Какие знания даёт искусство? Предсказание в искусстве - шокирующие факты.

Какие знания даёт искусство? Предсказание в искусстве - шокирующие факты.
Какие знания даёт искусство? Предсказание в искусстве - шокирующие факты.

План-конспект урока в 9 классе.

Учитель: Гоголева Е.Т.

Тема: Предсказание в искусстве

Цель урока: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности .

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Форма урока: рассказ учителя с элементами творческой работы учащихся.
Техническое оснащение урока : компьютерная презентация, тесты, репродукции картин, отрывок из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна», видеоролик игры на терменвоксе, «Фуга и токката ре минор» И.С.Баха.


План урока:

1.Вступление. Эмоциональный настрой с помощью эпиграфа :

«Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни» Ж. Ренье

Постановка проблемы:

У: Посмотрите на вопросы, которые я предлагаю Вам. Как вы с читаете, на какие вопросы вы уже можете дать ответ, что вам хочется узнать в первую очередь? Какой будет тема нашего урока? На какие вопросы вы уже сможете ответить, а что хотите узнать? Какую цель мы поставим сегодня перед собой?

Учащиеся знакомятся с вопросами:

    На что обратить внимание помогает искусство?

    Какое открытие проявилось в картине «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара?

    Какое открытие предсказал писатель Жюль Верн? И в каком романе?

    Какое открытие предсказал русский писатель XX века Алексей Николаевич Толстой и в каком произведении?

    Кто разработал теорию влияния цвета на эмоции человека и приблизился к решению задач современной психологии и арт-терапии?

    Приведите пример из кинофильма, рассказывающего о научных открытиях. Как он называется? Кто кинорежиссер?

    Как ученые доказали, что французский художник Винсент Ван Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки?

    Какова манера письма художника Ван Гога?

    Какое научное открытие предвосхищал Ван Гог?

    О чем догадывался немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах и отразил это в своей музыке, а именно в фугах?

    Кто подтвердил это открытие через 250 лет?

(Ответы обучающихся, определение темы урока, постановка цели и задачи урока.)

У: Итак, тема нашего урока: Предсказание в искусстве.

Актуализация знаний:

Прежде чем начать изучение новой темы нашего урока, нам необходимо повторить, о чем мы говорили на предыдущих уроках.

    Почему выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным?

    Происходят ли предсказания в искусстве?

    Какие качества особо необходимы для умения предсказывать в искусстве?

    У каких людей выявляются такие способности и почему?

    Что предвосхищали не раз произведения искусства?

    Какие предвидения в произведениях искусства особо важны для людей?

У: Молодцы! Подводя итог сказанному, отмечу, что предвидение действительно можно считать формой утверждения духовных ценностей. Поэтому сегодня мы попытаемся с вами оценить произведения искусства с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

У: Предлагаю всем самостоятельно поработать с текстом учебника и найти ответы на данные вопросы, а 2 человека поработают с индивидуальными заданиями.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Сообщение нового материала.

У: Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво. Какие же ответы вы нашли в учебник?

2 .В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

3. Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Сообщение о Ж. Верне. Просмотр отрывка из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна»

4. Художник Василий Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
5. Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника Винсента ван Гога , утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

5. Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

Прослушивание музыки И.-С.Баха «Фуга и токката ре минор»

У: Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.


На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была оставлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».

Сообщение о Леонардо да Винчи.

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.

Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Просмотр видеоролика игры на терменвоксе.

У: Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.


Подведение итогов.

У: И.Гёте писал: «Для того,чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение её стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».

    Согласны ли вы с мнением И. Гёте?

    Какие предсказания вас поразили больше всего?

    Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Урок №13 Тема: Художник и ученый
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.


Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так.

Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Для Пифагора музыка была произ­водной от божественной науки мате­матики, и ее гармонии жестко конт­ролировались математическими про­порциями. Пифагорейцы утвержда­ли, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог устано­вил и утвердил Вселенную, Числа, следовательно, предшествуют гармо­нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифа­гор постепенно посвятил своих по­следователей в это учение, как в вы­сшую тайну своих Мистерий. Он раз­делил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и суб­станций, начиная с самых абстракт­ных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометриче­скими телами. Из общего факта со­гласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование опреде­ленных естественных законов."

Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа. Близкие знакомые описывают Эйнштейна как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, остроумного, с превосходным чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие , покоряющее человеческое обаяние .

Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения . В разные годы среди предпочитаемых им композиторов были , , , и , а в последние годы - . Хорошо играл на скрипке, с которой нигде не расставался. Из художественной литературы с восхищением отзывался о прозе , , , пьесах . Увлекался также , , (даже написал статью о теории управления яхтой). В частной жизни был неприхотлив, в конце жизни неизменно появлялся в любимом тёплом свитере.

Несмотря на свой колоссальный научный авторитет, он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие
«антисимметрия », т. е. против (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия - некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве - это извечные противоположности: добро - зло, жизнь - смерть, лево - право, верх - низ и т. д.

«Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия и др.), формирует новый художественный язык искусства.

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972 ) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой - ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Задание:
Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геометрия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.

Вспомните знакомое вам явление цветомузыки, получившее свое распространение благодаря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.

Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.

Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений - лучизм . Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885-1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма.



Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополнительные цвета, что придает диску необычайную энергию.

Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию - одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Художественно-творческие задания

> Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы (карандаш, перо, тушь; коллаж или аппликация; компьютерная графика), используя разные виды симметрии.

> Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«искусствО» 9 класс Урок №10 Учитель Делюкина Е.Б. Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения. СПб 2012

2 слайд

Описание слайда:

Искусство предвосхищает будущее ПЛАН Зарождение основных видов искусства Предвосхищение будущих открытий Миф о Кассандре Открытия Леонардо да Винчи Изобретения и открытия в сказках, литературных произведениях, живописи Словарь терминов Предупреждения художников Домашнее задание

3 слайд

Описание слайда:

Первобытное искусство По представлениям ученых вид хомосапиенс, существенно не изменился за последние 150 тыс лет. Однако рисовать люди начали только около 35-30 тыс лет назад. Об этом свидетельствуют наскальные изображения, найденные в пещерах Франции и Испании (Монтеспан, Ласко, Ла-Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон-де-Гом, Альтамира), а также в Африке на плато Тассилин-Анджер. Первобытные художники положили начало изобразительному искусству, предвосхищая создание великих шедевров будущего

4 слайд

Описание слайда:

Рисунки пустыни Наско, Перу Рисунки пустыни Наско были обнаружены сравнительно недавно. Они хорошо видны с борта самолета. Среди изображений мы можем видеть: животных, птиц, насекомых, космонавтов, взлетные полосы. Эти рисунки намного предвосхитили изобретения будущего. Кем и с какой целью они были выполнены до сих пор остается предметом горячих споров ученых

5 слайд

Описание слайда:

Искусство Древнего Египта В искусстве Древнего Египта появились и оформились основные виды искусств: архитектура, скульптура, живопись. В архитектуре можно выделить такие виды сооружений как: пандус, пирамида, пилоны. Изобретенные в Древнем Египте все эти формы используются архитекторами и по сей день. В живописи впервые были созданы каноны (правила изображения), что в дальнейшем широко применялось в иконописи

6 слайд

Описание слайда:

Искусство Древней Греции Искусство Древней Греции дало миру такие шедевры литературного искусства, как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, «Мифы Древней Греции», в которых говорится о крылатых пегасах, крылатых сандалиях Гермеса, небесной колеснице Фаэтона и о многом другом

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Миф о Касандре Кассандра - в древнегреческой мифологии троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Согласно большинству мифов, Кассандра обладала даром пророчества, который она получила от Аполлона, пожелавшего любви красавицы Кассандры (в "Илиаде" Кассандра названа прекраснейшей из дочерей Приама). Получив дар пророчества, Кассандра нарушила обещание, данное Аполлону. В отместку Аполлон сделал так, чтобы пророчествам Кассандры никто не верил. Согласно другому мифу, Кассандра и её брат-близнец были однажды забыты взрослыми в храме Аполлона и там священные храмовые змеи наделили близнецов даром пророчества. Кассандра первая узнала в пастухе по имени Парис, явившемся на спортивные состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить Трою от грядущих несчастий. Потом Кассандра уговаривала Париса отказаться от брака с Еленой. В конце Троянской войны Кассандра убеждала троянцев не вводить в город деревянного коня. Однако прорицаниям Кассандры никто не поверил. Елена и Кассандра

9 слайд

Описание слайда:

Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, однако Аякс Малый (не путать с Аяксом Теламонидом) овладел Кассандрой.За это святотатство Одиссей призвал побить Аякса камнями, тогда Аякс сам прибег к защите алтаря Афины, который ахейцы не посмели нарушить. Однако кара настигла Аякса при возвращении домой: Афина разбила корабль Аякса, метнув в него перун. Аякс спасся, уцепился за скалу и стал похваляться, что жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон своим трезубцем расколол скалу и Аякс погиб. Но даже после этого земляки Аякса, жители Локриды, тысячу лет искупали святотаство Аякса, ежегодно посылая в Трою двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Этот обычай прекратился лишь в 4 веке до н.э.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Леонардо Да Винчи Гениальный художник и скульптор, автор всех значимых изобретений и открытий человечества, сделанных в XV веке. Леонардо да Винчи – Гений, неподвластный времени. Великий, загадочный, притягивающий.Такой далекий и такой современный. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Но главным образом Леонардо принадлежит к тем художникам, которым мы должны быть благодарны за синтез и совершенство всех устремлений Ренессанса. К открытиям Леонардо относятся: парашют, батискаф, дельтаплан, винт для поднятия воды, самоходный танк и многое другое

13 слайд

Описание слайда:

Предсказания в литературе Создатели произведений искусства и литературы обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются. Достаточно вспомнить мифы, сказки, легенды. Произведения писателей-фантастов (Ж.Верна, Стругацкие, Р. Бредбери и др.) такие как «20 000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру земли» и др. (Сбывшиеся предсказания: электрический стул, самолет, вертолет. Несбывшиеся предсказания: ядро Земли – холодное, подземный пролив под Суэтским каналом, земля на северном полюсе Земли)

14 слайд

Описание слайда:

Что помогает предугадывать будущее Что же помогает этим людям предугадывать события? Может быть интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

15 слайд

Описание слайда:

Люди искусства Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей – людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются

16 слайд

Описание слайда:

Энергия искусства Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание авторов произведений, и людей, их воспринимающих

17 слайд

Описание слайда:

Предупреждение Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее

18 слайд

Описание слайда:

Любое художественное произведение устремлено в будущее. Задание: Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

19 слайд

Описание слайда:

Словарь терминов Иносказа́ние - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. Иносказательными могут быть целые произведения - басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса. Мета́фора (от др.-греч. - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Аллегория (от греч. allegoria - иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке - аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).

20 слайд

Описание слайда:

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Гравюры «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света)

21 слайд

Билет №11 (1)

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи ВозрожденияАльбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis- откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик»Борис Михайлович Кустодиев(1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой. В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза(1874-1954). Она создана в начале XXв. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Русский художникАристарх Васильевич Лентулов(1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще не изобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы. В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.)

Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А.Дюрера «Апокалипсис».

Дайте свою трактовку идеи картины Б. Кустодиева «Большевик». Сравните картины Б. Кустодиева «Большевик», «Купец» и «Портрет Шаляпина». Какой прием является типичным, характерным для стиля художника? Какие художественные образы он создает с помощью сходных выразительных средств?

Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания современников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин.

Рассмотрите картину К. Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня.

Посмотрите фрагмент кинофильма «Андрей Рублев» (режиссер А. Тарковский, композитор В.Овчинников). Попытайтесь объяснить, почему фильм, в котором Русская земля, истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей, голодом, произволом, жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства.

Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).

Художественное мышление в авангарде науки

Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Гений эпохи ВозрожденияЛеонардо да Винчиуже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.

Французский писательОноре де Бальзак(1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Французский писательЖюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произвелений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.

Русский инженерЛев Сергеевич Термен(1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.

Художественно-творческое задание

Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира.

Предсказания в искусстве Составила: учитель МБОУ СОШ №3 станицы Крыловской Краснодарского края Крыловского района Шикуля Елена Николаевна

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к предвидению присуща великим художникам, возможно, именно в нем и состоит главная сила искусства.

Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis -откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Альбрехт Дюрер художник Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, Родился:21 мая 1471 г., Нюрнберг, Германия Умер:6 апреля 1528 г. (56лет), Нюрнберг, Германия В браке с: Агнеса Дюрер Родители: Альбрехт Дюрер Старшии ̆

ксилография Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».

Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые, действительно, через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса, всадники появляются на земле поочереди, но художник специально поместил их рядом. Всё, как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний в искусстве социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины « Герника » П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Франсиско Хосе де Гойя-и- Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник, гравёр.

Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).

К.Юон «Новая планета». Это произведение изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового, прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету.

У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Никого космический катаклизм не оставляет равнодушным.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Ч. Айвз (1874-1954).

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) Автопортрет

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.

Василий Блаженный

Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

П. Пикассо

картина « Герника » П. Пикассо

Герника - Пабло Пикассо. 1937 Экспрессивный холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия. В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина.

Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, - все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь - страдания невинных.

Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. В 1897-1905 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А. Серова, после чего продолжил свое обучение в студии А. Ажбе в Мюнхене и в частных академиях Парижа. В начале своей творческой деятельности Петров-Водкин испытывал сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна». Он стал одним из первых, кто отразил символистские тенденции в русской живописи.

Купание красного коня

История создания В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён. Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Восприятие современников Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так, у Сергея Есенина родились строчки: Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя! Иль ты приснилась мне! Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство в жизни современного человека. Виды искусства

Художественный образ стиль язык.. наука и искусство знание научное и знание художественное.. искусство рассказывает о красоте земли пейзаж поэтическая и музыкальная живопись..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость,

Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнавае

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре

Музыкальный портрет. Александр Невский
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случа

Роль искусства в сближении народов
Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?
Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали из

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства
В чем же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения - и картины, и музыкальные сочинения - создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами,

Застывшая музыка. Архитектурные памятники
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизн

Законы красоты
У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопени

Искусство и власть
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для

Какими средствами воздействует искусство?
К общим средствам художественной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художест

Храмовый синтез искусств
Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественн

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительно

Эстетическое формирование искусством окружающей среды
Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазыва

Архитектура исторического города
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура. Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так

Архитектура современного города
Каждый город имеет свое собственное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Современные города и современные районы исторических городов тщ

Специфика изображений в полиграфии
Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плак

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ-ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет английск

Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначе

Музыка в быту
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Массовые, общедоступные искусства
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали си