, сердце, исполняли волю Божию. Но зачастую мы вроде бы и поем, но помышляем о суетном, а то и о грешном. А кто-то помышляет об остановке - отдохнуть бы, вытянуть ноги! Но вспомним о имени Христовом, которое есть в наших устах и мы хотим, чтобы осталось в нашем сердце. “Он есть путь и истина и живот”. Мы уже пришли, если на нашем уме и сердце имя Христа. И нам нечего больше искать. Вот что мы должны с вами помнить.

Сегодня мы приветствуем братьев казаков, которые шествуют с нами крестным ходом по воде. По великой сибирской реке Оби идет казачий струг “Атаман Ермак - Князь Сибирский”. Он несет святыню - икону “Державная” Божией Матери».

Кстати, когда крестный ход переходил по мосту реку Чарыш уже на подходе к Коробейниково, струг прошел под нами, и мы приветствовали друг друга, радостно крича и размахивая руками! Он шел под парусом, на котором была изображена икона Спаса Нерукотворенного. Поразительное зрелище!

В Калманке после Литургии был также совершен молебен, освящен камень в основание нового храма и крест.

В Белояровке владыка отметил, что «мы подошли к середине пути. Но… конец - делу венец. Важно завершить начатое, доведя его до конца. Так и с крестным ходом. Мы - на середине пути. Иногда мы начинаем хорошо, но в середине пути ослабеваем, теряются наши цели, появляются другие - суетные, мелкие, сиюминутные. И мы сворачиваем с избранного пути. Да не будет с нами так!» Епископ Роман напомнил, что здесь, в Белояровке стоит храм в честь Сергия Радонежского и обратился к преподобному с молитвой помочь дойти и достойно завершить начатое, невзирая на все то, что нам мешает! И эта молитва возымела действие - мы дошли.

В Алейске Литургия совершалась на территории монастыря Димитрия Солунского. Владыка Роман напомнил евангельский эпизод, когда Господь с учениками шли на корабле по морю Генисаретскому, и Господь спал, несмотря на разбушевавшуюся стихию. Спал, потому что страшно устал, исходя сотни дорог, проповедуя о приблизившемся Царстве Небесном. Испуганные ученики разбудили Его: «Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8, 25-27). Господь, Сам создавший из ничего все эти стихии, укротил их, продемонстрировав ученикам Свое всемогущество.

Владыка Роман провел параллель евангельской истории с днем сегодняшним: «По всем прогнозам нас в Алейске ожидала непогода, ливень, дождь, гроза. Было штормовое предупреждение. Встал вопрос: где служить - в храме или под открытым небом? По-человечески, конечно, в храме надо готовиться. Но, слава Богу, хватило мудрости оставить место для действия Божия Промысла. И он совершился: солнышко, ветра нет и никакого дождя. Господь повелевает всем этим.

Вчера глава администрации города Вера Николаевна Серикова вместе с нами шла в крестном ходе через весь город. Такого еще не было! Мы говорили о том, как много надо вместе потрудиться, чтобы люди укреплялись в вере, знали с детства православную культуру и Закон Божий. И вот Господь показывает нам Свои милости и Божественные чудеса, укрепляет нас Своими святыми Тайнами, через действие Своего Промысла».

В Усть-Пристани архипастырь обозначил: цель уже видна, мы уже в Усть-Пристанском районе, где находится святыня. Он напомнил евангельскую историю о том, как ученики нарушали пост, даже, изголодавшись, ели колосья пшеницы и их упрекали за это фарисеи. «Часто и мы нарушаем законы, - добавил владыка Роман. - Но Божественная Благодать выше закона. Любовь выше закона. И Тот, Кто закон этот нам поставил, может все эти законы естества временно остановить ради нашего спасения. Постараемся же очистить нашу душу, подготовить ее к принятию Божественной Благодати. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский, в храме которого мы молимся, сказал о Божьей Матери, что приходящий к Ней никогда не уходит без дара, который Она дает. Никто не останется без подарка. Она, добрая и могущественная Госпожа, каждого желает одарить. И у Нее много подарков. Каждому - по силам, по достоинству, по нужде. Постараемся быть достойными этого дара. Каждый получит то, что он просит, если это ко спасению». Так проповедовал владыка Роман на всем пути крестного хода.

Среди пастырей мы созерцали как проверенных временем крестоходцев, таких как протоиерей Андрей Ушаков, протоиерей Анатолий Садовиков, иерей Петр Лисицкий, иерей Павел Балакирев, иерей Сергий Тимофеев, иерей Иоанн Попович, похоронивший уже во время крестного хода свою супругу, кстати, отпевал ее в Топчихе владыка Роман в воскресенье, так и новые лица - иеромонах Прокопий (Губанов), иерей Евгений Телегин и другие. И, конечно, было бы грешно не упомянуть многолетнего бессменного руководителя колонны диакона Константина Филатова, у которого теперь есть и соруководитель или помощник диакон Филипп из Рубцовской епархии, так как крестный ход теперь - после разделения - проходит по территории двух епархий - Барнаульской и Рубцовской. Сестры из молодежного объединения «Слово» перед отправкой домой пропели отцу Константину «многая и благая лета», но что расчувствовавшийся отец Константин сказал: «Молитесь, чтобы Господь даровал нам крестный ход и в следующем году!»

Просите - и дастся вам

Владыка Роман об этом сказал так: «Вспомним, что мы хотели попросить у Богородицы? Крепкой веры, любви несокрушимой, терпения, добродетели христианской, здоровья себе или своим сродникам, семейного благополучия или разрешения каких-либо других проблем, которые никто не может в мире решить - ни знакомые, ни связи, ни звонки, ни знания - только вмешательство свыше. Божественная заповедь прямо повелевает: “Просите - и дастся вам!” И мы должны просить все, что потребно. Но что в первую очередь надобно просить? В Евангелие от Луки сказано: неужели Господь не пошлет вам Духа Своего, благодати Его? С ней нам ничего не страшно и, поверьте, ничего больше в мире не нужно».

Тем не менее, каждый крестоходец имеет какую-то свою цель, заветную просьбу. Кто-то хочет отблагодарить Господа за оказанные ему великие милости, иной - помолиться о даровании ему чада или о здоровье уже рожденных детей, другие, особенно молодые девушки, - о даровании семейного счастья. Ведь трудно себе даже представить, как томится молодая душа без второй «половинки»! И всем Господь дает - по вере их и по готовности принять с пользой для себя то, о чем они просят.

Я вот, как это кому-то ни покажется странным, всегда, в том числе и в крестном ходу, молюсь не только за детей, внуков и ближних, но и за Президента России, чтобы Господь укреплял и вразумлял его, давал ему силы для служения государству российскому и народу на его колоссально ответственном посту, тем более когда темные тучи все более сгущаются на наших границах.

Виды и красоты

Это - волшебной красоты озера, это поля, это рощи березовые, это храмы Божии, это дивное небо, украшенное кучевыми облаками. Но особенно меня поразило одно место. Когда мы пришли в Белояровку, отец Петр занял для стоянки площадку среди елей и березок, там была такая отрадная прохлада в тени деревьев, что я просто влюбился в это место! Оно нам полностью заменило Чистюньку, где мы раньше останавливались среди тополей на территории училища, ныне расформированного.

Концерт

В Усть-Пристани нас ждал иеромонах Никандр (Речкунов) у Поклонного креста, здесь был отслужен водосвятный молебен, а на территории, примыкающей к строящемуся храму в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, был организован не только ужин, но душ и традиционный концерт. На Оби крестоходцев ждала встреча с казачьим стругом «Атаман Ермак» и его командой. Желающие могли также сходить и на святой источник. Помню, на концерте дети под гитару исполняли патриотические военные песни, в том числе «Синий платочек». Слова этих песен очень актуальны и сегодня, когда Запад в очередной раз покушается на богатства России, которые даровал русскому народу Господь за его веру…

Строительство храма продвигается. Хочется верить, что скоро прихожане будут служить Литургию уже в стенах этого монументального сооружения из красного кирпича, которое украсит райцентр во всех смыслах, в том числе в духовном. Ведь не бывает настоящего русского села без церкви Божией.

Дети

Я был порадовался, когда увидел своих сродников - сына Виталика и супругой Владой и внучат Ирину (9 лет) и Гошу (7 лет). Ира шла уже почти как взрослая, а Гоша то играл в индейца, носясь с луком и колчаном стрел, то, как восточный воин, ходил с нунчаками - оружием восточных боевых искусств. Надеюсь, и остальные мои дети и внуки в следующем году повторят подвиг Витали и Влады. Ведь заповедь Господня непреложна: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14). Так же свято исполняет эту заповедь мой друг и коллега Марина Боровикова - мама троих детей. Как и в прошлом году, она шла в первый день до кафе «У Григорича», что на Змеиногорском тракте, с двумя детьми - старшим Колей (8 лет) и младшим Сашей (2 годика). Тут подъехал на авто их папа Сережа, чтобы забрать семью, но Коля выразил желание продолжить крестный ход и шел практически весь день - до озера - с крестным отцом Александром Громовым. Меня поразила целеустремленность и серьезность мальчика. Кстати, он и родился 8 лет назад во время крестного хода - 4 июля! И назвали его в честь Николая Чудотворца. Маме он после сказал, что хотел бы пройти весь крестный ход.

Был там и мальчик Саша четырех с половиной лет, который весело носился вдоль колонны, и Илюша с Ярославом, у которых недавно появился на свет третий брат, которому еще нет и месяца, но он тоже ехал в коляске с мамой Анастасией. Здесь были и мои знакомцы с прошлого года «Арсений-мальчик» и «Лиза-девочка», теперь им 4 и 6 лет. Они шли с мамой и бабушкой. В Алейске наши палатки стояли рядом, и когда мы прибыли и расположились лагерем, кто-то из них заблажил громким ревом: «Хочу в крестный ход! Хочу в крестный ход!» По-видимому, их довезли на машине, а крестный ход для них - это движение в колонне в летних колясках, где они чувствуют себя как дома.

Была там и девочка-сирота лет 8-9, знакомая мне с прошлого года, которая шла с тетей, как взрослая, не отдыхая и не подъезжая. Ее называли «игуменьей». Были и другие дети, ехавшие в колясках и шедшие пешком. Иногда какой-нибудь уставший мальчик садился на обочину дороги, с минуту сидел, отдыхая, а потом вскакивал и с новыми силами мчался дальше.

Блаженны родители, которые привели своих детей к Богу…

Трапеза

На кухне командовала Лариса Тумялис (также ветеран кружка «Слово»), там подвизались мои старые друзья-крестоходцы Владимир Цыганков и Петр, а также новый знакомый Евгений и другие, которые регулярно снабжали нас кипятком, а мы их - чаем, настоянным на ароматных травах. В хозблоке кудесничал Александр Есипов.

Трапеза была простая, но сытная: супы, борщи, каши, хлеб, зелень, салаты, маринованные овощи, к чаю - печенья, пряники, сушки. Все это предоставили благотворители. Кроме того, традиционно накрытыми столами нас встречало кафе «У Григорича» в Барнауле, на Змеиногорском тракте, а в Коробейниково вот уже который год крестоходцев потчевала раба Божия Елена из Иркутска, которая предлагала к трапезе молоко, творог, сметану, окрошку, пироги с картошкой, капустой и повидлом, мед к чаю, печенье и другое.

С нами шел Геннадий Игнатьевич из села Логовское, который набрал с собой столько припасов, включая молочные продукты, орехи, лимоны, и пр., что нам хватило на весь крестный ход подкрепляться во время дневных привалов. Ну и у остальных тоже что-то с собой было. Так что ни разу не голодали.

Многая и благая лета всем милующим и питающим крестоходцев!

Братья и сестры

Традиционно и по зову души я шел с группой молодежи из миссионерского молодежного епархиального объединения «Слово», которое базируется при храме Димитрия Ростовского в Барнауле. Создано оно было как православный молодежный кружок по благословению протоиерея Михаила Капранова в 2004 году пономарем Павлом Тайченачевым - ныне иереем, проживающим в Шебалино (Горноалтайская епархия). Нас окормлял - исповедовал и проводил духовные беседы - иерей Петр Лисицкий, настоятель храма Архангела Михаила в селе Михайловском. Отец Петр - настоящий пастырь-подвижник, благодаря которому у нас не было проблем с исповедью и многие ежедневно участвовали в Литургиях и причащались Святых Таин, а также могли получить ответы на любые интересующие их духовные вопросы. С нами также был иеромонах Прокопий - тихий, смиренный молодой батюшка, которого очень любят прихожане, пономари Иван Браун и Юрий - также из Михайловки. Иван Григорьевич - мой сват, человек очень эмоциональный, порой вспыльчивый, но крестный ход на него действует самым благотворным образом - Иван пребывал в блаженстве. Позднее к нам присоединилась матушка Елена - супруга отца Петра.

Кружок представляли Александр Девятых, который в этом году закончил семинарию и оставлен на преподавательскую работу в БДС, диакон Сергий Солдаткин и матушкой Анной, Татьяна Доманова, Екатерина Нелепко, матушка Наталья Ворожцова, Зина Зимогор, Николай (внук участника Великой Отечественной войны Даниила Гавриловича Попова), Димитрий, Владимир, а также новые для меня лица - Яна (Анна), Ксения и Мария. А это значит, что кружок вот уже двенадцатый год не только живет, но и развивается, приходят новые молодые люди, слава Богу за все! Кстати, в этом году, пожалуй, впервые шли в пешем строю представители молодежного объединения «Свет» при Иоанно-Богословском храме во главе с Владимиром Зябловым, чему мы не могли не радоваться. В Елбанке вечером после ужина у нас было совместное чаепитие.

Дружной совместной группой шли также прихожане Иверского семинарского храма - их было 20 - 25 человек во главе с иереем Александром Микушиным. Сплотили их в том числе совместные паломнические поездки с отцом Александром по святым местам Горного Алтая, а также активная проповедническая деятельность батюшки.

Традиционно шли также участники детской воскресной школы при храме Димитрия Ростовского (Барнаул) во главе с Еленой Валентиновной Лебедевой, конечно, в сопровождении родителей.

Меня от души порадовали участники «Слова», благодаря которым я не чувствовал себя одиноким. Конечно, в крестном ходу, где незримо с нами Сам Господь и Божия Матерь, невозможно чувствовать себя одиноким, но ведь в том числе и через братьев и сестер действует Господь, даруя то, что нам потребно.

Чудеса и знамения

Молитвенное общение с братьями и сестрами - главное чудо крестного хода. Но были и другие чудеса и знамения. В Белояровке, едва мы поставили палатки в тенечке и радовались райскому уголку, в котором оказались, как я услышал взволнованный голос монаха Кириона: «Владимир Федорович! Скорее, радуга!» Я схватил фотоаппарат и, выбежав из-под сени деревьев, действительно увидел ярко сверкающую радугу. Едва успел сфотографировать, как она исчезла.

В первые дни нас мучили комары, за исключением, пожалуй, Алейска, где мы стояли в Понюшово возле монастыря Димитрия Солунского. И вот утром в пятницу, 1 июля, в Усть-Пристани, перед отправлением крестного хода, я удачно пересекся с владыкой Романом и попросил благословения «на блаженный крестный ход». Владыка благословил со словами: «Пусть крестный ход будет блаженным». Не успели мы выйти из райцентра в поле, как откуда ни возьмись, налетели стрекозы и начали, подобно терминаторам, истреблять комариное племя. Стрекоз были сотни и сотни, и они нас сопровождали до самого Коробейникова, так что про комариную напасть мы практически забыли. Однако, вернувшись в Барнаул, я обнаружил целые полчища этих кровопийц у себя на огороде, и на 10 июля, когда я дописывал эти строки, стрекозы в городе так и не появились.

Впрочем, спросите у любого крестоходца, и он вам расскажет, какое чудо случилось с ним лично в крестном ходу. У каждого - свое.

А Зина рассказала о чудесном исцелении ее мамы Ольги, страдавшей в тяжелой форме сердечной аритмией. Как-то Ольга выпила таблетку антибиотика и запила ее водой из Никольского источника. С тем и легла спать. Утром вдруг почувствовала, что сердце работает нормально. День прошел, другой, а сердце все билось ровно, без перебоев. До сих пор продолжает пить Никольскую воду из святого источника и радоваться жизни. Это случилось, конечно, не в крестном ходу, но свидетельствует о том, что чудеса нас подстерегают повсюду. По вере нашей даются они свыше.

Кстати, как напомнила Зина, Никольский источник был отмечен как целебный в конце XIX века, а явное чудо исцеления было зафиксировано впервые в начале века XX, когда в воду источника погрузили расслабленного ребенка со скрюченными ручками-ножками, после чего ребенок встал и пошел… После октябрьского переворота 1917 года большевики постарались стереть из памяти народа сведения о чудесном месте, которое было превращено в свалку. Однако в 80-е годы XX века об источнике вспомнили. Микробиологи брали пробы воды, анализировали ее состав. К их великому удивлению, вода оказалась абсолютно чистой. Исцеления тех, кто с верой употребляет Никольскую воду, продолжаются.

Сейчас рядом с источником по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия ведется строительство храма в честь священномученика архиепископа Иакова (Маскаева) Барнаульского, так как неподалеку было место расстрела верующих, в том числе монашек.

Вместо эпилога

Сколько раз я убеждался, впадая в уныние от осознания собственной немощи, от страха болезни и неуверенности в своих силах, что Господь знает о наших скорбях, молениях и желаниях и обязательно поможет, если это пойдет на пользу к нашему спасению. Так случилось и на этот раз. Господь услышал мои мольбы, дал силы, вразумил, как пройти крестный ход без ущерба для здоровья, а то и с прибавлением такового. Видевшие меня говорили, что в сравнении с прошлым годом выглядел я намного бодрее. Так оно и было. На самом деле нам дается свыше много, гораздо больше, чем мы можем даже осознать. Слава Богу и Божьей Матери за все!

А архипастырям, пастырям, организаторам, братьям и сестрам - участникам крестного хода в Коробейниково 2016 года - многая и благая лета!

Владимир Клименко

- Ваше Преосвященство, я никогда не понимала пристального внимания к биографии писателей, художников, учёных... Мне кажется, что для любого творческого человека, а тем более священнослужителя, а тем более епископа, посвятившего себя сотворчеству с Богом, внешние обстоятельства большого значения не имеют. Ведь благодаря таинству рукоположения, молитвам, богослужению в судьбу священника, в его характер, в его ум, чувства, поступки начинает вмешиваться благодать Божия. Он становится не равен сам себе. Но всё же у людей есть большой интерес именно к этому - подробностям жизни.

Расскажите, пожалуйста, о себе, о семье. Как Вы верить в Бога начали? Когда и почему решили принять монашеский постриг? Как стали священнослужителем? Короче говоря, поведайте о жизни, которая привела Вас к нам, в Якутию .

Мне думается, есть два пути к Богу. Первый - когда вера передаётся, что называется, по наследству. Второй - встреча с Богом в результате разных обстоятельств: болезнь или озарение, или призвание Божие, или… Этих «или» может быть очень много. Совсем не значит, что какой-то из путей - более величественный и предпочтительный. На каждом из них есть свои сложности.

- Искушения второго пути мне понятны, а какие бывают на первом?

Когда вера дана от рождения, от воспитания семейного, она не подвергается такому рассудочному, интеллектуальному усвоению, как это бывает, когда человек обретает её в зрелом возрасте. Несмотря на то, что всё моё детство прошло в церкви, я впервые должен был защищать веру, формулировать и излагать свои религиозные убеждения в армии, когда встречался с атеистами.

Так вот, я принадлежу к тем людям, которые впитали веру с молоком матери. Родился на Северном Кавказе, в Кабардино-Балкарии, в станице Прохладной (сейчас это город), в семье традиционной, православной, консервативной. Моя бабушка была монахиней. Меня крестили вскоре после рождения. Восприемником моим стал священник, настоятель храма. Детство я провёл в его стенах. Всё воспитание, формирование мировоззрения проходило под влиянием Церкви, священников и благочестивых родителей. Мама до сих пор жива, за что я благодарю Господа.

По окончании восьми классов мне пришлось идти учиться в ПТУ, потому что в семье был сложный период - отец сильно болел, и мама воспитывала нас, троих детей, практически одна. А в училище я имел возможность три дня учиться и три дня работать, помогать маме кормить брата и сестру.

По древней русской семейной традиции в многодетной семье одного из детей посвящали служению Богу. И мама дала обет, что я, первенец, буду посвящён Господу. С детства она меня духовно «программировала» на это служение. Поэтому к моменту принятия монашества не было дилеммы, какой путь выбрать. Так меня воспитали. Я родился монахом. Как Владимир Высоцкий пел: «Колея эта - только моя!» Моя колея - монашеская.

После окончания училища, почти год до призыва в армию, я провёл близ почившего архиепископа Антония (Завгороднего), тогда управляющего Ставропольской епархией, очень одарённого, талантливого архиерея. Он принял меня в состав иподьяконов, и я впервые был вовлечён активно в церковную жизнь. Владыка много миссионерствовал, ездил по епархии, часто совершал богослужения, и первую школу священства, миссионерства я прошёл подле него.

В 1987 году меня призвали в ряды вооружённых сил. Служил, естественно, в стройбате, в то время и быть не могло по-другому, ведь я призывался из Церкви. Служба была, с одной стороны, сложная, с другой - много оставалось времени для чтения, повышения своего интеллектуального и богословского уровня, чем я и занимался. Благодарю Господа за те два года, тот опыт, который приобрёл в армии. Я отдал долг Родине. Так нас всегда воспитывали и, думаю, что это правильно - защищать Отечество.

После возвращения я был принят в Ставропольскую духовную семинарию. На третьем курсе принял монашеский постриг. В 1992 году ректор семинарии, тогда архимандрит, а ныне архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии, постриг меня в монашество. Он же стал моим духовным отцом. Владыка Евгений - человек глубочайшей веры, такого же смирения, удивительной простоты, ведущий правильную монашескую жизнь (как я сейчас могу это оценивать). Имея духовников в Троице-Сергиевой лавре, он в простоте и смирении меня воспитывал и заложил основы монашеской жизни. Для монаха это очень важно. Монах не может состояться без духовника. Всякому человеку нужен духовный отец, который рождает и закладывает основы мировоззренческие, монаху - особенно.

Ещё учась на четвёртом курсе, я стал заведующим канцелярией семинарии, занимался издательской деятельностью.

- Об этом подробнее, пожалуйста.

Мы выпускали семинарскую газету «Православное слово». Интересно, как она появилась. В город приехал популярный тогда экстрасенс, соблазнять и совращать людей. И мы, семинаристы, пошли к цирку, где он выступал, чтобы на ступеньках останавливать людей. А перед этим кто-то из сокурсников сказал: «Хорошо бы сделать листовки!» И мы сделали… газету. И раздавали её. Печатали сначала на старинном угольном ротере. Конечно, первый номер был обличительный, направленный против экстрасенсов и прочей оккультной деятельности. Потом газета издавалась семинаристами еженедельно.

На четвёртом курсе я получил рукоположение сначала в иеродиакона, потом в иеромонаха. После окончания семинарии остался в ней преподавать и был инспектором. Затем началась очная учёба в Московской духовной академии, которую я окончил, написав кандидатскую работу «Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)».

После окончания академии в 1999 году возвратился в Ставропольскую семинарию в качестве проректора по воспитательной работе. И там десять лет занимался делами семинарии во всём их многообразии.

В 2009 году я был направлен представителем Патриарха Московского и Всея Руси в Грузию, где прослужил полтора года до решения Синода назначить меня епископом Якутским и Ленским.

Монашеский идеал

- Удивительно: Вы посвятили кандидатскую диссертацию архиепископу Феодору (Поздеевскому), а Владыка Зосима составил жизнеописание этого выдающегося деятеля Церкви периода её новомученичества!

Ничего в нашей жизни не бывает случайным. Узнав о том, что Владыка был специалистом по архиепископу Феодору, я просто прослезился. Отслужив литию на могиле епископа Зосимы, позвонил родителям покойного, рассказал о том, что нас связывает, и, мне кажется, папа его тоже растрогался до слёз.

- Владыко, думаю, общий интерес к личности архиепископа Феодора (Поздеевского) тоже не случаен. Значит, у вас один монашеский идеал? В чём он?

Митрополит Антоний Храповицкий говорил, что монашество может быть монастырским и учёным. Наверное, как подвизаются монахи, живущие в монастыре, понятно. Учёные же монахи посвящают себя научной и просветительской деятельности. Архиепископ Феодор (Поздеевский) был одним из самых ярких представителей такого типа монашества. Он возглавлял Московскую духовную академию в сложный период перед революцией. Был одним из последних настоятелей Данилова монастыря. Аскет, подвижник благочестия, богослов, человек учёный, знавший множество иностранных языков… Таким ведь был и Владыка Зосима. Вот мой монашеский идеал.

- Вы исследовали а скетические воззрения Владыки Феодора . Скажите, аскетика для Вас в большей мере предмет исследования или способ жизни? Возможно ли первое без второго? Необходим ли аскетизм христианину?

Христианина без подвижничества не бывает. Аскетика - это наука о подвижничестве. Духовная жизнь имеет свои правила, законы, живя по которым только и возможно наследовать жизнь вечную, получить спасение. Подвижничество может быть и неправильным. У апостола Павла есть такие слова: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (Тим 2, 5).

- Читатель спросит: а кто создал эти законы? Почему я должен им подчиняться?

Во-первых, они отражены в Священном Писании - в Нагорной проповеди Спасителя, которую передаёт Евангелие от Матфея. И далее, более глубоко, - в творениях апостола Павла, а потом - у отцов Церкви. Уже начиная с мужей апостольских, в писаниях апологетов, первых монахов, значительное место уделялось правилам подвижничества, духовной жизни. Знание этих законов имеет исключительную важность. Потому что в них заключён опыт людей, достигших богообщения, святости.

Парадоксально, что никто из святых отцов не писал книги просто так, из внутренней потребности самовыразиться. Они писали не для тщеславия, не для того, чтобы положить свои труды в стол, не потому, что очень захотелось порассуждать…. Всякий богословский святоотеческий труд - ответ на вопрошание. И «Лествица» Иоанна Лествичника, и «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея - книги, которые так и начинаются: ты спрашивал, я тебе отвечаю…

Святые отцы пережили всё, о чём они учили других. Они делятся результатами собственных духовных подвигов, объясняют, как правильно молиться, поститься, держать свои помыслы в узде, следить за своими чувствами, не заниматься собственным восхвалением, не искать восхищений. Это правила, выведенные из глубины личного опыта.


/p>

Миссионерствовать - значит гореть

- Ваше Преосвященство, я с удовольствием прочла в интернете Ваши журналистские материалы. Совсем недавно, в январе 2011 года, спрашивая митрополита Ахалкалакского и Кумурдойского Николая (Пачуашвили), творчески свидетельствующего о вере Христовой в Грузии, с чего он начинал, Вы добавили: «Ведь ваша епархия особенная - миссионерская». И вот сами возглавили епархию, ещё более нуждающуюся в христианской миссии. Переадресую Вам Ваш же вопрос: на что, Владыко, Вы намерены опираться в большей мере - на свой опыт или наработки предшественников?

Конечно же, я буду опираться и на знания свои, и на опыт, которые получил, но ещё более - на тот опыт, который здесь, в Якутии, уже есть. Хочу подражать и святителю Иннокентию, и архиепископу Герману, и епископу Зосиме, и всем прежним святителям.

Главное в миссионерстве, как мне видится, это явление Евангелия собственной жизнью, на собственном примере. Потом уже можно говорить о путях и методах, которые могут быть разными, исходящими из реальных условий, особенностей времени… Но, мне кажется, всё это второстепенно по отношению к первому.

- Тем не менее, о методах… Какую форму миссии Вы считаете наиболее продуктивной и целесообразной: командировки священников на приходы для постоянного духовного окормления верующих и просветительской работы (на это делал упор архиепископ Герман), религиозно-светские мероприятия с привлечением широкой общественности (активно практиковавшиеся епископом Зосимой), миссия через печатные и электронные СМИ, что-то ещё?

Я полагаю, что Вы говорите о разных частях единой сильной миссионерской деятельности. Нельзя одно другому противопоставлять и тем более говорить о превосходстве той или иной формы. Безусловно, должна вестись активная, большая работа на приходах. Буду и священников подвигать, и сам ездить. Это очень важно. Но так же важны церковно-общественные и даже чисто светские мероприятия. Я прошу священников не отказываться ни от одного приглашения, которые они получают. Всегда их участие полезно. Даже хождение по улице в рясе, в священной одежде - это миссионерство. Любое присутствие священника - вид, слово, дело - в любой ситуации должны нести весть о Христе.

Проблема в том, что мы очень много знаем о миссионерстве: методы, способы, приёмы... Но самое важное - всё это делать: не потухать, не угасать, не быть теплохладным, как сказано в Откровении. Главное - гореть! Но кроме горения, активности миссионер должен быть, как мне видится, смиренным.

- Святейший Патриарх и в своей речи при наречении Вас епископом, и за обедом говорил о необходимости сотворчества с якутской интеллигенцией: «Ваша задача заключается в том, чтобы протянуть им руку, участвовать в диалоге, посещать университет, читать лекции, не уходить от контакта с мыслящими людьми, рассказывать им об истории православия - потому что в нынешних условиях местный народ не выдержит глобализации, если не будет православным». Но, согласитесь, интеллигенты - везде самая трудная для проповеди прослойка. Свойственные нам гордыня ума, обострённое тщеславие и прочие страсти как бы закладывают уши, как в самолёте. Но, с другой стороны, умному, образованному человеку, может быть, легче объяснить свою точку зрения. Как Вы смотрите на эту проблему?

Конечно, Вы правы, интеллигентным людям, как никому другому, свойственно чувство собственного достоинства. Во многом знании много печали... Вот тут-то надо потерпеть! И гордыньку, и упивание собственной значимостью надо потерпеть потому, что такая есть особенность у людей, которым много дано. Если не проявить терпение и смирение, ничего не получится: и миссионер гордый, и представитель интеллигенции с обострённым чувством собственного достоинства… Плюс на плюс - последует отторжение.

У меня есть опыт работы с научной интеллигенцией - небольшой, но есть. Я был деканом факультета в светском вузе - в Институте дружбы народов Кавказа. И с профессурой общался, и с преподавателями, и со студентами. Да, сразу никто не открывает сердце, но со временем и слова находятся, и людей начинаешь чувствовать. Мы служили миссионерские литургии в институте - сокращённые, с комментариями… Учитывать сложности людей творческих вполне возможно.

- А Вы не можете сказать, что с какими-то людьми Вам проще найти общий язык, с какими-то труднее?

Нет. Мне сложно с агрессивными людьми, которые заведомо относятся к тебе враждебно. Но в этой агрессии нужно разбираться. Иногда за ней скрывается гордыня: человеку интересно бы узнать о Христе, о Евангелии, а весь его прошлый опыт жизни атеистический так и противится признать это, и он начинает спорить, причём агрессивно. С таким человеком можно не спорить, а говорить. А бывает слепая агрессия, бесовская, тогда не стоит метать бисер… Но это редко встречается, к счастью.

- Владыко, в Якутске на 290 тысяч человек - четыре действующих храма (не считая домовых), то есть не более 1% населения являются регулярными прихожанами. Как Вы видите миссию в «легкодоступном» (в сравнении с северными улусами) городском пространстве?

Черчилль говорил, что статистика - узаконенная система обмана. Я с недоверием отношусь к статистике. Как посчитать, сколько людей посещает храм? Кто-то приходит раз в год, кто-то несколько раз в неделю… В Якутске, конечно, мало храмов. Чем меньшую территорию охватывает приход, тем ближе священник к людям, тем больше у него времени заниматься их проблемами. Я полагаю, что на 10 тысяч человек должен быть храм. Храм - центр миссии. Понятно, что это не так просто, но мы будем стремиться восстанавливать и строить храмы параллельно с миссией евангелизации. Мне хочется, чтобы их было больше.

Будем служить по-якутски

- Сейчас лишь небольшая часть богослужения совершается на якутском языке, планируете ли Вы ввести хотя бы иногда или в отдельных храмах служение полностью по-якутски?

Я бы очень этого хотел! Хочу, чтобы одна из литургий (ранняя или поздняя) в воскресный день в кафедральном соборе была на якутском языке в самое ближайшее время. А сейчас надо использовать шире хотя бы то, что уже переведено: возгласы, молитвы, ектении, Евангелие, Апостол… Но я ставлю перед собой задачу, чтобы богослужение на якутском языке совершалось полностью, как при святителе Иннокентии.

- Значит, в Ваших планах продолжение переводческой деятельности? Предполагаете ли Вы более широко издавать то, что уже переведено: Новый Завет, Псалтирь, молитвы?..

Когда я совершал первый свой молебен в Преображенском кафедральном соборе г.Якутска, увидел, как много пришло представителей саха, впервые услышал ектению на якутском языке, песнопения и сказал, что мне очень понравился якутский язык, он прекрасно ложится на мотивы, распевы церковнославянские. Я дал обещание, что буду учить якутский язык. Думаю, нет, уверен, что мы займёмся и литургическими переводами, будем служить литургии на языке саха. И уже начал заниматься якутским.

- А русский язык? Не считаете ли Вы возможным в большей степени вводить его в богослужение, хотя бы параллельно?

Межсоборное присутствие недавно опубликовало на официальном сайте по этому поводу проект концепции. Я его вполне одобряю. Совершенно согласен, что в переводе на русский язык богослужение нуждается, но категорически против, чтобы это было сделано спешно и неграмотно. Увы, примеры нехорошие есть. Осторожность нужна и в силу того, что в Церкви значительная часть консервативно настроенных людей решительно против участия русского языка в богослужении. Поспешность может привести к расколу, как это случилось в Греции, например. Нельзя этого допустить.

- Читая одно из Ваших интервью, я узнала, что Грузинская и Греческая Церкви осуществили совместно замечательный проект: напечатали миллион экземпляров Евангелия от Марка и… по почте разослали всем жителям страны! О важности раздачи духовной литературы говорил протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ, когда приезжал в Якутию. Не кажется ли Вам, что Слово Божие должно быть доступно хотя бы тем, кто этого желает?

Сделаю смелое заявление: мы в самое ближайшее время предпримем издание Евангелия на якутском языке и будем раздавать его бесплатно, обеспечим библиотеки, храмы. Думаю, я найду помощников из числа добрых меценатов, которые к этой программе подключатся. Можете считать, что она уже началась. Вы дали мне эту идею.

- Тогда позволю себе ещё одну: отец Анатолий Астафьев издал в Ленске молитвослов с параллельными текстами на якутском и церковнославянском языках с русскими комментариями. Причём многие молитвы Саломия Леонтьева, редактор этого молитвослова, в своё время переводила специально для «Логоса». Тираж две тысячи экземпляров разлетелся…

Я посчитал своим долгом на следующей день после хиротонии поехать в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и там отслужить молебен у мощей святителя Иннокентия, чтобы получить его благословение на епископское служение в Якутии. Во время службы ко мне подошёл отец Анатолий, показал молитвослов, сказал, что хочет переиздать его. Я ответил, что этот тираж нужно увеличить как минимум в пять раз, раздавать какую-то часть бесплатно и пообещал, что этот проект епархия возьмёт на себя. Тем более, что в молитвослове есть катехизическая часть, к тому же его можно использовать как пособие для тех, кто хочет учить якутский. Очень хорошее издание!

- Святейший Патриарх в своём напутствии Вам сказал: «…Никогда Якутия не знала такого числа священников и архиереев, как в годы репрессий… И может быть, ты также примешь на себя труд рассказать поимённо о каждом, кто мученически скончался на якутской земле за верность Христу Спасителю». Готовы ли Вы, Владыко, принять на себя этот благодатный труд?

На заседании первого же епархиального совета мы приняли решение о создании комиссии по канонизации святых. В неё будут привлечены специалисты историки-архивисты. Для начала надо хотя бы составить базу данных, а потом собрать сведения о жизни и смерти мучеников и исповедников ещё пока неведомых. Мы будем это делать. Я знаю, что при Владыке Зосиме такая работа уже началась. Думаю, что это архи необходимо. Надо возвращать память о людях святых.

- Владыко, меня очень тронул вопрос, который Вы ставите перед собой: «А сумел бы я, будучи распят на кресте, с этого креста, подобно апостолу, проповедовать слово Христовой истины?» Наверное, этот ответ может дать только жизнь, но от всего сердца желаю, чтобы люди не распинали Вас своей злобой, недоверием, клеветой, ведь архипастырский крест и без того тяжёл. Чтобы, понимая, насколько благое дело Вы призваны делать, все якутяне помогали Вам, кто чем может.