Шаманизм и его место в человеческой культуре. Камлание - это шаманский ритуал

Шаманизм и его место в человеческой культуре. Камлание - это шаманский ритуал
Шаманизм и его место в человеческой культуре. Камлание - это шаманский ритуал

Глава 7. Камлание шамана

Из анализа накопленных материалов следует вывод о том, что ненецкий шаманизм представ­ляет собой стройную религиозную систему, обладающую основными чертами политеизма: пред­ставлениями о сверхъестественных силах, обрядовым комплексом, зачатками религиозной орга­низации. Он включает понятия о природе, человеке и обществе, нравственные установки, а пото­му составляет мировоззренческую основу традиционной культуры.

Наиболее важные обряды проводились в форме камланий, которые исполнялись в основном по установленным общим канонам. Шаманы умело использовали впечатляющую силу комбиниро­ванного эстетического воздействия на людей. Изображения духов и богов, полусвет, благовония, пение и т. д. создавали у участников обряда тот особый настрой, который необходим для священ­нодействия. Ненецкий шаманизм выработал целую систему эмоционально насыщенных ритуаль­ных действий, способных оказать огромное влияние на психику человека.

Вся организация камлания ненецкого шамана демонстрирует моделирование пространства, предметов и явлений, зверей и птиц, духов и живых людей, находящихся в сложных взаимо­связях. Шаманское камлание - это не простой религиозный акт, а целый комплекс театрализо­ванных культовых действий, объединяющих в себе слово, пение, иллюзион, гипноз, изобрази­тельное искусство, сакральные ароматы, музыку. Могучим фоном этих действий служила одухо­творенная окружающая природа, чутко откликающаяся на поступки человека.

Важнейшими средствами психологического воздействия на присутствовавших при камлании вы­ступали слово и пение. По воззрениям ненцев, как и многих других народов, складная, гармонизиро­ванная речь песнопений обладает чудодейственным свойством. Согласно архаическим верованиям, духи очень любят яркое, выразительное слово. Поэтические тексты призываний или заклинаний, обра­щенных к духам, исполнялись обычно в форме песни или речитатива. По убеждению шаманов, эти тексты передавались им свыше и являлись священными. Смысл песнопений, так же как и своеобраз­ная шаманская лексика, во многом загадочны и требуют длительного изучения. Мелодии призываний были индивидуальными, выработанными каждым шаманом на свой вкус, исходя из традиций и голосо­вых возможностей. По мелодии можно узнать, шаману какой категории она принадлежит. Обрядовое пение, сопровождавшееся ударами в бубен, производило сильное впечатление на участников камлания, заставляя поверить в реальность общения шамана с духами, укрепляя древнюю веру в возможность расположить к себе всесильные сверхъестественные существа. Использовалось при камлании и умение шамана подражать голосам зверей и птиц.

Шаманское мастерство подобно театру одного актера, перевоплощающегося поочередно в различные персонажи. Для этого требуется особый талант - наблюдательность, развитое вооб­ражение, способность впитывать в себя и обобщать разнообразные знания, хорошая память, тем­пераментность, умение владеть движениями тела и души. Шаман - тот же актер, но актер свя­щеннодействия, для которого характерны особые реквизиты, к которому устремлены особые ожи­дания зрителей. Шаман также и режиссер, драматург, художник. Каждый раз, исполняя традиционный ритуал, он обогащает действия и речь новыми жизненными наблюдениями, разду­мьями, учитывает конкретную обстановку.

Культовая деятельность шаманов имела огромное общественное значение. Проводимые ими обряды создавали видимость борьбы с несчастьями и бедами, время от времени обруши­вавшимися на весь род или отдельных людей. Кроме действительных бед существовали и вооб­ражаемые, но тем не менее порождавшие порой беспокойство и чувство неуверенности: плохой сон, дурные приметы (вытье собаки, карканье вороны и т. д.). Шаманы, обращаясь к духам, на­правляли свои усилия на то, чтобы внести покой в души сородичей, поддержать их в нелегкой борьбе за существование.

Система культовой практики, особенно шаманских камланий, играла важную роль в религиоз­ной жизни народа. Камлание включает различные обрядовые комплексы, которые осуществляют­ся в ясной логической последовательности. Формы шаманских обрядовых действий весьма раз­нообразны и имеют определенный порядок. Проявления культовой деятельности обусловлены, с одной стороны, характером мировоззрения, прежде всего представлениями о сверхъестественных си­лах, душе, смерти и потустороннем мире, с другой - реальной жизнью людей, их практическими за­просами и потребностями.

Структура обрядового действия содержит следующие элементы:

1. Подготовка к камланию самого шамана и участников обряда (имеется в виду, в частности, и психологическая подготовка).

2. Определение цели путешествия шамана.

3. Призывание духов-помощников.

4. Путешествие шамана.

5. Возвращение шамана и т. д.

Действия шамана воспринимаются участниками камлания как эффективное посредничество между людьми и окружающим многомерным и непознанным миром.

Разделение ненецких шаманов по категориям сказывалось на особенностях их религиозно-культовой практики, выраженной главным образом в камланиях с различного рода жертвоприно­шениями. Эти особенности зависели в первую очередь от функций шаманов каждой категории, от того, какие сферы Вселенной были открыты шаману для его воображаемых путешествий. От этого зависели и характер профессиональных знаний шамана (в частности, его осведомленность о маршрутах космических путешествий, пространственная ориентация в мирах, населенных духами и божествами), и способы его ритуального сношения с божествами и духами, и употребление осо­бой шаманской терминологии.

Шаманские мистерии устраивались, как правило, вечером, после захода солнца, и проводи­лись в достаточно быстром ритме. На камлании у ненцев могли присутствовать все желающие. Зрители должны были прийти заранее, так как с началом камлания двери чума обычно закрыва­лись. Каждое приглашение шамана обставлялось целым рядом запретов и правил. В случае за­болевания или смерти кого-нибудь из членов семьи за шаманом посылали специального гонца. Служителя культа встречали как почетного гостя. Еще до его приезда начиналась подготовка к предстоящему камланию. Чум очищали {няромда"мбва) курением особой смеси (торопт). Перед камланием огонь убавляли так, чтобы он горел еле-еле. Очищению подвергались и все присут­ствующие: они перешагивали через тлеющие угольки с дымящей травой и шерстью бобра при входе в чум. Помощники шамана готовили заранее все необходимое для камлания - жертвы ду­хам, бубен и подстилку для сидения. Закончив очищение чума, шаман окуривал бубен и садился на очищенное место у огня.

Сложность ритуала зависела от силы духа, вселившегося в тело больного или похитившего его душу (инд1). При небольшом недомогании, посланном мелким злым духом, шаман призывал своих духов и, после непродолжительного заклинания, ограничивался тем, что угощал их. При тя­желых заболеваниях проводилось полное камлание, длившееся иногда две ночи и представ­лявшее собой сложную многоактную мистерию.

Камлание начиналось с угощения духов-покровителей семьи, к которой принадлежал больной или в жилище которой проходил лечебный сеанс. Шаман три раза сильно бил в бубен, а затем, ритмично покачивая головой, начинал петь, обращаясь к духам. В его песнопении говорилось о каждом духе: где он живет и где любит отдыхать, на каком олене ездит, какие задачи ему под силу и т. д. Если шаман не выполнит этой программы, то духи могут счесть, что им не уделено доста­точно внимания, не оказано должного уважения, и старания шамана не приведут к успеху.

Следующим моментом камлания являлось призывание духов-помощников шамана. Обра­щаясь к ним, шаман всячески подчеркивал их могущество, благодарил их и просил благосклон­ности. Кроме того, шаман просил помощи и благословения у местных духов-хозяев: духа огня - Ту"Ерв, духа-хозяина местности - Я"мал Вэсоко, хозяина jeppnTopnn рода - Лы"кас, духов-покровителей семьи - Мяд"пухуця, Ту"Хада, Илебям"пэртя и т. д. Затем он выяснял причину бо­лезни или несчастья и сообщал присутствующим, что для излечения необходимо умилостивить такого-то духа, уговорить его возвратить человеку благополучие. Для достижения данной цели шаман с помощью своих духов-покровителей и духов-помощников должен был отправиться в Нижний мир.

Перед путешествием в подземный мир шаман прощался с родной стороной. Затем он изоб­ражал, как едет к месту обитания духа, который наслал болезнь. На пути в царство Ига шаман проходил через семь слоев-препятствий. Останавливаясь на каждом из них, шаман обращался к их хозяевам с просьбой пропустить его дальше. Иногда шаман приносил им жертву в виде крови, воды или водки. В ходе камлания он демонстрировал свое могущество перед злыми духами, ста­рался убедить их, что находится в хороших отношениях с грозными хозяевами земли - Я"мал Вэ-соко, Илебям"пэртя, Нумгэмпой и т.д.

По прибытии на место жительства духа шаман просил у похитителя вернуть душу больного. Дух, наславший болезнь, сначала обычно бранился и отказывался отдавать свою добычу, но по­том соглашался, при условии принесения ему особой жертвы. Об этом он сообщал устами шама­на, и таким образом сообщение становилось известно родственникам больного. Животных, кото­рые предназначались духам в жертву, ненцы не резали, а душили. Если дух удовлетворялся по­лученным подарком или жертвой, то отпускал душу добровольно. В некоторых случаях он не отдавал душу, тогда шаман отнимал ее силой или добивался своего обманом.

Самыми сложными в обрядовой практике шамана считаются действия, связанные с похоро­нами. В задачу автора не входит всестороннее и последовательное рассмотрение похоронного ритуала. Отмечу лишь основные, наиболее характерные моменты камлания шамана, совершае­мого при смерти человека.

В традиционном мировоззрении ненцев смерть, как уже отмечалось,- это не полное отрица­ние жизни, а переход из одной формы бытия в другую. Сама по себе смерть не внушает особого страха, но неприемлема даже мысль о том, что душа покойного, лишенного похоронного обряда, не найдет себе покоя в том мире, где он будет пребывать. Поэтому ненцы очень большое значе­ние придавали исполнению последнего долга перед умершим. Комплекс совершавшихся при этом действий был детально разработан. При похоронах учитывались социальное положение человека, его пол, возраст, место и время гибели, причины и вид смерти. Приняв все это во внимание, род­ственники определяли способ захоронения, комплект предметов, которые нужно положить в моги­лу. Осуществление похоронного обряда являлось функцией шамана самбдорта.

Камлание проводилось в ночь после похорон и состояло из нескольких самостоятельных об­рядов, которые иногда совершались каждый в отдельности. Сначала шаман разговаривал с умершим, узнавал причину смерти и выяснял, не унес ли покойный с собой душу живого человека. Затем шаман приступал к проводам умершего в загробный мир, т. е. в страну предков.

По рассказам информаторов, души грешников - тех, кто совершал преступления,- Нга или его помощник уводит в подземный мир и там творит над ними суд и расправу. Жизнь доброде­тельных людей в загробном мире представлялась ненцам во всем похожей на жизнь на земле. В другом мире души этих людей находят своих друзей, родственников и знакомых. В загробный мир не попадают души самоубийц, утопленников. Души утонувших становятся водяными духами, а души самоубийц и людей, умерших не своей смертью, могут превратиться в злых духов, которые в одиночку блуждают по земле и вредят прежде всего своим родственникам. Чтобы этого не произошло, пригла­шали шамана.

Для совершения обрядов проводов душ самоубийц и умерших неестественной смертью при­готовляли особые средства. Шаман окуривал всех в чуме, затем призывал душу покойного. При ее появлении шаман спрашивал, на кого она в обиде, и просил, чтобы она следовала за ним в мир, где ее ждут родственники. После этого шаман уводил душу в загробный мир. При должном со­блюдении всех обрядов и запретов, относящихся к похоронам, умерший отбывал в мир предков. При нарушении их он обращался в злого духа и оставался на земле, принося вред людям.

Третий вид обряда, связанного с похоронами, состоял в изготовлении изображения умершего (нгытырма или сидрянг). Изображение полагалось делать через семь лет после смерти челове­ка. По поверьям ненцев, дух покойного путешествует и живет семь лет в потустороннем мире.

В течение этого времени душа проходит испытание и очищение, чтобы затем вернуться в мир жи­вых для охраны родственников от злых духов. Но душа умершего может вернуться и вселиться в изготовленное для нее вместилище только с помощью шамана.

По истечении семи лет после смерти человека сородичи шли на его могилу и от конца верти­кальной рейки гроба отрезали небольшой кусок дерева, размером около 30 см. Из него вырезали куклу, для которой шили одежду в зависимости от пола умершего. Перед началом камлания для очищения окуривался чум и все присутствующие. Шаман вызывал духа умершего, приглашал его попробовать пищу, приготовленную специально для него. Дух появлялся. Шаман спрашивал, как он живет в ином мире, как живут родственники и т. д. После этого разговора шаман заручался со­гласием духа на переселение его в новое тело. С нгытырма обращались будто с живым челове­ком: разговаривали с ним, кормили его, укладывали спать.

Путешествие шамана в Верхний мир имело много общего с обрядом, изображавшим странст­вие в Нижний мир. Перед камланием шаман приносил жертву главному божеству - Нуму. Дорога в его царство, по представлениям ненцев, пролегала через семь сфер, где проживают семь сыно­вей Нума. В каждой из них шаман останавливался, просил их хозяев пропустить его дальше и приносил им в жертву кровь оленя или алкогольный напиток, который поливал на угли. На небе, как и на земле, встречались горы и перевалы, озера и реки. В конце пути находилась земля са­мого Нума, где светилась, как месяц, золотая гора и сияло, как солнце, его жилище. Путешествие на небо мог совершать далеко не каждый тадебе.

Заключительным актом камланий были проводы шаманских духов. Прежде чем попрощаться, шаман предварительно угощал и называл духа, с которым вел беседу. Если какого-либо из них шаман забывал, то этот дух насылал на него несчастья либо в следующий раз не помогал или даже вредил шаману в путешествии.

Деятельность ненецких тадебе была весьма активна и многогранна. Они участвовали во всех делах общественного и семейного быта. В соответствии с этим распределялись и функции шама­нов, связанные с хозяйством, промыслами, деторождением, сохранением здоровья и т. д. Однако, как уже отмечали многие исследователи, шаманская профессия - далеко не выгодная. Не все служители культа принадлежали к зажиточной части общества, среди них были и середняки и бедняки. Деятельность шамана отнимала много времени, и едва ли достаточным вознаграждени­ем ему служили получаемые гроши и подарки. В дореволюционный период шаманы просто не могли жить только на средства от камланий. Камлали они не только не каждый день, но даже не каждую неделю или месяц; большие камлания, особенно к небесным божествам и духам, прово­дились раз в год. Следовательно, доходы от камланий были весьма ограниченными.


| |

Е.А. Торчинов

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е изд. - СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005, с. 123-143.

Шаманизм как система психотехники

Чем отличается шаманизм от других ранних форм религии и почему именно ему мы решили уделить особое внимание?

О шаманизме написано гигантское количество статей и монографий, и тем не менее до сих пор недостаточно ясны даже сами критерии отнесения того или иного религиозного феномена к шаманизму 7 , не говоря уже о том, что некоторые этнологи склонны отделять шаманизм как концептуальную модель от шаманства как определенного типа религиозной практики. В настоящей работе мы будем следовать критерию, предложенному М. Элиаде в его знаменитой книге, и будем под шаманизмом понимать архаическую технику экстаза, то есть примитивную психотехнику. Именно ее наличие и выделяет шаманизм из прочих ранних форм религии. Более того, именно потому, что трансперсональный момент впервые довольно чисто представлен в шаманизме и шаманизм же оказывается первой из форм религии, которая располагает достаточно сформировавшейся психотехникой, мы склонны в определенной мере смотреть на него как на самый ранний пример религии в собственном смысле этого слова, как на антропологический и экзистенциальный феномен религиозного характера, в котором собственный признак религии представлен отчетливо и непосредственно.

Действительно, за исключением психотехники, в шаманизме нет ничего уникального, ибо все космополитические и космографические идеи и представления, используемые или утилизируемые шаманизмом (тройственное деление мира, образ мировой оси и т. п.), существовали и до него, и помимо него. И глубоко прав М. Элиаде, считающий особенностью шаманизма именно
123

То, что он сделал эти представления содержанием индивидуального религиозного опыта, а точнее, смоделировал его форму по образцу общепринятых космологических представлений, используя их и для описания своего сугубо личного опыта глубинных переживаний. Процитируем самого М. Элиаде: «В архаических культурах сообщение между Небом и Землей используется для жертвоприношений небесным богам, а не для того, чтобы предпринимать конкретное и индивидуальное восхождение, которое остается уделом шаманов. Только они умеют, подниматься на Небо через „центральное отверстие" 8 , только они преобразуют космотеологическую концепцию в конкретный мистический опыт. Это важный момент: он показывает ту разницу, которая существует, например, между религиозной жизнью североазиатского народа и религиозным опытом его шаманов - этот последний есть опыт индивидуальный и экстатический. Иными словами, то, что для остальной общины остается космологической идеограммой, для шаманов (и других героев и т. д.) становится мистическим маршрутом. Первым Центр Мира позволяет направлять к небесным богам своим просьбы и приношения, тогда как вторым он дает возможность улететь в прямом смысле слова. Реальное сообщение между тремя космическими зонами возможно лишь для этих последних. <...> Не сами шаманы - одни - создали космологию, мифологию и теологию своих племен; они лишь ввели их в свой внутренний мир, опробовали и использовали в качестве маршрута для своих экстатических путешествий» 9 . В ходе развития шаманизма его психотехнический элемент еще более усиливается, и те типы шаманизма, которые, по существу, являются переходными от ранних форм религии к религиям чистого опыта, стремятся к усилению роли психотехнического элемента, ведущего к трансперсональным переживаниям («транс» в терминологии Элиаде). Элиаде предлагает следующее объяснение этого явления; «Например, не обязано ли отклонение шаманского транса от „нормы" тому факту, что шаман пытается опробовать на конкретном опыте символику и мифологию, которые по самой своей природе не подлежат эксперименту, не поддаются „конкретной" „проверке опытом"; одним словом,
124

Не стремление ли достичь любой ценой и не важно каким способом вознесения во плоти, мистического и в то же время реального путешествия на небо, - не оно ли привело к ошибочным трансам, которые мы наблюдали; не является ли, наконец, такое поведение неизбежным следствием отчаянного желания „пережить", а иначе говоря, „опробовать на опыте" то, что в нынешнем человеческом состоянии возможно лишь в плане „духа"?» 10

В этой цитате только один пункт вызывает наше несогласие с Элиаде - по нашему мнению, люди во все века, от шаманов до индийских йогинов и от орфиков и гностиков до «сайентологов», занимались экспериментами с психикой, стремясь поверить опытом доктринальные положения и догматические схемы, которые, в свою очередь, непосредственно или опосредованно также восходили к опыту и переживанию. Порой эти эксперименты приводили к созданию такого психотехнического чуда, как индийская йога, подлинная наука духовного делания, а порой - к появлению сомнительного «культа». В случае с шаманизмом (оставляя без ответа вопрос о том, не была ли и исходная космотеология основана на стихийном и неосознанном психотехническом опыте) избыточное присутствие в нем психотехнического фактора приводило к деформации исходной модели, к упадку шаманизма как четко определенного культурно-исторического явления и его перерастанию (по крайней мере, в некоторых регионах) в религию чистого опыта. Шаманизм был шаманизмом, пока психотехнический и космотсологический (архаический по своему характеру) аспекты его находились в гармонии и согласии. Но как только переразвитие психотехники привело к осознанию недостаточности старых мифа и космологии ни как формы описания-нового опыта, ни как его концептуальной опоры, шаманизм вступил в кризис, приведший в отдельных случаях к появлению религий высшего порядка (характерный пример - даосизм).

Важно отметить еще одно существенное отличие психотехники шаманизма от психотехнических методов в религиях чистого опыта. В первом случае психотехника (в классическом варианте) направлена на вполне утилитарные цели: шаман вступает в сферу трансперсонального опыта или во время
125

Инициации, или выступая как психопомп (проводник душ умерших на тот свет), или с целью излечения больного и т. п., тогда как в религиях чистого опыта психотехника есть средство постижения истины, освобождения, спасения или самореализации (ср.: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» 11 ).

Это отличие очень точно подметил японский ученый Идзуцу Тосихико в своей статье «Мифопоэтическое „эго" в шаманизме и даосизме» 12 : для шамана существует разрыв между его могуществом, обретенным в трансе, и его состоянием в обыденной жизни, тогда как для даоса и то и другое едино и неразделимо. Потому поэт-шаман Цюй Юань (III в. до н. э.) кончает жизнь самоубийством в водах реки Мило, а лирический герой оды «Дальнее странствие» («Юань ю») наслаждается созерцанием истока всего сущего, венчающим его «волшебный полет».

Не ставя своей целью всестороннее описание шаманизма (явления, как и другие формы религии, поистине универсального, имеющего место и в сибирской тайге, и в тундре, и в Индонезии, и в обеих Америках, и в Океании, и в других местах), мы ограничимся общей информацией (иллюстрируя ее одним-двумя примерами) о следующих аспектах шаманизма: «шаманская болезнь», инициационные ритуалы, переживания я камлание как основная форма шаманской психотехники, включающая в себя «волшебный полет» в небесный мир или нисхождение в подземный. После этого мы предложим возможную психологическую интерпретацию рассматриваемых явлений. Примеры в основном взяты нами из монографии М. Элиаде как своего рода компендиума материалов по шаманизму.
126

«ШАМАНСКАЯ БОЛЕЗНЬ»

В шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название «шаманская болезнь» и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта. Хотя «шаманская болезнь» и весьма распространена в самых разных регионах, однако ее нельзя считать непременным атрибутом шаманизма. Мы встречаемся с ней только там, где существует представление об избранничестве шамана и где будущий шаман оказывается бессильным перед волей духов, которая никак не согласовывается с личным волеизъявлением избранника (это весьма характерно для сибирского шаманизма). В тех же традициях, где будущий шаман или избирается еще в детском возрасте практикующим шаманом, или же шаманское служение становится результатом сознательного и добровольного выбора человека (как у эскимосов), «шаманская болезнь» неизвестна. Очень часто мы встречаемся с этим видом психофизической патологии в родах потомственных шаманов, даже если потомки шаманского рода полностью порывают с традицией. Известны случаи, когда молодые люди из шаманских семей, воспитывавшиеся в условиях советского общества, в атеистических и материалистических убеждениях, тем не менее страдали от «шаманской болезни» и избавлялись от нее, только начав практиковать шаманскую психотехнику и, по существу, становясь шаманами.

В чем заключается «шаманская болезнь»? Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) и которые являются в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми. И только обратившись за помощью к шаману и пройдя через шаманскую инициацию (посвящение), человек целиком и полностью избавляется от болезненных ощущений. «Шаманская болезнь» обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и иных формах патологических состояний. Больной начинает слышать голоса духов, зовущих его, видит странные и пугающие видения. После шаманской инициации и начала шаманской деятельности все эти симптомы навсегда проходят, что объясняется шаманистами как результат следования человека своему призванию и согласие с волей могущественных духов и предков-шаманов.
127

Феномен «шаманской болезни» заставлял многих исследователей (Ольмаркс, Ниорадзе, В. Г. Богораз-Тан, Д. Ф. Аберль и др.) видеть корни шаманизма в психопатологии, а именно в так называемой арктической истерии. Эта точка зрения была полностью развенчана М. Элиаде 13 .

Во-первых, арктическая истерия (весьма распространенная в северных широтах болезнь, связанная с недостатком света, холодом, дефицитом витаминов и т. д.) не может быть источником и причиной шаманизма хотя бы потому, что шаманизм (и «шаманская болезнь») распространен по всему миру, а отнюдь не только в арктических и субарктических регионах. Весьма развитые шаманские традиции существуют в тропиках (например, в Индонезии), где никаких причин для повальной психопатологии нет.

Во-вторых, переживания невротика и истерика сами по себе лишены религиозного содержания и религиозной ценности и могут сопоставляться с религиозными трансперсональными состояниями лишь по каким-то чисто внешним параметрам. Более того, сами нативные носители шаманской традиции прекрасно отличают шаманскую харизму от психопатологии: например, среди суданских племен весьма распространена эпилепсия, однако эпилептики никогда не становятся шаманами.

В-третьих, шаман отнюдь не просто больной человек, а исцелившийся больной, полностью контролирующий свое состояние и управляющий им. Отличие шаманского транса от патологических состояний заключается и в том, что это управляемые состояния, достигаемые посредством особой, разработанной в данной традиции психотехнической процедуры.

В-четвертых, шаманы представляют собой интеллектуальную элиту своих народов. Их интеллектуальный уровень и волевые качества в целом значительно выше, чем у их среднего соплеменника. Именно шаманы выступали, как правило, хранителями национальной культуры и традиций, фольклора и эпоса. Поэтому авторитет шамана чрезвычайно высок в своей среде, последнее доказывается и тем, что в ранний период коллективизации в СССР шаманов очень часто избирали председателями колхозов.
128

Здесь следует добавить, что шаманская деятельность представляла собой именно служение. «Это тяжелая работа» - как выразился в беседе с этнологами один сибирский шаман. Причем это бескорыстное служение. Средства на жизнь шаман обычно добывал другим трудом, не имевшим никакого отношения к религии (охотой, рыболовством и т. п.).

Таким образом, психопатологическая концепция шаманизма безусловно может считаться совершенно не соответствующей действительности. Пока же мы просим читателя обратить особое внимание на следующее: шаман проходит через болезнь и исцеляется сам, более того, пройдя через болезнь, он выходит из нее обновленным и с более высокими интеллектуально-психологическими характеристиками, чем до нее. Методом исцеления и самораскрытия личности и индивидуальных способностей шамана является посвящение (инициация).

ШАМАНСКИЕ ИНИЦИАЦИИ

Существует множество различных типов шаманских инициации, но все они неизменно включают в себя элементы переживания смерти, расчленения, очищения и воскресения. В инициации как бы умирает «ветхий человек» и воскресает обновленная и укрепленная личность «нового человека», «сверхчеловека» архаического общества.

Вот человек, страдающий от головных болей, сонливости, слуховых галлюцинаций и т.п., приходит к шаману и просит научить его шаманскому служению. За этой просьбой следует посвящение, во время которого инициируемый получает свой первый и важнейший психотехнический опыт. Он переживает умирание и смерть; он представляет, как его тело расчленяют на части, извлекают внутренние органы и развешивают их на крюках. Потом их варят и выделывают заново. По существу, это видение сродни библейскому пророческому обновлению, прекрасно прочувствованному и описанному Пушкиным:
129

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли.
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей! "

Здесь, как и в шаманской инициации, мы видим божественного избранника, которому высший дух (серафим) отверзает очи духовного видения, уши духовного слышания, заменяет «празднословный и лукавый язык» «жалом мудрыя змеи» и, наконец, заменяет «сердце трепетное» на «угль, пылающий огнем», после чего человек, прошедший через смерть, приходит к новой, высшей жизни и приступает к выполнению своей пророческой миссии. Как все мы знаем из школьных учебников, Пушкин имел в виду под пророком поэта, но и это сближение далеко не случайно и глубоко укоренено в традиции. Достаточно вспомнить об арабах доисламского периода, совершенно однозначно сближавших пророков и поэтов и видевших в поэтическом даре проявление божественной харизмы, обуянности божеством.

В то время как тело шамана лежит расчлененным или варится в котле, приобретая новые, сакральные качества, отделенную от тела душу шамана возносит на вершину мирового древа гигантская птица с железными перьями и длинным хвостом, птица-прародительница шаманов; она помещает душу в яйцо, лежащее в ее гигантском гнезде, и высиживает, пока дух шамана не приобретет сакральной зрелости. Потом душа шамана вылупляется из яйца и входит в обновленное и воссоединенное тело. Посвящаемый воскресает уже не профаном, а шаманом, готовым к своему служению. Инициация завершена.

Оговоримся, что описанный нами сюжет является некоторым вольным обобщением инициационных переживаний посвящаемых разных шаманских традиций (в основе лежат посвятительные практики якутов). М. Элиаде описывает технику ритуала инициации и сопровождающие его переживания в шаманских традициях якутов, самоедов (ненцев), тунгусов, бурят, австралийцев, южноамериканских индейцев, индонезийцев, эскимосов и других народов, но везде мы встречаемся с переживанием расчленения тела, смерти и воскресения, сопровождаемого чувством исцеления и обнбвления.
130

Ниже мы подробнее рассмотрим характер посвящения у эскимосов как один из наиболее сложных, интересных и характерных (особенностью момента избранничества здесь является то, что кандидата в шаманы или находит практикующий шаман, как у эскимосов-аммасаликов, или он самостоятельно высказывает желание стать шаманом, как у эскимосов-иглуликов).

У эскимосов-аммасаликов шаман (ангакон) сам выбирает себе учеников среди мальчиков шести-восьми лет. Каждый шаман обычно обучает пять или шесть учеников. Обучение проходит в глубокой тайне. Оно предполагает уединение у старой могилы или у озера, где ученик должен тереть друг о друга два камня и ждать особого знамения. Шаман объясняет ученику, что потом перед ним появится медведь, который сдерет с него всю плоть, так что останется один скелет, после чего последний обрастет новой плотью, и затем последует воскресение.

Лабрадорские эскимосы считают, что в виде медведя появляется сам Великий Дух - Тонгарсоак. В западной Гренландии посвящаемый остается «умершим» (в бессознательном состоянии) в течение трех дней после появления духа.

Пережив смерть и воскресение, новый шаман проходит ритуал наделения силами и получает власть над духами-помощниками. После этого он обычно идет к другому учителю (так как каждый шаман считается специалистом только в одной конкретной технике) и собирает целый сонм духов-помощников.

У эскимосов-иглуликов ритуал инициации еще интереснее. Желающий стать шаманом приходит к выбранному учителю и просит его наставлений. Если тот не видит препятствий, то соглашается. Тогда ученик и вся его семья каются перед шаманом в грехах (нарушение табу и пр.), после чего наступает краткий период наставлений (иногда пять дней), за которым следует период усиленной тренировки в уединении. Затем приходит пора собственно инициации.
131

Старый шаман выделяет душу ученика из его глаз, мозга, внутренних органов и т. д., чтобы духи могли знать, что в нем является лучшим. После этого новый шаман приобретает способность отделять душу от тела (что-то вроде отделения астрального тела западного оккультизма) и совершать длительные «духовные» путешествия в воздушном пространстве и глубинах морей.

Затем благодаря усилиям учителя посвящаемый переживает озарение или просветление (ангакокв или кауманекв), заключающееся в видении таинственного света, который шаман внезапно ощущает в теле и голове. Этот свет подобен сияющему огню, благодаря которому шаман может видеть в темноте (и в буквальном, и в переносном смысле) даже с закрытыми глазами. Ему также становятся присущи ясновидение и предвидение.

Посвящаемый обретает видение света после долгих часов ожидания в своем жилище, во время которого он, вероятно, занимается созерцанием и вызыванием духов.

К. Расмуссен, на которого ссылается М. Элиаде, так описывает этот опыт в своей книге «Интеллектуальная культура эскимосов-иглуликов»: «Он подобен тому, как если бы дом, в котором он сидит, внезапно бы взлетел вверх; шаман видит далеко перед собой - сквозь горы, как если бы земля была одной гигантской равниной, а его взор мог бы проникнуть до ее края. Ничто более не скрыто от него; он не только может видеть вещи, находящиеся далеко от него, но он также может видеть души, украденные души, которые заперты в далеких, странных землях или взяты в верхний или нижний мир, в Страну мертвых» 14 .

Здесь присутствуют мотивы восхождения и полета, особенно характерные для шаманизма, в частности присущие и сибирскому шаманизму. Но особенно интересен момент видения света, фотизма, чрезвычайно характерный для многих развитых форм религии (от раннего брахманизма до буддийской йоги и христианской мистики). Пример эскимосского шамана свидетельствует, что подобный опыт был доступен для архаического человека со времен незапамятной древности 15 .
132

Весьма любопытной особенностью эскимосского шаманизма является техника созерцания собственного скелета, входящая в индивидуальный психотехнический опыт инициируемого. Длительное и упорное созерцание себя как скелета сопровождается своеобразной аскезой и предполагает способность к высокой степени сосредоточенности и визуализации. Шаман постепенно как бы снимает с себя кожу, мышцы, убирает внутренние органы и т. д. до тех пор, пока от его тела не останется один скелет. Во время этой созерцательной процедуры шаман называет каждую часть своего тела, каждую его косточку, используя особый священный шаманский язык. Так, избавившись от преходящего и гибнущего, от плоти и крови, и сведя свое тело к его субстанциальной основе, как бы приобщившись к вечности, шаман посвящает себя служению, отождествляясь с той первоосновой, которая будет существовать столько же, сколько солнце и ветер. По существу, именно этот момент созерцания себя как скелета и тождественен посвящению, за которым следует получение поддержки от духов-помощников.

В отличие от сибирского шаманизма, где видения смерти, расчленения тела и. пр. предполагают совершение этих актов (убийства, расчленения) другими лицами (предками шамана, духами и т. п.), здесь переживание себя как скелета воспринимается следствием собственных усилий в аскетизме и психотехнической созерцательной практике. Но и в сибирском, и в эскимосском случае сведение себя к скелету означает выход (в терминологии Элиаде) за пределы профанного в область сакрального.

Здесь кость представляет собой символ самого первоисточника жизни, субстанциальной основы существования, вечной и незыблемой реальности, не подлежащей тленному и изменчивому миру плоти и крови. Свести себя к скелету - это как бы вновь, говорит Элиаде, войти в утробу первозданной жизни и пережить полное обновление, таинственное возрождение.

Отметим, что подобного рода психотехнические приемы есть и в высокоразвитых религиях, например в буддизме и христианстве. Но здесь их цель существенно иная - видение тщеты и мгновенности мирского и профанического, всеобщности непостоянства и неизбежности смерти. Однако поскольку переживание этого «памятования о смерти» также ведет к трансцендированию профанического уровня, можно говорить все же о принципиальном функционально-целевом тождестве двух подходов 16 .
133

Особенно интересен пример даосизма, сохранившего изначальную архаическую семантику скелета и костяка. «Дао дэ цзин» противопоставляет внешней и поверхностной красивости преходящего мира (цвета, звуки и влечение к ним) постоянность и сущностность живота и костяка, пищи и скелета. И то и другое равным образом символизирует субстанциональность и предельную реальность невыразимого и «непроходимого» Пути - вечного Дао. Это объясняется уже неоднократно отмечавшейся нами неразорванной связью даосизма с архаическим типом мышления и базовыми формами архаической культуры.

Резюмируя сказанное, отметим еще раз, что всякий инициационный ритуал является ритуалом мистериального типа и предполагает непосредственное переживание посвящаемым смерти, расчленения тела, воскресения и преображенного возрождения, не только кладущего конец «шаманской болезни» в случае наличия таковой, но и превращающего нового шамана в сильную личность архаического общества.

ШАМАНСКОЕ КАМЛАНИЕ.
ПУТЕШЕСТВИЯ В ИНЫЕ МИРЫ

За ритуалом инициации следует ознакомление шамана с его духами-помощниками, наделяющими его силами, и надевание церемониального облачения (шаманского костюма) со сложной космотеологической и психотехнической символикой, которой мы здесь не будем касаться в связи с удаленностью данной темы от нашей проблематики 17 . Поэтому перейдем к краткому рассмотрению сущности шаманской психотехники - камланию (от тюркского слова кам - «шаман»),

Сам инициационный цикл завершается особой церемонией «тестирования» шамана, которую иногда называют посвящением, что неправильно, поскольку реальное посвящение имело место гораздо раньше (мы охарактеризовали его выше). После этого посвящения шаман проходит

достаточно долгий период обучения, во время которого овладевает психотехническими приемами, знакомится с мифологией, космологией, эпическими сказаниями своего народа и т. п. Тогда же совершается и упомянутое выше наделение силами и облачение в ритуальные одежды. В заключение данного подготовительного периода и имеет место церемония утверждения шамана в своем статусе, своеобразное «тестирование» его сил и способностей, которое можно считать своего рода «конфирмацией» шамана.

Иногда это событие предполагает многодневный публичный праздник, иногда шаман совершает свое первое камлание в уединении, в присутствии только своего учителя. В отдельных случаях такое подтверждение достоинства шамана включает в себя различные испытания, как это бывает у тунгусо-маньчжурских народов. Маньчжурский шаман, например, должен без какого-либо вреда для себя пройти по горячим углям, демонстрируя нечувствительность к жару. Проводится и противоположное испытание: в разгар зимних морозов во льду делают девять отверстий (по типу прорубей) и шаман (видимо, обнаженный) должен влезть в одну прорубь и вылезти из второй, влезть в третью и так далее, вплоть до девятой. Цель испытания - проверить, обладает ли шаман способностью производить внутренний жар, нечто вроде психического тепла (туммо), обретаемого в процессе чунда-йоги адептами тибетской буддийской школы кагью-па (каджуд-па), так называемыми репа (рес-па). Вообще следует отметить, что шаманская психотехника предполагает достижение шаманом высокой степени контроля над своими психосоматическими функциями. Известно (и это засвидетельствовано таким авторитетнейшим ученым, как С.М. Широкогоров), что во время камлания шаманы совершают прыжки экстраординарной высоты (это объясняется шаманистами легкостью тела камлающего шамана, приобретающего способность к левитации, причем ритуальное облачение шамана может весить до 30 кг; между тем люди, на которых шаман вскакивал во время камлания, утверждали, что не чувствовали его тяжести), демонстрируют сверхчеловеческую силу, неуязвимость (шаман протыкает себя ножами или мечами, не чувствуя боли и не обнаруживая никаких признаков кровотечения), ходят, не получая ожогов, по горящим углям и т. п.
135

Теперь следует сказать о статусе и функциях шаманов в архаических обществах. Как правило, шаманы занимали очень высокое социальное положение (исключение здесь - чукчи), а у бурят-шаманистов шаманы были даже первыми политическими лидерами. Следует отличать шамана от жреца - жертвоприношения и молитвы божествам не являются прерогативой шамана. Даже если ритуал камлания предполагает жертвоприношение, его иногда совершает не шаман, а другой священнослужитель. Также шаман не участвует в совершении ритуалов жизненного цикла (рождение, бракосочетание, беременность, смерть), за исключением тех случаев, когда человек в это время нуждается в защите. Главные функции шамана - функции целителя, знахаря и психопомпа - проводника душ умерших в потусторонний мир. В отдельных случаях шаман использует свои способности для «меньших целей» - предсказания погоды, поиска посредством ясновидения потерянных вещей и т. п. Гадания и предсказания также являются важной функцией шамана.

В некоторых традициях существует разделение шаманов на «белых» и «черных» (например, ай оюна и абасси оюна у якутов или сагани бо и караин бо у бурят), хотя это разделение часто имеет чисто условный характер; например, ай оюна («белые» шаманы) очень часто не шаманы вообще, а жрецы-священнослужители. Считается, что «белые» шаманы совершают восхождение в небесьые миры и почитают небесных богов или высшего бога, а «черные» шаманы связаны с подземными, хтоническими, духами и совершают нисхождение в нижний мир. Однако, как правило, «волшебные (экстатические) путешествия» и в верхний, и в нижний мир совершает один и тот же шаман.

После этих кратких замечаний можно приступить к характеристике самого ритуала (сеанса) камлания. Камлание представляет собой ритуальное вхождение шамана в психотехнический транс (совершаемый обычно публично) для достижения тех или иных целей. Обычно это или исцеление больного, для чего необходимо найти и вернуть похищенную злыми духами душу
136

(иногда предстоит определить - какую, так как для шаманизма характерно представление о множественности душ, последнее существует и в некоторых более развитых традициях - например, китайская концепция животных, по, и разумных, хунь, душ), или проводы души (одной из душ) умершего в потусторонний мир. Иногда камлание совершается и по «малым» поводам (нахождение пропавших домашних животных и т. п.). Но в любом случае оно предполагает вхождение шамана в особое состояние сознания (транс, экстаз), подразумевающее или волшебный полет духа шамана вместе с духами-помощниками в верхний либо нижний миры, или (в «малых» случаях) проявление экстрасенсорных способностей шамана, а следовательно, и различные трансперсональные переживания.

Большую роль в камлании играют так называемые духи-помощники шамана, причем иногда проводится различие между избирающим шамана духом и малыми духами, по его. приказу содействующими шаману в его делах. Л. Я. Штернберг, - например, приводит рассказ шамана о явлении ему женского духа, призвавшего его к шаманскому служению. У гольдов (бассейн Амура) существует представление о том, что избирающий дух (аями) вступает в брак со своим избранником, сопровождающийся эротическими видениями и переживаниями. Затем аями посылает духов-помощников, чтобы они служили шаману. Иногда избирающий дух имеет тот же пол, что и шаман, что приводит к ритуальному трансвестизму: шаман меняет свой пол (иногда внешне - меняя одежду и украшения, а иногда и более существенно: меняются даже голос и конституция шамана, что свидетельствует о глубокой гормональной перестройке организма; часто шаманы после этого вступают в гомосексуальный брак). Подобного рода явления известны среди чукчей, камчадалов, азиатских эскимосов и коряков, а также в Индонезии (мананг боли народа морских даяков, Южной Америке (патагонцы, арауканцы) и отчасти в Северной Америке (у индейских племен арахо, чейенне, уте и др.).
137

Мы рассмотрим структуру камлания на примере тунгусо-маньчжурского шаманизма, блестяще описанного нашим соотечественником С. М. Широкогоровым, белым офицером, а потом известным этнологом, публиковавшим свои работы в основном на английском языке.

Пример тунгусо-маньчжуров весьма удобен, поскольку у маньчжуров в период их владычества в Китае (династия Цин, 1644-1911 гг.) шаманизм приобрел наиболее зрелый и институализованный вид (в Пекине даже существовал шаманистский храм с шаманами в златотканых шелковых и парчовых ритуальных облачениях, что побудило о. Иакинфа Бичурина рассматривать шаманизм как одну из мировых религий), а некоторые шаманские предания и литургические нормы были зафиксированы письменно. Но с другой стороны, именно тунгусо-маньчжурский шаманизм по тем же причинам оказался под сильнейшим воздействием тибето-монгольского буддизма и религий Китая, что иногда затрудняет вычленение исходных чисто шаманских элементов.

Камлание шамана у тунгусо-маньчжурских народов обычно включает в себя три этапа: предварительное жертвоприношение (обычно лося, но в отдельных случаях - козла или ягненка), собственно камлание, или экстатическое путешествие, шамана и благодарственное обращение к духам-помощникам.

Камлания, предполагающие нисхождение в нижний мир, совершаются для: 1) жертвоприношения предкам; 2) поиска души пациента и ее возвращения; 3) сопровождения души умершего. Этот тип камлания считается очень опасным, и его совершают только отдельные, сильные шаманы (его техническое название - оргиски, т.е. «по направлению к орги» - западной или нижней области).

Перед камланием шаман готовит нужные ему ритуальные предметы - изображение лодки, фигурки духов-помощников и т. п., а также шаманский бубен. После жертвоприношения лося происходит созывание духов-помощников. Затем шаман курит, пьет стакан водки и начинает шаманскую пляску, постепенно вводя себя в экстатическое состояние, завершающееся потерей сознания и каталепсией. В лицо шаману брызгают три раза жертвенной кровью и приводят его в чувство. Шаман начинает говорить не своим, высоким голосом и отвечать на вопросы присутствующих. Считается, что это отвечает вселившийся в тело шамана
138

Дух, тогда как сам шаман находится в подземном мире (что свидетельствует о своеобразном феномене раздвоения личности). Через некоторое время шаман «возвращается» в свое тело, и его встречают восторженные крики присутствующих. Эта часть камлания занимает около двух часов.

Третья часть камлания начинается после 2-3-часового перерыва и заключается в выражении шаманом благодарности духам.

Интересно, что если во время камлания в тело шамана вселяется зооморфный дух (например, в одном случае, описанном Широкогоровым, - волк), то шаман ведет себя соответствующим образом, отождествляясь с этим животным (на этапе раздвоения личности).

Шаманское путешествие в мир мертвых описано в знаменитом маньчжурском тексте «Повесть о шаманке Нисань» 18 . Ее содержание следующее: в эпоху правления в Китае династии Мин (1368-1644 гг.) на охоте в горах погибает молодой человек из богатой семьи. Шаманка Нисань вызывается вернуть его к жизни и отправляется за его душой в мир мертвых. Она встречает множество душ, в том числе душу своего умершего мужа, и после бесчисленных испытаний и опасностей в сумраке нижнего мира находит душу молодого человека и возвращается с ней на землю; он оживает. Этот текст интересен не только описанием экстатического опыта шамана, но и как свидетельство шаманских истоков «темы Орфея», весьма значимой для мистсриальных культов древнего мира.

Аналогичным является и камлание, совершаемое для восхождения на небо. В качестве вспомогательных средств шаман использует 27 (9 х 3) молодых деревец, отождествляемых с опорами мироздания по сторонам света и мировой осью (отверстие в центральной части юрты, кстати, часто отождествляется с Полярной звездой, через нее проходит мировая ось, по которой шаман может попасть в небесный мир). Еще один аналогичный ритуальный предмет - лестница. После жертвоприношения шаман приводит себя в экстатическое состояние пением, ударами в бубен и пляской. В момент потери им сознания начинается полет его души в небесный мир. Такие камлания совершаются и в дневное, и в ночное время. Широкогоров считает, что камлание ради полета на небо заимствовано тунгусским народом от бурят.
139

Психотехнический транс играет огромную роль в тунгусском шаманизме; основные методы его достижения - пляска и пение. Детали камлания близки к деталям сеансов других сибирских народов: слышны издаваемые шаманом «голоса духов», шаман приобретает легкость и пациент не чувствует его веса, когда шаман в своем почти двухпудовом облачении вскакивает на него, во время транса шаман ощущает сильный жар. Он приобретает нечувствительность к огню, режущим предметам и т. д. В целом мы видим здесь как архаический субстрат, так и сино-буддийские влияния (например, шаман призывает не только своих «этнических» духов, но также и китайские и буддийские божества) 19 .

Приведенное описание тунгусо-маньчжурской практики камлания в целом, полагаем, достаточно для знакомства с практикой шаманизма и структурой шаманского психотехнического ритуала. Предложим лишь еще один пример шаманского камлания, на этот раз обратившись к чукотскому материалу, поскольку чукчи являются палеоазиатским народом, традиция которого в значительно меньшей степени подвергалась влияниям высокоразвитых цивилизаций и религий. О чукотском шаманизме мы имеем богатый материал благодаря трудам еще одного российского ученого - В. Г. Богораза (Богораз-Тана).

Следует отметить, что к началу XX в., то есть ко времени наблюдений В. Г. Богораза, чукотский шаманизм находился в состоянии упадка. Упадок традиции отмечали у себя и другие народы Сибири. Впрочем, в ряде случаев речь может идти не о реальной деградации традиции, а о влиянии на общественное сознание мифологемы золотого века, предполагавшей постепенное ухудшение условий жизни и обращения с высшими силами по мере удаления от него.

Тем не менее в случае с чукотским шаманизмом упадок был очевидным. Он проявлялся в том, что шаманы постепенно утрачивали психотехнические навыки, заменяя реальное трансперсональное переживание его имитацией, воспроизведением лишь внешней стороны транса без реального
140

Психотехнического опыта, а «волшебное путешествие» шамана подменялось сном, в которое шаман считал возможным увидеть пророческое видение или выполнить свою миссию целителя и психопомпа. Шаманские камлания, в свою очередь, превращались в спектакли, наполненные различными «сценическими эффектами» и демонстрацией паранормальных способностей шамана, а иногда и просто трюками на манер чревовещания.

Шаманов на Чукотке было очень много, до одной трети населения. Процветал и семейный шаманизм, заключавшийся в том, что каждая семья, имевшая свой шаманский бубен, передававшийся по наследству, в особые праздничные дни имитировала сеансы камлания. Речь идет только об имитации внешних моментов поведения шамана (прыжки вверх, подражание священному языку шаманов - издавание нечленораздельных звуков и т. д.). Иногда при таких. коллективных акциях имели место пророчества, но к ним никто серьезно не относился. Главное формальное отличие этих семейных камланий от подлинно шаманского состоит в том, что семейное камлание (в котором принимают участие даже дети) проводится при свете под наружным навесом чума, тогда как шаманское - в спальном помещении и в полной темноте.

Основные параметры психотехники чукотского шаманизма тем не менее поддаются реконструкции. Шаманское призвание, как правило, проявляется у чукчей или в виде «шаманской болезни», или означается священной эпифанией - появлением в критический момент божественного животного (волка, моржа, спасающего будущего шамана. Как правило, у шаманов не бывает персональных учителей, хотя они ссылаются на наставления, получаемые ими от духов во время психотехнического транса. Чукотский фольклор постоянно описывает «волшебные путешествия» шамана в небесные (через Полярную звезду) и иные миры в поисках душ больных и т. п., хотя в начале XX в. камлание сводилось в основном к призыву духов, различным трюкам и имитации транса.
141

Шаманский бубен часто называется лодкой, а психо-технический транс - «потоплением» шамана, что указывает на подводные странствия чукотского (как и эскимосского) шамана. Тем не менее описываются также полеты шамана в верхний мир и нисхождения в нижний.

Во времена В. Г. Богораза камлание происходило следующим образом: шаман раздевался по пояс, курил трубку и начинал бить в бубен и петь мелодию (у каждого шамана она была своя). Затем в чуме раздавались «голоса духов», слышимые из самых разных направлений. Казалось, что они или исходят из-под земли, или приходят сверху. В это время очевидцы наблюдали различные паранормальные явления - левитацию предметов, камнепад и т.п. (от оценки реальности таких явлений мы воздерживаемся). Духи умерших беседовали со зрителями голосом шамана.

При переизбытке парапсихологических явлений настоящий транс был весьма редким, и только иногда шаман падал на пол без сознания, а его жена накрывала его лицо куском ткани, зажигала свет и начинала петь. Считалось, что в это время душа шамана советуется с духами. Приблизительно через 15 минут шаман приходил в себя и высказывал свое мнение по заданному ему вопросу. Но часто транс заменялся сном, поскольку чукчи приравнивают сон шамана к трансу (не близко ли это типологически тантрической йоге сновидений или, по крайней мере, не коренится ли последняя в шаманской психотехнической деятельности в состоянии сна?).

Шаманы также применяют метод лечения высасыванием, во время которого шаман демонстрирует насекомое, колючку и т. п. как причину болезни. Весьма любопытны шаманские операции, напоминающие знаменитые методы филиппинских целителей. В. Г. Богораз сам присутствовал при одной такой операции. Мальчик 14 лет лежал обнаженным на земле, а его мать, известная шаманка, руками как бы раскрыла его живот, причем В. Г. Богораз видел кровь и обнажившиеся внутренние органы. Шаманка погрузила свои руки глубоко в рану. Все это время шаманка вела себя так, будто она находилась под воздействием сильного жара, и постоянно пила воду. Через несколько мгновений она вынула руки, рана закрылась, и Богораз не увидел никаких от нее следов. Другой шаман после долгой пляски вскрыл ножом свой собственный живот 20 . Подобного рода явления или трюки характерны для всей Северной Азии и связаны с достижением власти над огнем. Такие шаманы

могут также глотать раскаленные угли и касаться раскаленного добела железа. Большинство подобных способностей (трюков) демонстрировалось в начале века для всеобщего обозрения средь бела дня. В. Г. Богораз описывает и такой номер: шаманка чем-то трет небольшой камень, и его кусочки падают в ее бубен. Под конец в бубне появляется целый холмик из этих кусочков, но камень в руках шаманки не уменьшается и не меняет своей формы 21 . На Чукотке устраивались даже целые соревнования шаманов-«волшебников». Описаниями подобных состязаний полон чукотский фольклор.

Чукотский шаманизм имеет еще один интересный аспект. Существует целый класс шаманов, изменивших пол. Их называют мягкими мужчинами или мужчинами, похожими на женщин. Как утверждают, по повелению келет (духов) они поменяли свой мужской пол на женский. Они носят женскую одежду, ведут себя как женщины и порой даже выходят замуж за мужчин. Однако обычно приказу келет подчиняются только отчасти: шаман носит женскую одежду, но продолжает жить со своей женой и имеет детей. Иногда шаман, получивший подобный приказ, предпочитает трансвестизму самоубийство, хотя гомосексуализм всегда был известен чукчам 22 . О распространенности подобного рода транссексуальности в шаманизме разных этносов уже говорилось выше.

9 Элиаде М. Космос и история. М., 1987, с. 151-2.

10 Там же, с. 198
11 Ин. 8: 32.
12 Izut su Toshihiko. Mythopoetic 13 cm.: Eliade M. Shamanism. P. 23-32.
14 Rasmussen K. Intellectual Culture of the Iglulik Eskimos. Copenhagen. 1930. P. 112; Eliade M. Shamanism. P. 61.
15 Ibidem. P. 61-62.
16 Eliade M. Shamanism. P. 63-64.
17 См.: Штернберг Л. Я. Первобытная религия. Л., 1936.
18 Об этом см.: Нишань самани битхэ (Предание о нишаньскойшаманке) / Изд. текста, пер. и предисл. М. П. Волковой. М., 1961. (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Малая сер. Т. 7); Книгао шаманке Нисань / Факс, рукописи, изд. текста, транслит., пер. на рус.яз., примеч., предисл. К; С. Яхонтова. СПб., 1992.
19 Shirokogoroff S. M. Psychomental Complex of the Tungus. London,1936. P. 304-3G5; Eliade M. Shamanism. P. 236-245.
20 cm.: Bogoras V.J. The Chukchee // American Museum of NaturalHistory. Memoirs. Vol. 11 (Jesup North Pacific Expedition. Vol. 7). NewYork, 1904. P. 445.
21 Bogoras V.J. The Chukchee. P. 444.
22 Ibid. P. 448. См. также:Eliade M. Shamanism. P. 252-269.

Во время камлания шаман движется по кругу. Выделяют четыре круга: гармонизирующий небесный круг, созидающий небесный круг, гармонизирующий земной круг и созидающий земной круг.

Созидающий небесный круг. Движение начинается с юга на восток, затем на запад и заканчивается на севере.

Гармонизирующий небесный круг. Начинается на востоке и затем проходит по очереди через юг, запад и север.

Созидающий земной круг. Движение начинается с запада, затем следует на юг, север и заканчивается на востоке.

Гармонизирующий земной круг. Начинается на юге и по очереди проходит через запад, север и восток.

В зависимости от цели каждое камлание проходит по одному из кругов с определённым боем бубна.

Камлания

Слово "камлание" в переводе с языков тюркской группы означает любое ритуальное действие произведенное камом, то есть шаманом.Для успешного проведения камлания,необходимо строго соблюдать все традиции и обычаи.Камлания обычно проводят ночью,при этом шаман одевает шаманское платье и вешает на шею кузунгу-медное круглое зеркало.Успех камлания зависит также и от духовной подготовки практикующего.Ниже описаны наиболее важные аспекты камлания и проведения самих мистерий.

Ритмы шаманского бубна

Каждое шаманское камлание сопровождается определенными священными ритмами.Базовых ритмов восемь.Эти ритмы согласовываются с восемью чокырами человека.Такие ритмы при записи обозначаются точками снизу вверх.Одна точка-одиночный удар,две точки-два быстрых удара.Каждый ритм также имеет какое то свое предназначение.Ритм Змеи-три медленных удара,используется для первого камлания,для обретения решительности,накопления внутренней силы.Ритм Оленя - два медленных удара,два быстрых,используют для разобщения,разделения чего либо.Ритм Черепахи-один удар,два быстрых удара,один удар,используется для примирения,созидательных процессов.Ритм Быка-один удар,четыре быстрых, используется для накопления физической силы,защиты.Ритм цапли-два быстрых,два медленных,используется для любовных дел,преодоления любых препятствий.Ритм Паука-два быстрых,одиночный,два быстрых,используется для очищения,помощи в спорном деле,набора положительной энергии.Ритм Медведя-четыре быстрых,один одиночный,используется для медитации,защиты от окружающих.Ритм Тигра,шесть быстрых ударов,используется для отдачи накопленной силы другому человеку,самореализации,обретения могущества.Стучать в бубен следует с нижней части,потом перейти к середине,а затем к верхней части.

Направления

При камлании шаман обычно движется по кругу.Есть четыре таких круга: созидающий небесный круг,гармонизирующий небесный круг,созидающий земной круг,гармонизирующий земной круг.Движение по созидающему небесному кругу начинается с юга,продолжается на восток,после на запад и заканчивается в северной стороне.Гармонизирующий небесный круг начинается на востоке,проходя поочередно через юг,запад и север.Созидающий земной круг начинается с запада,проходит на юг,после насевер и заканчивается на востоке.Гармонизирующий земной круг начинается с юга,и идет поочередно на запад,потом на север,а потом на восток.Каждое камлание,в зависимости от намеченной цели,проходит по одному из этих кругов.То есть,направление движущегося шамана,происходит по определенному кругу и с определенным боем бубна.Это очень важный аспект шаманского камлания.

Асты и Жертвы духам

Асты-это общее название тех вещей,которые отдаются шаману в уплату за камлание.Часто шаману дают разноцветные ленты,которые он пришивает на шаманское платье.Ленты разных цветов обозначают различные задачи решенные при камланиях.Черная лента дается при излечении шизофрении,изгнании духов,наркомании.Красная лента-лечение различных физических травм.Узелки на ленточках-это победа над противниками.В узелки помещают души побежденных врагов.Делать что то даром у шаманов не полагается,так как все принесенные дары идут не только шаману,но и духам,а задаром духи помогать не станут.Стандартного размера оплаты за шаманство нет,и поэтому люди,решившие обратиться за помощью к шаману отдают в уплату,то что могут.Плата за шаманство по традиции дается только правой рукой.Еще действует такой закон:" Чем больше отдаешь-тем больше получаешь".Если плата за шаманство маленькая,то человек не отнесется серьезно к тому,что скажет и сделает шаман. Асты может быть также добровольным приношением и заранее оговоренной платой за шаманские услуги.

Создание Онгонов

Онгон-вместилище для духа.Для таких вот вместилищ использовались различные деревянные фигурки,тряпичные куклы,а также домашние животные.Онгоны служили оберегом,а также средством передвижения шамана между мирами.Самый распространенный вид онгона-онгон из соленого теста.Он делается так:в миске смешивается соль,мука и масло,и тонкой струйкой в полученную массу вливают воду.Смесь постоянно нужно перемешивать чтобы не образовались комочки.Полученное тесто выкладывают на доску посыпанную мукой и раскатывают до толщины 0,5 см.Из теста вырезают фигурки различных животных.Когда фигурки готовы,то их разглаживают на смазанном жиром противне и выпекают в духовке при минимальной температуре всю ночь.После просушки онгоны раскрашивают и прикрепляют на кожаную ленточку.Где то раз в неделю онгон кормят обрызгивая его молоком.Следует помнить,что онгон без вселенного в него духа является лишь обычной вещью.

Освящение обрядового круга

После обустройства обрядового пространства все участвующие начинают бить в бубны или это делает только аханад, призывая духов-помощников дать им силы для предстоящего обряда. Шаман может объяснить присутствующим смысл чистого жилища, заключающийся в очищении духами этого места от всех недоброжелательных мыслей и энергий. Попросите присутствующих на обряде представить, как звук бубна прогонит все плохое, что попало в этот круг. В первой части обряда шаман не одевает обрядовое платье, но оно находится рядом, за кругом, чтобы шаман мог потом его надеть.

Завязывание

В этой части обряда каждый из присутствующих должен достать свои полоски ткани и красные ленты. Полоски олицетворяют болезни и несчастья, которые могут случиться в следующем году: головную боль, простуду, диабет, артрит и эпидемические болезни.

Красный цвет лент олицетворяет цвет власти,и могущество духов, призываемых для связывания этих болезней. Каждый присутствующий должен взять ленту и связать пять полос тремя узлами, сосредоточившись при этом на своем здоровье.Узлы кладутся в середину круга,к огню или предмету, представляющему гол.

Найдя свое предназначение, каждый человек обретает счастье. Немногим дано стать Шаманами, да и не всегда избранные готовы к этому. Пройдя тернистый путь становления и подчинения себе Духов из разных миров, такие люди могут путешествовать между ними и помогать нам.

Становление Шамана, или для чего нужно камлание?

После смерти старого Шамана начинается поиск нового представителя этой древней касты жрецов. Им может стать родственник, ученик или совершенно посторонний человек, не подозревающий о выпавшей на него миссии. Поведение Избранного сразу меняется: он стремится к уединению, впадает в транс, не всегда ведет себя привычным образом, начинает общаться с теми, кого больше никто не видит. Объяснить такое легко – новый Шаман должен пройти все этапы обучения и освоить незнакомые способности, чтобы помогать.

На этом этапе к нему приходят Духи и зовут его в тонкий мир, в мир духов, в мир снов. Человеческий мозг не сразу может свыкнуться к одновременному пребыванию в двух мирах – физическом и мире снов, – поэтому поведенческие реакции посторонним могут показаться довольно странными. Но Избранный потому и избран – он предрасположен к магическим действам и ему под силу такая наука.

Именно в момент пребывания в двух мирах Шаман начинает камлать, что помогает ему отделять реальность от мира сновидений. С течением обряда шаман все больше погружается в другой мир, где выполняет поставленные задачи. Это путешествие длится до тех пор, пока Шаман не прекращает камлание, что возвращает его на физический уровень.

Что происходит в мире сновидений?

Все происходящее в тонких мирах, так или иначе, отображается на нашем физическом уровне. Болезни, неприятности, потеря сил – это происки злых Духов, которые питаются подобной энергетикой. Чтобы наладить свою жизнь и избавиться от всего негатива, люди обращаются к шаманам.

У Шамана всегда есть Духи-помощники и Аями – его Дух-покровитель. Они направляют Избранного, помогают ему и выполняют его приказания (помощники), то есть: изгоняют злых духов, ищут и отвоевывают у них украденную душу человека, «договариваются» с духами болезней и т.д. После того, как ритуал завершается в физическом мире происходит равновесие и все налаживается.

Ритуал камлания

Ритуал начинается с того, что Шаман надевает свой магический наряд, с нужными изображениями и берется за бубен. Впадая в транс, он призывает Духа-покровителя и узнает к какому богу необходимо обратиться с той или иной просьбой. После выяснения всех обстоятельств, шаман призывает своих помощников, которым дает задание или с которыми путешествует в нужных мир. Покровители могут направить в разные части мира сновидений и к разным богам: к Ульгень Хану в мир будущего, к Эрлик Хану в мир прошлого, к Тенгри Хану в мир сна без сновидений, к духам нашего мира.

Во время всего действия Шаману помогает бубен, который может превращаться, например, в лодку, чтобы отправиться по реке времени.

Сторонние наблюдатели должны внимательно прислушиваться к словам Шамана во время камлания. Жрец подробно описывает свое путешествие, пересказывает диалоги с потусторонними существами. Присутствующие рядом начинают «втягиваться» в действие, сопереживают или испытывают другие эмоции, а это огромная помощь для Шамана и его магических свойств, ведь вы вкладываете свою энергию в процесс исцеления и помощи пациента.

Одна из эмоций, которая пробуждается во время обряда, – это сочувствие. Оно как нельзя лучше помогает вам обрести выздоровление или повлиять результат, поскольку является психологическим базисом для принятия ситуации. То есть оно есть предпосылкой надежды, а надежда дает уверенность.

Кроме всего, ритуал камлания помогает любому человеку проложить свои тропы в мире сновидений. Если вы ошибаетесь в жизни, если вам постоянно не везет, значит неправильные дороги проложены в тонких мирах. Доверьтесь Шаману-проводнику и жизнь наладится в тот момент, когда правильный путь будет выбран.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Самым важным действом в шаманизме является камлание, ибо оно одновременно является мистическим опытом для самого шамана и его «работой» по исцелению или сопровождению души в царство мертвых. Но чем же еще является камлание?

Значение термина «камлание»

Термин камлание происходит от тюркского слова «кам», что в дословном переводе значит «шаман». Поэтому камлать - это «шаманить», то есть выполнять специфическую шаманскую деятельность.

Что такое камлание

Как уже говорилось выше, камлание - это основная форма культовой деятельности шамана, во время которой осуществляется вхождение шамана в трассовое состояние. Оно выполняется для того, чтобы получить какое-то сакральное знание, совершить путешествие в иные миры или узнать будущее, выполнить акт исцеления или сопроводить душу умершего в царство мертвых. Иногда камлание проводиться и для других, более специфических целей.

Как проводится камлание

Камлание, как правило, приводиться публично, причем многие шаманы считают, что чем больше людей при этом присутствует, тем продуктивнее будет сам шаманский сеанс, поскольку духи-помощники шамана будут более активными. Но, тем не менее, для определенного рода целей камлание может осуществляться и в одиночку, уединенно.

У эскимосов на шаманском сеансе присутствует вся деревня. Зрители, время от времени, подбадривают шамана песнями и криками.

Особенности камлания, как мистического и ритуального действия

Одним из самых характерных элементов камлания является пение, танец и, конечно же, игра на музыкальном инструменте (бубен, барабан, трещотка и так далее).

При этом следует понимать, что хоть на камлании и присутствуют люди, и оно нередко разыгрывается как некое представление, его, все равно не стоит воспринимать, как некий аналог эстрады, так как в нем нет основополагающей цели развлечь зрителей. К этому стоит относиться как к мистическому театру, где разыгрывается некая мистерия, сакральный акт путешествия и общения с более тонкими слоями реальности.

Поэтому и песни, которые поет во время камлания шаман – это его песня «силы». В ней присутствуют особые слова на специальную мелодию, которые его обучают духи-помощники.

Когда проводиться камлание

Камлание может проводиться в любое время суток, в зависимости от личных предпочтений самого шамана и от направленности его действий. Но чаще всего это происходит либо в вечерних сумерках, либо ночью, как это делали, например, североамериканские шаманы.

Также отмечается, что проводить шаманский сеанс два раза в сутки не рекомендовалось.

Подготовка к камланию

Прежде всего в подготовку к камланию входит очищение как самого шамана и его инструментов, так и территории, где будет проходить камлание.

Обычно сначала проводиться окуривание. Например, тувинский шаман для этого на плоском камне рассыпал золу, горячие угли и горсть сушеного можжевельника. Затем добавлял немного муки, очищенного от шелухи и поджаренного проса, масла и сала.

Средства для окуривания могут быть самыми различными, это зависит от шаманской традиции и конкретно от самого шамана и тех целей, которые он преследовал. Но в большинстве случаев в качестве благовоний использовались травы.

Затем проводилось очищение водой, набранной из какого-либо священного источника или специально заговоренной. Обязательным условием было омовение.

Потом следовало жертвоприношение богам или духам-помощникам.

Как проходит камлание

Схема камлания во всех шаманских традициях практически одинакова. После подготовительного этапа, шаман призывает своих духов-помощников. Например, у якутов шаман вначале обращается к духам-хозяевам очага, дома, местности и так далее, с просьбой охранять всех собравшихся от каких-либо несчастий во время его действа, а затем к духам верхнего, нижнего и среднего мира, а также к своим духам-покровителям и духам-помощникам.

Нанайский шаманский сеанс начинается с призывания шаманкой духов-помощников, перешедших к ней от умерших шаманов ее рода и шаманов ближайших окрестностей и духов в образе детей.

За призывом обычно следовали сценки-диалоги шамана со своими духами-помощниками. Эта часть камлания происходила обычно по одной и той же схеме: сначала шаман впускал духа в себя, угощался от его имени, вел с ним «беседу», а затем «вселял» в предназначенное для него изображение или предметы, часто - в бубен.