План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему: Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие. Сценарий экскурсии в мини-музей «Русская изба» (по изодеятельности)
Читайте также
Галина Трофимова
Программное содержание: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.
Предварительная работа.
Рассматривание мордовских национальных костюмов.
Рассматривание книг – альбомов и презентаций: «Мой край», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».
Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.
НОД по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.
Отгадывание загадок.
Заучивание пословиц, потешек, закличек.
Слушание национальной мордовской музыки.
Проведение мордовских подвижных игр.
Оборудование:
Экспонаты в мини-музее «Мордовская изба», альбомные листы 15*15 на каждого ребенка, цветные карандаши. Фонограмма с мордовскими песнями.
Ход экскурсии.
В: Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем саду. Но перед тем как идти туда давайте вспомним правила поведения в музее:
1. Предметы, находящиеся в музее старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.
2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем не озоровать, не толкаться и не кричать.
Дети с воспитателем заходят в избу.
В: Давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.
Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)
Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужно была печь в избе? (Ответы детей)
Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».
Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)
Воспитатель задает загадки:
1. Железный конь
Скачет в огонь. (кочерга)
2. В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке (чугунок)
3. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.
В: Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.
Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.
В: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Мордовская подвижная игра «Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
В: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
Правильно на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено).
В: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей) Молодцы.
В. Я предлагаю разместиться за большим столом и разукрасить вот эти салфетки мордовскими узорами.
Дети проходят за стол и приступают к выполнению задания.
Итог занятия:
В: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Мордовская изба».
Вам понравилось? (Ответ детей).
Что нового вы узнали? (Ответ детей).
Публикации по теме:
«Был великий День Победы много лет тому назад. День Победы помнят деды, знает каждый из внучат.» МКОУ Касьяновская СОШ Детский сад.
Целью нашей экскурсии является:Вызвать у детей желание узнать о прошлом наших предков. Воспитание духовно -патриотических чувств. Сегодня.
Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом,.
Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.
Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» Подготовительная группа, Логвинова О. А задачи: Образовательные: познакомить детей с историей.
ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ
«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет
(экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько
детей)
Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость.
Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у
наших прабабушек в деревне.
Центральное место в
доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их
помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
.
Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла
свои руки.
Главной едой была каша. Есть русская
пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками.
Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.
Стол
– одна из основных частей избы. Его делали
большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных
лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили
горячий чай с медом, с пирогами и блинами.
Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не
только вещи, но и все ценности.
«Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали
половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала
на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель.
Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для
грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли
зыбка.
Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а
сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки.
Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу.
Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске.
Живы традиции на Руси, какого б не было пути,
От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать!
Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками
детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)
Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Русская изба» и создана система работы с детьми по этому направлению.
Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди. Задают очень много вопросов: почему дети спят в люльках, зачем нужна прялка и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.
Цель: формирование личностной культуры у детей на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры русского народа.
Задачи: продолжать знакомить детей с бытом и жизнью русского народа, р азвивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок, рассматривание музейных экспонатов. Изготовление различных украшений на занятиях художественного творчества.
Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол,
Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, русский народные костюмы, самовар.
Игра с лентой (в группе)
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Воспитатель: ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
Путь-дорожку укажи
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).
Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? (в русскую избу)
Дети заходят в музей «Русская изба», их встречает хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, а красивая какая! Проходите, проходите, хорошо все обглядите. А чтобы узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. Отгадайте загадку:
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта
От Федоры теплота…» (печь)
Хозяюшка: Правильно, гости дорогие! Самое главное в деревенской избе – это печь.
Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.
Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». По тому, какой была мастерицей хозяйка, судили о семье. И всё это хозяйство называлось бабьим углом. Здесь было всё, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, в то время семьи были большие. Посмотрите, что это стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. В них хранили продукты. А вот кувшин для молока, называется он крынка.
Хозяюшка: А еще в каждой избе был «красный угол». В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.
В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». В углу стоял стол и лавки, где располагалась вся семья.
Хозяюшка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там? (ребёнок)
Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. Люльку закрывал полог. Это не просто ограждение от света и мух, а ещё и от злых духов препятствие. Строго-настрого запрещалось качать пустую люльку, якобы ребёнок будет спать беспокойно.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Всё было сделано с любовью, передавалось из поколения в поколение.
Хозяюшка: Где русские хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке (рассматриваем сундук)
В каждом приличном городе должно быть место, в котором можно посмотреть на быт местных народностей и поесть национальной кухни. В одном из недавних постов я показывала такой . А теперь покажу наш, саранский. В один из летних дней мне все-таки удалось попасть на экскурсию в этнографическом комплексе "Мордовское подворье". Три раза пыталась я) И вот смогла!
Предлагаю посмотреть, что же там внутри.
Сначала зрелища, а потом уже хлеб! Поэтому идем в музей.
Чтоб вам было проще попасть внутрь
, я просто сфотографировала раскладушку со всей информацией:)
Сразу стоит отметить, что это не совсем аутентичные предметы быта. Это скорее стилизованное, но максимально приближенное к реальности. Скажем так, это "лубок" для туристов города:) Но все равно красиво.
Экскурсия начинается с избы. Достаточно просторная, хочется сказать. Не совсем отражает историческую правду, т.к. мордва изначально жила в землянках. Потом переселилась в избы с парой окон и очагом в середине избы. Этот дом скорее отражает обычную деревенскую современную избу, максимум - столетней давности.
Первым делом проходим в кухню, или как она называется в моей деревне в Дубенском районе - "заднюю" избу. В ней обычно размещается печь, место для приготовления еды, кухонная утварь и обеденный стол.
Над обеденным столом обязательно висит икона в рушниках.
А вот и печь. В то время, когда еще не было умывальников, вместо них служили обычные ведра. Конечно же, рушники с национальной вышивкой. У моей бабушки в деревне очень похожий узор на рушнике, кстати:)
Кухонная утварь на фото справа - ухваты, деревянные ломаты, чтобы "садить" в печь хлеб, коромысло, кочерги. Вообще здесь вся утварь вперемешку, без деления по эпохам. Даже примус затесался:)
Вот рыжая глиняная посуда мне знакома по бабушкиному дому. Черную первый раз вижу.
В Подлесной Тавле у нас развито ремесло резьбы по дереву. Эту скульптуру выполнена там, если нам сказали правду. Ветеце обозначает "пятый":)
А вот "норов" в переводе обозначает "земля". Кстати, в углу правого снимка вы видите зубчатую доску - стиральную машинку прошлого:)
В Мордовии, как и в других регионах страны, было принято собирать целебные или пряные травы и сушили их у печи.
В этой избе "задняя" изба и "передняя" разделены коридором. В нашей деревне коридор обычно проходит сбоку .
Передняя изба. Обычно здесь находились спальные места членов семьи, комоды/шкафы с вещами и сакральные семейные ценности вроде фотографий. В музее в передней избе представлены национальные костюмы. Это, конечно, костюмы праздничные. На вешалке висят пулай - пояс с монетками и вышивкой, обычно украшаемый бахромой. Он был обязательным элементом одежды, также как и головной убор. И нижняя рубашка, обязательно с вышивкой. По крою и вышивке можно было определить к какой этнической группе относилась женщина, ее носившая. Обязательным элементом был и передник.
Полотенца и подушки тоже украшались вышивкой. Одеяло на кровати лоскутное, но я не уверена на 100%, что так было в действительности.
Прялки. В детстве я даже пыталась учиться прясть:) Кстати, коврик на лавочке вязался из тонких полосок ткани. Таким же способом производились и половики.
Интересной особенностью у мордвы является оформление коллажей фотографий. Я так пишу потому, что больше нигде не видела подобного. Бралась большая деревянная рама и в нее в произвольном порядке вставлялись фотографии различного формата. На фото в музее изображены мордовки в национальной одежде. Говорят, что часть из этих фото - подлинники, подаренные музею.
Избу осмотрели, теперь отправляемся осматривать хозяйство. Первым делом - амбар. Вот он, справа.
Во всех амбарах страны. Сусеки:)
Здесь все знакомо каждому - ведерки (хотя лично я такие в мордовской деревне не встречала), гири для весов и рамки для меда. Слева возле гирек можно заметить кусочек интересного девайса. Это терка для картошки. На ней натирали картошку, отжимали сок и производили крахмал. А из крахмала делалась лапша, которую, в свою очередь, использовали в мордовском блюде "лапшевник".
Знаете, что это? Маслобойка или "пахталка". В ней пахтают масло. Я в свое время участвовала в процессе. Потом свежие хлопья масла вылавливают, слипают в комочки, отжимают пахту и бросают в ледяную воду, чтоб застыло. Какую-то часть этого масла используют как обычно - намазывают на хлеб или блины, а большую часть топят в печи, получая топленое масло. Оно ярко-желтого цвета и немного крупинчатой структуры, с ореховым запахом. Меня тут некоторые пытались удивить индийским маслом топленым. Ну что с москвичей возьмешь, им все в диковинку. Ну а мы, дети Поволжья, знаем, что топленое масло это вам никакое не индийское изобретение:) Хотя точно не уверена, что мордва не переняла это от русских.
Перемещаемся во двор, или по-мордовски "кардаз". Дворы бывают как под одной крышей с домом, так и отдельно стоящие. В музее
перед сараем находится стилизованный загон для птицы и крупного и мелкого рогатого скота.Внутри все обычно - ясли для сена или соломы. И макеты животных:) В частности, в Мордовии многие держат овец и баранов.
Перечень экспонатов
Мини – музея «Русская изба».
Перечень экспонатов. Мини – музей «Русская изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства.
Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы – стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы.
Русская изба – так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами. В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, чтобы зимой теплее было. А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтобы богатым стать, шерсть для тепла, а ладан для святости.
Красный угол – красный – значит «красивый». Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь стояли стол и скамейки, а в углу на особой полочке стояли иконы. Это было особое место в доме. Здесь и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные вопросы решали.
Печь – её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь не только избу обогревала, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи. «Когда в печи жарко – тогда и варко».
Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.
На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.
Бабий кут – правый от печки угол. Здесь хозяйничали женщины дома. Здесь находились небольшой стол и стенная полка, где размещались немногочисленные предметы кухонной утвари. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка.
Рукомойник – это ёмкость для мытья рук, её можно использовать для мытья посуды.
Ухват – предмет кухонной утвари. Представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов. При помощи ухвата ставили в печь и доставали из неё горшки и чугунки.
Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей.
Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка, но выполненная из чугуна. Использовалась для приготовления щей, каши, варки картофеля.
Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали из дерева своими руками.
Ступа – деревянная долбленная колода с высокими стенками, в котором пестом толкут, измельчают зерно.
Стол, лавки - делались из дерева своими руками.
Керосиновая лампа – в темные зимние вечера освещали избу.
Коромысло – деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведёр. С помощью коромысла носили вёдра с водой.
Прялка – приспособление для прядения пряжи.
Веретено - приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу.
Сундук – использовали для хранения вещей. Сундук мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место.
Подзоры – кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.
Балалайка – русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.
Лапти – обувь, сплетённая из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали.
Самовар - Самовар изобрели очень давно в городе Туле. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Она была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, мёд, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье.
Кукла Кузя – Домовёнок, который оберегает дом.
Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбил, того из дома выживает.
Забор – дом огорожен забором.
уголка народного быта в группе детского сада.
1. Прялка – 1 шт.
2. Печка – 1 шт.
3. Сундук – 1 шт.
4. Волшебный ларец – 1 шт.
5. Кукла в национальном костюме – 1 шт.
6. Домовенок Кузя – 1 шт.
7. Хохломская посуда (ложки, миска, стаканчик)
8. Глиняная посуда (кувшин, миска, горшок»
9. Чугунок -2 шт.
10. Стол – 1 шт.
11. Лавка – 1 шт.
12. Керосиновая лампа – 1 шт.
13. Фонарь – 1 шт.
14. Коромысло – 1шт.
15. Веретено – 1 шт.
16. Люлька – 1 шт.
17. Самовар – 2 шт.
18. Матрешки – 5 шт.
19. Плетеная корзиночка – 1 шт.
20. Короб – 1 шт.
21. Ухват – 1 шт.
22. Сарафаны – 8 шт.
23. Рубахи – 8 шт.
Дидактические игры
1. «Одень куклу».
2. «Славянские узоры».
3. «Как рубашка в поле выросла».
4. « В деревенской избе».
5. «Как жили люди на Руси».
1. «Предания старины глубокой».
2. «Русские народные костюмы».
3. «Приглашение к столу».
4. «Народные промыслы»
5. «Ремесла на Руси».
6. «Славянская семья».