Танец навки в образе узника освенцима. Танец навки на льду, посвященный холокосту, вызвал жестокие споры

Танец навки в образе узника освенцима. Танец навки на льду, посвященный холокосту, вызвал жестокие споры
Танец навки в образе узника освенцима. Танец навки на льду, посвященный холокосту, вызвал жестокие споры

Недавнее выступление Татьяны Навки в программе «Ледниковый период» вызвало огромную волну обсуждений. Дело не в безупречной технике фигуристки или сложных прыжках, а в теме выступления: номер Навки и Андрея Бурковского был посвящен Холокосту. Одетые в полосатые робы, со звездами Давида на груди, они изображали узников Освенцима во время танца на льду. Многие сочли такое представление легкомысленным, а улыбки на лице фигуристов и их веселость журналисты и общественные деятели сочли чуть ли не надругательством над памятью жертв Холокоста. Британское издание Daily Mail посвятило Навке целую , в которой журналисты приводили высказывания пользователей о номере. «Владимир Путин должен обязать Татьяну Навку извиниться за выступление», «Вы что, забыли, как люди страдали во время войны?», «Это отвратительно, ей должно быть стыдно», — это только часть комментариев, которые собрало скандальное видео. Другая часть сконцентрировалась в «Инстаграме» фигуристки: Татьяна выложила фотографии с выступления, отметив, что оно стало одним из ее любимых, и посоветовав всем показать его детям. «Твари, танцевать и веселиться в костюмах заключенных концлагерей, ты будешь за это отвечать, корова», — сразу написали ей под снимком. «Вы ударились об лед и стукнулись головой?! Холокост — не та тема, которую можно использовать для развлечения», — строчили подписчики. При этом были и те, кто в комментариях благодарил Татьяну за выступление, потому что она «не дает людям забыть весь этот ужас». Сама фигуристка ничего оскорбительного в номере не видит и уверяет, что он посвящен фильму Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». В этой картине попавшие в концлагерь родители уверяют ребенка, что все происходящее — забавное игра. По словам Татьяны, поэтому фигуристы и улыбались во время катания — это была напускная веселость, которую приходилось играть героям фильма.

Но дело здесь даже не в улыбках Навки и Бурковского: если бы они скользили по льду со скорбными лицами, это вряд ли изменило ситуацию. Проблема стара как мир — просто мы до сих пор не можем решить, какие темы можно использовать в массовой культуре, а какие — нет. Не существует одного стандарта, поэтому каждый говорит за себя: кого-то оскорбляют фигуристы в робах узников Освенцима, а кто-то считает это отличным поводом напомнить человечеству о страшной трагедии. То, что одни называют надругательством над ценностями, другие считают творческим актом, который никто не имеет права запретить, иначе это цензура, ограничение свободы личности и творчества и тому подобное. Когда Pussy Riot танцевали в храме, многие общественные деятели яростно отстаивали право человека танцевать где угодно и говорить о чем угодно, а если ваши чувства это задевает, то это только ваша проблема. Вот Татьяна Навка и станцевала — поэтому решительно непонятно, какие претензии к ней могут быть у тех, кто раньше выступал за творческую свободу. Получается, что мы можем яростно требовать собственной свободы, но уважать чужую — будь это свобода мысли, слова или даже танца на льду, — еще не научились.

0 28 ноября 2016, 12:18


Субботний выпуск шоу "Ледниковый период" на Первом канале привлек внимание не только российских, но и мировых СМИ. Западная пресса весьма неоднозначно воприняла номер Татьяны Навки и Андрея Бурковского, посвященный Холокосту.

Перед зрителями артисты предстали в образах узников Освенцима — в полосатых робах и с нашитыми желтыми звездами Давида. Однако, как отмечают зарубежные журналисты, номер, затрагивающий такую непростую тему, многим показался возмутительно легкомысленным.


Как объяснила сама фигуристка, танец был вдохновлен фильмом "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи, рассказывающего о пребывании итальянского еврея в лагере смерти. Музыка из фильма Beautiful That Way также звучала в номере.

Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов "Жизнь прекрасна"! Покажите этот фильм своим детям, обязательно. PS: Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь — даст Бог, они никогда не узнают (орфография и пунктуация автора сохранены, — прим. ред.),

— написала Навка на своей странице в Instagram.

Мнения публики, в том числе и российской, разделились: одни считают, что ничего оскорбительного в катании на льду в образе узника концлагеря нет, другие называют подобное сценической действо недопустимым.

Израильское издание Haaretz обратило внимание, что это уже не первый раз, когда на российском телевидении затрагивается сложная военная тема в развлекательных программах. Так, например, в 2016 году продюсерам шоу "Танцы со звездами" пришлось приносить извинения за номер, в котором рассказывалось о любви немецкого солдата времен Второй мировой войны и русской девушки.

Новым камнем преткновения и поводом для громких споров между Россией и Западом неожиданно стало фигурное катание. Причём речь идет не о крупных спортивных соревнованиях, а об одном номере из телевизионного проекта «Ледниковый период».

26 ноября 2016 года в очередном выпуске программы «Ледниковый период» пара Татьяна Навка — Андрей Бурковский представила номер «Beautiful That Way», в котором участники предстают в виде еврейских заключённых нацистского концлагеря. Номер получил высшие баллы от судей проекта.

На Западе данный номер привлёк неожиданное внимание прессы. Причиной в первую очередь стала партнёрша: Татьяна Навка, олимпийская чемпионка в спортивных танцах на льду, является супругой пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова.

В западных СМИ номер сочли «безвкусным» и допускающим некорректную тональность по отношению к жертвам Холокоста.

«Докатились до таких низостей ради славы»

«Жена пресс-секретаря Владимира Путина подверглась критике за танец на льду о Холокосте», — такой заголовок даёт Time.

«Татьяна Навка, жена помощника Путина, вызвала критику со своим выступлением на льду на тему Холокоста», — пишет The Huffington Post.

Телеканал CNN привёл слова директора по международным отношениям австралийского Совета по делам Израиля Джереми Джонса: «Легкомысленность, которая привела к решению поставить этот номер, сводит с ума... После того как их забудут как фигуристов, они останутся в памяти как люди, которые докатились до таких низостей ради славы».

Телеканал Russia Today опубликовал комментарий главного раввина Москвы, председателя Совета раввинов Европы, главы раввинского суда в странах СНГ и Балтии Пинхаса Гольдшмидта: «Хочется верить, что постановщики танца хотели передать волю к жизни и лучшие надежды узников концлагерей. Многим он понравился, но многих танец и задел. Потому что Холокост и всё, что с ним связано — слишком большая рана. Она заживёт ещё нескоро. Почти нет еврейских семей, в которых никто из предков не пострадал бы от нацизма, не носил бы жёлтых звезд, как на костюмах фигуристов. Нужно было позаботиться о чувствах жертв и членов их семей. Посоветоваться. Наверное, намерения были благими, но у каждого народа своя боль, и нужно стараться не задевать за живое. Не хотелось бы видеть тут антисемитизм».

Довольно эмоционально реагировали и некоторые российские пользователи соцсетей, среди которых, правда, оказалось немало и украинских:

«Вот они на самом деле думают, что всё норм?»

«Эрнста в топку»

«В Германии точно дали бы срок»

«Время просить забор с Мордором у Деда Мороза. Больше вариантов не вижу»

«Вы только коньки обсуждать можете»

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заметил: «Я не думаю, что это вопрос, который как-то касается Кремля, и в силу своей работы я существенно ограничен в возможности это комментировать. Я горжусь своей женой. Вот и всё, что я могу сказать».

Чрезвычайно эмоциональной получилась реакция официального представителя МИД России Марии Захаровой. На своей странице в Facebook она написала: «Назвала бы, но забанят....

Haaretz, Daily Mail, Huffington Post и десятки других — все написали про танцевальный номер на тему Холокоста в исполнении Татьяны Навки.

Номер им не понравился! Образ узников Освенцима, видите ли, не так воплощён на льду, как надо. Защитники толерантности? Ничего подобного! Лицемеры и лгуны. Причём трусливые лицемеры и лгуны, отрабатывающие политический заказ.

Где вы все прячетесь, когда в Европе сносят памятники тем, кто с Холокостом боролся? 30 лет в Прибалтике унижали ветеранов Второй мировой войны, отказывая в гражданстве — вы, ..., где были? Это были вы, кто издевался над парадом победы в Москве в 2015, называя его „проявлением милитаризма“. А когда на Украине бритые парни со свастикой и факелами маршируют, вы в какую сторону отворачиваетесь? И куда разбегаетесь, когда легионеры Waffen-SS устраивают парады? А когда в Польше официальные лица заявили, что Освенцим освобождали украинцы, а не советские войка, тем самым оскорбив память солдат многих национальностей, вы почему не указали им на недопустимость политизации бессмертного подвига?

Тогда вы все молчали. Вы только коньки обсуждать можете».

Что было на самом деле

Сама Татьяна Навка в интервью Life сказала: «В нашем проекте не первый раз поднимаются темы войны, я лично не первый раз катаю номер именно в одежде узников концлагерей. Это наше творчество, и раньше оно как-то не вызывало никакой реакции в мире. А это значит, что мы заставляем людей задумываться. Надеюсь, что многие просто не видели этот фильм, а когда сделают это, посмотрят наш чудесный номер другими глазами», — добавила она.

Идея номера, который показали Навка и Бурковский, принадлежала Илье Авербуху, вице-чемпиону Олимпиады и чемпиону мира в танцах на льду, а ныне успешному продюсеру ледовых шоу.

В проекте «Ледниковый период» он выступает в качестве тренера и продюсера.

Номер представляет собой переосмысление фильма Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», который в 1998 году был удостоен Гран-при Каннского фестиваля кинофестиваля и двух премий «Оскар».

По сюжету фильма итальянец Гвидо, еврей по национальности, оказывается в концлагере вместе с сыном. Пытаясь оградить ребенка от ужасов, Гвидо объясняет сыну, что всё, происходящее вокруг — игра. Мальчику в ней надо набрать 1000 очков, чтобы получить главный приз: танк. Очки даются при безусловном исполнении ряда правил: запрещается показываться на глаза солдатам, плакать, жаловаться и просить есть. Ребёнок верит своему папе, несмотря на смерть, боль и кровь вокруг.

В конце фильма узники освобождены, мальчик воссоединяется с мамой, но отец гибнет от руки нациста.

Для номера Навки и Бурковского была взята музыка из фильма «Жизнь прекрасна». Как и в фильме, в номере главный герой гибнет: слышны автоматные очереди, и он исчезает в темноте.

«90% говорящих вообще не видели номера»

Илья Авербух весьма жёстко отреагировал на критику номера: «90% говорящих вообще не видели номера, не понимают, о чём шла речь. Т для таких людей я готов еще раз объяснить: тема программы была „мировое кино“, номер поставлен целиком по великому фильму „Жизнь прекрасна“ режиссёра Роберто Бениньи, который получил три „Оскара“. Семья попадает в концлагерь, где для того чтобы спасти своего ребенка, они разыгрывают историю на протяжении всего фильма о том, что всё это просто большая игра. Для тех, кто не смотрел кино, специально в течение 15 секунд звучал текст, прямая цитата из фильма, когда Таня и Андрей стояли действительно с лицами, полными скорби, где было сказано: „Сынок, это просто игра“. Именно для него игрался этот номер, в котором было всё: и драматическая история, и борьба, и высмеивание, и тяжесть потери, когда Андрей уходит из жизни, оставляя семью. Это исключительная цитата по фильму. Абсолютно нормальная реакция, связанная с тем, что очень хочется укусить. Есть прямая дорога: Навка — Песков — Путин. Вот и всё. Выхвачена фотография, где люди в одежде узников концлагеря улыбаются. Не задумываясь ни о чём, мы можем с таким же успехом выхватить кадр из фильма „Великий диктатор“ Чарли Чаплина, где он изображает Гитлера , это уровень точно такой же, лишь бы тявкнуть».

Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин в интервью «Интерфаксу» сказал: «Тот оборот, который приняло обсуждение этого номера — попытка его осуждать с идеологических или моральных позиций — мне кажется совершенно неуместным, поскольку обращение к теме Холокоста как таковое, особенно с художественным осмыслением, когда исполнители ассоциируют себя с жертвами, достойно всяческого уважения и благодарности... Все осуждающие реакции, свидетелями которых мы стали, не просто преувеличены, а катастрофически преувеличены... Говорить в 2016 году о том, стоит ли на тему Холокоста создавать разного рода произведения, это уже всё равно, что спорить, нужен ли ветер. Это есть, и это часть культурного пространства».

Daily Mail «подменила» Навку Тотьмяниной

И последнее. Британская газета Daily Mail, посчитавшая недопустимыми улыбки на лицах Навки и Бурковского, поскольку они «плохо сочетаются с чудовищной темой» Холокоста, умудрилась допустить в материале грубую ошибку. В материале на сайте под фотографией с разъяснением «жена Пескова справа от Путина» разместили снимок, на котором рядом с президентом стоит не Татьяна Навка, а Татьяна Тотьмянина. Она тоже фигуристка, тоже олимпийская чемпионка, но жена не Дмитрия Пескова, а фигуриста Алексея Ягудина . Понятно, что Daily Mail мало что смыслит в русских красавицах и олимпийских чемпионках. Но, может, тогда и не стоит рассуждать о том, в чём не разбираешься?

Опубликовано 29.11.16 10:29

Выступление Татьяны Навки и Андрея Бурковского в шоу "Ледниковый период" с номером про Холокост вызвало неоднозначную реакцию в обществе и СМИ. Песков заявил о гордости за станцевавшую в одежде узницы концлагеря жену. А Авербух обвинил западные СМИ в разжигании истерии вокруг танца Навки.

Навка удивилась реакции СМИ на танец про Холокост

Олимпийская чемпионка Татьяна Навка прокомментировала неоднозначную реакцию по поводу ее ледового танцевального номера с актером Андреем Бурковским, пишет "МК".

Ранее, как писал Topnews, западные СМИ раскритиковали Навку и Бурковского, которые танцевали в тюремной одежде. Однако танец был поставлен по мотивам трагикомедии Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» о Холокосте.

Навка заявила, что удивлена странной реакции СМИ. Она предположила, что критики не видели картину, музыка из которой и использовалась в номере инткббээ об узниках Освенцима.

Навка и Бурковский. Выступление на тему Холокоста. ВИДЕО

Фигуристка Татьяна Навка и актер Андрей Бурковский в шоу «Ледниковый период» на «Первом канале» исполнили танец на льду, посвященный холокосту. Спортсмены вышли на лед в костюмах евреев-узников концлагеря времен Второй мировой войны и станцевали под песню «Beautiful That Way» из известного итальянского фильма «Жизнь прекрасна».
«Посмотрите обязательно! По мотивам одного из моих любимых фильмов «Жизнь прекрасна»!» — написала Татьяна Навка на своей странице в Instagram . «Покажите этот фильм своим детям, обязательно. Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь, даст Бог, они никогда не узнают!» — подчеркнула она.

Песков прокомментировал выступление Навки и Бурковского

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал выступление своей супруги Татьяны Навки и Андрея Бурковского в образе узников Освенцима, передает RT.

«Я не думаю, что это вопрос, который как-то касается Кремля. В силу своей работы я существенно ограничен в возможности как-то это комментировать. Я горжусь своей женой, вот что я могу сказать», — сказал Песков в ответ на просьбу прокомментировать реакцию мировых СМИ на выступление Навки и Бурковского.

В еврейской общине одобрили скандальный танец Навки про Холокост, а главный раввин Москвы выразил сомнение

В выступлении Татьяны Навки и Андрея Бурковского с номером про Холокост на телевизионном шоу «Ледниковый период» нет ничего оскорбительного, сообщил "Балтика ФМ" председатель еврейской общины Петербурга Марк Грубарг.

По его словам, некоторые блогеры и журналисты искусственно «раздули историю» на тему оскорбления чувств после просмотра ледового шоу. Выступление Навки и Бурковского дало лишний повод вспомнить о Холокосте и осмыслить уроки прошлого, уверен глава общины.

«Многих возмущает, что о Холокосте пытаются говорить на языке шоу. Но ведь теме Холокоста посвящено множество прекрасных фильмов. Почему фильм можно, а шоу — нет? Стоит ли навешивать ярлыки на какой-либо жанр?», — возмутился Грубарг.

Все художественные произведения без глумления и намеренного унижения того или иного сообщества имеют право на существование, утверждает председатель еврейской общины. По его мнению, соответствует ли шоу Навки и Бурковского критериям хорошего вкуса, станет понятно спустя некоторое время.

Как объяснили в организации, скандальный танец задумывался как произведение о любви, вере и победе над тяжёлой действительностью. «А всем, кто ломает копья на тему оскорбления евреев, советую прийти в синагогу, чтобы заняться серьёзным изучением иудаизма и истории Холокоста», — добавил Грубарг.

В свою очередь главный раввин Москвы, президент Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт не одобрил выступление супруги пресс-секретаря Дмитрия Пескова в шоу «Ледниковый период» в образе узника Освенцима.

По его мнению, Татьяне Навке и ее партнеру по танцу Андрею Бурковскому следовало посоветоваться с родственниками узников нацистского концлагеря перед постановкой танца о Холокосте.

«Многим он понравился, но многих танец и задел. Холокост и все, что с ним связано, — слишком большая рана. Она заживет еще нескоро. Почти нет еврейских семей, в которых никто из предков не пострадал бы от нацизма, не носил бы желтых звезд, как на костюмах фигуристов», — цитирует раввина ТАСС .

По мнению Гольдшмидта создателям танцевального номера необходимо было позаботиться о чувствах членов семей жертв и предварительно посоветоваться с ними. Главный раввин Москвы выразил надежду на то, что постановщики хотели передать волю к жизни и лучшие надежды узников концлагерей.

«Наверное, намерения были благими, но у каждого народа своя боль, и нужно стараться не задевать за живое. Не хотелось бы видеть тут антисемитизм», - сказал Гольдшмидт.

Илья Авербух обвинил западные СМИ в разжигании истерии: они перепутали Навку с Татьмяниной

Тем временем, фигурист и продюсер Илья Авербух назвал дикостью то, как иностранные СМИ подают новости о танце Татьяны Навки и актера Андрея Бурковского в образах узников Освенцима в шоу «Ледниковый период», пишет Лента.ру.

«Дикость, что это вообще может обсуждаться. Дикость во всем — в подаче, в истеричности, в непрофессионализме, который прослеживается в статьях иностранных СМИ», — считает Авербух.

В качестве примера он привел статью в британской Daily Mail, которая перепутала Навку с другой олимпийской чемпионкой по фигурному катанию — Татьяной Тотьмяниной. На опубликованном снимке Тотьмянина стоит рядом с президентом России Владимиром Путиным, а в подписи к фото говорится о Навке. Авербух назвал это «большим ляпом».

Бурные обсуждения в соцсетях по поводу выступления на льду Татьяны Навки и Андрея Бурковского не утихают, и за последние дни перешли границы России. Посты об этом собирали тысячи (!) комментариев (как, например, на страничке facebook официального представителя МИД Марии Захаровой).

Мировые СМИ, включая CNN, BBC, The New York Times, The Guardian, опубликовали материалы и репортажи о танце на музыку из кинофильма «Жизнь прекрасна» (La vita è bella).

И это уже похоже на какую-то искусственно нагнетаемую истерию, причем по поводу, который явно не предполагает столь масштабных сетевых дебатов, полагает РИА Новости .

В минувшую субботу Татьяна и Андрей в программе «Ледниковый период» (Первый канал) исполнили номер в образе узников концлагеря - в полосатых робах со звездой Давида на груди.

Тема состязаний в тот день была - знаменитые кинофильмы. Пара вместе с тренером Ильёй Авербухом выбрали для выступления песню Beautiful That Way из трагикомедии Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». В танцевальном номере родители-узники изображают, играют «прекрасную жизнь» для своего ребенка, чтобы оградить его от ужасов концлагеря и не дать осознать, в какой жуткой реальности они все находятся.

Но представляете, что думает зритель, не знающий, что номер поставлен по мотивам «Жизнь прекрасна» (у фильма, кстати, три «Оскара», Большой приз Канн и много других наград)?

Татьяна и Андрей бодро танцуют, играют, чуть ли не дурачатся на льду - они же показывают ребенку «прекрасную жизнь».

И в то же время вокруг - решетки, ослепляющий прожектор, лагерная металлическая сетка; лают охранные овчарки, раздаются автоматные очереди. Главный герой гибнет. Зал в конце номера замер - звенящая тишина.

Видео «Первого канала»

Но интернет облетели отрывки из видео, где актеры весело танцуют в робах с желтыми звездами, скриншоты улыбающихся фигуристов на фоне шестибальных оценок. Как будут реагировать на это пользователи соцсетей, пролистывая ленту новостей? Если долго не вникать, ориентироваться на броские заголовки, не видя всего танца, то да, беззаботный танец в концлагере - это странно.

А заголовки за последние дни были примерно такие:

The Guardian: «Холокост на льду» в исполнении жены путинского чиновника вызывает возмущение».

The New York Times: «Споры в России вокруг ледовой программы о Холокосте:

Татьяна Навка, жена пресс-секретаря президента России и её партнер Андрей Бурковский появились в «Ледниковом периоде» одетыми в полосатые робы с желтыми звездами».

Daily Mai: «Катание по тонкому льду. Жена пресс-секретаря Владимира Путина вызывает негодование программой на тему Холокоста на российском танцевальном шоу».

ВВС: Жену пресс-секретаря Путина ругают за номер о Холокосте.

Везде, помимо темы Холокоста, - упоминание о жене пресс-секретаря российского президента. Это, собственно, и есть основная тема для разжигания скандала. Слова «возмущение… Холокост… скандал… жена пресс-секретаря… Владимир Путин» выразительно стоят рядом - кликабельное сочетание, читатель/зритель точно отреагирует.

Постановщик танца, тренер и продюсер Илья Авербух был возмущен негативной реакцией и критикой западных СМИ:

«Дикость, что это вообще может обсуждаться. Дикость во всём - в подаче, в истеричности, в непрофессионализме, который прослеживается в статьях иностранных СМИ», - говорит Авербух.

Кстати, Илья Авербух также ставил «Поминальную молитву» - олимпийскую программу Юлии Липницкой под музыку из «Списка Шиндлера». 15-летняя фигуристка тогда стала чемпионкой в командных соревнованиях, а режиссер картины Стивен Спилберг потом направил Юлии письмо с похвалой.

Номер по мотивам этого же фильма в 2013 году танцевала и Татьяна Навка.

Ведущий «Ледникового периода» Марат Башаров тогда бодро, словно цирковой конферансье, объявил: «В списке Шиндлера - Татьяна Навка и Вадим Колганов!». И - ничего, не было никаких громких заголовков и накручиваний темы в соцсетях.

Просто тогда олимпийская чемпионка не была женой пресс-секретаря российского президента - то есть и инфоповода для международного скандала вроде как не было.

Тема Холокоста отражается сейчас всё в новых жанрах, формах и сюжетах, об этом начинают говорить по-другому - не только языком документальной хроники и показом страшных кадров из концлагерей.

С сюжетом «Жизнь прекрасна» перекликается, к примеру, фабула кинокартины «Страна игрушек» (2009 год, «Оскар» за лучший короткометражный фильм): немецкая фрау говорит своему ребенку, что его друг Давид отправляется не в концлагерь, а в некую «страну игрушек». Только вот Генрих решил поехать в «сказочное путешествие» вслед за Давидом.

В числе заметных и награжденных различными призами фильмов, так или иначе связанных с темой Холокоста - «Очки в золотой оправе», «Выбор Софи», «Зюскинд», «В лабиринте молчания», а также российская кинолента «Туфельки» режиссера Константина Фама.

Фильм «Туфельки» получил более 10 международных призов, в том числе на Еврейском фестивале в Сан-Диего, в 2012 году выдвигался от России на «Оскар».

Это даже не экранизированный танец. В новелле главная «героиня» - это обувь, женские туфельки. В кадре не видно лиц, нет диалогов, только музыка.

В этом году Екатеринбургский театр оперы и балета представил оперу «Пассажирка» Моисея Вайнберга по автобиографической пьесе Зофьи Посмыш - о судьбе заключенных Освенцима.

А в Санкт-Петербурге в 2015 году в Академическом театра балета им. Якобсона был поставлен одноактный спектакль «Каменный берег»:

Наверняка к спектаклям «Каменный берег» и «Пассажирка» не было бы стилевых и идеологических претензий из разряда «всё на продажу», «как это пошло» и «телешоу в лагерных робах - это позор» (а подобных комментариев по поводу танца из «Ледникового периода» сейчас много). В этих и других работах, посвященных теме войны и страданий, - чаще всего привычная подача.

Номер же для «Ледникового периода» действительно выбивается из традиционного стиля постановки подобных сюжетов.

Большая часть танца - это чувства мужчины и женщины, любящих и оберегающих друг друга и своего ребенка.

Вокруг - непривычная для темы Холокоста красота: яркое световое оформление, блеск, цветы. Конечно, стиль совершенно не такой, как в фильме Бениньи, но ведь это, как минимум, другая реальность - телевизионная, и другие технические возможности, другое время (трагикомедия «Жизнь прекрасна» была снята почти 20 лет назад).

Безусловно, используя новейшие возможности телевидения, можно было сделать трагический, скорбный номер - как обычно. Но ведь сюжет фильма «Жизнь прекрасна» как раз необычен: иллюзорная красота, великий обман во спасение, попытка создать для сына прекрасный мир во мраке концлагеря.

Татьяна и Андрей во время танца для воображаемого ребенка часто улыбались, их бодрые движения казались порой неестественными - и это вполне адекватная сюжету игра: а можно ли легко изобразить радость, когда вокруг - ужас? Если бы это был просто номер о счастливой семье, то, конечно, эмоции были бы наверняка другими, не такими нарочитыми.

И всё - под милую композицию Beautiful That Way израильской певицы Noa. Её клип, тонкий, нежный, вроде бы беззаботный: певица бегает-играет с маленьким мальчиком, всё это чередуется с кадрами из фильма, в том числе и в концлагере, - что, впрочем, никого не возмущает, ничьих чувств не оскорбляет.

Всё-таки удивительно, что произведение, созданное не для эстетов, а для массового зрителя популярного телешоу, вызвало так много споров и в России, и за рубежом. А ведь это тоже поиск новых художественных форм - так ведь получается.

И совершенно нормально, что кому-то это не нравится, кому-то кажется недопустимым, и можно долго обсуждать «Холокост на льду» с позиции стиля и искусства. Только вот к чему такие истерики?