Творческие работы по литературе. Творческие работы по литературе Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Творческие работы по литературе. Творческие работы по литературе Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита » произвел на меня неизгладимое впечатление ещё в детстве, когда я впервые открыла эту философски сильную и совсем непонятную мне книгу. Третий, и надеюсь не последний раз, мне предстояло прочесть эту книгу совсем недавно.
Итак, в романе «Мастер и Маргарита» автор использует писательский приём «книга в книге», где очень чётко, но меж тем гладко две параллельные сюжетные линии прошлого и настоящего времени. Здесь затронуты практически все земные чувства и темы для размышлений: Что такое религия? Как на самом деле воспринимать справедливость? В чём заключается смысл любви и достойна ли она жертв?
Больше всего меня, как девушку, конечно, затронула тема любви Мастера и Маргариты. Они узнали друг друга по глубокому одиночеству, и их жизнь преобразилась с тех самых пор, когда Маргарита побывала в гостях у Мастера. Отказавшись от роскошной жизни с богатым мужем и достатка, она навечно, по словам автора, ушла из несчастливой жизни. Оттого что для счастья ей нужен был лишь он. Мастер. Верность Маргариты заключалась в тех часах и мгновениях одиночества и томления без возможности получить хоть какое-то известие о Мастере, во второй части книги, кроме того, от любви в жизни героини проснулось бесстрашие к жизни и смерти. Апогеем их любви стал роман Мастера, произведение, которое было дорого как ему самому, так и Маргарите. Она обещала уберечь его, спасти от уничтожения. Занимательно, что и сам Булгаков когда-то сжёг первый вариант романа, и лишь спустя два года сел за него вновь. Так автор даёт своему герою – ниточку собственных переживаний. Что же касается жертвенности – то здесь, Булгаков, благодаря поступку Маргариты открывает для нас её понятие через всё ту же любовь – когда приходит время просить, Маргарита просит не для себя, я преисполненная новым чувством человеколюбия – просит для Фриды. Ведь самой героини больше ничего не надо, кроме как быть рядом с Мастером, «беречь его сон».
Трагедия этой любви заключается в том, что Мастер и Маргарита – были непонятны окружающими, они бросали вызов миру, и были вознаграждены Булгаковым. Он отправил их не в рай, они не заслужили, не в Ад, слишком сильны были прекрасные чувства в их душах, а «на покой».
На мой взгляд, это произведение для людей всех возрастов. Каждый может найти в неё что-то интересное для себя, прикоснуться к загадочным и мистическим обстоятельствам, ощутить переживания, задуматься о философии и религии. Это многоразовое произведение. При каждом новом прочтении, оно сияет иными, не виданными до этого гранями.

Конспект урока.

Урок литературе по теме:

Цели:

Просмотр содержимого документа
««Предательство и верность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»».»

Учитель: Рой Светлана Михайловна.

Конспект урока.

Урок литературе по теме:

«Предательство и верность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»».

Цели:

Анализируя произведение, подвести учащихся к ответу на вопрос: «Что такое трусость, предательство и верность?»;

Развивать образное мышление, креативность учащихся, формировать коммуникативную культуру учащихся;

Формировать чувство ответственности перед временем и людьми.

Ход урока :

    Актуализация знаний учащихся.

– В какие годы работал над романом «Мастер и Маргарита» М. Булгаков? Что это было за время?

– Почему при жизни писателя роман не был опубликован?

    Мотивация деятельности учащихся.

– В густонаселенном мире романа Булгакова «Мастер и Маргарита» действует много героев. Одни из них сохраняют до последних дней своей жизни верность своим убеждениям, верность друг другу. Другие стали отступниками и предателями.

Как же появляются предатели? И что такое верность? Как вы считаете, нужно ли говорить об этом сегодня? Надеюсь, что обоснованно ответить на эти вопросы мы сможем в конце урока.

    Индукция.

Учитель читает отрывок из романа (гл.2) «Зачем же ты бродяга…»

И. Эренбурга «Верность»

Верность тебе лишь. Верность

Веку, морям, судьбе,

Если терпеть. Без сказки,

Спросят – прямо ответь,

Если к столбу – без повязки,-

Верность умеет смотреть.

    Самоконструкция.

– Кто из героев в этой сцене ведет себя как настоящий герой, сохраняя верность своим убеждениям? Кто отступил от своих убеждений?

А теперь сформулируйте, что такое предательство и верность?

    Групповая работа.

1 группа.

1. Что удивило Понтия Пилата в рассказе Иешуа?

    Проследите. Как ведет себя Пилат во время допроса Га-Ноцри?

    Почему прокуратор утвердил смертный приговор Синедриона, хотя знал Иешуа не виновен.

2 группа.

    Как был наказан Пилат за свое предательство?

    Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь Иешуа, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют?

    Каков финал судьбы Пилата? Почему он был прощен?

    Чем предательство Пилата отличается от предательства Иуды?

3 группа.

    Каким изобразил Иешуа Булгаков? В чем непоколебим этот философ и целитель?

    Чем был опасен Иешуа для тоталитарного Рима? В чем его сила?

    Можем ли утверждать, что он «заслужил свет»?

4 группа.

    Почему была организована травля Мастера? Что не устраивало литераторов в романе, написанном Мастером?

    Почему Мастер оказался в психиатрической клинике?

    Почему Мастер «не заслужил свет. Он заслужи покой»?

5 группа

    Как были наказаны Воландом в Москве предатели и доносчики7

    Кто из героев удостоен вечной смерти? Почему?

6 группа

    Можно ли сказать, что Левий Матвей является верным учеником Иешуа, а Иван Понырев -Мастера?

    Докажите, что любовь Мастера и Маргариты была настоящей, верной и вечной.

Представление своих работ.

В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной в романе?

Почему появляются отступники и предатели?

Творчество.

Ученики дополняют записанные ранее определения.

Сочинение- миниатюра «Трусость - мать жестокости».

Рефлексия.

Над чем нас заставил задуматься сегодняшний урок?

Домашнее задание.

    История Мастера;

    Изображение мира искусства в романе.

    Проблема творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Верность

Над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков работал до последнего дня своей жизни. Именно эта работа принесла ему посмертную мировую славу. В ней автор знакомит нас с искренне любящими героями, готовыми пройти через множество жертв лишь бы быть вместе навсегда. Маргарита - красивая, молодая женщина, которая замужем за достойным человеком, который дает ей и достаток, и спокойствие. Но героиня не любит своего мужа. С первой же минуты он полюбила скромного и ничем не выдающегося писателя по имени Мастер .

В ходе романа мы узнаем, что героиня готова жить в коморке, терпеть материальные лишения, но только, чтобы любимый ею Мастер всегда был рядом. Такой и представляет идеальную любовь М. А. Булгаков, наделивший своих героев неординарными характерами и задатками. Навеки вошла в мир русской литературы фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Любовь поэтическая, любовь земная, любовь героическая - вот та сила, которая движет всеми событиями романа «Мастер и Маргарита».

Однако влюбленным на смену счастью приходит горькое расставание. Тогда автор им на помощь отправляет профессора черной магии и «князя тьмы» всемогущего Воланда . Возникает вопрос: Как такому светлому чувству на помощь автор мог отправить темные силы? У Булгакова был особый подход к любви. Он не делил это чувство на светлое или темное, и вообще не относил его ни к какому разряду. Любовь - это такое чувство, которое можно было рассматривать наравне с жизнью или смертью. Она могла быть как порочной, так и божественной. Также автор по отношению к ней использует следующие эпитеты: верная, настоящая, вечная, всепрощающая, искупающая.

Именно такой была любовь у Мастера и Маргариты, за что им Воланд подарил вечное счастье и вечный покой. За это, однако, была заплачена недешевая цена. Обеспокоенная исчезновением своего возлюбленного, Маргарита соглашается на все, что ей предлагают подельники Воланда. Она превращается и в ведьму, и в королеву сатанинского бала, и выпивает кровяного напитка из бокала-головы покойного Берлиоза , и учиняет разгром в доме критика Латунского, из-за которого у Мастера начались проблемы. Ключевой сценой в романе является бал у сатаны, во время которого Маргарита выступает не только как королева торжества, но и как непосредственный участник на приеме бывших грешников: убийц, палачей, грабителей.

Во время бала ее внимание привлекает одна печальная гостья, зовут которую Фрида . Ее грех слишком тяжкий. Она детоубийца, которой вот уже тридцать лет подносят тот самый платок, которым она задушила собственного ребенка. Маргарита искренне жалеет ее и в счет своего единственного желания просит Воланда освободить эту несчастную от дальнейших страданий. При этом мессир понимает, что она жертвует ради чужого человека своим личным счастьем, поэтому он все-таки возвращает ей Мастера. Сила настоящей любви велика и способна творить чудеса. В награду за свою верность и любовь, герои Булгакова в конце романа получили заслуженный покой.

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью - кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.

«Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит»

Самый знаменитый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — многослойное произведение, в котором присутствуют несколько планов (в том числе и временных), множество тем, богатая проблематика и горькая сатира на общество под гнетом сталинского режима. У писателей, которые обличают пороки общества, отдельных граждан или политического режима, всегда хочется спросить: «Кто виноват – мы уже поняли, что делать то?». В отличие от многих из них, Михаил Булгаков дает ответ: спасение — в любви. Не в религии, не в другой политической системе, не в отшельничестве и забвении, а именно во всепоглощающей, отважной, самозабвенной любви.

Отношения Мастера и Маргариты – запретные с точки зрения общественной морали. Она – жена успешного человека, он – одинок. Опальный писатель не мог встроиться в советский быт, с ним и здороваться опасно было. В репрессивные сталинские времена представители власти никого не щадили: жертвы беспрецедентного геноцида (когда правитель истребляет собственный народ) исчисляются миллионами. Не удивительно, что Мастер хотел уберечь Маргариту от участи жены преступника, а, может быть, и вдовы, и ссыльной, и заключенной. Брали целыми семьями. Он не мог предложить избраннице и десятой части того, что обеспечивал ей муж.

Маргарита, в свою очередь, не могла просто взять и уйти из семьи. Таким необдуманным поступком она бы не оставила любимому выбора, он вынужден был бы зарабатывать деньги, то есть должен задушить в себе творца, мыслящего человека, честного и свободного мужчину. Маргарита смогла бы убить Мастера в возлюбленном? Нет. Поэтому они оставались любовниками и остро чувствовали свое унизительное, рабское положение; жизнь во лжи угнетала этих искренних людей. Таким образом, их союз с самого начала был обречен на мученичество, даже если бы они сочетались законным браком.

Но что есть законный брак? Это высмеянное Булгаковым общество решает, что законно? Или жестокая власть, погрязшая в пороках? Наверное, брак можно назвать лишь гражданским союзом, то есть отношениями между гражданами. Люди – граждане по отношению к государству. Но какое право государство имеет учить нас морали? Это то государство, которое истребляет, травит и унижает нас? Никто, кроме самих любящих людей, не может судить, нравственно ли их чувство. Много ли добродетельных жен разделит с мужем любую участь? К сожалению, нет. Их клятвы – пустые формальности. А Маргарита без посулов и обещаний пошла на сделку с дьяволом, лишь бы узнать, что случилось с Мастером. Она пожертвовала не только телом, но и душой. Эти двое связаны нерасторжимыми узами.

Жертвовал и Мастер. Когда он попал под арест, а после в сумасшедший дом, он не искал способа сообщить Марго о своей беде. Она, пользуясь связями и деньгами мужа, могла бы что-то сделать для любовника или хотя бы скрасить его досуг. Но он, напротив, пытался вычеркнуть ее из памяти, надеясь, что она забудет его, будет жить хотя бы в безопасности и в комфорте. Для блага любимой женщины Мастер хотел уйти из ее сердца, освободить ее, ведь без него Маргарита могла рассчитывать на спокойное обеспеченное существование. Высшая сила этой любви в полном самоотречении. Такой же безмолвный подвиг совершил, например, Желтков в «Гранатовом браслете» Куприна.

Любовь Маргариты заключается не только в жертве, но и в том, что она принимала и понимала Творца в возлюбленном. Она любила его роман, воспринимала его судьбу, как свою. Разрушая квартиру критика Латунского, Марго мстила за оскорбленное, непринятое творчество Мастера, мстила за все отвергнутое и забытое свободное искусство. В этом фрагменте она – мстительная Клио – муза истории. Под ее ударами гибнет лживое приспособленчество, изображающее культуру перед диктатором. Не многие женщины могут разделить призвание мужа, его божественное предназначение. Марго же все понимает, а потому опекает и защищает Мастера, менее приспособленного к практической жизни.

Политические реалии, надо сказать, мало зависят от общества. Так же общество мало зависит от индивида. Он приходит в социум и либо принимает его устав, либо приносит свой и расплачивается за это. Если обстановка в окружающем мире выдавливает из раба человека, то как можно принять ее? Единственный способ сохранить самобытность и душевное здоровье – любить так сильно, чтобы лучшие качества возобладали над худшими, а внешний мир ушел на второй план и не смог отобрать у личности свободу. Сегодня никто ничего не отбирает, мы сами отдаем независимость за иллюзорные блага, карьеру, показной успех и псевдосчастье, неотличимое от комфорта. Булгаков это предвидел и хотел предупредить читателя. Самое главное – это гармония во внутреннем мире, она зависит только от нас и от нашей способности принять любовь «как убийцу из-за угла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!