Создание музыкальной среды в доу. Организация музыкальной предметно-развивающей среды в доу
Читайте также
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 38»
Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада
консультация
для
воспитателей
- Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
- Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
- Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
- Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.
ЗАДАЧИ:
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:
- не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,
- но и разовьет воображение детей,
- активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:
- Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
- Рациональность расположения, доступность, подвижность.
- Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
- Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
- Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
- Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
- Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
- Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
- Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
- Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
- Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
- Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
Важно, чтобы музыкальный уголок находился:
- в освещенном, легкодоступном для детей месте;
- кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
- При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
- Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе ,
- Для детей более старшего возраста – на дидактической .
Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять:
- шкаф,
- полки для музыкальных пособий,
- пару столов,
- стулья для дидактических игр.
Пособия развивающей среды должны быть:
- эстетичны,
- привлекательны,
- просты в обращении,
- вызывать желание действовать с ними.
В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:
- барабан,
- дудочка,
- миниатюрное пианино,
- металлофон,
- также музыкальные игрушки.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.
На них закрепляются:
- фотографии детских выступлений,
- портреты композиторов,
- красочные плакаты,
- картинки с музыкальными инструментами.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:
для воспитателя и для детей
- На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
- На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
- Ванька – встанька
- Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
- Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки
- Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
- Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
- Атрибуты к музыкальным подвижным играм
- Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
- Ширма настольная с перчаточными игрушками
- Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
- Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить
с младшей группы и добавить:
- Металлофон
- Шумовые инструменты для детского оркестра
- Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
- Фланелеграф или магнитная доска
- Музыкально-дидактические игры: «
- Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
- Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
- «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
- Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
- Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
- Ширма настольная и набор игрушек
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей
СТАРШАЯ ГРУППА
- Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
- Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
- Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком
(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
- Иллюстрации по теме: «Времена года»
- Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие
в изготовление инструментов для шумового оркестра)
- Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
- Атрибуты к подвижным играм
- Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
- Настольная ширма и ширма по росту детей
- Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
- Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
- Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
- Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино,
металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
- Портреты композиторов
- Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они
отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях
и полюбившихся песнях
- Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
- Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
- Самодельные инструменты для шумового оркестра
- Музыкально-дидактические игры
В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ:
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:
мягкие игрушки
мягкие музыкальные игрушки;
куклы - неваляшки,
образные музыкальные «поющие» или
«танцующие» игрушки
- Музыкально-дидактические игры:
- Образные пособия
- Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
Чайковский П.И.
Чайковский Д.Б.
Прокофьев С.С.
Рахманинов С.В.
2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки
с нарисованными или наклеенными на них картинками
- Всевозможные картинки:
- Книжки-малютки «Мы поем»,
- Музыкальные картинки к песням, которые могут
- быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
- Иллюстрации по теме «Времена года»,
- Иллюстрации музыкальных инструментов,
- Картинки с изображением животных поющих, танцующих
- или играющих на музыкальных инструментах,
- Альбомы «Мы рисуем песенку»
- Альбомы для рассматривания:
- «Симфонический оркестр»,
- «Народные инструменты»,
- «Танцы народов мира»,
- Графическое пособие «Эмоции»
- Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
- Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
- игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
- игрушки-инструменты, издающие только один звук
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
- игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования
- Технические средства
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром
АТРИБУТЫ к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества
- Театры
Виды театров:
- Театр картинок (Фланелеграф)
- Пальчиковый театр
- Кукольный театр
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:
- от компетентности взрослого,
- его доброжелательности,
- заинтересованного отношения к детям,
Ребёнок и взрослый
действуют вместе –
им обоим должно быть
комфортно в музыкальной среде.
Музыкальная предметно-развивающая среда в МБДОУЦель
:
повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной
предметно-развивающей среды в группах, мини-центров, способствующей
гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим
ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи
:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной
предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное
развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом
требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей
эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности
дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом
гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на
пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один
вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом
вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на
ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по
возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям,
действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать,
сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по
трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность
определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного
возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей,
имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали,
вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда
сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей
среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают
желание действовать с ними.
Музыкальный центр – традиционный составляющий элемент музыкально-развивающей среды в группе. Их содержательность имеет интегрированный характер, так как там сосредоточены не только музыкальные инструменты, но и разные виды театров, атрибуты национальной культуры.
Театральные ширмы, музыкальные уголки оборудованы с соблюдением всех мер безопасности; располагаются в доступном месте для детей. Оборудование может легко перемещаться в разные уголки групповой комнаты, образуя при этом музыкально-театральную студию, музыкальный музей. В музыкальных уголках в группах детей старшего дошкольного возраста более широко представлены музыкальные инструменты, технические средства, наглядная информация о жанрах музыки, композиторах: альбомы, папки-раскладушки, DVD- диски с концертами, дидактическими музыкальными играми, слайдами, тематическими презентациями. Для музыкально-театрализованной деятельности изготовлены мобильные декорации, атрибуты костюмов к художественным и музыкальным произведениям, которые используются и в группах, и в музыкальном зале. В каждой возрастной группе используются определённые виды театров. Тематические выставки, экспозиции к знаменательным датам в мире музыки дают возможность детям через иллюстрации, картины, специально подобранные предметы, игрушки глубже понять и воспринять музыкальное произведение. Подобные выставки могут оформляться и в музыкальном зале, и в группе.
При создании
музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для
детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация
оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки,
иллюстрации, бутафор¬ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и
т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания
игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя
музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого
музицирования:
· с
хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино,
металлофон, аккордеон, флейта и др.);
· с
фиксированной мелодией (шарманки, ор¬ганчики);
· с одним
фиксированным звуком (дудки):
· шумовые
(бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного
обозначе¬ния частей произведения и др. Эти пособия используются для
развития сенсорных музы¬кальных способностей, знакомства с элемен¬тами
нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный
букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы,
аудио и видео¬кассеты, видеодиски).
Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или
чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные,
птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен,
выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального
руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей
звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на
развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха –
«К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического
слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой,
гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические
кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки,
маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с
разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в
предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о
животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных
инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на
фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие
для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки,
елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в
предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в
исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости,
музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать
задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие
звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто
как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие
динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти –
«Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки,
гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон,
ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)
Старшая
группа.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и
маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для
фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно
авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для
инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества
(например, к стихам А. Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла
танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные
картинки».
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три
медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха
«Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков
(долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на
различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три
кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой,
гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь,
флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон,
колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз.
молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи,
бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными
наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007»)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты
-Ручные знаки (5ст.)
-Портреты композиторов
Подготовительная
группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к
поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к
песенному творчеству.
-Иллюстрации к музыкальным сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей,
индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального
поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и
в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с
усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки,
саксофоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм.
кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян,
гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.
Музыкально –
обогащенная среда – предметно – развивающая среда группы,
обогащенная музыкальным и песенным материалом, который позволяет
ребенку накапливать музыкальный опыт. Эта среда стимулирует развитие
самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной
субкультуры. Стратегия и тактика построения среды определяется
особенностями личностно – ориентированной развивающей модели
воспитания, и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при
взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности,
творчества;
Принцип стабильности – динамичности;
Принцип комплексности и гибкого
зонирования;
Принцип эмоциогенности среды,
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и
неординарных элементов и эстетической организации среды;
Самостоятельность является постоянно развивающим качеством
личности.
Основы её закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а
дальнейшее её развитие как личностного качества в период дошкольного
детства связано с основными видами деятельности. Каждый из них
оказывает особое свое влияние на развитие активности, инициативности,
на поиск ими адекватных средств самовыражения. Проявлению активности
способствует и предметно – развивающая среда группы, которая должна
быть создана согласно перечисленным выше принципам.
Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и
корректировал самостоятельную деятельность детей разнообразными
ситуациями, требующими нестандартного подхода, воображения, творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельно деятельности детей является музыка, в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада. Она может звучать на прогулках, во время утренней гимнастики, на праздниках.
Музыка становится одним из эффективных средств, обеспечивающих
положительное эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому
дошкольник успешно проявляет себя во всех видах деятельности.
Обогащаем
при помощи музыки самостоятельную деятельность детей.
Активно используем музыку во время режимных моментов и
самостоятельной детской деятельности. Помимо использования музыки в
организации педагогического процесса, обогащаем музыкой практически всю
ООД.
Обновляем музыкальный уголок, распределяем песенный материал по разным
тематическим уголкам для организации самостоятельной работы детей. Это
аудио и видеоматериал, всевозможные альбомы, посвященные песням из
детских мультфильмов и фильмов. Для детей, умеющих читать можно
использовать функцию «караоке». Музыкальный материал обновляется раз в
месяц. Количество песен в каждом тематическом уголке может колебаться
от 1 до 5.
Проводим обзорную экскурсию по группе вместе с детьми для
ознакомления и активизации самостоятельного использования среды.
Педагог с помощью игрового персонажа рассказывает детям о содержании
каждого уголка. Затем объясняет принцип работы с музыкальным альбомом,
разыгрывает песню. При этом готовит атрибуты вместе с детьми.
Дети.
Положительная динамика в развитии
интереса к музыке;
Обогащение музыкальной субкультуры;
Развитие желания и стремления
использовать музыку в повседневной деятельности;
Развитие самостоятельной музыкальной
деятельности.
Родители.
Повышение интереса к музыкальной
деятельности детей у родителей;
Интерес к проблеме отбора песенного
репертуара для ребенка.
Стремление к созданию дома музыкально –
обогащенной среды.
Педагоги.
Понимание необходимости сотрудничества
в решении общих задач музыкального развития детей.
Возникновение интереса к проблеме
музыкального воспитания детей у педагога.
Творческий подход к проектированию
музыкально – обогащенной развивающей среды.
Музыкальный
руководитель.
Помощь педагогу в подборе музыкального
репертуара для организации режимных моментов и организации ООД.
Музыкальная предметно-развивающая среда МБДОУ
Интеграция ОО
Взаимодействие с родителями
Требования к музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС
С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. О том, какие изменения внес ФГОС в музыкальное развитие дошкольников, и как теперь измениться профессиональная деятельность музыкального руководителя читайте в нашей статье.
Первое, на что следует обратить внимание, ознакомившись с программой музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ - это направленность документа на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами.
Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении содержания программы музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС.
Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы в ДОУ по ФГОС теперь в рамках музыкального воспитания по Стандарту представлено в другой образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным.
Это является большим плюсом в плане облегчения объединения нескольких видов искусства. Самое же главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС - общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы. Назначение любого из них - это отражение действительности в образах, и поэтому задача каждого специалиста, воспитателя заключается в обучении ребенка восприятию, размышлению, декорированию идеи художника, режиссера, писателя.
Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС; восприятие фольклора, музыки, художественной литературы; побуждение к сопереживанию литературным персонажам; осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).
Задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО Реализация цели предполагает решение ряда задач:
знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;
развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры; цветомузыкальное развитие детей в ДОУ;
формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;
развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие навыка детей - звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.
Виды деятельности в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС ДО В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - эмоциональное в непринужденной форме общение с родителями, восприятие детской музыки, стихов, песенок, тактильно-двигательные игры. В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для дошкольников музыкальное развитие по ФГОС (3 года - 8 лет) происходит в виде различных игр, включая сюжетно- ролевую игру как основную деятельность дошкольников (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Программы и технологии музыкального развития дошкольников по ФГОС В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание по ФГОС в ДОУ дошкольников осуществляется на основе программы, разработанной музыкальным руководителем, и помимо основной общеобразовательной программы, может включать в себя и авторские наработки, технологии.
Программа музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ направлена на воспитанников детского сада, их потребности, интересы, а также возможности детского учреждения.
В соответствии со стандартом время на часть, формируемую участниками образовательных отношений составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в музыкальном развитии по ФГОС
Уважение взрослыми детей, участие в формировании положительной самооценки дошкольников, уверенности в собственных силах и способностях;
Использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей).
Построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах детской деятельности по ФГОС;
Поддержка заинтересованности, инициативности дошколят в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС;
Предоставление воспитанникам возможности выбора - материалов, форм активности, участников общей деятельности и общения; Защита детей от любых форм насилия - физического и психологического.
Какие цели преследует стандарт в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС
Обеспечение государством одинаково равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении
эстетически-развивающеи предметно-пространственной среды. В исследованиях можно встретить различные определения этого понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и социокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образовательная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о создании оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).
Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, средство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор развития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.
При этом в дошкольном образовательном учреждении осуществляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной спецификой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффективного его осуществления.
Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспитания, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о музыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.
Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:
■ блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впервые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;
■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:
- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкальные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.
Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:
■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация семейного досуга (Л. Н.
Комисарова, Г. В. Кузнецова):■ проведение семейных праздников;
■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музыкального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);
■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого композитора) ;
■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (кукольного, драматического);
■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, развлечений с использованием музыки;
■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;
■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.
Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,
посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).
В целом музыкально-образовательная среда имеет свою структуру. Она состоит из предметного и музыкального компонентов.
Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка.
Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предметного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо предметной и социальной выделяют развивающую среду, в которой происходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его
Схема 32
развитие.
Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):
■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;
■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);
■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наоборот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстрирующий детям возможности музыкальной предметной среды, создающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.
Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения;
■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполнительской деятельности (пению, игре или танцу, инструментальному музицированию);
■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).
Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).
Содержание музыкальной среды должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.