Звезда группы «Стрелки» Гера: Муж бил и ломал меня! . Дети, бизнес, йога и театр: чем занимаются солистки культовой группы «Стрелки Что случилось с группой стрелки

Звезда группы «Стрелки» Гера: Муж бил и ломал меня! . Дети, бизнес, йога и театр: чем занимаются солистки культовой группы «Стрелки Что случилось с группой стрелки
Звезда группы «Стрелки» Гера: Муж бил и ломал меня! . Дети, бизнес, йога и театр: чем занимаются солистки культовой группы «Стрелки Что случилось с группой стрелки

В 90-х было много надрывных хитов о разбитом сердце: то Тони Брэкстон стенала в душе под Ubreak My Heart, то Гвен Стефани надрывно просила Don’t Speak, а вот за драму на просторах России отвечала семерка« Стрелок»(или« Sтрелок», как они себя тогда называли), чей самый громкий хит — «Ты бросил меня» — навсегда вошел в историю отечественной поп-музыки.

Статус« русских Spice Girls» с четким распределением ролей вкупе с обоймой прилипчивых хитов про вечеринки лучших друзей, мамочек-мамулей и красавчиков-обманщиков позволил« Стрелкам» несколько лет оставаться в русской поп-элите и легко набить« Олимпийский» преданными поклонниками в 1999-м.

С приходом миллениума в группе начались перестановки, репертуар из хулигански-игривого превратился в свод сугубо дамских переживаний, а продюсеры увлеклись созданием« запасных составов» и «сестринских» проектов, вроде« Стрелок Интернешнл», которые запомнились разве что перепевкой Sexual Revolution в компании Бориса Моисеева. Оригинальные« Стрелки» распались в 2004-м, но в прошлом году неожиданно поддались уговорам выступить на очередном сборном концерте в стиле 90-х. Ночь ностальгии прошла успешно, и четыре участницы« золотого состава» решили возобновить концертную деятельность: Мария(Марго), Светлана(Гера), Екатерина(Радистка Кэт, или просто Кэт) и Сали(Тори). На новых концертах« Стрелок», кроме классических хитов, можно услышать и новинку« Влюбленный мужчина», из которой мы узнаем, что« влюбленным мужчинам не смотрят в глаза(«потому что смотреть на солнце нельзя»).

Популярное

Солистки группы« Стрелки» сейчас


Тори, Кэт, Марго и Гера

Мы встретились с солистками группы« Стрелки» и узнали, как каждая из них попала в группу, чем они занимались после распада команды и чего ждут от воссоединения. Мы связались и с Юлией Береттой и Лией Быковой, которые рассказали, почему не присоединились к бывшим коллегам.


Лиса, Стася, Мышка, Юля Беретта, Марго, Гера и Кэт

Фото из личного архива

Помните, как вы стали« Стрелками»?
Марго:
У нас у всех общая история. Был кастинг. Наши будущие продюсеры увидели замечательную группу Spice Girls и решили сделать что-то подобное в России. В 97-м дали объявление везде: в газетах, журналах, на телевидении. Искали девочек, которые умели бы петь, танцевать, хорошо выглядели, обладали актерским мастерством и могли прочитать стих. Пришло 4000 человек. И вот взяли самых лучших, та-дам!

Какие же стихи вы читали на кастинге?
Кэт: Я показывала лампочку.
Гера: Я пела« Замыкая круг» Криса Кельми и «Просто кончилась зима» Алены Свиридовой. Танцевала танец из хореографии джаз-модерн и читала басню.

Марго: Я никак не могла придумать, что бы мне спеть, и Леонид Величковский(Продюсер группы. — Прим. ред. ) сказал: «Спой« вишня-вишня». Я и спела: «Вишня! Вишня!». Танцевала под Джорджа Майкла Fast Love. Мне потом рассказывали, что наш продюсер говорит нашему будущему хореографу Любе: «Смотри, как девочка хорошо танцует». А Люба такая: «Да нет»(смеется). А я внимательно смотрела клип, учила все эти рэперские движения. На самом деле, я круто танцевала! И еще я тоже читала басню, но запуталась в тексте. Не сложилось у меня с актерским мастерством, в общем.
Тори: Я тоже вместе с девочками проходила кастинг, пела, басню читала, не помню уже что. Меня отобрали, я должна была быть восьмой участницей, но решила не идти в группу, отказалась. А потом, через два года, когда Мышка и Стася покинули группу, пришла на новое прослушивание. Я так молилась, чтобы меня не вспомнили! Вошла, имя назвала, а они мне: «Ты где два года была?!». Селиверстов(Игорь — второй продюсер группы. — Прим. ред. ) вспомнил, узнал и сказал, что все, кастинг для остальных закончен.

Какое долгое прослушивание получилось!
Гера: Целых четыре тура! Началось все в марте 1997-го, а 9 мая утвердили участниц. Первый концерт был назначен на вечер выпускников, и мы месяц каждый день по четыре часа готовились.
Кэт: Так получилось, что это был и мой собственный выпускной, я в том году школу заканчивала.

Химия между участницами была отличная — не хуже, чем у Spice Girls. Быстро сработались?
Марго: Нет. У продюсеров были большие проблемы с нами. Мы полностью не соответствовали тому, что они хотели. Через месяц они нас собрали и пригрозили: «Так, сейчас все домой пойдете, будем новых искать». Раздали каждой имиджи и сказали: «Вот ты будешь ангел, ты — рок, ты — секси». И по домам: «Идите думайте». Мне досталась« секси». Елки-палки, я секси?! Вот оно что! В итоге я и «провалилась» в этот имидж.
Гера: А что касается нас самих, то сдружились мы сразу. Если честно, то уже на кастинге наша пятерка ходила вместе — еще без Мышки. Уже там поняли, что мы тут на кастинге главные. Знали, что мы останемся. Понимали, что нужно продюсерам и что мы подходили. Я сразу поняла, с какими именно девушками конкурирую за место в группе, посмотрела на них и выдохнула: «Не конкуренты»!

Какой момент вашей карьеры в «Стрелках» был самым памятным?
Марго: Первые гастроли. Поехали с «Иванушками», Ромой Рябцевым, Аленой Свиридовой и Женей Осиным в Курск на автобусе.
Кэт: Наш концерт в «Олимпийском» в 99-м. Я после него три дня не могла успокоиться.
Гера: У меня тоже« Олимпийский». Это ощущение, что мы собрали полный зал, все с плакатами, знают песни. Мы собрались на афте-пати в очень крутом ресторане. Я вошла туда и вижу всех этих важных теть и дядь, которые до сих пор стоят у руля, а они жмут нам руки: мол, молодцы, девчонки. Почувствовала себя взрослой и значительной.
Марго: У меня весь концерт — провал в памяти. Помню только, что пела сольную песню в таком черном супер-платье с вырезом и посвятила ее тому, кто был в зале, только ему одному из всех. Очень серьезно готовилась. Больше ничего не помню.
Гера: А бассейн у сцены? Ты же прыгнуть должна была. У нас в итоге никто в него не прыгнул!
Марго: Вообще ничего не помню.
Гера: Я тебе видео скину. А мне еще в этот день поклонник подарил три букета. Утром 100 белых роз и одну красную, на концерте 100 красных и одну белую, а после 100 белых и одну красную. Вот были мужчины! Красиво-красиво.

Почему распались?
Марго: Это было в 2004-м. Нам тогда уже было шесть лет, а контракт был подписан на пять. В 2003-м нас собрали продюсеры и предложили еще год. Мы с Герой остались, Юли Беретты и Кэт на тот момент в группе уже не было. Из основного состава оставалась еще Лиса. Мы проработали, а в 2006-м договор уже закончился, и мы с Герой собрали собственный дуэт« Бридж».
Гера: Вообще основная работа прекратилась еще в 2002-м. Время стало меняться, музыка была другая, а наши продюсеры этого вообще не заметили. А когда заметили, поняли, что нужно делать полный апгрейд, а это подразумевало большие вложения. Они не захотели и забили на все.

Тогда и появились« Стрелки Интернешнл»?
Гера: Они раньше появились. На одной волне с нами. С нами в какой-то момент шли…
Тори: Да не шли они никогда!
Марго: Когда от нас ушли Юля и Кэт, к нам в группу стали набирать молодежь, «забивать дырки». И когда мы ушли, все закончилось. Новенькие девочки еще долго работали, чуть ли не до 2010-го, но, по сути, просто пели каверы. У «Стрелок Интернешнл» была своя« молодая» тусовка, свои дела, свои песни. Вот, помню, с Моисеевым они спели.

Кто чем занялся, когда все закончилось?
Марго: Мы с Герой стали дуэтом« Бридж». Выступали 2 года, потом я родила ребенка, потом второго. Попутно занималась творчеством и созданием собственной бижутерии — брендом B.B.Love , которым и сейчас руковожу.
Гера: Я вернулась в профессию. Закончила театральное, начала сниматься в сериалах и кино. Пошла на повышение квалификации, окунулась в театральную жизнь. И начала пробовать себя как композитор, писала песни, выступала, снималась, играла.

У тебя, Гера, был еще проект« НеСтрелки» с Юлией Береттой…
Гера: Да. Это был короткий проект, как анекдот. Поэтому и название было такое смешное.
Кэт: После ухода из группы я родила двоих сыновей и организовала бизнес, который совершенно не связан с шоу-бизнесом. Теперь совмещаю творчество с коммерцией. Собираюсь восстановиться на юридический. Ввиду всей моей жизненной ситуации это будет очень актуально. Сейчас наконец-то поняла, как это работает, а то раньше была на заочном и толком ничего не учила.

Как я понимаю, сыновья пошли по вашим стопам?
Кэт: Почти. Старший недавно снялся в «Ералаше» и, так подозреваю, уйдет в актерство.
Тори: Я после« Стрелок» тоже продолжила заниматься творчеством. Открыла собственную вокальную школу. Воспитываю троих детей. Пела, работала все это время у Евгения Викторовича Осина. В общем, никуда далеко не уходила.

Частенько, наверное, мучили вопросом о возвращении« Стрелок»…
Гера: В каждом интервью: «Когда, когда?» И я говорила: НИ-КОГ-ДА. Вот уж, правда, «никогда не говори никогда».

И как все это получилось?
Гера: Позвонили нашему бывшему продюсеру Леониду Величковскому с одной радиостанции и спросили, возможно ли собрать нас для« Дискотеки 90-х», где были все звезды того времени, кроме нас. Он решил попробовать. И вдруг у нас всех все совпало. Решили пошутить, поприкалываться, «вспомнить молодость». И после концерта сидели в гримерке и поняли, что так все хорошо прошло, что было бы здорово продолжить.
Марго: Без слов поняли друг друга, что это — новое начало.

Но не все решили вернуться…
Гера: У нас половина живет за границей, а одна девочка поет сама.

Вы в курсе, чем занимаются те участницы« золотого состава», которые сейчас с вами не выступают?
Гера: Лиса живет в Лондоне, Стася — в Голландии и занимается йогой. Лия живет в Австралии и тоже только что родила. А Мышка в Турции с мужем и ребенком.

А что насчет Юлии Беретты? Это вообще больной вопрос?
Марго: Нет, никаких больных вопросов у нас нет. Она выступает сольно последние 12 лет, ей группа« Стрелки» уже не нужна. Позови сейчас Алену Апину в группу« Комбинация» — она не пойдет, ей это не нужно.

Причем недавно Юлия пела в «Олимпийском» песни« Стрелок»…
Тори: Она хочет петь эти песни, они ей нравятся. И нам нравятся. Хорошие же песни!

У вас всегда шуточно-«пацанские» песни(вроде« Красавчика» и «Мамочки») шли рука об руку с лиричными композициями: «Бумеранг», «Шипы и розы» и так далее. Какую музыку стоит ждать от вас сейчас?
Гера: Пока мы выпустили одну песню — «Влюбленный мужчина». Но помимо этого, сняли комедийный Инстаграм-мини-сериал« Бабки-стайл ». Это вот хулиганская история. Так что, что касается именно песен, мы пока сказать не можем.
Марго: Ждем резонанса от «Влюбленного мужчины». Скоро клип снимем, планируем осенью выпустить мини-альбом. И гастроли-гастроли.

Поклонники в соцсетях требуют закончить трилогию клипов« Ты бросил меня» и «Бумеранг» и снова позвать в клип Ивара Калныньша. Как вам идея?
Гера: У нас эта история закончилась еще тогда, а у поклонников, похоже, нет.(смеется)
Марго: Мы же написали в конце« Продолжение следует». Это была интрига. Но продолжение мы обещали про эту девушку. А нам эта девушка уже не очень интересна. Она уже бабушка, чего о ней говорить?

Как сложилась судьба Лии Быковой и Юли Беретты из «Стрелок»

Лия: Я ушла из группы ещё в 98-м году, а не после распада: проработала в группе всего год. Причин было несколько. Может, реалии российского шоу-бизнеса слегка травмировали. И я же еще тогда училась на третьем курсе переводческого факультета МГЛУ, изучала китайский и английский. Учеба перевесила. В 2000-м я поехала учиться в Австралию, получила степень магистра по финансам в UNSW. Прижилась, с тех пор живу и работаю в Сиднее и воспитываю ребенка.

Юлия Беретта: Причиной моего ухода из группы стало окончание контракта с продюсерами, да и проект« Стрелки» на тот период, мне казалась, уже исчерпал себя. Я ушла в сольное плаванье. Тогда же я стала активно сниматься в кино и учиться. Окончила ГИТИС, мастерскую Нифонтова. На моем счету на сегодняшний день около 30 фильмов и один спектакль. Не за горами, кстати, и второй. А еще два музыкальных альбома. Автором большинства песен на моей второй пластинке был Андрей Губин. 15 клипов, участие в различных телевизионных проектах и не только. В ноябре прошлого года я стала мамой…

Почему не вернулась в группу? Потому что, во-первых, группа« Стрелки» — это продюсерский проект, который подразумевает молодых, азартных, безбашенных девчонок, а я уже не такая! Во‑вторых, много сил и времени я вложила в мой личный проект — Юля Беретта. В-третьих, интересней все-таки реализовывать свои творческие планы, нежели плясать под чужую дудку, да и вообще женский коллектив — это, как вы понимаете, всегда сложно!


А еще я уже много лет с разрешения продюсеров и так исполняю на своих концертах песни из репертуара группы, которые хотят услышать мои поклонники: «На вечеринке» и «Ты бросил меня». Между прочим, я и сама для группы написала несколько песен, которые стали на тот момент хитами: «Бумеранг», «Успеем», «Москва», «Весна». С определенного момента стала официальным правообладателем исключительных прав на музыку этих песен. Причем, тогда из девочек никто и не думал о возвращении в группу. Сейчас они воссоединились, и я от души желаю им всего только самого хорошего! Удачи и новых хитов. Так как сегодня гораздо сложнее взобраться на вершины хит-парадов и там устоять.

Интересно...
Хочу знать все, что происходит в жизни звезд.

ОК

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

В январе 2003 года группа выпускает клип «Югорская долина». Помимо оставшихся в группе Марии Корнеевой, Светланы Бобкиной и Ларисы Батулиной в клипе засветились новые участницы - Лана «Лулу» Тимакова, Елена «Малая» Мишина, Наталья Деева и Оксана «Джина» Устинова.

Этим же составом была записана песня «Целое лето». Позднее группу покинула Елена Мишина.

В группе появляется 23-летняя экс-участница коллектива «Стрелки International» Галина «Гала» Трапезова, и группа принимает участие в откровенной фотосессии в составе: Светлана Бобкина, Мария Корнеева, Лариса Батулина, Оксана Устинова, Лана Тимакова и Галина Трапезова. А через некоторое время группу одновременно покидают Светлана Бобкина и Мария Корнеева и создают группу «Бридж». В октябре 2003 года вышел клип «Ветерок» в составе: Лариса Батулина, Наталья Деева, Оксана Устинова, Лана Тимакова и Галина Трапезова. Позднее в группе появляется 21-летняя Анастасия Бондарева. Незадолго до начала съёмок клипа «Лучший друг» группу покидает Лариса Батулина, и приходят новые участницы - 21-летняя Ника Найт и участвовавшая в 1997-1998 годах во "вторых" составах Анастасия Осипова . Премьера нового клипа состоялась в декабре 2003 года.

В 2004 году группа записывает новые песни: «Валентинка», «Капает дождь», «Костёр из писем», «Не отпускай меня», «Бежало лето», «Жара», «Не ходи», «Семь морей» и «Ты далеко». Также готовился к выходу альбом «Одиссей». Выходит фильм «Игры мотыльков », снятый в 2003 году с участием группы в составе Светлана Бобкина, Мария Корнеева, Лариса Батулина, Лана Тимакова, Оксана Устинова и Наталья Деева.

Осенью 2004 года у группы проходят гастроли в США в составе Анастасия Ковалёва-Наталья Деева-Дебора-Ника Найт, чуть позже во Франции у состава Лана Тимакова-Анастасия Осипова-Галина Трапезова-Оксана Устинова-Марина Дмитричева.

В марте 2005 года группу покидает Галина Трапезова.

Начавшиеся в 2003 году столь частые смены состава были восприняты негативно поклонниками коллектива, и 28 февраля 2006 года основной состав в лице Ланы Тимаковой, Анастасии Ковалёвой, Оксаны Устиновой, Ники Найт, Натальи Деевой и Анастасии Осиповой прекратил своё существование. Именно эта дата считается днём официального прекращения существования группы. На концертах и в передачах же выступали многочисленные «вторые составы», иногда вместе с ними выступали «основные» участницы Лана Тимакова и Анастасия Бондарева-Ковалёва. В связи с этим возникла путаница, связанная с точной датой окончания пребывания всех «основных» участниц группы, а также непонятки насчёт точного количества составов. В дальнейшем продюсеры коллектива делали заявления о планах возродить группу и подготовке нового материала, но дальше разговоров дело не пошло.

Дальнейшие судьбы участниц

  • Юлия Долгашева делает сольную карьеру как Юлия Беретта, в качестве актрисы и певицы. В 2012 году играет главную роль в спектакле «Сбитый лётчик».
  • Светлана Бобкина делает карьеру сольной певицы и актрисы. С 2003 по 2005 год вместе с Марией Корнеевой поёт в группе «Бридж», а с 2009 по 2012 год вместе с Юлией Береттой - в группе НеСтрелки.
  • Мария Корнеева с 2003 по 2005 год вместе со Светланой Бобкиной поёт в группе «Бридж», которую оставляет по причине беременности. В 2010 году вместе с Екатериной Кравцовой снимается в клипе группы НеСтрелки «Вечеринка 2». Замужем, воспитывает двоих детей - Фёдора и Алису.
  • Екатерина Кравцова в 2002 году после увольнения из группы пытается покончить с собой, но её удаётся спасти. Оправившись, делает сольную карьеру под псевдонимом Radio cat и выпускает клип «Он - это я». В 2010 году вместе с Марией Корнеевой снимается в клипе группы НеСтрелки «Вечеринка 2». Замужем, воспитывает сыновей Даниила и Фёдора. Владеет своей пекарней.
  • Мария Соловьёва 4 года прожила в гражданском браке с писателем Дмитрием Липскеровым, у пары появилось двое детей - Константин и Софья. Сейчас Мария работает хореографом.
  • Анастасия Родина выходит замуж за голландца Питера Эвена и переезжает в Нидерланды. Работает инструктором по йоге, воспитывает троих сыновей, иногда приезжает в Москву.
  • Лия Быкова выходит замуж и работает переводчиком.
  • Лариса Батулина в 2007 году снимается в эпизодической роли в фильме «Серко». Работает дизайнером.
  • Саломе Кития пела в группе Ru Club, сейчас делает сольную карьеру под псевдонимом Sali Rosiver. Разведена, воспитывает троих детей.
  • Оксана Устинова становится ведущей на телеканале Муз-ТВ. С 2006 по 2008 год пела в группе «Молоко» с Галиной Трапезовой . Сейчас является одной из участниц группы «Девушки Энштейна».
  • Наталья Деева какое-то время поёт в группе «Давай! Давай», после чего оставляет шоу-бизнес, решив посвятить себя семье.
  • Елена Мишина выходит замуж. Также долгое время пела в группе "Воровайки". Несколько раз покидая и возвращаясь в группу, в 2013 году вновь покидает группу. С Еленой группа "Воровайки" записала несколько альбомов, в том числе с песнями в сольном исполнении Елены.
  • Лана Тимакова после распада группы до 2009 года выступала с участницами «вторых» составов. Также записала сольные песни «Твои глаза» и «Малыш». Замужем, живёт в Испании.
  • Галина Трапезова в 2005 году в составе группы «Дикие ягоды» принимает участие в конкурсе «5 звёзд», на песню «Физкультура» выходит клип. Но из-за отсутствия популярности в 2006 году группа распадается. С 2006 по 2008 год пела в группе «Молоко» с Оксаной Устиновой . Сейчас Галина замужем.
  • Анастасия Бондарева-Ковалёва после распада группы до 2007 года выступала с участницами «вторых» составов, одновременно с этим делала сольную карьеру под псевдонимом Nastasia. В 2012 году становится продюсером и участницей группы СТРЕЛочКИ, впоследствии переименованной в Perestrelki. Воспитывает сына Тимофея.
  • Ника Гордей в 2012 году вместе с Анастасией Бондаревой-Ковалёвой , Эллиной Токаревой , Кариной Васильевой и Аидой Евдокимовой становится участницей группы СТРЕЛочКИ, но покидает коллектив до переименовывания его в Perestrelki и выхода дебютного клипа группы. Сейчас работает на бэк-вокале у Александра Ломинского. Замужем, воспитывает дочь.
  • Анастасия Осипова с 2007 года является участницей группы Блестящие .
  • Оксана Яшанькина становится организатором шоу-проекта Fitness Team Moscow, а в 2012 году принимает участие в качестве фитнес-инструктора в шоу «Топ-модель по-русски». Замужем за Дмитрием Яшанькиным, воспитывает двоих сыновей.
  • Карина Васильева (в девичестве Тонаканян , по первому мужу Евсюкова ) с 2006 по 2009 годы выступает с Ланой Тимаковой и остальными участницами «вторых» составов. Выходит замуж за Дениса Евсюкова, который в 2010 году был приговорён к пожизненному лишению свободы за расстрел людей в супермаркете. В 2012 году становится участницей группы СТРЕЛочКИ/Perestrelki. Замужем во второй раз за Дмитрием Васильевым - DJ Diamond.
  • Марина Конова выпускает сольную песню «Угадаю» под псевдонимом Марик-А. Сейчас работает продюсером по дистрибуции тв контента по странам СНГ и Балтии.
  • Марина Дмитричева в 2004 году увольняется из группы по собственному желанию, работает инструктором по йоге.
  • Аида Евдокимова делает сольную карьеру, после чего пробует себя в качестве участницы группы «Шиншилы». В 2012 году становится участницей группы СТРЕЛочКИ/Perestrelki.
  • Эллина Токарева в 2009 году снялась в клипе группы Вельвеt «Прости». В 2012 году становится участницей группы СТРЕЛочКИ/Perestrelki, которую покидает весной 2013 года по причинам беременности и желания продолжать карьеру модели.
  • Людмила Шушаникова делает сольную карьеру под псевдонимом Людмила Харт, но позднее оставляет шоу-бизнес и становится организатором праздников. Не замужем, воспитывает сына.
  • Наталья Рубцова работает в модельном бизнесе и решает посвятить себя семье.
  • Олеся Левитес становится актрисой. Также вела передачи на каналах РЕН ТВ, "ТРО" и "Доверие".
  • Дебора Наташа Хлоэ после "Стрелок" поёт в мюзикле "Иствикские Ведьмы" театра "Арт-Вояж", записала трек "В сердце крик" с рэпером Lil Sof
  • Анна Симакова решает посвятить себя модельному бизнесу. Сейчас работает министром культуры при администрации города Минеральные воды.
  • Ольга Курбатова выходит замуж, заканчивает факультет психологии и работает детским психологом. Через 4 года после свадьбы у пары родилась дочь.
Дальнейшие судьбы Марины Беляковой и Екатерины Овчинниковой неизвестны.

В конце 90-х годов девчоночья группа «Стрелки», созданная продюсерами Игорем СИЛИВЕРСТОВЫМ и Леонидом ВЕЛИЧКОВСКИМ, пользовалась не меньшей популярностью, чем сейчас «ВИА Гра». Одной из самых ярких их солисток была юная Екатерина КРАВЦОВА, более известная как Радистка Кэт. Сейчас она выступает в составе нового проекта «Radiocat». На одном из концертов наши спецкоры разговорились с ней и узнали массу интересного.

МИХАИЛ ФИЛИМОНОВ

В «Стрелки» я попала случайно, - призналась Катя. - До этого у меня и в мыслях не было петь на сцене.

Мы с родителями жили в подмосковном Лыткарино. Но моя мама очень хотела переехать в Москву. В начале 90-х они с папой начали как «челноки» возить товары из-за границы. И в какой-то момент очень хорошо раскрутились. Купили квартиру в Москве на Кутузовском проспекте. А потом случился дефолт, и все деньги накрылись медным тазом. Папа этого не выдержал. Стал сильно бить маму. Однажды я пришла из школы и обнаружила ее на кухне с раздолбанной головой. После этого я семь лет не общалась с папой. Не могла ему этого простить. Мама, выйдя из больницы, начала беспробудно пить. Жить было не на что. Квартиру забрали в счет долгов. Единственное, что у нас осталось - небольшая партия обуви на складе. И я, 14-летняя девочка, начала торговать ею на рынке ЦСКА. Зарабатывала неплохие деньги. Сняла квартиру. Оплатила маме лечение у психиатра. В общем, потихонечку стала налаживать жизнь. А потом в телепередаче «Клипса» услышала, что набирают девчонок в группу, и решила попытать счастья.

Всемером в комнатке

- Работа в «Стрелках» оправдала ожидания?

Где там! Продюсеры покупали себе машины, квартиры, дома… А мы вкалывали как лошади. Бывали в Москве максимум два дня в месяц и получали копейки. За 20-минутное выступление нам платили по 15 долларов. За сольный концерт продолжительностью два часа - по 200. Это при том, что «Стрелки» стоили от 5000 долларов и выше.

Об условиях, в которых приходилось работать, я вообще молчу. На гастролях нас нередко селили в каком-нибудь общежитии всемером в одной комнате. И даже не считали нужным кормить. Да еще постоянно штрафовали за опоздания и другие провинности. Теперь-то, когда я сама занимаюсь проектом, понимаю, что на самом деле зарплата в «Стрелках» была вполне нормальная. Ведь из этих 5000 долларов нужно было заплатить не только нам, но и еще куче народу - звукорежиссеру, администратору и т.д. В итоге продюсерам оставалось не так уж много.

- Не секрет, что в женских группах типа «Стрелок» участницы обычно живут не за счет концертов, а за счет богатых поклонников… - У нас так и было. Но это не значит, что кто-то за кусок хлеба отдавался богатым мужчинам. Все равно были какие-то чувства. Например, Величковскому очень нравилась Ю-Ю (Юлия Долгашова. - М.Ф.). Но он ей не нравился. И она с ним не спала. А вот Марго (Мария Корнеева. - М.Ф.) и наш спонсор Алексей Потапов, генеральный директор пейджинговой компании «ВессоЛинк», испытывали взаимные чувства. И дело закончилось тем, что он на ней женился.

Шибанутая на всю голову

Бывший директор стрип-клуба «Грезы» Андрей Ермонин недавно рассказывал нам, что на одной из вечеринок ваша группа выступала перед олигархами в голом виде и потом плескалась с ними в бассейне . Это тоже делалось по любви? Или вас принуждали продюсеры?

У продюсеров были свои интриги. Конечно, такого не было, чтобы они могли прийти и сказать: «Ты, ты и ты едете и обслуживаете того-то». Но попытки с помощью участниц группы наладить контакты с кем-то из нужных людей действительно имели место. Помню, как-то мы приехали на одну радиостанцию, и продюсеры нам сказали: «Если вы хотите, чтобы вас здесь крутили, решайте, кого будем высылать?» В принципе, это нормальная ситуация для шоу-бизнеса: хочешь где-то быть - надо для этого сделать то-то и то-то. Но даже если кого-то из «Стрелок» кому-то и высылали - мне об этом ничего не известно. Во всяком случае, лично я ни в чем подобном не участвовала. У меня же был имидж слегка шибанутой на голову. Всем нравилось, что я такая прикольная. Но как девушку меня никто не воспринимал. Возможно, поэтому все эти грязные дела обошли меня стороной.

- А как же нашумевшие рекламные щиты с вашими фотографиями и зазывными надписями «Хотите? Звоните!», которыми была увешана вся Москва? Мы тогда звонили под видом заказчиков вашему директору Вадиму Фишману, и он прямо говорил, что после выступления можно будет договориться с участницами группы о более близком общении («ЭГ» № 50, 2000). - Когда появились эти щиты, мы устроили скандал. Пришли и сказали: «Ребята! Или вы их снимаете, или мы уходим из группы». Продюсеры были вынуждены щиты снять. Мы и так со многим мирились. Взять, скажем, съемки в «Плейбое», из-за которых я чуть не разругалась со своим молодым человеком. Или те же «вторые составы», с помощью которых продюсеры устраивали концерты «Стрелок» одновременно в нескольких местах. Нас просто поставили перед фактом: «Хотите не хотите, но будет еще 48 составов». Нас это, конечно, возмущало. Но у нас были подписаны контракты, и рыпнуться мы не могли.

Замуж за олигарха

- Может, так называемые вторые составы «Стрелок» и набирались для ублажения богатых клиентов?

Вполне может быть. Участницы «вторых составов» получали меньше нас - от 50 до 100 баксов за выступление. И при этом не претендовали попасть в основной состав. Потом эти новые девочки часто менялись - где-то раз в полгода. Я, например, вводила в «Стрелки» Лану Тимакову. Она производила впечатление очень скромной девочки. Каково же было мое изумление, когда потом мне рассказали про ее бурные похождения с Серовым, Агутиным и другими звездами. - А как сложилась судьба участниц основного состава?

Первой - через год после создания группы - соскочила Лия. Она училась на 3-м курсе иняза. Переводила с японского на английский и с английского на русский. Думаю, она сейчас очень хорошо себя чувствует. Потом ушла Стася. Забеременела от голландца Питера. И стала добропорядочной матерью семейства. Сейчас у них с Питером уже трое сыновей. Потом ушла Мышка (Мария Соловьева. - М.Ф. ). Вышла замуж за Дмитрия Липскерова, писателя, создателя ресторанов «Твин Пикс» и «Дрова», члена Общественной палаты. У них растут сын и дочь. Продюсеры уговаривали девочек остаться. Обещали поднять зарплату. Но не смогли их удержать. В итоге они отыгрались на оставшихся - всех оштрафовали. Типа, они понесли убытки и надо было их возместить. А в сентябре 2002 года у нас закончились контракты. Сначала ушла Ю-Ю, которая к тому времени уже записала сольный альбом и стала выступать под именем Беретта. Потом сольную карьеру начала Гера (Светлана Бобкина. - М.Ф .). Я уходить не собиралась. Но продюсеры набрали новых девочек и меня уволили. Правда, потом они предлагали мне вернуться. Пытались снова собрать первоначальный состав. Всех обзванивали. Но никто возвращаться не захотел. Видимо, накушались за семь лет.

Добрый Митрофанов

- Чем ты занималась после ухода из «Стрелок»?

Крутилась, как могла. Например, одно время работала в химчистке директором по развитию. Находила оптовых клиентов и получала с этого проценты. Тогда на меня все скопом навалилось - и увольнение из «Стрелок», и ссора с моим молодым человеком. Мне казалось, выхода нет. Я садилась в машину, часами ездила по Москве и искала глазами номер его авто. В результате психика не выдержала, и я сожрала 20 таблеток феназепама. Для моих 35 кг живого веса этого было более чем достаточно. Лежала, смотрела в потолок и думала: «Скорей бы закрылись глаза! Заколебал этот потолок!» К счастью, меня вовремя обнаружила мама, вызвала «скорую», и меня откачали. После этого начала писать песни. Тем самым я как бы вынимала из себя накопившуюся боль. А потом у меня родился сын Данила, и в моей жизни появился смысл. - Кто отец твоего ребенка? - Тот самый молодой человек, из-за которого у меня была попытка самоубийства. Я начала с ним, обычным студентом, жить еще во время работы в «Стрелках». Сейчас этот человек исчез из моей жизни. Недавно он заявил, что я злая и жить со мной он больше не хочет. На самом деле я добрая. Просто очень устаю. Он-то бездельничает. А я с ребенком вожусь, работаю, готовлю, хозяйством занимаюсь. Естественно, к концу дня уже вся на нервах. Но сейчас особо не расстраиваюсь, что он ушел. - Как получилось, что ты вдруг снова вернулась на сцену? - Мне помог депутат Алексей Митрофанов. Еще когда я работала в «Стрелках», он как-то подошел ко мне после концерта в Сочи, дал визитку и попросил ему позвонить. «Слушай, уходи из «Стрелок», - сказал он, когда я позвонила. - Ты лицо уже раскрученное. Давай сделаем с тобой проект». Обещал уладить все проблемы с контрактом. Но я тогда отказалась. А четыре года спустя я вспомнила об этом разговоре. Я предложила Митрофанову одну из своих песен в качестве гимна ЛДПР. Он сразу пригласил меня к себе в «Метрополь». Мои песни его, правда, не заинтересовали. Но он познакомил меня с ребятами из Таллина, с которыми я и сделала проект «Radiocat»…

ТОЛЬКО ФАКТ

На днях группа «Стрелки» по приглашению Иосифа Кобзона выступила в Агинском Бурятском автономном округе в рамках отчета певца и политика о депутатской работе.

В конце 90-х годов девчоночья группа «Стрелки», созданная продюсерами Игорем СИЛИВЕРСТОВЫМ и Леонидом ВЕЛИЧКОВСКИМ, пользовалась не меньшей популярностью, чем сейчас «ВИА Гра». Одной из самых ярких их солисток была юная Екатерина КРАВЦОВА, более известная как Радистка Кэт. Сейчас она выступает в составе нового проекта «Radiocat». На одном из концертов наши спецкоры разговорились с ней и узнали массу интересного.


В «Стрелки» я попала случайно, - призналась Катя. - До этого у меня и в мыслях не было петь на сцене.

"СТРЕЛКИ": не стеснялись обнажать свои соблазнительные тела (фото из журнала "Плейбой")

Мы с родителями жили в подмосковном Лыткарино. Но моя мама очень хотела переехать в Москву. В начале 90-х они с папой начали как «челноки» возить товары из-за границы. И в какой-то момент очень хорошо раскрутились. Купили квартиру в Москве на Кутузовском проспекте. А потом случился дефолт, и все деньги накрылись медным тазом. Папа этого не выдержал. Стал сильно бить маму. Однажды я пришла из школы и обнаружила ее на кухне с раздолбанной головой. После этого я семь лет не общалась с папой. Не могла ему этого простить. Мама, выйдя из больницы, начала беспробудно пить. Жить было не на что. Квартиру забрали в счет долгов. Единственное, что у нас осталось - небольшая партия обуви на складе. И я, 14-летняя девочка, начала торговать ею на рынке ЦСКА. Зарабатывала неплохие деньги. Сняла квартиру. Оплатила маме лечение у психиатра. В общем, потихонечку стала налаживать жизнь. А потом в телепередаче «Клипса» услышала, что набирают девчонок в группу, и решила попытать счастья.

Всемером в комнатке

Работа в «Стрелках» оправдала ожидания?

Где там! Продюсеры покупали себе машины, квартиры, дома… А мы вкалывали как лошади. Бывали в Москве максимум два дня в месяц и получали копейки. За 20-минутное выступление нам платили по 15 долларов. За сольный концерт продолжительностью два часа - по 200. Это при том, что «Стрелки» стоили от 5000 долларов и выше.

Об условиях, в которых приходилось работать, я вообще молчу. На гастролях нас нередко селили в каком-нибудь общежитии всемером в одной комнате. И даже не считали нужным кормить. Да еще постоянно штрафовали за опоздания и другие провинности. Теперь-то, когда я сама занимаюсь проектом, понимаю, что на самом деле зарплата в «Стрелках» была вполне нормальная. Ведь из этих 5000 долларов нужно было заплатить не только нам, но и еще куче народу - звукорежиссеру, администратору и т.д. В итоге продюсерам оставалось не так уж много.

Не секрет, что в женских группах типа «Стрелок» участницы обычно живут не за счет концертов, а за счет богатых поклонников…

У нас так и было. Но это не значит, что кто-то за кусок хлеба отдавался богатым мужчинам. Все равно были какие-то чувства. Например, Величковскому очень нравилась Ю-Ю (Юлия Долгашова. - М.Ф.). Но он ей не нравился. И она с ним не спала. А вот Марго (Мария Корнеева. - М.Ф.) и наш спонсор Алексей Потапов, генеральный директор пейджинговой компании «ВессоЛинк», испытывали взаимные чувства. И дело закончилось тем, что он на ней женился.

Шибанутая на всю голову

Бывший директор стрип-клуба «Грезы» Андрей Ермонин недавно рассказывал нам, что на одной из вечеринок ваша группа выступала перед олигархами в голом виде и потом плескалась с ними в бассейне («ЭГ» № 6, 2006). Это тоже делалось по любви? Или вас принуждали продюсеры?

У продюсеров были свои интриги. Конечно, такого не было, чтобы они могли прийти и сказать: «Ты, ты и ты едете и обслуживаете того-то». Но попытки с помощью участниц группы наладить контакты с кем-то из нужных людей действительно имели место. Помню, как-то мы приехали на одну радиостанцию, и продюсеры нам сказали: «Если вы хотите, чтобы вас здесь крутили, решайте, кого будем высылать?» В принципе, это нормальная ситуация для шоу-бизнеса: хочешь где-то быть - надо для этого сделать то-то и то-то. Но даже если кого-то из «Стрелок» кому-то и высылали - мне об этом ничего не известно. Во всяком случае, лично я ни в чем подобном не участвовала. У меня же был имидж слегка шибанутой на голову. Всем нравилось, что я такая прикольная. Но как девушку меня никто не воспринимал. Возможно, поэтому все эти грязные дела обошли меня стороной.

А как же нашумевшие рекламные щиты с вашими фотографиями и зазывными надписями «Хотите? Звоните!», которыми была увешана вся Москва? Мы тогда звонили под видом заказчиков вашему директору Вадиму Фишману, и он прямо говорил, что после выступления можно будет договориться с участницами группы о более близком общении («ЭГ» № 50, 2000).

Когда появились эти щиты, мы устроили скандал. Пришли и сказали: «Ребята! Или вы их снимаете, или мы уходим из группы». Продюсеры были вынуждены щиты снять. Мы и так со многим мирились. Взять, скажем, съемки в «Плейбое», из-за которых я чуть не разругалась со своим молодым человеком. Или те же «вторые составы», с помощью которых продюсеры устраивали концерты «Стрелок» одновременно в нескольких местах. Нас просто поставили перед фактом: «Хотите не хотите, но будет еще 48 составов». Нас это, конечно, возмущало. Но у нас были подписаны контракты, и рыпнуться мы не могли.

Замуж за олигарха

Может, так называемые вторые составы «Стрелок» и набирались для ублажения богатых клиентов?

Вполне может быть. Участницы «вторых составов» получали меньше нас - от 50 до 100 баксов за выступление. И при этом не претендовали попасть в основной состав. Потом эти новые девочки часто менялись - где-то раз в полгода. Я, например, вводила в «Стрелки» Лану Тимакову. Она производила впечатление очень скромной девочки. Каково же было мое изумление, когда потом мне рассказали про ее бурные похождения с Серовым, Агутиным и другими звездами.

А как сложилась судьба участниц основного состава?

Первой - через год после создания группы - соскочила Лия. Она училась на 3-м курсе иняза. Переводила с японского на английский и с английского на русский. Думаю, она сейчас очень хорошо себя чувствует. Потом ушла Стася. Забеременела от голландца Питера. И стала добропорядочной матерью семейства. Сейчас у них с Питером уже трое сыновей. Потом ушла Мышка (Мария Соловьева. - М.Ф.). Вышла замуж за Дмитрия Липскерова, писателя, создателя ресторанов «Твин Пикс» и «Дрова», члена Общественной палаты. У них растут сын и дочь. Продюсеры уговаривали девочек остаться. Обещали поднять зарплату. Но не смогли их удержать. В итоге они отыгрались на оставшихся - всех оштрафовали. Типа, они понесли убытки и надо было их возместить. А в сентябре 2002 года у нас закончились контракты. Сначала ушла Ю-Ю, которая к тому времени уже записала сольный альбом и стала выступать под именем Беретта. Потом сольную карьеру начала Гера (Светлана Бобкина. - М.Ф.). Я уходить не собиралась. Но продюсеры набрали новых девочек и меня уволили. Правда, потом они предлагали мне вернуться. Пытались снова собрать первоначальный состав. Всех обзванивали. Но никто возвращаться не захотел. Видимо, накушались за семь лет.

Добрый Митрофанов

Чем ты занималась после ухода из «Стрелок»?

Крутилась, как могла. Например, одно время работала в химчистке директором по развитию. Находила оптовых клиентов и получала с этого проценты. Тогда на меня все скопом навалилось - и увольнение из «Стрелок», и ссора с моим молодым человеком. Мне казалось, выхода нет. Я садилась в машину, часами ездила по Москве и искала глазами номер его авто. В результате психика не выдержала, и я сожрала 20 таблеток феназепама. Для моих 35 кг живого веса этого было более чем достаточно. Лежала, смотрела в потолок и думала: «Скорей бы закрылись глаза! Заколебал этот потолок!» К счастью, меня вовремя обнаружила мама, вызвала «скорую», и меня откачали. После этого начала писать песни. Тем самым я как бы вынимала из себя накопившуюся боль. А потом у меня родился сын Данила, и в моей жизни появился смысл.

Кто отец твоего ребенка?

Тот самый молодой человек, из-за которого у меня была попытка самоубийства. Я начала с ним, обычным студентом, жить еще во время работы в «Стрелках». Сейчас этот человек исчез из моей жизни. Недавно он заявил, что я злая и жить со мной он больше не хочет. На самом деле я добрая. Просто очень устаю. Он-то бездельничает. А я с ребенком вожусь, работаю, готовлю, хозяйством занимаюсь. Естественно, к концу дня уже вся на нервах. Но сейчас особо не расстраиваюсь, что он ушел.

Как получилось, что ты вдруг снова вернулась на сцену?

Мне помог депутат Алексей Митрофанов. Еще когда я работала в «Стрелках», он как-то подошел ко мне после концерта в Сочи, дал визитку и попросил ему позвонить. «Слушай, уходи из «Стрелок», - сказал он, когда я позвонила. - Ты лицо уже раскрученное. Давай сделаем с тобой проект». Обещал уладить все проблемы с контрактом. Но я тогда отказалась. А четыре года спустя я вспомнила об этом разговоре. Я предложила Митрофанову одну из своих песен в качестве гимна ЛДПР. Он сразу пригласил меня к себе в «Метрополь». Мои песни его, правда, не заинтересовали. Но он познакомил меня с ребятами из Таллина, с которыми я и сделала проект «Radiocat»…

ТОЛЬКО ФАКТ

На днях группа «Стрелки» по приглашению Иосифа Кобзона выступила в Агинском Бурятском автономном округе в рамках отчета певца и политика о депутатской работе.

Cветлана Бобкина, ее знают под псевдонимом Гера, пела в составе популярной девичьей группы «Стрелки». Вместе с другими солистками она снялась обнаженной в клипе «Нелюбовь», ведь до них на российской эстраде этого никто еще не делал. Почему она несколько лет не могла избавиться от жесточайшей депрессии и как сложилась ее жизнь после ухода из группы, узнала наш репортер.

Элитная многоэтажка в центре Москвы, чистый и просторный подъезд, звоним. Дверь открывает Светлана Бобкина, никаких помощниц по хозяйству, она привыкла все делать сама. Готовит, стирает, убирает, пишет музыку, пробивает дорогу в кино, придумывает проекты и пытается их осуществить. Удивительно, что в такой хрупкой женщине столько сил, отваги и веры в себя. А ведь ей приходилось ох как несладко!

В группе «Стрелки» я проработала семь лет. И весь этот период меня преследовали неудачи. Однажды я после ночного концерта возвращалась домой, я тогда жила с родителями. Припарковалась, пошла к подъезду, часа четыре уже было, и тут на меня напал мужчина. Он молча наносил мне удары, стараясь бить по лицу. Я закричала, но он продолжал меня бить, пока не упала. От боли или от страха я потеряла сознание, сколько пролежала, не знаю, на мой крик вышли соседи.

Подняли меня, привели в чувство. Я встала и пошла к машине. Они меня окликнули:

Я повернулась и тихо пошла в подъезд. Дверь открыла мама. Она подумала, что я пьяная. Даже выглянула в окно, машина стоит ровно. Мама мне постелила, я в каком-то оцепенении была, легла. Выключили свет, чувствую, что мне хуже. Позвала маму. И когда она увидела мое лицо, то ужаснулась. Оно раздулось и было похоже на большой воздушный шар, который синел, зеленел на глазах. В общем, в больнице с диагнозом сотрясение головного мозга я провалялась целый месяц. Продюсеры Игорь Селивёрстов и Леонид Величковский меня шутливо благодарили:

Гера, это хорошо, что тебе не везет. Какие пиары делаешь группе! С твоими историями про нас пишут!

То есть таких неприятных историй было немало?

Да, и не только со мной. 28 января 1998 года наша Юлия Долгашева попала под машину, а ровно через год я сломала ногу. Мы, все девочки из «Стрелок», поехали на неделю в Австрию. Три дня были в Вене, а затем махнули на горнолыжный курорт. Вместе с нами поехал режиссер Макаренков, мы хотели сделать съемки к клипу «С Новым годом». Там я упала с крутой горы и… как в том кино, очнулась - гипс. Но через два месяца уже выходила на сцену.

У нас еще был такой случай: Екатерина Кравцова, Радистка Кэт, ушла из группы, вернее, ее ушли. И вот она, проработавшая в «Стрелках» пять лет, оказывается в сложнейшей ситуации. И на личном фронте у нее что-то не складывается, она решила отравиться таблетками, точно не помню. Но ее мама, видно, почувствовала беду, пришла. Скорая, врачи ее успели спасти.

Какая-то мистика. А после вашего ухода из группы что-то подобное происходило?

Конечно! Помните историю - про майора милиции Дениса Евсюкова, который стрелял в столичном супермаркете? Так его женой была Карина. Мне даже звонили и спрашивали, что она за человек. Но я девочек из второго состава не знаю. Мне, честно говоря, вообще было стыдно, что нас распилили на составы. Однажды был концерт в Москве. И меня спрашивают: «С кем ты сегодня поешь?»

Я оглянулась и никого толком не узнала, была я, новенькая, которую никто еще не знал в лицо. И остальные девушки из балета. Причем каждая была одета, во что успела нарядиться! Мне было стыдно выступать. Продюсеры нас не берегли. И не хотели что-то менять, деньги шли, а творчество и новые программы им были не нужны.

Зачем нанимать людей, вкладывать эмоции, силы? К нам относились, как к марионеткам, которые не имеют право голоса. Мы с девочками даже подходили к руководителям группы, предлагали изменить направление, стиль музыки, заказать новые костюмы, подготовить новую программу. Но они ответили: «Зачем делать тюнинг „Запорожцу“?» Это было очень неприятно, нас не ценили, если говорили такое, значит, считали нас группой второго сорта. Я такого отношения терпеть больше не могла! И в 2003 году ушла в никуда, а в 2004-м мы с Марией Корнеевой организовали группу «Бридж». Но через два года Маша забеременела, и группа распалась.

Мария предпочла сцене семью. А вы преданы только сцене?

Как и все женщины, я хочу быть любимой и любить! Первый раз вышла замуж еще совсем юной, когда училась на актерском факультете во ВГИКе, это был студенческий брак. Олег тоже учился на актерском, сейчас он, кстати, довольно известный артист. (Речь идет об актере Олеге Василькове. Он был последней любовью актрисы Елены Майоровой, которая сгорела заживо. - Авт.) Но о нем я говорить не хочу, не потому, что мы как-то плохо расстались. Просто у него уже давно своя жизнь, семья. Это была какая-то детская любовь. Сейчас мы плотно не общаемся, но если встретимся на мероприятии или концерте, мило беседуем. С праздниками друг друга не поздравляем, но и не воюем, он просто мой однокурсник, и это - спонтанная студенческая история, которая и должна была так закончиться. Мы просто помогали раньше друг другу. Мило встретились и мило разошлись.

Во второй раз вступила в брак с режиссером. С ним все сложилось непросто. Сэм - из Америки, но тоже учился во ВГИКе. Он интересный человек, умный, ему даже прочили великое будущее. Считался одним из лучших учеников Соловьева. Его фантазия на уровне гениальности! Но характер у Сэма…

Я непростая, но он очень сложный человек, и слава Богу, что все это закончилось. Мы разошлись, не общаемся, и у меня нет никакого желания с ним общаться! Он очень талантливый, и это светлая его сторона. Но что касается человеческих его качеств - там черным-черно. Когда мы познакомились, я другую его сторону не разглядела.

Он снимал фильм и пригласил меня как актрису. На съемках я была поражена его видением мира. Свадьбу играли в Америке, а потом мы вернулись, и начались семейные будни. Вместе прожили три года. Сложно жили! Как хорошо, что я из этого выбралась! Вышла за него замуж в 26–27 лет, но я была еще ребенком по восприятию, наивная и глупая. Он не то чтобы издевался, он деспотичный был. Ломал меня! И дома, и на съемках. А когда я уже готова была сломаться, ушел.

Я благодарила Господа Бога, что это случилось. Я уже надломилась, но если бы все продолжилось, стала бы абсолютно сломленным человеком. Он не только психологически меня подавлял, он мог меня ударить, и не получалось развязать этот узел. Родителям не могла рассказать, что он меня обижает, бьет! Он ревновал меня страшно. Например, на улице встретила друга: «Ой, привет! Привет!» И какой-то поцелуй в щеку. За это я могла получить! Во всем неадекватность и негатив… А он как режиссер так и не состоялся. Даже после его ухода я чувствовала его гнет, мне потребовалось несколько лет на восстановление. И я долгое время была несчастна. У меня были поклонники, но не оказалось рядом моего человека, с которым не нужно говорить, объяснять, можно помолчать. Который меня понимал бы, не дергал, не мешал, которым можно восхищаться. Я искала такого мужчину, но потом поняла: надо ждать. Отпустила ситуацию, подумала, что, видно, я его никогда не найду.

И встретили новую любовь? Как вы познакомились с Ромой? Вы - в актерской среде, он - в строительном бизнесе?

Я поехала отдыхать одна, люблю путешествовать одна. Мне пишется хорошо, думается, не нужно говорить, можно слушать экскурсовода и много нового узнать. Так я поехала в Таиланд. Одна ходила на пляж, одна купалась. И вот как-то выхожу из моря и вижу Рому. У него на животе красивая татуировка в виде солнца. Правда, потом Рома объяснил, что это было не солнце, - смеется Светлана, - я, конечно, не стала его разглядывать. А он спросил меня по-английски: «Откуда вы?» Принял меня за итальянку. Завязался разговор, потом были свидания. Роман показал мне другой остров - Пхукет, не туристический. А через два дня уехал. Потом общались в Интернете, еле-еле дождались встречи. Он, как истинный мужчина, настоял, чтобы я собрала вещи и переехала к нему. Мы вместе уже три года.

Вы не собираетесь пожениться?

Собираемся, но этот год високосный, следующий какой-то мистический, цифра «13»… Ведь штамп в паспорте не главное, важнее - отношения!

Как появился Роман, у меня все встало на свои места. Сейчас чувствую приближение успеха! Как-то все складывается так. Мне встретились люди, которые слышат меня, понимают, чего я хочу. У меня прекрасный педагог по вокалу, который не зажимает меня, и я открылась заново! Услышала свой голос. Музыканты тоже на моей волне. Чувствую, что новая программа даст новые ощущения. Это знаете, как суп. Варишь его, кидаешь в него все, кидаешь, а он варится, ты накрываешь крышкой и ждешь. Главное, уметь ждать. Потом бульон настаивается и получается вкусный суп. Надо кидать, кидать в него и ждать.

Так и сейчас, я все эти годы готовила и ждала…