Бдт здание. Большой драматический театр

Бдт здание. Большой драматический театр

Современному петербуржцу БДТ кажется неотъемлемой частью города, зданием - сверстником Александринского театра. Однако зданию немногим больше ста лет, а история именно Большого Драматического театра и вовсе не насчитывает века: столетие будут отмечать в 2019 году. Именно Георгию Товстоногову принадлежит заслуга встраивания БДТ в систему культурных ценностей города наравне с Эрмитажем. Мы проведем краткий ликбез по истории театра - от начала и до эпохи Мастера.

Театр Суворина

В 1862 году хаотичный самодельный Апраксин рынок, объединенный из Щукина и Апраксина дворов, погорел. Огонь уничтожил все временные и часть постоянных построек. Граф Антон Апраксин, чьи убытки исчислялись миллионами рублей, взялся за обживание своих территорий заново. Антон Степанович был человеком многих талантов и интересов: летал на аэростатах, музицировал и подавлял восстания, богатством не кичился, на благотворительность и искусство денег не жалел. По его заказу архитектор Людвиг Францевич Фонтона спроектировал заново не только корпуса Апраксина двора, но и здание известного нам театра.

Апраксин театр технически считался одним из лучших частных подмостков Петербурга, но своей труппы долгое время не имел: граф Апраксин сдавал помещение в аренду Дирекции Императорских театров, а те использовали здание в качестве малой сцены Александринки.

В 1895 году постоянный арендатор сменился и Апраксин театр стал театром Литературно-художественного общества или, как они также себя называли, литературно-артистического кружка, где главными соучредителями являлись собственно, Алексей Суворин, Петр Гнедич и князь Павел Оболенский.

Суворин был журналистом, писателем и театральным критиком, родился в Воронеже, а в столицу попал в 1863 году, где, уже в статусе подающего надежды писателя, устроился на работу в «Санкт-Петербургские ведомости». Там он работал едким фельетонистом под псевдонимом «Незнакомец». Когда в 1874 году вся редакция была разом уволена, ходили слухи, что главной причиной тому был Незнакомец. К тому времени у Суворина уже было новое увлечение - издательство, как книжное, так и газетное: первые «Желтые страницы» города - адресный справочник «Весь Петербург» - выпускал именно он. Считается, что и успеху Чехова поспособствовал Суворин, публикуя великого драматурга на страницах своего издания «Новое время».

Петр Гнедич, несмотря на активную литературно-журналистскую деятельность до «Театра Суворина», признание получил позже, став в 1900 году управляющим труппой Александринского театра. Что касается Павла Оболенского, то князь не стремился в драматурги - его манила сцена. Одной Александринки, где он играл с 1890 года, ему, очевидно, было недостаточно.

Театр на Фонтанке, 65 в просторечие звали Суворинским, после смерти самого Суворина это название стало официальным, а также Малым - относительно Александринки. В Малом-Большом театре того времени успешно ставили свежие пьесы, радовали аристократическую публику. В целом Суворинский театр был заведением модным и посещаемым. На рубеже веков Суворин стал единовластным руководителем Малого театра. После кончины журналиста в 1912 его сын еще несколько лет поддерживал театр литературно-художественного общества, а в 1917 году театр у семьи Сувориных отобрали революционеры. Сначала - просто, чтобы не было. Через три года на Фонтанку переселили на тот момент бездомную труппу Большого Драматического театра.

Театр Горького

Строго говоря, столетний юбилей БДТ Петербургу придется отмечать посреди чемпионата мира по футболу в России - в августе 2018: именно в августе 1918 года актриса МХТ и комиссар театров и зрелищ Союза коммун Северной области Мария Федоровна Андреева подписала декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Должность Андреевой и формулировка декрета звучат в наше время довольно забавно, но за дело большевики взялись всерьез.

Театр создавали по инициативе и при строгом контроле Максима Горького. Оформлением спектаклей занялся художник Александр Бенуа, впрочем, творил он на полставки, совмещая работу над декорациями и костюмами с руководством картинной галереей Эрмитажа. В 1926 году Бенуа и вовсе уехал из России в командировку, из которой резонно решил не возвращаться. Труппу собирал известный артист оперетты Николай Монахов - до самой своей смерти в 1936 году он числился в ее составе и выходил на сцену. Вместе с ним на почетные первые роли были назначены актер Александринки Юрий Юрьев и Владимир Максимов, кстати, служивший до того в Малом театре. Юрьев также привел в БДТ команду своего Театра трагедии.

Определились и с главным режиссером: им стал Андрей Лаврентьев, ученик Немировича-Данченко. Именно его спектакль «Дон Карлос» по пьесе Шиллера 15 февраля 1919 года стал первым выходом труппы БДТ на сцену - правда, не на свою, а в помещении Большого зала Консерватории. В апреле того же года председателем худсовета БДТ стал Александр Блок. На следующий год Большой театр уже обосновался на месте Малого - там, где находится по сей день. В противоположность Суворинскому театру - утонченному, аристократичному и авангардному, Большой Драматический театр стремился к пафосу революции и героическим сюжетам, которых, впрочем, не находилось в отсутствие советских драматургов. Поэтому первые годы в БДТ с героическим надрывом ставили «Макбета» и «Слугу двух господ».

Театр многих

Два сезона в театре прошли на ура, а затем наступило время спустить пар: Горький и Андреева покинули СССР, Блок покинул этот мир, Лаврентьев ушел в творческий отпуск на два года. За это время в роли худрука попробовали себя сперва Николай Петров, а затем Константин Хохлов, которому еще предстояло вернуться в БДТ много лет спустя, чтобы, проработав год, уступить кресло Георгию Товтоногову. Но это были уже кризисные времена, а в двадцатые годы БДТ был на слуху и на коне: вернувшийся Лаврентьев принес стабильность, тогда же литературной частью театра стал заведовать Адриан Пиотровский, филолог и переводчик древних авторов. Именно благодаря последнему в БДТ начали ставить пьесы молодых советских (и не только) драматургов. В 1928 году Пиотровский покинул театр ради должности художественного руководителя фабрики «Совкино» - нынешнего «Ленфильма».

Через год Лаврентьев уступил место главного режиссера ученику Мейерхольда Константину Тверскому, оставшись при этом в театре в качестве актера. Тверской с удовольствием взялся за современную драматургию, базу которой подготовил Пиотровский. Следующие шесть лет в БДТ, если и ставили классику, то делали это, стремясь к оригинальному прочтению. Бок о бок с Тверским работал еще один ученик Мейерхольда - Владимир Люце. В театре Апраксина снова заговорили молодые голоса, появился стиль и вкус: Люце и Тверской строили на остывающем пепелище революции современный театр. Но в 1935 году Константина Тверского выселили из Петербурга в связи с убийством Кирова, а двумя годами позже он был расстрелян в Саратове.

Ярким главным режиссером мог бы стать Алексей Дикий, но он проработал в БДТ всего лишь сезон (1936-1937 гг.), после чего был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы за контрреволюционную деятельность. После освобождения в Ленинград Дикий не вернулся. Следом за ним главными режиссерами были Борис Бабочкин, Лев Рудник, Наталья Рашевская, Иван Ефремов и, наконец, Константин Хохлов. Театр погибал в собственных внутренних склоках, был должен всем и вся, а зрители и вовсе обходили Большой стороной. БДТ требовался не режиссер, а руководитель.

В 1956 году делегатам XX съезда КПСС представили спектакль «Оптимистическая трагедия» Ленинградского театра имени Пушкина. Через несколько месяцев режиссеру постановки, немолодому человеку, главному режиссеру театра Ленинского Комсомола, сыну врага народа Товстоногову было предложено буквально «спасти первый пролетарский театр» любыми средствами. 13 февраля 1956 года вступил в должность. А спустя некоторое время БДТ стал таким, каким мы его знаем. По крайней мере, каким знали до 2013 года.

Российский государственный академический Большой драматический театр (БДТ) - один из первых советских театров. Приставку «имени Г.А. Товстоногова» он получил в честь своего руководителя - знаменитого режиссера Георгия Товстоногова.

Театр громких имен

До этого театр носил имя М. Горького и назывался Ленинградский академический Большой драматический театр. Собственно, благодаря Максиму Горькому театр и был организован в 1919 г.; основу его труппы составили артисты Театра художественной драмы, созданного за год до этого. В 1920 г. театр получил здание на Фонтанке, и остается там по сей день. Любопытный факт: первый спектакль театра - «Дон Карлос» по пьесе Шиллера - шел целых пять часов; премьера состоялась зимой, в середине февраля, в мороз, а здание не отапливалось - но зрители охотно проводили в зале весь вечер. Настолько захватывающим было происходящее на сцене! И это неудивительно. Ведь всё время своего существования харизма Большого драматического основывалась на яркой энергетике выдающихся деятелей российской культуры. Множество громких имен связано с этим театром. В 1919 года председателем худсовета назначен поэт Александр Блок. Самое горячее участие в судьбе театра продолжал принимать Максим Горький. Эта культурная площадка был призвана стать источником героического пафоса, революционной идеологии, величественных страстей, не ограничивающихся судьбой одного человека, а захватывающих судьбы многих. В те годы репертуар Большого драматического театра был основан на революционной программе. Его составляли произведения мировой драматургии, соответствующие героическим настроениям: Шекспировские трагедии, драмы Гюго, пьесы Мережковского и Брюсова. Но судьба театра оказалась переменчивой. По разным причинам - политическим или личным - талантливые режиссеры не задерживались в нем надолго, коллектив долгое время оставался без руководителя, без крепкой руки театр постепенно терял популярность... И только в 1956 году началась новая эпоха: в коллектив пришел выдающийся и успешный режиссер Георгий Товстоногов, очень требовательный к качеству актерской игры, задающий высочайшую планку в работе. Более чем на 30 лет судьба театра была решена: популярность и любовь зрителей вернулись к нему.

По самым строгим критериям сценического качества

Самым важным критерием мастерства актера в театре остаются интеллектуальный уровень и способность к импровизации. Именно это на протяжении десятилетий делало труппу Большого драматического одним из сильнейших театральных коллективов мира. «Вышколенные» строгим режиссером Товстоноговым, актеры передавали новым поколениям традиции требовательности к себе и безупречной умной игры. В 90-е годы, после смерти главного режиссера, театр снова оказался «в поиске», его временно возглавил Кирилл Лавров, передав затем руководство режиссеру Темуру Чхеидзе. Перемены коснулись Большого драматического в 2011-2014 гг.: как и во многих других театрах в это время, в нем была проведена техническая реставрация. Критики, да и многие зрители, опасались, что после реконструкции театр уже не будет прежним - переменится и его идеология и философия… Но первый же спектакль - «Алиса» по мотивам сочинений Л. Кэрролла с Алисой Фрейндлих в главной роли - стал обладателем высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль». Купить билеты в Большой драматический театр в день спектакля невозможно - ведь это одна из самых популярных сценических площадок, исторический и культурный центр, к визиту в который готовятся заранее…

Большой драматический театр был организован по инициативе писателя Максима Горького, актрисы и комиссара театров и зрелищ Марии Андреевой и поэта Александра Блока в 1918 году. Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева - первых сценографов театра. Репертуарную политику определил первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Идеи основателей БДТ воплотились в работах Андрея Лаврентьева, Бориса Бабочкина, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова - выдающихся режиссеров, работавших в театре в разные годы. Самой знаменитой сценой СССР БДТ стал под руководством Георгия Товстоногова, который был главным режиссером театра с 1956 по 1989 год.
В 2013 году режиссер Андрей Могучий, один из лидеров современного театрального авангарда стал художественным руководителем БДТ. Для театра началась новейшая история, наполненная не только спектаклями, но и социально значимыми проектами. Сохраняя свое кредо на протяжении столетия, Большой драматический театр ведет открытый диалог на темы, волнующие современное общество, поднимающие проблемы человека своего времени. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».
У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей, реализуются социально-просветительские проекты, проходят выставки, круглые столы, концерты лекции ведущих деятелей современного искусства.

По сути эти три вехи обозначают наиболее значимые периоды жизни театра, рожденного революцией. С 1920 он занимает здание бывшего Суворинского театра на Фонтанке. До революции здесь располагался петербургский Малый театр, в котором на рубеже веков работала труппа Литературно-художественного общества. Так как главным пайщиком, негласным художественным руководителем, а также идеологом его был издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, петербуржцы так и называли театр суворинским. Время от времени небогатую художественными событиями жизнь театра озаряли творческие открытия. Так, на первую премьеру театра была поставлена Е.Карповым Власть тьмы Л.Н.Толстого, с П.Стрепетовой в роли Матрены. Таким же крупным явлением стали спектакли с участием П.Орленева , актера, создавшего новое амплуа «неврастеника». В школе при театре учился М.Чехов , принятый после обучения в театр Суворина и успешно проработавший в нем до поступления в МХТ в 1912. После смерти К.Ю.Лаврова в 2007 на должность Художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова назначен Т.Н.Чхеидзе.

ТЕАТР, РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Открылся новый театр 15 февраля 1919 спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера в помещении Большого зала консерватории. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (Блок). Рожденный героической эпохой, он должен был передать ее особое величие. Это должен был быть театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Главный идейный вдохновитель нового театра был М.Горький . В первые годы ставились преимущественно классические пьесы, в которых акцентировались тираноборческие, свободолюбивые мотивы. В труппу поступили крупные актеры Н.Ф.Монахов , В.В.Максимов, на несколько лет перешел из Петроградского Государственного театра драмы (Акдрам) Ю.М.Юрьев , главный романтический премьер Александринской сцены . Главным режиссером был А.М.Лаврентьев, который осуществил постановки: Дон Карлос (1919), Отелло и Король Лир У.Шекспира (1920). Спектакли ставили также Н.В.Петров (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921; Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Б.М.Сушкевич (Разбойники Шиллера, 1919), А.М.Бенуа (Слуга двух господ К.Гольдони и Лекарь поневоле Мольера, 1921), Р.В.Болеславский (Рваный плащ С.Бенелли, 1919). Художники А.Н.Бенуа , М.В.Добужинский , В.А.Щуко и композиторы Б.В.Асафьев , Ю.А.Шапорин в тесном контакте с режиссерами стремились придерживаться традиций сценического романтизма. В начале 1920-х в репертуаре БДТ появились драмы немецких экспрессионистов, которые воплощались К.П.Хохловым в урбанистическом духе, в конструктивистском оформлении – Газ Г.Кайзера (1922, художник Ю.П.Анненков), Девственный лес Э.Толлера (1924, художник Н.П.Акимов). Эстетически к этим постановкам примыкал и спектакль Бунт машин А.Н.Толстого (переделка пьесы К.Чапека R.U.R ., 1924, художник Анненков).

Большое значение для судьбы театра имело привлечение на должность председателя Директории БДТ поэта А.А.Блока.

Но наряду с героико-романтическими постановками Шиллера, Шекспира, а также экспериментальными работами, театр ориентировался на кассовые спектакли, часто ставил и «облегченные» исторические мелодрамы. Одна из них – Заговор императрицы А.М.Толстого и П.Е.Щеголева (1925, режисер Лаврентьев, художник Щуко) – пользовалась шумным успехом.

ТЕАТР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СОВРЕМЕННОСТИ

Наиболее серьезные спектакли того периода связаны с творчеством К.К.Тверского, обычно работавшего с художником М.З.Левиным; среди них важными стали постановки пьес современных авторов – Мятеж (1925) и Разлом Б.А.Лавренева (1927), Человек с портфелем А.М.Файко (1928), Город ветров В.М.Киршона (1929), Мой друг Н.Ф.Погодина (1932). С середины 1920-х советские пьесы стали определять репертуар БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить Романтику к реальности, соединить героический пафос с конкретной жизненной средой. В труппе театра сформировались сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.Софронов.

В год постановки Разлома , К.С.Станиславский во время ленинградских гастролей МХАТа написал на подаренном БДТ портрете: «Ваш театр, – один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности…».

Для многих актеров поворотным стало участие в пьесах Горького. Значительный успех имели горьковские пьесы Егор Булычев и другие (1932, режиссеры К.К.Тверской и В.В.Люце) и Достигаев и другие (1933, режиссер Люце). Имя Горького было присвоено театру неслучайно. Отступление от горьковских законов драматургии, предполагавших всегда ясность мысли, четкость идейной позиции, яркость характеров, непримиримый конфликт и особую театральность, почти всякий раз вело театр к неудачам.

В ТЕАТР ПРИХОДИТ Г.А.ТОВСТОНОГОВ

После ухода Тверского в театре наступила трудная пора. Художественные руководители часто менялись: 1934 – В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий , 1939–1940 – Б.А.Бабочкин , 1940–1944 – Л.С.Рудник. В атмосфере эстетической непритязательности, разнонаправленных исканий лишь некоторые спектакли стали примечательными событиями сценического искусства: Мещане Горького (1937, режиссер Дикий); Дачники Горького (1939) и Царь Потап А.А.Копкова (1940 – оба режиссировал Бабочкин); Король Лир Шекспира (1941, режиссер Г.М.Козинцев). В первые годы великой отечественной войны театр работал в Кирове, в 1943 вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады, обслуживая войска Ленинградского фронта и госпитали.

Творческий кризис БТД, обозначившийся еще в середине 1930-х, в послевоенные годы усугубился. Художественные руководители удерживались в театре лишь на недолгое время: 1946–1950 – Н.С.Рашевская, 1951–1952 – И.С.Ефремов, 1952–1954 – О.Г.Казико, 1954–1955 – К.П.Хохлов. Внедрение в репертуар многочисленных тематически актуальных, но ремесленных, а подчас и откровенно фальшивых пьес, повлекло за собой снижение художественного уровня спектаклей, актерского мастерства, потерю зрительской аудитории. В 1956 главным режиссером театра стал Г.А.Товстоногов, имеющий за плечами 25-летний опыт плодотворной работы в различных театрах (Тбилиси, Москва, Ленинград). Его приход совпал с «оттепелью» – оживлением общественной жизни страны после XX съезда КПСС. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в сплоченный коллектив, способный успешно решать самые сложные творческие задачи. Решающим в театральной политике главного режиссера было обновление труппы и выбор репертуара. Чтобы вернуть доверие зрителя, Товстоногов начинает с непритязательных, но живых и узнаваемых пьес (Шестой этаж А.Жери, Когда цветет акация Н.Винникова). В эти постановки активно вовлекается талантливая молодежь, вскоре ставшую основой обновленного коллектива (К.Лавров, Л.Макарова, Т.Доронина, З.Шарко). Они принесли на сцену живое дыхание правды, открытые лирические сердца, неподдельно искренние голоса современности. Раскрепощенные духовной атмосферой своего времени, молодые актеры вместе с режиссером утверждали нового героя – внешне совсем не героического, но близкого каждому в зале, светящегося внутренней красотой и талантом человечности. Постановки произведений современной драматургии – Пять вечеров (1959, в центре которых необыкновенно тонкий дуэт Е.Копеляна и З.Шарко), Моя старшая сестра (1961 с блистательными Т.Дорониной и Е.Лебедевым) А.М.Володина, и Иркутская история А.Н.Арбузова (1960) – шли параллельно с тщательной работой над русской классикой, в которой режиссер слышал прежде всего нерв сегодняшнего дня. Спектакли Идиот по Ф.М.Достоевскому (1957 и 1966), Варвары Горького (1959), Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Три сестры А.П.Чехова (1965), Мещане Горького (1966, гос. премия СССР, 1970) стали крупными событиями духовной жизни общества и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве. Особый интерес вызывала сложившаяся в БДТ форма «спектакля-романа», которому свойственны обстоятельность и тонкость психологического анализа поведения персонажей, укрупненность образов, пристальное внимание к внутренней жизни всех действующих лиц.

Варвары А.М.Горького оказались первым спектаклем, превратившем еще недавно разнородную труппу БДТ в мощный и богатый звучаниями ансамбль, где режиссером были подготовлены и обеспечены большие актерские победы П.Луспекаева -Черкуна, В.Стржельчика-Цыганова, В.Полицеймако-Редозубова, О.Казико-Богаевской, З.Шарко-Кати, Т.Дорониной-Надежды, Е.Лебедева-Монахова, ее мужа.

Событием в театральной жизни страны стала постановка Идиота с И.Смоктуновским в главной роли. Спектакль, в котором особенно ясно проявился новаторский стиль режиссера: неуловимый в своей многоликости с одной стороны, и внешней неброскости с другой. Режиссер творит через актера, вместе с актером и раскрывает их индивидуальности часто неожиданно для них самих (О.Басилашвили, В.Стржельчик, О.Борисов).

Никакой замысел не существует для Товстоногова вне артиста. Но режиссер не «умирает в актере». Критик К.Рудницкий писал: «…режиссер в актерах оживает, искусство каждого из артистов приоткрывает одну из многих граней искусства самого режиссера…». Поэтому главная работа в театре – работа с автором и артистом. Главный итог работы – создание ансамбля высочайшей культуры, который может решать сложнейшие творческие задачи, добиваться стилистической целостности в любом спектакле.

Контакт со зрительным залом в спектаклях БДТ всегда обострен. Но были спектакли, где это условие становилось первостепенным. Так был поставлен спектакль Горе от ума (1964) с трагическим и одновременно эксцентричным Чацким-С.Юрским, который искал соратников в зале, обращаясь к зрителям, с живой юношеской непосредственностью, надеясь на понимание.

В каждом спектакле Товстоногова – свой способ общения со зрителем, будь то История лошади (1975) с Е.Лебедевым в роли Холстомера, Чехов, Горький или Гоголь (Ревизор , 1972), где режиссер ставит самые жесткие вопросы перед своими героями, а значит и перед зрителями. При этом новизна прочтения возникает у режиссера из глубины прочитанного текста, тех его пластов, что еще не были увидены и изучены.

По-новому прочитана и осмыслена революционная тематика спектаклей Гибель эскадры А.Корнейчука, Оптимистическая трагедия В.Вишневского, поставленные неоднократно, в разное время, а также Перечитывая заново М.Шатрова (1980), где пристально, без ложного пафоса рассматривается простой человек, оказавшийся перед лицом Истории.

Характерное замедленное развитие «спектаклей-романов» Товстоногова (Варвары и Мещане ; Поднятая целина по М.А.Шолохову, 1964 и др.) исподволь подводило актеров и зрителей к бурным, «взрывным», кульминационным моментам.

В 1970-е режиссер продолжит свои театральные поиски, в области большой прозы поставив роман-эпопею Тихий Дон с О.Борисовым в роли Григория – центральной фигуре спектакля, затмившей всех прочих лиц, потерявших в этой системе свой масштаб. Спектакль-эпопея рассматривал Григория, как трагического героя, не имеющего личной вины перед роком Истории. «Романным» постановкам режиссера всегда сопутствовало такое качество, как полифоничность.

Но не была чужда БДТ и веселая, озорная комедия. Зрителям 1970-х надолго запомнится праздничная, легкокрылая Ханума А. Цагарели (1972), поставленная с особым лиризмом, изяществом и блестящими актерскими работами Л.Макаровой, В.Стржельчика, Н.Трофимова. Опыт особого «вахтанговского» прочтения, с его открытой игрой в театр был успешно освоен режиссером в Волках и овцах А.Н.Островского (1980), острым трагикомическим гротеском прозвучала опера-фарс А.Н.Колкера Смерть Тарелкина по А.В.Сухово-Кобылину (1982), раскрывших большие возможности актеров БДТ в области открытой театральности (актерские работы Е.Лебедева, В.Ковель, С.Крючковой и др.). Комедийное мастерство артистов оттачивалось как на материале современной пьесы (Энергичные люди по В.Шукшину, 1974), так и в инсценировке Пиквикского клуба по Ч.Диккенсу, 1978).

В труппе, кроме уже упомянутых артистов плодотворно работали Э.А.Попова, М.А.Призван-Соколова, О.В.Волкова, Л.И.Малеванная, Ю.А.Демич, А.Ю.Толубеев, С.Н.Крючкова. В 1983 труппа БДТ пополнилась еще одним уникальным мастером сцены – А.Б.Фрейндлих , сыгравшей и продолжающей играть самые разноплановые роли – от трех женщин, противоположных по складу в комедии Этот пылкий влюбленный (Н.Саймон, 1983) до трагедийных образов леди Макбет и Насти (На дне А.М.Горького, 1987), и др.

ТЕАТР ИМЕНИ Г.А.ТОВСТОНОГОВА

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 художественным руководителем БДТ становится К.Ю.Лавров. В 1993 театру было по праву присвоено имя его бывшего главного режиссера, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и своей страны.

Ценный вклад в жизнь этого театра внесли постановки режиссера Т.Чхеидзе, во многом совпавшие с товстоноговскими требованиями к спектаклю. Глубина и масштаб режиссерского замысла Т.Чхеидзе воплощались им через тщательно подобранный ансамбль актеров. Наиболее интересны его спектакли: Коварство и любовь Ф.Шиллера (1990), Макбет У. Шекспира, (1995), Антигона Ж.Ануйя (1996), Борис Годунов А.Пушкина (1998).

В современном БДТ продолжают идти многие спектакли Г.А.Товстоногова, которые не просто сохранены, а живут полнокровной жизнью.

В 2007 после смерти К.Лаврова художественным руководителем был назначен Темур Чхеидзе, который с 1991 работал с БДТ, а в 2004 согласился стать главным режиссером. В феврале 2013 Чхеидзе подал в отставку и ушел с поста художественного руководителя.

Екатерина Юдина

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание:
раздел «О театре» на сайте БДТ в настоящее время обновляется и дополняется.

История Большого драматического театра

Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос», начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.

В 1964 году присвоено звание Академического, в 1970 году открыта Малая сцена, с 1992 года носит имя Г.А. Товстоногова.

Осенью 1918 г. комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы - так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ. Ее формирование было поручено известному актеру Н.Ф. Монахову, а истоками стали два театральных коллектива: организованный в 1918 году Театр трагедии под руководством

Ю.М. Юрьева и Театр художественной драмы, который возглавлял А.Н. Лаврентьев.

На должность председателя Директории Большого драматического был назначен А.А. Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Главным идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький. Он писал в то время: «Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам - и все мы - издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... человека честного деяния, великого подвига...» Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу - героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ.

На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира. В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.

Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 г. на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А.А. Блока, вернулся в Академический театр драмы Ю.М. Юрьев, ушел А.Н. Бенуа, покинул БДТ и ставший главным режиссером А.Н. Лаврентьев. В театр приходили новые режиссеры: Н.В. Петров, К.П. Хохлов, П.К. Вейсбрем, К.К. Тверской; они приводили за собой и новых художников - Ю.П. Анненкова, М.З. Левина, Н.П. Акимова, В.М. Ходасевич, В.В. Дмитриева. Приняв от А.А. Блока символическую эстафету, в 1923 г. литературную часть возглавил А.И. Пиотровский.

В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность ученика В.Э. Мейерхольда К.К. Тверского (1929-1934 гг.). В середине двадцатых годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов, таких как Б.А. Лавренев, А. Файко, Ю.К. Олеша, Н.Н. Никитин, Н.А. Зархи, В.М. Киршон, Н.Ф. Погодин. Обновляется и труппа,

в БДТ приходят А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, Н.П. Корн, Л.А. Кровицкий; Е.М. Грановская, О.Г. Казико, В.Т. Кибардина, Е.В. Александровская, А.Б. Никритина.

Со дня основания театра в БДТ работали режиссеры: 1919-1921 и 1923-1929 - А.Н. Лаврентьев; 1921-1922 - Н.В. Петров; 1929-1934 - К.К. Тверской; 1934-1936 - В.Ф. Федоров; 1936-1937 - А.Д. Дикий; 1938-1940 - Б.А. Бабочкин; 1940-1946 -
Л.С. Рудник; 1946-1949 - Н.С. Рашевская; 1950-1952 - И.С. Ефремов; 1922-1923 и 1954-1955 - К.Л. Хохлов.

Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх - на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира - она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир. Мир высоких человеческих страстей, противостоящих низости, мир деяний и мир сомнений, мир открытий и высокий строй чувств, ведущих за собой зрительный зал.

Из книги «Зеркало сцены»

В начале 1956 г. Большой драматический готовился отметить свой тридцать седьмой день рождения.

В самый канун праздника труппе был представлен новый, одиннадцатый по счету, главный режиссер.

Так в БДТ началась эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов.

Г.А. Товстоногов создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли: «Лиса и виноград» Г.Фигейредо, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары» М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мещане» М. Горького, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Три сестры» А.П. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «На дне» М. Горького… становились событиями

в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.

По крупицам, личность к личности, Г.А. Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой,

В.И. Стржельчика, В.П. Ковель, В.А. Медведева, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, И.З. Заблудовского, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова,

А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной. В БДТ и поныне играют А.Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили, З.М. Шарко, В.М. Ивченко, Н.Н. Усатова, Е.К. Попова, Л.В. Неведомский, Г.П. Богачев, Г.А. Штиль.

23 мая 1989 года возвращаясь из театра, Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля.

В дни, когда театр еще не оправился от шока, тайным голосованием коллектива, художественным руководителем БДТ единогласно был выбран народный артист СССР, лауреат Государственных премий К.Ю. Лавров.

27 апреля 2007 года театр простился с К.Ю. Лавровым. В июне единогласным решением труппы художественным руководителем Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова был выбран народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе, который прослужил на этом посту до марта 2013 года.