Народная артистка россии лариса удовиченко: «меня до сих пор дразнят манькой-облигацией. Кто ты, Манька-Облигация

Народная артистка россии лариса удовиченко: «меня до сих пор дразнят манькой-облигацией. Кто ты, Манька-Облигация
Народная артистка россии лариса удовиченко: «меня до сих пор дразнят манькой-облигацией. Кто ты, Манька-Облигация

Будни сотрудников уголовного розыска редко бывают веселыми, слишком много видят полицейские горя, страданий, обмана. Но даже в их практике бывают поистине курьезные случаи из разряда «нарочно не придумаешь».

Версия 1, трагическая

Однажды ночью в дежурную часть пришла молоденькая девушка и подала заявление об изнасиловании. Тремя мужчинами. Случай не рядовой, дежурная группа выехала на задержание. Первое, что оперативники услышали от открывших им дверь подозреваемых, было: «Ну надо же, а мы собирались к вам ехать писать заявление» - ?!?!


Версия 2, реальная

Трое друзей отмечали день рождения одного из них в ночном клубе. Вечер удался на славу, расходиться не хотелось, поэтому было решено продолжить празднование на даче именинника. А для облагораживания мужского коллектива пригласили даму, которая трудилась в данном заведении.

Дружной компанией приехали на дачу, для создания непринужденной обстановки выпили на брудершафт, а потом кавалеры решили сходить в баню, чтобы почувствовать себя еще непринужденнее. Девушка с ними идти отказалась.

Когда любители оздоровительных процедур вернулись в дом, они не обнаружили ни дамы, ни сотовых телефонов (история случилась в далеком 2000-ом г., когда сотовые телефоны только-только начали появляться, стоили они дорого, и какой-нибудь кнопочный «Ericsson» был показателем невероятной крутости его обладателя), ни наличных денег.

В стрессовой ситуации мозг начинает работать в турбо-режиме: дорога из дачного поселка в город одна, далеко уйти коварная гетера не могла. Беглянку быстро догнали на машине, забрали все похищенное имущество, напоследок высказали все, что о ней думают и отправились восвояси.

Одним махом всех врагов побивахом

Девушка же оказалась крепким орешком: рабочее время потрачено, деньги, на которые она польстилась (украденная сумма была немаленькой и существенно превышала ту, которую бы специалистка получила за свой труд), выскользнули из рук вместе с сотовыми телефонами. И что в этом случае нести «мамке»? - с пустыми руками возвращаться нельзя.

И возник блестящий план, как одним махом всех врагов побивахом (и деньги добывахом): пойти в полицию, написать заявление об изнасиловании и сообщить об этом жадным клиентам - пусть проникнутся как следует и заплатят за то, чтобы она свое заявление забрала.



Конечно, выслушав эту душераздирающую историю от возмущенных мужиков, оперативники посмеялись, на прощание сказали, что серьезным мужчинам ходить по проституткам несолидно, некрасиво и вообще опасно для здоровья. И на этом дело закончилось.

Кто ты, Манька-Облигация?

Биография, конечно, богатая: проститутка, да еще и ворует по-мелкому, оговаривает, пытается, по-возможности, уклониться от работы, но при этом свою выгоду поиметь. Все это - звенья одной цепи, укладывающиеся в четко определенную схему поведения, свойственного только одному типу женщин. Как говорит Юрий Бурлан на своих тренингах по системно-векторной психологии, по этой дорожке могут пойти только обладательницы кожного вектора. Именно они, имея от природы стройное красивое тело, быстрый ум, мгновенную реакцию и, самое главное, - в приоритете понятие пользы-выгоды, и становятся при определенных условиях путанами.
Все эти качества при должном развитии помогли бы девочке, особенно при наличии еще и зрительного вектора, со временем стать прекрасной спортсменкой, танцовщицей, любимой учительницей, успешной бизнес-леди или музой, вдохновляющей своего избранника на создание гениальных произведений или свершение великих подвигов.

А если эти врожденные свойства подавлялись, не развивались, картина складывается с точностью до наоборот. Все те же ловкость, гибкость, изворотливость остаются, но остаются в архетипичном состоянии, и ума теперь будет хватать не на то, чтобы максимально эффективно организовать работу компании или наиболее прочувствованно сыграть роль в спектакле, а на то, как бы обвесить покупателя на рынке, какую бы аферку придумать, чтобы денежек сделать по-быстрому или как максимально выгодно использовать свое тело как актив, став проституткой.

И в результате вместо Таис Афинской, Айседоры Дункан, Ирины Родниной вырастет из девочки торговка на доверии, Сонька-Золотая Ручка или Манька-Облигация, которая «дама, приятная во всех отношениях, но работать не хочет и вообще ведет антиобщественный образ жизни».

Почему это происходит так и только так, что не дает развиваться природным свойствам людей с кожным вектором, и в результате из девочки вырастает именно Манька, а вовсе не Таис, или, к примеру, Фокс становится Фоксом, хотя мог бы стать Жегловым - ответ дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов

Ровно 30 лет назад начались съемки фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором снялась знаменитая актриса

Известные картины «Женатый холостяк», «Миллион в брачной корзине», «Зимняя вишня», «Сукины дети» и многие другие, в которых снялась Лариса Удовиченко, появились позже. До этого был фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в котором Удовиченко сыграла небольшую роль Маньки-облигации, принесшую актрисе огромную популярность. Кстати, Лариса действительно не знала, как правильно писать: облигация или аблигация. Когда она спросила об этом у Высоцкого, все очень хохотали. Именно этот момент режиссер и решил оставить в картине.

Роман с кино у Удовиченко длится вот уже 35 лет. Сейчас, как и прежде, она много снимается, играет в театре. В свои 52 года актриса выглядит просто сногсшибательно, даже как-то язык не поворачивается называть ее Лариса Ивановна. Встретиться с любимицей публики корреспонденту «ФАКТОВ» удалось на Ялтинском кинофестивале, где она была членом жюри. Поздней ночью, уединившись с кинозвездой в одном из ресторанчиков на набережной, мы поговорили «за жисть»…

«Лучше опоздаю куда-нибудь, но высплюсь»

Лариса, выглядите потрясающе! И как только удается всегда оставаться такой шикарной женщиной?

- (Смеется.) Как оставаться? (Вздыхает.) Для начала надо родиться со светлой душой, радоваться жизни и доставлять удовольствие окружающим. Наверное, поэтому я и выбрала актерскую профессию. Если вы заметили, я чаще играю положительных героинь, большей частью снимаясь в комедиях. Будете смеяться, но два года назад я получила на кинофестивале «Улыбнись, Россия», проходившем в Астрахани, приз за вклад в кинокомедию. Из мужчин награду дали Владимиру Зельдину, которому исполнилось уже 92 года, и посмертно - Евгению Леонову. Я вышла, как девочка, с хвостиком, с бантиком, говорю: «Не знаю даже, как чувствовать себя в такой команде». Было очень смешно! Профессия обязывает хорошо выглядеть, следить за собой.

Помогают модные диеты, тренажерные залы?

Ненави-и-ижу тренажерные залы! У меня есть свой комплекс упражнений. Езжу во всякие спа-салоны и обожаю баню - обычную РУССКУЮ, мокрую. Баня очищает. А еще собираюсь заняться йогой. Моя дочка ходила на йогу, подружка, актриса Вера Сотникова, тоже занимается ею. Мы недавно отдыхали с ней вместе, так Вера убегала с пляжа в номер, расстилала там коврик и час занималась. Я к ней как-то постучалась, говорю: «Покажи. Интересно». Она меня просто сразила. Тянутся все мышцы. У меня уже даже книжка есть по йоге - очень интересная. С картинками. Но должен быть тренер, который все подскажет.

А покушать любите?

Обожаю, особенно ночью. Зато не завтракаю. Я люблю вкусную еду, не могу есть что попало. Лучше перехвачу яблочко или грушу, кофе выпью с молоком, если ОЧЕНЬ хочется есть, но дотерплю до того часа, когда приеду домой, достану из холодильника большой кусок мяса или вкусный кусок рыбы… Выдавить на нее лимонный сок, да с помидорчиком…

Хорошо готовите?

Да, но времена, когда я подолгу стояла у плиты, ушли. Сейчас катастрофически не хватает времени. Всегда готовлю ужин. Если варю борщ, то огромную кастрюлю, он ведь может постоять в холодильнике подольше. Друзья любят в моем исполнении голубцы, фаршированные перцы, котлеты, одесскую икру из баклажанов. Всем надоел салат «Цезарь» или креветки под каким-то соусом - их везде полно. Слава богу, я не склонна к полноте, поэтому не придерживаюсь никаких диет. Самое страшное - это худеть. Бывает, конечно, когда за отпуск я набираю полтора-два лишних килограмма. Тогда сажусь на зеленый чай. День-два только его и пью, и килограммы уходят.

Иногда ведь режиссеры требуют от актеров поправиться для конкретной роли…

У меня была такая ситуация в фильме Панфилова «Валентина». Пришлось поправиться на 7 килограммов. Мы жили под Москвой, в какой-то военной части, и там была столовая. Я ела макароны с котлетами, в которых больше хлеба, чем мяса, налегала на пирожные. Плакала, но ела. Потом очень тяжело худела.

Мужчины вами восхищаются, а женщины делают комплименты?

И женщины. Все говорят одно и то же: «Боже, как вы хорошо выглядите». Как-то подошли ко мне в магазине: «Мы вас буквально преследуем, вы ТАК похожи на одну артистку. Правда, на много лет моложе ее… » Я киваю головой в ответ, потому что если начну говорить, точно признают. Это, кстати, минус нашим операторам, которые не умеют, да и не хотят снимать женщин бальзаковского возраста. Для того чтобы на экране получались красивые крупные планы, женщину надо любить. Есть, конечно, операторы - дамские мастера. Я с такими сразу же начинаю кокетничать, заигрывать. Всю жизнь кокетничаю со съемочной группой, всех веселю, и работа спорится. Профессия у нас такая, что непременно должен быть кураж.

А стимулы какие для этого куража?

Тут не нужны никакие стимулы. Просто включается профессионализм, когда ты не имеешь права быть кислым, уставшим, озабоченным. А вообще, меня мобилизует… одиночество. Когда ты остаешься наедине с собой. Я дома, когда ложусь спать, отключаю все телефоны, даже мобильный. САМОЕ лучшее лекарство для любой женщины - сон. Если я не выспалась, не могу работать, жить не хочется. Лучше опоздаю куда-нибудь, но высплюсь. Если устала и не могу заснуть, а завтра нужно работать или ехать на гастроли, пью успокоительные чаи, травы, полтаблетки снотворного. Особенно тяжело во время переездов. Вечером спектакль и нужно садиться в поезд, чтобы ехать в следующий город. Вот сейчас отправляюсь на Дальний Восток на 10 дней. Ох! Разница во времени, расстояние и каждый день новый город. Везем новую антрепризу «Похищение Сабинянинова». Моя партнерша - гениальная Людмила Гурченко. Весной приедем в Киев, Одессу.

«Такого человека, как Садальский, нет в моей жизни»

Я смотрел потрясающую антрепризу, где вы с Садальским играете.

С Садальским теперь не работаю. И даже не общаюсь, несмотря на то, что одно время мы были очень дружны. Даже не могу назвать это скандалом. Просто нет уже такого человека в моей жизни! Разошлись, и больше не хочу о нем говорить.

Стас большой скандалист, а вы способны устроить шумиху? Говорят, женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и скандал!

НИ-КОГ-ДА! Мне, в отличие от многих других, пиар не нужен. Я и так боюсь на пляж выйти. Жизни нет никакой. Поэтому и ношу темные очки, кепку, чтобы никто не узнал. Конечно, приятны доброе отношение, признательность человеческая. Но растаскивают же на кусочки. К тому же бывают и очень навязчивые поклонники. Тяжело.

С Гурченко вы сошлись характерами?

С Людмилой Марковной работалось великолепно, она замечательный партнер, такая живая, жизнерадостная. Я на нее смотрела и думала: чем-то мы с ней похожи. Наверное, в умении объединить вокруг себя людей. Она никогда не приходила на репетицию в дурном настроении. А как быстро Гурченко учит текст. Только начали репетировать, а она уже все знает. Я говорю: «Людмила Марковна, как это вы столько текста запомнили с ходу?!» Она, видимо, чтобы не обидеть меня, отвечает: «Ну, быть может, потому, что я музыкальная, мне легче запомнить». Думаю, Боже, а я учу-учу, и все никак. А сериалы - это вообще безумие. Возьмите «Дашу Васильеву», которая снималась 9 месяцев. У нас рабочий день составлял 12 часов. 15 книг было снято, а это значит - 15 сценариев. И каждый день надо было учить…

Продолжение сериала про Дашу Васильеву планируется? Вам эта героиня очень идет.

Возможно, будет. Мне Даша тоже очень нравится.

А про Маньку-облигацию из «Место встречи изменить нельзя», говорят, терпеть не можете вспоминать?

Здравствуйте! Никогда в жизни я такого не говорила. Первый раз слышу. Это Садальский ненавидел роль Кирпича, которого он там сыграл. Я, наоборот, говорила Стасу, что это наши лучшие роли с ним.

Вы сразу на нее согласились?

Это была целая история. Говорухин сперва пригласил меня на роль Вари Синичкиной. Я прочитала сценарий, и мне очень понравился эпизод с Манькой. Я попросила режиссера, чтобы он меня попробовал. Но Говорухин отказал: «Нет, ты не подходишь, да и чисто внешне никак». «А на Синичкину я даже не хочу пробоваться!» - ответила я. Так мы и расстались. Прошло время, и вдруг я получаю телеграмму: «Утверждена на роль Маньки-облигации без проб!» Страшно перепугалась, но потом как-то так с божьей помощью справилась. По-моему, неплохо. Меня до сих пор дразнят Манькой-облигацией, а я радуюсь.

С Владимиром Высоцким на съемочной площадке впервые увиделись или были знакомы?

Во время съемок. Я никогда не была его поклонницей, потому что не люблю бардовскую песню. У нас в институте, в общежитии, мальчики слушали кассеты Высоцкого. Но тогда я была юной милой барышней, и мне его мужская лирика была не по сердцу. А теперь понимаю и люблю. Даже книжку его стихов купила. Сейчас, когда читаю, совсем по-другому Володю воспринимаю.

«Долго не забирала свой первый гонорар, говорила: «Я в кино не ради денег снимаюсь»

В вашей биографии, Лариса, написано: родилась в Вене. А мне казалось, вы одесситка…

Папа был военным врачом. Я прожила в Вене до года и с тех пор ни разу так и не была на исторической родине (улыбается). Папа служил то в одном гарнизоне, то в другом, а потом демобилизовался, и мы остались в Одессе, так что мои осознанные детские годы (с семи лет) связаны с этим городом. В детстве меня вообще никак не воспитывали, я как-то так легко жила с родителями. Не досаждала, не хулиганила, хорошо училась. Так хотела быть артисткой, что все свободное время проводила в драматических кружках. Сперва в школьном, потом училась в театре-студии киноактера при Одесской киностудии. Ведь моя мама несостоявшаяся актриса. Война помешала ей окончить Институт музыки и кино. А потом, выйдя замуж за моего отца, она колесила по белу свету. Видимо, ее страсть к кино перешла ко мне. Я, кстати, наполовину украинка - по папиной линии.

Укращнську мову розумiхте?

Конечно. Когда приезжаю к родственникам в Хмельницкий, они между собой говорят на украинском, и я все понимаю.

Москву долго покоряли?

Мне очень повезло. Я без проблем поступила и прямо со второго курса стала сниматься. У меня ВСЕГДА было очень много предложений.

Благодаря актерской профессии научились, наверное, машину водить, на лошади скакать, корову доить?

Про лошадь мне не говорите. Я боюсь их жутко! У меня не было ролей, когда надо было стоять у станка или доить корову. Всегда играла благополучных дамочек. А за руль села не оттого, что профессия обязывает. Без машины же никуда. Москва сейчас такая тяжелая для езды, но деваться некуда. Когда снимаюсь, меня возят, когда нет - сама езжу. У меня двухдверный «Мерседес»-купе. Многие говорят: «Возьми шофера». Но я не люблю, чтобы меня кто-то сидел и ждал.

Говорят, режиссеры на вас экономят, ведь в кино вы снимаетесь в своих нарядах.

Очень часто, если только не надо падать в грязь или рвать платье. Это не режиссеры экономят, а продюсеры, которые не дают достаточно денег на костюмы. А я обожаю дорогую одежду. Шитых вещей не ношу, они не сидят так, как фирменные. Поэтому покупаю только наряды проверенных марок. Они носятся долго, их очень легко сочетать между собой.

И много денег тратите на себя, любимую?

А кто вам сказал, что я сама себе любимая? Я как раз себя то и не люблю. МНОГО трачу! Я должна быть модно одета. Не выискиваю скидок и не жду, когда начнутся распродажи. Если мне что-то нужно, иду и покупаю. Есть, конечно, определенные магазины, где я постоянно одеваюсь. Естественно, мне звонят, когда начинаются скидки: «Приходите, купите туфли не за тысячу евро, а за 500». Это приятно.

Свой первый гонорар тоже на наряды истратили?

А как же! Мне было 15 лет, когда я снялась в фильме Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Получила тогда аж 300 рублей. Это были огромные деньги, и я не хотела их брать из кассы. Мне звонили из бухгалтерии: «Приезжайте, получите деньги», а я отвечала: «Нет, я снимаюсь не ради денег, а ради искусства». Стеснялась получать эти несчастные 300 рублей. А потом, когда все-таки взяла их, пошла на знаменитый одесский толчок, где продавалось все. Купила высокие модные сапоги, привезенные моряками из-за рубежа, какой-то плащ. Я всегда была модницей!

Образы этих дам, приятных во всех отношениях, давно уже стали классикой. Многие даже ставят между этими образами знак равенства – дескать обе они уголовницы. И нечего с них брать пример.
Но на самом деле единственное, что их роднит – это происхождение. Обе были дочками преступников.
А дальше начинаются две большие разницы...

Сонька (она же Шейндля-Сура Лейбова Соломониак) была-таки уголовницей.
Ее образ кристально ясен - великосветская воровка, этакий Арсен Люпен в юбке. С 1884 по 1915 мадам Золотая Ручка со свистом грабила банкиров, лесопромышленников и прочих лохов. Сонька работала в Одессе, Москве и Питере. Готовила все свои операции заранее. Специально отращивала длинные ногти, чтобы прятать под ними и выносить из ювелирных магазинов бриллианты.
Короче, Сонька еще при жизни стала легендой уголовного мира. Потому что не попадалась.
Однажды ее все-таки поймали и даже упекли на Сахалин. Но до каторги Сонька не доехала. Антон Палыч Чехов, увидев на Сахалине авантюристку выразил сомнения: "не может быть, чтобы это была она. Каторжанка все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное".
А одесситы утверждали в 1921 г. когда ЧК расстреляла ее последнего любовника, Сонька ехала в авто по Дерибасовской и разбрасывала деньги "на поминки мужа". Последние деньки Золотая Ручка доживала в Москве. И здесь, на Ваганьковском кладбище ей поставили шыкарный памятник - женская фигура из белого мрамора под черными пальмами. Пьедестал его покрыт надписями вроде: "Соня, научи жить" или "Мать, дай счастья жигану".

Но вот Манька – она каких “мастей” будет?
Вроде бы понятен намек Жеглова: пора, дескать, за 101-й км тебя выселять. Так в те годы пугали проституток.
Но!
Тот же Жеглов утверждает, что папа у Маньки “шниффер был знаменитый, сейфы громил, как косточки из компота”.
А дочка шниффера никак не могла быть проституткой.
Потрошитель сейфов – это была в те годы профессия престижная и уважаемая в уголовном мире. Так что кореша покойного Афанасия Колыванова давно бы посадили его непутевую дочку на ножи, если б она стала позорить фамилию…

Еще одно явное подтверждение расплывчатости образа мы находим во фразе, ставшей уже фольклором: “Надо вспомнить, что ты не Манька, а Мария Афанасьевна Колыванова, что ты человек и что ты гражданка, а не черт знает что...”
Вот это презрительное “черт знает что” можно расценить и так: более точного слова для определения рода занятий Маньки у Жеглова нет…

Аркадий Вайнер характеризует в одном из писем Маньку вовсе не как продажную женщину, а скорее, как тунеядца: “жизнь она прожигает, на какие деньги непонятно, одно слово – попрыгунья-стрекоза”.
Таким образом, вырисовывается некая дама полусвета, вхожая в тогдашние “тусовки” – как непманские, так и воровские.

А вот описания Маньки из книги братьев Вайнеров “Эра милосердия:
… Я только сейчас как следует рассмотрел Маню: хорошенькое круглое личико с круглыми же кукольными глазами, губы накрашены сердечком, и завитые желтые локоны уложены в модную сеточку с мушками. Под круглым зеленым глазом светился наливной глянцевитый фингал, переливающийся, словно елочная игрушка.
…Маня открыла сумочку, достала оттуда кусок сахару и очень ловко бросила его с ладони в рот, перекатила розовым кошачьим языком за щеку и так, похожая на резинового хомячка в витрине "Детского мира" на Кировской, сидела против оперативников, со вкусом посасывая сахар и глядя на них прозрачными глазами. Жеглов устроился рядом с ней, наклонив чуть набок голову, и со стороны они казались похожими на раскрашенную открытку с двумя влюбленными и надписью: "Люблю свою любку, как голубь голубку".

Я из этих описаний выяснил для себя, что Манька:
а) модная (сеточка с мушками),
б) обеспеченная (сахарок грызет, когда вся страна живет по карточкам),
в) общается с плохими парнями (фингал).

При этом Жеглов колет Маньку аккуратно, без наездов (а не как, к примеру, гражданина Груздева). Все говорит о том, что она не преступник, а заблудшая овечка, которую еще можно спасти и перековать...
И не исключено, что сдав рецедивиста Копченого с потрохами, Мария перестала вести антиобщественный образ жизни и стала одним из миллионов нормальных советских граждан.

Здесь должна быть мораль
Что-нибудь насчет того, что надо каяться в грехах и становится нормальной советской гражданкой. Но у меня в голове совсем другая мысль: если бы Манька занялась темными делами по-взрослому, и ей бы поставили памятник. А так поди узнай, где ее могилка...

,Место встречи изменить нельзя, 1979, СССР Одесская киностудия. 362 мин.

Режиссер Станислав Говорухин.
Сценарий: Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер.
Директор фильма: Джемила Панибрат.
Оператор: Леонид Бурлака.
Композитор: Евгений Геворгян.
Монтаж: Валентина Олейник.
Премьера 11 ноября 1979 г.

В ролях:

Капитан Жеглов - Владимир Высоцкий.

Шарапов - Владимир Конкин.

Гриша Ушивин,шесть на девять, - Лев Перфилов.

Тараскин - Андрей Градов.

Иван Пасюк - Александр Милютин.

Вася Векшин - Евгений Леонов-Гладышев.

Копырин,водитель,фердинанда, - Алексей Миронов.

Петюня - Всеволод Абдулов.

Сергей Ипатьевич Панков - Евгений Шутов.

Младший сержант Варвара Синичкина - Наталья Данилова.

Михал Михалыч,сосед Шарапова - Зиновий Гердт.

Груздев - Сергей Юрский.

Надя,сестра Ларисы Груздевой - Светлана Светличная.

Ирина Соболевская - Наталья Фатеева.

Потерпевшая - Зоя Василькова.

Кирпич - Станислав Садальский.

Копченый - Леонид Куравлев.

Петя,Ручечник, - Евгений Евстигнеев.

Фокс - Александр Белявский, Марианна официантка - Наталья Петрова.

Манька,облигация, - Лариса Удовиченко.

Аня, подружка Фокса - Татьяна Ткач.

Клаша,любовница Карпа - Валерия Заклунная.

Гражданка Волокушина - Екатерина Градова.

Горбатый - Армен Джигарханян.

Левченко - Виктор Павлов.

Промакашка - Иван Бортник.

Убийца Тягунов - Владимир Жариков.

Чугунная рожа - Олег Савосин.

Водила - Александр Абдулов.

А так же: дедушка -сторож - В.Евченко, Шура - Нина Корниенко, Верка - модистка- Людмила Давыдова, жена Груздева- Юнона Карева, Топорков - Евгений Стежко, куплетистка - Наталья Крачковская. и др.

Жеглов образ собирательный.
Сначала будущий фильм «Место встречи изменить нельзя» хотели назвать «Эра милосердия», как и книгу. Следователь МУРа Аркадий Вайнер и журналист Георгий Вайнер посвятили роман «Эра милосердия» героическому послевоенному периоду деятельности Московского уголовного розыска.

Это стало не только данью памяти десяткам погибших в войне с оргпреступностью оперативников, но и возвращением в годы детства писателей, где были коммуналки, фиксы и продуктовые карточки. Поэтому и в романе, и в фильме все детали правдивы и живописны. Об этом времени нам рассказал писатель Эдуард Хруцкий - президент Московской ассоциации детективного романа и друг Аркадия Вайнера:
- И у Жеглова, и у Шарапова не было одного прототипа. Практически все персонажи - образы собирательные. Квартирное дело с убийством мужем жены, замаскированное под грабеж, «поднял» следователь Владимир Арапов, инцидент в ресторане - дело Володи Корнеева, впоследствии ставшего начальником МУРа. Характерный жест Жеглова рукой заимствован у оперативника Жаркова из 50-го отделения милиции; помню, как он делал это в 1950-м на дансинге в гостинице «Москва». Список можно продолжить: Игорь Скорин, Сергей Дерковский, Иван Васильевич Парфентьев, прошедший путь от постового до начальника МУРа. У каждого из них была взята специфическая черта.

Жеглов - Кузьменков, Высоцкий?

На роль Жеглова (сыграл Высоцкий) претендовали Кузьменков (фото внизу слева вверху), Яновский (внизу в центре), Поползухин

Полистав вместе с директором Музея Одесской киностудии кинорежиссером Вадимом Костроменко любезно предоставленный им альбом кинопроб «Места встречи...», мы узнали главную тайну - кто пробовался на роль Жеглова.

Кепку и пиджак Жеглова примеряли актеры Юрий Кузьменков из Театра им. Моссовета, Леонид Яновский с Киностудии Довженко, выпускник ГИТИСа Анатолий Поползухин. Но эти пробы были скорее формальностью - Станислав Говорухин таким образом «бросил кость» худсовету, создав видимость конкуренции и поиска «лучшего» актера. Высоцкого он не променял бы ни на кого. Хотя начальство было настроено враждебно к Высоцкому из-за его «неблагонадежности» и вольнодумства, на фоне других претендентов он смотрелся наиболее выигрышно.

Шарапов - Никоненко.Бортник,Конкин?
На роль Шарапова пробовали с десяток актеров, среди которых Юрий Шлыков из Таганки, Владимир Рожин из «Ленкома», Вадим Михеенко из Театра им. Моссовета (ныне руководитель театра танца и пантомимы «Терра мобиле» в Санкт-Петербурге). Пробовался и Сергей Никоненко, который потом в кино сыграл множество милиционеров, но его мечта стать Шараповым не осуществилась.

Шараповым стал Конкин, а пробовались Никоненко (фото справа вверху), Герасимов (справа в центре). Ряд претендентов на главную роль сыграл в фильме других запомнившихся героев: Леонов-Гладышев - Васю Векшина (слева внизу), Бортник - Промокашку (внизу в центре)

Также Шарапова видели в Евгении Герасимове, Евгении Леонове-Гладышеве и, говорят, даже в Станиславе Садальском. Поначалу Говорухин хотел пригласить Сергея Шакурова, но киноначальство воспротивилось.

Ходили слухи, якобы Конкина по блату взяли на главную роль Владимира Шарапова, впрочем, скорее всего, это просто злобные наветы. Вот что по этому поводу говорил сам Владимир Конкин: «Изначально Высоцкий был против моего участия. Они с Говорухиным планировали на эту роль Бортника. Но на Одесскую киностудию позвонили из приемной Иваненко (тогдашнего завотделом культуры украинского ЦК), что играть Шарапова должен Павка Корчагин (то есть я), а иначе фильм не состоится. Аркадий Вайнер стоял смертным боем за Бортника, но Высоцкий уговорил его уступить. В итоге Бортник получил роль Промокашки (на нее сначала пробовался Леонов-Гладышев) и навечно затаил на меня обиду. Говорухин тогда позвонил одному из замов Демичева, и тот поставил украинцам встречное условие: если Конкин будет играть Шарапова, то вместо Химичева (любимца Щербицкого) Фокса будет играть Белявский. На том и порешили».

Варя - Влади,Данилова?
Рекордным было количество претенденток на главную женскую роль - пробовались 12 девушек. Варей могли стать, к примеру, Ирина Азер из Театра киноактера и Ольга Науменко (невеста Лукашина из «Иронии судьбы»).

Высоцкий уговаривал режиссера Говорухина утвердить на роль Вари его жену актрису Марину Влади. Но против француженки категорически возразил худсовет. Сержант Синичкина должна была показать в кино настоящую жену и подругу борца с бандитами. Хотелось бы, чтобы актриса, играющая возлюбленную Шарапова, была с безупречной репутацией. А Влади никак не тянула на «советскую гражданку». Худсовет смирился с Высоцким в роли Жеглова, отдав должное его таланту, но забраковал Влади.

Варю сыграла Данилова (фото вверху), а претендовали Ирина Азер (фото внизу слева), Марина Влади (в центре), Ольга Науменко (справа).

12-й претенденткой на Варю стала актриса Наталья Данилова, поймавшая свою удачу. Правда, роль ее озвучила Наталия Рычагова. Даниловой трудно дался эпизод, где нужно было перепеленать младенца. Перед съемками актрису по медицинским показателям вынудили сделать аборт, из-за чего она сильно переживала. И, когда на съемочной площадке пришлось возиться с младенцем, у Даниловой случился нервный приступ. Как только она брала ребеночка, руки начинали дрожать, она не могла с собой справиться. Говорухин сердился: простая сцена, а не получается. Высоцкий, почувствовавший неладное, вывел Наталью в гримерную, и она рассказала о своей беде. Владимир Семенович сумел успокоить актрису...

Судьба Даниловой сложилась трагично. Потеряла мужа, после аборта не могла иметь детей. Мечтала, как и ее героиня Варя, взять ребенка из детдома. Уже подыскала себе малыша, но, пока шли бюрократические проволочки, сама серьезно заболела - пришлось мечту оставить...

Манька облигация - Полищук?
С утверждением на женские роли создателям пришлось понервничать. По признанию Конкина, Наталья Фатеева вообще попала в их компанию случайно. На ее роль претендовала Заклунная, но, как рассказывают, Говорухину позвонил Лапин и, что называется, «продавил» ее. В то время ходила мулька, что Фатеева является любовницей одного из чиновников и через него выбивает себе роли... Манькой-Облигацией после проб актрис Нины Ильиной и Натальи Ченчик (сыграла в фильме Лжеаню) уже собирались утвердить Любовь Полищук, но Высоцкий стал убеждать Говорухина отдать эту роль Ларисе Удовиченко. Говорухин прислушался к просьбе.

Маньку-Облигацию сыграла Лариса Удовиченко, а могли Нина Ильина (фото справа вверху), Любовь Полищук (справа в центре), Наталья Ченчик.

Вдовью судьбу Верки-модистки могла сыграть Екатерина Васильева, но утвердили Людмилу Давыдову (Шляхтур). Высоцкий просил, чтобы роль подруги Горбатого сыграла Марина Влади. Говорухин согласился, но, как рассказывают, один из замов министра культуры Демичева затее помешал: позвонил одному из замов Громыко, и Влади отказали в визе - на пробы она приехать не смогла.

Рабочий момент съемок.

Фокс - Химичев, Белявский?
Роль Фокса могли сыграть Борис Химичев из Театра им. Маяковского и Валентин Рыжий из Таганки (ныне главреж Театра на Красной Пресне). Химичев был утвержден и даже начал сниматься. Но, как сказал нам заместитель директора фильма «Место встречи...» Владимир Мальцев, в кителе и галифе Химичев выглядел настоящим белым офицером, что противоречило сценарию. В итоге Фокса сыграл Александр Белявский. На роль Ручечника утвердили Ролана Быкова, но он отдал предпочтение параллельно снимавшейся комедии «Жил-был настройщик». На роль Векшина пробовался Андрей Ташков, в то время актер Малого театра.

Фоксом в фильме стал Белявский, а пробовался Химичев (справа).

Говорухин,Высоцкий и Садальский рабочий момент.

В качестве Горбатого режиссер видел исключительно Джигарханяна. Мы спросили у Армена Борисовича, как он воспринял новую для себя роль злодея, после которой ему стали предлагать криминальные роли.

Я люблю свою профессию, и мне охота примерить новый парик. Играя, начинаешь «делать ребенка». Это зрители выносят приговор Горбатому: «Злодей!» - а актер проживает некую жизнь персонажа...


Влади не хотела,что бы Высоцкий снимался.

10 мая 1978-го в Одессе начались съемки будущего киношедевра. Это совпало с днем рождения Марины Влади, прилетевшей в Одессу. Влади вдруг начала убеждать Высоцкого, что этот фильм укоротит ему жизнь. Она уговаривала и Станислава Говорухина заменить Высоцкого, пока не поздно. Тот ответил, что организует Владимиру Семеновичу самый щадящий режим. Владимир Новиков, биограф Высоцкого, говорит, что в это время актер действительно чувствовал себя неважно, но понимал, что ему нужно успеть сняться в такой роли, которая оставит след в истории... Роль Жеглова ему казалась судьбоносной... Самой первой сняли сцену из 4-й серии, где Жеглов, развалясь на диване, произносит одну из крылатых фраз:

Пистолет, Володя, перевесит сто тысяч других улик!

О съемках.
- Все натурные съемки проходили в Москве, а павильонные - в Одессе, - рассказал «КП» оператор-постановщик Леонид БУРЛАКА. - В 5-м павильоне Одесской киностудии выстроили коммунальную квартиру, малину, кабинеты и уникальный вестибюль МУРа.

Возникали комичные ситуации. Например, необходимый для фильма черный хлеб вдруг исчез из Одессы. Даже в тюрьму за «кирпичиками» поехали, но и там заключенные ели пшеничный. Так что актерам приходилось везти черный хлеб из Москвы. Главный художник Валентин Гидулянов вспомнил, как мучительно искали хлебный фургон - «ГАЗ-АА»:
- Я долго колесил по Москве в надежде заметить на улицах подходящий автомобиль. Наш водитель вспомнил, что во дворе хлебозавода № 1 стоит именно такая машина. Приехали. Действительно, на постаменте старая хлебовозка. На табличке надпись: «Этот автомобиль в годы войны развозил хлеб в прифронтовой Москве». До появления этого фургона хлеб в Москве развозили на подводах. Уговорили замдиректора завода отдать им машину.Двери были заварены, тормоз не работал. Но фургон починили, и двигался он своим ходом.


Постановщиком трюков на картине был каскадер Владимир Жариков, основатель первой и единственной в СССР школы каскадерского мастерства. Он падал в Яузу вместо Фокса, выполнял разные трюки, поставил сцену бильярдного поединка Жеглова и Копченого. Профессионально «накатывать» шары актеров учили мастер спорта СССР Владимир Иванов, виртуоз Жора. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делался монтажный стык - шары вгоняли в лузу мастера.

Во время погони «Фердинанда» за «Студебеккером» Жеглов разбивает окно рукоятью револьвера. Начали снимать. Высоцкий бьет по стеклу, а оно не разбивается... Только с третьей попытки все же разбил злополучное окно - стекло оказалось 5-миллиметровым! «Стреляя», Высоцкий до кости разрезал мизинец левой руки, потерял много крови.


Конкин получал больше Высоцкого: Вадим Костроменко показал корреспондентам «КП» расчетную ведомость, согласно которой Высоцкий получал 42 рубля за съемочный день, а Конкину выплачивали по 52 рубля как заслуженному артисту Украины.

Крылатые фразы из фильма:
Вор должен сидеть в тюрьме!
Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать.
Наказания без вины не бывает.
Будет сидеть! Я сказал.
— Как держать?
— Нежно!

Сейчас бы супчику горяченького, да с потрошками!
Ну и рожа у тебя, Шарапов! (Ложная цитата, на самом деле в фильме звучат две другие фразы: «Ну и видок у тебя, Шарапов!» и «Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа!»)
А теперь — Горбатый! Я сказал — Горбатый!
Кошелёк, кошелёк… Какой кошелёк?
Дурилка картонная…
Дорисковался, гаденыш! Предупреждал я его, что бабы и кабаки доведут до цугундера.
— Кто это там гавкает?
— С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов!

«Облигация» или «аблигация»?
Ты не сознание, ты совесть потерял.
Не учи учёного, гражданин Копчёный!
Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!
Если есть на свете Дьявол, то он не козлоногий рогач, а Дракон о трех головах, — и головы эти: Хитрость, Жадность, Предательство — и если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла.
А то я тебя огорчу до невозможности.
Не бери на понт, мусор!
Указ «семь-восемь» шьешь, начальник?
Проводи его, Шарапов. До автобуса…
Здесь МУР, а не институт благородных девиц!

— Что у вас с лицом?
— В «Астории» поужинал.
Мы тебя не больно зарежем. Чик — и ты уже на небесах!

Интересные факты.
После того, как Вайнеры подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал:
— Я пришёл застолбить Жеглова…
Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»?
— Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…
Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова. Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким.

Во время съемок Высоцкий сильно разругался с Говорухиным и уехал. Поэтому сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова («Ваня Пасюк, держи меня! — Как? — Нежно!») доснимали позже, когда Высоцкий «отошел» и приехал. Это и стало причиной одного из киноляпов.
Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского», но отрывок романса всё-таки спел.В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова

В романе Глеб Жеглов — молодой человек 25 лет, член комсомольского актива МУРа (имеется эпизод, в котором Жеглов находится в президиуме комсомольского собрания и выступает с речью). Шарапову же 22 года, именно такую цифру он называет Михаилу Михайловичу, а не 25 лет, как в фильме.
Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма.
Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удаленных сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих зрителю причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан зрителю сразу же после немой сцены когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.
Также была изменена концовка картины. В первоначальной версии фильма Шарапов в конце узнаёт, что его любимая Варя погибла, что соответствует роману: «Нам сказал шеф телевидения Лапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье, и с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если ещё и Варя (кроме Левченко) погибнет? Пришлось оставить Варю в живых». Георгий Вайнер

Лариса Удовиченко на протяжении десятилетий поражает поклонников красотой и цветущим внешним видом. Актриса практически не изменилась со времен исполнения роли Маньки Облигации. Кажется, что она раскрыла секрет вечной молодости, чтобы блистать на экране и на сцене.

Карьера Удовиченко сложилась так успешно в первую очередь благодаря ее наставникам: Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Фильм «Дочки-матери» закрепил за дебютанткой амплуа характерной актрисы. Позже зрители сошлись во мнении, что наиболее выразительно дарование Удовиченко раскрывается в комедийных ролях за счет ее неповторимой мимики и особенных интонаций.

С начала своего творческого пути актриса много снималась. Кокетливая и смешливая исполнительница привносила в картины дух радости и задора. Именно за это зрители прозвали ее королевой второго плана и с нетерпением ждали появлений любимицы в новых фильмах.

Удовиченко Лариса Ивановна родилась в столице Австрии, Вене, 29 апреля 1955 года. В этом городе служил ее отец, Иван Никонович, в должности военного врача. Мать будущей актрисы носила имя Муза и являлась горячей поклонницей кинематографа. В юности она мечтала сниматься, но война разрушила ее планы. Выйдя замуж за военного, мать Ларисы переезжала с семьей с места на место и изредка участвовала в самодеятельных спектаклях.

В начале 60-х Ивана Никоновича демобилизовали, и он уехал с семьей в Одессу. Там Лариса и ее старшая сестра Яна пошли в школу. Родители девочек рано умерли, и присматривать за школьницами пришлось семье их дяди.

Любовь матери к актерской профессии сыграло большую роль в выборе Ларисы, удивительно похожей на нее внешне. В старших классах девочка записалась в кружок при Одесской киностудии. Там на занятиях ее увидел режиссер Александр Павловский.

Симпатичная девушка с точеной фигурой показалась ему подходящей кандидатурой на роль в его фильме «Счастливый Кукушкин». Таким образом, в 9-м классе Удовиченко впервые попала на съемочную площадку. Гонорар за работу в кино очень помог ее семье, поэтому Лариса окончательно решила стать артисткой. Ее выбор расстроил тренера секции по художественной гимнастике, возлагавшего на ученицу большие надежды, но девушка отдала предпочтение актерству.

Первые творческие успехи

До выпускных экзаменов в школе Лариса исполнила роли еще в двух картинах, которые снимались на Одесской киностудии: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Круза» и «Юлька». Имея опыт работы в кино, девушка отправилась в Москву и подала заявление в несколько театральных ВУЗов.

Ее с первого раза приняли во ВГИК, и она начала учиться на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Они пригласили ее на роль младшей сестры в фильм «Дочки-матери». Удовиченко только после участия в этой картине по-настоящему поверила в свои силы и актерский талант.

Нельзя с точностью сказать, в какой из ролей Лариса Ивановна более эффектна и убедительна. Одни считают ее характерной актрисой, другие – комедийной. В социальной драме «Дочки-матери» устремления и поступки ее героини тоже понятны, хотя она далеко не положительный персонаж.

«Дочки-матери»

Режиссером картины, вышедшей на экраны в 1974 году, стал Сергей Герасимов. Он и его супруга сыграли в ней роли людей старшего поколения, умеющих прощать и более мудрых, чем младшие героини. Основной конфликт завязывается между дочерьми москвички и ее мужа, приютившими у себя в квартире девочку из детдома Ольгу. Она искала свою мать и по ошибке попала к ним в дом.

Нежданная гостья слишком прямолинейна и часто ставит новых знакомых в неловкие ситуации. Их дочери (Удовиченко сыграла младшую, Галю) насмехаются над ней. Все же встреча меняет и уклад семьи, и отношение к жизни Ольги.

Спустя годы Лариса вернулась к теме социального неравенства в фильме «Валентин и Валентина», сыграв старшую сестру главной героини.

«Место встречи изменить нельзя»

Еще в советские времена Станислав Говорухин продемонстрировал, что он гениальный режиссер. Улицы пустели, когда, начиная с 1979 года, по регулярно показывали приключенческий сериал «Место встречи изменить нельзя».

Каждый артист, независимо от того, исполнял он главную или эпизодическую роль, был 100%-м попаданием в образ его персонажа. Высоцкий, Конкин, Павлов, Белявский и многие другие кумиры кинозрителей украсили фильм и превратили его в самый популярный советский экшн того периода.

Лариса Удовиченко сыграла яркую героиню Маньку по прозвищу «Облигация». Девушка ничего не боится, не особо уважает советскую власть и своим поведением немало шокирует молодого оперуполномоченного в исполнении Владимира Конкина.

Фразу про правильное написание слова «облигация» актриса придумала сама, когда репетировала роль. Эпизод с участием Маньки был небольшим, но хорошо запомнился и стал значимым событием в фильмографии Удовиченко.

«Мэри Поппинс, до свидания!»

Лариса Удовиченко всегда одета «с иголочки» и прекрасно выглядит, поэтому в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» она замечательно сыграла английскую леди Бэнкс и маму главных героев – воспитанников Мэри Поппинс. Английские няни и компаньонки до революции были очень популярны в России. Возможно, отголоском этого поветрия явился особый интерес к истории о няне-волшебнице.

В фильме звучит музыка Максима Дунаевского, бывшего мужа исполнительницы роли няни – Натальи Андрейченко. По сути, у режиссера Леонида Квинихидзе получился настоящий мюзикл, покоривший сердца детей и взрослых.

«Самая обаятельная и привлекательная»

Любимая комедия 80-х про неуверенную в себе Надежду Клюеву стала классикой советского кино. Хотя персонаж Ларисы Удовиченко вновь второстепенный, без ее ухоженной модницы Люси Виноградовой картина утратила бы множество смешных моментов.

Тягучий голос и некоторая манерность удивительно подходили героине Удовиченко, в очередной раз проявившей комедийный дар. Лента также наглядно демонстрирует, что любой человек может измениться до неузнаваемости, если сам того пожелает.

«На кого Бог пошлёт»

Российская комедия была впервые показана в 1994 году. В ней абсолютно отсутствует тема политики, зато глубоко раскрываются отношения детей и родителей. Случайно студент узнает, что его биологическим отцом является преподаватель вуза, где он обучается. Парень проявляет недюжинную смекалку, чтобы познакомить с ним свою мать и помочь подруге получить зачет.

В результате стечения нелепых обстоятельств взрослые понимают, что противостоять деятельному наследнику можно, только объединив усилия. Роль матери главного героя Удовиченко считает самой удачной находкой.

Работа в театре

Впервые на театральную сцену Удовиченко вышла в 1998 году в постановке Виталия Соломина «Сирена и Виктория». Далее она продолжила играть в антрепризах. Ее любимой партнершей была Людмила Гурченко, ставшая наставницей коллеги, не имевшей особого опыта выступлений на сцене.

В 1984 году Ларисе Удовиченко было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1998 году – Народной артистки России. Она академик российской национальной кинематографической премии «Ника».

В годы, на которые пришелся пик популярности Удовиченко, было принято награждать не артистов, а фильмы. Картины с ее участием получали призы и награды на различных конкурсах и фестивалях на всем простанстве СССР.

Личная жизнь, семья, дети

Первый брак Удовиченко с актером и режиссером Александром Панкратовым-Белым был фиктивным. Таким способом она сумела остаться в Москве. Этот немного авантюрный ход ей подсказала педагог Тамара Макарова. Она не хотела отпускать талантливую студентку и понимала, что остаться в столице Лариса сможет, лишь получив московскую прописку. Как только нужный штамп оказался в паспорте дебютантки, она подала на развод.

Вторым мужем актрисы стал Андрей Эшпай. Он был наследником музыкальной династии и произвел на Удовиченко огромное впечатление своими утонченными манерами и интересом к искусству.

В отличие от общительной Ларисы Андрей предпочитал компании родственников и коллег-единомышленников. Красивую молодую жену он ревновал, но та все равно пропадала на театральных сборищах и в ресторанах с друзьями. Спустя 2 года совместной жизни супруги разошлись.

За Удовиченко ухаживало много поклонников. Она заводила романы, но никто не привлекал ее настолько, чтобы связать с ним свою судьбу надолго. В 80-е актриса в компании друзей познакомилась с Геннадием Болгарином (урожденным Фридманом) и увела его из семьи.

Он был чиновником и занимал видный пост, но не смог устоять перед чарами Удовиченко. С первой женой он развелся, когда Лариса в 1988 году родила ему дочь Марию, ставшую ее единственным ребенком. К сожалению, через несколько лет после оформления отношений с Ларисой мужчина увлекся азартными играми. В нулевые он проиграл огромную сумму и вынужден был скрываться от кредиторов.

Удовиченко развелась с ним и запретила впредь пытаться общаться с ней или дочерью. Мария окончила Плехановский институт, училась в Милане и Риме, для чего освоила итальянский язык. В настоящий момент она пробует строить карьеру актрисы.

Станислав Говорухин предложил Удовиченко роль невесты Шарапова, однако она сочла персонаж скучным. Ее сразу заинтересовал образ Маньки Облигации, но Говорухин признался, что не видит ее в роли проститутки со стажем. Лариса решила, что режиссер ей отказал, но неожиданно получила сообщение об утверждении на роль. Станислав Сергеевич рискнул начать работать с Удовиченко, но в уме держал фамилии других претенденток на Маньку Облигацию.

На счету Удовиченко свыше 130 ролей в фильмах и сериалах. Автор романов о Даше Васильевой, Дарья Донцова, говорила, что представляла в роли этого персонажа только Ларису Удовиченко. Благодаря прекрасной игре актрисы сериал стал широко известен.

Лариса Удовиченко сейчас – последние новости

Поклонники актрисы ждут выхода на экраны очередного фильма из серии «Зимняя вишня». Ее героиня в первой картине – неунывающая воспитательница детского сада. С течением времени она меняется, как и жизнь вокруг, но остается по-прежнему любимой поклонниками.

В последние годы у Удовиченко вспыхнул конфликт со Станиславом Садальским, распустившим слух о покупке ею недвижимости на Лазурном берегу. Актриса посчитала его шутку довольно глупой и посоветовала прекратить обманывать окружающих. Во Франции она провела несколько месяцев, репетируя спектакль. Недавно в прессе появились сообщения, что коллеги помирились.

Заключение

Актриса прожила насыщенную жизнь, полную интересных проектов и ролей. В 80-е в год выходило по 5 фильмов с ее участием. Ей удавались образы утонченных ироничных красавиц, чьи реплики нередко разлетались на цитаты.

В отличие от большинства артистов, Лариса Удовиченко была всегда востребована и ей не приходили на ум мысли об отказе от профессии. Ее героини навечно покорили зрителей, поэтому Удовиченко – поистине народная актриса.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!