Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка. Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка. Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Юлия Гладких
Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка .

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка . Эти образцы различны по своему воздействию : в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу заложить в детях любовь к художественному слову , уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы , которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Репертуар литературных произведений , данный в «Программе» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой .

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам , их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы . И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Умение воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь .

Конечно, это очень сложная задача - донести до ребенка и познавательную , и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения , но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения .

На занятиях дети усваивают произведения, рекомендованные программой. Воспитатель использует разнообразные методические средства для того, чтобы углубить первоначальное восприятие произведений, помочь детям лучше понять авторский замысел. Но рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь тот минимум, который должен быть освоен в течение года. При этом не всегда предусматривается повторная встреча детей на занятиях с одним и тем же литературным произведением . Между тем у детей дошкольного возраста есть важная особенность - постоянная потребность в многократном восприятии одних и тех же стихов, рассказов, сказок.

Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки : этот – с левой ножки, этот – с правой ножки»). Успокаивая ребенка , педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку : «Пальчик-мальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил».

Во время умывания воспитатель читает стихи : «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазыньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму , забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место , где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература , картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о Москве : рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.

Многие книги для детей рассчитаны на неторопливое, продленное во времени чтение. Чтение «с продолжением» развивает у ребенка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе . Оно тем более привлекательно для ребенка и необходимо ему , что день в дошкольном учреждении расписан по минутам. Во время чтения следует создавать обстановку, близкую к домашней, ничем не напоминающую учебные занятия.

Свободные часы - прекрасное время для чтения поэтических произведений. Далеко не всегда стихотворение можно запомнить наизусть, да еще и научиться выразительно его читать в пределах одного занятия. На занятии, как правило, происходит первая встреча с поэтическим произведением, где воспитатель помогает ребенку проникнуть в его настроение, увидеть нарисованные поэтом картины, насладиться музыкой поэтического слова. Дети с удовольствием повторяют строки стихов, стараются их запомнить, однако настоящее запоминание приходит позже, ибо усвоение текста памятью, сознанием, как свидетельствуют психологи, отсрочено от момента заучивания. В свободное время воспитатель закрепляет в памяти детей выученные на занятии стихи, работает над выразительным чтением их.

Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности : инсценирования любимых детьми книг; игр-драматизаций, творческих ролевых игр на литературные темы ; просмотров кукольного и теневого театра, диафильмов; литературных утренников и развлечений . Активно включаясь в инсценировки, литературные игры , утренники и развлечения , дети нередко заново открывают для себя литературные произведения , более глубоко осваивают литературный текст . Участие ребенка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге. Ведь любая инсценировка, любой литературный утренник - плод длительного знакомства с книгой : чтения и разучивания произведения, обыгрывания сюжета, инсценирования ролей, рисования пригласительных билетов, изготовления декораций, оформления зала и многого другого. Главное при этом - вовлечение всех детей в активную подготовку к будущему спектаклю.

В каждой возрастной группе организуются зона для литературно- художественной деятельности и зона для театрализованных игр. Наиболее существенные разряды оборудования - различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, портативные диаскопы и фильмоскопы для старших детей.

Разнообразные виды работы с книгой, которые организует воспитатель в свободное от занятий время, играют особую роль в формировании дошкольника как будущего читателя. Это связано прежде всего с тем, что атмосфера свободы и непринужденности делает ребенка более раскованным в творческих проявлениях, позволяет ему полнее реализовывать свои индивидуальные литературные интересы и склонности. Существенным является и то, что ребенок в эти часы занимает активную читательскую позицию, он выступает в многообразных ролях - и как слушатель книги, и как чтец-исполнитель, и как актер, и как художник , и как отгадчик литературных загадок , и т. п.

Литература :

Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

Гурович, Д. М. Ребенок и книга [Текст] : книга для воспитателя детского сада / Д. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. - М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

Ушакова, О. С. Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой [Текст] / О . С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 144-161.

1. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров 3
2. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой 4
3. Принципы отбора литературных произведений 7
4. Методы ознакомления с художественной литературой 8
Провести сравнительный анализ программ развития речи детей дошкольного возраста по разделу «Ознакомление с художественной литературой» 11
Список литературы 15

1.
2. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка .
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества .
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание .

2. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в соответственных сочинениях.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

4. Охарактеризуйте приемы обучения связной речи и их использование в зависимости от возраста и уровня речевых умений детей.

5. Покажите примерную последовательность работы по обучению описательной и повествовательной речи на примере одного вида рассказывания (по выбору студента).

Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду

§ 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Практическая часть. Разработать содержание и оформление уголка книги по своей возрастной группе, показать приемы работы с детьми с данным содержанием уголка книги.

Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор. художественный литература речь детский

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Дошкольники знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера - несправедливости, грубости и жадности.

Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованною действительностью. ""Искусство, - писал психолог Л.С. Вы готский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию"".

Приобщение младшего дошкольника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у дошкольника речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

Бурдыко Т.С.

«Роль литературы в формировании личности»

Аннотация

В статье обозначена роль чтения классической художественной литературы в духовном пространстве современного человека. Проанализированы особенности состояния чтения в условиях социальных перемен; выделены основные функции художественной литературы, способствующие формирова- нию мировоззрения личности.

Ключевые слова: Мировоззрение, литература, духовная культура, личность.

«Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»

Л.Н.Толстой .

Роль литературы в формировании личности, безусловно, огромная. В любой книге тем или иным образом до человека доносится суть, мораль. Будь это ошибки героев или их достоинства - автор своим отношением к ним определяет и наше мнение о персонажах. Например, любой ребенок вам скажет, что волк в сказке о семерых козлятах плохой, и не надо брать с него пример. Так, читая книги и делая выводы, каждый человек определяет для себя жизненные приоритеты - хорошо и плохо, благородство и подлость, добро и зло. И это особенно важно в детском и подростковом возрасте, при становлении характера, выборе нравственных ценностей. Во все времена художественная литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Книга, считается уникальной формой хранения и распространения накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа. Но в настоящее время в связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год был посвящён «Году литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка. Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Василий Александрович Сухомлинский и мн. др. призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

Литературное образование подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время. При этом трудно переоценить влияние литературы на формирование личности. Как форма познания действительности художественная литература расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. Книги не только расширяют общие представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, подойти к этому выводу, сформулировать его.

Изучение художественной литературы, имеет целью личностное воспитание: пробуждение любви, уважения, гордости к русской литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что художественная литература формирует такие чувства, как отзывчивость, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.

Литература

1. Коган Е.И. Чтение нуждается в защите // Библиотека в эпоху перемен (философско-культурологические и информационные аспекты): Информ. Сб. (Дайджест). – М.: РГБ, 2006. – Вып. 1 (29). – С. 80-84.

2. Костина А.В. Массовая культура как пространство иллюзорных комплексов. Элитарная и массовая культура как культура книги и экрана // Библиотека в эпоху перемен (философско-культурологические и информационные аспекты): Информ. сб. (Дайджест). – М.: РГБ, 2006. – Вып. 1 (29). – С. 9-19.

3. Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения. – СПб.: Петрополис, 1996. – 184 с.

4. Распутин В.Г. Роль литературы в образовании и православном воспитании // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2006. – № 3. – С. 34-39. 8. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр – 1991. – № 1. – С. 16-25.

5. Сметанникова Н. Участь чтения // Октябрь. – 2005. – № 3. – С. 140-141.

6. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993. – 431 с.