Американская мечта натальи бардо. Наталья Бардо: «И муж, и ребенок пришли в мою жизнь внезапно Марюс Вайсберг сейчас

Американская мечта натальи бардо. Наталья Бардо: «И муж, и ребенок пришли в мою жизнь внезапно Марюс Вайсберг сейчас
Американская мечта натальи бардо. Наталья Бардо: «И муж, и ребенок пришли в мою жизнь внезапно Марюс Вайсберг сейчас

Поздравляю вас с премьерой фильма «Бабушки легкого поведения». В чьей голове родился фееричный сценарий про мошенника, скрывающегося в образе бабушки от бандитов в доме престарелых?


Марюс:
Идею предложил Саша Ревва, который очень любит перевоплощаться. Он мне все время говорил: «Марюс, давай сделаем что-нибудь вместе, у меня есть идея - я бабушка, попадаю в дом престарелых». Честно говоря, долгое время я не знал, как подступиться к этой истории. В какой-то момент понял, что, если сделать из него не совсем старую бабушку, а такую, вроде Барбары Стрейзанд, и взять за прототип маму самого Саши, то может получиться очень веселая, модная и свежая история. Стал работать над сценарием, и мы долгое время доводили его до кондиции. Понятно, что в самой концепции ничего нового нет, ведь артисты переодевались в женщин еще со времен «В джазе только девушки». Сложнее всего было сделать по-настоящему свежий фильм на старую тему.


- Чем запомнились съемки?


Марюс:
Для меня это был чрезвычайно тяжелый фильм с технической и постановочной точки зрения. В нем очень много трюков, пластический грим, который занимал по два с половиной часа съемочного дня, много объектов, пожилые артисты. Мало того, мы начали снимать осенью, а она моментально, практически через две недели после начала съемок превратилась в лютую зиму.


Наташа:
С дождем, градом, метелью и морозом…


Марюс:
В сцене, где Наташа выходит из подъезда с чемоданом, нам пришлось буквально разбивать, растапливать лед, убирать из-под ног снег и засыпать землю золотыми листьями.


Наташа:
Во дворе воссоздали кусочек осени, а вокруг была зима, и я в летнем пальто стою, жду Сашу Ревву. Или еще была сцена, после которой я слегла с ангиной, - где я вылезаю в люк машины, летящей в мороз на бешеной скорости. Я просила Сашу не разгоняться, но он ехал 70 км/час. У меня бутылка шампанского, которая почти замерзает, прилипает к руке, дикий холод, и я кричу: «Мы счастливы, мы богаты!» На спине два пледа намотано - непросто торчать из люка машины на такой скорости, когда тебя ветром просто прибивает к люку. Делали несколько дублей, и в итоге у меня на спине образовался большой синяк, никакие пледы не спасли.


- Вы впервые работали вместе как режиссер и актриса?


Наташа:
Да. Кстати, когда мы с Марюсом познакомились, то выяснилось, что я смотрела его фильмы, но не знала, что именно он их режиссер. Он где-то меня видел, но не понимал, что я актриса. Так получилось, что у нас сначала личные отношения завязались. И только потом, спустя время, Марюс начал пробовать меня на свои проекты.


Марюс:
Наташа оказалась прекрасной комедийной актрисой. Честно говоря, неожиданно, по-моему, даже для нее самой.


Наташа:
В «Бабушке легкого поведения» у меня роль небольшая, но достаточно яркая. Я играю подельницу афериста - героя Саши Реввы, пытаюсь кинуть его на деньги. И Марюс уже потом, после завершения съемок, понял, что комедия - это мое, и я это тоже поняла. А в январе выходит еще один фильм Марюса - «Ночная смена», где у меня главная роль. Играю там стриптизершу. Ради этого проекта я научилась танцевать на пилоне.


- Марюс, помню, вы не так давно говорили, что собираетесь снять триллер. Готовы изменить своему любимому жанру - комедии?


Марюс:
История совершенно уникальная. Я четыре года бегал за этим голливудским сценарием, пытался купить русскоязычные права на него. И вот наконец-то писатель отдал мне права на русскоязычный ремейк. Снимать начну весной следующего года. Главную роль будет играть Саша Петров, еще хочу пригласить Евгения Миронова. С героиней пока не определился: продюсеры говорят о Саше Бортич, я в принципе не против - актриса Бортич мне нравится.


- О чем история? Название уже есть?


Марюс:
Фильм называется «Вниз». История про двух молодых счастливых молодоженов, которых ждет медовый месяц. Ребята забегают в ЗАГС, расписываются, затем бегут за деньгами к папе - девочка из богатой семьи, счастливые, целуются, снимают друг друга на айфон - в общем, полное счастье. Забегают в лифт небоскреба, и с ними заходит третий, мужчина. Они едут в лифте вниз и на каком-то этаже застревают, втроем в этом лифте, опаздывают на самолет. Сначала все хиханьки - хаханьки, пытаются дозвониться диспетчеру, но в какой-то момент понимают, что застряли они не просто так и что мужчина этот с ними неспроста… Мне эта история понравилась в первую очередь тем, что каким-то образом удалось при адаптации вывести ее в драматическую плоскость. То есть, я надеюсь, что у меня получится создать ощущение драмы, с философской подоплекой о том, что такое семья, что такое настоящая любовь, чем она отличается от первого счастливого семейного года, когда бабочки в животе.

Две половинки одного целого


- Наверное, сложно все время быть вместе, и на работе, и дома?


Наташа:
Мы два Овна, во многом очень похожи, а в последнее время зачастую понимаем друг друга без слов. Марюс может сказать: «Ты знаешь, мне кажется, вот туда надо это, можно вот это повесить…». Я говорю: «Ладно», не задавая лишних вопросов, потому что понимаю, о чем он говорит. То есть, мы в унисон мыслим, живем, работаем, любим. Для меня семья - приоритет, несмотря на то, что и работа кипит, и характер непростой, но Марюс с пониманием к этому относится. Я гиперактивная, и, к сожалению, не готовлю совсем, для меня кухня, это что-то очень чуждое… Год назад еще давала себе слово научиться, но все стало еще хуже - яичницу готовлю, она у меня подгорает. Уже окончательно разучилась, хотя, какие-то потуги я делаю, стараюсь. Марюс мне говорит: «Ну, вот овсянку насыпал, кипятком залил, вот тебе завтрак». Так я обожгусь обязательно, или залью холодной водой, потому что забыла на чайнике кнопочку нажать, чтобы он вскипел. То есть, ну совсем не мое. Я благодарна Марюсу, что он с пониманием к этому относится. В остальном я могу сделать все, что угодно: организовываю быт по полной программе, мусор выкидывается вовремя, уборка дома, все чисто, поглажено, постирано.



Наталья: я не готовлю совсем, для меня кухня - это что-то чуждое. Но Марюс с пониманием к этому относится. Фото: Андрей Салов


- То есть, вы идеальная хозяйка во всем, кроме готовки.


Марюс:
Она идеальный топ-менеджер хозяйства (смеется). Но для меня это не так важно. То есть, конечно, важно, но я понимаю, что идеальных людей не бывает.


- Может быть, Марюс замечательно готовит?


Наташа:
Он тоже не готовит, ну не наша это история. У нас никто не готовит, зато мы такие красивые и стройные, совершенно не заморачиваемся на тему еды.
Марюс: Я вообще считаю, надо делать то, что приносит удовольствие, по-настоящему вдохновляет. Человек, который любит готовить, он приходит в магазин и думает: «А вот это будет сочетаться с этим, а сейчас добавлю вот это». Приготовление еды - абсолютно творческий процесс. Наташа не может насильно реализовываться на кухне, она реализуется в другом. Для меня семья - совершенно не обязательно готовка. Если этот аспект не сложился у моей любимой женщины, для меня это вообще не трагедия. Есть другие вещи, в которых она прекрасна, как жена.


- Какие Наташины таланты вы отметите?


Марюс:
Во-первых, она совершенно гениальный инженер-ремонтник, у нее золотые руки. Например, Наташа может запросто собрать шкаф, спроектировать кухню, у нее аж руки трясутся, так ей это нравится. А я к этому даже близко не могу подойти, я не понимаю, куда и что закручивать. Не знает, где у нас дома лежат инструменты - шуруповерт, дрель. У Наташи же инженерное мышление, она могла бы быть очень крутым архитектором.


Наташа:
Только вчера три книжных шкафа собрала. Хотя и мастера есть, но я отбираю у них работу, говорю «Вы криво вкручиваете, медленно, лучше я сама».
Марюс: И потом, она человек преданный, которому я полностью доверяю, с которым у нас абсолютно одинаковое мировосприятие. И это для меня в разы важнее, чем готовка. Мы с ней по-настоящему, что называется, душа в душу живем, мы понимаем, что кому нравится, не внедряясь в пространство друг друга, когда это не нужно. Мы нашли определенную гармонию и симбиоз, и при этом живем реально счастливой, здоровой и дружной семьей. Такое первый раз в моей жизни.


- Интересно, каким было самое долгое ваше расставание?


Наташа:
Вот Марюс недавно на целых два дня уехал в Выборг на фестиваль, я так скучала.


Марюс:
Ну, надолго расставались, когда Наташа беременная была и жила в нашем доме Лос-Анджелесе, а я работал здесь, в России


- Некоторые пары говорят, расставаться надо обязательно, это очень полезно для отношений.


Наташа:
Раньше я тоже так считала, а теперь вот не могу понять, почему надо расставаться? Но все равно же мы расстаемся в течение дня - он на спорт, я на спорт, он куда-то и я по своим делам. Но у нас нет такого, чтобы мы уставали друг от друга, нам хорошо вместе. У нас такое ощущение, что мы, как пазлы, в каком-то смысле, дополняем друг друга, как две половинки.


Марюс:
У меня никогда еще не было, чтобы настолько с человеком было хорошо… От чего отдыхать, когда не устаешь? Причем, я знаю, что такое уставать от человека. Когда у него другая энергетика, немножко другое мировосприятие и так далее, то либо ей, либо тебе все время приходится подстраиваться, и такое бывает очень часто.


Наташа:
Мы не грузим друг друга, мы можем быть рядом и молчать, обниматься, но каждый при этом работает, занят чем-то своим, я читаю, он что-то делает. Я могу возиться на кухне, собирать очередной шкаф, например, Марюс монтирует свое кино, но, тем не менее, ощущение, что мы рядом, оно есть, и от этого хорошо и комфортно. Мы не долбим друг друга, что вот если мы встретились, мы обязательно должны решать какие-то проблемы. Потому что и у меня есть такая черта и у Марюса она есть, но у нас как-то не возникает проблем.


Марюс: у нас с Наташей одинаковое мировосприятие, и это для меня намного важнее, чем готовка. Фото: Андрей Салов


- Значит, в прошлых отношениях эти проблемы возникали?

Возникали. То есть, встретились: «Так, надо вот это решать, с этим что-то делать». Постоянно такие разговоры у людей, и про ревность, и про быт и еще про что-то. У нас вообще этого нет и, слава Богу, потому что на это ни времени, ни желания нет. У всех сейчас такая сумасшедшая жизнь, найти бы время, просто пообниматься молча.

Жена режиссера

Наташа, у вас, как у жены режиссера, есть право, как говорят, первой ночи - первой прочитать сценарий, выбрать себе роль?
Наташа: Нет, я не хочу выбирать себе роль, только потому что я жена. И я Марюсу тоже это говорю. Я читаю сценарий и иду на пробы, как все. Хотя мне все говорят «Да что в этом такого, все режиссеры снимают своих жен». Я не обижусь, если он отдаст роль другой актрисе, и даже больше того, я даже предлагаю ему актрис.


Марюс:
Да, она мне очень помогает с кастингом.


Наташа:
Помогаю с кастингом, знаю уже всех актеров, и многие знакомые у него снимаются в главных ролях. Потому что для меня важно, чтобы у Марюса был успешный проект. Есть роли, которые мне не подходят, или я не хочу, либо не могу их играть, либо даже боюсь. Разные могут быть ситуации. И потом, я бы не хотела, чтобы у него было какое-то ограничение - жена…


Марюс:
А я не очень могу себе представить, что буду ее снимать в откровенных сценах… У меня есть серьезные любовные линии, где мне надо, чтобы у двоих людей случился огонь, романтика. С Наташей мне будет некомфортно, я не смогу в это вложиться сам, не смогу это по-настоящему срежиссировать.
- Для вас все должно быть по-настоящему?


Марюс:
Да. А тут, во-первых, для актера - это моя жена, то есть, он уже совершенно по-другому играет. Получается, полный конфликт интересов внутри.


Наташа:
Конечно, и я тоже не хочу в этом участвовать. Чтобы это было в ущерб фильму или в ущерб отношениям. Кому нужны эти ненужные эмоции.


Марюс:
Но я понимаю, конечно, что она актриса, этого не избежать, но я лично сам принимать в этом участие не собираюсь. Наташа советуется со мной в любом случае, но никакого табу и запретов у нас нет.

Наташа: У нас как бы по умолчанию в семье вот такой договор: ты мудрый. Каждый отвечает сам за себя, но каждый в голове понимает, насколько он внутренне чистоплотен. В комедии это все легко, там в основном и нет таких страстей, все-таки жанр другой. Но я бы сейчас не хотела играть какие-то тяжелые отношения, любовь, страсть. Я не готова в этом сниматься, потому что не умею играть и не чувствовать, я в роль погружаюсь полностью. Но я не хочу этого всего испытывать, потому что это будет противоречить моим семейным ценностям. Достаточно много другой работы, другого жанра, где не надо себя в чем-то ломать и делать больно близкому человеку.

Добивался два года


- Читателям, конечно, хочется узнать историю вашего знакомства. Кто на кого глаз положил?


Марюс:
Глаз на Наташу я положил давно уже. Хотя, мы не были знакомы, я просто видел ее на фотографиях, может, по телевизору когда-то. Писал ей на Фейсбук какое-то время, пытался позвать на свидание, организовать встречу по работе, неважно как, просто хотел познакомиться. Придумывал разные поводы, но пару лет было полное молчание. Я думал - в отношениях, наверное, живет с кем-то, и я не хотел влезать. Но ненавязчиво раз в полгода что-то писал, мало ли, вдруг ситуация изменится… Потом мы наконец-то познакомились.


Наташа:
Лично встретились на какой-то вечеринке два года назад. Я помню, мы сидели с подружками, и кто-то Марюса притащил за наш женский стол. Он сидел, смотрел на меня внимательно и на прощание сказал «Я тебе еще раз напишу».


Марюс:
Да, она ведь мне так и не ответила.



Наталья: мы два Овна, во многом похожи, а в последнее время зачастую понимаем друг друга без слов. Фото: Андрей Салов


- Почему игнорировали?


Наташа:
Во-первых, у меня были отношения, во-вторых, я никогда в Интернете вообще не знакомилась. Меня перспективность никогда не прельщала, ни режиссерская, ни денежная, никакая, мне это неважно. У меня только так: увидела, зацепилась, все. Но все-таки, судьба нас свела.


- Марюс еще раз написал, и вы все-таки ответили?


Наташа:
Написал. Уже понял, что напрямую не получится, начал мне сценарии присылать, а я ему говорила: «Это маленькая роль, я не буду это играть». Но он так галантно себя вел, писал так по-доброму, и на день рождения звал, и везде уже звал. И главное, ненавязчиво, но регулярно. И я решила, что надо все же обратить на это внимание. Написала: «Ну, хорошо, можем попить чай, просто поговорим по работе». Мы встретились и просидели на первом свидании шесть часов, ресторан закрывали, нас оттуда выгоняли, а мы не могли наговориться. Все в кучу: и о работе, и о перспективах, и о надеждах, и о мечтах, и вообще обо всем. И таких свиданий было пять, по пять-шесть часов мы сидели, не могли рта закрыть ни на секунду, а потом уже больше не расставались.


Марюс:
Я в Киев уехал снимать кино, мы общались по телефону, я прилетал, как только мог, на один день. Такая была красивая история.


Наташа:
Он вообще утром прилетал, вечером улетал, день гулял со мной и уезжал. Был в Киеве, и постоянно цветы присылал с открытками. Регулярно мне звонил незнакомый номер, я брала трубку и слышала: «Алло, куда вам доставить цветы?». И все время были такие романтичные открытки, если я заболела или еще что-то. Все они у меня сохранились.


- Для вас самое ценное качество в Марюсе, его главная черта характера, которая вас покорила?


Наташа:
Он теплый, и он ответственный. Это то, что я очень редко в людях вижу. То есть, если Марюс сказал, он сделает. Помимо этого, он воспитанный, очень добрый, отзывчивый, он всегда пожалеет. Если какая-то проблема, он будет помогать. Если я заболею, он будет по всей Москве носиться, лекарства покупать. В общем, для меня он идеальный мужчина.


- На все эти качества повлияло то, что Марюс уже больше 20 лет живет в Америке?


Наташа:
Да, в этом есть заслуга. Потому что многие российские мужчины постоянно ищут, мне так кажется, какую-то подковырку: «А где же тут какашка?». У нас все так живут: «Сейчас что-то случится» А в Марюсе этого нет, он всегда всем верит, с открытыми глазами на мир смотрит. И у него нет фиги в кармане. Я тоже начала у него этому учиться, и мне уже страшно, потому что я тоже становлюсь такая же, доброта поглощает, и тебе уже все кажутся хорошими.


Наталья: Марюс увез меня на Гавайи и там сделал предложение. Это было так круто, просто волшебно! Фото: Андрей Салов


- Где вы больше времени проводите, где сейчас ваш дом?


Марюс:
Раньше долго жили в Лос-Анджелесе, а сейчас здесь много работы. Уже с полгода, как обосновались в Москве, обустраиваем квартиру, достраиваем дачу.

Свадьба не за горами


- Год назад была информация, что Марюс сделал предложение, и вы готовитесь к свадьбе. Но про саму свадьбу до сих пор ни слова. Вы все-таки поженились или нет?


Марюс:
Нет, не поженились, но обязательно поженимся. Очень сложным выдался этот год по работе, просто физически не успеваем.


Наташа:
Марюс увез меня на Гавайи и там очень красиво сделал предложение. Это было так круто, просто волшебно. Для меня это очень личный момент, я мало кому об этом рассказывала. Просто выложила в тот день фотографию в инстаграм с датой и написала: «Пусть это останется здесь». Мы уже и кольца купили, но пока времени нет совершенно.


Марюс:
Мы выбираем место в Москве, пристреливаемся. Надо ведь организовать все по-настоящему хорошо, собрать всех друзей. А сейчас у нас очень много всего: дачу за городом построили, ремонт в квартире, работа. Но у нас и нет такого, что надо срочно-срочно, нам некуда торопиться, потому что у нас и так все здорово. Наоборот, будет, чего ждать.


Наташа:
Мы никуда не спешим. Свадьба от нас не убежит, кольца лежат, осталось только друзей позвать. Я не тороплюсь, потому что я невеста. Каждый день я просыпаюсь невестой. Продлеваю себе удовольствие. И это так классно.

Хотели дочку, а родился офигенный сын


- А почему до сих пор никто не видел вашего сына - Вайсберга младшего, где вы его прячете уже второй год? Как его зовут?

Наташа: Назвали Эриком, в честь папы Марюса. А крестный у нас Паша Деревянко, наш большой друг. Мы сына специально не прячем, обязательно покажем, но ждем для этого какого-то особого повода и момента. У нас и так почти вся жизнь на публике, все всё видят, все всё знают. Как-то хочется, чтобы было что-то свое, чтобы не надо было ребенка терроризировать этими фотографиями. Потому что это его мир, к которому мы относимся тепло и трепетно.


- Расскажите про Эрика, какой он, на кого похож?

Наташа: Ой, он такой классный, просто ангелочек. Если честно, я даже знакомым иногда боюсь его показывать. Хоть я и не суеверная, но думаю, что люди все разные, и встречаются не очень добрые. Не хочется, чтобы в адрес малыша был какой-то негатив. Он у нас такой клевый! На Марюса похож, настоящий папин сын. Улыбчивый, смеется постоянно. Сейчас Марюс покажет вам.

Марюс листает в телефоне фотографии очаровательного белокурого карапуза, с длинными волнистыми волосами. Маленький Эрик очень похож на папу, но вот глаза - ярко голубые - у него точно мамины.



Марюс: когда я с Наташкой познакомился, то сразу понял, что это та женщина, с которой я хочу и ребенка, и все остальное. Фото: Андрей Салов


Марюс:
У нас прекрасный ребенок. Но пока еще такой маленький, такой беззащитный, что очень страшно разрушить ту идиллию, где ребенок находится в коконе счастья и любви… Он счастливый, улыбчивый, он, тьфу, тьфу, тьфу, здоровый. И вот зачем, для чего нам публиковать его фото? Я не думаю, что маленького ребенка надо возить куда-то, показывать, ведь для него это стресс… Пусть он созреет немножечко, сформируется. Когда мы приехали с ним из Америки, Эрик совсем крошкой был, а сейчас смотрю на него и вижу, что он уже покрепче стал, уже такой мужичок самостоятельный, ходит сам. Сейчас мне уже комфортно вместе с ним куда-то пойти, взять с собой, чтобы он мог с кем-то пообщаться. Нам очень помогает прекрасная бабушка, Наташина мама. Скоро и моя мама в помощь прилетит.


- Вы сразу хотели ребенка, или все-таки это известие стало приятным, но неожиданным?


Марюс:
Честно говоря, мы ничего не планировали, так получилось. Но мы настолько нежно и трогательно друг к другу относились, что не могли себе представить, что сейчас мы что-то будем делать, кроме как рожать. Вообще я с Наташкой когда познакомился, сразу понял, что это та женщина, с которой я хочу и ребенка, и все остальное. Может быть, опять же, потому что мы два Овна, у нас все достаточно органично. Мы ничего не планируем, ничего не форсируем. Но какие-то главные вещи мы ценим, бережно к ним относимся, к тому, чтобы друг друга не обидеть, ни в коем случае не задеть, друг друга охраняем эмоционально. Сын для нас сейчас самое важное, что называется, наш главный общий проект. В Испании мы его зачали. И через какое-то время Наташа мне говорит: «Представляешь…». Я воскликнул: «Какой кайф!». И все. Это по большому счету настолько естественно все получилось, что у нас не было каких-то дилемм, сделали, родили, растим теперь.


- Вам важно было, кто родится, мальчик, девочки, или все равно?


Марюс:
Хотели девочку оба, а родился офигенный мальчик, и теперь я даже представить себе не могу, что мог быть не он…


- Ну, наверное, на одном ребенке не остановитесь?


Наташа:
Я только хочу, чтобы в следующий раз Марюс сам толстел, рожал, потом худел (смеется).


«Бабушка легкого поведения» уже в кино

Чтобы ощутить удовлетворение от своих достижений нужно пройти немало испытаний и заслужить их. Все то дается легко и просто не ценится. Сама актриса постепенно шла к известности. Сначала это были эпизодические роли. Свою первую роль она сыграла в 14 лет.

Сейчас день Наталии расписан буквально по минутам. Это съемки в кино, пробы на роли, участие в различных передачах. И при этом она не забывает о своей семье. И если раньше актриса могла полностью отдаваться работе, то сейчас у нее есть любимый муж и маленький сын. Семья для не прежде всего. Именно семья помогает ей восстановится после напряженного рабочего дня.

Ранний брак

Наталья редко вспоминает о своем первом браке. Она считает, что была слишком молодой, чтобы понимать, как правильно себя вести с мужчинами и что делать в случае возникновения трудностей. Девушка влюбилась в первый раз в 18 лет. Кроме того, она влюбилась в мужчину, который был старше ее на 20 лет.

После знакомства с Сергеем Русаковым внимание к девушке возросло в несколько раз. Пресса внимательно следила за развитием отношений молоденькой актрисы и бизнесмена. В 2009 году пара объявила о своей скорой свадьбе, и в тот же год узаконила свои отношения.

Первые годы семейной жизни были похожи на сказку. Сергей всячески поддерживал свою любимую и даже выступал ее агентом . Но со временем ситуация в семье усложнилась. Сергей был готов к рождению детей и ожидал, когда же Наталья родит ему ребенка.

На девушка в 20 лет хотела признания и известности, а не пеленок и колясок. На этой почве у супругов часто возникали скандалы. Масла в огонь еще добавляла растущая популярность Натальи. Она много снималась и поэтому очень редко бывала дома.

Серьезный скандал произошел во время отдыха супругов в Таиланде. Они поругались да так, что разнесли гостиничный номер практически полностью. Тогда девушка приняла решение уйти от мужа . Она собрала вещи и без копейки денег ушла. У нее даже не было денег на обратный билет до Москвы. Деньги ей прислала мама.

Интересные заметки:

Потом пару ожидал долгий бракоразводный процесс, который длился два года. Бывшие супруги делили какое-то совместное имущество, хотя по сути оно было для них не важно. Просто они не хотели отпускать друг друга.

Американская мечта - Марюс Вайсберг

Даже те, кто далек от мира кино наверняка смотрели комедии «8 первых свиданий» или «Любовь в большом городе». Режиссером этих легких и добрых комедий является .

Марюс обрел популярность после выхода на экраны этих комедий. Многие критиковали его за такие фильмы, мотивируя это тем, что в них нет смысла. Многим эти комедии полюбились. И как говорит сам режиссер, что ка бы его не критиковали, картины имели коммерческий успех и затраты на них смогли окупиться несколько раз.

Сейчас режиссер проживает в Америке, куда переехал сразу после окончания ВГИКа для дальнейшего изучения режиссерского мастерства. Там он повстречался с обаятельной американкой Мишель Уилсон. Их отношения были легкими и веселыми, как комедии, которые снимал Марюс. Молодым людям было хорошо вместе, но придавать официальный статус своим отношениям они не собирались. После пяти лет отношений они расстались, но сохранили друг с другом хорошие отношения.

Следующие романтические отношения связывали Марюса с актрисой Екатериной Шпицей. Они познакомились на съемках картины «8 первых свиданий». Долго пара скрывала свои отношения, так как на тот момент девушка была официально замужем. После развода Екатерины, пара подтвердила свои отношения, но продлились они не долго. Менее чем через год влюбленные расстались и предпочли остаться друзьями.

После Марюсу приписывали множество романов, в том числе и с Верой Брежневой , но все они быстро заканчивались. Все изменилось после знакомства режиссера с Натальей Бардо.

Влюбленный режиссер

Марюс и Наталья некоторое время после знакомства скрывали свои отношения. О них стало известно значительно позже, когда девушка переехала в Америку жить к своему любимому. Пара жила гражданским браком и не задумывалась о свадьбе.

Наталья вела роскошную жизнь в Америке, каталась на дорогих машинах, посещала с подругами закрытые вечеринки. Фотографии об этом она выкладывала в социальных сетях. Но, в определенный момент, количество фотографий уменьшилось. На тех немногих опубликованных фотографий актриса была запечатлена до пояса. Тогда все заговорили о беременности Натальи.

Их догадки подтвердились. В 2016 году в одной из элитных американских клиник у Натальи и Марюса родился сын. Но родители не сразу поделились с этой радостной новостью с поклонниками. Об этом стало известно, когда малышу было два месяца.

Далее последовало не менее радостное событие в жизни пары. Наталья получила от режиссера предложение руки и сердца. Об этом она сообщила поклонникам выложив в сети фото свадебного букета и обручального кольца.

Сейчас Наталья и Марюс счастливы в браке. Они нашли баланс между семейными отношениями и работой и на своем примере доказали, что это можно совмещать.

Марюс Вайсберг

Первое, что привлекает в Марюсе Вайсберге, — его обаяние и жизнерадостность. Долгое время режиссер прожил в Голливуде, а российскому зрителю подарил такие комедийные фильмы, как «Любовь в большом городе», франшизы про «свидания» и «Гитлер капут!». Помимо своих работ в светских кругах Марюс известен как покоритель женских сердец. Но актриса Наталья Бардо стала гораздо большим, чем простое увлечение. Любимой женщине режиссер готов предложить и руку, и сердце.

Вданном случае так и хочется воскликнуть: как тесен мир! Летом прошлого года мы общались с Натальей, делали большое интервью. Актриса с нежностью рассказывала о человеке, в которого влюблена, но не называла его имени. Тогда мы и подумать не могли, что речь идет о Марюсе Вайсберге. Однако на церемонии «Человек года» GQ режиссер появился именно с Натальей Бардо. «У нас все серьезно и эксклюзивно», — прокомментировали, смеясь, они. А скептики в скором времени убедились, что это действительно так. Похоже, накануне своего 45-летия Марюс наконец-то нашел свою любовь. И готов не только стать примерным семьянином, но и… заботливым отцом.

— Марюс, прежде всего что является для вас показателем успеха?

— Успех — это для меня самореализация, чувство удовлетворения от своего собственного прогресса. Не то, как воспринимают тебя люди, а именно твое собственное ощущение, насколько ты соответствуешь тем требованиям, которые предъявляешь по отношению к себе.

— Ваш отец, Эрик Вайсберг, был известным кинопродюсером, работал с легендарными режиссерами. Профессию выбрали под его влиянием?

— Да. Отец был директором нескольких фильмов Андрея Тарковского, в том числе «Зеркало», «Андрей Рублев», Сергея Бондарчука. Дружили наши семьи и с Михалковыми, и с Андроном Кончаловским. Я вырос на съемочных площадках. Конечно, эта профессия казалась мне сказочной. Кроме того, я по складу гуманитарий: мне хорошо давались языки, я писал стихи, литература была одним из моих любимых предметов.

— Не страшно было вступать на этот путь, когда видишь рядом таланты такой величины?

— Я был очень уверенным в себе молодым человеком. (Хохочет.) И эта бравада помогала на ранних этапах жизни. Но опасения, конечно, присутствовали. Во-первых, они были вызваны самим папой: он, как никто другой, понимал всю ответственность, которую возлагает эта профессия, и уровень конкуренции в ней. У режиссеров большие нервные и физические нагрузки, как следствие, проблемы со здоровьем. Как любой еврейский папа, он пытался меня предостеречь, уберечь от стресса. Но я был очень упертым, я Овен по знаку зодиака, поэтому слушал-слушал, но делал все по-своему.

— Во ВГИК сразу поступили?

— Я сам прошел первые два тура. Поступал под маминой фамилией Бальчюнас. Папа даже не знал, что я подал туда документы. Но на каком-то этапе Владимир Наумович (Владимир Наумов, руководитель курса. — Прим. авт.) выяснил, что я сын Вайсберга, из киношной семьи. Мне сказали: что же ты молчал? И после этого все стало легче. Но папа был очень впечатлен, что я сам прошел эти два тура.

— А для чего вы затеяли эту интригу? Хотели свои силы проверить?

— Да, мне не хотелось, чтобы папа об этом знал. Потому что получалось, что таким образом я как бы прошу его о помощи. И мне хотелось доказать, что я могу и сам. До какой-то степени мне это удалось.

— Потом ореол романтики профессии потускнел?

— Нет, ведь у меня у самого все сложилось, как в кино. Во ВГИКе я учился с удовольствием, и Владимир Наумович считал, что у меня большой потенциал. Но случилось так, что летом я проходил практику у отца на картине Андрона Кончаловского «Ближний круг» и познакомился там с актрисой Лолитой Давидович. К ней приехал ее жених, Рон Шелтон, мы подружились. Я показал ему несколько своих вгиковских работ, и он пригласил меня поработать ассистентом на его фильме «Белые люди не умеют прыгать.

— В Голливуд?

— Да. Я попросил у Наумова академический отпуск. Тот сказал: я с удовольствием тебе его дам и возьму обратно на курс, если ты приедешь, — но ведь ты не вернешься. Так и получилось. Я уехал и попал на большой голливудский продакшн. Шел 1991 год. Для меня, неизбалованного парня из Советского Союза, все было как в сказке: ярко, интересно, дух захватывало. Я понимал, что многому могу здесь научиться, и очень старался. Наблюдал, как работает Рон, как он общается с артистами, продюсерами, главами киностудий. Английский я знал прилично, поэтому все хорошо понимал и впитывал как губка. На меня тоже с интересом реагировали, ведь и я был для них своего рода диковинкой — парень из советского перестроечного пространства. Это был очень позитивный, замечательный период в жизни, и не могу сказать, что какие-то иллюзии о профессии развеялись. Потом я поступил в Школу кинематографии и телевидения в Южной Калифорнии, там все тоже было волшебно.

— Из Москвы 91 го попасть в Голливуд — это, конечно, сильное потрясение. Что поразило больше всего?

— Все! Контраст был настолько разителен во всех аспектах жизни: совсем другие краски, культура, быт. Но в первую очередь поразило отношение людей к работе. В нашей стране в интеллектуальных кругах комедию как жанр воспринимают снисходительно. Это пошло еще из советских времен, когда картины Гайдая считали «ниже плинтуса». Фильм, на котором я работал с Роном, тоже был комедией, но все очень уважительно и ответственно относились к процессу. Каждая шутка, комедийное проявление — все было настолько отточено, столько средств вложено — конечно, я был впечатлен. В России тогда такого не было. Сейчас границы стираются. Когда я нахожусь на среднебюджетных площадках Голливуда, они напоминают мне мою собственную площадку, не могу сказать, что между ними бездна. Но самое главное — мне в Голливуде привили профессиональное, серьезное отношение к комедийному жанру.

— Вам не пришлось покорять Голливуд, как многим эмигрантам. Вас сразу пригласили на работу…

— Ну работа на самом деле была не самая гламурная. Я был личным ассистентом режиссера и занимался тем, что перегонял его машину, приносил кофе, отвозил в прачечную какие-то вещи. (Смеется.) Но тем не менее я понимал, что мне очень повезло. У меня же не было разрешения на работу. Мне платили наличными под столом — триста долларов в неделю, сумасшедшие по тем временам деньги. И я понимал, что мне выпал уникальный шанс чему-то научиться в профессии. Не могу сказать, что прямо с самолета попал в режиссерское кресло, но, наверное, судьба была ко мне более благосклонна, чем к другим эмигрантам, пытающимся пробиться в Голливуде.

— Когда к вам пришел первый успех?

— Я снял фильм с Кристиной Ричи «Мест нет», он выиграл много призов на разных кинофестивалях, в том числе и московском. И, помню, я еду из Питера в Москву, мне звонят из Голливуда и говорят, что мой сценарий понравился Кевину Кёстнеру. Он хочет сниматься и готов встретиться уже через два дня! И я как приехал в Москву, тут же сел в самолет и полетел обратно в Лос-Анджелес, чтобы встретиться с Кевином. Это было для меня эпохальным событием. До этого я работал в независимом малобюджетном кино, а тут вышел на другой уровень, познакомился со всеми большими «голливудскими шишками» — агентами, продюсерами. Хотелось себя ущипнуть, чтобы проверить, не сон ли это.

— Фильм вышел на экраны?

— Нет, увы. Еще пару месяцев мы работали непосредственно с Кевином — доделывали под него сценарий. Фильм уже прошел подготовительный период, но кинопродюсеры не сошлись по вопросу гонорара, в итоге Кевин даже судился с этой компанией. Мне тоже выплатили деньги за сценарий. К фильму до сих пор большой интерес. Может, и к лучшему, что в свое время его не сняли. Тогда не могло быть и речи, чтобы я сам его режиссировал. А сейчас я могу это сделать.

— С чем было связано ваше решение поработать в России?

— Постепенно я стал понимать, что моя стезя — комедия. Но в Голливуде, чтобы выдерживать конкуренцию, надо не только в совершенстве знать язык, но и понимать менталитет. Ведь юмор тесно связан с культурными корнями. Да, я писал и продавал сценарии, но в какой-то момент понял, что конкурирую с людьми, которые находятся здесь на родной почве. Получается, что уже на старте я даю им огромную фору. Потом в моей жизни произошло очень трагичное событие — умер отец. Я приехал в Россию на его похороны и… получил предложение снять русскоязычный фильм. В итоге все это вылилось в такую долгоиграющую историю.

— То, что вы работаете в жанре комедии, связано с вашим характером — легким, веселым? Или вы считаете, что зритель все же идет в кино для развлечения?

— Нет, я снимаю комедии не из убеждения, что кино существует, чтобы развлекать человека. По сути, фильм — это эквивалент общения с человеком, режиссером. И все мы по-разному воспринимаем жизнь. Если Андрей Звягинцев видит все в серо-холодных тонах, тот же Джеймс Брукс, которого я очень люблю, верит в добро, в лучшее в людях, в светлую сторону их натуры. Оба они очень талантливые мастера, которые навязывают свою точку зрения зрителю. Мое видение мира гораздо ближе к видению Джеймса Брукса.

— Недавно вышел фильм «8 лучших свиданий». Уже были и «8 первых», и «8 новых». Почему вы снимаете продолжение и о чем для вас глобально эти истории?

— Про веру в самое лучшее, что есть в нас: празднование любви, гуманности и свободы духа. Это если глобально. А что касается франшизы «свиданий» — все три истории абсолютно разные. Если назвать их по-другому, они будут абсолютно независимы друг от друга. Особенно «8 лучших свиданий», который не имеет отношения к первым двум даже по концепции. Из своих «свиданий» и «любви в большом городе» я делаю бренд, который узнают зрители. Дело в том, что сейчас в России снимается огромное количество «пластиковых» комедийных фильмов, выделиться на рынке становится сложно. Мы придумали вот такой маркетинговый ход. Чтобы люди, увидев афишу с новым фильмом, понимали: это «свидания», они всегда смешные и приятные. И, на мой взгляд, совсем не обязательно, чтобы новая картина были прямым продолжением предыдущей".

— Но актеры заняты одни и те же.

— В третьем фильме уже играет Вера Брежнева, а не Оксана Акиньшина. И сюжет не связан с просыпаниями в одной постели. Если зритель отреагирует позитивно, мы продолжим общаться таким образом. Сделаем и четвертый фильм, и пятый".

— Коммерческий успех — для вас показатель, что кино удалось?

— Конечно. Это не только творчество, но и бизнес. Тут я не открою какой-то сенсационной новости. Чтобы снять хороший фильм, нужны деньги. Это дорого стоит, и деньги надо возвращать. Так что финансовый успех важен. Успех творческий — гораздо более сложная и субъективная сфера. Сколько людей, столько и мнений. Правда, в случае с комедией проще: если люди смеются, значит, фильм удался.

— Вы болезненно воспринимаете критику? Чье мнение для вас важно?

— Кино я уже давно воспринимаю так: либо оно живое, либо мертвое. Для меня все фильмы делятся на такие две обобщенные категории. Картины Звягинцева — это не мой мир, я плохо в нем себя чувствую, но они живые, поэтому я считаю их хорошими. Я стараюсь свое кино насытить жизнью, чтобы в нем были эмоции, пульс, была трансляция внутренней свободы. Это единственное, что для меня объективно. Все остальное — вкусовщина. Конечно, как и любому человеку, мне приятно, если моей маме понравился мой фильм. Или близким людям, чье мнение мне небезразлично. А вообще к критике я уже давно отношусь спокойно. Всем не угодишь, это безнадежное дело.

— Работая в России, пытаетесь внедрить голливудские стандарты?

— Я никогда не был избалован, я же не Спилберг. Это у него две недели строят декорации, а ему не нравится какая-то деталь, и он разворачивается и уходит домой. Я работаю в реальном мире. Были какие-то вещи, к которым нужно было приспособиться. Во-первых, здесь все происходит гораздо медленнее. (Улыбается.) Во-вторых, некоторые профессии просто отсутствуют. Например, художник по реквизиту — такой профессии здесь не было, когда я начинал. Но все компенсировалось большим количеством времени на съемки. «Любовь в большом городе» я снял за двадцать три дня в Нью-Йорке, и это было для меня стрессом. Вторую часть я снимал уже в Москве, было тридцать пять дней, и это огромная разница.

— Возвращение в Россию оказалось для вас успешным и в личном плане. Вы увезли в Америку невесту, Наташу Бардо…

— О да! (Смеется.)

— Это была любовь с первого взгляда?

— Честно говоря, Наташа нравилась мне давно. Мы контактировали в соцсетях, и я очень хотел познакомиться лично. Но Наташа не давала мне такой возможности. Вежливо отклоняла все мои приглашения на чай. (Смеется.) На тот момент у нее были другие отношения. К тому же она знала мою репутацию и не хотела раздавать авансы такому человеку…

— Какому?

— Ну не знаю, как бы себя понежнее назвать… (Смеется.) У меня сложилась определенная репутация, хотя, может, это и не совсем правда. Я воспринял решение Наташи нормально, с уважением. Но потом мы пересеклись на каком-то мероприятии, и тут уж я решил не упускать шанса. (Смеется.) После того как мне удалось вытащить ее в кафе на свидание, все стало развиваться очень быстро. Наташа идеально подошла мне и по темпераменту, и по душевным качествам, я ее очень полюбил. Это просто чудо, что настолько родного и близкого человека я приобрел за такой короткий срок. Благодарю судьбу за то, что мы просыпаемся вместе утром, как в кино.

— Тяжело было перевоспитаться?

— Да, все-таки не мальчик уже. Я понимаю, просто так такую репутацию не заработаешь, какая-то доля правды в этом есть. (Улыбается.) Но в душе я всегда хотел нормальных отношений, семьи. И когда у меня это не складывалось по каким-то причинам, я все равно в себя верил.

— Вы ведь уже были женаты в студенческие годы на американке.

— Это был фиктивный брак. Мишел была моей хорошей подругой, у нас были легкие, хорошие отношения. Когда мне нужно было получить вид на жительство в Америке, она предложила свою помощь. Но мы расписались не для того, чтобы создать семью.

— Может, вы из тех мужчин, которых привлекает недоступный объект? А когда он завоеван, становится неинтересно?

— Ну возможно. Все мужчины охотники по натуре. Но в случае с Наташей получилось иначе. Я своего добился, но при этом счастлив и ничего больше не хочу. Почти год мы вместе, это большой срок для меня. Не хочу загадывать, но пока нам хорошо, мы живем и радуемся жизни.

— Показатель серьезности отношений — ваше желание иметь ребенка. Это огромная ответственность. Вы к ней готовы?

— Я готов, да! Думаю, из меня получится хороший еврейский папа, заботливый и любящий. (Смеется.)

— Вы уже сделали Наташе предложение?

— Скоро. Я хочу, чтобы все это было как-то красиво, как в кино. Так что готовлюсь.

— Свадьба будет в Америке?

— Думаем об этом, но точно не решили. У меня много друзей в Лос-Анджелесе, и мама моя тоже живет здесь. Но, конечно, есть и Наташины родители, и друзья в Москве. Привезти всех сюда просто не удастся. Возможно, придется делать два торжества.

— Наташе нравится Лос-Анджелес?

— Да, здесь очень хорошо, особенно зимой. (Смеется.) Плюс двадцать три, рядом океан. Мы живем в моем доме, Наташа с мамой отлично ладят. Все довольны. У Наташи уже и друзья здесь появились, она активный, общительный человек. Теперь планирует поехать в Москву только на работу.

— Некоторые режиссеры категорически против того, чтобы снимать своих жен, другие только это и делают. Вы будете помогать Наташе в карьере?

— Как и во всем в жизни, я придерживаюсь золотой середины. У меня нет абсолютно никаких предрассудков по этому поводу. Я не считаю, что Наташу нужно снимать абсолютно во всех моих картинах. Но она талантливая, красивая девочка — почему бы ее не пригласить, если будет подходящая роль.

— Наташа не производит впечатления домашней девушки.

— Да, это правда, она нацелена на карьеру. Но я и не хотел такую жену, которая сидит дома. Поэтому я дам ей полную свободу заниматься тем, чем она хочет, реализовываться в профессии, иначе она не будет счастлива. А зачем мне несчастная жена?!

Фотография: Владимир Васильчиков

Известный российский режиссер, сценарист и продюсер, автор известных пародийных кинокомедий Марюс Вайсберг впервые стал отцом. Первенца любимому подарила актриса Наталья Бардо. Известно, что мальчик появился на свет в начале лета в одном из американских перинатальных центров. Имя новорожденного пока держится в секрете.

Журналистам удалось узнать, что именно рождение ребенка послужило причиной отсутствия Вайсберга на фестивале «Кинотавр» в Сочи в июне. О беременности Натальи до самых родов в прессе не было ни слова. Влюбленные предпочитали держаться подальше от любопытных глаз, поэтому не появлялись на светских мероприятиях вместе, и звездные сплетники долго не верили в искренность этих отношений.

Однако осенью Марюс и Наталья впервые решили рассказать обо всем сами – и дали откровенное интервью журналу ОК!. «Все мы находимся в поиске второй половинки, мы часто обжигаемся, но продолжаем верить, искать, выбирать и пробовать,– сказала Наталья в разговоре с Вадимом Верником.– Это жизнь. У меня хорошая интуиция, я чувствую: что бы там ни было, я знаю наверняка, что для нас это не проходной этап. Я не знаю, как еще об этом сказать. Но важно то, как мы чувствуем».

«Как только я пойму, что Наташа хочет выйти за меня замуж, я сразу сделаю ей предложение»,– так, в свою очередь, сказал о перспективах их отношений Вайсберг. Минувшей весной он действительно предложил Наталье руку и сердце.

Звезда сериала «Улетный экипаж» рассказала о первом отпуске в жизни, который взяла недавно, о семейном бюджете и о важном секрете, которым она воспользовалась при подборе няни для ребенка.

На канале СТС — долгожданная премьера второго сезона сериала о летчиках. Первый сезон снял известный режиссер Марюс Вайсберг. Главную роль, пилота Полину Овечкину, в картине играет Наталья Бардо, она же — жена Марюса. Мы поговорили с Натальей о том, каково это — работать с мужем на одной площадке, и о семейной жизни двух творческих людей.

— Во втором сезоне будет больше романтики, больше отношений, много сцен вне самолета. Мы вышли из кабины в реальную жизнь, спустились с небес на землю, — говорит актриса. — Будет много ревности. В итоге Полина оказывается между выбором. Либо она прощает Кулагина, потому что все-таки его любит. Либо надо рассматривать кого-то другого. Самое главное, во втором сезоне моя Полина изменилась внутренне. Она осознала: карьера — это важно, но это не самое главное в жизни. Поняла, что хочет любить. Стала более женственной, у нее появились мысли о семье и детях. Ей стало этого хотеться.

— Вы ведь тоже переживали нечто подобное в жизни? Какое-то время жили только работой, карьерой, но в итоге все-таки решили стать мамой. Или у вас все это было более гармонично?

Наташа родилась в Москве. В детстве она занималась баскетболом, балетом и художественной гимнастикой.

— Нет, у меня гармонично никогда не было. Я всегда была карьеристкой, всегда думала только о работе. Я не скрываю, что Марюс и ребенок пришли в мою жизнь очень внезапно, неожиданно. Как мне на тот момент казалось, даже не вовремя. Я была утверждена на несколько главных ролей, когда я узнала о беременности. По этому поводу у меня даже была сильная депрессия. Мне достаточно непросто было понять, что семья — это важно, что ребенок — это прекрасно.

Понимание пришло только со временем. Уже когда ребенок стал подрастать. Я только недавно задумалась о том, что невозможно 24 часа в сутки грузиться лишь работой. И впервые в жизни устроила себе месячный отпуск.

— И что вы делаете?

— Просто летаю, куда хочу, делаю, что хочу. Или вообще ничего не делаю и не испытываю из-за этого угрызений совести. Я никогда не умела отдыхать. Не знала, что это такое — сидеть и не думать о работе. Я вообще не понимала, как это.


О своей любви к режиссеру Марюсу Вайсбергу Наталья регулярно пишет в соцсети.

— Сын Эрик этот месяц проводит с вами?

— Нет, Эричка дома. У него там свое расписание. Мои поездки все равно так или иначе связаны с работой. Благодаря соцсетям меня приглашают отдыхать по бартеру. И не всегда могут предложить отдых с семьей, потому что это сложно и дорого. Тем более для двухлетнего ребенка многочисленные перелеты могут быть утомительными. Поэтому он в Москве, дома, с моей мамой и няней.

— Как вас Марюс отпускает в такие долгие поездки?

— Абсолютно нормально, потому что мы много работаем вместе. И каждому нужно отдыхать. Сейчас он монтирует кино, поэтому не может уехать. Безусловно, он был бы рядом, если бы смог. Он сам понимает: почему я должна сидеть в Москве, где уже выпал снег, если можно быть на море? Дома, конечно, прекрасно, но почему бы не поехать, если есть такое предложение?


А вот лицо их сына Эрика актриса пока скрывает.

«У нас с мужем раздельный бюджет»

— Вы играете женщину-пилота. Вам приходилось когда-нибудь летать в самолетах, где за штурвалом находилась женщина?

— Да. Пару раз. Это было как раз после съемок второго сезона. После «Улетного экипажа» я стала обращать внимание, кто пилот, кто стюардессы, стала вникать в эту жизнь. Недавно у меня была поездка во Францию, и я увидела женщину-пилота с таким же хвостиком, как у меня, тоже блондинку. Словно это моя героиня. Это было очень символично!

— Женщина-пилот — это все-таки редкость. Им приходится отвоевывать свое место за штурвалом.

— Да, именно так. Постоянно доказывать, что женщина тоже может быть сильной, способной принимать серьезные решения, нести ответственность. Я сейчас как раз очень много думаю на тему того, должна ли женщина быть настолько сильной? Про феминизм и прочее… Счастливы ли те женщины, которые борются за независимость, взваливают все на себя, находятся в бесконечных бегах, как загнанные лошади? Я за последние 12 лет так сильно устала, что всерьез задумалась об этом.


В новом сезоне сериала «Улетный экипаж» зрителей ждет классический любовный треугольник (на фото — с Алексеем Чадовым).

— И к чему вы пришли в своих мыслях?

— Пока еще не пришла ни к чему. Лишь думаю об этом. Хотя сама живу по принципу самодостаточности, всего добиваюсь сама. И у нас с мужем раздельный бюджет. Я всегда считала, что надо все делать самой. Но сейчас, в последние месяцы, размышляю на тему: счастлива ли я по-настоящему?

И, может быть, для таких женщин, как я, мужчины перестают совершать какие-то поступки? Они думают: «А зачем делать? Она все сама, ей нравится самостоятельность». И таким образом получается, что мужчине и делать-то нечего! Палка о двух концах. Непонятно: это мужчины расслабились и женщины стали самостоятельными? Или женщины стали самостоятельными и таким образом расслабили мужиков?

— У вас в семье классическая для кино ситуация: жена — актриса, муж — режиссер. Это все-таки помогает в работе и в отношениях? Или мешает?

— Дома мы абсолютно спокойно говорим и о кино, и о работе, и поддерживаем друг друга. Многие поначалу говорили: «Ой, класс. Вот у нее муж режиссер, он ее снимет во всех фильмах». А на деле я столкнулась с тем, что в каком-то смысле это мешает.


«Муж-режиссер — это не всегда залог успеха для актрисы. Иногда это даже мешает», — убеждена Наталья…

— Почему?

— Во-первых, мы варимся в одном котле, и все друг о друге знаем. Нам не хватает новых тем. Вечером дома обсудить уже нечего. Все разговоры об одном и том же, немножко устаешь от этого. Во-вторых, другие режиссеры меня, например, не снимают по причине того, что я жена Марюса. А мы, мол, будем открывать новые лица… Одна птичка донесла мне на хвосте, что меня уже не воспринимают отдельно от Марюса и его проектов. Так что муж-режиссер — это не всегда залог успеха. Мне, конечно, хотелось бы участвовать в других проектах. И думаю, что Марюсу тоже хотелось бы снимать новых, других актрис.

— И что вы будете с этим делать?

— Я недавно поговорила с Марюсом о том, что нам надо чуть-чуть поменять концепцию рабочих отношений и попробовать все-таки поработать по отдельности. Вместе, конечно, классно. Но хочется иметь какие-то другие темы для разговоров дома.

— Он поддержал эту идею?

— Ну ему это показалось странным, хотя он и попытался отнестись к этому с пониманием. При этом продолжает высылать мне какие-то сценарии (смеется).


…хотя не отказывается от работы с Марюсом. Совсем скоро, например, выйдет фильм Вайсберга «Бабушка легкого поведения-2», где Наталья снимается с Александром Реввой.

«Я в банке руководила людьми»

— Вы сказали, что не совсем были готовы к появлению в жизни Марюса, потом Эрика. Сейчас чувствуете, что изменились?

— Да, ребенок дает мне много энергии. И нет уже этого пунктика в голове, как у многих женщин: мне 30, у меня нет детей, надо торопиться. У меня этот пунктик теперь закрыт. Безусловно, я обожаю своего сына. Для меня он — самый лучший ребенок, самый талантливый и красивый. Все как у любой мамы (смеется). Но прибавилось, конечно, больше хлопот. Надо следить за нянями, за воспитанием, за обучением. Я никогда в своей жизни столько не думала о быте, сколько стала думать после появления ребенка. И пришлось проявлять свои организаторские способности.

— Неприятные ситуации с персоналом уже были?

— У меня с этим нет проблем, потому что в подборе персонала есть огромный и очень важный секрет. Надо взять бумажку и написать, какого конкретно человека ты ищешь и что от него хочешь. Потом, когда берешь няню на работу, надо, чтобы она эту бумажку прочитала и подписала. Важно, чтобы человек понимал, какие у вас ожидания по отношению к нему. И чтобы вы точно понимали, кого ищете. Надо просто уметь четко ставить задачу — и тогда проблем не будет.

— Вам кто-то это посоветовал или вы опытным путем до такого дошли?

— Нет, я сама, интуитивно. У меня есть любовь к организации чего-либо. И немножко менеджерские способности. И я, кстати, борюсь в семье за то, чтобы договоренности четко выполнялись. Например, моя мама может попросить няню убрать дополнительное помещение или помыть посуду. Я ругаюсь и говорю, что человек не должен этого делать. Его не для этого брали на работу. Он занимается ребенком. А многие как поступают? Принимают на работу няню и стараются все на нее навесить. Это неправильно. Хотите навешивать — доплачивайте. Все надо проговаривать заранее, нельзя какие-то нововведения вводить нежданно-негаданно.


Недавно актриса взяла месяц отпуска и всласть попутешествовала по миру.

— У вас ведь есть еще банковское образование. Оно вам как-то пригождается по жизни?

— Я всегда думала, что нет. Но недавно столкнулась с тем, что да, помогает. Когда стали появляться серьезные актерские договоры, когда приходится много сотрудничать с банками, считать какие-то проценты — сразу вспоминаются те знания. Плюс, конечно, интеллектуально развивали нас там неплохо. И это мне помогло даже в театральный вуз поступить. Мы были приучены к труду, учиться было очень тяжело. Поэтому, наверное, все это помогло. Ну и опять же общение с персоналом. У меня была практика, где я в банке руководила людьми.

— Есть ли у вас какие-то планы по поводу того, чтобы родить Эрику братика или сестренку?

— Нет-нет. Пока я думаю, что у меня будет много работы.

— Вы очень переживали, что выпадете из обоймы из-за беременности. И это довольно распространенная история среди девушек-карьеристок. Если бы сейчас вам надо было поддержать подругу в такой же ситуации, что бы вы ей сказали?

— Тут все зависит на самом деле от женщины. Есть те, кто боится выпасть из обоймы, потом выпадают из нее и при этом счастливы! Они стали нормально спать по ночам, радоваться, что есть ребенок и любимый муж рядом. Стали отдыхать вместе. То есть кто-то получает от подобного только удовольствие. Если же выпадать из обоймы не хочется, то не надо этого бояться. Надо просто родить ребенка, все организовать и вернуться к делам. Сейчас я не вижу тут проблемы. Не хочешь выпадать — с тобой этого не случится. Есть ясли, детские сады, няни. Можно все решить.

Другой вопрос, когда я в принципе думала о ребенке, я решила для себя, что стану мамой довольно поздно. И планировала растить ребенка сама, без нянь. Мне казалось, что няня — это плохо, что ребенок в таком случае растет без родителей. Сейчас я столкнулась с тем, что у нас есть няня. И все мои страхи — это просто страхи. Эрик знает, что я его мама. Он меня любит. И это полный бред, что дети начинают любить нянь больше родителей. Знаю, многие этого боятся, говорят об этом. Это все неправда. Я осознанно пошла на то, что у моего ребенка будет няня. И в итоге ничего плохого в этом не вижу. Тут надо выбирать. Если ты хочешь быть в обойме после родов, безусловно, нужна какая-то помощь — родители или кто-то еще.

— Сейчас у вас «Улетный экипаж» выходит. Чего дальше ждать зрителям?

— В январе будет «Бабушка легкого поведения-2», где я приняла участие. Есть еще один проект, который пока держится в секрете. И, возможно, будет третий сезон «Улетного экипажа», если зрителям понравится второй.

«Это бред, что дети начинают любить нянь больше, чем родителей»

— Чего, кстати, ждать зрителям во втором сезоне?

— В первом сезоне моя героиня воевала за свое место за штурвалом. Говорила: «Я не стюардесса, я пилот». Полина Овечкина — очень целеустремленная девушка, карьеристка, желающая быть всегда первой и лучшей, она действительно талантливый пилот. Видимо, играют роль гены, ее папа — известный пилот. В первом сезоне Полина воевала за карьеру. Хотя были и события личного характера — она влюбилась первый раз в жизни, привязалась к мужчине, к Леше Кулагину, которого играет Алексей Чадов. Правда, их чувства были основаны не на романтике, а на любви к самолетам. В кабине они постоянно спорили, ругались, выясняли отношения по разным поводам. И при этом узнали друг друга настолько хорошо, что поняли, что не могут друг без друга.

Во втором сезоне появляется третий персонаж — брат Леши, которого играет Макар Запорожский. Полина дорастет до звания первого пилота, ей подбирают партнера. А она уже привыкла летать с Кулагиным, не может никого подпустить к себе. Просто представьте: часами находиться в замкнутом пространстве с каким-то незнакомым человеком — это же тяжело! С одной стороны, она сильно обижена — ведь Кулагин ее предал, с другой — никого другого рядом видеть не хочет.

В конце концов Полина оказывается в одной кабине с братом Кулагина, он становится ее вторым пилотом. Родственные связи при этом выясняются не сразу. И самое интересное, что в итоге, конечно, парень в нее влюбляется. Получается классический любовный треугольник. И я уверена, что наблюдать за его развязкой будет очень интересно!

Личное дело

Наталья Бардо родилась 5 апреля 1988 года в Москве. В 2012 году окончила Театральный институт имени Бориса Щукина по специальности «мастерство актера». В 14 лет Наталья впервые побывала на съемочной площадке и влюбилась в этот процесс. В 18 лет впервые снялась в фильме Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Сыграла в сериалах «Барвиха-2», «Вероника. Потерянное счастье», в фильмах «Бабушка легкого поведения», «Ночная смена», «В Россию за любовью». Наталья состоит в отношениях с режиссером Марюсом Вайсбергом. Есть сын Эрик.