Связь ценностей и культурных норм. Культурные традиции, ценности, нормы

Связь ценностей и культурных норм. Культурные традиции, ценности, нормы

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Т. Парсонс отмечал, что ценность – это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Однако надо заметить, что культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы, музыки, а также технологические и другие навыки; во-вторых, ценность и признанные образцы поведения могут не совпадать, например проституция в ряде культур является признанным образцом поведения, но не является ценностью.

Проблема ценностей достаточно глубоко разработана в философии и социологии, антропологии и психологии (Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В западной культурной антропологии существуют две полярные теории. Одна из них – это релятивистская, отрицающая возможность объективного анализа ценностных структур различных обществ и рассматривающая ценностные системы как относительные. Другая (противоположная) теория – антирелятивистский позитивизм, утверждающий возможность изучения ценностных структур с позиции объективной науки.

Какова роль ценностного компонента в жизни людей? Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

«Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук», – отмечает Питирим Александрович Сорокин. И действительно, все эти явления культуры, созданные людьми, все эти произведения, механизмы и вещи, лишенные ценностной компоненты, становятся просто грудами бумаги, металла или мрамора, тоннами изведенной краски или кусками материи. И тогда они могут являться предметом физики, химии или биологии, изучающих их структуру, строение или свойства, но не социальных или гуманитарных наук.

По мнению П. А. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные сверхсистемы на 3 типа:

1) идеационный;

2) чувственный;

3) идеалистический.

Если преобладает идеационная культура, то высшей ценностью в ней становятся Бог и Вера, а к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.

В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеационной культуры приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками; они вытесняют религию, теологию и даже философию.

Идеалистическая система культуры, по мнению П. А. Сорокина, – промежуточная между идеационной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. При этом оценивание происходит с позиции своей культуры, следовательно, собственная система ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отчета для хорошего и плохого.

Культурология же исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы различных культур равноправны, что нет культуры своей или чужой, а есть своя и другая и что мир тем устойчивее, чем многообразней.

Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых установок.

Нет культуры, где не оценивались бы отрицательно убийство, ложь или воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других – лишают свободы).

Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктами той или иной культуры.

Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти подмена «своих» ценностей «чужими». Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группового – смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, военного, социального, политического и т. п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномии», обозначающее состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. «Прежние Боги стареют или умирают, а новые не родились» (Э. Дюркгейм, «Социология»). Именно это состояние описывает Йохан Хейзинга в «Осени Средневековья», представляя картину страданий и смятения конфликта ценностей уходящей культуры и возникновения в результате новых форм социокультурной реальности.

Япония оказалась, может быть, единственным исключением в современном мире, где дух целостного мировосприятия, сформировавшийся в неспешном Средневековье и отразившийся в традиционном художественном творчестве, не оказался вытесненным научно-технической революцией и массовой культурой.

Между тем ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. «Мутация» ценностей происходит сравнительно медленно даже при целенаправленном мощном воздействии, а исчезают они только вместе с исчезновением самой культуры.
2. Что такое «знак» и «символ» в культуре

Как известно, культура, начинаясь с организации, порядка, ритуала, упорядочивает (структурирует) окружающий человека мир.

Когда речь идет о символах, о знаках, всегда возникает вопрос: знак – чего, символ – чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно лишь в том случае, если анализировать их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения.

Человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знаки и символы, писал Эрнст Кассирер, «принадлежат двум различным дискурсивным вселенным: сигнал (Э. Кассирер употребляет этот термин как синоним знака) есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значения. Символ не только универсален, но и предельно изменчив. Знак, или сигнал, соотносятся с вещью, к которой они отсылают».

Итак, знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова – удостоверение личности, которым служил simbolon – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре – универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. «Я называю символом всякую структуру значения, – писал Поль Рикер, – где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле».

Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом.

В символах и знаках проявляется как внешнее «я» человека, так и внутреннее «я», бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума и, следовательно, к структуре Вселенной. Единство человека и Вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре.

Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таинственность. Но это ощущение таинственности и есть «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека». Это переживание, по мнению А. Эйнштейна, – лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется ему «если не мертвецом, то во всяком случае слепым». Загадочны цвет, звук, слово, число, загадочно то, что они отражают – явления природы и человеческого сознания.
3. Смыслы, коды и универсалии культуры

Смыслы культуры – это то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно. Смысл может быть понят как то, что обеспечивает всеобщее сцепление значений знаков данного языка. Смыслы имеют несколько уровней:

1) самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл. Этот смысл уже проявившийся на уровне сознания, рационализированный и общепринятый. Он совпадает со значением и выражается словесным (вербальным) способом;

2) самым глубинным уровнем смысла является непроявленное содержание, связующее человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. Если все феномены культуры рассматривать как факты коммуникации, как сообщения, то понять их можно лишь в соотнесении с каким-то посредником, потому что связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной. Поэтому и необходима система особых смыслоразличимых признаков – кодов культуры.

Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (телеграфный код, код Морзе), в вычислительной технике, математике, кибернетике, генетике (генетический код). При этом под кодом понимается совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Код – модель правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Сообщения, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

1) самодостаточностью для производства, передачи и сохранения человеческой культуры;

2) открытостью к изменениям;

3) универсальностью.

В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Для первобытного человека действия с предметами были равносильны действиям со словами, а потому имя составляло существенную часть его самого. В его представлении личные имена необходимо сберегать и хранить в тайне, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Весьма распространенным было явление, когда каждый мужчина, женщина или ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тайные имена, известные старейшинам и посвященным. Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например, в Древнем Египте. У египтян было два имени: истинное (или большое) и доброе (или малое). Первое хранилось в глубочайшей тайне, второе было известно всем.

Такого рода табу на имя связано с тем, что имя действительно отражало социокультурную значимость и положение человека в данном обществе, поскольку в доолимпийских культурах система имен представляла собой механизм кодирования и обновления культуры, когда имя – это сама информация, а не этикетка; посредством имени возможно осуществить реальные манипуляции с предметом.

Культурные универсалии – понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Они выражают те характеристики культурного опыта, которые значимы для любой культуры (огонь, вода, смех, слезы, труд, мужское = женское и т. п.).
ЛЕКЦИЯ № 3. Методы культурологии

Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные вопросы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки. Сложность предмета культурологии, а также ее богатые межпредметные связи с другими науками привели к разнообразию методов, используемых в ней для изучения феномена культуры во всех аспектах.

Именно различие методологических основ и обусловливает наличие разных подходов. Можно выделить следующие основные группы подходов.

Генетический подход. Здесь культура понимается с точки зрения ее возникновения и развития. Другими словами – это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Этот подход позволяет проследить развитие культуры от момента возникновения и до настоящего времени.

Компаративный подход. С помощью данного подхода можно провести сравнительно-исторический анализ разных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

Согласно отечественной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, которая стремилась выработать системный подход к анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества.

Деятельностный подход. В рамках этого подхода в России возникло два направления. Представители первого направления (Н. В. Злобин, П. Д. Коган) считают, что культура является процессом творческой деятельности. В ходе этого процесса происходит духовное обогащение общества и самосознания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Его сторонники говорят, что культура – это второе, творческое, рождение человека.

Представители второго направления(Э. С. Маркарян, «Сущность культуры», Ю. А. Жданов, В. Е. Давыдович и др.) видят в культуре особый способ деятельности. «Культура есть процесс и результат человеческой деятельности. Он выступает определенной основой для исследования и локальных, и исторических типов культур и для соотношения культуры и цивилизации»(Э. С. Маркарян).

Изучение вопроса «культура и ценности» требует других методологических основ, и здесь используется аксиологический подход. Культура включает в себя те способы, с помощью которых человек утверждает свое существование в мире. Цель культурной деятельности – сохранение homo sapiens, эта цель определяет и главную ценность – человека.

Таким образом, человек и человеческий род выступают в этом подходе абсолютной культурной ценностью.

Аксиологический подход обусловлен двумя обстоятельствами:

1) не все социальные явления входят в мир культуры;

2) противоположностью культуры и природы.

Бытийный подход. Этот подход понимает культуру как объективное явление, связанное с функционированием социальной системы. Именно культура наделяет общественное объединение системным качеством. Но именно благодаря обществу культура приобретает состояние актуального бытия. Нет общества – нет культуры, нет культуры – нет общества. Культура и общество выступают как тождественные понятия, вследствие чего все подсистемы общества выступают как подсистемы культуры. Именно это обстоятельство и дает основание для разделения культуры на материальную и духовную. Материальная культура представляет технологическую сторону бытия и соответствует экономической подсистеме. Духовная культура соответствует идеологической подсистеме.

Поскольку общество состоит из индивидов, из больших и малых групп, выделяется третья подсистема культуры, которая включает в себя типы индивидуального и коллективного поведения. Этот подход представлен в трудах Л. Уайта.

Антропологический подход. Его формирование началось в трудах ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор «Первобытная культура»). Для эволюционистов характерна абсолютизация непрерывности процессов.

В рамках антропологического подхода сформировался культурно-антропологический подход. Он представлен трудами Б. К. Малиновского, К. Леви-Стросса, Э. Фромма. В рамках культурно-антропологического подхода сформировался ряд направлений: структурализм, функционализм и некоторые другие. Малиновский изложил следующие положения функционализма:

1) каждая культура представляет собой целостность;

2) каждое общество, обычай или обряд, поклонение или верование выполняют важную функцию для культуры;

3) для сохранения культуры каждый ее элемент является незаменимым.

В современной западной культурологии получил распространение социологический подход (П. А. Сорокин). Цель данного подхода – применение системного анализа культуры путем сопоставления ее с другими социальными явлениями. Здесь понятие культуры охватывает не всю жизнь общества.

Структуралистский подход. Его представители: К. Леви-Стросс, М. Фуко. Согласно данному подходу главный вопрос культурологии – изучение перехода от природы к культуре и использование теории структурной лингвистики.

Игровой подход. Представители: Й. Хейзинга, С. Лем и многие другие. Согласно этому подходу культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. И даже те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, такие как охота, в архаическом обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекается в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Все это не следует понимать так, что игра становится (оборачивается) культурой, но скорее так, что культура в ее изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в формах игры и проникнута ее настроением.

Й. Хейзинга отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории. Игровая природа культуры проявляется во многих стадиях культуры: в поэзии, мифах, обрядах. В более развитых культурах дольше сохраняются архаические представления, в силу которых поэтическая форма вовсе не воспринимается как эстетическая потребность. В этой концепции Й. Хейзинга придает большое значение игровой стороне культуры в самых различных цивилизациях.

Мнение Й. Хейзинги о культуре как игре оказало влияние на культурологию. С. Лем выдвинул модель культуры-игры. С его точки зрения, культура имеет свободное пространство в отношении природы. Согласно ему различие цивилизаций обусловлено тем, что культура и природа «играют». Кроме того, следует учитывать, что природа выступает как «арена возмущения». Именно игровой характер культуры позволяет человеку выработать модели своего поведения, чтобы выжить.

Регулятивный подход в интерпретации культуры рассматривает культуру как совокупность социальных институтов, связующих ценностную систему. При этом подходе остается неразрешимой проблема личности. Личность существует внутри социальной системы, которая поглощает ее свободу, регулирует право выбора ценностных ориентиров.

Семиотический или знаковый подход. Его представители – Э. Кассирер, Ю. М. Лотман («Культура и взрыв»). Культура рассматривается как символическая система. В трудах представителей этого подхода делается акцент на знаковое толкование культуры.

Биосферный подход. Если рассматривать нашу планету как целостную систему, то правомерна попытка понять культуру с биосферной точки зрения. Конрад Лоренц в своей книге «По ту сторону зеркала» заявляет, что субъектом эволюции является целостная система. Более сложные системы обладают свойствами, несводимыми со свойствами систем, из которых они состоят.

Говоря о подходах к культуре и методах культурологических исследований, нельзя не заметить еще два метода.

Диалоговый метод. Этот метод берет свое начало от Сократа. Сторонники его утверждают идею не только уникальности культур, но и принципа их взаимодействия. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных (прошлых, настоящих и будущих) культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур. В. С. Библер считал, что время общения культур – это настоящее, конкретная форма такого общения – это произведение. «Произведение – это форма общения индивидов в горизонте общения личностей, форма общения личностей как различных культур».

«Культура в своих произведениях позволяет нам – автору и читателю – как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие из плоскости полотна, хаоса красок, ритмов стиха, философских начал, мгновений нравственного катарсиса».

В. С. Библер понимает произведение как феномен культуры и культуру как сферу произведения.

Синергетический подход. Суть его в возможности понять единство современного мира. Основные понятия синергетики – неустойчивость, линейность и нелинейность, хаос и детерминированный хаос. Эти понятия лежат в основе синергетической парадигмы.

«Культурология: конспект лекций»

Ценностные ориентации. Культура – совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» («Молодежь Германии и России». Социологические исследования. М., 1994). Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему от которой во много зависит поведения человека в той или иной ситуации

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный характер. «Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости, выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях»

Культурные ценности – это объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно – полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым могут удовлетворяться разнообразные потребности людей. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами, допускает полярность решений, что свидетельствует об амбивалентной, двойственной природе ценности. Ценности помогают человеку и обществу определить хорошее и плохое, красивое и безобразное, существенное и второстепенное. Приоритет тех или иных ценностей отражает степень духовности человека.

Человеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

бщечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эта триада является исторически сложившейся высшей ценностью. Данные абсолюты отражают достояния всего человеческого рода.

Нет культуры, где не оценивались бы негативно убийство, ложь, воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях: движении защиты прав личности, ее уважении, признание ее достоинств, свободе, совести, гуманности, взаимообогащении национальных культур, научном знании и передовых технологий и экологическом отношении к жизни и окружающей среде. Общечеловеческая культура – это также наилучшие формы творческой деятельности людей.

Материальные ценности – это материальные блага, предназначенные для удовлетворения жизненно – необходимых потребностей. Материальные потребности, конечно, являются определяющими, но они, особенно в век научно-технического прогресса могут быть довольно скоро удовлетворены, если говорить о разумных потребностях. Но, как гласит народная мудрость, «не хлебом единым жив человек». Немаловажную роль в жизни человека, общества, в культуре имеют духовные ценности. Ими являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений, произведений архитектуры, живописи, музыки, кинофильмов, телевизионных передач, которые несут в себе высокие идеи, образы, чувства и представления. Хранителями и распространителями духовных ценностей являются музеи, библиотеки, школы, радио и т.д. Забота об умножении материальных и духовных ценностей общества, о культурном росте человека, сознании необходимых условий для приобщения его к этим ценностям – одна из закономерностей развития общества.

Понятие культурной нормы. С понятием ценностей связано понятие нормы. Чтобы обращаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведения людей, вырабатываются в той или иной культуре и называются культурными нормами.



Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные нравственные нормы: «не укради», «не убей»… Они способствуют нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Жить гуманно. Живя в социуме, человек должен стремиться не ущемить прав другого, а значит строить свое поведение так, чтобы оно соответствовало поведению той социальной группы, в которой он находится, живет, работает. При нарушении норм поведение человека становится антиобщественным, антикультурным. Живя в той или иной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, признать их, освоить и использовать, иначе он окажется оторванным от данной культуры либо вступит в конфликт с ней.

Таким образом, культурные нормы – определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализациии (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля).

К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры.

Нормы - это правила, регулирующие человеческое по ведение . Культурные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. С помощью знаковых систем они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества, обычаи, традиции.

Функции культурных норм: являться обязанностями и указывать меру необходимости в человеческих поступках; служить ожиданиями в отношении будущего поступка; контролировать отклоняющееся поведение; служить образцами, эталонами поведения.

Нормы классифицируются по разным основаниям: по сфере применения - в малой или большой социальной группе. Соответственно различают 2 типа: 1) групповые привычки - нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах); 2) общие правила - нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Американский социолог Уильям Грехэм Самнеру выделял следующие виды культурных норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws). Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Привычка - исходная клеточка социальной и культурной жизни людей одновременно. Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других. Манеры - внешние формы поведения человека (основаны на привычках), получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. По отдельности манеры - элементы, или черты культуры, а вместе - образуют особый культурный комплекс - этикет. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять, они присущи широким массам людей (в отличие от манер и этикета). Привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому, - традиции (все то, что унаследовано от предшественников) Разновидностью традиции является обряд- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Обряд характеризует не избирательные, а массовые действия, в которых выражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции; он охватывает все слои населения. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат. Ритуал - стилизованный и тщательно распланиро в а нны й набор жестов и слов (с символическим значением), исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого действа. Нравы - особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовое образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества; их нарушение наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Разновидность нравов – законы , т.е. нормы, или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом,. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Право - система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы культуры. Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека. Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, понимание изящного. Мода - быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо.

Культура покоится на системе ценностей. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценности оправдывают нормы и придают им смысл (жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма) Но ценность не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме, как нельзя в товарно-денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Другими словами ценность выступает критерием, по которому производится оценка человеком значимости действий, идей и мнений.

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности. Французский философ И.Гобри в качестве основных ценностей выделил: пользу, красоту, истину и добро.

Знания - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения, результат познания специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. В отличие от знаний, верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Все множество рассмотренных видов культурных норм составляет нормативную систему культуры , в которой все элементы должны быть согласованы. Закономерность построения общества: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм. Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает общественная мораль - предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения (культурный или нормативный конфликт). Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает разные формы. Аномия - такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Аномия – это нарушение культурного единства общества, возникшее вследствие отсутствия четко установленных культурных норм. Нормы морали - это неписаные требования, которые функционируют в обществе в виде принципов, понятий, идей, оценок. Нормы морали не являются продуктом какой-то специализированной институциональной деятельности. Их реализация обеспечивается не путем принуждения, а путем нравственного убеждения (совестью) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение тех или иных поступков.

Выделяют три функции морали:

    Мотивационная – нравственные принципы выступают как причины поведения, побуждающие к действию.

    Конструктивная – мораль является центральной формой социальной культуры, а ее принципы – высшими по отношению к другим формам культуры.

    Координационная – мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в различных обстоятельствах.

«Золотое правило нравственности» гласит: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления,идеи). Предметы могут иметь ценность, но они сами по себе не являются ценностями. Ценность - не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек.

У каждого человека начиная с детства образуются личные ценностные ориентации, т.е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее. Система ценностных ориентации личности, образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений.

В системе ценностных ориентации личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности.

Финальные ценности - это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами; направленность на такие ценности определяет ведущие интересы личности и смысл всей ее жизни. Это самоценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения каких-либо иных ценностей.

Инструментальные ценности представляют собой средства и условия, необходимые в конечном счете для достижения и сохранения финальных ценностей. Так, красивые безделушки, изящная

одежда, художественные изделия, которыми люди украшают свое жилье, могут иметь инструментальную ценность как средства, позволяющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут обладать инструментальной ценностью как условие сохранения и укрепления здоровья - финальной ценности.

Производные ценности - это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних. Например, подарок - производная ценность, знак любви, дружбы, уважения. Производной ценностью являются медаль или грамота, символизирующие заслуги, которыми человек гордится.

В толковых словарях обычно указываются два значения слова «норма»: 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок; строй чего-либо (например, «войти в норму» - значит прийти в порядок, в обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина

чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»). Эти значения близки друг другу, и оба имеются в виду, когда речь идет о культурных нормах. Культурные нормы узаконены и признаны прежде всего в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Во многих случаях они являются «неписаными».

Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого. Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно, найденные или сознательно

выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение.

Функции нормы :

Следование культурным нормам выступает необходимым условием для организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. В этом состоит социальная

функция культурных норм.

С другой стороны, культурные нормы представляют собой процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их технологическая функция. Они определяют технологию человеческой деятельности, т.е. то, что и как надо сделать, чтобы достичь успеха в каком-либо деле, получить конкретный «технический результат».

Огромную роль в формировании норм культуры играет одобрение и осуждение. Выражаемые окружающими, а так же наглядные образцы поведения. Уже маленький ребенок по реакции взрослых определяет границы того, что можно, а что нельзя. Так формируются нормы морали и нравственности. Нормативность культуры поддерживается так же в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Нормы культуры изменчивы, как и сама культура. Они отражают те изменения, которые претерпевает общество. Ярким примером являются фундаментальные сдвиги, которые произошли в 20 веке в отношении человека к семье.

2) ценности культуры.

Ценности – значимые для человека материальные или духовные объекты. Ценности во многом определяют устремления человека и его действия. Каждая сфера культурной деятельности человека имеет свое ценностное измерение. Все многообразие ценностей можно условно классифицировать на следующие:

· Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни.

· Экономические – наличие равных благоприятных условий для развитие производства, экономической деятельности, гарантии частной собственности и т.д.

· Социальные – положение в обществе, уважение, личная независимость, равенство полов, и т.п.

· Политические ценности – гражданские свободы, гражданский мир, и т.п.

· Моральные ценности – добро, благо, любовь, дружба, долг, честь.

· Религиозные – вера, спасение, бог.

· Эстетические – красота, гармония и т.п.

В каждом типе культуры данная иерархия ценностей может претерпевать изменение. Например: Античность – наивысшая ценность – красота. Средние века - религия. Новое время – наука. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

4) Культурная картина мира – результат специфического видение мира, в котором обитает человек. Система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Культурная картина мира включает в себя рациональные знания, отраженные в языке, а так же эмоции и чувства которые люди испытывают по отношению к предметам и явлением окружающего мира. Культурная картина формируется в ходе многообразных, жизненных впечатлений человека и отражает особенности жизнедеятельности различных культур. Развитие связей между культурами приводит к смазыванию уникальных черт каждой из них. В 20 веке народы и страны начинают унифицироваться в быту и мышлении. Об этом наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. Тем неимение в культуре сохраняется то, что оформилось под влиянием природы страны, её климата, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность, не смотря на процессы глобализации.

Тема 6: межкультурная коммуникация

1) Понятие и типы межкультурной коммуникации.

На нашей планете существует множество представителей разнообразных культур не похожих друг на друга. Процесс диалога между ними принято обозначать понятием межкультурная коммуникация. Общей чертой межкультурной коммуникацией – неосознанность культурных различий её участниками. Большинство людей считают, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, понятным и доступный всем. Когда в коммуникацию вступают представители разных культур, каждая сторона не ставит под сомнение свои взгляды на мир, а охотнее думает о невежестве своего партнера. Только осознав названные особенности человек, может прийти к пониманию причин неадекватности ситуации межкультурных коммуникаций.

2) Уровни и типы межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация может проходить как на макро уровне, так и микро уровне. К макро уровню относятся коммуникации между масштабными культурными образованиями, существующими на больших территориях. Например: между европейской и американской культурами. В тоже время в состав макро культур входят общественные группы, обладающие своими культурными особенностями, то есть микро культуры. На уровне микро культур можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации:

· Межэтническая коммуникация - общение между представителями различных народов.

· Коммуникация среди различных социальных классов и групп. Например: между богатыми и бедными. Между интеллигенцией и рабочим классом.

· Коммуникация между представителями различных демографических групп (возрастных, по полу и т.п.).

· Коммуникация между городскими и сельскими жителями. Основывается на различие в стиле и темп жизни, типе межличностных отношений и т.п.

· Региональная коммуникация возникает между жителями различных областей. Поведение, которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться.

· Коммуникация в деловой культуре возникает из-за того, что каждая организация располагает рядом специфических обычаев и правил поведения, связанных с корпоративной культурой.

· Межрелигиозная. Она возникает между представителями различных религий или ответвлений в раках одной религии.

3) Культурная дистанция

Что бы определить, насколько трудно будет происходить контакт одной культуры с другой в культурологии было введено понятие культурная дистанция - степень близости или совместимости культур друг с другом. Понятие культурная дистанция фиксирует различия между одними и теми же элементами в различных культурах. Например, для макро культур: климат, язык, религия, одежда, пища и т.п. Представителям культур дистанция, между которыми меньше в данном отношении легче адаптироваться к новой культуре. На субъективное восприятие культурной дистанции влияет множество факторов:

· Наличие или отсутствие войн или конфликтов в настоящем и прошлом.

· Степень компетентности человека в чужом языке и культуре.

· Равенство статусов партнеров и наличие у них общих целей в межкультурном общении.

· Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более далекая, чем она есть на самом деле. Например: евреи из СССР чувствуют себя комфортнее в Германии, чем в Израиле, так как климат и природа Германии больше похожа на привычные условия их жизни.

Так же за частую культура воспринимается ближе, чем она есть на самом деле. Например: в эту ловушку часто попадают американцы в Великобритании. Представители коллективистских культур сложнее принимают чужих, чем представители индивидуалистские. Например: Американцы меньше испытывают трудности в общении с иностранцами, чем Японцы или Русские.

4) Неопределенность в межкультурной коммуникации.

При межкультурном общении зачастую возникает не понимание между партнерами, так как они принадлежат к разным культурам. Это вызывает негативные эмоции по отношению к партнеру и всей культуре, которую он представляет. Научное решение данной проблемы было предпринято с помощью теории редукции неуверенности основанной Бергеном. Он выделяет три стратегии редукции неуверенности.

Пассивное – наблюдение за представителями других культур без вмешательство в процесс общение.

Активная – человек задает вопросы другим людям об объекте своего интереса, получая, таким образом, необходимую информацию для общения.

Интерактивная – Непосредственное взаимодействие с партнером по межкультурной коммуникацией. Самая оптимальная стратегия поведения. Чем больше человек дает другому информации о себе, раскрывает себя, тем больше снижается неопределенность.

В результате использование этих стратегий происходит необходимая адаптация, и межкультурная коммуникация становится эффективной.

ТЕМА 7: Психологический и антропологический подходы культурологии .

1) Культура в контексте психоанализа Фрейда.

Основоположником психоанализа был Венский психиатр Зигмунд Фрейд. (1856-1939). Исходный пункт его доктрины – гипотеза о существовании бессознательного, как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сознание и оказывающего на неё мощное воздействие. По мнению Фрейда, психика человека состоит из 3 слоев: Оно, Я, Сверх - Я. Бессознательное (ОНО)- совокупность инстинктов, влечений и желаний человека. Ключевыми из них являются – сексуальные желания, а так же стремление человека к созиданию и разрушению. Неудовлетворенные желания проявляют себя через сновидения, а так же обнаруживаются в ошибках, оговорках и т.п. Сознание человека (Я) – пытается подчинить себе бессознательное (Оно). (Я) вытесняет не приемлемые желание и идеи: сексуальные, агрессивные, антисоциальные; сопротивляется их попыткам проникнуть в сознания. Однако оно продолжает сохраняться в психике человека. Сверх – Я это запреты и нормы социокультурного характера, которые так же стремятся подчинить себе Я. Выступая в роли совести или чувства вены. Сверх – Я контролирует сознание, не давая ему реализовывать тайные желания. Фрейд пришел к выводу, что Я человека находится под постоянными ударами со стороны Оно и сверх – Я. Если давления со стороны Оно и Сверх – Я окажется слишком сильным, то Я (сознание человека) может не выдержать. Это приводит к тяжелым клиническим случаям нарушение психики человека:

Сверх - Я
Я
Оно

В результате взаимодействия Я, Оно и Сверх – Я, неудовлетворенные желания особенно сексуальные (либидо) трансформируются под средством сублимации в творческую активность индивида. В результате инстинктивный импульс либидо перемещается на общественно одобряемые и приемные цели. Обратной стороной этого процесса Фрейд видел тот факт, что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворенности из за подавления желаний.

2) Учение об культурных архетипах Юнга.

Один из последователей Фрейда – Карл Юнг свое внимание сосредоточил на изучении коллективного бессознательного. То есть объективной реальности, в которую погружен человек. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга – ассоциации и образы, имеющие историческую природу. Оно закреплено в Архетипах представляющих собой вне временные схемы, которые хранят коллективный, исторический опыт, выраженный в мифах символических изображениях и благодаря которым формируются мысли и чувства людей. Коллективное бессознательное способно направлять поведение людей, определять историю общества, благодаря ему так же возможно творчество, которое складывается из одухотворения Архетипов. Архаический прообраз при этом всегда переводится на язык современности.

3) Философия культуры Ницше.

Философия культуры Фридриха Ницше (1844-1900) оказала мощное влияние на современную теорию культуры. Его философию считали предвестницей потрясений 20 века. Человек по Ницше – биологическое подчиняющееся инстинктом бессознательное и иррациональное существо. Главной ценностью человека является жизнь. Стремление сохранить и развивать жизнь приводит к развитию воли к власти. То есть инстинктивной, бессознательной и иррациональной силе подчиняющей себе чувства и мысли людей. Главная цель развитее человечества – создание сверхчеловека. Сверхчеловек – личность способная вести за собой массы обычных людей. Для достижение этой цели сверхчеловек должен стать носителем новой морали в замен существующей морали рабов как это принято в христианстве. По мнению Ницше, новая мораль утвердится порождением новой расы, расы господ, новой аристократии, сверхлюдей, которые будут с призрением относится к черни и понятием добра и справедливости присуще морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости. Ницше выступает не просто с позиции имморализма, но и анти гуманизма. Он считает человека хищным зверем, ведь последний лучше всего чувствует себя глядя на трагедии, на бои быков, на распятие. Значит, мораль представляет из себя всего лишь лицемерие и обман. Для создание сверхчеловека и расы господ ею можно пожертвовать. Суть и главное содержание философии Ницше имеют не безобидный характер. В начале 20 века в Германии группа фанатиков воспользовалась идеями Ницше для создание идеологии Германского Национал Социализма. Это привело к гибели более 50 миллионов человек во время ВМВ(1939-1945). На философию Ницше пытаются опереться современные неофашисты.

Сама история 20 века со всеми своими трагедиями показала губительность взглядов Ницше. Подтвердила значение общечеловеческих ценностей и нравственных принципов.

Тема 8: структурно семиотический подход к культурологии .

1) Культура как знаковая система.

Семиотика – самая молодая и самая влиятельная современная школа в культурологии. Она объединяет лингвистов и специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре рассматриваются ими ка коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система созданная человеком. Одним из основоположником данного направления является Эрнет Кассирерв своей концепции он рассматривает способность человечества к массовой систематической символизации. По его мнению, знаки – необходимый инструмент мыслей. Языковые и иные знаки не только передают информацию, но сохраняют её на века образуя культуру. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности. Он существует не в реальном мире, а мире символов. Прогресс делает этот мир все более не проницаемым. Поэтому огромна разница в восприятии мира между европейцем и, например дикарем южной Америки. Поскольку цивилизованный человек имеет дело не с реальными вещами, а с их символами, то Кассирер называет человека не мыслящем Homo sapiense,а символическим Homo Simbolicum. Таким образом, человек у Кассирера из существа естественного живущего инстинктами и чувствами постепенно превращается в искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру подчиненную оторванному от реальности абстрактному мышлению.

2) Структурная антропология Леви-Строса

Осмыслению проблемы оторванности человека от реальности посвятил свои работы создатель структурной антропологии Клод Леви – Строс. Анализируя культуры первобытных племен он попытался выявить своеобразие мышления примитивного человека заложившего ещё в эпоху неолита основы технического прогресса. Он доказывает необходимость восстановление в человеке единства чувственного и рационального начала. Утраченного в результате развития цивилизации. Современный человек живет условностями и мифами, все более отдаляющими его от реальной жизни. Человек должен вернутся к реальности. Культура у Леви – Строса становится все большей преградой отделяющей одних людей от других. Например, она используется для оправдания его поцетризма, который не оправдан в силу своего эгоизма.

3) Структурно семиотический подход в Российской культурологии

В России идеи структурно семиотической школы нашли развитие в трудах Лотмана(1822-1903). Он рассматривает культуру как открытую знаковую систему, включающую кроме естественного языка, множество других знаковых систем, в частности все виды искусства. У Лотмана культура – одновременно и знаковый текст, всегда существующий в определённом контексте и долгосрочная коллективная память избирательная передающая во времени и пространстве интеллектуальную и эмоциональную информацию.

В работе «культура и взрыв» (1992) Лотман попытался с позиции семиотики изучить особенности взрывных социокультурных процессов в России и отмечал её противоречивую дихотолинейную культуру. Одним из её проявлений, то есть идеологической разорванности Российской культуры стало длящееся уже около 2 столетий противостояние славянофильства и западничества, европеизма и евразийства. Лотман так же отмечал различие между Россией и Западной цивилизацией с более плавным и менее разрушительным развитием.

ТЕМА 9: Человек как субъект культуры.

1) Характеристики человека как субъекта культуры.

Человек становится человеком в тот момент, когда в нем проявляется субъект культуры.

Субъект культуры – её активный творец, преобразователь культурной реальности. Существует ряд качеств человека, как субъекта культуры:

1. Сознательность – способность и потребность руководствоваться в своих поступках и действиях осознанным выбором. Человек является человеком, поскольку он не просто погружен в культуру, а обладает осознанной необходимостью культурной деятельности.

2. Воспитанность – способность руководствоваться в своих поступках духовными позывами, а не зовом природы. Зависимость людей от природы с каждым столетием ослабевает. Более того в современном мире природные качества человека становятся востребованными только в условиях культурной необходимости. В этом проявляется прогресс человечества.

3. Креативность – способность творчески преобразовывать реальность. Создавать не имеющее аналога культурные образцы. Это качество выгодно отличает человека от животных. Однако в реальной жизни оно может быть не достижимо из-за стремление людей к упрощению собственной жизни, подражанию массе.

2) Типы личности как субъекта культуры.

Каждый человек вносит свой вклад в культуру. Существуют различные типы человека как творца культуры:

1. Материальный человек – его цель обладание вещами. Его отношение к культуре можно назвать пренебрежительно безразличным. Свою роль субъекта культуры он реализует в приумножении материальных ценностей (человек, который стремится только к богатству).

2. Политический человек – важный тип личности необходимый для регулирования общественных отношений. Он является творцом мудрых законов, добивается создание условий социального развития и т.п. Однако его крайним проявлением, становится Ницшеанский сверхчеловек, видящий в людях лишь массу и стремящийся манипулировать ею.

3. Коммуникативный человек – в нем преобладает необходимость в общении с людьми. Сущность этого типа различна, так как общение может быть и проявлением внутреннего богатства личности, так и стремление заполнить её пустоту.

4. Духовный человек - он не стремиться к материальному богатству, власти и общению. Для него не возможна позиция вне добра и зла. Из таких людей рождаются донкихоты, великие ученые, монахи и революционеры. Их духовное богатство и творческий потенциал, поставленный на службу человечества крайне необходимы для развитие культуры (им без разницы кто о них что думает, они мыслят по-другому).

3) Интеллигенция и её роль в развитие культуры.

Интеллигенция – образованная часть общества, в состав которой входят те, кто так или иначе воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь страны. Не каждый человек, занимающийся умственным трудом является интеллигентом. Интеллигентность предполагает веру в некие высшие идеалы духовности, нравственности и ответственности, за судьбы всего человечества. Интеллигенция не зависит от классовой или профессиональной принадлежности. Она выступает выразителем общенародного творческого гения. Без него вообще не возможно развитие культуры и цивилизации. Именно характером и уровнем интеллигенции определяется культурное лицо общества, его симпатии, вкусы и настроения, складывающиеся в устойчивые нормы национальной жизни. Будучи весьма важным общественным слоем, интеллигенция неуклонна, увеличивает свой удельный вес в современном обществе. Если в 70 годы 20 века численность интеллигенции составляла в развитых странах до 20% населения, то в 21 веке в эпоху информационного бума данная цифра увеличилась в разы и растет с каждым годом.

ТЕМА 10: Проблемы культурного развития России.

1) Особенности Российской культуры

Рассматривая особенности Российской культуры необходимо учитывать два обстоятельства:

1. Российская культура исторически связанна с русской культурой Киевской Руси и боле позднего собственно российского периода истории русского народа. Именно русский народ составляет большинство население России и является основоположником Российского государства.

2. Культура России исторически сочетает в себе совокупность множества различных национальных культур населяющих её народов. Самобытность Российской нации определяют все народы населяющие нашу страну.

Ключевым вопросам при рассмотрении Российской культуры является её место во всемирной истории. Россию считают либо принадлежащей к западу или востоку, либо имеющей собственную специфику. В последнем случае, ей приписывают роль объединителя востока и запада, или роль особого мира, вполне сопоставимого с первыми двумя. Будущее России зависит от того, какой из этих вариантов станет общепризнанным. Наиболее значимыми чертами Российской культуры являются:

1. Богатство её внутреннего содержания.

2. Деспотичная форма государственной власти. Подчинение общества государству.

3. Коллективистская ментальность.

4. Незначительный объем экономической свободы. Низкий уровень жизни населения.

2) Специфика современной, культурной трансформации в России.

Современная Россия переживает период кризисного состояния культуры. При этом он совпадает с мировым кризисом культуры, который ощущается в России наиболее остро. К основным негативным тенденциям развитие Российской культуры относятся:

1. Широкое внедрение достижений науки и техники повлекло за собой коренные изменения в формах потребления духовных ценностей. Создается особый тип «домашней культуры» составными элементами которого являются радио, телевизор, компьютер. Негативной стороной этого процесса является все более возрастающая духовная изоляция индивида (Кинофильм «СУРАГАТЫ»).

2. Происходит коммерциализация культуры. При которой многие шедевры остаются не замеченными. Страдает возможность освоение классического наследия. При огромном культурном потенциале России, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание российского народа.

3. Возрастание массового бескультурья. На почве без духовности в России растут преступность и насилия. Происходит упадок морали. Это представляет непосредственную опасность для развития России.

4. Материальная база Российской культуры на текущий момент находится в плачевном состоянии и государство не пытается это изменить. Отсутствие финансовых вливаний направленных в поддержку ценности народной и классической культуры глубоко контрастирует с тем взрывом интереса к культурным ценностям который характерен для многих стран в 21 веке.

5. Система базовых ценностей общества в современной России находится в крайне аморфном состоянии. Практически отсутствуют общепризнанные общественные и национальные идеалы. В отечественной культуре пытаются соединиться не соединимые ценности и ориентации. Такие как коллективизм и индивидуализм, государственность и анархия и т.п. Это ведет к серьезным отклонениям в развитии страны.

Российская культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира, но для этого надо найти те центристские принципы, которые способны нейтрализовать разрушительные тенденции в ней.

ТЕМА11: Первобытная культура. Культура древнего востока.

1) Культура первобытного общества.

Первобытная культура стала первым историческим типом культуры. В рамках неё человечество, пройдя ряд сложных этапов эволюции, впервые создало формы организации живых существ отличных от мира животных. Колыбелью человеческой цивилизации стали древни Египет, Шумер, Вавилон, Индия и Китай. Уже в 4 тысячелетии до нашей эры, они дали мощный импульс развитие новой человеческой культуры. Именно здесь сложились первые государства, возникли письменность, литература, искусство, техника. Были заложены элементы различных наук, в том числе зачатки философии. Особый вклад в развитие человечества внесла культура Двуречья (долина рек Тигр и Евфрат). Она развивалась с 4 тысячелетия до 6 в. до н.э. Наибольшего расцвета и влияния среди цивилизаций Двуречья достигли Шумерская, вавилонская и Ассирийская. В государствах Двуречья было построено множество городов. Широкое развитие получила торговля с Индией, Египтом, Малой Азией и Кавказом. Именно в Двуречья родилась легенда о всемирном потопе. В древнем Вавилоне возникли первые школы и учителя.

2) Культура древнего Египта.

Первой империей претендовавшей на мировое господство был Древний Египет. Это великая цивилизация внесла огромный вклад в историю человечества и оставила после себя множество не превзойденных шедевров культуры (памятники культуры, захват огромных территорий). Наиболее известным результатом существования Древнего Египта стало создание пирамид. Их появление было связанно с особенностями религиозного культа египтян. Основой духовной жизни Египта была вера в возможность вечной загробной жизни. Однако для этого необходимо было соблюсти строгий погребальный ритуал. Его задача: защитить хрупкую душу лишившуюся защиты тела после смерти человека и до того момента пока она не перейдет в мир мертвых. Если этого не сделать, то душа погибнет. В рамках данной религиозной идеи сложилось мнение о необходимости защиты души умершего фараона. При этом обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Для защиты души фараона уже в 4 тыс. до н.э. появились первые усыпальницы фараона, в 3 тыс. до н.э. по приказу фараона Джосера была построена первая пирамида. Самой знаменитой и самой значительной по размерам из всех Египетских является пирамида Хеопса. Её высота 147 метров. Она сложена из гигантских известняковых камней. Каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. В древнем Египте так же было создано множество произведений письменности. Выработаны классические скульптурные формы, развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме, изобретен папирус для письма, развивалась математика, изобретены первые водяные и солнечные часы.

3) Единство в многообразии как принцип культуры Индии.

Одним из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры стала Индия. Раскопки в долине Инда позволили сделать вывод, о существовании более 5 тыс. лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть Хараппской или Протоиндийской. Жители Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развитие мастерства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Здесь существовало совершенная система канализаций и водоснабжения, строились 2-х и 3-х этажные здания. Хараппская цивилизация пришла в упадок в середине 2-го тысячелетия до н.э. в этот период она была вытеснена на юг племенами Ариев, которые принесли с собой свой язык, мифологические представления и жизненный уклад. Например, систему Вар и Каст. Множество региональных, религиозных, кастовых и этнических различий формируют впечатление разрозненности древнеиндийской цивилизации. Однако её структура основана на взаимодействии между различными группами, которые образовывали не прерывную связь между ними. Эту связь создавали религии Индии, которые последовательно сменяли друг друга. Древнеиндийские религии опирались на закон сансары, который гласил, что душа человека бессмертна. После окончания жизни она перемещается в тело другого живого существа (не обязательно человека) и жизнь начинается сначала. Существовал так же закон кармы. По нему жизнь человека зависела от того как он прожил прошлую жизнь. Индийцы так же стремились учитывать основные положения вед. Сборников религиозных гимнов. В ведах, например, говорилось о том, что человек обречен на страдания. Жить безгрешно невозможно, а каждый грех человек вынужден будет страдать в следующей жизни. Все древнеиндийские религиозные концепции стремились к избавлению от страданий. Основными религиями Индии стали:

· Брахманизм (1-ое тысячелетие до н.э.) его представители чтили трудолюбие, отсутствие зависти. Существовал развитый культ предков. Грех у них это лишь иллюзия, страдания не существенны (брахман – древнеиндийский жрец).

· Индуизм (1-ое тысячелетие до н.э.)- в его основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), а так же закон воздаяния кармы, за доброе или злое поведения.

· Буддизм (6 век до н.э.) – Для них, жизнь - страдания, а его источник – желания материальных и духовных благ. Спасение от страданий возможно путем отказа от соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий (больше исповедуют в Китае, чем в Индии).

4) Культура древнего Китая

Китай – одно из первых государств на земле. Его жители создали самобытную, материальную и духовную культуру. Уже в 15 веке до нашей эры в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2 тыс. иероглифов. Книга перемен – великий памятник культуры в Китае. Китайцы на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. В это время было введено единообразное для всей станы письмо. Появились первые словари. При императорских дворцах были созданы обширные библиотеки. Во время объединения в единое централизованное государство(221-207 гг. до н.э.), была построена Великая Китайская Стена. Китайцы верили, что жизнь это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения противоположенных сил Света и Тьмы (Ян и Инь). Китайцы так же считали, что душа человека после смерти продолжает жить и вмешиваться в дела живых. При этом душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с усопшим хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности и предметы утвари. В середине 1 –го века до н.э. в Китае оформляются 3 главные философско-религиозные системы:

· Даосизм

· Учения Конфуция

· Буддизм


Похожая информация.