Борис краснов декоратор биография. Художник-декоратор борис краснов после инсульта впал в кому

Борис краснов декоратор биография. Художник-декоратор борис краснов после инсульта впал в кому

В гостях у Пугачёвой у знаменитого сценографа просыпается зверский аппетит

В гостях у Пугачевой у знаменитого сценографа просыпается зверский аппетит

С Борисом КРАСНОВЫМ я знакома c середины 90-х. Как и многие его друзья, была в шоке, когда три с половиной года назад известнейшего художника-постановщика неожиданно задержали, предъявив серьезные обвинения. Якобы он входил в группу лиц, вымогавших 100 процентов долей уставного капитала у компании «Инконнект», занимавшейся организацией выставок. Краснову грозил срок до 15 лет лишения свободы. На время следствия он был освобожден судом под залог в 5 млн. руб. Но буквально через две недели его сразил тяжелейший инсульт. С тех пор сведения о нем были крайне скупы и обрывочны. Мол, лежал в коме, потом его перевезли за границу...
Когда год назад мне удалось до него дозвониться, Борис сообщил, что уже вернулся в Москву, продолжает лечение и, как только врачи разрешат, первой даст интервью мне. К чести Бориса, слово свое он сдержал.

И вот я захожу в его рабочий кабинет в созданном им детище - зале торжеств «Форум-холл». Краснов , встречая меня, бодрится, делает несколько шагов, опираясь на трость. Его страхует помощник Сергей.
- Конечно, читателей прежде всего интересует ваше здоровье!
- Спасибо, восстанавливаюсь потихоньку. Хожу, правда, с трудом. Левая рука пока не в рабочем состоянии. У меня же был правосторонний инсульт, поэтому больше всего проблем с левыми рукой и ногой. К слову, если бы был левосторонний, мы бы сейчас не разговаривали. К счастью, и память не задело. Я тут развлекаюсь - прошу помощника назвать мне любую футбольную команду из чемпионов СССР по футболу и с легкостью называю всех игроков, включая запасных.

Ну, при вашем ритме жизни вы еще легко отделались. Я же помню, как вы работали. Практически без выходных. Вы в санатории-то были хотя бы раз в жизни?
- Какой санаторий! Вскакивал в шесть утра - и вперед! Меня и родные, и друзья, все просили: «Сбавь обороты!» Михаил Танич , царствие ему небесное, на каждый мой день рождения эпиграммы писал: «Краснов - это штука по скорости где-то между скоростью звука и скоростью света». Или вот еще: «Два раза не было заказа, и Боря дома был два раза. / А как проверить пасквиль сей? А по количеству детей!» Я здоровьем практически не занимался. Выкуривал в день по две пачки. Пил по 35 чашек кофе...
- Знаю, что в трудную минуту большую моральную поддержку вам оказала Пугачева. У вас же особые отношения с Аллой Борисовной?
- Да, у нас, как говорится, творческий роман. Всякое между нами случалось. Бывало, и микрофоном мои декорации ломала. То ей все нравится, а через пару минут кричит - все переделывайте. Мне кажется, что иногда Алла сама для себя непредсказуема.
Мы и сейчас часто перезваниваемся с ней. Месяц назад обедали вместе - у нее дома, с Максимом, в их замке. Знаете, удивительное дело - у Аллы, где бы она ни жила, такая атмосфера в доме, что очень хорошо кушается, прямо жор какой-то одолевает! Что бы она ни готовила - я всегда проглатывал в момент! Вкусно очень! Ел ее стряпню не только, кстати, у нее, но и у себя тоже. Заметил, что в плане готовки Алла не всегда серьезна. Помню, давно как-то заехали они ко мне с Сергеем Челобановым спонтанно. Алла взяла все, что есть в холодильнике, высыпала в кастрюлю, сверху забросала сыром, а когда тот расплавился, прошу к столу - готово блюдо. И посвятила его мне и Челобанову...
Кстати, месяц назад я впервые и детей их с Максом увидел. Они просто замечательные! Это фантастика какая-то - такого сходства я никогда не видел: Гарик - просто копия Макса. Выражение лица, глаза, губы, нос - один в один. Серьезный такой мальчик. А Лиза - просто куколка, такая блондиночка с розовым бантиком и кучерявыми длинными волосами.

- Что-то подарили детям?
- Конечно, а как же. Гарику - машинку-велосипед. Кнопку нажимаешь, и она тебя везет. А Лизе - штуку большую такую: нажимаешь - и там что-то играет, бибикает, кукарекает, по-английски говорит. Но больше всего она обрадовалась кукле, которая сама чистит зубы.
Вы знаете, наблюдая, как Алла с огромной нежностью смотрит на своих двух ангелочков - Гарика и Лизу, я подумал, что, наверное, только сейчас она, пожалуй, впервые по-настоящему почувствовала, каково это - быть матерью. В свое время, когда росла Кристина, у нее же был чудовищный гастрольный график, она постоянно моталась с концертами. Внукам тоже не могла уделять много времени. И лишь сейчас проводит с малышами столько, сколько необходимо, и получает колоссальное удовольствие.
Недавно я устроил для гостей розыгрыш. Гостям на своем дне рождения (22 января Краснову исполнилось 54 года. - Л. К. ) сообщил, что во время болезни беспрестанно смотрел новости за границей. И одна новость меня так поразила, что голова развернулась и я, дескать, начал заниматься несвойственным мне делом - писать песни. И одну из них посвятил Алле с Максом. Тут выходит Натали и поет: «О боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына. И дочку!» Все со смеха попадали.

Ой, вспомнила! Боря Моисеев мне рассказывал: когда у него случился инсульт, ему очень помогли котлеты, которые для него лично жарила и приносила в палату Алла Борисовна!
- Это правда. И мне тоже многие помогали. Хотя, конечно, первое время после инсульта я плохо помню - слишком долго, практически три месяца, был в коме. Боря же, насколько я знаю, в коме не был. Еще и потому, наверное, так долго сейчас восстанавливаюсь. Ангелом-хранителем для меня стала супруга - она не отходила от кровати ни на минуту. И, без сомнения, мой лучший друг и партнер - Константин Петров , за что я ему очень благодарен.


Когда врачей спрашивали, сколько в процентах шансов, что я останусь жить, они разводили руками: ни одного. Особая благодарность прежде всего российским докторам. В частности заведующему нейрореанимации клиники, где я лежал, - Павлу Хяркeнeну .
После того как я вышел из комы, решено было продолжить лечение за границей. Сначала это была клиника в Германии - там я провел полгода. Прогнозы немецких врачей были неутешительными. Они говорили, что я не только никогда не смогу ходить, но даже и сидеть в кресле. Но я все равно не пал духом - продолжал верить в чудо.

Еще через полгода нам посоветовали сменить клинику. В швейцарский Монтре меня привезли на носилках. Каждый день по многу часов занимался с физиотерапевтами - они там, кстати, все португальцы, очень хорошие специалисты, которые буквально насильно заставляют пациента вставать. У меня же ничего не шевелилось, даже ступни ног.
Когда начал двигать ногой, плечами - это была первая победа. Потом научился сам вставать с кровати и пересаживаться в инвалидное кресло. Боли были жутчайшие, будто тебя всего перемалывает надвое. Зато через несколько месяцев я сделал первый шаг.
Почти три года лечиться в западных клиниках без страховки было бы немыслимо без финансовой поддержки друзей, а кроме этого, к примеру, Иосиф Кобзон и Алла Пугачева помогали найти хороших специалистов. В швейцарской клинике меня навещали Валера Сюткин , Игорь Крутой , Саша Файфман . Также частенько наведывались мои любимые мама и папа, создавая мне поистине домашнюю обстановку.

Следствие закончено, забудьте!

Думаю и эти ужасные обвинения в вымогательстве контрольного пакета акций у фирмы «Инконнект», о чем тогда писали все газеты, тоже могли повлиять на ваше здоровье...
- Скорее, это стало как бы завершающей точкой. Ведь до этого у нас был невероятно тяжелейший проект - готовили Русский павильон для Всемирного «ЭКСПО-2010» в Шанхае. Среди пятисот экспозиций по посещаемости наш павильон занял первое место и второе - за лучшее раскрытие темы «Лучше город - лучше жизнь». Это все равно что на «Оскаре» получить «Гран-при». Но, несмотря на такой фееричный успех, постоянно происходили какие-то беспочвенные нападки некоторых СМИ, которые доводили меня до исступления - так они были несправедливы и нечестны. А эта история с якобы моим участием в вымогательстве... Конечно, было ужасно обидно, что меня - человека, который за 35 лет столько сделал для СССР и России, организовывал многие ее знаковые проекты, пятьдесят процентов которых правительственного уровня, обвинили в том, чего я не делал.
Впервые в своей жизни я оказался в несвойственной мне роли подозреваемого! Естественно, я был накручен внутренне на всю эту несправедливость, пережить такие обвинения никому не пожелаю. Инсульт же в переводе с латыни - это «обида». Как я знаю со слов опять же моего помощника, у меня это произошло днем, прямо в офисе. Упал, потерял сознание...

Когда я заболел, уголовное дело было выделено в отдельное производство и приостановлено. По нему не велось никаких следственных действий. Но следствие всегда уведомлялось, где нахожусь, на какой стадии проходит мое лечение.После выписки из больницы следствие было возобновлено.
В результате объективного расследования в декабре 2014 года принято решение об отсутствии в моих действиях состава преступления.
Конечно, в том, что все закончится именно так, я не сомневался ни секунды. Впрочем, как и все мои друзья. Лолита , к примеру, когда ее расспрашивали, все время повторяла: «Что вы?! Это человек, который может только дать - забрать он ничего не может!»
- Что вам хочется больше всего на свете в эту секунду?
- Выпить и закурить! Но делать этого категорически нельзя. После инсульта я не выпил ни одной рюмки и не выкурил ни одной сигареты. И - не буду. Я хочу жить. И в будущее смотрю с оптимизмом. Ведь для чего-то меня же оставили на этом свете - наверное, для чего-то хорошего. По сути, я живу сейчас вторую жизнь. И в самом деле, сигнал был дан слишком серьезный. Для того чтобы наступила переоценка ценностей. И она, безусловно, произошла.

Борис появился на свет 22 января в 1961 году. Ребенок долгожданный и его появление на свет было настоящим чудом для родителей.

Отец всю жизнь проработал на стройке, а мать работала главным художником на фабрике тканей.

Евгения – жена, много лет проработала моделью на известных модельеров, на сегодняшний день она домохозяйка, занимается воспитанием двух прекрасных детей – Дарины и Данила.

Евгения настоящая спасительница для своего любимого мужа, именно она помогла Краснову справиться со страшным заболеванием и подняться на ноги.

Борису Краснову близка фраза, которую он зачастую применяет к себе: “человек, сделавший себя сам” . Он самостоятельно построил свою карьеру и добился все сам, ему в этом не помогал никто.

Несмотря на то, что он довольно-таки молод, но за это время успел многого добиться в шоу-бизнесе. Его имя знают во многих странах: Российская Федерация, Америка, Греция, Финляндия, Япония.

В школьные годы юноша занимался в кружке лепки и рисования, ходил в художественную школу, театральный кружек.

Первая его работа была художником по костюмам для театра .

Отец никогда не поддерживал выбор сына, и считал, что ему необходимо выбрать более мужскую профессию, которая будет кормить семью и приносить неплохие деньги. А мать была рада, что ребенок пошел по ее стопам, и всегда его поддерживала во всех начинаниях. Только после первых побед сына отец смерился с его выбором.

В 1987 году Краснов переезжает в столицу, где жизнь начинается с чистого листа. Его отправили пройти стажировку в Москву, где он выполнил обязанности художника по сценическим костюмам. После стажировки молодого специалиста так и оставили работать в Москве.

Краснов оканчивает факультет художников драматических театров. В 1990 году он уже исполняющий обязанности главного художника столичного театра.

В 1992 году Борис становиться директором компании “Краснов дизайн” . Это фирма одна из лидирующих по всей стране. У Бориса нет в рабочем графике ни минуты на передышки и отдыха. Работает н 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Бывало такое, что работал до самого утра, приехал домой переодеться и снова в бой.

Далеко не каждый может полностью отдаваться работе, жить в таком ритме, руководить большим коллективом, выполнять поставленные задачи вовремя, трудиться одновременно над несколькими проектами. Борису же все это под силу.

Краснову под силу выполнить обязанности сразу трех людей: художник, сценограф, постановщик. Борис не любит “халтуры” и всю свою работу выполняет максимально качественно. Способен найти подход практически к каждому.

В 1997 году художника приглашают в Афины. Ему поручили выполнить заказ по украшению стадиона для олимпийских игр. Он отлично справился с работой дизайнера.

За 10 лет Краснов был награждён огромным количеством званий , медалей и наград.

У Краснова есть единственное хобби и это его работа. Это человек, который не имеет свободного времени совершенно. Если у него и появляется несколько часов свободного времени, то он старается посвятить их занятиям спорту.

Среди его любимых спортивных игр : футбол, баскетбол, волейбол, теннис, конный спорт и многое другое. Ему доставляет удовольствие собирать мелкие детали. В своей коллекции он собрал около тысячи экземпляров, собранных из мелких частиц.

Борис Краснов входит в состав Союза театральной деятельности в Российской Федерации.

Личная жизнь художника

На данный момент Борис продолжает жить в столице. В его личной жизни уже на протяжении многих лет нет ни малейшего изменения.

Евгения Краснова – супруга, ранее работа моделью на известных модельеров, таких как Зайцев и Юдашкин.

Евгения подарила любимому мужу двое детей, на данный момент занимается их воспитанием.

Ходят слухи, что Краснов породнился с Аллой Борисовной. Это всего лишь слухи. Невестка Кристины Орбакайте не имеет никакого отношения к Борису, они всего-навсего однофамильцы.

Когда Борис слег в больницу и находился практически при смерти, супруга каждую минуту была рядом. Именно она помогла любимому мужу справиться с тяжелым заболеванием.

Как живет семья Бориса Краснова сегодня

Борис не был замечен в интрижках с молодыми девушками , всю жизнь он верен своей единственной и любимой Евгении, которая подарила ему дочь и сына. Этот союз можно считать образцовым.

Бориса Краснова можно очень часто встретить на светских вечеринках. Сейчас он работает над крупным заказом Филиппа Бедросовича.

Художник продолжает отходить от тяжелого заболевания и надеется, что в скором времени сможет работать на полную мощность, как и раньше. У Бориса еще множество идей , которые молодой мужчина хочет воплотить в жизнь, так что болеть и отлеживаться в кровати времени просто нет.

Гражданство:

СССР → Россия

Учёба:
  • Республиканская художественная средняя школа им. Тараса Шевченко
Награды:
  • Серебряный приз за павильон России на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (КНР, 2010)
  • Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах (Франция, 2011)
  • Национальная премия «Овация» (1994-1996)
  • Премия Москвы в области литературы и искусства (1996)
Сайт:

Бори́с Арка́дьевич Красно́в (фамилия при рождении - Ро́йтер ; род. 22 января , Киев , Украинская ССР) - российский художник-сценограф, дизайнер, продюсер. Почетный член Российской Академии Художеств, обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке MIPIM-2011, обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010», лауреат премии Москвы в области литературы и искусства (1996), восьмикратный лауреат Национальной премии «Овация» (1994-1996), обладатель Гран-при «Золотая астролябия» фестиваля телевизионных фильмов (1989), член Союза театральных деятелей России и др.

Биография

1961

Борис Аркадьевич Ройтер родился 22 января 1961 года в Киеве, на Печерске. Отец - Аркадий Александрович, начальник отдела капитального строительства предприятия «Электронмаш» в Киеве. Мать - Ната Борисовна является Членом Союза художников, работала главным художником-модельером на трикотажной фабрике «Киянка». В годы войны родители были в эвакуации в Казахстане и Перми . Его родственники жившие в Могилеве-Польском спаслись, дед погиб в Бабьем Яру после оккупации Киева . Супруга-Евгения Краснова, дочь Дарина и сын Даниил Красновы.

1978

Окончил Республиканскую художественную среднюю школу им. Тараса Шевченко, после чего поступил на театрально-декорационное отделение живописного факультета Киевского Государственного Художественного института. Учитель - театральный художник - Даниил Лидер , народный художник УССР, лауреат Государственный премии СССР.

К окончанию института в активе Бориса Ройтера было уже 18 спектаклей.

1980

Работа над первым спектаклем - «Ромео и Джульетта» в Киевском театре пантомимы. Спектакль имел успех и шёл в течение 5 сезонов.

После выхода «Ромео и Джульетты» сначала взял псевдоним, а затем официально сменил фамилию, так как еврейская , по его словам, «портила афиши антисемитской Украины» .

1985

Первый совместный спектакль с легендарным режиссёром Государственного академического русского драматического театра им. Л.Украинки Б.Эриным - пьеса В.Розова «Вечно живые» (сцена института КИТИС).

Поступление в Театр им. Леси Украинки на должность исполняющего обязанности главного художника и художника по костюмам.

Достижения

За время своей творческой деятельности Борис Краснов осуществил более 3500 проектов - концерты, телевизионные программы, престижные конкурсы, фестивали, презентации, торжественные церемонии и прочее.

Борис Краснов сотрудничает практически со всеми ведущими артистами российской эстрады: Аллой Пугачевой, Валерием Леонтьевым, Филиппом Киркоровым, Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Лаймой Вайкуле, Ларисой Долиной, Ириной Аллегровой, Александром Малининым, Ириной Шведовой, Игорем Демариным, Валерием Меладзе, Александром Розенбаумом и многими другими.

Среди зарубежных звезд-партнеров - такие популярные исполнители, как: Элтон Джон (Elton John), Эрос Рамаццотти (Eros Ramazzotti), Сара Брайтман (Sara Brightman), Крис Норман (Chris Norman), группы «Gipsy King» и «Deep Purple», «Modern Talking», «Abba», «Albano» и т. д.

Борис Краснов занимался оформлением спектаклей ведущих театров России, в их числе: МХАТ им. А. П. Чехова, Академический театр «Московская оперетта», театр кабаре «Летучая мышь», «Новая опера», театр Сатиры, театр «Школа современной пьесы» и др.

Некоторые проекты

  • 167 спектаклей в ведущих театрах бывшего СССР (1980 - первый спектакль «Ромео и Джульетта» в Киеве).
  • «Рождественские встречи Аллы Пугачевой» (1991, 1992, 1993, 1997, 2001, 2009).
  • Концерт Майи Плисецкой и «звезд» русского балета «Прямо из Большого», Сити центр. США, Нью-Йорк, 1996.
  • Супер-шоу Валерия Леонтьева "По дороге в Голливуд". Москва, ГЦКЗ "Россия", март 1996 г.
  • Церемония открытия 6-го чемпионата мира по лёгкой атлетике. Греция, Афины, 1997.
  • «Живая легенда Рэй Чарльз в Москве», юбилейный концерт в честь 70-летия. Россия, Москва, 2000.
  • Шоу Валерия Леонтьева "Безымянная планета". Москва, ГЦКЗ "Россия", апрель 2001 г.
  • Мюзикл «42nd street», 2002.
  • 1-й Международный форум памяти Освенцима «Let my people live» в Кракове (2005) и 2-ой Международный форум памяти Babi Iar в Киеве (2006).
  • 10-й Петербургский Международный Экономический Форум, 2006.
  • Презентация проекта «Сочи - 2014» в рамках 11-го Петербургского Международного Экономического Форума. Санкт-Петербург, Лондон, Гватемала (2007).
  • Международное спортивное шоу «Сочи - Время побед», 2007.
  • 8-ой Международный музыкальный фестиваль «9 миллиардов тонн нефти». Россия, Ханты-Мансийск, 2008.
  • Торжественные мероприятия, посвященные 450-летию Астрахани. Россия, 2008.
  • «День города Астаны». Казахстан, 2009.
  • Юбилейное шоу Аллы Пугачевой «Сны о любви». Россия, 2009.
  • Торжественные мероприятия, посвященные 150-летию Владивостока. Россия, 2010.
  • Всемирная универсальная выставка «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
  • Российская национальная выставка в Париже. Франция, 2010.
  • Стенд КСК на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. ГРАН-ПРИ. Франция, 2011.
  • Торжественный вечер, посвященный 70-летию трагедии Бабьего Яра. Украина, Киев, 2011.
  • Супер-шоу Филиппа Киркорова «ДруGoy» в Кремлевском дворце . Россия, 2011.
  • Юбилейные мероприятия, посвященные 170-летию Сбербанка России. Россия, Москва, 2011.
  • Торжественный вечер в честь 20-летия Федерации Футбола Украины. Украина, Киев, 2011.

Премии и награды

  1. Обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. Франция, 2011.
  2. Обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
  3. Обладатель гран-при фестиваля телевизионных фильмов «Золотая астролябия» за работу над фильмом «Московские мелодии» (г. Монтре, Швейцария, 1989).
  4. Восьмикратный лауреат Российской национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки в номинациях: («Лучший художник-постановщик»; «Лучшее шоу на концертных площадках страны»; «Лучшая сценографическая фирма года»; «Лучший художник-постановщик» (за художественное оформление Первого Всемирного Фестиваля циркового искусства «Золотой медведь»); «Лучший режиссер-сценограф»).
  5. Многократный лауреат премии «Лица года» в номинации «Дизайнер года» (1995, 1997, 2000 гг).
  6. Победитель российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Культура» (1998).
  7. Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства за оформление спектакля для детей «Али-Баба и сорок разбойников» в Государственном Академическом театре им. Е. Вахтангова.
  8. Лауреат премии «Деловые люди» в номинации «Шоу и бизнес» (2004).
  9. Лауреат Национальной профессиональной премии в области шоу-технологий «SHOWTEX AWARDS 2005».
  10. Обладатель специального приза «SHOWTEX 2006».

Членство в профессиональных сообществах

  1. Член Высшей Академической Комиссии Национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки.
  2. Лауреат международного конкурса «Пилар» (2006).
  3. Почетный член Российской Академии Художеств (2007).
  4. Член Союза театральных деятелей России (1979).
  5. Член Международного союза деятелей эстрады.
  6. Член Ассоциации театральных художников.
  7. Член Союза дизайнеров России.

Художник-сценограф, президент и художественный руководитель фирмы "КРАСНОВ-ДИЗАЙН"

Родился 22 января 1961 г. в г.Киеве. Отец - Ройтер Аркадий Александрович (1930 г.рожд.), был известным в Киеве строителем. Мать - Ройтер Ната Борисовна (1931 г.рожд.), являлась членом Союза художников, работала главным художником-модельером на трикотажной фабрике "Киянка". Супруга - Евгения, много лет проработала моделью у Вячеслава Зайцева, потом у Валентина Юдашкина, в настоящее время занимается воспитанием двоих детей - Дарины (1992 г.рожд.) и Даниила (1995 г.рожд.).

В отношении Бориса Краснова самым справедливым утверждением является известная фраза "Self made man" - "человек, сделавший себя сам". Ему нет еще и 40, но он уже заслуженно знаменит, его имидж, как ведущего художника-сценографа в современном отечественном шоу-бизнесе, не вызывает сомнения. Имя дизайнера Краснова хорошо известно не только в России, но и в Греции, США, Израиле, Германии...

До 5-го класса Борис Краснов занимался в студии лепки и рисования в Киевском Дворце пионеров. Затем окончил Республиканскую художественную среднюю школу им.Т.Г.Шевченко (г.Киев, 1971-1978 гг.), театрально-декорационное отделение живописного факультета Киевского Государственного художественного института (1979-1985 гг.). Учился у знаменитого советского театрального художника Даниила Лидера.

Трудовую и творческую деятельность он начал в Киевском Государственном Академическом русском драматическом театре им.Леси Украинки, в котором являлся исполняющим обязанности главного художника и художником по костюмам (1985-1987 гг.). Надо отметить, что отец Бориса Краснова отнесся к его профессиональному выбору крайне скептически, считая профессию художника занятием не для мужчины, а мама, профессиональный художник, всегда верила в успех сына. Первые удачные театральные постановки Краснова позволили ему завоевать признание отца и матери в качестве вполне состоявшегося человека, а работа по оформлению спектакля "Так победим" М.Шатрова в Театре юного зрителя г.Запорожья (1987 г.) была удостоена Государственной премии Украины им.Т.Г.Шевченко.

В 1987 г. с переездом в Москву начался новый и, пожалуй, главный этап в жизни Бориса Краснова. В столицу он приехал по направлению Министерства культуры Украины на двухгодичную стажировку. Здесь становится художником-стажером Московского театра им.Ленинского комсомола (1987-1989 гг.), одновременно оканчивает факультет художников драматических театров и ТЮЗов Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры Министерства культуры СССР. С 1989 по 1991 г. работает главным художником Московского театрально-концертного объединения "Ленком" под руководством Александра Абдулова. В 1992 г. Борис Краснов создает фирму "Краснов дизайн" и становится ее президентом и художественным руководителем. "Краснов дизайн" ныне - ведущая сценографическая фирма России. Его жизнь становится похожий на бег - постоянная работа на опережение графика. Дни расписаны по минутам, независимо от того, будни это или выходные. Он может приехать домой за полночь, а рано утром быть уже в полной боевой готовности. Поддерживать такой ритм удается далеко не всем - уметь управлять большим коллективом людей, четко выполнять график работы, держать в голове сразу несколько абсолютно разных проектов и оставаться при этом художником-творцом.

За его спиной оформление спектаклей ведущих театров России, Азербайджана, Белоруссии: Киевский театр пантомимы (Н.Банделло, "Ромео и Джульетта", 1980 г., г.Киев), Театр драмы и комедии (А.Штейн, "Гостиница "Астория", 1985 г., г.Киев), Киевский Государственный Академический русский драматический театр им.Л.Украинки (В.Дозорцев, "Завтрак с неизвестными" и А.Писемский, "Хищники", 1986 г.), Свердловский Государственный Академический театр драмы (Д.Мамин-Сибиряк, "Золотопромышленники", 1987 г.), Азербайджанский Государственный русский драматический театр им.Самеда Вургуна (Т.Виллиамс, "Трамвай "Желание", 1987 г., И.Бабель, "Закат", 1988 г., г.Баку), Челябинский Академический театр им.С.Цвиллинга (Г.Ибсен, "Привидения", 1988 г.), Горьковский Академический театр драмы им.М.Горького (А.Дударев, "И был день..." ("Свалка"), 1988 г.), Киевский Государственный Академический украинский драматический театр им.И.Франко (В.Мережко, "Женский стол в охотничьем зале", 1988 г.), Белорусский Академический театр им.Я.Купалы (Г.Горин, "Поминальная молитва", 1989 г.), Витебский Академический театр им.Я.Колоса (Э.Ожешко, "Хам", 1990 г.), Ярославский Академический театр им.Ф.Г.Волкова (Э.Ожешко, "Хам", 1990 г.), Московский театр-кабаре "Летучая мышь" (Г.Гурвич, "Чтение новой пьесы", 1990 г., Г.Гурвич, "Я "стэпую" по Москве", 1992 г.), Московский муниципальный театр "Новая опера" (В.Колобов, "О Моцарт, Моцарт", 1993 г.), Московский Академический театр сатиры (А.Буравский, "Нет ли у Вас другого глобуса"; "Шизофрения, или как раньше было сказано" по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита", 1994 г.), МХАТ им.Чехова (С.Довлатов, "Новый Американец", 1994 г.), Государственный Академический театр "Московская оперетта" (В.Взоров, "Сибирские янки", 1995 г.), Государственный Академический Театр им.Евг.Вахтангова (М.Воронцов, В.Шалевич, "Али-баба и 40 разбойников", 1995 г., г.Москва), театр "Школа современной пьесы" (Ю.Волков "Миледи" (по роману А.Дюма "Три мушкетера"), 1997 г.) и многие другие.

Удивительная работоспособность Бориса Краснова иллюстрируется, например, тем, что за период своей творческой деятельности, начиная с января 1980 г. и по сегодняшний день, он успешно осуществил более 450, в том числе уникальных, проектов. Свои постановки Борис Краснов осуществлял по всей стране - около 80 спектаклей в Челябинске, Нижнем Новгороде, Москве, Екатеринбурге, многих других городах России, работал в США, Португалии, Франции, Греции...

Среди партнеров фирмы "Краснов дизайн" - суперзвезды российской эстрады. Он являлся автором декораций "Рождественских встреч" А.Пугачевой (СК "Олимпийский", Москва, 1991-1992, 1997 гг.), сольных концертов А.Пугачевой (ГЦКЗ "Россия", 1998 г.), сольных концертов Ф.Киркорова "Атлантида" (БКЗ "Октябрьский", Санкт-Петербург, 1992 г.) и "Лучшее, любимое, только для Вас" (Медисон Сквер Гарден, Нью-Йорк, 1997 г., Фридрихштадт Палас, Берлин, 1997 г.), сольного концерта Саманты Фокс (г.Ижевск, 1991 г.), Т.Гвердцители "Я жажду чуда" (ГЦКЗ "Россия", Москва, 1993 г.) и "Сильнее любите..." (ГЦКЗ "Россия", 1998 г.), Ж.Агузаровой и группы "Браво" "Браво - 10 лет" (ГЦКЗ "Россия", 1993 г.), группы "Лесоповал" (ГЦКЗ "Россия", 1992 г.), кабаре-дуэта "Академия" "Хочешь, но молчишь" (ГЦКЗ "Россия", 1994 г.) и "Свадьба" (ГЦКЗ "Россия", 1997 г.), Л.Лещенко "От Лещенко до Лещенко" (ГЦКЗ "Россия", 1994 г.), А.Апиной "Лимита" (ГЦКЗ "Россия", 1994 г.), И.Шведовой и И.Демарина "Два человека ходят по свету" (ГЦКЗ "Россия", 1994 г.), А.Малинина "Бал Александра Малинина" (ГЦКЗ "Россия", Москва, 1995 г.), Л.Вайкуле (ГЦКЗ "Россия", 1995 г.), В.Сюткина "7 тысяч над землей" (ГЦКЗ "Россия", 1995 г.), В.Леонтьева "По дороге в Голливуд" (ГЦКЗ "Россия", Москва, БКЗ "Октябрьский", Санкт-Петербург, 1996 г.), Л.Вайкуле и Р.Паулса "Лайма поздравляет Маэстро" (ГЦКЗ "Россия", 1997 г.), В.Меладзе "И на земле опять весна" (СК "Олимпийский", 1997 г.), А.Свиридовой "Ночью все иначе" (ГЦКЗ "Россия", Москва, БКЗ "Октябрьский", Санкт-Петербург, 1997 г.), И.Понаровской "Женщина всегда права" (ГЦКЗ "Россия", 1997 г.), Л.Долиной "Дарю тебе Москву" (Манежная площадь, 1997 г.), И.Аллегровой (ГЦКЗ "Россия", 1998 г.), А.Цой "Полет к новым мирам" (театр "Московская оперетта", 1998 г.), М.Шуфутинского "Однажды в Америке" (ГЦКЗ "Россия", 1998 г.), А.Розенбаума "Окна души" (ГЦКЗ "Россия", Москва, БКЗ "Октябрьский", Санкт-Петербург, 1998 г.), Шуры (ГЦКЗ "Россия", 25-27.12.1998 г.), а также вечера, посвященного Чарли Чаплину (резиденция Посла США "Спасо Хауз", г.Москва, 1989 г.), вечера памяти Аркадия Райкина (Центральный Дом кинематографиста, г.Москва, 1991 г.), гала-концерта "Триумф победителей" (СК "Олимпийский", 1992 г.), концерта-акции "Международный день борьбы со СПИДом" (Московский Дворец Молодежи, г.Москва, 1993 г.), концерта, посвященного Дню Независимости Израиля (ГЦКЗ "Россия", 1994, 1998 гг.), творческих вечеров композитора И.Крутого (Москва, 1994 г., 1997, 1998 гг.), концерта "Хит-парад "Арлекино" (ГЦКЗ "Россия", 1994 г.), концерта Майи Плисецкой и звезд русского балета "Прямо из Большого" (Сити-центр, Нью-Йорк, 1996 г.), торжественного концерта, посвященного 50-летию победы "Лишь ты смогла, моя Россия" (ГКД, Москва, 1995 г.), концерта "Наш дом - Россия" (ГЦКЗ "Россия", 1996 г.), концерта, посвященного 300-летию Российского флота (ГКД, Москва, 1996 г.), серии концертов, посвященных 25-летию Государственного Центрального концертного зала "Россия" (ГЦКЗ "Россия", 9-11.12.1996 г.), концерта "Сюрприз для Аллы Борисовны" (СК "Олимпийский", Москва, 04.1997 г.), юбилейного концерта, посвященного 50-летию творческой деятельности Л.Зыкиной (ГКД, Москва, 04.1997 г.), юбилейного вечера, посвященного 90-летию Народной артистка СССР Т.Устиновой (Концертный зал им.П.И.Чайковского, г.Москва, 1998 г.), концерта, посвященного 50-летию В.Винокура (ГЦКЗ "Россия", 1998 г.), юбилейного концерта, посвященного 60-летию двукратного Олимпийского чемпиона по боксу Б.Лагутина (Дворец Крылья Советов, 1998 г.), концерта, посвященного 80-летию ВЛКСМ (ГЦКЗ "Россия", 1998 г.), концерта "День милиции" (ГЦКЗ "Россия", 1996-1998 гг.), десятков других мероприятий. 7 - 8 февраля 1998 г. в ГЦКЗ "Россия" прошли творческие вечера и бенефис самого Бориса Краснова.

Среди творческих работ Б.Краснова - телевизионные программы, престижные конкурсы, фестивали, презентации, торжественные церемонии и т.д. и т.д. Среди них конкурс "Мисс фото-89" (гостиница "Орленок", Москва, 1989 г.), Международный конкурс красоты "Миссис Америка - Миссис СССР" (МХАТ им.М.Горького, Москва, 1990 г.), конкурс "Elite Red Stars" (Центр Международной торговли, Москва, 06.1992 г.), Музыкальный конкурс-фестиваль "Юрмала-92" (Юрмала, 08.1992 г.), конкурс профессиональных моделей "Elite Model Look-93" (ГКД, Москва, 1993 г.), конкурс-телешоу "Утренняя звезда" (МДМ, Москва, 1994-1995 гг., 50 программ), конкурс-телешоу "Песня года" (Останкино, 1993, 1994 гг.), Московский Международный кинофестиваль (1989, 1991 гг.), Международный фестиваль театров-студий (г.Ярославль, 1989 г.), фестиваль русской музыки в "Марки-Клаб" (г.Нью-Йорк, 1990 г.), фестиваль искусств "Звезды свободной России" (Дворец спорта "Звездный", г.Липецк, 1992 г.), Международный музыкальный фестиваль "Славянский базар" (Витебск, Белоруссия, 1994 г.), финал Международного фестиваля творчества инвалидов "Вместе мы можем больше" (ГЦКЗ "Россия", 02.06.1998 г.), 10 конкурсных программ и финал сезона КВН-98, 10-й фестиваль КВН-99 в г.Сочи, открытие сезона КВН-99, конкурс КВН "Кубок Москвы" (1998 г.), все торжественные церемонии вручения ежегодных призов Российской телевизионной Академии "ТЭФИ" (КЗ "Пушкинский", Москва, с 1989 г.), церемония, посвященная 60-летию Бориса Лагутина (СК "Крылья Советов", 06.1998 г.), а также церемонии: вручения премии "Лучшая балерина" (1996 г.) и чествования лауреатов Международной премии "Божественная" (Большой театр России, 1997 г.), проводов Сборной России по футболу на Чемпионат мира в США (ГЦКЗ "Россия", 1994 г.), празднования 20-летия подразделения "Альфа" (МДМ, 07.1994 г.), открытия Международного турнира на кубок "Спартака" (МДМ, 09.1994 г.), открытия Международного шахматного турнира "Кремлевские звезды" (1994, 1995, 1996 гг.), открытия и закрытия Международного теннисного турнира "Кубок Кремля" (1995, 1996 гг.), проводов Олимпийской Сборной России в Атланту (Центральный дом кинематографистов, Москва, 07.1996 г.), вручения премии "Лица года" (гостиница "Метрополь", 12.1996 г.), празднования 5-летия фирм "Союзконтракт" и "Лукойл"(1996 г.), оформление студий для телевизионных передач "Вокзал для мечты" (ОРТ, 1992 г.), "Ночная астролябия" (ОРТ, 1993 г.), "Проще простого" (1993 г.), "Русское лото" (РТР, 1994 г.), "Семь дней спорта" (ОРТ, 1994 г.), "Зеркало" (РТР, 1997 г.), "Нон-стоп Новый год" (телестудия для циклов передач, ТЦ "Останкино", 1997 г.), "ТВ-кроссворд" (1997 г.), "Про это" (НТВ, 1997 г.), "Сегоднячко" (НТВ, 1997 г.), "Старый телевизор" (НТВ, 1997 г.), "Навигатор" (ТВ-Центр, 1998 г.), передач "Монтаж-1,2,3" (ЦТ, 1988-1989 гг.), программы "Музыка в эфире", посвященной 125-летию П.И.Чайковского, (Муз.центр ВАЗа, г.Тольятти, 1990 г.), телевизионного фильма "Московские мелодии" (1989 г.), художественного фильма Л.Гурченко "Люблю" (1993 г.), презентаций газеты "Совершенно секретно" (Центральный дом кинематографиста, 1991 г.), югославской фирмы "Плива" (ГКД, 1992 г.), духов "Алла" (ГЦКЗ "Россия", 1992 г.), "Независимой газеты" (Центральный дом кинематографиста, 1992 г.), Международного Союза деятелей эстрады "Мы - эстрада" (ГЦКЗ "Россия", 1992 г.), русского издания "Пентхауз" (Центр Международной торговли, Москва, 1993 г.), MTV (СК "Олимпийский", Москва, 1993 г.), народной телеигры "Русское лото" (гостиница "Орленок", Москва, 1994 г.), книги Ю.М.Лужкова "Мы дети твои, Москва" (ГЦКЗ "Россия", 1996 г.), компании "Пежо" (Детский музыкальный театр Натальи Сац, Москва, 1997 г.), проекта фирмы "Майский чай" - "Время - май" (Гранд-клуб "Пекин", Москва, 1998 г.) и десятки других.
Помимо этого, Б.Краснов работает в области дизайна интерьеров, промышленного дизайна, дизайна выставочных экспозиций и дизайна костюмов. Среди его клиентов рестораны "Метрополь" (Нью-Йорк, 1991 г.), "Амбассадор" (1993 г.), "Меценат" (1994 г.), "Под роялем" (1994 г.), "Тропикана", "Марио", "Лебединое озеро", "Ямайка", "Тифлис" (1999 г.), торговые центры и магазины "Столыпин", "007" (1993 г.), "Коти", "Милан", "Линдт" (1996 г.), "Пума" (1996 г.), "М1", бутик "Джанни Версаче" (1994 г.), клубы "Арлекино", "Джамайка" (1998 г.), "Золотое яблоко" (1995 г., г.Алма-Ата), "Петровская ассамблея" (1995 г.), "Монолит", центр развлечений "Мадам Софи" (1995 г.), пресс-клуб издательского дома "Московские новости" (1998 г.), фирмы "Intourtrans", "PEUGEOT", "Mersedes Benz", "Довгань", "Рот Фронт", "Майский чай", BIZ Enterprises и многие другие. Он оформлял стенды на различных международных выставках, в том числе стенда "Русская музыка" на "New Music Seminar" (Нью-Йорк, 1991 г.), стендов фирм "Алла", "Союзтеатр" на "MIDEM-91" (Канны, 1991 г.), а также фирмы "BIZ Enterprises" на "MIDEM-91,92,93" (Канны, 1991-1993 гг.), выставочный павильон фирмы "UKS" (Лондон, 16.11.98-20.11.98 г.). В городе Гамбурге (Германия) постоянно действует экспозиция зарубежного представительства фирмы "Довгань", оформленная Б.Красновым в 1998 г.

Успешно работает в области концертного и театрального костюма. На протяжении ряда лет сотрудничает с фирмой "Vali-Moda", оформляя ее презентации в Москве (1990 г.), Париже (1990 г.), Беверли Хиллз, Хилтоне, Лос-Анжелесе (1991 г.) и Иерусалиме.

Борис Краснов сочетает в себе сразу три ипостаси - художника, сценографа и постановщика. Главным в работе, при этом, остается незыблемое кредо - делать хорошо. Отсюда и индивидуальный творческий подход к каждому человеку или проекту.

Борис Краснов приобрел уникальный опыт оформления уличных праздников и массовых мероприятий. Среди которых выделяются: презентация Герба города Москвы (ул.Новый Арбат, Москва, 1994 г.), "Праздник Святой Пасхи на Тверской" (Москва, 1994 г.), "Рождество на Тверской" (Москва, 1995 г.), "День знаний" (ЦПКиО им.Горького, Москва, 1995 г.), День Москвы (Васильевский спуск, 1995 г.), торжественное шествие "На нашей улице праздник" (оформление прохода колонны демонстрантов Восточного округа на праздновании 850-летия Москвы, тема "Метро", Москва, 1997 г.), Праздник "Ханука" (Пушкинская площадь, Москва, 1997 г.).

Его этапной работой стало оформление Первого всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства "Золотой медведь" на Красной площади в Москве (1996 г.). Идея выстроить на главной площади страны 13 цирковых манежей-павильонов (высота каждого 12 метров, ширина - 25) - идея сумасшедшая, дерзкая, трудная - вдохновила художника. Каждый из построенных павильонов символизировал собой одну из географических точек, где зарождались основы современного цирка. Здесь были и пирамида Хеопса, где публике показывали номера с дрессированными питонами, греческий Парфенон, римский Капитолий, ассоциировавшийся с гладиаторскими зрелищами. В огромном русском тереме было установлено искусственное ледовое покрытие, на котором свое мастерство показывали молодые артисты из "Цирка на льду". Восхитительная фантазия Бориса Краснова потрясла и ошеломила тогда не только публику, но и коллег-специалистов, а выстроенные цирковые павильоны уже вошли в историю современного искусства как "13 чудес света".

В 1997 г., после громкого успеха Первого Всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства, Б.Краснов был приглашен в Афины. Здесь он получил заказ Правительства Греции на оформление Церемонии Открытия 6-го Чемпионата Мира по легкой атлетике на Центральном стадионе "Коломармарос". Предложение поступило в апреле, в мае был осмотрен стадион, 23 июня (!) все декорации были готовы к погрузке, причем все работы были проведены в Москве. Ради справедливости, надо сказать, что идея декораций принадлежала греческому архитектору Никосу Петропулосу, а дизайнером выступил Борис Краснов. Среди элементов оформления - две скульптуры Аполлона по 6,5 метров, 21-метровая скульптура богини мира Ирины, специальные подиумы для оркестра под руководством великого греческого композитора, многократного лауреата премии "Оскар" Вангелиса и выступления Монсеррат Кабалье. Главным элементом декораций стала триумфальная арка перед входом в стадион шириной 100 метров, высотой 24 метра и глубиной 50 метров. Верхняя ее часть была украшена барельефами, воспроизводящими метопы храма Парфенон. Внутри арки, облицованной пластиковой плиткой "под мрамор", были вмонтированы пульты управления лазерными световыми установками - целый компьютерный центр, лифт до уровня восьмого этажа, винтовая лестница, кондиционеры и т.д. За ходом церемонии следила телеаудитория примерно в 2 миллиарда человек, а трансляция осуществлялась более чем 160 телекомпаниями мира. Декорации простояли до 7 сентября, даты, когда Международный олимпийский Комитет вынес свое решение о месте проведения Олимпиады-2004, а Триумфальная арка Краснова стала в эти дни не меньшей достопримечательностью Афин, чем знаменитый Акрополь.

10, 11 и 12 мая 1996 г. в Нью-Йорке прошли концерты звезд русского балета и Майи Плисецкой. Эти концерты стали одними из тех событий, которые запоминаются его создателями, участниками и зрителями на всю жизнь. Борису Краснову выпала высокая честь быть художником-оформителем гала-представления гениальной русской балерины. Сценография, воспроизводящая зал Большого театра, объясняет название концерта - "Прямо из Большого". Когда под торжественные звуки Полонеза из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин" над сценой нью-йоркского Сити-Центра взвился занавес и зрители увидели колоннаду Большого, и квадригу, и фонари, и сияющую огнями люстру, у многих буквально защемило сердце и навернулись на глазах слезы. И это настроение не покидало публику до ослепительного финала, когда перед потрясенной публикой предстали сверкающие золотом ложи Большого театра. Майя вышла из главной, "царской", ложи и пошла на авансцену, навстречу давно уже вскочившему на ноги и восторженно ревущему залу. Семь раз в течении спектакля менялись декорации - четыре раза в первом отделении, три раза - во втором. На этом ностальгическом фоне и проходил заключительный парад-алле участников под "Итальянское каприччио" П.И.Чайковского. Заключала парад вместе со всеми его участниками Майя Плисецкая в своем царственном платье от Кардена. Это стало своеобразным мировым рекордом среди зрелищ с участием российских актеров как на территории России, так и за ее пределами.

За 10 лет Борис Аркадьевич Краснов собрал немыслимую для шоу-бизнеса коллекцию титулов, званий, наград. Он - лауреат Государственной премии Украины им.Т.Г.Шевченко в области культуры (1987 г.) за сценографию к спектаклю М.Шатрова "Так победим!", ТЮЗ г.Запорожье, лауреат конкурса "Славянская драматургия" (1989 г.) за сценографию к спектаклю "Хам" по пьесе Э.Ожешко в Витебском театре им.Я.Колосая, обладатель Гран-при "Золотая астролябия" фестиваля телевизионных фильмов, снятых на оборудовании высокой четкости за работу над фильмом "Московские мелодии"(г.Монтре, Швейцария, 1989 г.), шестикратный лауреат Национальной музыкальной премии "Овация" - в номинациях: "Лучший художник-постановщик" (1994 г.), "Лучшее шоу на концертах площадках страны" (1994 г.), "Лучшая сценографическая фирма года" (1994 г.), "Лучшие художник-постановщик" (1995 г.), "Лучший художник-постановщик" за художественное оформление Первого Всемирного фестиваля циркового искусства "Золотой медведь" и шоу Валерия Леонтьева "По дороге в Голливуд" (1996 г.), "Лучший режиссер-сценограф" за супер-шоу "По дороге в Голливуд" (1996 г.); лауреат Премии "Лица года" в номинации "Дизайнер года" (1995 и 1996 гг.); лауреат Москвы в области литературы и искусства за оформление спектакля для детей "Али -Баба и 40 разбойников" в Государственном академическом театре им.Евг.Вахтангова (1996 г.); победитель Российского конкурса «Менеджер года» (1998 г.) в номинации «Культура», а также многих других премий и наград, в том числе и международных.

Борис Краснов является членом Союза театральных деятелей России, Международного союза деятелей эстрады, Ассоциации театральных художников, Высшей Академической Комиссии Национальной премии "Овация" в области зрелищ и популярной музыки (1994 г.). Он - автор циклов лекций "Менеджмент в шоу-бизнесе" (Российский институт современной культуры, 1993 г.) и "Роль художника в современном телевидении" (Академия телевидения России, 1994-1995 гг.).

Главное хобби - работа. Свободного времени у него практически не бывает. Редкие минуты отдыха практически всегда связаны с физическими нагрузками, спортивными занятиями. Раньше много играл: в водное поло, футбол, волейбол, баскетбол, занимался спортивным бадминтоном. Б.Краснов увлекается собиранием белых молочников. Ему их привозят и дарят со всего света. В этой уникальной коллекции уже более тысячи экземпляров.

Живет и работает в г.Москве.

1961

В 1987 -1989

В 1992 2000 2004

2010

Борис Краснов появился на свет 22 января 1961 года в Киеве. Окончил художественную школу и Киевский Государственный Художественный институт. К концу 5-го курса успел поработать над 18 спектаклями.

В 1987 -1989 -х годах два года стажировался «Ленкоме», став там главным художником.

В 1992 году Борисом Красновым была создана компании «Краснов дизайн», ставшая ведущей сценографической компанией в России. С 2000 года становится художником-постановщиком Государственного Кремлевского Дворца, а в 2004 -ом - художественным руководителем Зала Торжеств «ФОРУМ ХОЛЛ».

За время своей творческой работы Борис Краснов создал более 3500 проектов, среди которых телевизионные программы, концерты, престижные конкурсы, презентации, фестивали, торжественные церемонии и прочее.

Борис Краснов занимает пост декана факультета дизайна Российской академии народного хозяйства, является членом Российской Академии Художеств, Членом Союза дизайнеров России, обладателем многих престиж наград и премий - премии Москвы в области литературы и искусства, Национальной премии «Овация» (8 раз), Гран-при «Золотая астролябия» и многих других. В 2010 году становится одним из шести лучших выставочных дизайнеров мира.

Среди наиболее значимых работ Бориса Краснова: оформление 167 спектаклей ведущих театров бывших республик, шести «Рождественских встреч », работа в Афинах над Церемонией открытия 6-го чемпионата мира по лёгкой атлетике, оформление Российской национальной выставки, проходящей в Париже и многое другое.