Психологическая война. Приемы психологической войны

Психологическая война. Приемы психологической войны

По взглядам руководства США, ведение психологических операции - важный способ достижения задач с минимальными затратами. Психологические операции имеют многостороннее применение, наиболее распространёнными методами являются: воздействие на психику человека при помощи современных технических средств различного типа, например ЭМИ-поражение, ультра- и инфразвуковое воздействие, эффект 25-го кадра и др. Примером данного вида поражения населения является использование психотропного оружия. Рассмотрим пример использования этого метода ведения войны:

В 1993 году в Киеве несколько членов некой секты “Белое братство” были абсолютно готовы к публичному суициду. Они объясняли своё решение приближением конца света, в этот период времени многие были склонны верить в это. Один из её активистов был замечательным и умным парнем, в школе учился на пятёрки и любил игру на гитаре. Однако, оказавшись под влиянием секты, он полностью изменился. Он разорвал свои фотографии, отказался от друзей и вообще стал вести себя крайне странно. Как оказалось, на собраниях этой секты происходило прослушивание записей с использованием так называемых “звуковых закладок”, о которых члены секты не знали. Помимо воли человека в подсознание членам секты были внушены мысли о самоубийстве. Это - пример применения нейролингвистического программирования, известного под названием гипноз.

После ряда странных событий в районе Бермудского треугольника ЦРУ чрезвычайно заинтересовалось этим феноменом. Выяснилось, что в этом районе существует разлом земной коры, который является источником сильного электромагнитного излучения, вызывающего у людей непреодолимое чувство страха, из-за которого они просто выбрасывались за борт, в ужасе оставляя судно. Это явление стало активно исследоваться ЦРУ, а результаты исследований использоваться повсеместно. ЦРУ назвало это явление Mind Control. Существует несколько диапазонов волн, способных вызвать у человека различные психические реакции, к примеру:

диапазон 1 - тревога (частота около 20 Gz); диапазон 2 - страх, крайне подавленное состояние (частота около 2 Gz); диапазон 4 - способен свести человека с ума и довести его до самоубийства.

По телевизору демонстрируют рекламу электромагнитного устройства отечественного производства для борьбы с грызунами. Оно является примером такого оружия, так как у человека другой диапазон ощущения страха. У людей существует определённый биоритм мозга, при нарушении которого можно вызвать любое состояние, любое психическое расстройство, вплоть до паники и массового суицида. В СССР велись разработки данного вида оружия. В 1979 году в Первом Медицинском Институте был разработан метод аудиокодирования. Он состоял в том, что люди слышали запись, похожую на обычный шум, но слова, не слышимые ухом, записывались в подсознание. Первый эксперимент был произведён там же, в Институте, на сотрудниках. По радиоприёмникам передавали запись с закодированными в ней словами: ”В подвале крысы голодают, скорей несите им еду. ” Конечно, люди не бежали в панике в подвал, но вскоре в нём были появляться котлеты, бутерброды и прочее съестное. Советский учёный И. Смирнов, проводивший исследования в области психотропного оружия, бывший директор института заявил, что “гипноз методом аудиокодирования можно осуществить даже через вентилятор компьютера”.

Другим действенным методом управления сознанием является применяемое сейчас в медицине диспаратное видео. Оно представляет собой просмотр изображений, где по частям даётся какой-либо образ, который затем собирается воедино в сознании после просмотра всех кадров, например: …глаз…лоб…ухо…= человек. Данный вид психотропного оружия уже нашёл, широкое применение в выборах, где кандидат будет выглядеть настолько знакомым и близким, что избиратели, несомненно, проголосуют за него. Способом аудиокодирования становится вероятным устранение неугодных персон, к примеру: возьмем программу кодирования людей в России в 1996 году. Несколько месяцев в телепередачах были слышны слова: “Да, да, нет, да”, которые передавались по всем программам телевидения. Когда телезрители пошли участвовать в голосовании, они выбрали президента Б.Н. Ельцина на второй срок.

Используется также влияние СМИ, например такие, как пропаганда, гипнотическое воздействие с телеэкранов, внушение и др. Влияние этих способов воздействия сходно по психологическому эффекту с психотропным оружием, но требует более длительного применения, ведь если человеку сто раз повторить, что он свинья, он захрюкает. Если сто раз показывать ему с экранов сцены насилия, как абсолютно нормальное явление, то в подсознании человека так или иначе откладывается негативное впечатление от увиденного, а у многих даже возникнет влечение повторить это. Большое влияние оказывает появление многочисленных “новых” церквей и сект, например влияние церкви сцаентологии, при помощи которой был осуществлён дефолт в России 1998 году. Прихожанином секты являлся премьер-министр Е.Т. Гайдар, принявший решение о “шоковой терапии”.

Психологическое воздействие террористических актов на население страны как устрашение населения. Устрашение происходит до тех пор, пока люди начинают бояться окружающих, различных бесхозных вещей, людей других наций и появления стойкой ненависти к ним. Приведём примеры психологических операций вооруженных сил США в войнах и конфликтах 20 века: Изменение военно-политической обстановки в мире внесло существенные коррективы во взгляды военно-политического руководства НАТО на характер и виды войн, способы их ведения. При этом большое внимание стало уделяться вопросам повышения готовности сил и средств психологической войны, совершенствованию их организационно-штатной структуры и тактики действий, повышению уровня технической оснащенности.” Локальные войны и вооруженные конфликты второй половины 20 века, а их насчитывают более 300, происходили на различных ТВД: в Юго-Восточной Европе, Восточной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной, Центральной и Южной Африке, в Центральной и Южной Америке. В ходе их ведения совершенствовались формы и методы психологической войны. Например, война в Корее стала первым открытым столкновением двух противоположных идеологий после второй мировой войны. Опыт психологических операций, накопленный США и другими государствами в той войне, был использован для психологического и идеологического воздействия на противника.

В Корее (1950 - 1953) американцы столкнулись не только с решительным вооруженным, но и с активным идеологическим сопротивлением. Впервые за послевоенные годы в ходе ведения боевых действий из вооруженных сил США в течение полутора лет дезертировало 47 тыс. человек, в последующем их количество продолжало держаться на уровне 35 - 40 тыс. в год. Это заставило военно-политическое руководство США пересмотреть концепцию ведения психологической войны, изменить стратегию и тактику, приступить к реорганизации аппарата, совершенствованию форм и методов осуществления психологических операций. Главной задачей, стоявшей перед органами психологической войны США, являлся показ действий американских вооруженных сил, как законной оборонительной операции Организации Объединенных Наций. При составлении информационно-пропагандистских материалов они старались избегать острых политических тем и аргументов, носивших идеологический характер. Значительное количество листовок и радиопередач было посвящено добровольной сдаче в плен. Перешедшим на сторону американской армии предлагалось большое денежное вознаграждение, было обещано предоставить гражданство. Проводилась большая работа и по психологической переориентации военнопленных. В ходе корейской кампании пропаганда строилась в соответствии с наставлением FM-33-5 «Ведение операций психологической войны», принятом в августе 1949 года. В нем указывалось, что важнейшим средством ведения психологических операций является пропаганда как система мероприятий по распространению политической информации. Там же давалась ее классификация по источнику («белая», «серая» и «черная») и содержанию (политическая и военная).

Для ведения психологической войны в Корее был перестроен аппарат и структура соответствующих подразделений. При отделе психологической войны штаба вооруженных сил США на Дальнем Востоке была создана группа радиовещания и издания листовок, имевшая в своем составе штаб и три роты - штабную, репродукции и радиовещания (мобильную), которые предназначались для решения стратегических задач в интересах обеспечения военных операций. Для решения тактических задач была сформирована рота громкоговорящих установок и издания листовок. Она выделяла в оперативное подчинение каждого корпуса секцию громкоговорящих установок. Кроме того, осенью 1950 года из Форт-Райли в Корею был переброшен тактический информационный отряд. В 1951 году министерство армии создало управление психологической войны, и началась подготовка специальных кадров, для чего в общевойсковой школе сухопутных войск был основан отдельный факультет. На военную службу стали призывать офицеров запаса, в той или иной степени связанных с пропагандой. В 1952 году учебные подразделения психологической войны были переведены из Форт-Райли в Форт-Брэгг (штат Северная Каролина), где был создан центр психологической войны. Основными формами ведения психологической войны стали печатная пропаганда, устное вещание и радиопропаганда. В меньшей степени использовалась наглядная агитация. 1-я группа радиовещания и издания листовок каждую неделю выпускала в среднем 20 млн. листовок, а 1-я рота громкоговорящих установок и издания листовок 8-й армии - 3,5 млн. Только за первые три дня боевых действий американская сторона распространила 100 млн. экземпляров. Радиопропаганда велась как мобильными военными радиостанциями, так и при помощи гражданских передатчиков. Для этой цели использовалось 19 радиостанций, работавших на средних и коротких волнах в городах Сеул, Тэгу, Пусан, Токио. Программы радиовещания занимали более 2 ч в день. Структурно радиопропаганда состояла из передач последних известий и обзоров военного положения, подготовленных отделом психологической борьбы. Устная пропаганда велась при помощи громкоговорящих установок, смонтированных на различных боевых машинах, в том числе на танках.

Военные действия в Корее показали, что, несмотря на изменения концепции психологической войны, стратегии и тактики ее ведения, а также организационной структуры специальных служб, конечных целей - разложить корейскую народную армию и китайских добровольцев -американским пропагандистам достичь не удалось. Вместе с тем в искусстве ведения пропаганды американские специалисты достигли определенного прогресса. В частности, неплохие результаты были достигнуты при работе с военнопленными, часть которых отказалась от репатриации после окончания войны. Опыт деятельности армейской службы психологической войны был критически проанализирован. Так, уже в 1955 году было переработано наставление FM-33-5. Теперь в нем подчеркивалось: «Психологическая война включает мероприятия, при помощи которых передаются идеи и информация для оказания влияния на сознание, чувства и действия противника. Они проводятся командованием в сочетании с боевыми операциями в целях подрыва морального духа противника и в соответствии с политикой, провозглашенной руководящими инстанциями». Претерпели организационные изменения и службы психологической войны. Существовавшее во время войны в Корее управление психологической войны в 1955 году было преобразовано в управление специальных методов войны. Таким образом, психологическая война постепенно становилась частью специальных операций.

Обновленная концепция специальных методов войны прошла проверку в ходе войны во Вьетнаме. Для централизации планирования, руководства и контроля всеми психологическими операциями (ПсО) в рамках информационного агентства США был создан объединенный отдел по связям с общественностью. Он разрабатывал политические директивы для пропагандистского аппарата в войсках, планировал для него кампании на все объекты воздействия, взаимодействовал с министерством информации Южного Вьетнама, управлял всеми психологическими операциями в военной, политической и экономической областях в Северном и Южном Вьетнаме. Непосредственное руководство реализацией программ ПсО сухопутных войск США, морской пехоты и ВМС, а также координацию действий с авиацией осуществляло управление психологических операций штаба командования по оказанию военной помощи Вьетнаму. В задачи батальонов ПсО входили разработка, производство и распространение пропагандистских материалов. Каждый из них имел свою типографию, звуковещательные станции, машины с кинопроекторами, видео-звуковой и другой техникой. Оперативное управление этими подразделениями осуществляли командиры четырех зон ответственности. Аппарат психологических операций только сухопутных войск насчитывал около 1000 человек, причем 118 владели вьетнамским языком. Кроме того, к сотрудничеству привлекались сотни вьетнамцев. Широко использовались национально-психологические особенности местного населения, нравы, обычаи, суеверия. В качестве психологического давления на население применялись приемы ничем не оправданного насилия и варварства, преследующие единственную цель - вызвать чувство страха. Например, для распространения паники и внушения страха жителям г. Ханой в 60 км от него был стерт с лица земли г. Фули. Бомбардировки северовьетнамских городов и других населенных пунктов обязательно сопровождались интенсивной пропагандой. Впоследствии этот прием будет широко использоваться почти во всех локальных конфликтах. С целью психологического воздействия американцы широко применяли средства поражения, вызывающие тяжелые телесные повреждения, сильные болевые ощущения и психологический шок, в частности напалм, шариковые бомбы, стреловидные убойные элементы. Комплексные методы пропаганды, воздействующие на органы чувств, давали ощутимые результаты. Отмечались случаи, когда под их влиянием бойцы ряда частей НФО еще до начала боевых действий были деморализованы и сдавались в плен.

Вместе с традиционными формами ведения психологической войны впервые широкомасштабно стало использоваться телевидение. Телепрограммы разрабатывались для гражданской и военной аудиторий. Были созданы студия и четыре передающие станции, вещавшие по 6 ч в сутки. Среди вьетнамцев были распространены 3,5 тыс. телевизионных приемников, во многих школах и читальнях установлены телевизоры. В 1971 году уже 80 проц. местного населения могло смотреть телепередачи.

В целях воздействия на население применялась «сувенирная» пропаганда: организовывалась раздача сигарет, жевательной резинки, зубной пасты, игрушек, пакетов с рисом и леденцами. Подобные пакеты с подарками, снабженными американской символикой и пропагандистскими лозунгами, сбрасывались авиацией и на территорию ДРВ. Лозунги и надписи были, как правило, краткими - например, «От детей Америки детям Северного Вьетнама». За первые 14 месяцев войны среди населения Вьетнама было распространено 8 млн. таблеток витаминов, 29 тыс. зубных щеток, расчесок и карандашей на общую сумму 4 млн. долларов. Практиковались выплаты денежного вознаграждения за сданное оружие, разведывательную информацию, а также доставленного перебежчика (24 доллара за солдата, 2100 долларов за политкомиссара).

Во Вьетнаме сбор, обработка и накопление информации стали осуществляться при помощи ЭВМ, была предпринята попытка создания единой глобальной информационной системы для ведения психологической войны (PAMIS). Американцы потерпели поражение во Вьетнаме, однако психологические методы войны укрепили свои позиции. Так, за период боевых действий около 250 тыс. вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника.

Исходя из опыта психологических операций во Вьетнаме, правительственная комиссия выработала соответствующие рекомендации на будущее: создание гражданских структур по координации деятельности в области психологической войны; увеличение в мирное время численности сил и средств для ведения такой войны в 10 раз; повышение уровня подготовки резервных сил психологических операций; развитие высокотехнологичных радиостанций и организация сети подвижных телестанций; создание и использование единого банка данных в интересах ПсО; усиление внимания к аппарату и проблемам ПсО со стороны правительства и министерства обороны. По мнению ряда официальных лиц, американцы потерпели поражение во Вьетнаме именно в тот период, когда лишились поддержки у населения собственной страны и мировой общественности. Исходя из этого, военно-политическое руководство США при участии во всех последующих вооруженных конфликтах стремилось надежно обеспечить такую поддержку. После вьетнамской войны специалисты в области ведения ПсО пришли к выводу, что они могут быть успешными только в том случае, если носят тотальный характер, планируются и проводятся заблаговременно и комплексно, направлены не только против противника, но также населения и вооруженных сил нейтральных и дружественно настроенных государств. Эти положения и составили основу современной концепции психологических операций, проверенной как американцами, так и их союзниками по НАТО в ходе последующих малых войн.

Новым моментом при организации и проведении ПсО с середины 80-х годов стало внесение в пропагандистские материалы понятия «стратегия национальной безопасности». Данная стратегия была разработана аппаратом Рейгана в 1981 году и в общем виде состояла из четырех компонентов: дипломатического, экономического, военного и информационного. При этом упор на информационный компонент как основной нашел подтверждение уже в вооруженном конфликте в Гренаде (1982). Используя аргументацию «стратегии национальной безопасности», американские специалисты приложили немало усилий для обработки международного общественного мнения, например, распространяя дезинформационные материалы с использованием телевидения. Готовились специальные программы, призванные убедить людей в «справедливом» характере войны со стороны США. Трансляция велась через телевизионную сеть ЮСИА «Евронет», связывающую с помощью спутников телеканалы США и западноевропейских стран. Для пропаганды «освободительной» миссии Запада были задействованы мощнейшие радиокомплексы -- «Голос Америки» и «Немецкая волна».

Методика оказания влияния на людей включала в себя прямую дезинформацию, элементы полуправды и объективную информацию. Поскольку сведения можно было получить и от других СМИ, американская пропаганда в большей степени включала элементы полуправды и правды. Для того времени были характерны следующие особенности психологических операций: тесное взаимодействие подразделений войск специального назначения и ПсО (1-го батальона ПсО), а также комплексное морально-психологическое воздействие на местное население и военнослужащих противостоящей стороны.

Подразделение войск спецназа в числе первых объектов захватило радиостанцию «Свободная Гренада», которая сразу же была переименована в «Радио острова пряностей» и стала использоваться специалистами психологических операций. В последующем подразделения 1-го батальона ПсО развернули собственный передатчик мощностью 50 кВт (общее время вещания составляло 11 ч в сутки). Наряду с радиопропагандой издавались листовки и газета «Голос Гренады», велись передачи через громкоговорящие установки. Пропаганда была направлена на разжигание противоречий между гражданским населением острова, революционной армией и кубинскими военнослужащими, на создание атмосферы лояльного отношения к американским солдатам и офицерам.

Наряду с психологическим воздействием, применялись материальные стимулы. Так, за денежное вознаграждение было сдано 17 тыс. единиц оружия. В результате проведения комплексных мероприятий примерно половина личного состава войск Гренады капитулировала или была выдана вторгшимся американцам местным населением.

Важным последствием проведения психологических операций в Гренаде явился циркуляр министерства обороны начальникам военных колледжей (видов вооруженных сил, штабных и командных), в котором предлагалось пересмотреть программы обучения с целью повышения знаний в области ПсО. В плане развития теории локальных войн психологические операции рассматривались как умножитель боевого потенциала войск во всех видах боевых действий. Эти теоретические положения были подтверждены на практике подразделениями ПсО в ходе вторжения вооруженных сил США в Панаму (1989), когда в отличие от других локальных конфликтов с участием США специальные войска действовали по заранее разработанному плану, который фактически являлся приложением к общему плану боевых операций. В нем определялись силы, средства, сроки передачи материалов гражданским средствам массовой информации. Место и роль психологических операций в Панаме определялись тем, что США с первых же дней столкнулись с психологически хорошо подготовленным к интервенции личным составом сил национальной обороны. Американцам пришлось прибегнуть к сильнейшему информационно-психологическому прессингу, используя в первую очередь силы и средства ПсО (общая численность их формирований составила 3,5 тыс. человек).

При проведении ПсО в Панаме специалисты исходили из того, что победа в конфликте низкой интенсивности невозможна без создания благоприятного общественного мнения. Поэтому было введено новое теоретическое положение о том, что применение военной силы в подобных конфликтах является последним аргументом для достижения экономического, политического и информационного воздействия. Особенностью ведения ПсО стало усиленное психологическое давление на генерала Норьегу и его дискредитация в глазах народа. Он обвинялся в торговле наркотиками, рэкете, отмене результатов демократических выборов, жестокой расправе над офицерами, пытавшимися совершить переворот.

В Панаме была проверена новая система взаимодействия аппарата ПсО с гражданскими и военными СМИ. Для этого был создан специально подобранный и проинструктированный контингент журналистов и фоторепортеров, который к началу боевых действий перебросили на соответствующие объекты. Таким образом, командование стремилось ограничить доступ нежелательных лиц в зону боевых действий. Основная информация поступала через службу по связям с общественностью, которая посредством брифингов, пресс-конференций и встреч с видными политиками, бизнесменами и другими влиятельными персонами умело воздействовала на ее направленность. Был создан информационный мост между Пентагоном и общественностью, что позволило нейтрализовать воздействие других, нежелательных источников. В тактике ПсО отмечался метод так называемых «беспокоящих» действий. На все окруженные панамские группировки проводилось вещание через громкоговорящие установки, затем давалось 15 мин на размышление, по истечении которых в ультимативном порядке предлагалось вывесить белые флаги и сдать оружие. В случае неисполнения требований начиналось «ограниченное применение силы». По вызову командира части, блокирующей гарнизон, прибывал вертолет огневой поддержки, который имитировал нападение на объект, а звуковещательные средства призывали сдать оружие и назначали новое время. Если и на этот раз гарнизон продолжал сопротивление, то следовал приказ на открытие огня. Такой метод оказывал сильное психологическое воздействие на личный состав панамских войск.

Опыт ПсО, накопленный в ходе войны в Панаме, был использован в период подготовки и осуществления боевых операций в зоне Персидского залива (1991 - 1992). Здесь психологические операции велись по двум направлениям: внешнеполитическая область и непосредственное информационно-пропагандистское обеспечение боевых действий. В первом случае главными целями были обеспечение поддержки контрмер многонациональных сил в отношении Ирака, укрепление позиций антииракской коалиции и ослабление агрессора. Во втором случае усиление постоянного психологического давления, порождаемого военной обстановкой, должно было способствовать ухудшению морально-психологического состояния населения и личного состава вооруженных сил противника, снижению его боеспособности.

Психологические операции в ходе всего конфликта проводились по следующим каналам: национальные средства массовой информации; федеральные ведомства (ЦРУ, научно-исследовательские институты и т. п.), вооруженные силы (РУМО, формирования ПсО и т. д.). Используя все эти силы и средства, США удалось мобилизовать против Ирака мировое общественное мнение, способствовать деятельности антииракской коалиции, углубить существующий раскол в арабском мире, разжечь эйфорию «ура-патриотизма» в США и других странах Запада. Попытки же Ирака найти поддержку в мировом сообществе фактически провалились.

При анализе подготовительного периода по организации и подготовке психологических операций, прежде всего, необходимо отметить самый высокий уровень принятия решения об их проведении. Так, бывший президент США Дж. Буш перед развязыванием конфликта в зоне Персидского залива подписал три директивы, определяющие порядок организации и ведения психологических операций на весь период кризиса, регламентирующие деятельность разведывательных служб, научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами арабского мира, психологов и ряда армейских органов. Сам факт принятия этих документов - свидетельство того, что армейское командование ставило психологические операции в один ряд с боевыми.

В качестве основных были определены следующие задачи психологических операций: дезинформация командования вооруженных сил Ирака и широкой общественности относительно планов военных действий; подрыв доверия населения Ирака к президенту Саддаму Хусейну; поддержка движения сопротивления в Кувейте и оказание помощи оппозиционным силам в Ираке; убеждение в бесперспективности сопротивления многонациональным силам. Непосредственным их исполнителем стал 8-й батальон 4-й группы ПсО американских войск, насчитывающий около 200 военнослужащих и имеющий в своем распоряжении теле- и радиостанции, звуковещательные установки, мобильные типографии. Одним из направлений психологических операций, особенно на этапе подготовки к началу боевых действий, стало стратегическое дезинформирование, то есть убеждение мировой общественности в необходимости мер, предпринимаемых американским руководством. С этой целью распространялись слухи о наличии у Ирака огромного количества запасов химического оружия, а также планов его боевого применения, приводились завышенные данные о численности иракской группировки и т. д. Кроме того, необходимо было ввести в заблуждение иракское руководство относительно сроков начала проведения операций многонациональных сил.

Основными формами психологического воздействия были радио- и телевещание, устная и печатная пропаганда. Для обеспечения круглосуточного радиовещания на территории Саудовской Аравии были установлены ретрансляторы, обеспечивающие передачу материалов радиостанций «Голос Америки» и Би-би-си. При этом в интересах ведения радиопропаганды Би-би-си, например, увеличила время вещания на арабском языке с 3 до 10,5 ч в сутки, для чего была создана специальная группа, насчитывавшая 80 сотрудников. Командование многонациональных сил с помощью кочевников и авиации распространило среди иракских военнослужащих и населения около 150 тыс. дешевых транзисторных радиоприемников с фиксированными частотами. Согласно опросам, четыре из пяти военнопленных слушали радиопередачи противника. С началом операции «Буря в пустыне» радиопропаганда велась в тесном сотрудничестве с действиями подразделений радиоэлектронной борьбы, на которые была возложена задача по подавлению трансляций «Радио Багдада».

Видеопропаганда осуществлялась путем широкого распространения видеокассет в Иордании и других, сопредельных с Ираком странах, для последующей транспортировки в Ирак и Кувейт. В них рекламировалась мощь американской армии, вооружения и военной техники, показывалась высокая выучка военнослужащих, критиковался режим С. Хусейна. Успех печатной пропаганды во многом был обусловлен умелым привлечением иракской оппозиции. С сентября 1990 года в иракских городах началось распространение листовок с призывом к свержению С. Хусейна «во имя безопасности страны». Он обвинялся, в частности, в организации массовых убийств лучших сынов Ирака и геноциде. Для распространения листовок широко применялись ВВС США и Великобритании. Например, только 31 января 1991 года было распространено 5 млн. листовок, сбрасывание которых осуществляли 50 самолетов и вертолетов. К распространению листовок привлекались также артиллерийские части морской пехоты США. Эффективность печатной пропаганды высоко оценивалась противником. По словам командира одной из иракских дивизий, «листовки по силе воздействия на моральный дух солдат уступали лишь воздушным бомбардировкам». 70 процентов иракских военнослужащих, взятых в плен, при опросах подтвердили, что именно листовки повлияли на их решение дезертировать или сдаться в плен. И это невзирая на приказ расстреливать любого, у кого будет найдена листовка противника.

В ходе боевых действий широко использовалось устное вещание через мобильные звуковещательные станции, установленные на автомобилях высокой проходимости или на вертолетах. Командирам частей и подразделений по всему фронту действий сухопутных войск США были приданы 66 групп специалистов со звуковещательными средствами, которые придавались с целью оказания тактической поддержки и склонения иракских солдат к сдаче в плен. Звуковещательные станции применялись также для введения в заблуждение противника относительно перемещений частей многонациональных сил и их дислокации.

Своеобразным штрихом психологического воздействия на противоборствующую сторону явилось оперативное насыщение международного рынка товарами с антииракской символикой (например, трикотажные изделия с изображением летящей ракеты и надписями «Привет Саддаму от морской пехоты США», «До встречи в Багдаде» и т. п.). Таким образом, комплексное воздействие на население и личный состав армии Ирака в ходе ПсО многонациональных сил способствовало успешному проведению боевых операций и достижению поставленных задач с минимальными потерями в живой силе и технике. После удачного использования сил и средств психологических операций в войне в зоне Персидского залива перед военно-политическим руководством США встал вопрос о расширении сферы их применения. Такой областью стала миротворческая деятельность и проводимые в ее рамках военные операции и мероприятия по оказанию гуманитарной помощи. Например, «Морской ангел» (оказание помощи беженцам с Гаити, 1991), «Возрождение надежды» (в Сомали, 1992 - 1993), «Поддержка демократии» (отстранение от власти военных в Гаити, 1994), военно-гуманитарные акции в бывшей Югославии (1991 -- 1994), «Объединенный щит» (вывод войск ООН из Сомали, 1995), «Совместные усилия» в Боснии и Герцеговине (1996).

Примером неудачного проведения ПсО являются действия в Сомали. В декабре 1992 года в миротворческой операции «Возрождение надежды» принял участие американский 96-й батальон по работе с гражданским населением. Целью широкомасштабной пропагандистской кампании было представить США как единственную силу, способную защитить страдающее от войны население Сомали, установить там мир и порядок. На подразделения ПсО возлагались следующие задачи: разъяснение гуманитарных целей миссии вооруженных сил США под эгидой ООН; предотвращение возможных враждебных действий со стороны местного населения и вооруженных группировок; поддержка действий американских частей и подразделений в достижении поставленных перед ними военных и политических целей. Как и в период подготовки к ведению боевых действий в Персидском заливе, значительной пропагандистской обработке подвергалось население США и мировое общественное мнение. Опубликованные в журнале «Ньюсуик» 5 декабря 1992 года данные показали, что большинство американцев (66 проц.) поддержало направление американских войск в Сомали. Однако, несмотря на успех консолидирующей пропаганды внутри США, операция «Возрождение надежды» потерпела провал. По оценке экспертов, причины неудачи заключались в следующем:

  • -- специалисты психологических операций пытались перенести опыт, полученный в зоне Персидского залива, на совершенно иную обстановку в стране, где велась гражданская война;
  • -- военнослужащие США плохо знали культурные, религиозные традиции и обычаи населения страны, а у аппарата ПсО отсутствовал опыт работы в условиях уникальной по своему масштабу акции;
  • -- не было достаточного количества специалистов, владеющих местным языком.

В результате США не удалось добиться понимания и поддержки целей операции «Возрождение надежды» со стороны населения и основных вооруженных группировок. Об этом свидетельствовал рост антиамериканских настроений в ряде районов страны. В ходе боевых действий в Сомали погибло свыше 130 военнослужащих многонациональных сил и большое количество мирных жителей, фактически напрасно было израсходовано 2 млрд. долларов.

Администрация президента Б. Клинтона, проанализировав психологические операции в Сомали, сделала соответствующие выводы. Первым шагом по устранению выявленных недостатков стала теоретическая разработка действий сил и средств ПсО в так называемых «миротворческих операциях». В результате появился устав FM-100-23 «Миротворческие операции», опубликованный министерством сухопутных войск в декабре 1994 года. В соответствии с ним специалисты психологических операций не только осуществляют информационно-пропагандистское обеспечение миротворческих операций, но и играют важную роль в процессе формирования местных временных властных структур. Пересмотрены сроки ПсО, которые ведутся в мирное время, активизируются в угрожаемый (особый), интенсивно ведутся в ходе боевых действий. Психологическое воздействие США оказывают и на своё собственное население. Новый фильм производства США “Триста спартанцев” содержит информацию о том, что США готовят своё и без того уставшее от войн население к новой кровопролитной борьбе с Ираном, который выступает в качестве мирового зла и “втирают” в мозги своему населению веру в “короля” Буша, что особенно актуально накануне предстоящих президентских выборов. “Только он, только наш король…” - вот фраза, которая раскрывает одно из истинных предназначений фильма, скрытно настраивая людей на верность своему лидеру, иными словами: “Только он, наш Джордж”. Правительство Ирана расценило съёмки этого фильма как сигнал к ускоренной подготовке своих войск к войне с США.

Доктрина психологических операций является важнейшим компонентом военной теории. На основании сообщений прессы можно сделать вывод, что ее составными частями являются доктрина конфликтов низкой интенсивности, доктрина террористической войны с использованием мусульманских наемников, доктрина психотропной войны при помощи средств массовой информации, доктрина ведения войны нетрадиционными способами. В июле 2003 года американская пропаганда стала употреблять понятия «превентивная война», «превентивная дипломатия». Для понимания этих словосочетаний следует вспомнить случай 2002 года в Йемене, когда американцы уничтожили ракетой с беспилотного самолета автомобиль с 6 пассажирами, которые «представляли угрозу США». В этом же ключе трактуется показ по американскому ТВ в 2003 года приборов, которые на расстоянии 50 метров сбивают с ног человека неслышными для уха звуковыми волнами. О превентивной войне свидетельствовал случай в Латинской Америке, когда в 2002 году истребитель сбил одномоторный самолет по наводке американского самолета Е-2С. В этом же ряду стоял случай, когда в 2002 году ФБР прослушивало телефонные разговоры гражданами РФ в Венеции. Эти факты позволяют сделать вывод, что всё-таки существующая доктрина ведения войн не боевыми методами ставит задачу в мирное время уничтожить иностранцев, которых считают потенциально опасными для США. С этой целью используют новейшие научные достижения.

Также в контексте ведения психологической войны обращает внимание большая картинка на целую страницу в начале (стр. 2) цветного, многокрасочного учебника евангелических школ США. Текст учебника был пересмотрен в 1992 году (1992 revision), когда СССР уже прекратил свое существование. Схема в черно-белых тонах изображала Россию и Китай в обрамлении цепей. На территории этих стран стоял огромный солдатский ботинок с изображением серпа, молота и звезды. Каблук его находился в районе европейской России, носок - в Китае на Бохайском заливе. К каблуку ботинка цепями был прикован босой мужчина с всклокоченными волосами и в потрепанных брюках, левая штанина которых была оторвана выше колена. Ноги узника были в районе Казахстана, голова - вблизи Москвы. Одна цепь сковывала его правую руку, вторая - левую ногу, На схеме к югу от Каспийского моря висел огромный американский флаг размером от Африки до Вьетнама, и три американских солдата с винтовками наперевес наступали по направлению к территории России. Учебник формировал негативный стереотип. Детям показывали, что Россия и Китай - это враждебные коммунистические страны, угнетающие и держащие в нищете свое население. Картинка рисовала Россию врагом свободы, демократии и США. Таким образом, психологические операции постоянно модернизировались, в рамках проводимых США боевых операций в Корее, во Вьетнаме и других регионах мира, а в последствии и в мирное время. В настоящее время ведётся крупномасштабная скрытая психологическая война против России, что проявляется в повседневной жизни в качестве негативных социальных изменений и в последствии ряде других факторов. Это создаёт необходимость изучения психологических операций и их последствий с целью недопущения их влияния на социальную среду России и создание возможности адекватного противодействия этому не боевому методу ведения войн.

Психологическая война

Психологическая война - это совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом.

Психологическая война как реальный политико-психологический процесс направлена на подрыв массовой социальной базы политических оппонентов, на разрушение уверенности в правоте и осуществимости идей противника, на ослабление психологической устойчивости, морального духа, политической, социальной и всех иных видов активности масс, находящихся под влиянием оппонентов. Конечной целью психологической войны является поворот массового сознания и массовых настроений от удовлетворенности и готовности поддерживать оппонентов, к недовольству и деструктивным действиям в их отношении. Достижение такой цели может выражаться в разных формах: от подготовки и провоцирования массовых выступлений для свержения политического режима до возбуждения интереса к социально-политическим и идеологическим конструкциям альтернативного характера. В настоящее время во многих экономически развитых государствах происходит объединение в одно целое сил и средств психологического воздействия, предназначенных для достижения военных, идеологических и политических целей. Этот процесс принимает различные формы, в зависимости от исторических традиций, политических и экономических условий в той или иной стране.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, например Волконогов Д.А и П. Лайнбарджер психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:

Информационно-психологическое - это воздействие словом, информацией. Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции.

Психогенное воздействие является следствием:

а) физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности. Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п. Либо он подвергается воздействию таких физических факторов (звука, освещения, температуры и других), которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики;

б) шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д.

Чем менее подготовлен человек к психотравмирующим воздействиям окружающей действительности, тем более резко выражены его психические травмы, получившие название психогенных потерь. Поэтому в органах психологической войны некоторых государств (например Израиля) имеются специалисты, задачей которых является не только деморализация населения и личного состава войск противника, но и оказание реальной помощи своим военнослужащим для их восстановления от психогенных потерь и быстрого ввода в строй.

Психоаналитическое - это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии. В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма, и не подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.

Нейро-лингвистическое - нейролингвистическое программирование) - вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.

При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей). Субъектом нейролингвистического воздействия выступает специалист (инструктор). Инструктор сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые (конфликтующие) взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния (переживания, настроения, чувства). На следующем этапе он посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния (социально-экономического, культурного, физического и как следствие психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей по-другому воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.

Интересно то, что после того, как под воздействием инструктора человек «понял», что ему «требуется», он самостоятельно (но под влиянием заложенного в его сознание стереотипа восприятия) начинает собирать информацию о своей повседневной деятельности, о своих состояниях и переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент состояние с желаемым (возможным), он определяет, какие свои ресурсы ему нужно мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы достичь комфортности чувств и настроений.

В ходе нейролингвистического программирования обычно используют эффекты «зеркального отображения», «синхронизации» и «психологической сигнализации».

«Зеркальное отображение» - это прямое, но крайне редко осмысливаемое заимствование (копирование) поз, жестов, характерных движений, интонаций, диалектических либо жаргонных особенностей речи, усиливающее взаимосвязь и взаимовлияние людей друг на друга.

«Синхронизация» - это взаимная подстройка телесных ритмов (включая ритм дыхания) слушающим и говорящим субъектами. Так, известно, что люди во время разговора как бы «подтанцовывают» своим телом в такт собственной речи для придачи ей большей выразительности. При этом слушатель тоже совершает микродвижения в такт ритму голоса собеседника, обеспечивая тем самым невидимую, но подсознательно ощущаемую эмоциональную взаимосвязь с ним. Синхрония максимальна, если общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой. И она минимальна при споре и конфликте между ними. Когда внимание рассеивается, синхронизация тоже прерывается.

Человек, знающий особенности подобной синхронии, может использовать их для воздействия на других людей, тем самым обеспечивая свое преимущество в процессе общения и оказывая нужное ему психологическое влияние.

«Психологическая сигнализация» - это взаимосвязь, существующая между положением глаз субъекта и сенсорными процессами, отвечающими за прием и переработку поступающей в его мозг информации. В частности, когда человек-правша смотрит вверх и налево, он активизирует свою визуальную (зрительную) память. Если глаза направлены наверх и направо, это сигнализирует о конструировании мозгом нового зрительного представления или образа. Если глаза человека ориентированы преимущественно в горизонтальном направлении - значит, он контролирует пространство перед собой и находящихся там людей или объекты, подлежащие вниманию. Если глаза ориентированы вниз и налево, в этом случае мозг правши занят главным образом вводом кинестетической (тактильной) информации. Наконец, взгляд вниз и направо сигнализируют о преимущественном осуществлении внутреннего диалога.

Инструктор интерпретирует эти движения глаз собеседника и строит свою речь так, как нужно для достижения его целей.

Психоаналитическое и нейролингвистическое виды воздействий полезны тогда, когда они используются в гуманных целях. Если же их применяют для обеспечения своего господства, то они являются психологическим насилием над людьми.

Психотронное - это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие. Психотроника ориентируется преимущественно на методы, связанные с применением технических средств воздействия на сознание, например, упомянутых генераторов. В настоящее время еще рано говорить об активном использовании психотронного оружия как средства психологической войны, однако ее специалисты делают все возможное, чтобы максимально применять то, что уже хотя бы минимально наработано.

Психотропное - это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Существуют различные приемы психологической войны.

«Психологическое давление». Это многократное повторение одного и того же ложного тезиса, ссылки на авторитеты в сочетании с различными спекуляциями (начиная от искажения цитат и кончая ссылками на несуществующие источники); манипуляция («игра») цифрами и фактами для создания видимости объективности и точности; тенденциозный подбор иллюстративного материала с упором на эффект «драматизирующего воздействия»; устрашающие «наглядные иллюстрации» пропагандистских взглядов и позиций, и другие аналогичные приемы, рассчитанные на создание эмоционального дискомфорта и нейтрализацию способности человека рационально оценивать предоставляемую информацию.

Незаметное проникновение в сознание. Это реклама своего (красивого и беззаботного) образа жизни, распространение желательных (обычно собственных) политических ценностей и стандартов своей массовой культуры через музыку, развлекательные телепрограммы и кинофильмы, а также через моду (на одежду, особенно с элементами политической символики, предметы быта, отдыха, туризма и т. п.).

Сюда же относится массированное распространение слухов и сплетен в качестве альтернативы официальной пропаганде политического оппонента. Еще одна составная часть - конструирование и внедрение в массовое сознание политических анекдотов, сочинение псевдофольклорных («народных») поговорок и пословиц. Большая часть приемов незаметного проникновения в сознание объединяется понятием «социологическая пропаганда». Концепции социологической пропаганды ориентируются на постепенное подсознательное заражение как противников, так и потенциальных союзников наиболее привлекательными элементами предпочитаемого способа жизни. Будучи формально лишенной идеологических признаков и политических целей, такая пропаганда является эффективной в стратегическом отношении. Возбуждая потребности и интересы людей, она действует на долгосрочные факторы, определяющие поведение. Основываясь на детальном планировании и дифференцированном воздействии на различные социально-политические силы, такая пропаганда осуществляется «по нарастающей», через последовательные этапы воздействия.

Скрытое нарушение и искажение законов логики. Сюда относятся подмена тезиса, ложная аналогия, вывод без достаточного основания, подмена причины следствием, тавтология и т. д. Психологическая война такого рода наиболее эффективна по отношению к малообразованным слоям общества, неспособным уловить рациональные перверсии и склонным принимать на веру чисто назывные конструкции. Примером может служить первоначальная успешность псевдосоциалистической пропаганды, использовавшейся антиколониальными, национально-освободительными силами в ряде развивающихся стран. Сумев увлечь за собой часть населения, позднее они столкнулись с многочисленными проблемами, связанными с принципиальными пороками таких приемов воздействия на людей. Оказываясь эффективными на некоторое время, эти методы носят лишь тактический характер, утрачивая действенность по мере развития сознания и роста информированности населения.

Все войны делятся на межгосударственные и внутригосударственные.

По социально-политическому содержанию различают типы войн: справедливые и несправедливые; захватнические и освободительные.

По стратегическому содержанию рассматривают виды войн: в зависимости от масштаба - мировые, региональные, локальные.

По способу действия - маневренные и позиционные.

По составу участвующих - двусторонние и коалиционные.

По продолжительности - затяжные и быстротечные.

По физическим средам вооруженной борьбы - наземные, морские, воздушные, космические.

По основному виду средств вооруженной борьбы различают ядерную войну, неядерную (обычную), химическую, биологическую, бактериологическую, геофизическую, информационную, в т.ч. войну в киберпространстве. Далее рассмотрим некоторые из основных видов войн.

Справедливая война- война, которая ведется в соответствии с принципами Устава ООН для отражения агрессии в защиту своего отечества, независимости государства и свободы нации. По своему социально-политическому характеру является противоположностью несправедливой войны, которая ведется другой стороной для захвата чужих территорий, навязывания своей воли другим государствам и нациям, для установления политического господства, порабощения определенных наций или с другими агрессивными и реакционными целями. Каждая враждующая сторона стремится за счет дипломатических усилий и средств информационной войны обеспечить себе политическое прикрытие и статус стороны, ведущей войну оправданную и справедливую.

Мировая война - война крупных коалиций, блоков, союзов государств, в которую прямо или косвенно вовлекаются все ведущие государства мира и которая распространяется на все или большую часть континентов, акваторий океанов и морей. Такая война ведется, как правило, продолжительное время с предельно решительными целями, приобретает глобальный размах, наиболее ожесточенные формы и сопровождается огромными разрушениями и многочисленными потерями вооруженных сил и населения.

Региональная война - война, охватывающая определенный регион (часть континента), с вовлечением в нее всех или большей части находящихся в его границах государств при косвенном участии (обычно в форме оказания помощи) других держав. Такая война может носить коалиционный характер, отличаться большой напряженностью, разнообразием средств и способов вооруженной борьбы.

Локальная война - война между двумя или несколькими государствами (их коалициями), ведущаяся на относительно ограниченной территории с использованием сравнительно малочисленных ВС при слабой насыщенности их вооружениями и военной техникой. Такие войны могут быть различной продолжительности, вестись с решительными или ограниченными целями. Их масштаб, напряженность и интенсивность в решающей мере зависят от прямого или косвенного участия в них крупных держав. Нередко при этом испытываются новейшие системы оружия и техники.

Внутригосударственная (гражданская) война - организованная вооруженная борьба за государственную власть или господствующее положение в обществе между различными классами и социальными слоями (группами) внутри государства. Обычно она является результатом непримиримых общественных противоречий, инициируемых политическими партиями, религиозными и шовинистическими организациями и их лидерами (вождями) с вовлечением в нее общественно-политических движений, войск и широких народных масс. В некоторых случаях такие противоречия могут подогреваться правительствами зарубежных стран для решения собственных задач. В большинстве случаев гражданская война ведется бескомпромиссно, с решительными целями, ведет к расколу общества, разрушению производительных сил, большим материальным и людским потерям.

Национально-освободительная война - война народов колониальных и зависимых государств за свое национальное освобождение или для защиты своего государственного суверенитета, свободного и независимого развития. Обычно ведется с одной стороны вооруженным народом, специально созданными военизированными формированиями и иррегулярными силами, с другой стороны - группировками экспедиционных вооруженных сил государства-метрополии. Осуществляется в специфических формах путем проведения с обеих сторон кратковременных изолированных операций и отдельных взаимосвязанных сражений в сочетании с партизанской борьбой.

Религиозная война - война, возникшая на религиозной почве для разрешения религиозно-нравственных противоречий или навязывания одной из сторон другой стороне иного вероисповедания. Наряду с указанными мотивами в этих войнах, как правило, присутствуют и переплетаются также политические, социальные и экономические интересы. В стратегическом отношении такие войны обычно характеризуются непримиримостью и особой жестокостью борьбы, тесным сочетанием разномасштабных военных действий с острой идеологической борьбой.

Всеобщая ядерная война - война, в которой основным средством поражения противника является ядерное оружие, применяемое неограниченно, массированно, в течение короткого промежутка времени и в сочетании с другими средствами борьбы. В такую войну прямо или косвенно может быть вовлечено большинство государств мира. Ее вторичные последствия распространятся на весь земной шар. Развязывание такой войны приведет к гибели человеческой цивилизации, глобальной экологической катастрофе

Ограниченная ядерная война - война с применением различных видов оружия, в том числе ядерного, использование которого ограничивается по масштабам, районам применения и видам ядерных средств. Такая война возможна лишь в течение ограниченного времени на некоторых театрах военных действий с использованием преимущественно тактических и оперативно-тактических (или части стратегических) ядерных средств для поражения, например, важнейших военных и военно-экономических объектов. Такая война таит в угрозу перерастания во всеобщую ядерную войну.

Обычная (конвенциональная) война - война с применением сил и средств общего назначения с отказом от применения средств массового поражения, прежде всего, ядерного, химического и бактериологического оружия. Характеризуется возможностью применения эффективного (высокоточного, всесуточного, всепогодного) оружия, средств разведки и целеуказания, связи, боевого управления и РЭБ. Может иметь высокую напряженность и скоротечность проведения боевых операций, различный размах, а также вестись в течение длительного времени или закончиться в короткий срок.

Континентальная война - война, в ходе которой вооруженная борьба развертывается преимущественно в границах одного из континентов на сухопутных фронтах. Основные цели в такой войне достигаются разгромом, прежде всего, группировок сухопутных и бронетанковых войск, военно-воздушных сил противника на континентальных театрах военных действий (ТВД) и захвата стратегически важных районов его территории. Действия на морских ТВД в таком случае имеют вспомогательное значение. В основном, они развертываются в прибрежных зонах и подчиняются интересам операций сухопутных войск.

Океанская война - война, в которой решающие военные действия развертываются на акваториях океанских и морских ТВД, а поставленные военно-политические цели достигаются, главным образом, в результате разгрома военно-морских сил противника и захвата его основных военно-морских баз (ВМБ) и установления контроля за оперативно важными зонами морей и океанов. Чаще всего океанская война представляет собой составную часть всеобщей войны.

Воздушно-космическая война- гипотетическая война, в которой решающее значение приобретают военные действия в воздушно-космическом пространстве с использованием специально созданных для этих целей ударных, оборонительных и обеспечивающих средств. Предположительно может вестись в форме крупных стратегических воздушных, а также отдельных космических и противокосмических операций, являясь частью всеобщей (мировой) войны, способна оказать существенное влияние на ее ход и исход. В современных условиях воздушно-космическая война как самостоятельная форма борьбы нереальна.

Информационная война - интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций, подрыва политической и социальной систем, а также массированной психологической обработки личного состава войск и населения.

Термин «информационная война» используется в двух смысловых вариантах:

  • - в широком смысле - для обозначения противоборства в информационной среде и средствах массовой информации для достижения различных политических целей;
  • - в узком смысле - как информационные военные действия, военное противоборство в информационной сфере в целях достижения односторонних преимуществ при сборе, обработке и использовании информации на поле боя (в операции, сражении), снижения эффективности соответствующих действий противника. В качестве военно-политической категории, информационная война определяется как совокупность способов воздействия на сознание всех социальных групп государства-противника для искажения или изменения знаний об основных социальных и природных явлениях, как следствие, для ослабления или разрушения основ общества, что создает условия для дезорганизации мер противодействия агрессии.

Президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев относительно будущих войн высказывает такие предположения: «Прежде всего мы видим, что все менее вероятной становится глобальная ядерная война и вообще крупномасштабная война. И не только из-за катастрофических последствий такой войны или вследствие того, что кто-то по произволу отменил такие войны. Просто изысканы другие коварные и довольно эффективные формы международного противоборства, когда оказывается возможным путем развязывания локальных войн, конфликтов, применения экономических, финансовых санкций, политико-дипломатического и информационно-психологического давления, различного рода подрывных действий, как это было в Югославии, Ираке, Грузии, последовательно подчинять и приводить к общему мировому порядку непокорные страны, не прибегая к большой войне».

В соответствии с точкой зрения российского военного теоретика генерал-майора Владимира Слипченко: «В вооруженной борьбе будущего победа может быть достигнута главным образом лишь разрушением экономического потенциала противника. Более того, если обороняющийся противник оказался не готов к войнам будущего, а всю ставку, как и в прошлом, сделал на свои сухопутные войска, то, как уже обращалось внимание, нет необходимости громить такие его вооруженные силы. Они, за исключением средств ответного удара, не представляют собой никакой угрозы для нападающего и в условиях разрушенной экономики обречены сначала на потерю боеспособности, а затем и на полный развал. В таких условиях неизбежно рухнет и политический строй». Экономический потенциал противника (и не только его) с наименьшими экономическими затратами можно разрушить при помощи новейших методов ведения войны, то есть с применением современного оружия.

Своего самого крупного успеха немецкая пропаганда добилась в 1940 году, когда за несколько месяцев до вторжения во Францию немцы стали активно использовать так называемые «черные» передатчики, которые выдавали себя за французские радиостанции.

Через них распространялись всевозможные слухи, подвергалось критике французское правительство, сеялись неуверенность и панические настроения среди населения и военнослужащих. Это было одной из причин того, что к моменту решительного наступления немецких войск французская армия была не в состоянии оказать серьёзное сопротивление.

Немцы для ведения на Великобританию «черной пропаганды», при ведении которой принадлежность ее источника приписывалась оппозиционным кругам в рядах противника, использовали три радиостанции, якобы вещавшие с британской территории. Одна станция называлась «Радио Каледонии» и вещала от имени шотландских националистов. В названии другой было слово «рабочая» и она якобы представляла мнение левых сил Великобритании. Третья называлась «Новое Британское Радиовещание» и готовила новостные передачи в духе Би-би-си.

Перед нападением Германии на СССР абвер осуществлял засылку в СССР наряду с разведчиками и диверсантами специально подготовленных агентов-пропагандистов из числа эмигрантов и лиц, свободно владеющих русским языком и языками других народов СССР, а также эмиссаров-пропагандистов различных националистических организаций. Одна из школ «Абвера» первую партию таких агентов-пропагандистов направила в феврале 1941 года, вторую - в мае 1941 года. Они осели в приграничных военных округах, имея задачу до начала военных действий «подготовить почву» для предстоящих психологических акций против военнослужащих РККА и населения.

Министерство пропаганды отпечатало к 22 июня 1941 г. свыше 30 млн листовок, красочных пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР и подготовило несколько радиопередач. На Восточном фронте было сосредоточено 17 рот пропаганды. В течение первых двух месяцев войны ими было распространено около 200 млн листовок. В 1943 году пропагандистские войска стали самостоятельным родом войск, их численность достигает 15 тысяч человек.

В начале войны британцы сбрасывали над Германией листовки, в которых крупным шрифтом указывались суммы, якобы помещенные в иностранные банки Герингом, Геббельсом, Риббентропом, Гиммлером и другими руководителями рейха и говорилось, что при любом исходе войны эти люди не пострадают - так населению внушалась мысль о том, что соратники Гитлера сами не верят в свою победу. В сентябре 1943 года британцы издали листовку, содержание которой выдавалось за обращение гауляйтера Коха к немецкому народу. В этом «обращении» Кох говорил об опасности, нависшей над фюрером и бранил некие «реакционные круги», собирающиеся свергнуть Гитлера. Это было попыткой попытка внушить немцам мысль о том, что в руководстве рейха существует раскол. К концу войны западные союзники разбрасывали над Германией фальшивые почтовые марки рейха с портретом Гиммлера в расчете на то, что это сможет вызвать подозрения у Гитлера и тем самым спровоцировать распри среди нацистского руководства. Чтобы спровоцировать шпиономанию британцы передавали поздравления по радио легко рассекречиваемым шифром своим вымышленным агентам за отличную работу, которую они проделали. Би-би-си сообщала о случаях угона немецкими летчиками самолетов в Великобританию, а при этом упоминались фамилии пилотов, сбитых во время воздушных налетов. Это была попытка спровоцировать проведение чисток среди личного состава ВВС, посеять недоверие летчиков друг к другу.

Союзники также использовали так называемую «черную пропаганду», Так, британец С. Делмер выступал в роли германского офицера и через радиостанцию, якобы расположенную в лесах Тюрингии, ежедневно обращался к немецким военнослужащим с размышлениями о положении на фронте и в Германии. При этом, с целью придания содержанию радиопрограмм объективности, он критиковал как нацистских, так и западных лидеров.

В целях деморализации над позициями немецкой армии союзники сбрасывали листовки со стихами о смерти, радио Люксембург одно время транслировало передачу «Письма, которые вы не получили», в которой приятный женский голос зачитывал отрывки из писем, найденных на телах убитых немецких солдат. Союзники также использовали продовольственные затруднения у противника - на его позиции сбрасывались красочные открытки, изображающие различные кушанья и деликатесы. В листовках также использовались темы детей, ждущих возвращения отца, жен, изменяющих фронтовикам с «тыловыми крысами». Демонстрировалась также неспособность противника противостоять силе союзников - например, в британских листовках, разбрасывавшихся над подвергавшимися бомбардировкам городами Германии, был вопрос: «Где люфтваффе?», а над Японией и Италией сбрасывались листовки, предупреждавшие жителей городов о точном времени начала воздушного налета, что одновременно демонстрировало заботу о сохранении жизни мирных жителей и презрение к возможностям ПВО противника. Об эффективности психологической войны союзников свидетельствует то, что во время Тунисской наступательной операции 1943 г. американские листовки-пропуска в плен итальянские солдаты были готовы покупать друг у друга за 600 франков. Это заставило многих американских военачальников изменить свое скептическое отношение к методам психологической войны.

Советские органы психологической войны (спецпропаганды) распространили свыше 20 тысяч наименований различных видов информационно-пропагандистских печатных материалов на 20 иностранных языках (большей частью, естественно, на немецком) общим тиражом 2 миллиарда 706 миллионов экземпляров (в том числе 10 миллионов экземпляров газет, 10 миллионов 200 тысяч брошюр). Также использовались мощные громкоговорящие установки (МГУ), окопные громкоговорящие установки (ОГУ), рупоры. Всего за время войны было проведено более 1 миллиона устных передач для войск противника. Советские службы психологической войны достаточно широко использовали обратный отпуск военнопленных, однако эффективность этого способа зависела от успехов советских войск. Так, если в январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 военнослужащих противника, то в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона г. Бреслау , приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. Командование 2-го Белорусского фронта в 1945 году издало приказ, разрешавший всем офицерам в должности командира взвода и выше, не дожидаясь разрешения вышестоящего командования, засылать военнопленных в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен. Советские органы психологической войны также эффективно использовали организации, созданные из военнопленных: «Национальный комитет Свободная Германия», «Союз немецких офицеров», «Австрийский антифашистский союз», румынский «Национальный блок», итальянский «Союз гарибальдийцев», национальный комитет «Свободная Венгрия ».

Война в Корее

В 1956 г. американское Управление психологической войны было преобразовано в Управление специальных методов войны. В начальный период войны во Вьетнаме в психологических операциях сухопутных войск участвовали четыре роты 6-го батальона психологических операций. В последующем в составе сухопутных войск была сформирована 4-я группа психологических операций, состоявшая из четырех батальонов психологических операций. Всего во время войны во Вьетнаме американцы распространили 50 миллиардов листовок, то есть по 1500 листовок на каждого жителя Северного и Южного Вьетнама . Американцы постоянно прибегали к методам эмоционального воздействия (вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, крики диких зверей и птиц, изображающие голоса лесных духов, демонов и т. п.). Для психологического воздействия на бойцов Вьетконга применялось звуковещание с вертолетов на определенный район в течение всей ночи под видом обращений «блуждающих душ» погибших к свои близким. Несмотря на поражение США во вьетнамской войне, следует признать, что психологические операции были достаточно продуктивными. Так, за период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника.

Война в Афганистане

Наиболее эффективным средством психологического воздействия была радиопропаганда. Как выяснилось впоследствии при опросах иракских военнопленных, 80 % из них слушали передачи радиостанции «Голос Залива», проводившиеся специалистами американской 4-й группы психологических операций. Также было распространено (в основном, с воздуха) более 30 миллионов экземпляров листовок. 98 % опрошенных иракских военнопленных признали, что они видели эти листовки, 88 % из них верили в то, что там было написано, 70 % подтвердили, что именно листовки повлияли на их решение сдаться в плен либо дезертировать. Сочетание целенаправленной печатной и радиопропаганды с непрерывными бомбардировками и артобстрелами очень сильно деморализовало иракские войска и способствовало их массовой сдаче в плен в период наземного наступления многонациональных сил.

В.Крысько. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)