Сценарий литературной игры по рассказам паустовского. Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе с использованием средств мультимедиа (на материале уроков литературного чтения по творчеству К.Г

Сценарий литературной игры по рассказам паустовского. Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе с использованием средств мультимедиа (на материале уроков литературного чтения по творчеству К.Г
24.05.2012

Паустовский известен каждому школьнику рассказами о природе. Но стоит начать читать автобиографию, как перед нами предстаёт совсем другой Паустовский. Его жизнь - захватывающая история, полная приключений, а всё потому, что ему было суждено начать карьеру до революции, пережить её и получить признание в советские годы.

21 мая в библиотеке №41 (улица Путиловская, дом 13-а) состоялась беседа «Лесные происшествия», посвященная юбилею К. Паустовского. Слайд-фильм «Литературная карта «Страны Паустовского», подготовленный сотрудниками библиотеки, сопровождался интереснейшим рассказом ведущих.

Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом. Много статей, рассказов написано им о тех годах. Один из великолепнейших рассказов - «Снег». Но критики обвинили автора в сентиментальности, неправдивости, дурном сюжете. Обвинили даже витые свечи из рассказа…

Но вот что интересно - сами критики недоумевали, почему именно военные рассказы К.Паустовского так популярны, как никогда ранее. Прочтите хотя бы один из них…

Читаешь рассказы «Снег», «Телеграмма», Дождливый рассвет», а волнение сдавливает горло, становиться грустно той особой грустью, о которой Пушкин сказал: « печаль моя светла».

Но мало кто знает, что К. Паустовкий человек, которому чуть не дали Нобелевскую премию. Оказывается, в 1965 году за автобиографическую «Повесть о жизни» К.Паустовскому планировалось присуждение Нобелевской премии. Но Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета и в самый последний момент вручить её Шолохову. А в Италии и Швеции уже издали в « нобелевской» серии однотомник К. Паустовского.

В Союзе «Повесть о жизни» была встречена холодно, автору был предъявлен длинный список претензий. Может, поэтому вторая книга автобиографической серии «Беспокойная юность» была написана автором только через 9 лет. В цикле вышло шесть книг, Паустовский хотел продлить повествование, но смерть поставила точку. Седьмую книгу Константин Георгиевич хотел назвать «Ладони на земле». Теперь, приезжая в Тарусу, где нашел свое последнее пристанище писатель, мы кладем ладони на его холмик.

Если Вы не знакомы или малознакомы с произведениями К.Г.Паустовского, прочтите хотя бы один из рассказов. И тогда уже не оторветесь…

Ведь «голос совести, вера в будущее, - говорил Паустовский, - не позволяют подлинному писателю жить на земле, как пустоцвет, и не передать с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого». А Константин Георгиевич был и остается подлинным писателем.

Соколовская Инна Владиславовна – учитель ОПК, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам о литературном музее. Отечественная классическая литература от Пушкина до Пастернака тесно связана с теми памятными местами, где жили и творили русские писатель и поэты.
Такие музеи занимают особое место в культурной и общественной жизни нашей страны…
Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся 5 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о музеях отечественной классической литературы. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к музеям, писателям, литературе.
Оборудование: Выставка книг о музеях, литература писателя

Внеклассное мероприятие «Мой край задумчивый и нежный»


Сегодня литературный музей – это не просто тихие музейные залы, где собираются книги, документы, рукописи, фотографии, личные вещи и другие экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве писателя или поэта. Литературный музей – это живое, интересное. Увлекательное дело. Кроме традиционных экскурсий, лекций и выставок в музее проходят концерты, театрализованные экскурсии – представления. Можно и самому стать участником старинного бала, примерить на себя костюм из прошлых веков и встретиться с героями литературных произведений. Можно проявить и собственное дарование и уже с новым чувством и впечатлением перечитать любимые книги.
Сегодня литературных музеев в России много, и создаются новые. Внимание к таким местам никогда не ослабевает.

Таруса. Мемориальный дом – музей К.Г. Паустовский.


В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные… места здесь чудесные.
К.Г. Паустовский


Мой друг, поехали в Тарусу!
В дом, где давно темно и грустно,
Но старый парк доселе жив,
И средь равнины среднерусской
Река забвения бежит...
Тут можно быть самим собою,
Дремотно слушать крик разбойный
Ворон, торчащих там и тут,
Цедить сквозь решето забора
И летний зной, и влагу туч...
В посудине с дырявым днищем
Живет паук, художник нищий.
Попросим крова у него.
Нежданно иволга засвищет,
И тишь... И боле никого.
Войдем в заветную часовню,
Где века ржавые засовы
Скрывают разоренье чувств,
Звенит Марины ключ кастальский...
С трудом открыв глухие ставни,
Затеплим памяти свечу.
Ну, а потом пора в долину
Волшебную, где выгнул спину
Мост над сверкающим ручьем...
И, завершая в тон картину,
Две ивы плачут ни о чем.
Там наша раненая роща...
Забыть ее, конечно, проще,
Как позабыли мы в бреду,
Что не прогресса жадный росчерк
На небе начертал звезду...
И не железными руками,
А грозовыми облаками,
Дыханьем, звуком и огнем
Творилось это чудо мира,
Где нет ни капищ, ни кумира,
И чудо днесь сокрыто в нем.
Мой друг, поехали в Тарусу.
Там – тоже грязь, и те же трусы,
Но есть высокие черты
Непроданной российской Музы,
И неразорванные узы
Любви, Добра и Красоты...
Валентина Невинная


В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Николай Заболоцкий


Весной Таруса утопает в белом облаке цветущих садов. Старинный город, известный по летописям с 13 века, уютно расположился на живописных, зеленых холмах при впадении реки Тарусы в Оку. Город внесен в перечень исторических городов России и имеет статус природно – архитектурного заповедника.
На одной из тихих улочек Тарусы стоит скромный дом. Бревенчатые стены покрашены в синий цвет, белые наличники. Словно синее небо и белые облака…


В этом доме 31 мая 2012 года в честь 120 – летнего юбилея со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского был открыт музей. И этот скромный, обычный деревенский дом – сегодня единственный в России мемориальный дом – музей писателя. В Тарусе Константин Георгиевич прожил более десяти последних лет своей жизни.


Творчество К.Г. Паустовского хорошо знакомо всем, кто любит родную литературу. Многие книги писателя переведены на иностранные языки. Паустовский даже выдвигался кандидатом на соискание Нобелевской премии в области литературы.
«Константин Георгиевич Паустовский – писатель в русской литературе необыкновенный. Это бросается в сердце, инстинктивно чувствуется каждым читателем, полюбившим или только еще впервые влюбляющимся в его благоуханно – певучую, светящуюся прозу… Да и нужно ли объяснять чудо?» - эти строки о творчестве Паустовского написал поэт Б. Чичибанин к 100 – летнему юбилею писателя.


Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.
Несколько слов поневоле
Всe повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.
В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.
Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне...
И улыбается осень
Нашей весне.
Жизнь распахнулась, но всe же.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!
М.И. Цветаева


Тарусские дали, привольные пейзажи полюбились Паустовскому. Он, побывавший во многих живописных уголках не только России, но и других стран, признавался: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу». И еще одна цитата: «Я живу в одном маленьком городке… Он так мал, что все его улицы выходят или к речке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха…»


Мне чудятся Оки серебряные воды,
Лесов березовых серебряный язык.
В сиреневой тени, ромашкой зацветая,
Таруса спит смолы янтарным сном.
Игнатовской горы за тетиным сараем
Рыже-зеленый виден мне излом.
Анастасия Цветаева. Чужбина. 1941.

Таруса еще с 19 века стала одним из культурных центров России. Эти места связаны с именами многих художников, писателей, поэтов. Вот почему Константин Георгиевич назвал Тарусу «творческая лаборатория и приют для людей искусства и науки».


Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года. Спустя годы писатель в своем автобиографическом очерке напишет: «Родился в 1892 году в Москве, в Гранатовом переулке, в семье железнодорожного статистика. Отец мой… был неисправимым мечтателем… Моя мать – дочь служащего на сахарном заводе… Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что – то путное».
Свое первое литературное произведение – рассказ «На воде» - Паустовский написал еще учеником гимназии. Рассказ напечатал в 1912 году киевский журнал «Огни». Уже тогда Паустовский решает стать писателем и понимает, что для этого нужен жизненный опыт.
Константин Паустовский учился в Киевском и Московском университетах. Но в 1914 году начинается Первая мировая война. В один день, но на разных фронтах, погибают два брата будущего писателя. Константин Георгиевич работает вагоновожатым и кондуктором трамвая.
Трудится на санитарном поезде, который под вражеским огнем вывозит раненных бойцов с фронта.

Тайна записной книжки:


В автобиографической «Повести о жизни» Константин Паустовский вспоминал о своей работе кондуктором в московском трамвае. Грозой всех кондукторов был старик со сторублевой ассигнацией. Каждое утро он садился в трамвай и протягивал кондуктору эту крупную купюру. Но у кондуктора, разумеется, не было сдачи. Хитрый старик и не требовал размена. Он покорно выходил на первой же остановке и садился в следующий трамвай. И все повторялось снова. И так «зайцем» хитрец ездил на службу постоянно. Но Паустовский оказался хитрее. Он под расписку получил в кассе трамвайного парка сто рублей мелочью. И когда хитрый старик привычно протянул сторублевую купюру, Паустовский неторопливо отсчитал 99 рублей 95 копеек мелочью. Больше этого «зайца» в трамваях не встречали…


Потом были годы скитаний. Паустовский сменил много профессий. На протяжении нескольких лет, с 1916 по 1923 год, Паустовский работает над первой своей повестью «Романтики». Напечатана она будет только в 1935 году. Но главной в то время профессий стала журналистика. Константин Георгиевич много ездит по стране. Эти путешествия дали богатый материал не только для журнальных и газетных очерков, но и будущих произведений писателя. В 1932 году выходит повесть «Кара – Бугаз».


Издав несколько книг, Константин Георгиевич Паустовский решил посвятить свою жизнь литературному творчеству. Но, как и прежде, писатель много путешествует. Цикл коротких лирических рассказов он посвящает мещерскому краю.
В суровые годы Великой Отечественной войны Паустовский – военный корреспондент. В короткие минуты отдыха и затишья он работает над романом «Дым отечества».
В 1950-х годах Паустовский – писатель с мировым именем. И вновь новые страдания, на этот раз – зарубежные.


И все же скромный домик в Тарусе, беседка в саду стали любимым «рабочим кабинетом» писателя. Среди произведений писателя есть многотомная автобиографическая «Повесть о жизни» и работа, посвященная труду писателя, - «Золотая роза». Паустовский обладал удивительным свойством видеть в обычном то, мимо чего мы проходим, не обращая внимания. Недаром писателя часто называют «Левитан в литературе».
Дом – музей Паустовского в Тарусе сегодня знают многие. В этом небольшом музее любовно сохранена теплая, уютная домашняя атмосфера. Здесь все, как было при жизни писателя. В рабочем кабинете – стол у окошка, пишущая машинка, любимые книги писателя, фотографии. Среди них – снимок звезды мирового кинематографа, актрисы и певицы Марлен Дитрих. Она была горячей поклонницей таланта русского писателя.





В Тарусе ежегодно проводятся праздники К. Г. Паустовского в день его рождения – 31 мая


Детский фестиваль в Тарусе




Игорь Шацков. "Таруса"

Уютный, мирный городок;
Над голубеющей Окою,
От суеты земной далек,
Он дышит благостным покоем.
Он весь ютится по холмам,
Ключи лепечут по низинам,
И ветхи серые дома,
А посреди - собор старинный
И колокольня, как свеча.
В садах грачи кричат, кричат,
Однообразен крик грачиный...
Внизу широким полукругом
Оки сверкающая гладь.
А там, за мелями, за лугом,
Лесов бесчисленная рать
Толпится по горам прибрежным
И мягко тонет в дымке нежной...
Какая ширь и благодать! Лесной пейзаж
Здесь Паустовский, всегда живой,
Всегда веселый, вдохновенный,
Своей талантливой рукой
В Тарусе пишет несравненно
В туманной дымке и снегах
И в ярких солнечных лучах.
Его торжественные ивы,
Оки синеющей извивы,
Окрестных далей глубина -
Все душу трогает до дна.
Есть кладбище среди берез
На берегу, над горным скатом,
Могила с краю - в ней Мусатов
Почил, исполнен тайных грез.
Мир неразгаданный, богатый
С собой навеки он унес...
Вот резвой Тарусянки струи,
Бурля, сверкают по камням,
И речка светлая чарует,
К себе прохладою маня.
Вот сваи мельницы забытой,
Колеса поросли травой,
Кругом тенистые ракиты
Склонили ветви над водой.
Коряги, камни, темный омут…
И много розовых цветов
Цветет по берегу крутому
Средь дикой заросли кустов.
Кричит гудок протяжно, резко
И, всколыхнувши лоно вод,
Дымя, шипя, с бурливым плеском,
Отчалил белый пароход.
Еще минута - поворот
Его совсем закрыл собою...
И снова веет тишиною.
Молчат горячие пески.
Лесная даль синеет кротко.
И нежно плачут кулики.
Плывет с пахучим сеном лодка,
Тревожа зеркало реки.
А.В.Чельцов 1924

Цель: Привлечь внимание учащихся к творчеству К.Г. Паустовского.

Подготовка к уроку: дети читают и вспоминают рассказы и сказки К. Паустовского к уроку. Класс делится на три команды.

Ход игры

I. Оргмомент.

– Наш литературный ринг посвящен творчеству Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 гг.).
Презентация.
Чуткий художник, тонкий наблюдатель, признанный мастер литературного пейзажа, он воссоздает в своих произведениях образы родной природы, помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий мир и почувствовать его чарующее великолепие.
В нашей игре принимают участие 3 команды. Жеребьёвка.
Объявляется первый раунд. В нем 3 задания.

II. 1-й раунд. «Лесные происшествия»

Задание 1. «Узнайте произведение по его началу»
1команда.
«Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули». («Барсучий нос».)
«Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучёк, сын Пети-большого – Петя –маленький». («Дремучий медведь»)
2команда.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил вороного коня»» («Тёплый хлеб».)
«Жара стояла над землёй уже целый месяц. Взрослые говорили, что эту жару видно «невооружённым глазом». («Квакша»)
3команда.
«К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца». («Заячьи лапы».)
«Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось». («Подарок»)

Задание 2. «Отчего и почему?»

– Зная рассказы К. Паустовского, вы легко ответите на следующие вопросы.
1команда.
Можно ли увидеть жару или холод? (Рассказ «Квакша». Да можно. В жару над лугами и лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба – оно становится зеленым, как мокрая трава.)
Может ли такое сильное животное, как конь, плакать? (Рассказ «Тёплый хлеб». Когда Мальчик Филька накричал на коня и ударил его по губам»)
2команда.
Если выкопать в лесу маленькое деревце, например, березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ее листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
Могут ли животные и растения прийти на помощь человеку (мальчику)? (Сказка «Дремучий медведь». Животные и растения пришли на помощь мальчику Пете, когда на телят хотел напасть медведь).
3команда.
Можно ли потерявшего всякую совесть кота- бродягу и бандита, приручить. (Да, можно. Лаской и хорошо накормив. «Кот-Ворюга»).
Может ли насекомое пройти с человеком войну и вернуться домой в родные края? (Сказка «Жук-носорог» . Жук воевал вместе с Петром Терентьевым до самой победы).

Задание 3. «Доскажите словечко»

1команда. Кот-… (Ворюга.) … воробей (Растрепанный.)
2команда. Стальное … (Колечко.) … - носорог (Жук)
3команда. … - медведь (Дремучий) … - лапы. (Заячьи)

III. 2-й раунд. «Детективный»

– Сейчас вы побываете в роли детектива. Вам нужно выполнить 3 задания.

Задание 1. «Кто это? Что это?»

1команда. Сидор (Воробей.) Жук (Носорог.)
2команда. Древесная лягушка (Квакша.) Подарок (Березка.)
3команда. Ворюга (кот) Чичкин (Воробей)

Задание 2. «Объяснялки»

1 команда.
Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
2 команда.
Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
Однажды ворона украла у мамы стеклянный букетик. Как он снова оказался у мамы? (Воробей Пашка утащил его у вороны и вернул маме в театре. «Растрёпанный воробей»)
3 команда.
Девочка Варя очень хотела, чтобы её дел Кузьма поправился. Что она для этого сделала? (Надела колечко на средний палец и весь день его носила, не снимая. «Стальное колечко»)
Как Ваня хотел сохранить дома лето? (Он посадил берёзку в ящик и поставил в самой светлой и тёплой комнате. «Подарок»)

Задание 3. «Картотека детективов»

– По описанию вы должны узнать героя рассказа К. Паустовского.
1 команда.
Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона. Сказка «Растрепанный воробей».)
Он был старый, спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму он жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук…» (Старый воробей Сидор. Сказка «Стальное колечко».)
2 команда.
Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот-ворюга.)
Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зелёные. («Дремучий медведь»)
3 команда.
Он был маленький, с опалёнными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное. (Заяц. «Заячьи лапы»)
Маленький мальчик Стёпа поймал его и посадил в спичечную коробку. Он грыз травинки, но всё равно продолжал стучаться и браниться. Высовывал мохнатую лапу и старался ухватить Стёпу за палец.(«Жук-носорог»)

IV. 3-й раунд. Угадай-ка!

Задание 1.По героям произведения угадайте название произведения.

1команда. Пётр Терентьев, Стёпа, Акулина. (Жук-носорог)
Ваня Малявин, Карл Петрович, ветеринар. (Заячьи лапы)
2 команда. Маша, Петровна, мама. (Растрёпанный воробей)
Таня, дядя Глеб, работница Ариша. (Квакша)
3 команда. Дед Кузьма, Варюша, воробей Сидор. (Стальное колечко)
Рувим, Лёнька, петух Горлач. (Кот Ворюга)

Задание 2. По предмету угадай произведение.

1 команда. Коробок от спичек. (Похождения жука-носорога)
Сковородка. (Барсучий нос)
2 команда. Кольцо. (Стальное колечко)
Веточка в банке. (Квакша)
3 команда. Маленький стеклянный букетик. (Растрёпанный воробей)
Берёзка. (Подарок)

V. Подведение итогов литературного ринга.

  • Майорова Татьяна Сергеевна , к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования РИРО, заместитель директора по учебной работе, учитель начальных классов

Презентация к уроку


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Современное российское общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач образования на необходимость не только сформировать ключевые компетенции учащихся, в том числе начальной школы, но и научить творчески пользоваться ими, формируя значимые личностные качества, необходимые для жизнедеятельности. Данная задача может быть решена с помощью активных инновационных технологических средств, при последовательном применении активных методов, позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие педагога и учащихся, создать оптимальные условия для интенсивного развития личности. В начальной школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей к таким методам следует отнести игровые.

Достойное место в практике обучения младших школьников наряду с разнообразными современными средствами педагогики должна занять интеллектуально-познавательная игра , проводимая в нестандартных формах (викторина, путешествие, сказка и др.) на уроках или во внеурочное время с использованием занимательного дидактического материала, так как в отличие от многих традиционных приемов обучения позволяет осуществлять межпредметную связь, интегрировать материал, больше ориентируется на формирование интереса к изучаемому предмету, способствует повышению учебной мотивации, развитию кругозора, коммуникативных умений, учит работать в команде, придерживаясь установленных правил сотрудничества. Возможность использования средств мультимедиа в процессе проведения интеллектуально-познавательных игр способствует повышению эффективности уроков и внеклассных мероприятий по предметам, изучаемым в начальной школе. Младшие школьники в увлекательной форме могут закрепить, повторить и обобщить полученные на уроках знания.

В данной статье приведен один из возможных вариантов организации интеллектуально-познавательной игры с использованием средств мультимедиа; представлена методическая разработка по литературному чтению для учащихся третьего класса – «К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество». Приложение к разработке содержит необходимый для проведения игры дидактический материал (презентация, содержащая игровое табло, вопросы и задания, фотографии, иллюстрации, аудио – и видеоматериалы; раздаточный материал, образцы дипломов).

Интеллектуально-познавательная игра «К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество»

(3 класс, «Школа 2100», Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева «В одном счастливом детстве»)

Цель: повторить и обобщить изученный на уроках литературного чтения материал, посвященный жизни и творчеству К.Г. Паустовского, углубить свои знания о написанных им произведениях посредством самостоятельного чтения.

Задачи: формировать интерес к литературе, любовь к родному слову; развивать речь, мышление, память; воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (см. Приложение 2 ), дипломы (см. Приложение 3 ).

Подготовительная работа:

  1. заранее познакомить учащихся с перечнем произведений для самостоятельного чтения по теме мероприятия;
  2. подготовить презентацию (игровое табло, вопросы и задания), раздаточный дидактический материал, необходимый для проведения мероприятия, дипломы и призы;
  3. разделить класс на три команды (учащиеся в группах должны выбрать капитана, придумать название команде);
  4. организовать рабочие места для каждой команды.

Ход мероприятия
(с использованием презентации)

На уроках литературного чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившем в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы».

<Слайд 1>

Этот человек очень любил тихую живопись Исаака Левитана… Литературоведы заметили, что его проза похожа на одну из картин упомянутого художника - "Над вечным покоем". Писатель во всем подражал природе, поэтому остался неподражаемым.

"В поисках точных слов" – фраза, метко характеризующая суть его творчества и серьезное к нему отношение.

<Слайд 2>

Догадались, о ком идет речь?

В своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям.

<Слайд 3>

Похоронен писатель на кладбище в городе Тарусе, городе, который находится между Москвой и Тулой, близ проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он оставил в дар людям. Всегда, от весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты полевых цветов. А зимой – зеленеют веточки елок…

<Слайд 4>

Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие, любимые многими произведения, и определить имена знатоков его жизни и творчества.

<Слайд 5>

В игре будут принимать участие 3 команды. Представление команд.

Правила таковы. На экране игровое поле, разделенное на пять цветных секторов. В каждом секторе вопросы и задания, касающиеся истории жизни и творчества Паустовского. В зеленом собраны общие вопросы, отражающие биографию автора, в остальных - вопросы и задания частного характера. Так, оранжевый сектор посвящен произведению «Кот-ворюга», розовый называется «Жильцы старого дома», голубой - «Барсучий нос», и, наконец, сиреневый - «Заячьи лапы».

<Слайд 6>

Каждый вопрос или задание секторов оценивается в указанное на табло количество баллов в зависимости от уровня сложности: чем выше количество баллов, тем сложнее назвать ответ. Выбирать сектор и количество баллов команды будут по очереди. Капитаны руководят группами. Ответ на вопрос обсуждают все три команды, причем так, чтобы не передать свои знания соперникам. Результаты нужно фиксировать на соответствующих бланках (см. Приложение 2). Таким образом, все три команды имеют возможность заработать указанные на табло баллы. Ответ вслух называет та команда, которая выбирала сектор. Если у всех участников игры ответ правильный, баллы становятся достоянием команд. Если ответ частично верный, то и баллов начисляется меньше. Если у всех участников игры ответ неправильный, озвучить решение придется учителю. Команда, набравшая большее количество баллов, побеждает и получает диплом, призы.

СЕКТОР 1. «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского»

10 баллов. Назовите основные темы произведений К.Г.Паустовского? Кто герои его произведений?

Ответ. Писал о природе, о животных, о детях, о Родине. Главные герои - животные, дети, выдающиеся люди (музыканты, писатели, композиторы).

<Слайд 7>

20 баллов. Какие профессии сменил К.Г.Паустовский, прежде чем стал писателем?

Ответ. Вожатый трамвая, санитар, учитель, журналист.

<Слайд 8>

30 баллов. Вам известно, что семья К.Г.Паустовского была большая и склонная, по словам самого автора, к занятиям искусством.

Какими видами искусства занималась семья К.Г.Паустовского? Какие еще увлечения были у писателя в детстве?

Ответ. Пение, игра на музыкальных инструментах (рояль), театр. Любовь к чтению, когда учился в старших классах гимназии, увлекся поэзией, изучение географических карт, заочные путешествия.

Названные увлечения и интересы писателя в значительной степени повлияли на его творчество.

<Слайд 9>

40 баллов. К.Г.Паустовский написал большое количество произведений для взрослых, но в особенности для детей. Для них он создал увлекательные сказки и рассказы. Произведения К.Г.Паустовского были переведены на многие языки мира и пришлись по сердцу не только русским детям, но и детям, живущим далеко за пределами России, за рубежом.

Назовите 6 известных вам произведений (сказок или рассказов), написанных К.Г.Паустовским. Не называйте произведения, указанные в секторах игрового поля.

Ответ. Рассказы: «Корзина с еловыми шишками», «Прощание с летом». Сказки: «Похождения жука-носорога», «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Растрепанный воробей». Другие: В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Н. Сладков «Песенки подо льдом», Г. Скребицкий «Лесной голосок»

<Слайд 10>

50 баллов. Назовите известные вам особенности авторской манеры письма К.Г.Паустовского. Каковы особенности языка произведений писателя? Чем интересен, необычен язык произведений?

Ответ. 1. В произведениях К.Г.Паустовского много доброго юмора. 2. Ироничное отношение к герою. 3. Автор вводит описания, в частности природы, они лиричны, наполнены поэзией. 4. Произведения музыкальны. 5. Употребляет большое количество эпитетов. Язык яркий, красочный, образный. Писатель рисует словами картины, как художник акварельными красками. 6. Пишет доступно, интересно. Язык привычен, понятен, легко можно представить то, о чем пишет автор. 7. Применяет литературные приемы – сравнение, олицетворение.

<Слайд 11>

СЕКТОР 2. «Кот-ворюга»

10 баллов. Назовите имя друга детства К.Г. Паустовского, о котором автор упоминает в рассказе. Этот человек впоследствии также стал писателем.

Ответ. Рувим Фраерман.

<Слайд 12>

20 баллов. Какова основная мысль рассказа «Кот-ворюга»? Постарайтесь сформулировать главную мысль как можно точнее.

Ответ. Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей».

<Слайд 13>

30 баллов. Найдите в тексте 4 наиболее ярких описания внешнего облика кота.

Ответ. «… рыжего кота», «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста», «тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий… с белыми подпалинами на животе», с «зелеными … глазами»

<Слайд 14>

40 баллов. Каков главный герой рассказа – кот? Подберите 8 наиболее точных характеристик, из них 4 должны быть авторскими, остальные 4 вы должны определить сами, исходя из контекста произведения.

Ответ. Хитрый, ворюга, ловкий, нахальный, «кот, потерявший всякую совесть», «кот –

бродяга и бандит», «кот-беспризорник», «хозяин и сторож».

<Слайд 15>

50 баллов. Расположите данные иллюстрации к рассказу так, чтобы события, изображенные на них, соответствовали содержанию рассказа. К каким эпизодам рассказа иллюстрации отсутствуют? Расскажите.

<Слайд 16>

Ответ.

<Слайд 17>

СЕКТОР 3. «Жильцы старого дома»

10 баллов. Назовите имя таинственного мастера далекой северной страны Шотландии, чей хриплый кашель раздавался иногда в старом доме.

Ответ. Гальвестон.

<Слайд 18>

20 баллов. Назовите фамилию и имя английского писателя 19 века, автора исторических романов, чьи произведения читали в пасмурные дни хозяева старого дома.

Ответ. Вальтер Скотт.

<Слайд 19>

30 баллов. Какую мелодию заиграла музыкальная шкатулка, когда «проснулась» после многолетнего сна?

Ответ. «В милые горы ты возвратишься…»

<Слайд 20>

40 баллов. Как вы знаете героями рассказа «Жильцы старого дома» являются не только люди и животные, но и предметы.

Назовите все предметы, о которых упоминается в рассказе К.Г.Паустовского.

Ответ. Ходики, музыкальная шкатулка, колокольчик с надписью «Дар Валдая», барометр, всегда показывавший «великую сушь».

<Слайд 21>

50 баллов. По описаниям узнайте героев рассказа «Жильцы старого дома».

  1. Зеленая мечтательница, которая замирала, глядя на огонь керосиновой лампы. Она героически переносила «Страшную пытку Средневековья» и доверяла людям, позволяя себе увлечься сказкой «волшебного алмаза».
  2. Похожа на цыганку: и шаль пестра, и чернота. Взлетит на крышу спозаранку, кудахчет целых три часа. Задириста, криклива, упряма всем на диво. Гроза котов и псов.
  3. Сварливый, голенастый, с мозолистыми лапами.
  4. Черный, с «твердыми привычками» чистюля. Любил лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Глаза его белели от злости.
  5. Маленький, рыжий, кривоногий, очень похож на крысу.

Ответы. Лягушка, черная курица, петух Горлач, кот Степан, такса Фунтик.

<Слайд 22>

СЕКТОР 4. «Барсучий нос»

10 баллов. Какое блюдо хотел приготовить рассказчик?

Ответ. Картофель жареный на сале.

<Слайд 23>

20 баллов. К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Барсучий нос»? Докажите.

Ответ. Рассказ. Описан один эпизод из жизни героя, одно событие. Немного героев. Небольшое по объему.

<Слайд 24>

30 баллов. Расскажите, как барсук пытался залечить свой обожженный нос?

Ответ. «…расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос…, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос…»

<Слайд 25>

40 баллов. Опишите (как можно точнее) внешний облик барсука – главного героя рассказа.

Ответ. Маленький зверь, острая мордочка с черными пронзительными глазками, мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, шершавый язык, полосатая шкурка, пушистые лапы.

<Слайд 26>

50 баллов. Найдите в тексте строки, описывающие страдания барсука. Выразите свое отношение к этому герою.

Ответ. «…Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли… Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь…». Жалко барсука, потому что он страдал от боли.

<Слайд 27>

СЕКТОР 5. «Заячьи лапы»

10 баллов. Кем по профессии был Карл Петрович Корш?

Ответ. «Специалист по детским болезням», детский врач.

<Слайд 28>

20 баллов. Всегда ли звери, которые, как известно, лучше человека чувствуют, откуда идет огонь, спасаются?

Ответ. В большинстве случаев спасаются, гибнут в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

<Слайд 29>

30 баллов. Паустовский в своих произведениях часто использует различные литературные приемы. Какие?

В предложения из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» вставьте вместо точек подходящие по смыслу сравнения. Прочитайте полученные предложения.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, …

Ленивый гром потягивался за горизонтом, … , и нехотя потряхивал землю.

Леса стояли сухие, …

Ответ.

<Слайд 30>

40 баллов. Внимательно послушайте фрагмент из рассказа «Заячьи лапы».

«…Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко! Заяц вывел деда из огня…»

Ответ. Когда дед и заяц выбежали из леса к озеру, то оба они упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед вылечил зайца и оставил у себя. Он считал себя виноватым перед своим спасителем… Левое ухо у зайца было рваное. Внук деда все понял…

<Слайд 31>

50 баллов. Вспомните, как в рассказе описана картина лесного пожара. Нарисуйте эту картину своими словами.

Ответ. «С юга… сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать… Начался лесной пожар… Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью… даже поезд не мог бы уйти от такого огня… во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час… дым выедал… глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени…»

<Слайд 32>

Сценарий творческого урока-исследования на тему «Тайны сказки «Теплый хлеб»

Цели урока:

· познакомить учащихся с личностью писателя;

· раскрыть жанровые особенности сказки;

· формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, фольклоре других стран и их взаимодействии;

· научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;

· развивать монологическую речь, мышление, память;

· воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем;

· прививать интерес к предмету.

Оборудование:

· тексты сказки «"Теплый хлеб" в любом издании;

· учебная электронная презентация;

Оформление доски: портрет

Ход урока

1. Организация начала урока.

Я знаю, что вы любите сказки?

За что вы любите сказки?

Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.

Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

2. Подготовка к восприятию.

Угадайте, о содержании какой сказки мы будем сегодня говорить?

Герою какой сказки мог бы принадлежать этот предмет? (Демонстрирую кусочек хлеба).

Учащиеся легко и свободно называют мальчика по прозвищу «Ну тебя» из сказки «Теплый хлеб»

Сопровождаю ответы учащихся презентация №1 ,содержащим сканированную обложку книги и иллюстрации, репродукцию портрета, ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и помогаю создать эмоциональную установку на ее восприятие.

3. Постановка учебной задачи.

Мы сегодня исследуем содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел.

Учащиеся принимают установку учителя.

4. Обобщающая беседа о личности.

Выступает заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о писателе .

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (или 31) мая 1892 г. в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной железной дороги. После окончания гимназии он учился в Киевском университете на естественно - историческом факультете , затем на юридическом факультете Московского университета. Первый рассказ «На воде» был опубликован в журнале «Огни» в 1912 г. в Киеве. В 1925 г. Константин Георгиевич выпустил свою первую книгу «Морские наброски» А в 1929 г. вышел его роман «Блистающие облака». В 1920-1930 гг. писатель много ездил по Советскому Союзу, занимался журналистикой, публиковал очерки и репортажи в центральной прессе. Паустовский написал повести «Кара-Бугаз (1932) и «Колхида» (1934), которые принесли ему известность.
В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС. В последний период творчества создаёт автобиографическое произведение « Повесть о жизни» (1945-1963) и книгу «Золотая роза» (1956) о психологии художественного творчества. Тематика прозы разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.

Мы узнали, что любил путешествовать. Он много ездил по России, жил на Полярном Урале, на берегах Каспийского моря, в Карелии . Второй родиной стал для него Мещерский край невдалеке от Москвы. Паустовский побывал и во многих зарубежных странах: Чехии, Франции, Италии и других. Писатель был на нескольких войнах - первой мировой, гражданской, второй мировой. За свою жизнь он написал свыше сорока книг, не считая рассказов, пьес и статей.

Подведем итог нашему разговору. Как это отразилось на его последующей взрослой жизни?

Организую творческую работу в 3 группах. Учащиеся составляют логические цепочки, в которых показывают роль окружающей действительности на становление как личности, а в будущем как писателя.

У учащихся должны получиться такие цепочки:

· стремление к учебе (стал умным, образованным);

· любовь к путешествиям (много впечатлений);

· был на нескольких войнах (написал сказку «Теплый хлеб»);

· любовь к родному краю.

5. Работа по первичному восприятию содержания сказки.

1. Где происходит действие сказки? (в Бережках)

2. Кто взял раненого коня? (мельник)

3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

5. Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

6. Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

11. Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

12. Кто был свидетелем разговора? (сорока)

13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)

14. Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

15. Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)

16. Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)

6. Исследовательская деятельность учащихся.

Это сказка или рассказ? Какую роль сыграл конь? Есть ли в сказке волшебство? Как выглядят волшебные предметы? Почему сказка называется «Теплый хлеб?» Попробуем разобраться.

1. Особенности жанра.
Мы с вами прочитали сказку до конца. А разве много сказочного мы увидели в этом произведении? Может, это не сказка, а рассказ? Давайте разберемся (заранее подготовленная группа представляет презентация №2).

Выводы: Наверное, нельзя однозначно ответить на вопрос: сказка это или рассказ. Но мы с вами знаем, что для понимания любого художественного произведения важно осмыслить название.

Почему сказка называется «Теплый хлеб»? Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.
а) Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу. Нам помогут в этом пословицы. .
Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба нет – и друзей не бывало.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
Мы видим, как уважительно, с почтением относились к хлебу.
б) Какие значения имеет слово «теплый» (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)
в) Почему сказка называется «Теплый хлеб»? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

Учитель

Есть такое поверье. Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, тот бедным станет. Поверье очень древнее. А смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Даждьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Лучше отдать недоеденный хлеб птицам, так как птицы символизируют души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок.

Филька бросил хлеб в снег, поэтому был наказан.

Обладает хлеб волшебной силой? (учащиеся отвечают на этот вопрос теперь однозначно: конечно, обладает). Оказывается, самые обычные предметы становятся волшебными.

А теперь нам надо ответить еще на несколько вопросов:

Что мы можем назвать волшебством?

Как выглядят волшебные предметы?

Учитель.

Представьте себе человека (европейца) каких-нибудь 200 лет назад. Если бы Вы встретились с ним и рассказали ему о нашем современном мире: о телефонах, телевизорах, самолетах, интернете, системе GPS и т. д., что бы на это он сказал?
Во-первых, он бы Вам не поверил, а потом бы решил, что вы волшебник, так как человечеству свойственно называть волшебством те действия, которые дают зримые результаты, но не поддаются логике. И такие знакомые нам приспособления как: сотовый телефон, компьютер, самолет и другие, он назвал бы волшебными предметами и, рассказывая о них своим знакомым, он бы пользовался известной ему терминологией, сравнивая эти предметы (по внешнему виду и результатам применения) с теми предметами, которые существуют в его мире. Что бы получилось? (учитель называет предметы, а дети сами придумывают название).
Автомобиль – это (повозка без лошади), сотовый телефон – это (говорящая шкатулка), телевизор – (волшебный ящик) и так далее. А ведь мы говорим о человеке, жившем всего лишь каких-то 200 лет назад! Что же говорить о тех, кто принадлежит миру, удаленному от нас на тысячи и десятки тысяч лет?! Информацию об этом мире мы можем почерпнуть только в мифах, которые полны волшебства, волшебных предметов и сказочных существ.
Традиционно принято считать, что все сказки – это попытки диких людей объяснить явления природы, но тогда почему волшебными предметами пользуются не только боги или феи – олицетворение сил природы, но и обычные люди, случайно с этими предметами столкнувшиеся?
А давайте посмотрим на эти предметы не как на красивую метафору, а как на технические устройства, описанные очевидцами, не имевшими представления о том, что же это такое.
Сразу же вырисовываются вполне четкие ассоциации: ковер-самолет – средство передвижения по воздуху (даже название схоже с тем средством, которым пользуемся сегодня мы), гусли-самогуды – (магнитофон) и этот список можно продолжать бесконечно.

Презентация № 3 (реализация индивидуального домашнего задания)

А как выглядят волшебные предметы и помощники в сказке «Теплый хлеб?». Один волшебный предмет (пища) мы уже знаем, это хлеб.

Учащиеся высказывают свои версии (конь, ветер, сорока, свист.)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Стрибог – бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались для совершения заговоров или заклятий на тучу или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различные ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим – Позвизд или Посвист, злой северный ветер. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”.

В апреле прилетает Стрибог с востока молодым теплым дуновеним.

Летом прилетит с юга, обжигая жаром.

Осенью и весной разгоняет тучи, открывая солнце. «Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

Зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб.

Стрибог – это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее. «Ночью по деревне стоял такой запах теплого хлеба с румяной коркой, что даже лисицы вылезли из нор…»

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Издревле свист считается обращением к потустороннему миру и призывом нечистой силы. Эта примета является не только славянским народным поверьем, но и суеверием в Японии. Однако в ряде европейских стран свист ассоциируется с ветром и является орудием ведьм. В Румынии и Польше негативно относятся к свисту женщины: «Когда девушка свистит, семь костелов сотрясаются, а Богоматерь плачет». А ещё в России существовал обычай устраивать «свистопляски», в дни годового поминовения. Этот обычай - подражание свисту чертей, чтобы отпугнуть тех от могил родственников и дорогих сердцу людей.

В современном мире по-прежнему не жалуют свистунов. Свист – символ невежливого обращения, свист – признак осуждения артистов, плохо играющих в театре, не принято

свистеть в доме – «денег не будет», и даже в море – «шторм накликать». И только американцам чужды приметы, связанные со свистом. Они спокойно свистят в доме, точно так же, как и покупают и дарят чётное количество цветов живым.

Вот несколько примет, связанных со свистом:

Не свисти в доме – денег не будет.

Нельзя свистеть в доме, а то дом опустеет.

К свисту в народе вообще отношение отрицательное. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на себя. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер…»

Русский былинный персонаж, выступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев.
Свист Соловья трактуется по-разному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья Будимирович.

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

В мифологии народов мира птицы выполняют разнообразные функции. Они могут быть божествами, героями, прообразами людей, в которых способны превращаться. Что означают птицы в символике? Птицы – символы верха, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, жизни, плодородия, изобилия, души, духа свободы и так далее. На мировом древе птицы находятся у вершины его.

По народным поверьям, птицы могут превращаться в людей, а люди – в птиц. 0собенно широко отражены подобные волшебства в славянском фольклоре.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности.

Группа учащихся №1 представляет свою презентацию (презентация №4)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

О волшебных конях разговор особенный. Более всего выделяется из них Сивка-Бурка. Не случайна его масть: у богатырей былин конь тоже непременно "Бурко-Бурочко, косматочко, троелеточко". Это тоже как бы оборотень, полуконь-получеловек: он понимает речь людей и деяния высших сил, выступает как орудие судьбы героя, изменяя его облик, помогая ему сделаться богатырем, красавцем и совершить великие деяния. Он и сам говорит человеческим языком и выступает всегда на стороне сил добра. Сивка-Бурка обладает волшебной силой. "Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушло залез - напился-наелся, в другое вылез - оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать!" - читаем мы в сказке.

Напоминает своими чудесными свойствами Сивку и Конек-Горбунок, но внешне они резко различны. Горбунок намного меньше героических коней, невзрачен, горбат, с длинными ушами. Зато преданностью хозяину отличается необычайной.

У П. Ершова в "Коньке-Горбунке" чудесная кобылица говорит герою:
...Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с предлинными ушами... На земле и под землей Он товарищ будет твой.

Группа учащихся №2 представляет свою презентацию (презентация №5)

Учитель

А как Филька отнесся к коню? («Да ну тебя! Дьявл! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно…»)

Как вы считаете, конь заслужил свой кусок хлеба? (дети отвечают утвердительно)

Немецкий снаряд ранил коня в ногу, и командир оставил коня в деревне. Мельник Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и помогал Панкрату. Каждый считал своей обязанностью его покормить.

Подведение итогов.

В начале рассказа мы видели злого мальчишку, который нехотя вышел за калитку, грубо закричал на коня, наотмашь ударил его по губам, а хлеб забросил глубоко в снег. В заключительном эпизоде Филька с уважением относится и к хлебу, и к коню. Как человеку, он хочет поднести коню хлеб с солью в знак дружбы и примирения, протягивает хлеб из рук. Когда конь отказался брать хлеб, Филька заплакал, а не отмахнулся, как раньше: "Да ну тебя". Когда же конь наконец взял хлеб, мальчик заулыбался. Теперь он совсем не похож на прежнего Фильку, хмурого, недоверчивого, сердитого. Он очень изменился. Даже Панкрат говорит: "Филька не злой человек".

Добрые советы сказки Паустовского (Творческая работа).
Чему учила и учит сказка «Теплый хлеб»? (Ребята отвечают письменно, затем читают вслух).
Желательно учащихся подвести к следующим выводам:

1. Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему Человек и природа неразделимы. Человек не должен забывать об этом.

2. Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.

3. Волшебсто – это добрые поступки людей, добрые слова, это любовь ко всему живому.

8. Инструктаж домашнего задания.

Литература:

1. Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики. 19 век. // О. М.: Аванта+.- 2005.

2. Константин Паустовский. Книга о жизни. Далекие годы

3. : Мещёрская сторона