Искусство элемент духовной культуры кратко. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Искусство элемент духовной культуры кратко. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Вступление

Духовная культура

1 Искусство как часть духовной культуры

2 Мораль как форма духовной культуры

3 Философия - как часть духовной культуры

4 Религия как элемент духовной культуры

Духовная культура личности

1 Влияние науки и образования на духовное развитие личности

Проблемы современной отечественной культуры

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение eгo самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека». Г.П. Федотов (1886-1951) русский религиозный мыслитель и историк

Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами.

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений, это качество сознания.

Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех видов духовного освоения мира, способ общественной жизнедеятельности, обеспечивающий производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей людей. Духовная жизнь - это не уход в себя, а одухотворение всего окружающего .

Самодвижение выступает как способ существования общества и может выражаться как в формах самораспада, так и в формах саморазвития. Дистанция от формы самораспада до формы саморазвития определяется уровнем самоорганизации общества. В отношении к обществу особенно важным становится критерий, указывающий на соотношение, с одной стороны, резервов, реальных возможностей, накопленных в обществе, а с другой их реализованности на уровне данной самоорганизации. Это соотношение определяет, в какой степени самодвижение общества становится его саморазвитием .

Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них - потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. К формам общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

Культура - это мир человека, способ его бытия. Это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:

) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);

) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);

) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);

) ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения) .


1. Духовная культура


Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Это своеобразная целостность литературы, искусства, науки, нравственности, религии. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости, формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе .


.1 Искусство как часть духовной культуры


В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство - сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира. Замечательным свойством искусства является его способность объединять людей, вызывать у них одинаковые чувства и мысли. Это позволяет ему играть особую роль в системе межнационального и межчеловеческого понимания, превращает его в универсальный язык международного общения. Оно сближает народы, позволяет им лучше узнать друг друга.

Искусство в обществе выполняет функцию ориентирования человека и его подтягивания на определенный уровень культуры, уровень мышления, понимания, проникновения мыслью, созданием, чувством в духовную жизнь общества и духовный мир, созидаемый обществом, как особую среду обитания, проживания человека. Если мы в самом деле имеем дело с подлинным, адекватно выражающим свою сущность, отвечающим своему понятию искусством, то оно неминуемо и неумолимо будет служить прогрессу, поскольку в его основе лежит постижение человека в его беспрерывном восхождении по линии внутреннего духовного совершенствования, обогащения, приобретения новых возможностей и сил, новых качественных определений. Без обращения к искусству, без взаимодействия с ним невозможно никакое цивилизованное общество. В отношении к самоорганизации общества искусство выступает как механизм, выполняющий функции контроля и самоконтроля за ходом развития общества, как инструмент, проверяющий меру человечности общества и степень его гуманистической целеустремленности. В этом случае искусство выступает как зеркало, в которое общество может смотреться, в котором оно может изучать себя в собственно человеческих измерениях и оценивать степень его соответствия установкам и определениям, идущим от содержания и смысла человеческой жизни .

Искусство есть одна из форм познания жизни. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в глубинные процессы психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств и воли.

С самого начала своего существования искусство было призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека и природу. В современном обществе оно является важной сферой его культуры, его специфическим языком, на котором она говорит с человеком, утверждая красоту и добро.

Искусство воспитывает и формирует личность человека, его отношение к жизни, позволяет ему лучше осознать свое место в жизни, помогает формировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях, учит его доброте, мужеству, справедливости, честности, трудолюбию - словом, всему прекрасному, что свойственно людям. Искусство влияет на человека, ориентирует и совершенствует его нравственно.

Искусство приобретает относительно самостоятельное развитие в структуре общества, однако, сохраняя в качестве своей ведущей функцию обеспечения человека необходимым духовным опытом как внутренним условием самоорганизации и самодвижения общества. Искусство все в большей степени становится невосполнимым никакими другими механизмами средством перевода человека на высшие этажи культуры, на те ее уровни, которые обеспечивают обществу его реальное поступательное развитие на основе компетентности и понимающего чуткого интеллекта его членов. Вот почему ослабление в деятельности художников, деформация функций искусства и отвлечение художественного творчества от его главных целей и задач приводят к значительному понижению культуры в массе населения. Это происходит не в силу того, что люди постепенно опускаются, не имея в качестве доброго ориентира и важного стимула искусства, но потому, что они перестают подниматься, остаются в иных уровнях и слоях культуры, не осознают необходимости и не испытывают потребностей и желания подняться выше. Тем самым возникает тормозящий эффект и в процессах самоорганизации и саморазвития общества, обусловленный недостаточной восприимчивостью сознания, недостаточной маневренностью и гибкостью мышления, недостаточностью кругозора, духовного опыта для обеспечения эффективной системы самоорганизации, ее саморазвития .

Искусство, являясь достаточно самостоятельной и важной сферой культуры общества, активно взаимодействует и с другими формами духовной культуры - религией, моралью, наукой .

1.2 Мораль как форма духовной культуры


Мораль - особая область культуры и она отличается от других форм. Мораль - это система норм поведения людей, принятых в обществе. Мораль - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. .

Она ориентирует людей на принятие во внимание не только своих интересов, но и интересов окружающих. Поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание и сосуществование представителей разных культур. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели.


.3 Философия - как часть духовной культуры


Философия - особая форма познания мира, специфическая форма духовной деятельности человека, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.

Являясь духовным выражением человеческой деятельности, философия пытается понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека. В философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир .

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему. Возможно, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления философия обладала этим статусом, но затем утратила его, абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего времени - необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни .

духовный гуманистический общество личность

1.4 Религия - как часть духовной культуры


Религия возникла еще в древности и, претерпев различные изменения, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни. Связано это с тем, что в истории человечества не было ни одного народа, который не знал бы религии. В любом обществе религия, как часть культуры, является одним из основных социальных факторов.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения . В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Религия влияет на общество сообразно своим специфическим чертам, отраженным в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру .

И философия, и религия в соперничестве с искусством стремятся освоить и усвоить его формы, его технологию общения с самой широкой (так же как и с самой узкой, избранной) аудиторией. И если религиозно-церковные направления в ходе развития культуры общества ориентированы в воздействии на организацию и самоорганизацию общества на эталоны и образцы прошлого, то искусство и художественная культура в ее объективном значении, реальном смысле обслуживают именно в направлении преодолений прошлого, самообновлений, самоорганизации и саморазвития. То, что философия разрабатывает теоретически, как понимание мира, то искусство, религия стремятся практически освоить его. Но если религия осваивают традиционный, устойчивый мир, то искусство осваивает мир движения, развития, самообновления, самоорганизации, мир противоречий, мир прогнозов и предвидений, интуитивного ощущения будущего и меткого высвечивания его мельчайших ростков и признаков в современном .

2. Духовная культура личности


К духовной культуре личности относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Духовная культура является важнейшей, базисной характеристикой личности. Она проявляется как устремленность личности к избранным целям и ценностям, как способность к духовной жизни. Однако эта способность заложена в личности потенциально, поэтому необходима система специально созданных психолого-педагогических условий и средств для ее эффективного формирования. Одним из действенных средств формирования духовной культуры личности выступает искусство как система гуманистических и духовных ценностей.

Включенные в содержание эстетического воспитания гуманистические ценности искусства как система эмоционально-ценностного отношения к прекрасному присутствуют там потенциально и нуждаются в выявлении. Будучи выявлены, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой формирования духовной культуры современных школьников, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску ценностных ориентаций и смысла жизни.

Формирование духовной культуры личности на основе гуманистических ценностей искусства должно осуществляться не как освоение знаний по различным областям искусства, а как присвоение духовно-нравственных ценностей, раскрытие творческих способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров.

Необходимо наличие четкой концепции и системы методов и форм обучения, создающих мотивационное обеспечение деятельности педагогов и воспитанников через переживания, сопереживания, познания и постижения образов искусства.

Педагог, формирующий духовную культуру современного школьника, должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств: быть учителем Искусства, выступать носителем культуры, нести ее в себе; оказывать поддержку индивидуальному духовному и творческому развитию и саморазвитию личности; предоставлять личности необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, свободу выбора содержания и способов творческой деятельности в различных сферах искусства .


.1 Влияние науки и образования на духовное развитие личности


Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Роль образования проявляется в том, как оно влияет на формирование личности. Многие личностные черты человека определяются не только природными данными, но и приобретенными в определенных условиях социальной жизни. Образование не может не корректировать личность и не формировать определенные ее качества. Это зависит от самой образовательной среды, структуры знаний и технологии образования, воспитательных процессов. Образование предназначено для формирования профессионального сознания. Наиболее важными из тех качеств человека, которые определяются образованием, являются:

система ценностей человека. По мере получения знаний, освоения навыков обогащается и корректируется система ценностей человека. Образование соединяет гуманитарные ценности с профессиональными, усиливает действенность определенных видов ценностей, мотивирует общественную значимость деятельности человека;

система интересов также находится под воздействием образования.

Интерес - это стремление к достижению определенного результата. Образование расширяет возможности человека в постановке целей его деятельности и делает возможным и реальным движение к этой цели. Это связано не только с построением профессиональной карьеры, но и с духовным удовлетворением человека;

образование меняет качество деятельности человека, увеличивает ее интеллектуальную составляющую;

только в образовательном процессе возможно распознавание и эффективное развитие индивидуальных способностей человека;

образование является основой траектории карьеры личности. Оно открывает пути дальнейшего профессионального роста и развития;

социальный статус человека также определяется образованием. Положение в обществе не может не волновать личность. Образование способствует возможности сознательно регулировать или изменять это положение. Итогом всех этих факторов является роль образования в формировании культуры как личной, так и общественной .

Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук. Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки, разработка принципов новой российской экономики, путей созидания гражданского общества и правового государства, добывание достоверных сведений о прошлом Родины и мира требуют значительного числа образованных экономистов, юристов, историков. Так наука и образование создают национальное богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории .

3. Проблемы современной отечественной культуры


Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжёлое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - всё это появилось на почве бездуховности. Наиболее существенные проблемы, связанные с общим состоянием духовной жизни российского общества, на мой взгляд, следующие:

сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации, разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства;

опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования. Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье;

тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием и экономики страны в целом, и материально-технического обеспечения культуры в частности. Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры. Коммерциализация культуры значительно снижает ее уровень и вместе с ней - культурный уровень народа, замедляет или вовсе прекращает культурный прогресс общества;

очевидное падение уровня художественного вкуса. Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения;

происходит значительная переориентация общественного сознания - с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия .

Подход к решению проблем культуры в России следует искать не вовне, и внутри самого российского общества, изучать процессы, протекавшие в нем в последнее десятилетие и получившие развитие в начале XXI века. Конечно, вернуть утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой - значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Культура и общество тесно связаны и не могут существовать отдельно друг от друга. Культуры не может быть вне общества, социума, и, наоборот, общество непредставимо вне культуры, проявляющейся в тех или иных видах человеческой деятельности .

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслями и чувствами, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

Духовность человека определяется всей его жизнью, тем как он живёт и поступает в тот или иной ситуации, его отношением к окружающему миру. Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен.

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием материальных ценностей. Велика опасность потери духовной культуры, как ценности, для поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. - 271 с.

. «Самоорганизация в природе и обществе» // СПб.: Наука, 1994. - 129 с.

Соловьев В. Толковый словарь по философии.

Философия: Учебник для вузов. Издатель: Норма Город печати: Москва

Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:, 2001. - С. 124

Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В.И. Жукова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. - 384 с.

Неменский Б.М, Мудрость красоты. Изд. 2-ое, перераб. и доп. - М., 1987.

Корчак Я. Воспитание личности. Книга для учителя. М. Просвещение. 1992г. 288 с.

Добрынина В.И., Большаков А.В. Актуальные проблемы культуры XX века. М. «Знание», 1993г.

Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие. Под ред. Т.Ф. Кузнецовой М.: Издательский центр "Академия", 2003 - 607 с. Стр.2) Год печати: 2005 Количество страниц: 241


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Принципы морали:

Гуманизма

Патриотизма

Оптимизма

Толерантность

Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.

Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.

Мораль – должное, а нравственность - сущее

Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.

Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека.

Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам

Национальные религии: Конфуцианство(Китай), Иудоизм(Полестина), Синтаизм.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.



· МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.

· РЕЛИГИЯ (благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами) . Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религтя раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.

Сердцевиной духовной жизни человека выступает общественное сознание, представляющее совокупность чувств, идей, теорий, эстетических и религиозных образов, этических ценностей, отражающих все многообразие бытия человека. Важным элементом общественного сознания являются его формы - система определенных взглядов, идей, в которых отражаются соответствующие стороны общественной жизни. Каждая из форм общественного сознания духовно воспроизводит отношения, складывающиеся между людьми. Среди множества форм общественного сознания особое место занимают мораль, религия и искусство. Это формы, которые формируют в сознании человека нравственное, символическое и прекрасное.

История человеческой культуры возникновение «человека разумного» связывает не только с его трудовой деятельностью, но и с нормативным урегулированием общественной жизни и отношений между людьми. Именно с появлением норм морали появляется как сам человек, так и человеческое общество. Первоначально правила морали существовали в виде запретных норм - табу и вето. Возникновение системы табуации сопровождалось как формированием индивидуального и общественного сознания, так и развитием нравственного самосознания. Морализация общественной жизни обусловила появления моральных ценностей. В первую очередь это такие ценности, как добро, долг, совесть, достоинство, стыд. Постепенно моральные ценности становятся нормами поведения и одним из важных регуляторов общественных отношений. Формирование нравственных отношений не только изменяло характер моральных правил и оценок, но и совершенствовало первобытное общество. Ведь не зря слово «этика» первоначально обозначало места обитания и совместного проживания, образовавшись от термина etnos (этос). Позже под этим термином стали понимать нрав, характер, темперамент, обычай.

Основоположник этической науки, древнегреческий философ Аристотель от термина etnos (этос) образовал прилагательное «этический» для характеристики человеческих качеств, т.е. человеческих добродетелей. Науку, которая изучает моральные добродетели, он обозначил словом «этика». По аналогии с термином «этический» древнеримский философ Цицерон образовал слово «моральный» (moralis ), от которого чуть позже возникает термин «мораль» (moralitas ). Таким образом, термины «мораль» и «этика» по своему этимологическому происхождению тождественны.

Сегодня под словом «этика» понимают философскую науку, а под словом «мораль» предмет изучения этики . С XVIII века этическая мысль наряду с термином «мораль» использует близкое по смыслу понятие «нравственность». Нравственность - исконно русское слово, образующееся от слова «нрав» и обозначающее характер. По мнению одних исследователей, термины «нравственность» и «мораль» следует рассматривать как синонимы. Другие считают, что нравственность соответствует индивидуальному поведению, а мораль - это массовое поведение. Третьи нравственность рассматривают как содержание - практические действия, а мораль как форму общественного сознания. По нашему мнению, понятия «мораль» и «нравственность» следует отграничивать друг от друга.

Итак, этика - философская научная дисциплина; учение о морали (нравственности) как особой формы общественного сознания . Мораль - совокупность исторически обусловленных норм (правил), принципов поведения людей, их отношений друг к другу, к социальным группам, к обществу, человечеству в соответствии с общественным мнением и личным убеждением, в процессе материальной и духовной деятельности. Нравственность - это система ценностей, предписаний, принципов и норм определяющая поведение человека в соответствии с его совестью и свободной волей.

Мораль в современном ее понимании прошла сложный и длительный путь своего развития. Изучение этого пути весьма важно для понимания сущности морали. Эволюцию морали, ее особенности развития в настоящее время можно проследить, рассмотрев ряд направлений в этике, объединяющих родственные этические теории. Каждая теория - это история, это новое видение морали с ее специфичными чертами и сущностными особенностями, это отражение общественной жизнедеятельности.

1. Натуралистическое направление выводит мораль из природы человека, т.е. заостряет внимание на биологических предпосылках морали. Данное направление в этике представлено такими мыслителями, как Д. Бруно, Ч. Дарвин, Т. Гекели, П. Лафарг, Г. Спенсер, П. Кропоткин, К. Лоренц и др. Обращая особое внимание на биологические факторы в поведении человека, представители теории отмечают, что целый ряд чувств человека можно обнаружить в инстинктах животных. К таким чувственным инстинктам, по их мнению, можно отнести жалость, сострадание, доброту, альтруизм, взаимопомощь и др.

По мнению советского генетика В. Эфроимсона: «В природе человека заложено много «звериного», но в зверях заложено много «человеческого»» . Интересное высказывание в поддержку биологических факторов в развитии человеческой природы высказал швейцарский психиатр К. Юнг. Ученый утверждал, что мораль не только есть «инстинктивное регулирующее начало дей- ствования, но и начало, которое упорядочивает также совместную жизнь животного стада»А по мнению известного ученого-этолога Д. Мак-Фарленда, «... по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться» .

Вместе с тем это направление имеет и слабые стороны. Натуралистический подход не учитывает тот факт, что жизни человека - это не набор простейших форм поведения, а духовно наполненная высшими ценностями, свободой и творчеством.

  • 2. Теологическое направление в этике основывается на буддистской, христианской, мусульманской и других религиозных теориях морали. Представители теологических теорий, от средневековых богословов Августина Блаженного и Фомы Аквинского до современных представителей философии неотомизма, утверждают божественное происхождение морали, видят задачи этики в том, чтобы научить человека быть послушным Богу, относиться смиренно к его повелениям, считают, что человеку для нравственного совершенствования требуется не разум, руководящий страстями, а вера в Абсолютного Бога. Согласно религиозным этическим концепциям, нравственное поведение человека должно соответствовать его Божественному образу, а повседневные добродетельные проявления должны пропускаться через призму религиозных предписаний. Высшей нравственной ценностью в теологической концепции выступает любовь к Богу и любовь к ближнему.
  • 3. Антропологическое направление в этике зародилось в эпоху Возрождения в идейном столкновении с христианской этикой. В основе антропологических этических концепций лежал методологический принцип, согласно которому мораль рассматривалась как порождение нравственных качеств человека. У истоков данного направления стояли итальянские гуманисты Ф. Петрарка, Дж. Манетти,

П. Браччолини и другие. В Новое время идеи человеческой рациональности как основы нравственности нашли свое отражение в этических воззрения таких мыслителей, как Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, И. Кант, Л. Фейербах и других.

Ярким представителем антропологической этической теории является И. Кант, который обосновал этику из априорных форм сознания. И. Кант утверждал, что нравственное поведение человека - это его выбор. Поэтому человек, правильно совершивший нравственный выбор, сможет подчинить себе свои склонности, нивелировать их и не давать им господствовать над собой. Этими высказываниями немецкий философ утверждал, что мораль исходит из человека, а не привносится извне.

Другой яркий представитель этого направления Л. Фейербах видел источник морали в общественных отношениях. Именно отношения между людьми, по мнению мыслителя, формируют этические принципы, нормы и ценности морали.

4. Социальное направление в этике подчеркивает общественную природу этики. Первые идеи социально-этических теорий появились в воззрениях античных мыслителей, таких как софисты, Демокрит, Аристотель, Эпикур и др. Весомый вклад в развитие социального подхода к морали внесли английские мыслители, основоположники «теории общественного договора» - Ф. Бэкон и Т. Гоббс, для которых созданные государством законы являлись всеобщим мерилом добра и зла и высшим нравственным судьей. Такого рода суждения высказывались французскими просветителями - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбахом (1723-1789), К. Гельвецием и др. По их мнению, решающую роль в формировании нравственных качеств и морали выполняет социальная среда. Отсюда следовал их вывод, что, прежде чем совершенствовать мораль общества и каждого человека, в начале следует изменить социальную среду. Одновременно с этим огромную роль в установлении нравственных ценностей в обществе просветители отводили воспитанию и образованию.

Идеи социального направления в этике активно отстаивались сторонниками марксизма. Основными представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. По их мнению, нравственная составляющая социума тесно связана с общественным бытием, которое определяет общественное сознание людей, одной из форм которого является мораль. Изменения морали связывали с развитием общества и в первую очередь с трансформацией способа производства. Высший нравственный идеал увязывали со строительством бесклассового общества.

Рассмотренные основные направления этической мысли не исчерпывают всего богатства и многообразия этических теорий, а только дополняют друг друга, позволяют многогранно посмотреть на мораль.

Изучение морали в целях полного раскрытия ее сущности и содержания предполагает также выявление ее структурных элементов. В современной философско-этической мысли преобладает мнение, согласно которому в структуре морали выделяют три компонента - моральное сознание, нравственные отношения и моральная практика - деятельность. Структурное разделение морали делается лишь в теории и в целях изучения каждой стороны морали. Выделяемые элементы морали в равной степени зависят друг от друга, а поэтому и могут быть определены один по средствам другого. Так, нравственные отношения представляют воплощенное в практику моральное сознание, а моральная деятельность - это форма реализации нравственных отношений и одновременно практическая форма объективации морального сознания. Кроме того, нравственные отношения одновременно выступают связующим звеном морального сознания и нравственной деятельности, а также способом разрешения противоречий между ними посредством сложившихся нормативов.

Каждый структурный элемент морали имеет свою сущностную характеристику и содержание. Рассмотри их вкратце.

Нравственные отношения выступают одной из форм общественных отношений. Специфика этих отношений заключается в том, что люди, вступая во взаимоотношения друг с другом, берут на себя определенные моральные обязательства, которые обосновываются личными убеждениями, зиждутся на авторитете и дееспособности каждого из участников этих отношений. Нравственные отношения люди застают с рождения и в процессе воспитания усваивают ту или иную систему норм поведения, которая их регулирует.

Содержание нравственных отношений в первую очередь обуславливается той сферой, в которой они проявляются. Наряду с этим в содержании нравственных отношений преломляются общественные и личные интересы. Таким образом, нравственные отношения носят объективно-субъективный характер. Они объективны в том смысле, что складываются под воздействием социально-экономических отношений и находят свое воплощение в поступках и получают объективное предметное существование. Субъективность их заключается в том, что они не могут осуществляться без деятельности сознания людей.

Как и все другие виды общественных отношений, нравственные отношения не существуют в чистом виде и выделяются в качестве самостоятельных благодаря силе научной абстракции. Поэтому необходимо определить, что понимается под нравственными отношениями. Мы приведем несколько дефиниций, каждая из которых раскрывает одну из сторон данного явления.

Нравственные отношения - особый тип общественных отношений, которые составляют одну из сторон морали .

Нравственные отношения есть вид духовных отношений, вторичных по отношению к экономическим связям .

Нравственные отношения - совокупность практических, субъективно-мотивированных зависимостей между людьми, обществом и индивидами, опосредуемых и регулируемых моральными нормами .

Нравственные отношения - это не самостоятельный вид общественных отношений, который можно было бы поставить в один ряд с другими идеологическими отношениями, а сторона или характеристика любого общественного отношения, когда последнее рассматривается с точки зрения моральной ценности связанных с ним поступков и нравов .

Нравственные отношения есть способ регуляции в морали, выражающийся через систему специфических норм, принципов, правил поведения .

На основе приведенных дефиниций выделим специфические черты нравственных отношений.

Во-первых, нравственные отношения - это социально значимые духовные отношения. Во-вторых, нравственные отношения - это интегрирующий элемент морали, соединяющий в единое целое моральное сознание и деятельность. В-третьих, нравственные отношения - это особый тип общественных отношений, составляющих одну из сторон морали. В-четвертых, нравственные отношения - это не самостоятельный вид общественных отношений, а сторона или характеристика любого общественного отношения. В-пятых, нравственные отношения - это особый неинституциональный способ регуляции.

Существующие в обществе нравственные отношения характеризуются своей изменчивостью и многовариантностью. По содержанию нравственные отношения подразделяются:

  • - по обязанностям к обществу (патриотизм, солидарность, долг и т.д.);
  • - на отношения в коллективе (честь, достоинство, ответственность и т.д.);
  • - на отношения индивидуальные (любовь, дружба, искренность, милосердие и т.д.).

По форме нравственные отношения подразделяются на:

  • - предписания, относящиеся к одному представителю сообщества;
  • - предписания, относящиеся ко всему сообществу.

По времени действия нравственные отношения подразделяются:

  • - ситуативные нравственные отношения;
  • - устойчивые отношения.

По способу связи между людьми нравственные отношения различаются:

  • - альтруистические;
  • - эгоистические;
  • - аскетические;
  • - аморалистические;
  • - имморалистические;
  • - утилитаристические;
  • - прагматические; нигилистические.

Характеристику второй стороны морали - нравственной

деятельности (моральной практики) - следует начать со слов русского философа В. Г. Белинского: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то в этих отношениях, - и больше нигде, должно искать пример нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какой системы, какого учения и какой категории нравственного он держится» .

0 значимости практической сферы нравственности в структуре морали говорили многие философы прошлого. Так, античный мыслитель Аристотель утверждал, что хороший человек становится справедливым, только творя дела справедливые, а без этого нет никаких оснований считать его хорошим . Р. Декарт считал, что мнения людей следует оценивать по их действиям, а не по тому, как они говорят . Аналогичную мысль высказал немецкий философ Г. Гегель: «Что человек делает, таков он и есть... человек есть не что иное, как ряд его поступков» .

Данные высказывания не противопоставляют мораль действиям человека. Они подтверждают то, что мораль существует в самой структуре поведения человека, выступает его существенным свойством. Вне деятельности человека нет морали.

Различные виды человеческой деятельности формируются и развиваются в процессе исторического развития общества.

Деятельность любого человека включена в систему общественных отношений и вне их не существует. Человеческую деятельность можно рассматривать как совокупность действий и их результатов, и с точки зрения значения действий как для самого человека, так и для общества в целом, под углом зрения их общественной значимости - экономической, политической, нравственной и т.д. В отличие от приспособительной жизнедеятельности животных деятельность человека представляет собой единство материального (практического) и духовного (идеального). Духовная деятельность, как одна из сторон целостной системы практического освоения человеком природной и социальной среды, обладает относительной самостоятельностью. Разновидностью такой деятельности выступает нравственная, художественная, научная виды деятельности.

Нравственная деятельность также обладает относительной самостоятельностью, особенно в тех случаях, когда она направлена на формирование моральных качеств личности и когда она находит свое проявление в межличностном общении. Нравственная деятельность (моральная практика) не имеет абсолютно самостоятельного значения, а только через социальную деятельность обретает свое реальное бытие.

Термин нравственная деятельность следует рассматривать в узком и широком значении. В узком значении под моральной деятельностью следует понимать такую социальную деятельность, главной целью которой является формирование морального качества поведения . Примером такой деятельности является нравственное воспитание детей в семье, в школе, перевоспитание лиц в исправительных учреждениях, самовоспитание, нравственное самосовершенствование личности и т.д. В узком смысле, как отмечает С. Ф. Анисимов, «моральная деятельность» - это вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в коллективах» . При этом стоит заметить, что нравственная деятельность не имеет абсолютно самостоятельного значения, а обретает свое реальное бытие только через всякую другую деятельность, трудовую, учебную, эстетическую и др. Она также может быть представлена в форме переживаний, вызванных потревоженной совестью.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что синонимом понятию «нравственная деятельность», рассматриваемому в узком значении, является термин «нравственное поведение».

В широком значении моральную деятельность следует рассматривать, когда речь идет о нравственной стороне или характеристике любой социально значимой деятельности, любых актов поведения, обусловленных системой моральных ценностей, норм, идеалов . Таким образом нравственная деятельность в широком смысле слова - это такая социальная деятельность, которая рассматривается в его моральных свойствах.

Единичным актом социально значимой деятельности человека выступает поступок. В поступке проявляется единство двух его составляющих, с одной стороны, социальные факты - внешние условия совершения действия, а с другой стороны, субъективно-личностной компонент - мотивы, побуждения к поступку.

Третья сторона морали - нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, отражающая различные стороны человеческой жизни под углом зрения понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, милосердия и жестокости, любви и ненависти, ответственности и безответственности и др. Моральное сознание - целостное образование, содержание которого определятся взаимообусловленностью его структурных элементов - норм, ценностей и принципов.

Выступая некоторым целостным образованием, моральное сознание состоит из структурно взаимосвязанных элементов: норм - правил поведений, объединенных в моральный кодекс; ценностей - общественных установок, содержащихся в представлениях о добре и зле, о чести и бесчестии, о справедливости и несправедливости и т. д.; принципов - требований к деятельности человека и его жизненных ориентаций.

Норма морали как элемент нравственного сознания представляет собой образец поведения, с указанием границы дозволенного, и требований в достижении определенной цели. Норма морали может быть выражена в форме заповеди-предписания: «почитай старших», «будь справедлив», «имей чистую совесть», «чти отца и сына твоего», «подчиняйся только нравственному долгу», или заповеди-запрета: «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не лги», «не прелюбодействуй», «не убий», «не бери чужого», «не сотвори себе кумира», а также в форме заповеди-побуждения к положительному действию: «возлюби ближнего», «будь честен», «помогай другу», «уважай старших» и другие.

Нормы морали различаются не только по форме изложенного в ней предписания, но и по источникам - носителям этих предписаний. Так, источником морали может выступать обычай, ритуал, религиозно-этические доктрины, нравственные воззрения идеологов морали, общественное мнение и наконец сама норма морали, служащая системообразующим началом других норм. Особое место среди источников морали занимают кодексы нравственного поведения. Моральный кодекс - это носитель моральных норм и нравов, объединенных по единому основанию. Кодекс объединяет в единую систему нормы морали по профессиональному признаку. Так, можно выделить кодекс офицера, юриста, актера, педагога, спортсмена и т. д.

Более сложным образованием, по сравнению с нормами, в нравственном сознании выступают моральные принципы, которые выражают нравственные требования наиболее обобщенно и относятся не к отдельным поступкам человека, а к его жизненной ориентации. Именно моральные принципы составляют сущность связей и отношений людей. Так, принцип коллективизма не только предполагает дружественные отношения в коллективе, но и способствует формированию взаимопомощи, сотрудничества, ответственности за свои поступки и уважения к личности. Принцип индивидуализма акцентирует больше внимания на максимальном удовлетворении собственных интересов, считаясь при этом с интересами других.

Наряду с коллективизмом и индивидуализмом важнейшими принципами нравственного сознания, через которые раскрывается сущность морали, являются: гуманизм, справедливость, патриотизм, интернационализм, добросовестное отношение к труду, толерантность, критическая самооценка и др.

Следует также назвать и те принципы, в которых выражено определенное этическое учение. Принцип аскетизма - это пренебрежение внешним материальным миром ради духовного мира. Основной целью аскетизма выступает достижение определенных духовных ценностей. Эгоизм - морально-этический принцип, основывающийся на мотивах себялюбия, пренебрежения общественными интересами в пользу своих. Противоположностью эгоизма считается принцип альтруизма, предусматривающий бескорыстную заботу о благе других людей. Близкими по своей сущностной характеристике выступают такие принципы нравственности, как гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм. Гедонизм - нравственный принцип, утверждающий наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни. Эвдемонизм предусматривает счастье высшей целью жизни и основой всех мотивов человека. Утилитаризм в счастье видит высшую ступень удовлетворения. К негативным принципам нравственного сознания этическая наука относит два таких принципа, как аморализм - отрицание всякой морали и нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов и моральных норм.

Более глубокое и устойчивое образование, нежели отдельные нормы и принципы, представляет ценностная составляющая морального сознания, которая воплощается в этических категориях. Нравственные ценности - обобщенные представления о добре и зле, хорошем и плохом, праведном и грешном, справедливом и несправедливом, регулирующие отношения между людьми и служащие критериями оценки и ориентации личности и общества.

Ценности морального сознания пронизывают всю систему общественных отношений и составляют основу нравственной ориентации личности. С учетом их значимости в системе человеческих отношений моральные ценности классифицируют на: общественно ориентирующие ценности - добро (или благо), справедливость, долг; индивидуально ориентирующие - честь, достоинство, совесть; межличностные ценности - любовь и дружба. К высшим ценностям относят свободу, смысл жизни и счастье, без которых сама жизнь утрачивает ценность. Ценностная составляющая морального сознания не только способствует формированию нравственного потенциала личности, но и является нормативным регулятором всей линии ее поведения. Наряду с формированием духовно-нравственного облика личности ценностная ориентация морального сознания также обеспечивает реализацию в обществе идеи добра и справедливости, гуманизма и уважения к человеку, что в свою очередь способствует совершенствованию общественных отношений.

Рассмотренные элементы морального сознания не только придают единство всей структуре нравственного сознания личности, но и способствуют направлению ее помыслов и действия на достижения высоконравственных целей.

Особое значение имеет моральная регуляция в сфере права. Право и мораль - важнейшие элементы духовной культуры общества, всегда выступающие в тесном взаимодействии. Их взаимодействие объективно обусловлено общественными отношениями, а характер этих связей определяется конкретноисторическими условиями и социальной структурой общества. Основной тенденцией такого взаимоотношения на современном этапе развития российского общества является возрастание морального потенциала права и нравственных основ законодательства. Возрастание морального аспекта права свидетельствует о духовном прогрессе общества.

Взаимодействие права и морали обусловлено общими задачами. Во-первых, формирование высоконравственных отношений между людьми, основой которых выступают такие человеческие ценности, как свобода, гуманизм, милосердие. Во-вторых, противодействие антисоциальным поведениям. В-третьих, закрепление складывающихся материальных и духовных отношений на основе принципов равенства, справедливости, индивидуализма и коллективизма.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества возрастает роль нравственного сознания, его влияние на укрепление правопорядка и осуществления законности. Правосознание служит одним из важных условий принятия демократических и целесообразных законов. Поддержанный нравственно правовой закон оказывает огром-

ное воспитательное влияние на граждан. Кроме того, не могут быть справедливыми юридические решения, принятые в отрыве от морального климата в обществе и правового сознания лица, применяющего это решение. Именно посредством правосознания людей мораль воздействует на сферу правовых отношений и на претворения в жизнь законоположений.

Не только мораль влияет на право, но и право воздействует на укрепление нравственных устоев человека и общества. Воздействуя на мораль, право содействует более полному ее закреплению в общественных отношениях. Влияние права на мораль происходит и в том случае, когда правовая регламентация общественных отношений осуществляется нравственными нормами, которым придается юридическое значение. Из сказанного можно сделать вывод, что право и мораль гармонично взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academie.ru Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1955. С. 392.

  • Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 28.
  • Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С. 276.
  • Гегель. Соч. Т. 1. М.-Л„ 1929. С. 235-236.
  • Крутов Н.Н. Мораль в действии. М., 1977. С. 10
  • Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. : Мысль, 1985. С. 21.
  • Дробницкий О.Г. Природа морального сознания. Вопросы философии. 1968. №2. С. 27.
  • В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира.

    Искусство так же древне, как и культура. Его зарождение восходит к первобытной эпохе. По археологическим данным, искусство появилось еще в древнекаменном веке, т.е. 35-10 тыс. лет до н.э. К этому времени относятся найденные археологами росписи в пещерах и скульптурные изображения из камня и кости.

    Художественному творчеству человека предшествовало его умение изготовлять орудия труда. Был очень долгий исторический период, исчисляемый десятками тысячелетий, в течение которого люди уже умели производить необходимые для себя предметы и вещи, но еще не делали ничего, напоминающего искусство. Потому что рука и мозг человека должны были созреть для творчества, и это созревание происходило в процессе трудового освоения окружающего мира.

    Момент обращения человека к художественному творчество стал величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Для первобытного человека первоначальными формами его художественной деятельности являлись создание мифов, песен и танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда и тела человека. Они способствовали в целом сплочению людей, развивали их духовно, помогали им осознать свою социальную природу и отличие от животных, в конечном итоге они служили великому историческому процессу – развитию человеческого общества.

    Первобытное искусство еще не было самостоятельной формой деятельности и носило в целом синкретический, т.е. целостный характер, в нем не было отчетливого деления на виды. Только с развитием культуры искусство постепенно обособляется в специфическую область деятельности, и со времени появления первых цивилизаций, существует как самостоятельный вид человеческой деятельности, и отдельные виды искусства начинают развиваться более или менее самостоятельно.

    С самого начала своего существования искусство было призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека и природу. В современном обществе оно является важной сферой его культуры, его специфическим языком, на котором она говорит с человеком, утверждая красоту и добро.

    В современном обществе искусство выполняет многочисленные функции: эстетическую, связанную с преобразованием мира на основе красоты; гедонистическую, доставляя человеку радость и особое духовное удовольствие; познавательную, познавая мир и человека в образно-художественных формах; воспитательную, формируя личность человека оказывая воздействие на его поступки и действия; компенсаторную, возмещая неудовлетворенность человека реальной жизнью; коммуникативную, являясь эффективным средством общения в пространстве культуры.

    В основе искусства лежит понятие прекрасного. Человеку свойственно стремиться к прекрасному, поскольку потребность давать эстетическую оценку явлениям действительности заложено в его природе. Прекрасное можно найти повсюду - в природе, технике, человеческих отношениях. Однако в искусстве прекрасное находится на первом плане, является основным объектом отражения. К сожалению, в современном искусстве нередко игнорируется различие между красотой и уродством, развивается даже «эстетика шизофрении». Но не безобразие, а лишь красота в искусстве способны вызвать в человеке эстетическое переживание и наслаждение.

    Искусство есть одна из форм познания жизни. Непосредственно следуя за жизнью, конкретно ее охватывая, искусство нередко дает такую полную картину, освещает такие важные жизненные подробности, которые остаются незамеченными даже общественными науками. Искусство познает мир в образно-художественных формах, в которых соединяется реальное и идеальное, индивидуальное и типичное, изобразительное и выразительное. Через художественные образы, силой фантазии и воображения человек может перенестись в любую страну, любую эпоху, обретя те знания и тот опыт, которые никогда не были бы ему доступны в его реальной жизни. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в глубинные процессы психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств и воли.

    Искусство воспитывает и формирует личность человека, его отношение к жизни, позволяет ему лучше осознать свое место в жизни. Помогая формировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях, искусство становиться учебником жизни. Оно помогает ему выбрать правильный путь в жизни, учит его доброте, мужеству, справедливости, честности, трудолюбию - словом, всему прекрасному, что свойственно людям. Через примеры и идеалы искусство морально влияет на человека, ориентирует и совершенствует его нравственно. Поэтому модная ныне практика провоцирования в нем биологических реакций, отнюдь не дань реализму, а ускоренный путь к потере им цивилизованного облика, ибо высшая цель искусства – возвышение человека до идеала, сообщение ему истинно человеческих качеств, его окультуривание.

    Замечательным свойством искусства является его способность объединять людей, вызывать у них одинаковые чувства и мысли. Это позволяет ему играть особую роль в системе межнационального и межчеловеческого понимания, превращает его в универсальный язык международного общения. Оно сближает народы, позволяет им лучше узнать друг друга.

    Очень важно и то, что искусство способно вплотную приблизить людей к величайшим духовным сокровищам человечества, дают им возможность приблизиться к мыслям и чувствам гениев.

    Искусство является достаточно самостоятельной и важной сферой культуры общества, но оно активно взаимодействует и с другими формами духовной культуры - религией, моралью, наукой, философией.

    Каждое произведение искусства представляет собой результат человеческой деятельности, за которым стоит личность художника. Чтобы стать художником, надо иметь соответствующее природное дарование. Определенной мерой художественной способности обладает каждый человек. Но художественные способности у художника выступают в особенно развитом и сконцентрированном виде. Художник, как правило, обладает многогранностью, особой гибкостью восприятия и широтой охвата жизни.

    Сила искусства заключается в его общедоступности. Но это вовсе не значит, что восприятие искусства не требует подготовки. Книгу нужно научиться читать, картину – смотреть, музыку – слушать. Восприятие искусства – это тоже талант, духовный труд, творческий акт, требующий от человека напряжения его эмоций, чувств, воображения, воли и интеллекта. Чем больше человек узнает в сфере художественной культуры, тем ярче и глубже он воспринимает художественное произведение.

    Общие замечания

    Многогранность духовной культуры неоспорима.

    В составе духовной культуры выделяют субстратную и видовую структуры.

    Субстратная структура духовной культуры

    Элементами субстратной структуры выступают ценности, нормы и языки культуры. Одним из основных элементов считаются ценности. Т. Парсонс определял ценность как понятие о желательном, которое влияет на выбор модели поведения. Действительно, в обыденном сознании ценность – это оценивание с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия результатов творений человека. Так вырабатывается в обществе система ценностей, которая делает социум, во-первых, упорядоченным и, во-вторых, предсказуемым. А главное, система ценностей уже накопившаяся в обществе выполняет регулятивную функцию, т.е. она регулирует деятельность человека. Ценность, по мысли П. Сорокина, является фундаментом любой культуры. Если культурный предмет не имеет ценности, то это просто физический объект.

    Ценности делятся на:

    1. предметные, которые имеют своего носителя, например, природные богатства, художественные произведения, предметы религиозного поклонения;
    2. сознания, куда относятся, например, общественные установки, представления о смысле жизни, справедливости.

    Ценности воплощаются в культурных артефактах. Это и мифология, и письменность, и религия, и произведения искусства и т.д. В традиционных культурах часто вне какой-то из них артефакт переставал им быть – камень, птица, дерево, «назначенные» каким-либо архаичным сообществом в качестве тотема.

    Но есть и универсальные, т.е. общечеловеческие культурные ценности, которые можно найти во всех культурах и, соответственно, которые разделяются всеми членами социума, вне зависимости от национальности, вероисповедания, положения в обществе. Такие ценности – это результат осмысления человеком опыта развития общества. Они общезначимы и на этом условии объединяют общество. Отметим, что духовные ценности более универсальны, чем материальные. К фундаментальным духовным ценностям относятся любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и подобные. И нет культур, где были бы ценностны насилие, убийство, воровство и под.

    Замечание 1

    Изменение общественно-политических условий жизни влечет за собой изменение и системы ценностей, но есть незыблемые, которые не меняются на протяжении многих и многих веков.

    Нормы – это следующий элемент субстратной культуры.

    Определение 2

    Под нормами понимают правила, которые регулируют взаимодействие и поведение людей.

    Культурные нормы – это своеобразные эталонные образцы поведения, которые выработаны социумом для облегчения общения. К типам культурных норм относятся привычки, манеры, обычаи, нравы, обряды, церемонии, ритуалы, табу. Законы рассматривают как разновидность норм. Все перечисленные типы норм образуют нормативную систему культуры.

    И третий структурный компонент – это языки культуры.

    С помощью этих языков сохраняется и передается из поколения в поколение ценности духовной культуры, а также происходит культурное общение.

    Языки культуры имеют сложную систему из многих уровней. Единицей системы является знак. Он выступает объективным заменителем события, явления, и его используют для хранения и переработки культурной информации.

    Особым знаком выступает символ, который выражает в предметной форме смысл какого-либо явления, например, голубь – символ мира.

    Среди языков выделяют естественные языки (они исторически первичны) и искусственные языки, созданные человеком (языки науки, например), вторичные языки, представляющие собой такие коммуникационные структуры, как:

    • религия,
    • искусство.