Славянский тотемный гороскоп по дате рождения. Животные в славянской мифологии

Славянский тотемный гороскоп по дате рождения. Животные в славянской мифологии
Славянский тотемный гороскоп по дате рождения. Животные в славянской мифологии

ТОТЕМИЗМ - вера в единство социальной группы, обусловленное общностью предка, в качестве которого выступает определенное животное, растение или предмет неживой природы. Кланы и кровнородственные группы в составе племен обладали характерными комплексами верований, которые в рамках отдельного племени повторяли друг друга, различаясь лишь в деталях. Поскольку каждый человек принадлежал к тому или иному клану по рождению, он был естественным образом связан с этими верованиями и предписанными формами поведения. Тотемизм коренился в представлении о том, что существует мистическая связь между индивидом и некими природными силами и явлениями. В случае, если клан носил название животного или растения обычно верили, что между членами клана и данным природным объектом существует своеобразная мистическая связь. Но как относились к тотемизму древнейшие славяне?

Сначала попробуем уяснить истоки тотемизма и коротко расказать о нём. Его различные формы сохранились у древних народов Африки, Азии, Америки, Австрлалии, меньше Европы, и исходят от анимализма (боготворения сильного животного).
Первые проявления тотемизма возникали в шаманских кругах, где из индивидуального тотема происходил анималистический бог-хранитель. Традиции индивидуального тотемизма склонялись к передаче по наследству подчинения тому или иному животному и наложению табу на весь его вид.

В клановых тотемах Австралии, Нового Южного Уэльса выделят две группы, в которых тотемическая линия наследуется по матери. В этих племенах существует особый запрет употреблять в пищу мясо священных животных. По верованиям тотемистов, «...есть свое «мясо» — то же самое, что есть собственное тело или тело собственного отца». Шаманы и знахари ассоциируют себя со своими тотемами. В случае оскорбления или физического увечья, нанесенных тотему, его хранитель сам страдает от различных душевных и телесных недугов.

В индивидуальном тотемизме тотему отводится важная роль помощника знахаря и шамана. Во время транса или сна дух животного отправляется на поиски необходимой информации. Шаманы Австралии до сих пор практикуют черную магию, в магических обрядах которой важная роль отводится тотему. Если шаман решил убить недруга, он при помощи ритуальных песнопений отправляет тотема на поиски жертвы. По верованиям аборигенов, когда дух тотема достигает своей цели, он внедряется в грудную клетку врага, где поедает все его внутренности.

Считается, что, когда потомок знахаря ложится на алтарь, тотем входит в него. При этом обряде отец или дед-знахарь кладет детеныша священного животного на грудь молодого шамана. По поверьям аборигенов, в этот момент тотем просачивается сквозь кожу в тело новоиспеченного знахаря. После этого обряда кандидата обучают правилам общения с тотемом, открывают ему тайны религиозных песнопений, позволяющих управлять силой могущественного бога-животного.

Традиции племен Северной Новой Гвинеи отличаются своеобразием и самобытностью тотемических ритуалов. Небольшие родовые образования, размеры которых, как правило, не превышают нескольких деревень, практикуют тотемистические связи с рыбами. В их верованиях царство рыб трактуется как царство предков. Детям этих племен предоставляется право выбирать, к какому — материнскому или отцовскому — тотему они будут принадлежать. У каждой родовой группы имеется особое место, откуда священный тотем берет души для новорожденных детей и куда приносит души умерших.

Из особенностей религиозных традиций племен охотников и собирателей Индии следует отметить, что среди членов племени принято считать себя похожими на своих тотемов. Запреты и табу в этих образованиях предельно строгие. Нарушившему порядки, установленные многими столетиями, грозит неминуемая смерть. Клановые тотемы этих племен приравниваются к живым людям.

Племена Западной Африки практикуют как индивидуальный, так и групповой тотемизм. Переводя названия их тотемов, можно догадаться об их роли хранителей человеческой души. Например, названия «то, что имею», «прирожденное», «то, что позади» символизируют прижизненных спутников человека, стоящих у него за спиной и передающихся от предков. Как и в тотемистических учениях предыдущих племенных групп, у африканцев в качестве священных выступают различные животные, растения и объекты окружающей природы. За несоблюдение табу неприкосновенности священных тотемов на племенных шаманских сборах совершается обряд отречения неверных.

До сих пор родовые общины африканских племен были построены по принципу преобладания материнского рода. Однако в настоящее время укрепляются права отцовских генеалогических линий. Групповым тотемам подчиняются целые кланы и даже роды. В знак почитания и благоговения перед священными духами вожди племени приносят жертвы.
Преемственность индивидуальных тотемов допускается как по отцовской, так и по материнской линии. В отличие от других тотемических систем, в соответствии с африканскими религиозными обрядами можно менять своего покровителя. Для людей с одинаковыми тотемами характерно объединение в целые группы.
Особую группу составляют тотемные верования Сибири, Алтая, Дальнего Востока, Чукотки и Камчатки.

Но вернёмся к славянскому взгляду на мир.

В отличие от тотемизма древнее мировоззрение славян (и соответственно их вера) базируется на законе Творца - Прави. Предками славяне считают не тотемных животных, а исключительно людей (Первопредков) души которых живут в Светлом Ирии.

Светлый Ирий и есть высшим пристанищем душ светлых предков самых высоких ирийных уровней, наполненных святостью и высокими знаниями..html) и "Семь правил Прави" (http://сайт/news/religija/sem-pravil-pravi.html).

Вера в Первопредков важна тем, что душу, как высшую инстанцию тонкого тела имеет только человек. Животные, по способу строения своего тонкого тела, тем и отличается от человека, что не имеют души, хотя имеют развитое тонкое тело. Отсюда и вывод - славяне, понимая тонкополевую структуру тотемизма, понимая его механизм, не воспринимали уровень его духовности, считая его для человека заниженным.

Вера в светлых и высоко духовных предков, в их знания и помощь, контакт с ними, отличительная черта древнего славянского мировоззрения.

Древним славянам было известно, знания Первопредков были переданы человечеству около 80 тысяч лет назад и их распостранением и занимались славянские рахманы и волхвы! Многое из знаний Прави осталось в "Велесовой книге", но многое было утеряно в процессе просветления окружения..html).

Древние славяне

На окраинах древнеславянского мира 1-8 в.н.э. рахманы и волхвы встретились с активными формами тотемизма и часть таких длительное время существовала рядом с верой в Правь. Но в центральнославянском регионе, в пространстве древней Росколани-Русколани (Погорыни), на Волыни, на землях между Вислой и Днепром, Припятью и Карпатами тотемизм в это время фактически отсутствовал.

Как отсутствует он в этих регионах и сегодня.

С разрушением единого славянского обьединения (союза) и государства Рось в 9 в.н.э. тотемизм вернул некоторые свои позиции на границах славянского мира и часто ошибочно воспринимается ныне как часть славянского мировоззрения.

Но это не так. Духовное мировозрение Прави смотрит на тотемизм как на первичную форму духовных знаний, не вполне достаточную, чтобы быть славянином.

Ибо славянин должен жить в Прави, ведать Правь, славить Правь.

Слава славянским предкам: Первоотцам, рахманам, волхвам!

В древние времена наши предки имели подобие восточного (японского) гороскопа животных по году рождения. Среди особенностей славянского тотемного гороскопа животных стоит отменить шестнадцатилетний цикл, а не двенадцатилетний как в восточном гороскопе. Каждому году посвящен особый зверь, который может управлять характером человека, родившимся под таким знаком.

Лось (темный сох) – (1928г; 1944г; 1960г; 1976г; 1992г; 2008г)

Лось имеет свойство делать открытия и вести за собой остальных. Это тотем человека, который не может усидеть на одном месте и постоянно ищет новые достижения. Постоянное стремление к чему-то новому может ставить в тупик близких людей родившегося человека под этим знаком. Таким людям свойственно сомнение, с которым желательно бороться тогда удача может повернуться лицом во всех начинаниях.

Оса (жалящий шершень) – (1929г; 1945г; 1961г; 1977г; 1993г; 2009г)

Особое свойство характера таких людей – лидерство во всех его проявлениях. Причем к намеченной цели люди- осы идут, применяя любые методы. Язвительность и колкость можно считать постоянными спутниками таких людей. Но в, тоже время они имеют большую целеустремленность и интуицию. Отличная память, бережливость и ревность у них в крови с рождения.

Волк (притаившийся лют) — (1930; 1946; 1962; 1978; 1994; 2010)

Для людей, рожденных под знаком Волка характерно умение находить выходы из любых неприятных ситуаций. Основными чертами характера можно считать щедрость, ангельское терпение, доброта. Но при всех положительных свойствах этот знак очень любит свободу и не даст получить посягательство на свою территорию. Это хищник с мгновенной реакцией на раздражитель, причем ограничения и обязательства могут быть, только такими, какими человек себе представил.

Белка (огненная векша) – (1931г; 1947г; 1963г; 1979г; 1995г; 2011г)

Люди, появившиеся на свет в этот год, имеют большую ловкость и подвижность не только в физическом плане, но ив сфере умственной деятельности. Они способны схватывать все на лету, быстро производить расчеты из сложившейся ситуации неизменно с выгодой для себя. Это чревато нервными напряжениями, поэтому люди – белки часто впадают в депрессии. Расчет только на свои силы приводит к тому, что родившиеся под этим знаком рано становятся независимыми или создают свою семью.

Жемчужная Щука – (1932г; 1948г; 1964г; 1980г; 1996г; 2012г)

Общение с такими людьми, как правило, прямолинейное и откровенное, они всегда скажут то, что действительно думают без лишней лести и эмоций. Это люди склонные к консерватизму и полностью уверенные в своих мыслях и действиях. Покровительство предков наделяет их внутренним покоем и умиротворенностью.

Бородатая Жаба – (1933г; 1949г; 1965г; 1981г; 1997г; 2013г)

Человек со стойким отношением к жизни, способен ценить то, что имеет, отличается хозяйственностью и бережным отношением к окружающему. Такие люди не любят перемен, четко знают, чего хотят от жизни. Скромность, гостеприимство, аккуратность это все качества характера присущие этому знаку. Любитель постоянства во всех сферах жизни.

Кабан (Дикий Вепрь) – (1934г; 1950г; 1966г; 1982г; 1998г; 2014г)

Не пытайтесь стать на дороге рассерженного Кабана, снесет и даже не оглянется. Это люди без страха и имеющие возможность дать отпор любому врагу. Если такого человека что-либо заинтересовало, то он будет рыть землю до тех пор, пока желаемое не окажется в его личной собственности. После этого они обычно успокаиваются и ведут размеренный образ жизни до нового увлечения. В состоянии покоя Кабаны имеют чрезвычайную разумность и способность принимать правильные действия.

Белый Филин — (1935г; 1951г; 1967г; 1983г; 1999г; 2015г)

Филины отличаются замкнутостью, мнительностью часто подвержены суевериям. Его главным талантом можно считать способность к экстросенсорике. Это люди, которые духовное ставят выше материального.

Шипящий Уж — (1936; 1952; 1968; 1984; 2000; 2016)

Гармония – вот главная черта людей родившихся в этот год. Любители секретов и противники пустых разговоров. Работоспособность, бережливость, целеустремленность при малой толике скрытности делает таких людей идеальными подчиненными. В случае непреодолимых препятствий ужи способны отказаться от своих идей.

Крадущийся Лис — (1937г; 1953г; 1969г; 1985г; 2001г; 2017г)

Приключения и ловкость, изобретательность и хитрость, осторожность и целеустремленность – это все черты родившихся людей в год Лисы. Умело проведенная интрига, только добавит настроения таким людям.

Свернувшийся Ёж — (1938г; 1954г; 1970г; 1986г; 2002г; 2018г)

Этим людям присуща непредсказуемость и суета. Любят шум и веселые компании. Но при этом обладают уникальной памятью к деталям. Отличаются верностью не только в семье, но и в дружбе.

Парящий Орел — (1939г; 1955г; 1971г; 1987г; 2003г; 2019г)

Аристократы по своей натуре не терпящие манипулирования и диктатуры. В чертах характера можно выделить смелость, гордость и неприятие навязывания чужих идей. Орлы могут видеть будущие неприятности, поэтому если о них предупреждают то стоит прислушаться.

Паук (Прядущий Мизгирь) — (1940г; 1956г; 1972г; 1988г; 2004г; 2020г)

Люди – пауки это великие организаторы, которые могут объединить людей в большую группу. Творчески подкованы, любят власть, но чувствительны к изменениям вокруг. При этом отличаются надежностью в семейном плане, преданы традициям.

Кричащий Петух — (1941г; 1957г; 1973г; 1989г; 2005г; 2021г)

Оригинальность и возможность быть первым во всех начинаниях – это про людей, родившихся в год Петуха. Бесстрашность, большие амбиции, активность считаются основными чертами характера. При этом очень любят детей и свой дом.

Бык (Златорогий Тур) — (1942г; 1958г; 1974г; 1990г; 2006г; 2022г)

Противоречивость характера Быка можно оправдать желанием защитить слабого. При этом у Быка поразительная выносливость и терпение. Не смотря на это при экстремальных ситуациях, такие люди способны на агрессию.

Огнегривый Конь — (1943г; 1959г; 1975г; 1991г; 2007г; 2023г)

Экстрим, по жизни чередующийся с постоянными путешествиями – это основная часть жизни родившихся людей под знаком Коня. Они отличаются отважностью и активностью, имеют талант в творческой сфере.

Возможно вам также понравится:

Тотемное животное волк что это значит? Тотемное животное лебедь — характеристика и значение Тотемное животное Косуля – характеристика и значение Тотемное животное беркут- характеристика и значение Тотемное животное витарь — характеристика и значение

На планете можно выделить несколько царств - обладающих сознанием уровней планеты: царство минералов, царство растений, царство животных.

Царство человека относится к космическому уровню сознания, а не к планетарному. Для того, чтобы нам оставаться на планете и выполнять свою миссию, нам необходимо порой помощь тотемного животного. Т.е. мы должны использовать энергию земных царств - своего тотема для успешной жизнедеятельности, для выполнения начертанных нам задач.

Нам очень близко царство животных и чаще всего мы общаемся именно с ним. Дальше от нас стоит царство растений и еще дальше царство минералов. Есть люди, кто понимает лучше то или иное царство, в зависимости от опытов предыдущих воплощений и опыта их Родов.

Волк как животное обладает рядом качеств, которые близки многим людям по духу: гордость, сила, ловкость, выносливость, верность, стайность, воля, безстрашие. Именно для этого создавались и создаются различные магические амулеты с образом волка . Через образ животного идет связь с эгрегором, тотемом, и человек притягивает эти земные энергии в свою жизнь.

Тотемные животные славян

Когда возникло поклонение Тотемам? и что такое Тотем? Тотем это эгрегор - энерго-информационная матрица, обладающая определенными характеристиками и оказывающая влияние на какую либо часть материального мира. В ночь Сварога (кали-югу), когда большая часть сознания человека находится в сонном состоянии и человек не отождествляет себя с космосом, не подключен к космическому сознанию, он начинает искать сильные "планетарные" эгрегоры и находит их в животном царстве - это эгрегоры сильных по природе животных в том или ином регионе. Например, волки, медведи, львы, слоны, крокодилы, орлы..... В современном мире тотемные верования людей считаются примитивными, хотя это далеко не верно. Тотемы это реальные стихии и силы и они оказывают мощное воздействие на нашу повседневную жизнь, наделяя нас определенными земными качествами: успешность, сила, ловкость, выносливость, изобретательность, смекалка, хитрость, гордость....Это инструменты, которыми мы пользуемся в тех или иных ситуациях. Амулеты являются такими инструментами, они помогают привлечь в нашу жизнь те или иные явления или качества. Когда человек подключается к космическому сознанию, необходимость в тотемах должна исчезнуть, поэтому многие "просветленные" люди не имеют никакой обережной атрибутики. Она им просто будет мешать, создавая помехи земных волн. Но такой же человек может использовать амулеты и обереги при работе с людьми, которые зависят от земных эгрегоров, например при сеансах целительства.

Тотемным амулетом может быть частичка животного: кость, зуб, клык, шерсть - любой информационный носитель, связанный с эгрегором, а также образ животного. Наиболее сильным тотемным амулетом будет конечно же части животного, но с другой стороны для человека, обладающего космическим сознанием это не будет приемлемо. Более приемлемым будет образ животного, изготовленный из любого природного материала, этот образ человек сначала подключит к тотему, используя свой магический ритуал, а затем будет носить его и использовать как проводник энергий.

Чем знаменуется переход человека на космическое сознание?
1. Осознанием единства планеты и всего человечества;
2. Появление таких инструментов как интернет - глобальной сети связи;
3. Появление культа солнца и космоса в верованиях и религиях - как изображение светил и галактик.

Впереди нас ждет космическая эпоха. Не будем заглядывать слишком далеко и делать смелых выводов, прежде всего нужно осознать свое единство с планетой, со своими соседями: другими народами, а также царствами животных, растений и минералов. Космическое сознание намного шире планетарного, оно потребует глобальной перестройки ценностей и принципов существования!

Тотемные животные славян: медведь, волк и сокол

Медведь - самый почитаемый славянский зверь. По поверью, медведь был воплощением бога Велеса. Он считался хозяином леса, хранителем его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.
На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси «отпетыми», то есть идущими на верную смерть.

Волк - тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Говорить про волка в славянской культуре можно долго. Волк - второй по значению в славянской мифологии персонаж. Волк - это коллективное животное, наделённое мощью, скоростью, и разумом лесного хищника. Это сильное и опасное животное. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя он живёт как в стае так и в одиночку. Волк ушедший из стаи контролирует свою территорию охоты строго один.

Сокол - основной птичий тотем Славян! Сокол считался воплощением небесных стихий. Его боевитость, победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником всегда восхищала людей. Также, как и орел, сокол является символом мужественной красоты, отваги и удальства.

Исходя из этого можно говорить о трёх основных славянских тотемах: Медведь, Волк и Сокол.

 14.02.2011 00:00

Волк — Зверь Дажьбогов
Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед
славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по
повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.
Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков и это не удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя -“серый”, “лютый”. Слово “волк” вслух не произносилось. Во многих сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, “взявши — отдай сполна”.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня — наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный

Пословицы и приметы:
Волка нога кормят
Либо с волками выть, либо съеденным быть
Сытый волк смирнее ненасытного человека
Таскал волк, потащат и волка
Сколько волка не корми, все в лес тянет
Волки появляются в селениях — голоду.
Волк дорогу перейдет — к счастью

Мифологические животные

Медведь — Зверь Велесов

Медведь — ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний -овсянник и самый малый — муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище — мед-вед (знающий мед). Истинное его имя — бер, об этом говорит название медвежьего жилища — берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин — сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя — конец зимы. Цвета — коричневый,черный

Пословицы и приметы:
Силен медведь, да в болоте лежит
Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы
Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
Не продавай шкуры, не убив медведя
Два медведя в одной берлоге не живут
Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю
Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Лиса — Зверь Макошев

Лиса — лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.
Лиса — это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши — богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы — начало и середина зимы. Цвета — красный, рыжий, коричневый

Пословицы и приметы:
Лисичка всегда сытей волка бывает
Лисой пройти — хитростью
Кто в чин вошел лисой — править волком будет
Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
Лиса и во сне кур считает
Лиса дорогу перебежала, быть беде.
Лисий лай услышать — к несчастью.

Заяц — Зверь Ярилин

Заяц — скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой — настовник, осенью — листопадник, а летом — травник или летник.Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.

Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.

Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле — весеннему богу солнца и продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.
За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым. Отсюда и примета — перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.

Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны — белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу — громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

Время зайца — начало весны. Цвета — белый и серый

Пословицы и приметы:
Без собаки зайца не поймаешь
Коня положили, да зайца уходили
За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
Заяц по селу бежит — к пожару
Заяц дорогу перебежал — к несчастью

Кабан — Зверь Перунов

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его — то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну — богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ’ На людях Илья — а дома свинья!’. Илья Пророквпитал многие черты Перуна. А свинья — многие черты кабана.

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем — и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам — свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья — воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья — символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая борову по легенде — это поэтический образ грозовой тучи, освщенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря — молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами — белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.

Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами — древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

Время кабана — конец лета. Цвета — золотой, бурый.Время свиньи-начало зимы. Цвета-белый, серый

Пословицы и приметы:
Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
Где свинье на небо глядеть!
Сердит да бессилен — свинье брат.
Гусь свинье не товарищ.
Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь — гроб теши.
Не пинай свинью — заболеешь.
Свиньи хрюкают — к беде.
Свинья чешется — к теплу, а визжит — к ненастью.
Свинья сено ест — к голоду или к худому покосу.
Свинья скажет борову, а боров — всему городу

Кошка — Зверь Велесов

Дикие кошки и рыси — лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки — самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.
Если кошка — ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот — вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) — частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними — плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота — навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил — земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки — зима. Цвета — черный, белый

Пословицы и приметы:
Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
Кошка умывается — к гостям или перемене погоды.
Лежит кошка брюхом вверх — к теплу, прячет голову — к холоду, распушает хвост — к метели.
Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
Язык блудлив, что кошка
Сболтнул бы коток, да язык короток

Конь — Зверь Дажьбогов

Конь(комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы — ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру — сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же — это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой — целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне — символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь — это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину — то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа — все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня — конец весны. Цвета — белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:
Конь споткнулась на пороге — к беде
Конь воина нюхает — к гибели
Больной бредит о конях — скоро умрет
Ржание коня — к добру, но при расставании — к долгой разлуке
Не в коня корм
Царство без грозы, как конь без узды
Счастье на коне, безсчастье под конем
Свинья коню рылом и по хвост не вышла
Дареному коню в зубы не смотрят
Кто в кони пошел — тому и воду везти

Корова — Зверь Велесов

Корова – буренка, боденушка, кравица.
В пастушескую эпоху у славян корова — одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.
Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти
Но светлые коровы — это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище.Их молоко — это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.

Время коровы — середина весны. Цвета — белый, черный, рыжий

Пословицы и приметы:
Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть
Долог у коровы язык, да не велели говорить
Та бы корова молчала, что под медведем была
И одна корова, да жрать здорова
Которая корова пала, та по три удоя давала
Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже
Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается — медведь
Черная корова идет вечером впереди стада — к ненастью, пестрая — к переменной погоде, белая или рыжая — к вёдру

Бык — Зверь Сварогов

Бык – вол, вил, бугай.
Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

Они верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи(бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной млге. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу — воплощением земного блага, богатства.

Ярый тур — образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось со озерами, имеющими округлую форму и родниками.Быка славилив весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

Время быка — середина весны. Цвета — рыжий, золотой, синий, красный

Пословицы и приметы:
Хвать быка за рога — ан вилы в руках
Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет

Олень — Зверь Родов

Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.

В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.

Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе — к счастью и долгой жизни.

Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вшивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

Время оленя — середина зимы и конец лета. Цвета — золотой, рыжий, черный

Пословицы и приметы:
Хотел оленя словить — да в лес убежал.

Белка — Зверь Перунов

Белка(векша, мысь, урма) — мелкий лесной зверек, за крепкие зубы, как и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к полку Перунову. Словно молнии разламывают камни и расщеплят деревья, белки ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света, подобно лучам солнца она проворно прыгает по деревьям. Белка, разгрызающая орехи с золотой скорлупой и жемчужчными (или изумрудными) ядрами — поэтическая метафора, означающая гром и молнии.Во многих странах есть обычай весенней охоты на белку, посвященной громовику.

Время белки — конец лета, начало осени. Цвет — золотой, белый

Пословицы и приметы:
Белки в деревню забежали — быть войне или другой большой беде
Векша стрекочет — гостей пророчит


Древние славяне с большим уважением и почитанием относились к животным. Они считали зверей связующим звеном между человеком и могущественной природой. С той поры прошло много веков, но и в наше время все чаще можно встретить людей, носящих обереги с изображением животных. Что они означают, и чем, как считается, способны помочь своему обладателю?


Священных животных у славян было много. Люди верили - обереги с изображениями зверей наделяют своих обладателей их лучшими качествами - ловкостью, силой, смекалкой, плодородием. В языческие времена считалось, что любая часть священного животного обладает теми же свойствами, что и само животное. Именно поэтому было множество оберегов в виде костей, клыков, клочков шерсти, рогов, лап. Ими украшали одежду, в том числе и .

Волчья лапа или клык


Волк у древних славян был тотемом неоднозначным. Его значение и толкование менялись в зависимости от ситуации. С одной стороны, это животное символизировало коварство и жестокость. С другой - самостоятельность и справедливость. Волк у славян ассоциировался с подземным миром, считался проводником умерших душ. Наши предки верили, что именно в теле волка могут являться к ним родственники, ушедшие в мир иной.

Волчьи амулеты наделяют хитростью, смелостью и помогают получить уважение в своей среде, защищают от злости и подлости. Волк - символ преданной любви, отражение однолюбов, которые, подобно прообразу, либо одиноки, либо с одной партнершей на всю жизнь.

Коровьи рога и шкура


Корова олицетворяла плодородие, изобилие и достаток. Идол этого животного был "питающей матерью для всех славян". Осадки сравнивались с коровьим молоком, месяц символизировал рога.

Обереги с символикой коровы - чаще встречаются у женщин. Ведь именно они являются продолжательницами рода. Женщины носят такие обереги, когда планируют ребенка, хотят создать крепкую семью. Считается, что плодородие, которое символизирует корова, помогает бесплодным парам завести детей.

Обереги-птицы


С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов - петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние верили, что птицы - посланники небес. Считалось, что они способны отогнать от своих обладателей беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.

Петух был в почете как символ солнца и огня. Популярность и уважение славян он завоевал своей способностью с рассветом оповещать всех о наступлении нового дня. Считалось, что петушиный крик прогоняет нечистую силу, и новый день начинается с благословления солнечных богов. Курица и утка были символом плодородия и благополучия. Гусиная лапка - отпугивала нечистую силу и помогала найти верную дорогу тем, кто отправился в дальний путь. Сова - символ мудрости и справедливости наделяла своего хозяина прозорливостью и способностью принимать правильные решения.

Медвежья лапа или коготь


Медведь - хозяин языческого леса, сильный, мощный и благородный зверь. Считалось, что он защищает от всех проявлений зла. Во многих домах в качестве оберега держали лапу медведя. Славяне верили, что она защитит от людей с черными мыслями, болезней и бед. Наши предки наделяли медведя мудростью и огромными знаниями во всех сферах, его именем часто скрепляли клятвы. Если охотник нарушал такую клятву - его ждала гибель в лесу. Коготь медведя был признаком силы и уважения со стороны окружающих, приносил удачу и оберегал от опасностей.

Лапка и хвост лисицы

Лиса - своеобразное воплощение женского образа в славянской мифологии, один из самых популярных героев всех сказок и поверий. Лису за хитрость, смекалку и изворотливость, способность легко находить выход из сложных ситуаций. Считалось, что там, где лиса - будет успешный обман и лукавство.

Обереги с изображением лисы помогали своим обладателям решить спорные вопросы в свою пользу, избежать ответственности или переложить вину на других.

Оленьи рога


Олень олицетворял чистоту, благородство и открытость помыслов. У славян это животное было покровителем семьи, брака. Недаром и по сей день на свадебных рушниках и полотенцах можно увидеть вышитые образы оленя.

Олениха считалась символом плодородия, достатка и благополучия. Славяне представляли ее с огромными ветвистыми рогами - отсюда пошла традиция вешать их над входом в жилище. Люди верили, что рога отпугнут зло, помогут завоевать хорошее расположение высших сил. Особое есто среди них занимали .

Конь


Конь был одним из наиболее почитаемых животных. Древние люди верили, что именно эти животные наиболее приближены к богам, и что солнце движется потому, что его вращает колесница, запряженная тремя конями.

Коня ценили за выносливость, терпение и способность терпеть трудности и лишения. У славян с образом коней были связано множество знаковых символов. Белые и золотистые кони - отражение добра, благополучия и богатства. Черные - предвестники предательства, обмана и беды. Дикий необузданный конь - олицетворение самой природной стихии, усмирить такого - покорить себе мать-природу, взять у нее часть безграничных способностей. Многогранен и символ, изображающий всадника на коне - здесь смелость, самоотверженность переплетены с самоуверенностью и бравадой. Конь часто изображался на .


Практически в каждом доме можно было увидеть атрибуты лошадиной упряжки - подковы, колокольчики, черепа. Они считались сильнейшими оберегами, защищавшими от бед и злых людей и заряжавшими на успех, богатство и благополучие.

Огромный интерес вызывают сегодня и . Они могут многие рассказать и о системе верований, и о своих обладательницах.