– Сколько длился съемочный день актеров сериала «Восток-Запад»? Евгения Лоза. Восточные сказки Сейчас не думаете, что надо бы доучиться

– Сколько длился съемочный день актеров сериала «Восток-Запад»? Евгения Лоза. Восточные сказки Сейчас не думаете, что надо бы доучиться

На съемках второго сезона сериала «Восток-Запад», который стартует на канале «Dомашний» в мае Фото: предоставлено пресс-службой телеканала «Dомашний»

И страшно, и традиции неудобно нарушать! Наконец появился хозяин - нам провели экскурсию по богатым залам, украшенным лепниной с позолотой, усадили за стол, накормили. А я все волнуюсь: как в горы-то попаду?

Вся группа стоит на ушах: решили, что меня украли. И тут подъезжает целый караван автомобилей - вот так я эффектно появилась! А провожатые достают из багажников ящики с фруктами, икрой, вином, водкой и коньяком. Последним был ящик с местными деньгами - на мелкие расходы. Все это отнесли в мой номер, и я была «на раздаче»: в горах магазинов нет и этот добрый человек позаботился о том, чтобы актеры не голодали и работали в приподнятом настроении.

Так и не поняла, кто же этот щедрый меценат и как он узнал, что я прилетаю на съемки? Мне оставили его номер телефона со словами: «Если что-то понадобится - звоните». Не думала, что придется воспользоваться, но у нас возникла проблема... Когда местные власти узнали, что в сюжете сериала есть тема наркотиков, жителям запретили сдавать группе дома в аренду для работы. Процесс остановился. Меня попросили: «Жень, может, наберешь?» Позвонила, объяснила ситуацию. Тут же нашли несколько домов, а на выходные еще и вывозили всю группу отдохнуть. Такая загадочная история об узбекском гостеприимстве.

С работой все складывалось хорошо, а вот с личной жизнью... Я долго отхожу от расставаний - по несколько лет. После той влюбленности на первом курсе закрылась и никого к себе не подпускала. Ушла с головой в кино и потихонечку превращалась в эдакий синий чулочек. Однажды на съемках в Киеве подруги стали настраивать: «Сегодня ты должна с кем-нибудь познакомиться!» Мы сидели в ресторане, и я в шутку выбрала в зале самого симпатичного мужчину. Тот заметил мой взгляд - и подошел. Оказалось, что он тоже из Москвы, а в Киев приехал по делам. Я же не стала сразу рассказывать, что актриса. Много раз замечала, что после этого собеседники начинают интересоваться только моей работой. Поэтому представилась швеей-мотористкой!

Правда, вскоре меня раскрыли: то ли его друзья узнали, то ли он сам вспомнил клип группы «Звери», где снималась. Но я из-за этого не расстроилась. После первого свидания он мне вообще не очень понравился. Однако подружки продолжали настаивать: «Иди на второе, чего сидеть?!» Так три раза они практически пинками выгоняли с ним встречаться. И за это время мы познакомились поближе - я его разглядела, поняла, что передо мной умный и очень интересный человек. Мне было двадцать пять, он на десять лет старше. Сначала тоже проверял: думал, наверное, что все актрисы тупенькие. Заговорил о какой-то геометрической теореме, но тут выяснилось, что я понимаю, о чем речь. Экзамен выдержала. И сама не заметила, как потеряла голову.

По возвращении в Москву у нас завязался роман, и через год я переехала к нему. Он обладал такой харизмой, что с первого взгляда покорял всех женщин - мои тетки и мама были очарованы мгновенно и ничего против нашего союза не имели. Поселились в его доме. До этого ни с кем не жила, даже готовить не умела, но всему научилась.

Сначала ему очень льстило то, что встречается с актрисой. Но увидев, что в сериалах я часто появляюсь в любовных сценах, он стал безумно ревновать. Настаивал: «Играй только там, где нет романтической линии». Режиссеры же видели меня только в таких сюжетах. И чтобы он не мучился, почти год я отказывалась от проектов. Сначала даже получала удовольствие от того, что перестала тащить все на себе и положилась на мужчину. Хозяюшка из меня вышла знатная: изобретала какие-то блюда, закатывала обеды, когда к нам приезжали его друзья. А потом заметила, что ему уже и поговорить со мной не о чем.

Лора Чугуевская

Обозреватель Tricolor TV Magazine

Евгения Лоза: «Даже во время съемок постельных сцен сериала «Восток-Запад» не было ни капли стеснения»

О любви снято множество сериалов, но в понедельник, 17 октября, телеканал «Dомашний» покажет первый русско-турецкий сериал «Восток-Запад» о любви без и вне границ. История семейной пары Татьяны (Евгения Лоза) и Игоря (Яков Кучеревский), которые отправились в Стамбул за процедурой ЭКО, основана на реальных событиях. Для съемок в сериале пришлось разбить более 500 предметов посуды и дать упасть трем (!) видам искусственного снега. Актриса Евгения Лоза поведала Tricolor TV Magazine о других деталях «Востока-Запада», новой сумке Hermes, модельном бизнесе, йоге и многом другом.

На счету Евгении Лозы почти полсотни работ в кино

Евгения, чему вам пришлось научиться ради съемок в сериале?

За три дня я научилась более-менее нормально плавать и нырять. Не с вышки, конечно, прыгать, но все-таки. Пришла на съемочную площадку, хвастаюсь своими результатами режиссеру, а он говорит: «Брассом? Но нам бы кролем». Пришлось опять идти в бассейн.

Как вам работалось с актером Аднаном Кочем , известным по сериалу «Великолепный век» ?

Мы сразу нашли общий язык, языковой барьер нисколько не мешал нам в работе. Прошло совсем немного времени, и мы стали друзьями по-настоящему, на съемочной площадке у нас царила атмосфера веселья, мы часто друг над другом подшучивали. Аднан – прекрасный актер и воспитанный мужчина. Даже во время съемок постельных сцен между нами не было ни капли стеснения и все происходило очень уютно и комфортно .

Как сложились ваши отношения с режиссером?

Одно время я даже обижалась на Дениса за то, что он дает указания всем актерам, кроме меня! Сначала я старалась не придавать этому значения, но в один момент не выдержала и напрямую спросила: «Денис, почему вы ничего мне не советуете»? Выяснилось, что мы с ним одинаково видим роль Татьяны и моя работа не нуждается в его комментариях. Я долго могу расплываться в комплиментах Денису, потому что он потрясающий человек, очень веселый, добрый и умеющий по-детски удивляться. Вся наша съемочная группа – это большой подарок судьбы, за который я невероятно благодарна.

Вы были студенткой Школы-студии МХАТ, курса Константина Райкина, но оставили обучение из-за плотного съемочного графика. Никогда не жалели об этом решении?

Порой мне было немного некомфортно находиться среди дипломированных актеров, но я никогда не жалела об этом решении. Кто знает, как сложилась бы моя судьба, если бы у меня была эта корочка? Возможно, в будущем я бы хотела пойти на актерские курсы, но точно не в России.

У Евгении есть две маленькие страсти – сумки и обувь

В последнее время набирает популярность хулиганское кино. Вспомнить хотя бы «Отряд самоубийц» и «Дэдпул» . Вы бы хотели сыграть в фильме такого жанра?

Недавно я посмотрела новозеландскую комедию «Реальные упыри». Это 100% трэшовое, но очень классное кино! Я бы хотела сняться в чем-то подобном, ведь под моей милой внешностью скрывается столько чертиков, что вы даже себе представить не можете. (Смеется.)

Вы сыграли всего в одном спектакле. Это ваше желание или так складываются обстоятельства?

Меня неоднократно звали в антрепризы, но я гораздо комфортнее чувствую себя на съемочной площадке. Чем мне нравится кино: весь процесс творится не на глазах у зрителя, и в этом есть что-то глубоко интимное. Ты выполняешь свою работу, а за ее результатом наблюдаешь уже из дома. Не знаю, что это – природная скромность или скрытые комплексы, но я не вижу себя на театральной сцене. Хотя я безумно люблю ходить на спектакли своих коллег, и у меня даже есть серия постов в инстаграме под названием «Женя-театралка». (Смеется.)

А о модельном бизнесе с вашими внешними данными никогда не задумывались?

Когда мы только приехали в Москву, мама сразу отвела меня в модельную школу. Это был конец 90-х годов, когда в стране начался бум на открытие подобных заведений. И, как несложно догадаться, большая часть из них была аферистами. Именно на него мы и наткнулись. Спустя пару занятий я пришла туда и увидела на месте модельной школы кофейню. Но не могу сказать, что сильно расстроилась по этому поводу. Все-таки мне больше нравится сниматься для журналов в качестве актрисы, чем модели. Хотя если Chanel сделает мне предложение стать лицом их бренда, я не откажусь. (Улыбается.)

Сериал «Восток-Запад» рассказывает историю непростой любви Татьяны и Кемаля

Актриса, модель... Вы ведь еще и музыкальную карьеру начинали?

От жизни надо брать максимум! И хотя я с детства мечтала стать актрисой, мне было интересно попробовать себя и в роли певицы. Мне кажется, всегда нужно искать себя в разных профессиях, чтобы найти то, что придется по душе. Вот сейчас друзья требуют от меня создания дизайнерской линии. Если честно, не вижу в своем стиле ничего особенного, но поскольку я редко могу найти нужную мне вещь в магазинах, то не исключаю возможности на время переквалифицироваться в дизайнера.

Вы можете назвать себя шопоголиком?

Если раньше я могла потратить последние деньги на понравившееся платье, то сейчас стала более рассудительной в этом плане. Самая большая статья моих расходов – сумки и обувь. В частности, после окончания съемок в сериале «Восток-Запад» я сделала себе подарок и купила сумку Hermes , чей небесно-голубой цвет просто не оставил мне другого выбора.

А вот за одежду я не хочу переплачивать, поэтому часто заглядываю в ту же самую Zara и на ярмарки молодых дизайнеров. Кстати, моя самая любимая вещь – платье-халат от одного украинского бренда. Но вообще гардероб у меня огромный! Причем сколько бы я вещей ни раздавала, их количество не меняется – мистика какая-то. (Смеется.)

Как вы поддерживаете себя в такой прекрасной форме?

Меня с детства приучали, что после себя нужно оставлять пустую тарелку. Бабушка даже пугала меня тем, что недоеденный мною хлеб придет ко мне ночью, и я, бедный ребенок, засыпала в страхе. (Смеется.) Лишь недавно мне удалось избавиться от этого чувства вины, и я с легкостью могу оставить недоеденное блюдо. Что касается диет, то я их не признаю. Однако я не употребляю слишком жирные и жареные блюда, не люблю сладкое и не совершаю ночные забеги на холодильник, поскольку не могу уснуть на полный желудок. Единственный десерт, который я могла бы есть бесконечно, – «Наполеон» моей бабушки. К счастью, она живет в 1000 километрах от меня, иначе моей фигуре пришел бы конец. (Смеется. )

А спортом вы занимаетесь?

Как и все, я планирую начать тренировки в самое ближайшее время... Пока мои занятия спортом ограничиваются йогой пару раз в месяц. Даже велосипед, купленный еще год назад, пока стоит нетронутым. А код от его замка я вообще вряд ли когда-нибудь вспомню. (Смеется.)

Не поверите, но не вспомню, когда ко мне последний раз подходили знакомиться. Раньше не могла и пяти метров отъехать от дома, как из соседнего автомобиля кричали: "Девушка, а как вас зовут?" Сейчас такого не происходит ни на дороге, ни в кафе, ни на улице - нигде. Я что, стала хуже выглядеть? Нет! Значит, мужчины перестали быть завоевателями, охотниками.

Беседовала Марина Порк

Люблю новизну, не боюсь исполнять в кадре опасные трюки, преодолевать себя, учиться. Единственное, от чего отказываюсь, - сниматься обнаженной. Режиссер, который желает меня раздеть, должен убедительно объяснить, для чего это необходимо. Если пойму, что результат будет достойным, мне не станет стыдно, соглашусь. Пока, правда, такого не случалось. Режиссерам важны их идеи, а мне - мои принципы.

- Вас так воспитали папа с мамой? Они, кажется, не имеют отношения к кино?

Действительно, родители Людмила Константиновна и Федор Николаевич - инженеры-строители. Познакомились и поженились, когда учились. По распределению поехали в Санкт-Петербург, а затем в Мурманск, где родилась моя старшая сестра. Она человек непубличный, абсолютно далека от искусства. Наши отношения не то чтобы не заладились, но точек соприкосновения оказалось немного. Свою судьбу она нашла в Краснодарском крае: вышла замуж, живет в станице, работает.

На Евгении: топ и брюки Motivi, шляпа Marc Cain, браслет Unode50

Я появилась на свет в городе Антрацит Луганской области, куда впоследствии перебрались родители. Помню, страшно рвалась в школу, в детский сад отправлялась в школьной форме, из которой сестра уже выросла, и со старым портфелем, уговорить меня, чтобы надела что-то другое, было сложно. Ребенком росла самостоятельным и оскорблялась, что как маленькая должна сидеть и ждать, пока мама заберет меня из садика. Я рано научилась читать, уже в детстве начала сочинять стихи. Обожала стащить у сестры учебники и сидеть, перелистывая их. Даже в детстве не любила задавать родителям вопросы, предпочитала сама докапываться до ответов, находя их в книгах. Папа работал тогда первым заместителем главы городской администрации, в его кабинете была прекрасная библиотека. Приходя к нему на работу, я направлялась к книжному шкафу, брала энциклопедию и углублялась в чтение. Так сильно хотелось стать взрослой.

Фото: из архива Е. Лозы

Мне исполнилось десять, когда от одноклассницы узнала, что ее мама, которая руководит театральной студией, набирает новых детишек, чтобы учить актерскому мастерству. Разве я могла пропустить такое?! Спектакли начала разыгрывать еще в шестилетнем возрасте у бабушки в деревне в Краснодарском крае: собирала зрителей, выступала, даже программки рисовала, как в настоящем театре.

В театральной студии мы в основном участвовали в сказочных постановках. Они пользовались огромным спросом во время новогодних каникул. Иногда выступали по два, а то и три раза в день. Роли, к сожалению, исполняла не главные, пальма первенства здесь всегда доставалась дочке худрука. Тем не менее я была задействована во всех постановках. В «Кошкином доме» играла Козу, в «Двенадцати месяцах» - капризную принцессу, в «Снежной королеве» роль была и того меньше: одна из учениц главной героини, которая среди прочих сидела на полу и складывала слова из льдинок.

С десяти лет занималась в театральной студии. Мы участвовали в сказочных постановках. Здесь я в роли принцессы (в центре)
Фото: из архива Е. Лозы

В студии я начала получать первые гонорары. Небольшие деньги платили исправно, честно приносила их родителям. Они знали, что мечтаю о роликовых коньках. Как только замечала падающую звезду, всегда загадывала, чтобы они у меня появились. И как же я была счастлива, когда мама с папой добавили к моим заработкам денег и наконец мне их купили!

Лет с пяти приставала к папе: «Научи меня водить!» Ему это надоело, и в конце концов он сел за руль, посадил меня на колени, и мы поехали. К двенадцати годам я водила сама, мало того - прилично разбиралась в автомобильной механике. Но права получила уже в Москве. Когда мне исполнилось пятнадцать, папе предложили работать в столице. Его строительная специальность оказалась очень востребованной, многие московские жилые дома - дело его рук. Когда он освоился в столице, перевез и нас.

- Родители вас поддержали, когда объявили, что поступаете в театральный?

Отговаривали. Они заботились о моем будущем, хотели, чтобы продолжила семейное дело, стала либо архитектором, либо инженером, поскольку не питали иллюзий по поводу актерства, лучше меня понимали, что в обойму попадают единицы и надежд на то, что окажусь в числе счастливчиков, крайне мало. В выпускном классе я побывала на дне открытых дверей во многих вузах. Рядом с домом располагался Университет экономики, статистики и информатики. Почти уже остановилась на нем: ходить недалеко, да и утром можно подольше поспать. Едва не подала туда документы. Чуть не распрощалась со своей мечтой, поскольку по жизни я человек в себе неуверенный, сомневающийся.

Но мои крестные, друзья родителей, посоветовали рискнуть: «Попробуй! Не закапывай свой талант, чтобы потом об этом жалеть! Хотя бы сходи на прослушивание». Я мечтала сниматься в кино и поначалу отправилась во ВГИК. Актерскую мастерскую набирал режиссер Владимир Грамматиков. Я удачно прошла первый тур, что придало уверенности в себе. Приободрившись, решила попробовать поступать и в Школу-студию МХАТ к Константину Райкину. Прочитала стихотворение Юнны Мориц «После войны», отрывок из «Барышни-крестьянки». Когда попросили спеть, исполнила украинскую народную песню. Райкин был впечатлен, хотя и довольно резко высказался по поводу моего говора. Еще до поступления в институт я брала уроки у педагога по сценической речи, но говор все равно оказался очень прилипчивым: дома все говорили на диалекте - на суржике, поэтому мне было не так-то легко от него избавиться. Константин Аркадьевич взял с условием, что в течение полугода разберусь с этой проблемой.

Моими однокурсниками оказались Глафира Тарханова, Леша Бардуков, Артем Осипов. Все сразу после школы, задорные, веселые, дружные, с горящими глазами. Замечательный курс! Жаль, что я пробыла вместе с ребятами недолго. Константин Аркадьевич подбирал студентов под себя, под свой искрометный темперамент. Я немного от других отличалась, поскольку по натуре человек спокойный. Не всегда могла с ходу выдать яркую сценическую подачу отрывка. Мастер часто был мною недоволен. Конечно же, меня это расстраивало.

Если честно, поступала на актерский с целью сниматься в кино. А это нам категорически запрещали. По окончании первого курса меня - о радость! - позвали на небольшую роль в сериал «Марш Турецкого». Райкина я в известность не поставила: съемки проходили летом и никак не мешали учебному процессу. Не знала еще, что съемки - дело непредсказуемое, сроки там постоянно меняются, все может затянуться. В итоге так и случилось.

В «Марше Турецкого» я играла девочку-подростка, которая совершила ужасный поступок: украла деньги у... трупа. Роль незначительная, зато была общая сцена с самим Александром Домогаровым. В ней моя героиня эмоционально объясняла, почему так поступила. Я увлеклась, и вдруг в моей пламенной речи проскочило украинское произношение. Александр Юрьевич незамедлительно отреагировал, передразнил прямо в кадре. Я растерялась, не знала, куда деваться от смущения. «Ну все, - думаю, - никудышная я актриса, сейчас подойдет режиссер Михаил Туманишвили и скажет, что дальше работать со мной не собирается!» Но ничего подобного не случилось, просто отсняли еще один дубль.

На Домогарова я смотрела как на небожителя. Поражалась, насколько легко и непринужденно он работает. Все у него выходит само собой, текст просто отлетает от зубов! Мне кажется, в кадре заметно, с каким восхищением я на него смотрю. Совсем не по роли!

Только закончила работу в «Марше...», получила новое предложение от режиссера Юрия Мороза, снимавшего «Каменскую». Здесь роль была поинтереснее. Мне уже исполнилось восемнадцать, а играла я прикованную к инвалидному креслу девочку лет тринадцати, вундеркинда-математика. По сюжету у нее развивалась любовная история с персонажем Леши Макарова. А старшую сестру моей героини играла Оксана Акиньшина. И конечно же, с нами снимались Елена Яковлева, Дмитрий Нагиев, Сергей Гармаш и Стас Дужников. Ощущала себя так, как если бы сидела за одним столом с Одри Хепберн или Джеком Николсоном. Находясь в такой компании, замирала с открытым ртом, ловила каждый жест, не могла поверить своему счастью: неужели я тоже член этой звездной команды?!

Подписывая договор на работу в фильме, артисты соглашаются с тем, что не имеют права на этот период менять внешность - к примеру стричь волосы. Но перерывы между съемками были большими, иногда доходило до месяца, и я об этом подзабыла. Как-то вернулась в Москву из Минска, где мы снимали, и решила оттонировать волосы, чтобы смотрелись поярче. Когда снова попала на площадку, оператор просек это зорким глазом, нажаловался режиссеру.

Сижу на гриме, вдруг ко мне подходит мягкий, деликатный Юра Мороз с огромным талмудом-сценарием и как даст им прямо по голове!

Как ты могла?!

Я забыла!

Немедленно перекраситься!

Я до этого никогда не красила волосы и не знала, что у меня аллергия на краску. Легкое тонирование моя голова выдержала, но тут пришлось возвращать свой цвет, а это уже серьезно. На следующий день проснулась со страшной аллергией, кожа жутко зудела, кровоточила. Приходилось спать в мокрой шапке, в рукавицах, чтобы не расчесывать голову. Это было ужасно! Зато на всю жизнь запомнила: во время съемок ничего во внешности менять нельзя.

Профессию осваивала на практике, на съемках очень помогла Елена Яковлева. Она отнеслась ко мне доброжелательно, давала дельные советы. Спустя много лет встретились на проекте «Я приду сама», Елена Алексеевна меня сразу же вспомнила. Потрясло, как радикально она умеет перевоплощаться. Я привыкла воспринимать ее как положительную героиню Каменскую. А тут Яковлева виртуозно играла аферистку, опустившуюся на дно подлую женщину, которая беззастенчиво обманывает несчастных людей. Порой смотрела на нее, и мне становилось по-настоящему страшно, честно.

В первый раз мы с Еленой Алексеевной встретились в сериале «Каменская»
Фото: Persona Stars

- Как Райкин отреагировал на то, что вы снимаетесь в кино?

В конце первого курса начались мои проблемы. И не только с учебой, еще случилась любовная драма. Переживаний было достаточно, чувствовала себя обессиленной. Начались жуткие нелады со здоровьем, я попала в больницу с язвой желудка. А еще на нервной почве отказала мышца, которая отвечает за работу нижней челюсти. Она просто перестала открываться! Долгое время питалась жидкой пищей через трубочку. На «Каменской» снимали сцену, где я, вернее моя героиня, инсценировала отравление, изображала конвульсии, а другая актриса подбегала и приводила меня в чувство. Но она так неудачно схватила за подбородок, что пришлось останавливать съемку. Еле вставила свою челюсть обратно. Когда стресс преодолела, все прошло само собой.

23 ноября 2017

Звезда сериала «Восток-Запад» откровенно рассказала о своей личной жизни и поисках идеального мужчины.

Фото: Канал «Домашний»

Поклонники русско-турецкого сериала « » с нетерпением ждут второго сезона. А он уже снят! Премьера будет совсем скоро. Мы настигли исполнительницу главной роли актрису Евгению Лозу в Турции, где канал «Домашний» рассказывал о новинках этого телесезона.

— Завязка у сериала довольно банальная — русская девушка влюбилась в турка. Когда вы впервые прочитали сценарий, какие эмоции испытали?

— Действительно, я слышала много подобных историй в жизни. Но при этом сериал « » совершенно не про меня. Я очень слабо себе представляю, что могла бы связать свою судьбу с человеком из другого государства.

— Другой веры?

— И это тоже. До того как я начала сниматься в этом проекте, Турция для меня была чисто курортной страной. И турок я знала лишь как обслуживающий персонал в отелях. А сейчас я познакомилась с массой интеллигентных, умных, интересных, трудолюбивых людей.

— Но влюбиться в турка все равно не смогли бы?

— Нет. Мне иногда бывает сложно понять даже того человека, который говорит со мной на одном языке. А здесь еще и трудности перевода… Абсолютно разные менталитеты, другое детство. Сложно связать судьбу с человеком, с которым мы по-разному росли, находились в разных условиях.

— С партнером по сериалу Аднаном Кочем вы при этом подружились?

— Да. С Аднаном, слава богу, нам удалось найти общий язык практически сразу. Он человек открытый, интересный, с прекрасным чувством юмора. Мы умудряемся шутить, даже не понимая друг друга (смеется). Это о многом говорит.


С Аднаном Кочем Евгению связывает только дружба, хотя оба актера сейчас свободны. Фото: Канал «Домашний»

— Вы по-английски общаетесь?

— Ой, у нас смесь языков — и английского, и русского, и турецкого, и даже некий язык Тарзана — жестов, мимики.

— На съемках другого турецкого сериала — « » — некоторые актеры в итоге создали семьи. У вас при виде Аднана сердце не екало?

— Дело в том, что красота мужчины никогда не играла для меня важной роли в деле выбора спутника жизни. Да, можно влюбиться визуально, как в картинку. Но дальше-то что? Мне важнее общение. Я смотрю, как человек выражает свои мысли, как он себя ведет. C Аднаном нам сложно поднимать какие-то серьезные темы, рассуждать о чем-то, философствовать, поэтому все сводится к простому общению и юмору.

«Я очень долго разбираюсь в человеке»

— Когда сериал уже вышел, кто-нибудь из знакомых говорил вам: «Жень, ты как будто меня сыграла»?

— Мне очень много писали в соцсетях незнакомые девушки, чаще всего в Инстаграме. Признавались, что это словно их история и что они могли бы рассказать еще какие-то интересные подробности. Я понимаю, что история в сериале взята не из воздуха, сюжет основан на реальных событиях.

— У вашей героини, по сути, случился курортный роман. Вам когда-нибудь приходилось переживать такое?

— Нет. Я очень серьезно к этому отношусь. У меня не случается ни служебных, ни курортных романов. Я очень долго разбираюсь в человеке, прежде чем подпустить его к себе. Ни одного отпуска на курорте не хватило бы для этого.

— Вы ведь не замужем?

— Нет. Потому что, повторюсь, я очень щепетильно выбираю.

— Ксения Собчак до замужества говорила, что стала очень придирчивой к мужчинам. А Анфиса Чехова, наоборот, признавалась, что с годами перестала ждать принца и согласна терпеть в мужчине какие-то недостатки. Похоже, это два типа девушек после тридцати…

— Мне кажется, речь все же идет о разных периодах жизни. Когда Ксения говорила о том, что не видит смысла менять свою жизнь ради кого-то, стараться угодить ему, она переживала этап свободы — наслаждалась жизнью независимой, самодостаточной женщины, у нее не было острой потребности в мужском плече. А Анфиса, наверное, на какое-то количество лет ушла дальше — она наигралась в свободу и поняла, что ей хочется и мужского тепла, и поддержки. В этот период ты мечтаешь встретить человека, с которым просто пойдешь по жизни. И в этом случае, конечно, я согласна с Анфисой — можно сделать мужчине какие-то поблажки. Подростковый максимализм уже проходит.


Завязка сериала «Восток-Запад» начинается с курортного романа. Сама же актриса признается, что никогда подобного не переживала. Фото: instagram.com

— На каком этапе сейчас находитесь вы?

— Я нахожусь между этими этапами. У меня никогда не стояло цели непременно выйти замуж. Я просто жду человека, который будет «моим», с которым мы будем вместе, плечом к плечу, пліч-о-пліч (это я по-украински уже). Чтобы это был мужчина, для которого хотелось бы с удовольствием готовить, например…

— Каким он должен быть?

— Ой, это вопрос каверзный. Возможно, в этом и заключается причина моего нынешнего одиночества. Дело в том, что у меня еще нет представления, каким должен быть мой мужчина.

— Хорошо. Каким он не должен быть?

— Важно, чтобы он был без вредных привычек. Не бабник. Ответственный. Смешной. Ну, точнее, с чувством юмора. Умный обязательно. Наверное, нехорошо говорить о бывших, не люблю я этого делать. Но вот был у меня молодой человек, в которого я влюбилась в большей степени из-за того, что понимала: я могу что-то почерпнуть от него. Это был очень умный мужчина, который многому меня научил, с ним я могла образовываться.

Остается надеяться, что мне встретится человек, который не будет знать о моей работе

— Тянуться за ним?

— Да, обязательно. И, наверное, тоже нехорошо об этом говорить, но хотелось бы встретить человека, умеющего зарабатывать — нефанатично. Фанатизм, я считаю, тоже вредная привычка. Круглосуточная работа, женщины чередой, чрезмерные увлечения спортом — все это перегибы. Не приемлю фанатиков.

— Вы же встречались с футболистом?

— Да не было там ничего! Господи, это выдумки!

— Набираешь в поисковике « », и сразу в первых строчках…

— …Марат Измайлов. Да, это катастрофа, с которой я живу уже много-много лет.

— Как так получилось?

— Да очень просто. Я была на дне рождения у своего друга — певца Ираклия Пирцхалавы. Он мне представил своего приятеля Марата, нас тут же сфотографировали. И уже утром в какой-то газете была опубликована наша фотография с подписью, что Марат Измайлов вывел свою невесту Евгению Лозу в свет. По прошествии некоторых лет нам приписали даже детей. Сначала одного ребенка, потом другого. Хотя я этого человека тогда первый раз в жизни видела! Но да, это было весело…

— Вы с Маратом это не обсуждали?

— Мы как-то еще пересекались в общей компании. Я говорю: «Ты видел?» — «Видел». Посмеялись от души.

«Многие мужчины страшатся связи с актрисой»

— Кстати, по поводу детей. Вы чувствуете какую-то внутреннюю готовность к ним?

— Для меня это очень страшно. Я понимаю, какая это колоссальная ответственность. Это ведь нужно посвятить свою жизнь другому человеку. У меня уже, наверное, все подруги с детьми, а у некоторых даже по двое. Многих я крестила.

— Сколько у вас крестников?

— Трое. Я наслаждаюсь общением с ними. Но опять же понимаю, что не узнаю своих подруг. Все совершенно меняется. Я, наверное, к этому готова. Но как у меня нет зацикленности на замужестве, так я и не циклюсь на материнстве. Просто рядом со мной нет человека, за которого я бы захотела выйти замуж и родить ребенка.

— До какого возраста вы готовы просто ждать?

— У меня нет такой установки.

— А если не сложится?

— Ну я все-таки надеюсь, что я встречу. А в целом, конечно, что ж тут поделать? Если нет, так нет.

— И все-таки в чем, по-вашему, причина женского одиночества? Дело в вас? Или мужик измельчал вокруг?

— Я не хочу никого обвинять. Наверное, причина и во мне в том числе. Но есть, конечно, и «проклятье профессии». Очень многие мужчины, которые гипотетически могли бы мне понравиться, страшатся связи с актрисой. Очень много ярлыков вешают на нашего брата. В моем случае — на нашу сестру. Я не уродина, а симпатичная девушка — некоторые мужчины боятся и этого. С другой стороны, если кто-то бросается на красоту и успешность девушки, то это тоже не характеризует его с лучшей стороны. Получается замкнутый круг. Я ведь не буду ходить и говорить всем направо и налево, что я серьезная. Остается надеяться, что когда-нибудь я буду лететь в самолете в зачуханном пуховике, с пучком на голове, ненакрашенная, и в этот момент мне встретится человек, который вообще не будет знать о моей причастности к актерству.

— Но потом-то он узнает. Вдруг будет против связи с актрисой?

— От профессии я не смогла бы отказаться. Мне важно, чтобы он с уважением относился к моей профессии и принимал мой выбор.

Личное дело

Евгения Лоза родилась 6 июля 1984 года в шахтерском городе Антраците (Украина). Когда Жене исполнилось 15 лет, ее семья переехала в Москву. Поступила на актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Константина Райкина), но из-за съемок в сериалах «Марш Турецкого» и «Каменская» ей пришлось уйти из института. Сыграла в таких фильмах и сериалах, как «Варенье из сакуры», «Закрытая школа», «И падает снег…», «Герой нашего времени», «Мотыльки», «След Саламандры» и др.

Я появилась на свет в городе Антрацит Луганской области. Ребенком росла самостоятельным и оскорблялась, что как маленькая должна сидеть и ждать, пока мама заберет из садика Фото: из архива Е. Лозы

Мне исполнилось десять, когда от одноклассницы узнала, что ее мама, которая руководит театральной студией, набирает новых детишек, чтобы учить актерскому мастерству. Разве я могла пропустить такое?! Спектакли начала разыгрывать еще в шестилетнем возрасте у бабушки в деревне в Краснодарском крае: собирала зрителей, выступала, даже программки рисовала, как в настоящем театре.

В театральной студии мы в основном участвовали в сказочных постановках. Они пользовались огромным спросом во время новогодних каникул. Иногда выступали по два, а то и три раза в день. Роли, к сожалению, исполняла не главные, пальма первенства здесь всегда доставалась дочке худрука. Тем не менее я была задействована во всех постановках. В «Кошкином доме» играла Козу, в «Двенадцати месяцах» - капризную принцессу, в «Снежной королеве» роль была и того меньше: одна из учениц главной героини, которая среди прочих сидела на полу и складывала слова из льдинок.

В студии я начала получать первые гонорары. Небольшие деньги платили исправно, честно приносила их родителям. Они знали, что мечтаю о роликовых коньках. Как только замечала падающую звезду, всегда загадывала, чтобы они у меня появились. И как же я была счастлива, когда мама с папой добавили к моим заработкам денег и наконец мне их купили!

Лет с пяти приставала к папе: «Научи меня водить!» Ему это надоело, и в конце концов он сел за руль, посадил меня на колени, и мы поехали. К двенадцати годам я водила сама, мало того - прилично разбиралась в автомобильной механике. Но права получила уже в Москве. Когда мне исполнилось пятнадцать, папе предложили работать в столице. Его строительная специальность оказалась очень востребованной, многие московские жилые дома - дело его рук. Когда он освоился в столице, перевез и нас.

- Родители вас поддержали, когда объявили, что поступаете в театральный?

Отговаривали. Они заботились о моем будущем, хотели, чтобы продолжила семейное дело, стала либо архитектором, либо инженером, поскольку не питали иллюзий по поводу актерства, лучше меня понимали, что в обойму попадают единицы и надежд на то, что окажусь в числе счастливчиков, крайне мало. В выпускном классе я побывала на дне открытых дверей во многих вузах. Рядом с домом располагался Университет экономики, статистики и информатики. Почти уже остановилась на нем: ходить недалеко, да и утром можно подольше поспать. Едва не подала туда документы. Чуть не распрощалась со своей мечтой, поскольку по жизни я человек в себе неуверенный, сомневающийся.