Мероприятия, посвященные памяти валентина распутина. Урок по творчеству В

Мероприятия, посвященные памяти валентина распутина. Урок по творчеству В
Мероприятия, посвященные памяти валентина распутина. Урок по творчеству В

Урок по литературе, посвященный творчеству
В. Г. Распутина

Сообщение обучающегося

Слайды 1,2,3,4
15 марта 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

(Слад 5, 6 ,7)
Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.
Сознательное детство его, тот самый "дошкольный и школьный период", который дает человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришел в 1944 году.

(Слайд8)
И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной. "Для нашего поколения был очень труден хлеб детства", - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее, что найдет затем отражение в его творчестве: "Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе".

Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Чтение для него не было просто удовольствием, не требующим умственных усилий, или развлечением, - оно было и осталось работой над собою, и работой немалой. Читать для него - не значит просто пробегать глазами страницы, улавливая сюжетную канву, и уметь читать - не значит из букв уметь составлять слова. По его убеждению, "читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, чувствовать прилив крови от уважения. Культура чтения тоже существует, но не все ею владеют".

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. (слайд9). Годы учебы в университете проявили, оттенили его большую любовь к родной деревне, к тайге, к Ангаре, тем местам, и вообще к природе, где прошло раннее детство. Казалось бы, так ли уж много они значат, эти четыре сотни километров от Иркутска до Аталанки? Но, как читаем в очерке "Вниз и вверх по течению", студентом он часто в навигацию добирался на пароходе домой, чтоб душа подышала вольно, отдохнула от суеты, набралась сил, "и эти поездки всякий раз были для него праздником, о котором он начинал мечтать еще с зимы и к которому готовился со всей возможной тщательностью: копил деньги, выкраивая рубли из тощенькой стипендии, нарочно оставлял нечитанной самую лучшую, по слухам среди своего брата студента, книгу, подправлял как мог свою амуницию". Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба". В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее.

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

(слайд10).
Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.
Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. (Слайд 11). Это жена – верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.

Учитель: Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб – с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

Литературная деятельность

(Слайды 12,13)
Учитель: Произведения, написанные В.Распутиным, стали любимы каждым. Вкусив книг великого мастера, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его «хлеб»- с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. (Слайд14, 15)

Сообщения обучающихся

Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она – неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.

Бабушка и дедушка писателя “были людьми сильных характеров...” Это о них рассказ “Василий и Василиса”. “С него я начал, - вспоминает Валентин Григорьевич, - я бабушку писал постоянно, с нее слеплены старуха Анна в “Последнем сроке” и старуха Дарья в “Прощании с Матерой”. Судьба моих односельчан и моей деревни почти во всех книгах, и их, этих судеб, хватило бы еще на многое”.

Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.

(Слайды 16 -22)
О более поздних произведениях Распутина лучше всего сказал писатель Алесь Адамович: “Новое, действительно новое здесь - подчеркнутое чувство реальности происходящего. Человек в них - существо, само себя удивляющее глубинами, просторами, которые в нем скрыты. И вдруг распахивается существо светоносное”.
В рассказе “Век живи - век люби” пятнадцатилетний Саня с юношеской категоричностью решает обрести “самостоятельность”. “Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке”... А дальше все происходит именно как в сказке.
Родители уезжают в путешествие, отправив сына к бабушке на Байкал. Бабушка получает телеграмму о болезни дочери и уезжает нянчить внуков... А Саня обретает желанную свободу и возможность провести в жизнь свое твердое решение. Саня отправляется не в дальние страны и не на зеленые океанские острова, а всего лишь на тихоходном поезде да на своих двоих уходит с Митяем и дядей Володей в родную прибайкальскую тайгу на два дня с ночевкой. И перед Саней так раскрывается тайга в своем величии и первозданности, что эти два дня запомнятся ему на всю жизнь.

Есть произведения, удерживающие внимание лишь движением сюжета - интригой, быстрой и частой переменой ситуаций, динамизмом действия. Повести Распутина иные. Основное в них - движение души, ее самостоятельная жизнь. Он передает нам состояние и движение души главных героев через состояние и настроение природы.

В "Деньгах для Марии" Распутин выводит такие явления природы, как ветер и снег, из пейзажного ряда, ставит их в ряд героев, - особенно ветер, который на протяжении всего произведения выполняет значительно более важную функцию, нежели только подтверждение неспокойного, нервного состояния Кузьмы и Марии: он не зря безумствует именно в момент расставания супругов, перед отъездом Кузьмы в город, да так безумствует, что "бьется на ветру и стонет земля". Это - символ надчеловеческого протеста, ибо недолгая предстоящая разлука не является только лишением Марии самой надежной, необходимой, да и, в сущности, единственной для нее опоры, но и заключает в себе драму куда более глубокую, не могущую не вызвать этого протеста: отъезд Кузьмы стал последней точкой в трехдневном периоде разуверения в людской общности, и ветру предстоит теперь слишком многое смести с плодородной ранее почвы душ героев.

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.

(C лайд23). Повесть "Последний срок", над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале "Наш современник", в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, - но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы, задавала ей высокий художественно-философский уровень. В этом произведении природа играет определенную роль. Роль в душе и судьбе человека. Здесь Распутин показывает героине повести Люсе её возможное, но упущенное настоящее в лице природы. Именно природа выводят Люсю из привычной для нее, самою для себя установленной системы существования: она помимо своей воли начинает подчиняться иной, более высокой власти, иной, более могущественной силе, противиться которой бесполезно. Распутин не только наиболее ярко, сильно показывает состояние человека через состояние природы, но и вводит природу, пейзаж в произведение на правах одушевленных героев, могущих проявлять свое отношение к другим героям, не пассивно иллюстрирующих, но - активно действующих. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом - в Праге, Бухаресте, Милане, Будапеште, Штутгарте, Софии. Пьесу "Последний срок" поставили в Москве (во МХАТе) и в Болгарии. Слава, принесенная писателю первой повестью, была прочно закреплена. Место Валентина Распутина в литературе определилось окончательно.
Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духовные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью. И это понято: от того, каким путем пойдет человек в своих взаимоотношениях с окружающим миром, с природой, зависит его ближайшее будущее.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода.
Каждый из нас знает, что он смертен, и проблему небытия мы в большинстве случаев решаем оптимистически: я умру, но будут жить мои потомки. Сейчас же наряду с таким традиционным пониманием жизни и смерти формируется повое миропонимание: мысль о возможности космической катастрофы. О гибели всей человеческой цивилизации в связи с ядерной и экологической угрозой. «Прощание с Матерои» выражает в художественной форме именно эту эсхатологическую концепцию: для героев распутинской повести конец света как будто уже наступил. Отчуждение от земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям -- вот главная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед, которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации.

Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина “Пожар” ( 985) . Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный.

С началом “перестройки” Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников вредительского “поворота северных рек” (проект Бергера был отменен в июле 1987). В 1989-91 - депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А. Столыпина о “великой России” (“Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом публично заявил, что “политика - дело грязное”.
В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей – это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью. (слайд 24)

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, – тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка – кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.

Простой русский дом – та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар».

Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье.

Сообщение обучающейся

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Распутин занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна». 2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знаменами объявленной „демократизации“, строительства правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - Народный депутат СССР.

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии Распутин утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:

«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

В 1996 году был одним из инициаторов открытия, вошёл в попечительский совет Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы (г. Иркутск).

В 2007 году Распутин выступил в поддержку Зюганова.

В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входит в совет литературного журнала «Сибирь».

Награды и премии

Литературная критика называет В. Распутина “могучим явлением современной отечественной и мировой литературы”, книги его все чаще издаются в стране и за рубежом, по отдельным произведениям ставятся спектакли, снимаются фильмы. Он удостаивается самых высоких наград и премий.(слайды25, 26)

Награды:

  • Герой Социалистического Труда (1987),
  • Два ордена Ленина (1984, 1987),
  • Трудового Красного Знамени (1981),
  • Знак Почета (1971),
  • Накануне 70-летия президент РФ Владимир Путин указом наградил В.Распутина Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007), поздравил и патриарх Алексий II. «Своим служением искусству, мудрым словом и добрым делом Вы, посредством данного Вам от Бога таланта, убедительно свидетельствует о Вашей любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа»,- говорил в поздравлении АлексийII.
  • Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002).
  • Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года).

Премии:

  • Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
  • Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
  • Лауреат премии Александра Солженицына (2000),
  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
  • Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003),
  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),
  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, (2005),
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),
  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).
  • 2004-стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения – политика не его удел.

На 1-ом курсе прошел Всероссийский урок, посвященный литературному наследию В.Г. Распутина

15 марта в библиотеке им. Н. Старостина для студентов 1-го курса был проведен Всероссийский урок, посвященный литературному наследию российского драматурга, публициста, общественного деятеля В.Г. Распутина.

Валентин Распутин - из плеяды писателей, способных встревожить читательские души, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Подготовили и провели урок с использованием информационных технологий: преподаватель русского языка и литературы Бурова Н.В. и сотрудница библиотеки Березина Т.Б.

Наталья Владимировна рассказала студентам о творчестве писателя, его наиболее известных и значимых произведениях, нравственных вопросах, которые постоянно волновали автора и которые он задавал читателю от имени литературных героев. О любви и преданности, вплоть до самопожертвования, о семейных узах, своих корнях, любви к земле и Родине и о многом другом говорил писатель в своих книгах. Эти нравственные вопросы важны во все времена. О произведении «Дочь Ивана, мать Ивана» и поднимаемых в нем вопросах рассказала Татьяна Борисовна. Студентам были продемонстрированы отрывки из художественных фильмов по произведениям писателя.

Проанализировав полученный материал, студенты затем отвечали на вопросы, выполняли творческие задания, с которыми успешно справились.

Произведения Валентина Григорьевича выделяются в общем потоке современной литературы яркой самобытностью. Интерес к его книгам огромен во всем мире. Повести и рассказы Распутина переведены на все европейские языки, по его произведениям ставятся спектакли и фильмы.

«Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина).

учитель Тележкина Маргарита Вениаминовна

11 класс

Цели и задачи урока:

    раскрыть нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века;

    продолжить знакомство с творчеством В.Распутина;

    дать представления о своевременности и современности произведения «Прощание с Матёрой»;

    продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине;

    ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

    способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

    воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: устный журнал.

Эпиграф:

Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем

вместе править праздники и будни, и

земля, на которой стоит твой дом.

(В.Распутин)

Оборудование:

  • эпиграф на доске;

    портрет писателя;

    презентация.

Словарная работа:

Прощание - расставание

Проститься –

1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый –

1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Ход урока:

    Организационный момент.

Записываем дату урока, тему, эпиграф в тетрадь. Определяем цели урока.

    Слово учителя.

В начале урока мы познакомимся с биографией писателя (презентация).

Распутин Валентин Григорьевич родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, поселке Усть-Уда на берегу Ангары в 300 км. От Иркутска, между Иркутском и Братском. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич.

В 1 класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5 и последующие классы, находилась за 50 км от родной деревни, так началась жизнь писателя без родителей и семьи.

В 1959 окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).В 1958--66 занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске: в 1958 был корреспондентом газеты «Советская молодежь» Иркутского обкома комсомола, с 1959 работал на телестудии в Иркутске, затем, после переезда в Красноярск, сотрудничал с газетами «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий». В качестве корреспондента «Советской молодежи», а позже - «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошел пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены.

Первый сборник рассказов - «Я забыл спросить у Лешки», вышел в 1961. С 1966 г. Распутин - профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Самостоятельной общественной деятельностью начал заниматься в первой пол. 80-х, став одним из инициаторов кампании за спасение оз. Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

В 1986 был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР.

В марте 1990, после избрания М. Горбачева Президентом СССР, Распутин был указом Президента назначен членом Президентского Совета СССР. По материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик - 98», проведенного Российской государственной детской библиотекой, среди 50 самых популярных авторов подростки называют В.Г.Распутина.

Награды В.Г. Распутина:

    Герой Социалистического Труда (1987),

    Два ордена Ленина (1984, 1987),

    Трудового Красного Знамени (1981),

    Знак Почета (1971),

    Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),

    Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),

    Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),

    Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),

    Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),

    Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,

    Лауреат премии Александра Солженицына (2000),

    Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),

    Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003),

    Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),

    Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, (2005),

    Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),

    Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),

    Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998). Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия.

    Изучение нового материала .

Анализ повести «Прощание с Матёрой».

В своих произведениях В.Распутин говорит читателям об общечеловеческих ценностях – о совести. О родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти.

Писателя волнуют такие вопросы: «Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?»

«Интересно, куда денется жизнь?» - думала старуха Анна из «Последнего срока».

Старая Дарья из повести "Прощание с Матёрой" спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живёт?»

В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).

Произведение рассказывает нам об острове Матёра, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми

Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара.

Главным патриотом и философом Матёры оказывается, как обычно у Распутина, старуха – Дарья.

«Распутинские старухи» - такое же культурно-историческое понятие, как «шукшинские чудики» или (если заглянуть в ХIХ век) «тургеневские девушки» и «лесковские праведники».

Хозяин - зверь-хранитель острова, царский листвень - его мировое дерево, Дарья - матерь и память Матёры. Этот образ - не просто характер, но - точка зрения, предельный, обобщенный взгляд на мир, приближающийся к авторскому, но не сливающийся с ним.

Дарья - «самая старая из старух», даже не помнящая даты своего рождения: «Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые куда-то увезли - концов не сыскать» (гл. 2). Она уже стоит на переломе, на краю, на границе между миром живых и той беспрерывной чередой безымянных предков, которая уходит в глубину, под землю. «Мне бы поране собраться, я давно уж нетутошняя… я тамошняя, того свету. И давно навроде не по-своему, по-чужому живу, ниче не пойму: куды, зачем? А живу. Нонче свет пополам переломился: евон чо деется! И по нам переломился, по старикам… ни туды мы, ни сюды. Не приведи господь!» (гл. 4).

Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

Что такое дом, изба для Дарьи?

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".)

    Подведение итогов урока .

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.

Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на эпиграф

Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти 4 подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.

«Она повернула влево и отыскала в глубине леска холмик, под которым лежали отец и мать, те, кто дал ей жизнь. Холмик был запачкан землей от вывернутого креста. Слева, ее клали первой, покоилась мать, справа отец. Дарья поклонилась могильному холму и опустилась рядом на землю. Ветерок сюда не пробивался, было тихо, лишь сухо и колко шуршали трынки. Она прикрыла глаза, чтоб не видеть ни дыма, ни разоренных могил, и, покачиваясь усыпляющими движениями вперед-назад, как бы отлетая от одного состояния и правя к другому, набираясь облегчающей небыти, тихонько объявилась:

Это я, тятька. Я это, мамка.- Голос был неверный, - Вот пришла. Совсем ослобонилась, корову и ту седни увезли. Можно помирать. А помирать, тятька, придется мне мимо Матеры. Не лягу я к вам, ниче не выйдет. И вас хотела с собой взять, чтоб там вместе лягчи, и это не выйдет. Не сердитесь на меня, я не виноватая. Я-то виноватая, виноватая, я уж потому виноватая, что это я, на меня пало. А я бестолковая, не знала, че делать. Ты мне, тятька, говорел, чтоб я долго жила... я послушалась, жила. А нашто было столь жить, надо бы к вам, мы бы вместе и были. А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет.

Она уткнулась лицом в траву на могильном холме, плечи ее вздрагивали. И туда, в траву, в землю, горько пожаловалась: - Ды-ы-ымно, дымно у нас. Продыху нету от дыму. Сами видите. А меня-то вы видите? Видите, какая я стала? Я ваша, ваша, мне к вам надо... рази можно меня к живым? Я ж туда непригодная, я вашего веку. Мне к вам... я бы избу ишо проводила и к вам. Пушай огонь, вода...- Она подняла голову и поправила платок.- Избу нашу, тятька, не седни завтри тоже... тоже туды. А я глядеть буду. Подойду, чтоб не сильно пекло, и буду глядеть, хорошо ли горит. А после приду и скажу тебе. Че я сделаю? Ну? И вдруг ей пришло на ум - будто донесло угадывающимся шепотом откуда-то издалека-издалека: "А избу нашу ты прибрала? Ты провожать ее собралась, а как? Али просто уйдешь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ей жили". Вздрогнув, Дарья торопливо согласилась: "Приберу, приберу. И как я из памяти выпустила? Сама бы должна знать. Приберу". "А ишо че? - надеясь на ответ, спросила она.- Ишо че мне делать? Как быть-то мне?" - и напряглась, натянулась, вслушиваясь, собирая в одно слабые проплывающие мимо звуки. Но нет, ничего не сказалось ей. Самое главное не сказалось. По-прежнему было тихо, шелест листьев и травы не сошелся в ответ.

Она спросила еще раз, уже без надежды,- могилы молчали. И она решила, что не получила прощения. Так ей и надо. За какие такие заслуги она собиралась его получить? Сама себя не может простить, а хочет, чтоб простили они,- не стыд ли?»

    Домашнее задание .

Прочитайте отрывок из повести и ответьте на вопросы:

За что просит Дарья прощение у своих родителей?

Почему в трудную минуту она приходит на кладбище?

Какие нравственные качества в характере Дарьи заставляют нас уважать её?

6. Рефлексия.

- Все ли поняли тему урока?

-Достиг ли урок цели?

Литературная гостиная «Уроки Распутина»,

посвящённая 80-летию со дня рождения В.Г. Распутина

Корнейчук И.Л.

Педагог доп.образования

школы-интерната №26 ОАО «РЖД»,

г. Нижнеудинск, Иркутской области.

Звучит музыка Листа «Шум леса». На экране слайды. Выходят ведущие.

1 чтец:

До сих пор ходят глупые сказки,

Что Сибирь – де без солнца, без ласки,

До сих пор ходят басни досужие,

Что Сибирь знаменита лишь стужею.

Мол метели там песни заводят,

Да медведи по улицам бродят.

До сих пор ещё часто при встрече

Спросит, ахая, житель столичный:

Из Сибири? Да что вы? Далече!...

Глухомань вам неужто привычна?

2 чтец:

Да, Сибирь далеко от столицы,

Да, здесь вьюга неделями злится,

Да, садами наш край еще беден,

Да, в тайге есть, конечно, медведи,

Но медвежьим одним лишь невежды

Край сибирский считают, как прежде!

3 чтец:

А какие тут дивные вёсны!

А какие тут звонкие сосны!

Тихо кедры мохнатые дремлют,

Разбежались цветы по увалам.

Поглядишь – не поверишь: на землю

Словно радуга с неба упала.

1 ведущий:

Но богат наш сибирский край не только удивительной природой, а, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них выдающийся писатель современности Валентин Распутин.

(Ведущие уходят)

На экране – портрет Распутина.

1 ученик: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В.Г. Распутин.

2 ученик: Обратимся к детству В.Г. Распутина, которое сделало его писателем.

«Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй, ей забот, сколько помню, всегда хватало».

1 ученик. Детство Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанкской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, полуголодной. Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин полюбил книги.

2 ученик. Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, как жил, о чём думал, повествует Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского»

(Фрагмент фильма «Уроки французского»)

Звучит музыка. Выходят ведущие.

1 ведущий: Как же начинался писатель Распутин?

2 ученик: «По образованию я журналист, окончил Иркутский университет. Начинал с молодёжной газеты. На третьем году работы послали меня подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Я такой очерк написал. Но мне сказали, что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году», - говорит Распутин в одном из интервью.

1 ученик: Работая специальным корреспондентом «Красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

В 1967г появилась повесть «Деньги для Марии» . К этому времени Распутин был принят в союз писателей СССР и выпустил 3 книги очерков и рассказов. Однако с повестью «Деньги для Марии» критика связывает появление в литературе большого самобытного писателя, эту же повесть считает началом нового этапа в творчестве и сам автор. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу: она не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, а затем в Германии, книга выходила в Софии, Праге, Барселоне, Братиславе, Хельсинки, Токио.

2 ученик: Героиня его первой повести «Деньги для Марии» - продавщица единственного на всю деревню магазина. Ревизор обнаружил у нее недостачу в 1000 рублей. Казалось бы, Распутин должен был разразиться негодованием по поводу расхищения общественного имущества. Но писатель поступил с точностью до наоборот. Сделал из Марии героиню с большой буквы. Муж Марии Кузьма решает собрать деньги с миру по нитке, взять в долг, у кого только можно. И писатель при этом заглядывает внутрь человеческой души, говорит о том, кто мы есть, размышляет, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие.

(Фрагмент фильма «Деньги для Марии»)

1 ученик: Самые сокровенные уголки людских характеров, самые глубокие переживания героев, чувства людей показаны Распутиными в других его произведениях. Что может быть прекраснее любви? Только сама любовь. Но и любовь может приносить страдания, любовь может менять человека, делать его лучше, делать его взрослее и мудрее. Об этом и говорится в рассказе « Рудольфио».

(Отрывок из фильма «Рудольфио»)

1 ведущий: Читателям всегда интересно заглянуть в творческую лабораторию писателя.

1 ученик: Вот что говорил о своей работе Распутин: « Начинаю писать тяжело – страница-полторы в день. Чаще всего не знаю, что будет в следующей главе. Постепенно материал проясняется, впереди брезжит финал повествования, я уже представляю, как к нему подобраться, и тогда пишу очень много, часто не хватает дня. Пишу карандашом, к сожалению, очень мелко, приходиться потом самому перепечатывать написанное.»

2 ученик: Много сейчас говорят о языке повестей Распутина. Читателей радует его свежесть, образность, неповторимость. Валентин Григорьевич как-то сказал: «Не сочтите за нескромность, но я считаю, что языку, каким пишут «деревенские» писатели – Астафьев, Белов, - выучиться нельзя. Этот язык принадлежит им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы – это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки».

1 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Как тёплый лёгонький парок

У губ, когда мороз под сорок.

Как омуль, вымерший почти,

Нет-нет он вдруг блеснёт в пути

Забытым всплеском в разговорах.

2 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Меня ты, паря, уберёг

От всех прилизанных речей

Из гладких ровных кирпичей,

Где нет наличников резных

И голубятен озорных,

Как над тобой, моя изба.

Как над тобой, моя судьба.

3 ведущий.

Я был во всём огромном мире

Послом не чьим-нибудь – Сибири,

Хоть я совсем не дипломат.

И до конца – в ответ наветам –

Сибирским буду я поэтом,

А тот, кто мне не верит в этом,

Что ж – тот ничо не понимат.

1 ученик.

От любви к малой родине берут истоки все книги Распутина. Неслучайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. У Распутина Матёра – и остров, и одноимённая деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадал в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый посёлок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи обливалась кровью. Ведь в Матёре не только она выросла. Это родина её предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа.

(Буктрейлер «Прощание с Матерой»)

2 ученик.

Подобная участь постигла и село Аталанка, с которой связаны детские годы Распутина. Его перенесли на другое место. В новую Аталанку переехала мать писателя. Но можно ли на новое место перенести прежний жизненный уклад? Оказалось, что нет. Ведь совершился не просто переезд. Людям пришлось менять ремёсла. Рукотворные моря лишили их привычного уклада. Негде стало сеять хлеб. Многие новые пашни не годились: кругом была в основном глина. В землю тоннами вбухивали удобрения, но они мало помогали. Вот почему стали меняться нравы.

1 ученик: После публикации повести Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться – нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому – спасению Земли, жизни, полезных традиций – посвящено практически всё творчество и вся общественная деятельность писателя.

2 ученик: Повесть «Пожар». В.Г. Распутин считал «по сути прямым продолжением» повести «Прощание с Матерой». Люди перебрались в новый поселок. Герой повести И.П. Егоров – сосед писателя по деревне И.Е. Слободчиков. Он не изменился с переездом деревни и с переменой ее уклада. Без совести, без любви к земле при любом укладе жить нельзя.

1 ученик: Автор говорит о никому не видимом внутреннем пожаре в душе героя, который пострашнее того, что уничтожил склады. Иван Петрович судорожно размышлял о том, что « свет перевернулся не сразу, а вот так, как у нас: было не положено, не принято – стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть».

1 ученик: Пожар высветил такие человеческие пороки, как трусость, воровство,

вседозволенность, пьянство, равнодушие, попрание элементарной справедливости. Но он

также показал, что не перевелись на земле нашей настоящие русские характеры, которые

живут по совести, честно трудятся и любят свою землю.

2 ученик: У Распутина всегда было особое отношение к женщине, матери, старухе. У всех его незаметных, негромких героинь душа беспокойна и совестлива, их тревожит, что совесть «истончается» в людях. Его стыдливые, безропотные и чистые старухи, все эти Анны, Дарьи, Насти, Алены стали на пути Зла и Бесстрашия. Патриарх сказал как-то: «…белые платочки бабушек спасли православную церковь от уничтожения». Старухи Валентина Распутина, наши матери и женщины России спасли совесть народа, отогрели его душу, вдохнули силы.

1 ученик: Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы. В этом произведении В.Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести.

2 ученик. «Моя бабушка Марья Герасимовна не просто помогала мне,- говорит писатель,- а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух - Анну в «Последнем сроке» и Дарью в «Прощании с Матёрой», Василису в «Василии и Василисе». Ни с кем в жизни я не разговаривал

с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда».

1 ученик: Валентин Распутин уверен, что современная молодёжь плохо знает своих стариков, не ценит их. И хочет подчеркнуть, что «наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям. Сошлюсь опять на свою Дарью, на её слова, обращённые к внуку: “Я мало видала, да много жила. На чё мне довелось смотреть, до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты”».

2 ученик: «Ни с кого душа не требует так сурово, как с русского человека»… Повесть «Живи и помни» была написана в 1974 году и родилась из пережитого писателем в детстве и размышлений о деревне военных лет. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательства. Предательства, которое выросло из небольших уступок

совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит и самых дорогих и любимых людей.

1 ученик: После тяжёлого ранения Гуськов отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настёну, перемолвиться со стариками. Но шла война: она устанавливала свои жестокие законы. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов. Но избежав трибунала, Гуськов всё же не ушёл от суда, суда совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащегося ни в живых, ни в мёртвых. Он бродит по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

2 ученик: Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа. Отчаявшись найти выход из создавшегося тупика, бросается Настёна в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения. В этом и состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

1 ученик: Одна из последних повестей Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» основана на реальных событиях, произошедших с его знакомыми в Иркутске, и рассказывает о том, как героиня повести стала поперек привычному течению жизни, при котором насильник, дав взятку, может уйти безнаказанным. Она сама вершит возмездие - убивает насильника своей дочери из собственноручно изготовленного обреза. Но, по словам В.Распутина: «Она ещё не знала или не хотела говорить, что не миновать ей этой пожизненной каторги под спросом совести и теперь». Писателю удаётся на этом страшно простом материале дать картину жизни современной России, обозначить все болевые точки сегодняшней народной трагедии.

2 ученик: В.Распутин известен не только как автор художественной прозы, но и как яркий публицист. Он хорошо понимал свой долг перед Родиной и совершил свой нравственный подвиг – стал писать статьи в защиту Байкала, обратился лично к президенту России В.В. Путину с просьбой защитить Байкал, доказывая, «что Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом. И это, прежде всего, необходимо нам.»

Результатом беседы с президентом было то, что ветка нефтепровода проходит не по дну Байкала, а отодвинута от великого озера на несколько километров.

(Под звучание песни о Байкале слайды о Байкале с цитатами В. Г. Распутина из эссе «Байкал передо мною».)

1 ведущий: В статье «Вопросы, вопросы…» В. Г. Распутин размышляет о совести, о деревне, о молодёжи, о патриотизме, о языке, о русскости и о многом другом. Почитайте его раздумья. Не пожалеете! А заканчивается эта статья такими словами:

2-й ведущий: Верю в конечный светлый смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим какие-то великие цели.

3-й ведущий: Верю в добро, побеждающее зло, в постепенное накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми…

(Видео «В.Распутин. Душа хранит» (до слов о герое нашего времени))

1 ученик: Писателя Валентин Распутина не стало 2 года назад. Его уход стал настоящей потерей для России. Владимир Крупин называет его «человеком трагических предчувствий», взывавшим к соотечественникам не отрекаться от самих себя, помнить и хранить свои святыни.

2 ученик: Творчество Валентина Распутина – это пророчество, сбывшееся при жизни писателя. Это воззвание к человечеству, ставшее сегодня как никогда актуальным. Это призыв сохранить в себе человеческое и оставаться людьми, чтобы было у нас «хорошее сердце и правильная душа»!

Продавит русская весна
Плотину вражеского круга.
Россия будет спасена -
И в этом есть твоя заслуга.

Борьбы невиданной накал
Очистит Родину от смога.
Задышат Волга и Байкал -
И в этом есть твоя подмога.

3 чтец: Излечит русская душа
Народ от горечи и гнета
Из православного ковша -
И в этом есть твоя забота.

1 чтец: Господь Великий как-нибудь
Нас отведет от замогилья.
Осветит солнце Русский Путь
И в этом есть твои усилья.


В Иркутской ОДБ им. Марка Сергеева школьникам рассказали о жизни и творчестве всемирно известного писателя, классика русской литературы, сибирского прозаика Валентина Григорьевича Распутина.

Уроки памяти «Мир и слово Валентина Распутина» и литературный час «Военное детство» прошли для старшеклассников 39-й и 46-й школ и для учащихся 7-го класса СКШ № 11 г. Иркутска в отделе краеведения и библиографии Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. Все мероприятия были посвящены дню рождения и годовщине со дня смерти всемирно известного писателя, классика русской литературы Валентина Григорьевича Распутина.

Миновал год без В. Г. Распутина, который всего несколько часов не дожил до своего дня рождения. На уроках памяти библиотекари познакомили подростков с биографией знаменитого прозаика, чье детство прошло в глухой сибирской деревне, в 400 километрах от Иркутска. Сюжеты произведений представителя деревенской прозы, прототипы героев взяты в основном из детских лет его жизни. Как отмечал сам Валентин Григорьевич: «…Писатель начинается в детстве от впечатлений, которыми напитывается именно тогда. Он может затем долго не знать себя как писателя, а может быть, и никогда не узнать, однако душа засеяна, вздобрена, и она при направленном обращении к ней в любой момент способна дать урожай».

Беседа со школьниками прошла с показом слайд-презентации. В ней были использованы снимки известного иркутского фотохудожника Бориса Дмитриева, который, в частности, проиллюстрировал сборник очерков Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь...».

И конечно, главное, о чем шла речь с читателями подрастающего поколения, – это о любви писателя к родной России, Сибири, о его борьбе за сохранение чистоты сибирской жемчужины – озера Байкал и реки Ангары, с которой была тесно связана жизнь прозаика.

Старшеклассники с интересом слушали рассказ библиотекаря. Выходец из крестьянской семьи, благодаря таланту и трудолюбию Валентин Распутин стал одним из классиков русской литературы. Вообще, это был замечательный человек, скромный и деликатный в повседневной жизни, непримиримый и твердый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения, публицистика, выступления – это обращение к душе человека. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России.

Затем библиотекари пригласили молодых людей ознакомиться с оформленной в отделе книжной выставкой «Всю жизнь я писал любовь к России», где представлены произведения В. Г. Распутина разных лет. Особенно привлекали внимание читателей юбилейные и подарочные издания книг автора, сборники очерков «Земля у Байкала», а также повесть «Прощание с Матерой», иллюстрированная иркутянином, заслуженным художником РФ Сергеем Элояном.

А в ходе литературного часа «Военное детство» семиклассники посмотрели отрывки из фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского». Во время беседы учащиеся активно задавали вопросы, обсуждали поступки главного героя, сравнивали послевоенную жизнь и отношения людей тех лет с нашим временем. После мероприятия ребята долго не расходились, с интересом рассматривая книги на выставке.

Красной нитью через все мероприятия прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика. Вдохновляюще звучала цитата иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, – его книги. Но прежде их надо прочитать!».


Каширцева Ирина Николаевна, главный библиотекарь,
Журавлева Екатерина Леонидовна, главный специалист по связям с общественностью
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
Фото И. Н. Каширцевой