Имя богини утренней зари в римской мифологии. Богиня утренней зари своей божественною дланью прогнала тьму - пришёл рассвет! аврора - ее богиня

Имя богини утренней зари в римской мифологии. Богиня утренней зари своей божественною дланью прогнала тьму - пришёл рассвет! аврора - ее богиня

Эос - `HwV - в греческой мифологии богиня (персонификация) утренней зари. Титанида второго поколения: дочь Титана Гипериона и титаниды Тейи, сестра Гелиоса и Селены. Согласно другой версии её матерью была сестра Гипериона Эйрифаесса . Учитывая, что во время бунта гигантов Зевс временно запретил светить как Селене с Гелиосом, так и Эос, - она, наравне со своими родственниками, носитель света.

В браке с гигантом Астреем Аврора родила Борея, Нота и Зефира, Утреннюю звезду (Венеру), а, по мнению многих, и все другие звёзды на небесах. То, что Эос рождены все ветры, кроме восточного (который сам по себы считался оплодотворяющим), позволяет предположить его тесную связь или тождественность с Астреем [ГРМГ 40 3]. Во время бунта титанов Астрей восстал против Зевса и был Низвергнут в Тартар - произошло это до или после многочисленных любовных увлечений Эос достоверно неизвестно (???).

У Гомера Эос описывается как "розовоперстная", ежедневно ведущая Гелиоса на небо, оставляя своего возлюбленного Титона еще спящим. На греческих вазах изображается крылатой, часто едущей на колеснице, запряженной четверкой коней (квадрига). Считалось, что она живёт в Эфиопии и выезжает на небо через серебряные ворота. На ней шафранное одеяние, а в колесницу впряжены жеребцы Ламп и Фаэтон. Окрашивая небо в розовый цвет и посыла свои лучи сначала на Олимп, а затем на землю, чтобы разбудить людей, Заря извещает о приближении Гелиоса. С его появлением становится Эос Гемерой* (Днём) и сопровождает солнце на всём пути, превратившись, наконец, в Гесперу (Вечер) на западном берегу Океана. Вот как описано появление Зари в орфическом гимне :

Внемли, богиня, для смерных ведущая день светоносный,
Ярко горящая Эос, что мир обагряет румянцем!
Светлого ты предвещаешь Титана, великого бога,
Путь непроглядной ночи направляешь в подземные глуби,
Прочь её, мрачну, шлёшь, когда востекаешь на небо.
Ты - проводница в делах, глава в человечекой жизни,
Ты - отрада для смертных: никто избегать не стремится
Вышнего ока Зари при её появлении в небе, -
Нет, но когда ты сладостный сон от вежд прогоняешь,
Рад человеческий род, и рады народы животных,
Рады пернатые птицы и всё население моря,
Ибо живущим на свете даруешь ты поприще жизни.

Ныне же в мистах умножь горение света святого!
Эос известна также своей вечной и неутолимой страстью к смертным юношам. Внушила её это желание Афродита в отместку за то, что Эос разделила ложе с Аресом. С тех пор она, стесняясь и таясь, соблазняет их одного за другим. Её возлюбленными были: Орион, Кефал, внук Мелампа Клит. Грейвс [ГРМГ], впрочем, считает любовные приключения Эос лишь аллегорией: с рассветом к влюблённым возвращается эротическая страсть, а у мужчин обычно возникает влечение.

Влюбившись в Ориона, Эос уговорила своего брата Гелиоса вернуть ему зрение. После этого они разделили ложе на священном острове Делос; "от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым" [ГРМГ 41 d].

Кефал был уже женат на Прокриде, когда привлёк благосклонное внимание богини. Эос открылась ему, но он вежливо отказал ей на том основании, что не сможет обмануть Прокриду, с которой связан клятвой вечной верности. Эос возразила, что та легко нарушит клятву в обмен на золото. Чтобы убедить Кефала, она сделала его похожим на некоего Птелеона и посоветовала соблазнить Прокриду, пообещав золотой венец. Когда это с лёгкостью удалось, Кефал без угрызений совести стал возлюбленным Эос, которая вызвала в Прокриде болезненную ревность.

Титон (Тифон) - прекраснейший сын троянского царя Лаомедонта (по другим версиям - Троса или Ила) и брат Приама. Эос похитила его и унесла с собой в Эфиопию, где сделала царём и родила от него Мемнона. В другой версии Титон был похищен богиней вместе со своим братом Ганимедом**, но Зевс отнял его у неё. Взамен Эос упросила его даровать бессмертие Титону, но забыла испросить вечной юности (как Селена для Эндемиона). Когда Титон стал стареть, а Эос надоело ухаживать за ним, она закрыла его в своей спальне, где тот постепенно высох и превратился в цикаду.
Похищение Ганимеда рассматривается Грейвсом как неправильное прочтение древнего изображения позднейшим мифографом, который воспринял изображение невесты в сцене священного брака с новым царём как изображение Эос.

После смерти своего сына Мемнона от руки Ахилла Эос каждое утро оплакивает его, и слёзы ложатся утренней росой.

Аврора (Aurora)

«Аполлон и Аврора»
Мифология: древнеримская
Толкование имени: «рассвет», «светлая», «возрожденная»; от лат. aura - «предрассветный ветерок»; от лат. aurum - «золотая»
Латинское написание: Aurora
В иных культурах: Эос , Заря заряница
Пол: женский
Занятие: богиня утренней зари
Отец: Гиперион
Мать: Тейя
Братья: Гелиос
Сёстры: Селена
Дети: Зефир, Борей, Нот, Эвр; Звезды
Аврора (богиня) Аврора (богиня)

От Астрея и Авроры произошли все звёзды, горящие на тёмном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

В честь Авроры назван астероид (94) Аврора , открытый в 1867 году.

См. также

Напишите отзыв о статье "Аврора (богиня)"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Аврора (богиня)

И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?
И в доказательство неопровержимости этого довода складки все сбежали с лица.
Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.

aura - «предрассветный ветерок»; от лат. aurum - «золотая» Латинское написание: Aurora В иных культурах: Эос , Заря заряница Пол: женский Занятие: богиня утренней зари Сфера влияния: Отец: Гиперион Мать: Тейя Братья: Гелиос Сёстры: Селена Супруг(а): Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дети: Зефир, Борей, Нот, Эвр; Звезды Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

От Астрея и Авроры произошли все звёзды, горящие на тёмном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

В честь Авроры назван астероид (94) Аврора , открытый в 1867 году.

См. также

Напишите отзыв о статье "Аврора (богиня)"

Ссылки

  • Аврора, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Аврора (богиня)

Это был очень грустный рыцарь... Да, да, именно рыцарь!.. И меня очень удивило, что даже в этом, «другом» мире, где он мог «надеть» на себя любую энергетическую «одежду», он всё ещё не расставался со своим суровым рыцарским обличием, в котором он себя всё ещё, видимо, очень хорошо помнил... И я почему-то подумала, что у него должны были на это быть какие-то очень серьёзные причины, если даже через столько лет он не захотел с этим обликом расставаться.
Обычно, когда люди умирают, в первое время после своей смерти их сущности всегда выглядят именно так, как они выглядели в момент своей физической смерти. Видимо, огромнейший шок и дикий страх перед неизвестным достаточно велики, чтобы не добавлять к этому какой-либо ещё дополнительный стресс. Когда же время проходит (обычно через год), сущности старых и пожилых людей понемногу начинают выглядеть молодыми и становятся точно такими же, какими они были в лучшие годы своей юности. Ну, а безвременно умершие малыши резко «взрослеют», как бы «догоняя» свои недожитые годы, и становятся чем-то похожими на свои сущности, какими они были когда вошли в тела этих несчастных, слишком рано погибших, или от какой-то болезни безвременно умерших детей, с той лишь разницей, что некоторые из них чуть «прибавляют» в развитии, если при их коротко прожитых в физическом теле годах им достаточно повезло... И уже намного позже, каждая сущность меняется, в зависимости от того, как она дальше в «новом» мире живёт.
А живущие на ментальном уровне земли высокие сущности, в отличие от всех остальных, даже в состоянии сами себе, по собственному желанию, создавать «лицо» и «одежду», так как, прожив очень долгое время (чем выше развитие сущности, тем реже она повторно воплощается в физическое тело) и достаточно освоившись в том «другом», поначалу незнакомом им мире, они уже сами бывают в состоянии многое творить и создавать.

Лат. Aurora , < aura — букв. — "предрассветный ветерок ". В римской мифологии богиня утренней зари, соответствующая греческой Эос .

Фаэтон

АНТИЧНОСТЬ

Эос — `HwV — в греческой мифологии богиня (персонификация) утренней зари. Титанида второго поколения: дочь Титана Гипериона и титаниды Тейи, сестра Гелиоса и Селены. Согласно другой версии её матерью была сестра Гипериона Эйрифаесса . Учитывая, что во время бунта гигантов Зевс временно запретил светить как Селене с Гелиосом, так и Эос, - она, наравне со своими родственниками, носитель света.

В браке с гигантом Астреем Аврора родила Борея, Нота и Зефира, Утреннюю звезду (Венеру), а, по мнению многих, и все другие звёзды на небесах. То, что Эос рождены все ветры, кроме восточного (который сам по себы считался оплодотворяющим), позволяет предположить его тесную связь или тождественность с Астреем [ГРМГ 40 3 ]. Во время бунта титанов Астрей восстал против Зевса и был Низвергнут в Тартар — произошло это до или после многочисленных любовных увлечений Эос достоверно неизвестно (???).

У Гомера Эос описывается как "розовоперстная ", ежедневно ведущая Гелиоса на небо, оставляя своего возлюбленного Титона еще спящим. На греческих вазах изображается крылатой, часто едущей на колеснице, запряженной четверкой коней (квадрига). Считалось, что она живёт в Эфиопии и выезжает на небо через серебряные ворота. На ней шафранное одеяние, а в колесницу впряжены жеребцы Ламп и Фаэтон. Окрашивая небо в розовый цвет и посыла свои лучи сначала на Олимп, а затем на землю, чтобы разбудить людей, Заря извещает о приближении Гелиоса. С его появлением становится Эос Гемерой (Днём) и сопровождает солнце на всём пути, превратившись, наконец, в Гесперу (Вечер) на западном берегу Океана. Вот как описано появление Зари в орфическом гимне [ ORHY LXXVIII ]:

(фимиам, манна)
Внемли, богиня, для смерных ведущая день светоносный,
Ярко горящая Эос, что мир обагряет румянцем!
Светлого ты предвещаешь Титана, великого бога,
Путь непроглядной ночи направляешь в подземные глуби,
Прочь её, мрачну, шлёшь, когда востекаешь на небо.
Ты — проводница в делах, глава в человечекой жизни,
Ты — отрада для смертных: никто избегать не стремится
Вышнего ока Зари при её появлении в небе, —
Нет, но когда ты сладостный сон от вежд прогоняешь,
Рад человеческий род, и рады народы животных,
Рады пернатые птицы и всё население моря,
Ибо живущим на свете даруешь ты поприще жизни.

Ныне же в мистах умножь горение света святого!

Эос известна также своей вечной и неутолимой страстью к смертным юношам. Внушила её это желание Афродита в отместку за то, что Эос разделила ложе с Аресом. С тех пор она, стесняясь и таясь, соблазняет их одного за другим. Её возлюбленными были: Орион, Кефал, внук Мелампа Клит. Грейвс [ГРМГ], впрочем, считает любовные приключения Эос лишь аллегорией: с рассветом к влюблённым возвращается эротическая страсть, а у мужчин обычно возникает влечение.

Влюбившись в Ориона, Эос уговорила своего брата Гелиоса вернуть ему зрение. После этого они разделили ложе на священном острове Делос; "от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым " [ГРМГ 41 d ].

Кефал был уже женат на Прокриде, когда привлёк благосклонное внимание богини. Эос открылась ему, но он вежливо отказал ей на том основании, что не сможет обмануть Прокриду, с которой связан клятвой вечной верности. Эос возразила, что та легко нарушит клятву в обмен на золото. Чтобы убедить Кефала, она сделала его похожим на некоего Птелеона и посоветовала соблазнить Прокриду, пообещав золотой венец. Когда это с лёгкостью удалось, Кефал без угрызений совести стал возлюбленным Эос, которая вызвала в Прокриде болезненную ревность.

Титон (Тифон) — прекраснейший сын троянского царя Лаомедонта (по другим версиям — Троса или Ила) и брат Приама. Эос похитила его и унесла с собой в Эфиопию, где сделала царём и родила от него Мемнона. В другой версии Титон был похищен богиней вместе со своим братом Ганимедом , но Зевс отнял его у неё. Взамен Эос упросила его даровать бессмертие Титону, но забыла испросить вечной юности (как Селена для Эндемиона). Когда Титон стал стареть, а Эос надоело ухаживать за ним, она закрыла его в своей спальне, где тот постепенно высох и превратился в цикаду.
Похищение Ганимеда рассматривается Грейвсом как неправильное прочтение древнего изображения позднейшим мифографом, который воспринял изображение невесты в сцене священного брака с новым царём как изображение Эос.

После смерти своего сына Мемнона от руки Ахилла Эос каждое утро оплакивает его, и слёзы ложатся утренней росой.

HSTH 371-374
HSTH 378-382
HSTH 984
HMIL I 477
HMOD I 1
HMOD V 1
HMOD XV 250
HMOD XXIII 244-246
TKRI II 148
APLL I 4.4
APLL III 12.4
SHAR III 115
HMHY IV 218-238
ORHY VIII 4
HORO III 20
OVFS 1 461

--

В ЭМСИ Аврора относится к разделу "Времена и перемены, или течение времени ", к Временам дневым . О ней говорится следующее:

Аврора, денница, утро или утреннее время, представляется женою крылатою, со звездою на главе, иногда младою нимфою, увенчанною цветами, сидящею в алой или пурпуровой колеснице, влекомой Пегасом, с факелом в правой руке, рассыпая розы левою. Иногда с великим покрывалом, далеко назад простертым, с румяными грудями и червлеными конями. Иногда с пеухом, возле не стоящим.
[ЭМСИ 193 ].

"Светильник горящий - знак Авроры " [ЭМСИ 314 ]

"Аврора в провожатии часов", едущая перед колесницей солнца, входит в аллегорию Будущего [ЭМСИ 191 ]

— --

Аврора (Эос) — популярная фигура барочной живописи (чаще всего дворцовые плафоны и своды). Существует множество разновидностей её изображеня:

  • летящей перед колесницей Гелиоса с факелом;
  • правящей колесницей (двойка или четверка),
  • верхом на крылатом Пегаса, рассыпающей на своем пути цветы;
  • нередко за ее полетом наблюдает бородатый Тифон (Титон);
  • нередко её и колесницу Солнца окружают юные Оры - богини времен года.

Также часто изображают отступающие ночные облака и освещённый горизонт.

Аврора и Кефал; похищение Кефала.

Страсть Авроры к Кефалу была переосмыслена итальянскими барочными драматургами и, будучи популярной, широко использовалась художниками. Согласно этому сюжету страсть к Кефалу - самая сильная у Эос. То, что он отверг её, заставило пренебречь Эос своей ежедневной обязанностью, выводить на небо Гелиоса. Купидон спас мир от хоаса, заставив Кефала ответить ей взаимностью. Счастливая Аврора унесла юношу в своей колеснице на небо. "Похищение" Кефала означает скорее его захват, нежели сексуальное насилие, как в случаях с похищениями Европы и Прозерпины.

Аврора (крылатая) изображается стремительно летящей с неба вниз к Кефалу. Ее колесница ожидает их на облаках в окружении амуров. В другой трактовке Кефал на колеснице, все еще пытается отвергнуть объятия Авроры, в то время как старый Титон лежит рядом и спит, не сознавая того, что происходит.

Аврора фигурирует также в истории Кефала и Прокриды - другой драматической обработке, относящейся к тому же времени.

ХССС, с.47

ПСИХОЛОГИЯ

Рождение .

Начало дня - это символ рождения (или возрождения), а также пробуждения.

Появление утренней зари во сне указывает на высвобождение элемента бессознательного, его активизацию ("готовность к действию").

Жан-Оноре Фрагонар - Аврора торжествующая над ночью

Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard), (1732, Грасс - 1806, Париж), - французский живописец и гравёр. Работал в стиле рококо. Не считая рисунков и гравюр, создал более 550-ти картин.

Leoncavallo - Mattinata
Руджеро Леонкавалло - Рассвет
Поют - Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Лучано Паваротти

Аврора уж солнце встречала,
Покровы раскинув свои,
Багряной рукою ласкала
В лугах полевые цветы.

Анн - Луи Жироде де Руси-Триозон (1767-1824) - Аврора (1814)
Фрагмент росписи потолка в спальне императрицы замка Компьен

Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson), (1767, Монтаржи - 1824, Париж), - французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.

Аврора, в древнегреческой мифологии Эос, - древнеримская богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям. Аврора - дочь титана Гипериона и титаниды Тейи, сестра бога солнца Гелиоса и богини луны Селены, жена титана Астрея.

От Астрея и Авроры произошли все звёзды, горящие на тёмном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.

Обычно Аврора изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или бескрылыми конями, в красно-жёлтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.


Статуэтка "Аврора"
Италия - Giorgio Armani - (вторая половина XX века)

Опера "Аврора"

Гвидо Рени - Аврора - Палаццо Роспильози-Паллавичини, Рим (1614)

Гвидо Рени (Guido Reni), (1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья - 1642, Болонья), - итальянский живописец болонской школы.

Опера "Аврора" была написана аргентинским композитором и дирижёром Эктором Паницца (1875-1967). Премьера оперы состоялась в сентябре 1908-го года на сцене театра "Колон" в Буэнос-Айресе в день открытия здания театра.

Название оперы совпадает с именем её главной героини и одновременно является метафорой рассвета - начала борьбы за национальную независимость Аргентины. Действие оперы происходит во время событий мая 1810-го года в провинции Кордова и с участием конкретных исторических персонажей, таких, как Сантьяго де Линьерс и Мигель Хуан де Мата Гюмес.
Главные герои оперы - романтическая пара - молодой аргентинский патриот Мариано и прекрасная испанка Аврора.

Сантьяго де Линьерс - вице-король вице-королевства Рио-де-ла-Плата. В 1810-ом году в ходе Майской революции вице-король Сантьяго де Линьерс был смещен со своего поста.

Вице-королевство Рио-де-ла-Плата (Virreinato del Río de la Plata), или Ла-Пла́та - испанское вице-королевство в Южной Америке, включавшее в себя территории современных Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии. Столица - Буэнос-Айрес.

Мартин Мигель Хуан де Мата Гюмес Монтеро из Гойеи и Суда (1785, Сальта, Рио-де-ла-Плата - 1821, Каньяда де ла Хоркета, Сальта), известный как Мартин Мигель де Гюмес, был военным и аргентинским политиком, который внёс выдающийся вклад в борьбу за независимость Аргентины.

В конце второго акта оперы звучит ария патриотического содержания, которую поёт главный герой Мариано. Эта ария впоследствии стала известной как песня под названием "Аврора" - её первоначальное название "Песня к флагу". Она стала официальным гимном, посвящённым флагу Аргентины. Эту песню полагается петь во время официальных мероприятий. Её обязательно поют во всех школах Аргентины.

Зрительный зал театр Колон (Teatro Colón - театр Колумба) - Буэнос-Айрес (Аргентина)

Ettore Panizza - Saludo a la Bandera
Этторе Паницца - Салют флагу
Aurora - Canción a la Bandera Argentina
Аврора - Песня об аргентинском флаге

Статуэтка "Аврора"
Италия - Porcellane Principe - (конец XX века)

Залп "Авроры"

Хуснутдинова Энже Эдуардовна - Залп "Авроры"

Энже Хуснутдиновой было четырнадцать лет в 2017-ом году, когда она представила свою работу на конкурс детского рисунка, посвящённый столетию Великой Октябрьской социалистической революции, организованный издательским домом "Панорама".
Живёт Энже в городе Альметьевск республики Татарстан.

Дудник Степан Ильич - Залп Авроры! Смольный

Степан Ильич Дудник (1914, Феодосия - 1996, Москва) - советский художник. Председатель правления МОСХ (1968-1972).
МОСХ - Московское отделение Союза художников РСФСР.


Кукрыниксы - Залп Авроры. Зимний дворец - 1961

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

В ночь с 25 на 26 октября 1917-го года в России под руководством партии большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Власть из рук Временного правительства перешла в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Этот день стал началом новой эры - эры социализма, очаги которого в мире, несмотря на все старания капитала, ещё не задушены до сих пор.
Очень символичным стал факт того, что сигналом к штурму Зимнего дворца стал залп холостым снарядом, данный с крейсера 1-го ранга Балтийского флота под названием "Аврора".

К утру 25 октября 1917-го года в руках большевиков находились основные стратегические пункты и правительственные учреждения Петрограда. Оставалось захватить Зимний дворец. Было решено, что по сигнальному выстрелу из Петропавловской крепости "Аврора" даст несколько холостых выстрелов. С крейсера на берег сошли три группы моряков для поддержания порядка в городе. По радио с "Авроры" было передано написанное Владимиром Ильичом Лениным воззвание "К гражданам России!".

В 21:40 по приказу комиссара А. В. Белышева комендор Евдоким Павлович Огнев из бакового орудия "Авроры" произвёл один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца. Он послужил сигналом для начала штурма Зимнего дворца.

В 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) вооружёнными рабочими, солдатами Петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота во главе с Владимиром Александровичем Антоновым-Овсеенко был взят Зимний дворец и арестовано Временное правительство.

Фарфоровая плакетка "Крейсер "Аврора""
СССР - Барановка - (1950-е годы)

Это присказка, а сказка, то есть то, ради чего затевался этот сюжет, впереди.

"Аврора" за миллион долларов

Ансельм Кифер - единственный из живущих художников, чьи работы входят в постоянную коллекцию Лувра, - отныне будет представлен и в Государственном Эрмитаже: за работу Ансельма Кифера "Аврора" заплатили почти 64 миллиона рублей - чуть более 1 миллиона долларов. Она прибудет в музей к сентябрю.

Творческий процесс мастера - Ансельм Кифер за работой

Средства на покупку картины Кифера поступят из двух источников - собственного накопительного фонда музея, куда поступают благотворительные пожертвования, а также из фонда Владимира Потанина. "Аврору" привезут из Франции, из галереи Thaddaeus Ropac. Согласно договору, произведение перейдет в распоряжение Эрмитажа не позднее августа текущего года.

Работа Кифера "Аврора" на выставке "Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову", проходившей в "Эрмитаже" в 2017-ом году

Работы художника настолько объемны и рельефны, что часто указывается их глубина. Картина выполнена в 2015-2016 годах в смешанной технике. У художника есть несколько одноименных работ, и, судя по всему, Эрмитаж покупает именно ту "Аврору", которая была в 2017-ом году представлена на выставке "Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову". (То есть искусствоведы, написавшие об этом событии, ещё не в курсе, за которую из "Аврор" "Эрмитаж" отсыпет 1 000 000 000 $).
Ансельм Кифер создал часть произведений специально для залов Эрмитажа. И покупка музеем работы мастера с прошедшей в его стенах выставки выглядит вполне предсказуемой.

Еще одна картина под названием "Аврора", созданная Ансельмом Кифером в 2009-ом году

В своем творчестве Ансельм Кифер обращается к темам истории, религии, литературы, философии, образам памяти и наследия. Источник вдохновения для Кифера - мировая культура в самом широком ее срезе: немецкая история, религиозная мистика, античная поэзия, месопотамские мифы. Его живописные полотна - широкомасштабные, многослойные, трехмерные - знаменуют возрождение жанра исторической живописи с ключевыми для нее вопросами памяти и культурного мифа. Краски на холстах Кифера смешиваются c пылью, землей, глиной, ржавым металлом, соломой, засушенными цветами.

Информация о сем знаменательном событии дана по материалам artinvestment.ru.

Ансельм Кифер (Anselm Kiefer) родился 8 марта 1945-го года в Донауэшингене, Германия, - немецкий художник. В его официальной биографии утверждается, что родился он под последними бомбежками Второй мировой войны. Думаю, что всё его творчество это результат той родовой травмы.(((

Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Дух над водою

О выставке "Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову" в "Эрмитаже" и работе художника "Дух над водою" рассказывает сотрудник Молодежного центра Павел Дейнека.

Ансель Кифер - Велимиру Хлебникову

О выставке в "Эрмитаже" "Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову" рассказывает искусствовед Дмитрий Озерков.

Надеюсь, первое видео осилят все, ввиду его непродолжительности, со вторым, конечно, сложнее. Но, если вы, уважаемые читатели, хотите быть знатоками современного искусства, то посмотреть его нужно обязательно. Сначала нудновато, но потом, честное слово, очень интересно, особенно, когда Дмитрий Озерков отвечает на вопросы посетителей музея.
Понимаю, что не хочется смотреть, понимаю, но есть такое волшебное слово "надо". Помните, как в фильме "Операция Ы и другие приключения Шурика": "Надо, Федя, надо!".)))

Ансельм Кифер

И ещё, уважаемые читатели, запомните лицо прижизненного классика, современниками которого вам посчастливилось быть. Нет, современных художников, творения которых продаются за миллионы, хватает, но таких, чтобы их работы обретались в Лувре, а теперь ещё и в "Эрмитаже", кроме Кифера больше нет. Все эти мазилы кватроченто и Ренессанса, эпохи барокко и классицизма, реализма, импрессионизма и прочих измов от зависти ворочаются в гробу, а те, которые живы, нервно икают.

С другими работами художника можно ознакомиться

Крейсер "Аврора" - песня из мультфильма "Аврора"
Владимир Шаинский на слова Михаила Матусовского

Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой -


Что тебе снится, крейсер "Аврора",
В час когда утро встает над Невой?