Евгений Климов (психолог): биография, научная деятельность. Области научных интересов

Евгений Климов (психолог): биография, научная деятельность. Области научных интересов
Евгений Климов (психолог): биография, научная деятельность. Области научных интересов

8 мая 1901 (Митава, ныне Елгава, Латвия) – 29 декабря 1990 (близ Монреаля). Живописец, график, иконописец, искусствовед, педагог.

Из семьи с культурными традициями. Мать учительница, отец юрист; дед и прадед – архитекторы Александр (1841–1887) и Иван Иванович (1811–1883) Климовы. Детство провел в Прибалтике, с осени 1913 учился в реальном училище в Варшаве. В начале Первой мировой войны переехал с семьей в Петроград, в 1917 – в Новочеркасск, где окончил реальное училище.

В 1921 уехал в Латвию и поступил в Рижскую АХ. Занимался живописью и графикой у проф. Я. Р. Тилберга и В. Е. Пурвита, изучал историю искусств под руководством Б. Р. Виппера. В 1927 совершил поездку по Печорскому краю, побывал в Изборске и Пскове, познакомился с древней русской архитектурой и фресками. В 1929 окончил АХ с дипломом художника-живописца и искусствоведа. В том же году побывал в Париже, изучал живопись в музеях, исполнил серию парижских этюдов, публиковался в парижском журнале «Revue archeologique». В 1930–1944 преподавал рисование и историю искусства в Рижском университете и русской Ломоносовской гимназии. Состоял секретарем Общества художественного просвещения «Акрополис». Сотрудничал в газете «Сегодня».

Писал маслом пейзажи и сцены народного быта. Выпустил альбомы литографий: «Десять городских пейзажей» (1928), «Городские пейзажи» (1936) и «По Печорскому краю» (с предисл. проф. А. И. Макаровского, 1937). Исполнил эскиз наддверной мозаики для часовни Иоанна Крестителя на Покровском кладбище, возведенной в память зверски убитого в 1934 архиепископа Иоанна (Поммера). Написал фреску «Святая Троица» для Иоанновской церкви в Риге (совм. с Ю. Г. Рыковским и Н. Н. Андабурским).

Участвовал в Выставке русского искусства в Копенгагене (1929). В 1937 вместе с Э. Э. Преном провел выставку в Риге, выставлял свои работы в галерее P. Loujetzky в Гааге (1938, вместе с вел. кн. Ольгой Александровной; 1939 и 1940).

В 1940 был назначен заведующим русским отделом в Музее изобразительных искусств в Риге, затем стал заместителем директора музея, но с приходом нацистов был отстранен от должности. В 1942, посетив оккупированный Псков, исполнил эскиз мозаичной иконы Святой Троицы для Свято-Троицкого собора (была установлена после войны стараниями прихожан). Создал эскизы для мозаик, посвященных Троицкому собору: «Троицкий собор в солнечном свете», «Троицкий собор в военные годы», «Троицкий собор при закатном небе». Выпустил альбомы литографий «Рига» (1942), «По Прибалтике» (1942), «Псков» (1943). Провел персональную выставку в галерее Кооператива изобразительных искусств (23 января – 5 февраля 1944), участвовал в 1-й и 2-й Общих художественных выставках (1942, 1943) и Выставке картин русских художников (1944).

В 1944 в качестве реставратора икон по приглашению Археологического института им. Н. П. Кондакова выехал в Прагу. Осуществил расчистку образа Спаса (XIV–XV вв.) из коллекции Солдатенковых и исполнил мозаику в храме Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. Весной 1945 переехал с семьей в Германию, жил в лагерях для перемещенных лиц в Баварии. Писал портреты и пейзажи, выпустил альбом литографий «Kitzingen» (1948).

С 1949 жил в Канаде (Квебек, Монреаль, Торонто). Работал как живописец, график, иконописец, лектор и педагог. Выпустил еще несколько альбомов литографий: «Квебек» (1951), «То, что уходит» (1953), «Торонто» (1954), «По полуострову Гаспе» (1955) и др. Создал цикл портретов деятелей русской эмиграции трех поколений (поэты И. В. Елагин, И. Чиннов и Ю. Иваск, историки Н. И. Ульянов и А. И. Макаровский, художник Н. В. Зарецкий, философ И. А. Ильин, географ П. Н. Савицкий, писатель Р. Б. Гуль и др.). Участник Выставки русских художников в Торонто (1953). Провел в Канаде около десяти персональных выставок и выставку религиозного творчества (при православном соборе свв. Петра и Павла в Монреале, 1975).

В 1955–1960 преподавал русский язык в офицерской школе в Квебеке, затем двадцать лет читал лекции по истории русского искусства и литературы в канадских колледжах и университетах. Писал статьи о русском искусстве. Был постоянным сотрудником газеты «Новое русское слово», публиковал материалы в «Новом журнале», «Записках Русской академической группы в США», устраивал художественные выставки и научные конференции, посвященные русскому искусству. Состоял в переписке с А. Н. Бенуа, З. Е. Серебряковой, М. В. Добужинским и другими художниками. Подготовил к публикации книгу воспоминаний М. В. Добужинского (Нью-Йорк, 1976).

В 1989 передал Фонду культуры СССР коллекцию работ А. Н. Бенуа и свои произведения, в том числе портреты писателей И. С. Шмелева и Б. Л. Пастернака. Ныне его работы хранятся в собраниях Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1989–1990 выставки состоялись в Москве, Пскове и Риге. Образцы иконной живописи находятся в многочисленных частных коллекциях, а также в храмах Лос-Анджелеса, Монреаля, Оттавы, Торонто, Риги и Праги.

Погиб в результате автокатастрофы. Похоронен в православной части кладбища Оттавы.

В 2006 в Риге был издан альбом избранных работ художника, подготовленный его сыном Алексеем Климовым – литературоведом и переводчиком (род. в 1939).

Библиография:

Солодовников А. Русская жизнь в Монреале // Русская мысль (Париж). 1967. 21 февр. (№ 2385). С. 4; 1968. 14 марта (№ 2678). С. 8.

Андреев Н. Рисунки и литографии Е. Е. Климова // Русская мысль (Париж). 1974. 13 июня (№ 3003). С. 8.

Он же. Утверждение русской живописи: (О книге Е. Е. Климова «Русские художники») // Русская мысль (Париж). 1974. 29 авг. (№ 3014). С. 9.

Полчанинов Р. Художник Е. Е. Климов – к его 75-летию // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1977. 2 янв.

Андреев Н. Восьмидесятилетие художника Е. Е. Климова // Русская мысль (Париж). 1981. 12 ноября (№ 3386). С. 10.

Тименчик Р. К нашим иллюстрациям // Даугава. 1989. № 5. С. 125-126.

Андронова Т. Картины из Канады // Наше наследие. 1990. № 1. С. 159.

Полчанинов Р. Е. Е. Климов (1901–1990) // Записки Русской академической группы в США. 1990. Т. 23. С. 253-255.

Сергеев В. «Три любви» художника Климова // Златоуст (Москва). 1992. № 1. С. 171-186.

Равдин В. На подмостках войны: Русская жизнь в Латвии времен нацистской оккупации (1941–1944). Стэнфорд, 2005.

Климов Е. Е. Избранные работы / Сост. А. Е. Климов. Рига, 2006.

Демидова О. Р. Евгений Климов – забытый художник русской эмиграции // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. СПб., 2008. С. 105-112.

Полчанинов Р. Е.Е. Климов. К 25 летию со дня кончины // Русская жизнь (Сан-Франциско). 2016. 20 февраля. С. 2, 4.

Малнач А. Евгений Климов // Русские Латвии. URL: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/yevgeny-klimov.html?source=person (дата обращения: 01.01.2016).

Macdonald C. S. A Dictionary of Canadian Artists. Ottawa. 1971. Vol. 3. P. 222.

Eugene Klimoff: Reproductions of Drawings and Litographs, Painted in Canada. 1974.

Сочинения:

Русские художники: Сб. статей. Нью-Йорк: Путь жизни, 1974.

Встречи в Петербурге, Риге, русском зарубежье: Из воспоминаний художника / Вступ. ст. С. А. Журавлева. Рига, 1994.

Климов Евгений Александрович - психолог и профессор СССР, который родился 11 июня 1930 года в Кировской области в селе Вятские Поляны. Он написал более 300 монографий, множество научных статей и учебных пособий.

Однако этот предмет может быть интересным, если правильно подходить к его изучению. Для этого необходимо каждому преподавателю стать на время занятий психологом и просто беседовать с учащимися, приводить примеры из жизни. Тогда студентам предмет станет более доступным для понимания.

Евгений Климов призывает учителей обучать учащихся в спокойной и дружеской обстановке. Тогда студенты становятся более открытыми к диалогу и их можно научить любому предмету, а не только психологии.

Награды Климова

У профессора самая первая медаль появилась в 1957 году. Называется она «За освоение целинных земель». Климова наградили этой медалью за участие и хорошую работу в советских организациях.

Так как Евгений Климов - отличившийся работник учебных заведений, который обеспечил дальнейшее развитие образования, он получил нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» в 1979 году.

Как описано выше, Климов начал трудиться ещё с 14 лет. Всегда работу выполнял добросовестно, жертвовал своим временем и сном, чтобы добиться успехов. Именно за это получил медаль «Ветеран труда».

Профессор основательно развивал техническое образование. Он помогал студентам осваивать азы психологии и не только. За это и получил в 1988 году почётный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования».

Климов был заслуженным преподавателем и за это получил в 1998 году Ломоносовскую премию за педагогическую деятельность и награждён орденом «За заслуги в психологии».

За хорошую профессору была вручена Ещё получали награды и несколько учебных пособий, так как они действительно стали лучшими книгами по педагогике.

Заключение

Евгений Климов - ведущий психолог. Он стал знаменитым практически в каждом университете, где преподают такие предметы, как Многим понятия о жизни и труде помог освоить именно Климов.

Профессор стал для студентов находкой. Ведь благодаря ему учащиеся легко стали осваивать такие непростые предметы. Если внимательно прочитать любую статью или книгу, что написана Климовым, можно решить практически любую психологическую задачу.

Молодёжь, которая решила посвятить себя психологии, должна научиться у профессионалов обращать внимание на каждую, казалось бы, незначительную перемену в жизни личности. Ведь даже мимика или жест может многое рассказать о человеке.

Живописец, график

Климов Евгений Евгеньевич - живописец, график, иконописец, историк искусства.

В годы учебы в Рижской академии художеств с группой преподавателей и студентов посетил несколько древних городов России, в том числе Псков. В 1937 году вышел альбом литографий художника "По Печорскому краю". В 1942 году в составе Русской духовной миссии посетил Псков и задумал написать икону "Троица" для надвратной ниши Детинца при подходе к Троицкому собору. Переведенная в мозаичную технику в одной из мастерских Германии "Троица", после Второй мировой войны находится в Пскове. До 2003 года икона располагалась на северной стене Троицкого собора. В 2003 году заняла свое место над Великими воротами Псковского Кремля.

Е.Климов создал эскизы мозаик "Троицкий собор при солнечном свете", "Троицкий собор в военные годы", "Троицкий собор при закатном небе".

В 1943 году был издан альбом художника "Псков".

С 1949 года жил в Канаде. В 1989 году через Советский фонд культуры передал в Россию часть своего творческого наследия. Более 60 работ художника получил Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, многие из них демонстрируются в Псковской картинной галерее.

Радуга над Псковщиной

Радуга над Псковщиной. Художник, искусствовед, педагог, реставратор Евгений Евгеньевич Климов (1901-1990гг.) и Псковский край /авт.-сост. Владимир Галицкий. - Псков, 2011. - 65 с.

Каталог выставки работ художника Е.Е.Климова из собрания Псковского музея заповедника, которая была открыта в декабре 2011 года.

Вступительная статья Владимира Галицкого вкратце обрисовывает жизненный путь художника, акцентируя внимание читателя на очарованности Е.Е.Климова Псковским краем.

12 декабря 2011 года сын Евгения Евгеньевича Климова Алексей Евгеньевич передал в дар Псковскому музею еще четыре этюда и несколько листов с графическими работами своего отца.

Большинство подаренных работ посвящены Псковщине. Это пейзажи и архитектурные зарисовки памятников Пскова, Изборска, Печорского монастыря, выполненные в 1942-44гг.

Здесь же на церемонии библиотекам города Пскова были подарены альбомы с каталогом выставки.

С каталогом можно познакомиться в читальном зале Центральной городской библиотеки

Русский художник, педагог и искусствовед Евгений Евгеньевич Климов(1901-1990) родился в городе Митаве (с 1917 - Елгава) Курляндской губернии. Его родители принадлежали к сословию интеллигенции — мать, Мария Александровна, урожд. Кунце, была учительницей, а отец, Евгений Александрович Климов, юристом. В семье была добрая, теплая атмосфера. Е.Е. Климов вспоминал, что мать «нередко говорила, что в жизни она встречала много хороших людей. На это ей отвечали: “Оттого, что вы сами подавали хороший голос, вы и получали добрый отклик”. Так оно и было. Мать вызывала к себе симпатию простым и добрым отношением к людям». В своих воспоминаниях Мария Александровна писала о муже: «Его отношение ко мне и к семье было безупречно: я чувствовала, что он наш защитник, наш путеводитель». Семья отличалась родовыми культурными традициями. Прадед будущего художника по отцу — петербургский академик архитектуры Иван Иванович Климов — заметная фигура в истории российского зодчества. В его честь был назван один из переулков Петербурга. Архитектором был и дед Евгения Евгеньевича с отцовской стороны. Дед по материнской линии, врач, выпускник Дерптского университета, согласно семейным преданиям — ученик Пирогова, вёл свою родословную от знаменитого петербургского каретного мастера Иоганна, привезённого из Германии для работы при русском императорском дворе. Иоганн славился своим искусством каретника, в котором соединялось техническое совершенство с изяществом художественного исполнения. В придворной среде мастера-каретника прозвали Кунстом (от немецкого «Кунст» - искусство). Его обрусевшие потомки носили поэтому фамилию Кунце. Бабушка художника по матери, Татьяна Власьевна, урожд. Федореева, была простой уссурийской казачкой. Дед-врач женился на ней, работая в Приморском крае. Помимо Евгения у Климовых было еще три сына: Георгий (1895-1967), Константин (1896-1974) и Павел (1899-1970).

Раннее детство Евгения Климова прошло в городах Прибалтики и Варшаве, школьные годы — в Петербурге. На юного Евгения большое влияние оказал его дядя Иван Климов, брат отца. Дядя, ранее учившийся в Академии художеств, но вынужденный бросить учение из-за ухудшения зрения, водил Евгения по музеям и привил ему любовь к искусству.

Среднее образование будущий художник завершил в училище в Новочеркасске, куда был переведен его отец. В 1918 г. он поступил в Донской Политехникум, но после первого курса оставил его. С началом Гражданской войны Евгений записался вольноопределяющимся на морскую службу и в Севастополе чудом избежал репрессий после падения белого Крыма.

После заключения мира с Латвией Климовы, как уроженцы Латвии, в 1921 году покинули Советскую Россию и переехали в Ригу. Там Евгения приняли на второй курс Академии художеств. Его учителями были Б.Р. Випперт и Я.Р. Тильберг. В 1928 г. в составе группы студентов и преподавателей Академии он совершил путешествие по древнерусским городам, одним из которых был Псков. Именно Псков с его древними православными храмами будет играть роль культурно-исторического ориентира для художника Климова в дальнейшем, определив его приверженность миру русской культурной традиции.

Академию Евгений Евгеньевич успешно закончил в 1929 г. с дипломом художника-живописца и искусствоведа. Обе эти профессии будут определять весь его жизненный путь.

В 1930-1944 гг. Е.Е. Климов преподавал рисунок и историю искусства в Рижском университете и в рижской русской Ломоносовской гимназии. В 1933 г. стал секретарём художественного объединения «Акрополис» в Риге и оставался в этой должности до 1940 г., когда был назначен на пост директора русского отдела Музея изобразительных искусств в Риге, а вскоре — заместителем директора всего музея. С приходом немцев он был уволен и вернулся к педагогической деятельности.

В 1944 г. Е.Е. Климов эвакуировался с семьей в Прагу, куда был приглашён в качестве реставратора икон при пражском Археологическом институте им. Н.П. Кондакова, и работал там до конца войны.

После войны Евгению Евгеньевичу с близкими удалось перебраться из советской зоны оккупации в американскую. Они поселились в небольшой деревне в Баварии, где провели четыре года. В это время семье художника очень деятельно помогал из Швейцарии русский философ Иван Александрович Ильин, присылая продуктовые посылки и стараясь устроить выставки его картин. Именно И.А. Ильин обратил внимание на художника мецената Шарлоты Барейсс, которая сыграла в судьбе Е.Е. Климова немаловажную роль.

В 1949 г. Е.Е. Климов вместе с семьей переехал в Канаду, где обосновался в провинции Квебек. И здесь вдохновенная работа… Виды канадской провинции Квебек особо выделяла местная пресса, отмечая, что они «посвящены старой, уходящей Канаде, её непрезентативным уголкам, полным, однако, поэзии». Канадские художники отзывались о нём как «о художнике высокого мастерства», ему посвящена обширная статья в третьем томе «Справочника художников Канады» Коллина Макдональда.

В последующие годы Евгений Евгеньевич занимался педагогической работой (уроки рисования и живописи, преподавание русского языка, летние курсы по истории русского искусства в США) и продолжал большую художественную и культурно-просветительскую деятельность (выставки, лекции во многих городах Канады и США, частые выступления в эмигрантской прессе). Е.Е. Климов - автор более 300 публикаций. Еще в молодости он сотрудничал в рижской русской газете «Сегодня», а после переезда в Канаду стал постоянным сотрудником «Нового русского слова», публиковался также в «Новом журнале» и в «Записках русской академической группы в США». В 1974 выпустил в Нью-Йорке сборник очерков «Русские художники». В 1976 там же подготовил и издал книгу «Воспоминания» М.В. Добужинского. В 1960-70-е годы художник много путешествовал по миру. Во время этих путешествий им были сделаны многочисленные зарисовки и наброски, на основе которых впоследствии изданы альбомы литографий и серии открыток.

При жизни произведения Е.Е. Климова были представлены более чем на 20 выставках в странах Европы и Америки, из них 10 персональных. Работы художника отмечают строгая сдержанная манера, прекрасное владение рисунком и одновременно тонкая поэтичность и содержательность, умение видеть и раскрыть красоту. Ему принадлежит несколько сотен работ, в том числе икон (знатоки назовут его «испытанным, знающим и воодушевлённым иконописцем»). Стиль Климова-иконописца — «строгий в отношении к композиции, точный по рисунку, светлый и радостный по колориту», а «в содержании образов — он или в линии иконописных подлинников или бесспорной традиции». Е.Е. Климов работал и как художник-монументалист, он является признанным мастером мозаики. Известные из тридцати созданных мозаик — Св. Троица в Свято-Троицком соборе в Пскове, Пресвятая Богородица в Иоанновском храме в Риге, фреска в нише Часовни на Покровском кладбище в Риге, где погребён архиепископ Иоанн (Поммер). В наследие художника входит также семьдесят живописных полотен, множество этюдов, двадцать альбомов литографий и цинкографий, серии открыток. Е.Е.Климовым было создано около 300 портретов деятелей русского зарубежья. С особой тщательностью и ответственностью Евгений Евгеньевич работал над портретом А.И. Солженицына, с которым несколько раз встречался, стараясь полно и выразительно передать облик и внутреннюю суть великого русского писателя.

Художник состоял в переписке с А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинским и другими деятелями русского зарубежья.

Работы Е.Е. Климова представлены во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Псковском государственном объединённом историко-архитектурном музее-заповеднике, библиотеке Колумбийского университета в Нью-Йорке и др. Большая заслуга в возвращении имени и популяризации творчества Е.Е.Климова в Латвии и России принадлежит его ученице Маргарите Васильевне Салтупе (урожд. Морозова).

Российскому (в прошлом Советскому) Фонду Культуры самим Е.Е. Климовым было передано свыше 50 авторских работ, коллекция из 18 работ А.Н. Бенуа, одна работа З.Е. Серебряковой, а также принадлежащий ему эскиз В.И. Сурикова к картине «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». После смерти Е.Е. Климова его сын, Алексей Евгеньевич, передал в дар Фонду ещё семь эскизов Мстислава Добужинского, а совсем недавно, в марте 2011 г., - письмо русского писателя И.И. Шмелёва семье Климовых.

На сегодняшний день материалы Фонда Культуры временно хранятся в архиве Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Здесь А.Е.Климов - дорогой желанный гость, один из уважаемых дарителей. Дому русского зарубежья в 2003 г. был передан графический портрет А.И. Солженицына, датируемый 3 мая 1975 г., а в 2006 г. — многие документы из семейного архива художника: письма Е.Е. Климову от разных корреспондентов (Н.А. Бенуа, Р.Б. Гуля, В.М. Добужинского, З.Е. Серебряковой, А.Л. Толстой, И.С. Шмелева, А.Д. Шмемана и др.), а также объявления, рецензии и газетные вырезки. Эти материалы составили отдельный фонд «Коллекция Е.Е.Климова » (фонд 43, в процессе обработки).

«Есть люди, воспоминание о которых очищает душу», — так говорят и пишут о Е.Е. Климове близко его знавшие. Ясный и светлый душевный мир отразился в картинах, статьях и письмах Е.Е. Климова. Спокойно и достойно пронес он свое доброе имя по долгой и плодотворной жизни, оставив большое художественное и культурное наследие.

На выставке представлены книги и периодические издания из библиотеки Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, копии материалов из архивного и музейного собрания Дома, Российского фонда культуры и репродукций живописных и графических работ Е.Е.Климова.

При подготовке очерка использовались следующие материалы:

Андронова Т. Картины из Канады // Наше наследие. - 1990. - N 1. - С. 159.
Вересова Т. Мозаичная икона Святой Троицы // Вертоград http://pskov-palomnik.ru (24.05.2011)
Е.Е. Климов. Избранные работы / сост. А.Е.Климов. Рига, 2006.
Евгений Евгеньевич Климов: художник, искусствовед, педагог / cост. М.В. Салтупе. - Рига: б.и., 2002
Ильин И.А. Собр. соч. : Письма. Мемуары: (1939-1954). - М. : Русская книга, 1999. - Т. 12.
Климов Е.Е. Встречи в Петербурге, Риге, русском зарубежье: из воспоминаний художника. - Рига: Улей, 1994.
Климов Е.Е. Главы воспоминаний. Покипси: б.и., 1994.
Леонидов В.В. Несостоявшийся ангел // Третьяковская галерея. М. - 2004. - № 1. - С. 84-89.
Лисица Ю.Т. Друзья // Иван Ильин и Россия: неопубл. фотографии и архивные материалы. - М. : Русская книга, 1999
Могилянский М. Жизнь прожить: сборник воспоминаний, очерков, интервью, эссе, статей. - М. : АРИКО, 1995
Полчанинов Р. Климов Е.Е. (1901-1990) // Записки Русской академической группы в США. - Нью-Йорк, 1990. Т. XXIII. С. 254.

Архивное собрание Дома русского зарубежья имени А.Солженицына.