Краткая биография американского композитора Чарльза Айвза (Айвса). Чарлз айвз биография Биография айвз краткое содержание и самое важное

Краткая биография американского композитора Чарльза Айвза (Айвса). Чарлз айвз биография Биография айвз краткое содержание и самое важное
Charles Edward Ives

Стиль

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

Сочинения

  • Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).
  • Для оркестра - 5 симфоний (1898-98 , 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
  • Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа » (1906, позднее создана оркестровая версия)
  • 2 фортепианные сонаты (в том числе вторая соната для фортепиано - «Concord», 1909-15).
  • 5 скрипичных сонат (в том числе четвертая соната для скрипки с фортепиано - «Детский день в лагере» - «Children’s day at the camp meeting», 1915).
  • Сочинения для органа.
  • Пьесы для различных инструментов (в том числе «Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фортепиано, 1903-24).
  • Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).
  • Статьи о четвертитоновой музыке (в том числе «Some quartertone impressions», 1925).

Тексты

  • Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972

Память

Литература о композиторе

  • Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. Москва: Советский композитор, 1991.
  • Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 1, с. 74-75.
  • Рахманова М. Чарльз Айвс, «СМ», 1971, № 6, с. 97-108.
  • Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
  • Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
  • Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
  • Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
  • Charles Ives and His World/ J. Peter Burkholder , ed. Princeton: Princeton UP, 1996.
  • Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
  • Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York: Routledge, 2002.
  • Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
  • Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 20 октября
  • Родившиеся в 1874 году
  • Родившиеся в Данбери
  • Умершие 19 мая
  • Умершие в 1954 году
  • Умершие в Нью-Йорке
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы США
  • Композиторы XX века
  • Выпускники Йельского университета
  • Органисты США
  • Академические музыканты США
  • Лауреаты Пулитцеровской премии
  • Лауреаты премии «Грэмми»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Раэ (волость)
  • Мизрахи

Смотреть что такое "Айвз, Чарлз" в других словарях:

    Айвз Чарлз - Айвс (Ives) (1874 1954), американский композитор. Один из основоположников современной американской композиторской школы. 5 симфоний (1898 1915), камерно инструментальные произведения, песни. * * * АЙВЗ Чарлз АЙВЗ (Ives) Чарлз (1874 1954),… … Энциклопедический словарь

    Айвз, Чарлз - АЙВЗ (Ives) Чарлз (1874 1954), американский композитор. Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему. 5 симфонических, камерно инструментальных произведений, сочетающие философскую трактовку темы с тонким… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АЙВЗ Чарлз - (20 X 1874, Данбери, штат Коннектикут 19 V 1954, Нью Йорк) Вероятно, если бы музыканты начала XX в. и кануна первой мировой войны узнали, что в Америке живет композитор Ч. Айвз и услышали его произведения, то отнеслись бы к ним как к… … Музыкальный словарь

    АЙВЗ Чарлз - (Ives, Charles) ЧАРЛЬЗ АЙВЗ с женой. (1874 1954), американский композитор новатор, наиболее самобытная фигура в истории американской музыки. Айвз страстно любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств… … Энциклопедия Кольера - (1874—1954), один из основоположников современной американской композиторской школы. Создал оригинальный синтез популярной и профессиональной композиторской музыки. Пять симфоний (1898—1915), камерно инструментальные произведения, песни … Большой Энциклопедический словарь

    АЙВЗ - (Ives) Чарлз (1874 1954), американский композитор. Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему. 5 симфонических, камерно инструментальных произведений, сочетающие философскую трактовку темы с тонким лиризмом … Современная энциклопедия

Начальное музыкальное образование получил под руководством отца - военного капельмейстера. В 1894-98 учился в Йельском университете, где изучал композицию у X. Паркера и игру на органе у Д. Бака. С 1899 церковный органист в Нью-Йорке и других городах.

В формировании творчества Айвза важную роль сыграла патриархальная обстановка его детских и юношеских лет; в провинции он постоянно слышал народную музыку, был участником сельских музыкальных праздников. Корни его творчества - в народных песнях и религиозных гимнах, в духовой музыке, исполнявшейся деревенскими музыкантами (ранние сочинения Айвза написаны для духового оркестра, в котором он играл на ударных инструментах).

Айвз выработал собственный музыкальный стиль, сочетающий элементы традиционной бытовой музыки с необычными, острыми гармониями, оригинальной инструментовкой. Для творчества Айвза характерны лиризм и юмор, склонность к философичности содержания наряду с рационализмом музыкального языка.

В ряде сочинений Айвз стремился отразить жизнь родины. Так, в эпизодах из 2-й сонаты для скрипки с фортепиано острые столкновения разнохарактерных интонационно-ритмических элементов воспроизводят картины шумных деревенских празднеств.

Айвз начал писать музыку с 90-х гг. 19 века, но до конца 30-х гг. 20 века его сочинения не были известны. (Лишь в 1947 он был удостоен премии Пулицера за 3-ю симфонию, написанную в 1911.) Настоящее признание Айвз получил посмертно, когда американские музыканты открыли в его художественном наследии черты самобытной творческой индивидуальности ярко национального склада и провозгласили Айвза основоположником новой американской школы.

Наиболее известные сочинения Айвза - 2-я соната для фортепиано («Concord», 1909-15), 3-я и 4-я симфонии, увертюра No 2 - изобилуют острыми приёмами диссонантного атонального и политонального письма. Приёмы звукоизобразительности характерны для стиля 4-й сонаты для скрипки с фортепиано «Детский день в лагере» («Children"s day at the camp meeting», 1915).

В некоторых сочинениях Айвз использовал найденную им своеобразную технику серийного письма, а также средства четвертитоновой системы («Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фортепиано, 1903-24). Айвзу принадлежат очерки и статьи о четвертитоновой музыке («Some quartertone impressions», 1925, и др.).

Сочинения: кантата Небесная страна (Celestial country, 1899); для орк. - 5 симфоний (1898-98, 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), Центральный парк в темноте (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и др. программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симф. и камерн. орк., Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театр. орк.; струн. квартет (1896) и др. камерно-инстр. ансамбли; 2 фп. сонаты; 5 скр. сонат; соч. для органа; пьесы для разл. инстр.; соч. для хора, циклы песен на стихи амер. поэтов (114 песен, 1884-1921).

Литература: Рахманова М., Чарльз Айвс, "СМ", 1971, No 6, с. 97-108; Copland A., The Ives case in our new music, N. Y., 1941; Сowell H. and S., Charles Ives and his music, N. Y., 1955; Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.

Г. M. Шнеерсон

(1954-05-19 ) (79 лет)

Стиль

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

Напишите отзыв о статье "Айвз, Чарлз"

Литература о композиторе

  • Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. Москва: Советский композитор, 1991.
  • Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 1, с. 74-75.
  • Акопян Л. О. Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. - М .: «Практика», 2010. - С. 21-23. - 855 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-89816-092-0 .
  • Рахманова М. Чарльз Айвс, «СМ», 1971, № 6, с. 97-108.
  • Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
  • Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
  • Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
  • Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
  • Charles Ives and his world, ed. by J. Peter Burkholder. Princeton (NJ): Princeton University Press, 1996 (сборник статей).
  • Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
  • Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York: Routledge, 2002.
  • Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
  • Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 05-09-2013 (2140 дней))

Отрывок, характеризующий Айвз, Чарлз

– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.

Charles Edward Ives

Стиль

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

Сочинения

  • Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).
  • Для оркестра - 5 симфоний (1898-98 , 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
  • Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа » (1906, позднее создана оркестровая версия)
  • 2 фортепианные сонаты (в том числе вторая соната для фортепиано - «Concord», 1909-15).
  • 5 скрипичных сонат (в том числе четвертая соната для скрипки с фортепиано - «Детский день в лагере» - «Children’s day at the camp meeting», 1915).
  • Сочинения для органа.
  • Пьесы для различных инструментов (в том числе «Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фортепиано, 1903-24).
  • Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).
  • Статьи о четвертитоновой музыке (в том числе «Some quartertone impressions», 1925).

Тексты

  • Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972

Память

Литература о композиторе

  • Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. Москва: Советский композитор, 1991.
  • Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 1, с. 74-75.
  • Рахманова М. Чарльз Айвс, «СМ», 1971, № 6, с. 97-108.
  • Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
  • Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
  • Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
  • Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
  • Charles Ives and His World/ J. Peter Burkholder , ed. Princeton: Princeton UP, 1996.
  • Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
  • Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York: Routledge, 2002.
  • Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
  • Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 20 октября
  • Родившиеся в 1874 году
  • Родившиеся в Данбери
  • Умершие 19 мая
  • Умершие в 1954 году
  • Умершие в Нью-Йорке
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы США
  • Композиторы XX века
  • Выпускники Йельского университета
  • Органисты США
  • Академические музыканты США
  • Лауреаты Пулитцеровской премии
  • Лауреаты премии «Грэмми»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Айвз, Чарлз" в других словарях:

    Айвс (Ives) (1874 1954), американский композитор. Один из основоположников современной американской композиторской школы. 5 симфоний (1898 1915), камерно инструментальные произведения, песни. * * * АЙВЗ Чарлз АЙВЗ (Ives) Чарлз (1874 1954),… … Энциклопедический словарь

    Айвз, Чарлз - АЙВЗ (Ives) Чарлз (1874 1954), американский композитор. Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему. 5 симфонических, камерно инструментальных произведений, сочетающие философскую трактовку темы с тонким… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (20 X 1874, Данбери, штат Коннектикут 19 V 1954, Нью Йорк) Вероятно, если бы музыканты начала XX в. и кануна первой мировой войны узнали, что в Америке живет композитор Ч. Айвз и услышали его произведения, то отнеслись бы к ним как к… … Музыкальный словарь

    - (Ives, Charles) ЧАРЛЬЗ АЙВЗ с женой. (1874 1954), американский композитор новатор, наиболее самобытная фигура в истории американской музыки. Айвз страстно любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств… … Энциклопедия Кольера - (1874—1954), один из основоположников современной американской композиторской школы. Создал оригинальный синтез популярной и профессиональной композиторской музыки. Пять симфоний (1898—1915), камерно инструментальные произведения, песни … Большой Энциклопедический словарь

    - (Ives) Чарлз (1874 1954), американский композитор. Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему. 5 симфонических, камерно инструментальных произведений, сочетающие философскую трактовку темы с тонким лиризмом … Современная энциклопедия



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Сочинения
  • 4 Тексты
  • 5 Литература о композиторе

Введение

Чарлз Эдвард Айвз, 1913

Чарлз Эдвард Айвз (англ. Charles Edward Ives ; 20 октября 1874, Данбери, Коннектикут - 19 мая 1954, Нью-Йорк) - американский композитор.


1. Биография

Айвз около 1899

Сын военного капельмейстера, рано приобщившего сына к музыке. Начиная с 13 лет, Айвз многие годы был органистом в церкви. Закончил Йельский университет (1894-1898) по специальности композиция, изучал композицию у X. Паркера и игру на органе у Д. Бака. С 1899 года – церковный органист в Нью-Йорке и других городах. В дальнейшем служил в различных страховых компаниях, организовал собственную фирму, сделал ряд нововведений в области страхования недвижимости. Добился значительного успеха в бизнесе, что позволило ему содержать семью, не занимаясь музыкой профессионально. После 1907 стал испытывать сердечное недомогание, к которому с годами прибавился диабет и другие недуги. С 1926 года практически прекратил сочинять, в 1930-х оставил службу. Дружил со многими известными композиторами США (в том числе с Карлом Раглсом).


2. Творчество

В формировании творчества Айвза важную роль сыграла патриархальная обстановка его детских и юношеских лет; в провинции он постоянно слышал народную музыку, был участником сельских музыкальных праздников. Корни его творчества - в народных песнях и религиозных гимнах, в духовой музыке, исполнявшейся деревенскими музыкантами (ранние сочинения Айвза написаны для духового оркестра, в котором он играл на ударных инструментах). Айвз выработал собственный музыкальный стиль, сочетающий элементы традиционной бытовой музыки с необычными, острыми гармониями, оригинальной инструментовкой. Для творчества Айвза характерны лиризм и юмор, склонность к философичности содержания наряду с рационализмом музыкального языка. В ряде сочинений Айвз стремился отразить жизнь родины. Так, в эпизодах из 2-й сонаты для скрипки с фортепиано острые столкновения разнохарактерных интонационно-ритмических элементов воспроизводят картины шумных деревенских празднеств.

Айвз начал писать музыку с 90-х годов 19 века, но до конца 30-х годов 20 века его сочинения не были известны. Музыка Айвза, разрабатывавшего американские фольклорные, религиозные и популярные мотивы, но при этом склонного к эксперименту, при его жизни исполнялась редко. Ситуация начала меняться лишь в 1940-х годах, когда Айвз получил высокую оценку Арнольда Шёнберга, стал лауреатом Пулитцеровской премии (1947)за 3-ю симфонию, написанную в 1911 году. Настоящее признание Айвз получил посмертно, когда американские музыканты открыли в его художественном наследии черты самобытной творческой индивидуальности ярко национального склада и провозгласили Айвза основоположником новой американской школы. В 1951 премьерой Второй симфонии Айвза (1907-1909) продирижировал Леонард Бернстайн. В настоящее время Айвз признан одним из наиболее значительных композиторов США.

Наиболее известные сочинения Айвза - 2-я соната для фортепиано ("Concord", 1909-15), 3-я и 4-я симфонии, увертюра № 2 - изобилуют острыми приёмами диссонантного атонального и политонального письма. Приёмы звукоизобразительности характерны для стиля 4-й сонаты для скрипки с фортепиано "Детский день в лагере" ("Children"s day at the camp meeting", 1915). В некоторых сочинениях Айвз использовал найденную им своеобразную технику серийного письма, а также средства четвертитоновой системы ("Три четвертитоновые пьесы" - "Three quartertone piano pieces" для двух фп., 1903-24). Айвзу принадлежат очерки и статьи о четвертитоновой музыке ("Some quartertone impressions", 1925, и др.).

Айвз - автор шести симфоний (шестая, «Всемирная», 1915-1928, не была завершена), кантаты «Небесная страна», двух струнных квартетов, пяти сонат для скрипки и фортепиано, множества камерных сочинений для разных составов, сборника «114 песен» (1922) и др.

В честь Айвза назван кратер на Меркурии.


3. Сочинения

  • Кантата Небесная страна (Celestial country, 1899).
  • Для оркестра - 5 симфоний (1898-98, 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), Центральный парк в темноте (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
  • Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли.
  • 2 фортепианные сонаты.
  • 5 скрипичных сонат.
  • Сочинения для органа.
  • Пьесы для различных инструментов.
  • Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).

4. Тексты

  • Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972

5. Литература о композиторе

  • Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. Москва: Советский композитор, 1991.
  • Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973 - 1982, Т. 1, с. 74-75.
  • Рахманова М. Чарльз Айвс, "СМ", 1971, № 6, с. 97-108.
  • Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
  • Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
  • Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
  • Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
  • Charles Ives and His World/ J. Peter Burkholder , ed. Princeton: Princeton UP, 1996.
  • Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
  • Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York: Routledge, 2002.
  • Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
  • Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.