Ребенок не идет в школу. Если ребенок не успевает по учебе

Ребенок не идет в школу. Если ребенок не успевает по учебе
Ребенок не идет в школу. Если ребенок не успевает по учебе

На сегодняшний день в сфере воспитания довольно распространена проблема, когда ребёнок не хочет ходить в школу. С таким явлением могут столкнуться родители как учеников младшей школы, так и подростков. Что делать в этом случае взрослым? В первую очередь следует отбросить мысли о том, что у вас плохой сын или дочь, или что вы виноваты в создавшейся ситуации. А после необходимо разобраться в причине, по которой ваш ребёнок произносит: «Не хочу идти в школу». Что делать, чтобы он ходил на учёбу с удовольствием? по разрешению такого вопроса даны в этой статье.

Выявление причины нежелания учиться

Когда родители чувствуют, что ребёнок с приближением осени становится всё грустнее, им обязательно следует выяснить причину такого состояния.

Если речь идёт об ученике младшей школы, следует особое внимание обратить на его рисунки. Ведь нередко малыши отображают свои страхи на бумаге. Возможно, основной темой рисунка будет злой учитель или дети, которые дерутся. Также хорошим вариантом выявления причины нежелания ходить в школу может стать игра. К примеру, любимый мишка плачет, когда настаёт первое сентября. Или зайка отказывается идти в школу. Пусть малыш объяснит причину такого поведения игрушек.

В случае когда слова «не хочу ходить в школу» звучат из уст старшеклассника, выявить корень проблемы можно только путём доверительного разговора со своим ребёнком.

Период адаптации к школе

На протяжении сентября-октября происходит адаптация сына или дочери к школе. У некоторых детей период привыкания может продлиться даже до Нового года. В это время родителям, которые слышат: «Не хочу в школу», рекомендуется следующее:

  • уделять ребёнку больше внимания, чем обычно;
  • наблюдать за тем, что рисует сын или дочь, какие игры предпочитает и что его/её волнует;
  • всячески поддерживать малыша;
  • стараться чаще общаться с его учителями и одноклассниками.

Также следует ответственно отнестись к соблюдению режима дня. Причём это касается как учеников младшей школы, так и старшеклассников. Обязательным условием является фиксированное время отхода ко сну. Также следует заводить будильник с таким расчётом, чтобы утреннее пробуждение происходило не в последний момент, когда уже настало время выходить из дома, а была возможность спокойно проснуться, потянуться, сделать зарядку, позавтракать и отправиться в школу. Нервозности и опозданиям - категорическое «нет»!

Если ребёнок не хочет идти в школу, причины этому могут быть разными. Следует остановиться подробно на каждой из них. Сначала рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у детей младшего школьного возраста.

Причина первая. Страх первоклассника перед новым и неизведанным

Почему в школе? Первой причиной этого является боязнь чего-то нового и неизвестного, которую чаще всего испытывают домашние, «несадиковские» малыши. Их пугает масса факторов. К примеру, что мама не сможет постоянно быть рядом, что нужно будет общаться с людьми, которые ранее были не знакомы, что одноклассники окажутся недружелюбными. Порой дети, не приученные к самостоятельности, даже боятся ходить в туалет, так как им кажется, что они могут заблудиться в коридорах.

Если ребёнок именно по причине боязни нового говорит: «Не хочу в школу», что делать родителям в такой ситуации? Следует в последние дни августа провести ребёнку экскурсию по школе, чтобы он познакомился с кабинетами, коридорами и туалетами. И тогда первого сентября все эти места будут уже знакомы малышу, и ему не будет так страшно. Если вам посчастливится встретить других, более взрослых учеников, рекомендуется пообщаться с ними на глазах у ребёнка, а может быть, даже познакомить их со своим малышом. Пусть ребята постарше расскажут будущему первоклашке, как им нравится учиться, какие хорошие преподаватели работают в школе, как много новых друзей здесь можно обрести.

Также родители могут рассказать свои жизненные истории о том, как они боялись идти в первый класс, что именно их тогда пугало. У таких рассказов обязательно должен быть счастливый конец. Тогда малыш осознает, что ничего страшного нет, и всё обязательно будет хорошо.

Причина вторая. Наличие негативного опыта у ученика младших классов

Порой случается так, что ребёнок, который говорит: «Не хочу в школу», уже имел возможность ранее прочувствовать учебный процесс. Может быть, он уже окончил первый класс. Или малыш посещал занятия по дошкольной подготовке. И в результате полученный опыт имел негативный характер. Причин этому может быть много. К примеру, ребёнка дразнили другие дети. Или ему было тяжело усваивать новую информацию. А может быть, случались конфликтные ситуации с преподавателем. После таких неприятных моментов ребёнок боится их повторения и, соответственно, произносит: «Не хочу в школу».

Что делать в этом случае родителям? Главный совет, как и во всех других случаях, - разговаривать с ребёнком. Если виной всему стал конфликт с учителем, не нужно говорить, что преподаватель плохой. Ведь для первоклассника он является чуть ли не первым незнакомым представителем мира взрослых. Общаясь с ним, ребёнок учится налаживать отношения со старшими. Родителям следует постараться непредвзято посмотреть на ситуацию и понять, кто прав, кто виноват. Если малыш сделал что-то не так, нужно указать ему на совершённую ошибку. Если же виноват преподаватель, то не следует говорить об этом ребёнку. Просто запишите его, к примеру, в параллельный класс, чтобы свести к минимуму их общение с этим педагогом.

Если имел место конфликт с одноклассниками, следует разобрать эту ситуацию, дать правильные советы и научить ребёнка самому решать проблемы такого характера. Малышу следует донести, что вы всегда его поддержите, что вы на его стороне и что он всегда может на вас рассчитывать, но разбираться со сверстниками он должен сам. Основная задача родителей - объяснить, как следует выходить из подобных ситуаций, чтобы все стороны конфликта остались довольны.

Причина третья. Страх первоклассника, что он чего-то не сможет

С раннего детства родители, сами того не подозревая, взращивали подобный страх в своём ребёнке. Когда он говорил, что хочет сделать что-то самостоятельно, взрослые не давали ему такой возможности и аргументировали это тем, что у малыша не получится. Поэтому сейчас, когда ребёнок не хочет идти в школу, им может владеть страх, что у него не выйдет хорошо учиться или с ним не захотят дружить одноклассники.

Что делать родителям в данной ситуации? Следует как можно чаще вспоминать моменты, когда ребёнок достиг успеха, хвалить его и обязательно подбадривать. Малыш должен знать, что мама и папа им гордятся и верят в его победы. Нужно радоваться вместе с первоклашкой его маленьким достижениям. Также следует поручать ему различные важные задания, чтобы ребёнок понимал, что ему доверяют.

Причина четвёртая. Ученику младших классов кажется, что его не любит педагог

У ученика младших классов может возникнуть проблема, когда ему кажется, что преподаватель его не любит. Зачастую это обусловлено лишь тем, что детей в классе много и учитель просто не имеет возможности лично обратиться к каждому ребёнку, похвалить его. Иногда малышу достаточно сделать всего одно замечание, чтобы ему показалось, что преподаватель относится к нему предвзято. Следствием этого является то, что ребёнок не хочет в школу.

Что делать взрослым, если возникла подобная ситуация? В первую очередь нужно объяснить сыну или дочери, что учитель - это не мама и не папа, не товарищ и не приятель. Преподаватель должен давать знания. Его нужно внимательно слушать и задавать вопросы, когда что-то непонятно. Родителям следует общаться с учителем, советоваться с ним и интересоваться успехами малыша. В случае когда преподаватель действительно невзлюбил вашего ребёнка и вы не можете на это повлиять, следует посоветовать малышу на придирки. Если конфликт действительно серьёзен, нужно рассмотреть вариант перевода ребёнка в параллельный класс.

Теперь настала очередь рассмотреть причины нежелания учиться у подростков.

Причина пятая. Старшеклассник не понимает, зачем ему учиться

Иногда случается так, что ученик старших классов говорит: «Не хочу в школу» по причине того, что он не понимает, зачем ему нужны приобретаемые знания и где он впоследствии сможет их применить.

Что делать в такой ситуации родителям? Нужно постараться привязать предметы, изучаемые в школе, к реальной жизни. Следует научиться находить физику, химию, географию и биологию в окружающем мире. Для формирования интереса к получению знаний рекомендуется вместе с ребёнком посещать музеи, выставки и познавательные экскурсии. При прогулке в парке можно попробовать вместе нарисовать его план. Попросите своего старшеклассника помочь вам в переводе текста с английского языка и после обязательно поблагодарите его. Главной задачей родителей является формирование стойкой заинтересованности ребёнка в получении знаний в школе.

Причина шестая. Плохая успеваемость старшеклассника

Часто причиной нежелания учиться становится банальная плохая успеваемость ученика. Он просто не может понять, о чём говорит преподаватель. Основной эмоцией на уроке становится скука. Чем дольше происходит такое непонимание, тем вероятнее развитие тупиковой ситуации, когда суть предмета окончательно ускользает от ребёнка. А если преподаватель поругал или высмеял ученика перед всем классом за неуспеваемость, то желание учить этот предмет может покинуть старшеклассника навсегда. Неудивительно, что в такой ситуации ребёнок не хочет в школу.

Как помочь подростку в таком случае? Легче всего восполнить его упущенные знания по конкретному предмету, когда обнаруженная проблема возникла относительно недавно. Если один из родителей достаточно осведомлён в нужной отрасли и если он обладает должным терпением, можно заниматься с ребёнком в домашних условиях. Хорошим вариантом является посещение репетитора. Но в первую очередь следует попытаться объяснить старшекласснику, насколько важно знание конкретного предмета. Без осознания этого факта все последующие занятия могут пройти впустую.

Причина седьмая. Старшекласснику неинтересно

Ещё одной причиной, почему ребёнок не хочет учиться в школе, может быть его одарённость. Порой старшекласснику, который схватывает информацию на лету, просто неинтересно посещать уроки. Ведь учебный процесс рассчитан на среднестатистических учеников. А если ребёнку приходится выслушивать ту информацию, которая ему хорошо знакома, его внимание притупляется и появляется чувство скуки.

Что делать родителям Если в школе имеется класс для таких учеников, то рекомендуется перевести своего сына или дочь туда. Если нет, то нужно помочь ребёнку удовлетворять свою любознательность путём самостоятельных занятий.

В случае когда отсутствие интереса к учёбе обусловлено не особой одарённостью, а банальным отсутствием мотивации, нужно попробовать заинтересовать ребёнка. Необходимо выявить несколько основных направлений, которые его привлекают, и помочь ему развиваться в этом русле. Например, если сыну или дочери интересен компьютер, пусть он/она помогает вам выполнять несложные задания для вашей работы. За это следует ребёнка благодарить, а может, даже выделять символическую заработную плату. Это и будет мотивацией, которая в данном случае необходима.

Причина восьмая. Неразделённая любовь старшеклассника

У подростков проблема безответной любви может встать очень остро в силу их возраста, темперамента и гормонального фона. Ребёнок произносит слова «не хочу в школу» по причине нежелания видеть объект своих чувств.

В такой ситуации родителям категорически запрещено осыпать сына или дочь насмешками, поскольку случай действительно серьёзный. Их задача - быть рядом, поддерживать и подбадривать своего ребёнка и вести разговоры по душам в случае, когда подросток к этому готов. Если он попросит перевести его в другую школу, родителям не следует соглашаться и идти на поводу у эмоций старшеклассника. Следует объяснить, что возникающие проблемы нужно решать, а не убегать от них. Убедите ребёнка, что с течением времени всё наладится и впереди его обязательно ждёт новое счастье.

Причина девятая. Конфликт подростка с одноклассниками

Поводы для конфликтов ребёнка с одноклассниками могут быть разнообразными. Без спорных ситуаций и столкновений интересов обойтись трудно. Но если отношения с другими подростками постоянно накалены, ученик начинает чувствовать себя изгоем и, конечно, мама слышит: «Не хочу учиться в школе». Ребёнок постоянно находится в состоянии стресса, школа становится тем местом, даже мысли о котором вызывают у старшеклассника неприятные ощущения. Совокупность этих факторов разрушает его самооценку и негативно влияет на мироощущение ребёнка.

Главное, чего не должны делать родители в таком случае, - это пускать ситуацию на самотёк. Следует постараться вызвать сына или дочь на доверительный разговор. После этого нужно рассказать своё видение решения возникшей проблемы, дать несколько советов. Например, чтобы ученик на переменах держался недалеко от преподавателя или другого взрослого. В случае насмешек и агрессии со стороны одноклассников следует молча, избегая визуального контакта и не отвечая на провокации, уйти. Ребёнок должен чувствовать себя уверенным и не практиковать поведение жертвы. Об этом будет говорить его осанка, высоко поднятая голова, уверенный взгляд. Старшеклассник не должен бояться говорить «нет».

В случае усугубления ситуации для решения проблемы необходимо задействовать педагогов и школьного психолога, если такой имеется в учебном заведении, которое посещает ваш ребёнок.

Почему дети не хотят учиться в школе? Главная задача каждых родителей - найти ответ на этот вопрос по отношению к своему ребёнку. Если причину удалось выявить, то решить проблему уже не так сложно. Если не удалось справиться собственными силами, следует обратиться за помощью к педагогам или школьному психологу. Родители ни в коем случае не должны решать проблему с помощью силовых методов либо путём давления на сына или дочь. Ребёнок должен чувствовать, что мама и папа всегда на его стороне и в любой момент готовы оказать ему поддержку.

Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. А вы, взрослые, любили ходить в школу?

Ребенок не хочет идти в школу - проблемный учитель?

Давайте разберем в корне неверное, на мой взгляд, мнение директора физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победителя Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максима Пратусевича. Он согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться , уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Почему я считаю это мнение неверным? Беда школьников вот в таких вот учителях и директорах, как бы застрявших в Советском Союзе. Всех по одну гребенку, всем - по лопате, и трудись! Напряженно трудиться должны уголовники, а дети - это цветы!

Давайте не будем забывать, что учеба и работа - это прежде всего удовольствие! И если для вас работа или учеба - тяжкий труд и совсем не в радость, то тогда - зачем? Учителя, начните с себя! Расширяйте свой кругозор! Наших детей не нужно "приучать". Они - не собаки!

У детей естественная потребность в обучении, их просто заинтересовать, нужно отойти от шаблонов "парт в ряд и учитель только у доски, у него власть, он раздает оценки". Учителю стоит стать другом для всех ребят! Вспомните Циолковского!

А вот по словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Весь мир в сфере обучения идет по пути индивидуальных физических и умственных способностей ребенка, которые ему даны от природы. Ну не могу я, к примеру, заставить ребенка кувыркаться через голову в 8 лет, у него страдает частично крупная моторика. Зато он отлично собирает конструктор из мелких деталей.

Спасибо, что сегодня существуют международные школы, вальдорфские школы, семейное обучение. У родителей есть небольшой выбор, правда за это часто приходится платить деньгами либо своим временем.

Как быть, если ребенок не хочет идти в школу?

Ситуация, когда ребёнок заявляет о нежелании идти в школу - не редкость. И очень важно разобраться в причинах такой ситуации и насколько это является проблемой. Паниковать при первом же детском «не хочу» однозначно не нужно. Возможно, это признак усталости. Согласитесь, ежедневная рутина с довольно плотным графиком учёбы и домашних заданий в сочетании с большой нагрузкой программы могут утомить даже ребёнка позитивно настроенного на обучение. Вспомните своё нежелание идти на работу и мечты об отпуске. Если протест ребёнка носит именно такой характер, то это не проблема. Просто постарайтесь выбрать день для разгрузки, когда в сторону будут отложены все уроки и серьезные задания - немного лени или семейного отдыха на природе не повредит.

Совсем другой требуется подход, когда вы видите, нежелание идти в школу вызвано подавленным настроением ребёнка , если одни разговоры, о школе, учителях, учебе и одноклассниках заставляют его напрягать, впадать в раздражительность или агрессию, или наоборот в апатию. В таком случае можно говорить о существовании проблемы. И чем быстрей вы выясните причины и приступите к их устранению, тем лучше.

Ребенок не хочет идти в школу - наиболее распространённые причины

1. Конфликтные ситуации с одноклассниками или старшими учениками школы.
К сожалению, детскому коллективу свойственно проявлять жесткость. Они еще не могут объёмно оценить ситуацию и последствия своих действий, им кажется, что их мнение и восприятие окружающих является единственно верным, а, значит, и действия вполне оправданы. По факту же очень часто образуется тонкая грань дозволенного и становление собственной личности начинает осуществляться путем унижения и ограничения свобод другой личности. Если ваш ребёнок попал в конфликтную ситуацию со сверстниками, необходимо как можно скорей это выяснить.

2. Конфликт с преподавателем. Как не удивительно, но эта проблема актуальна не только для средней и старшей школы, но и учеников начальной школы. Просто в разных возрастных категориях эти конфликты имеют разную природу. Если мы говорим о старшеклассниках, то в основе конфликта зачастую лежит принцип отечественной образовательной системы, когда учителя ожидают от учеников исключительно послушания и даже не допускают саму идею, что ученики могут оспаривать какие-либо тезисы, высказывать своё мнение и искать новые гипотезы, решения и доказательства. В результате возникает конфликт. В первом же классе причинной может стать диссонанс темпераментов ребёнка и учительницы. Не случайно психологи рекомендуют выбирать для первоклассника не школу по престижности и элитности, а выбирать первого учителя. Гармония в отношениях между учеником и учителем в начальной школе во многом определяет его дальнейшую тягу к учебе и всему новому. Для получения более профильного перевод ученика в другие классы или школы рекомендуется в 8-9 классе.

3. Отсутствие интереса к самому процессу обучения. Обратите внимание, что корни этой причины могут быть разными:

  • отставание ребёнка по одному или нескольким предметам - он начинает чувствовать дискомфорт, неловкость и неуверенность, преимущества других учеников заставляют его замкнуться и нежелание идти в школу становится своеобразной защитной реакцией;
  • обратная ситуация - живой ум и любознательность ребёнка опережают школьную программу, а учителя не всегда проявляют интерес к таким детям и не пытаются сделать свои уроки более интересными за счет дополнительного материала; В результате ребёнок откровенно скучает и не видит смысла регулярно посещать школу;
  • Непосильная нагрузка для интеллектуальных возможностей ребёнка - особенно часто сталкиваются с такой проблемой родители, отдающие своих малышей в спецшколы с различными уклонами, очень важно не переоценить способности ребёнка, иначе учёба превращается в каторгу.

4. Семейные проблемы - невнимательность и недостаточный контроль со стороны взрослых, критические ситуации в виде разводов, болезни или смерти близких. Всё это стрессовые ситуации, которые ложатся тяжелым испытанием на психику детей и могут находить самые разные выражения, в том числе отказ от посещения школы.

Что делать, если ребенок не хочет идти в школу

Рассмотрим возможные решения для каждой из перечисленных выше причин:

1. Разрешайте ребёнку не ходить в школу! Если ребёнок будет в вас уверен и вы представляете интересы своего чада, тогда у него не будет потребности вызывать болезни для оправдания отсутствия в школе. Если он грустный, приболел, выражает истинное отрицание, не нужно никакого давления "Как же ты пропустишь школу?! Ты отстанешь от сверстников! Как же ты догонишь?" Сходите с ним внепланово в музей или мини-поход. В некоторых школах уже ввели каникулы каждую 5-ую неделю. Возьмите себе на заметку. Будьте ему другом, попробуйте разобраться с причиной отказа посещения школы. В сложных случаях не стесняйтесь обращаться к психологу.

2. При существовании конфликта со сверстниками очень важно собрать информацию о нём из разных источников. Дети имеют свойство преувеличивать или недоговаривать, особенно, если в этом присутствует и их вина. Поэтому поговорите с учителем, с другими родителями и детьми. Вам предстоит очень тонко балансировать - с одной стороны, вы должны дать почувствовать своему ребенку полную поддержку и защиту, но с другой стороны, вам предстоит разобраться в корне конфликта и найти истину, и только после этого приступить к примирению сторон. В некоторых случаях единственным решением становится смена школы.

3. Конфликт ребёнка с учителем - тяжелая тема, поскольку вы сталкиваетесь ситуацией, когда уже один взрослый человек с педагогическим образованием оказался бессилен в её разрешении. Ваши действия - откровенный разговор и с ребёнком, и с учителем. Если найти общий язык не удастся, возможно лучшее решение - смена класса или школы.

4. Определившись с причиной отсутствия интереса к учебе , вам предстоит предпринять активные усилия по исправлению ситуации:

  • подтяните предметы, по которым наметилось отставание - самостоятельно позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора;
  • разнообразьте досуг ребёнка - помогут секции, кружки, дополнительные занятия по любимым предметам;
  • научитесь любить ребёнка таким, какой он есть и не требовать от него непосильных усилий - страх разочаровать родителей является огромным угнетающим фактором; подумайте о переводе в школу со стандартной программой.

5. Мы не в силах предотвратить многие жизненные ситуации, но задача родителей и близких сделать их минимально травматичными для ребёнка. Не нужно ребенка дрессировать со школы. Все дети разные, может именно вашему подходит столь распространенное в мире течение "homeschooling", другими словами - домашнее (семейное) обучение? Ведь не школой единой? У ребенка естественная потребность к обучению. Стоит ли ее губить ненавистной ему в данный момент школой?

В конце концов можно поговорить с врачом и взять справку о щадящем режиме, и спокойно один день в неделю учиться дома. И ребенку меньше стресса - и вам спокойствие!

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражаться, если он что-то не понимает. Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка!

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз... Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция – при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму

Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?

Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение.

Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться.

Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением.

Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды.

Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем.

Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником».

У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

(Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

Доброго времени суток, уважаемые родители. Сегодня мы разберемся с вопросом «почему дети не хотят ходить в школу?». Вы можете столкнуться с такой проблемой, отправляя в школьное учреждение первоклашку, а можете и, имея ребенка — подростка. Крайне важно суметь вовремя выявить такое изменение в жизни малыша и не пустить все на самотек, говоря, что ребенок и сам справится со своими сложностями, а первоклашка успеет адаптироваться. Иногда причина нежелания ходить в школу может крыться в серьезных проблемах и своим бездействием, вы только усугубите и без того нелегкую ситуацию.

Причины нежелания

Я помню, как в школе дети насмехались над теми, у кого нет модной одежды, кто ходит в мамином пиджаке, потому что не может купить новый или донашивает вещи за старшим братом. На сегодняшний день над вашим сыном или дочкой могут насмехаться, если у него нет смартфона. Например, моего ребенка этим подкалывают, говорят, что он один такой, хоть мне в это мало верится. Вот только у сына нет данного гаджета не из-за нехватки денег, а из-за плохого зрения и запрета на пребывание перед экраном дольше 30 минут, а позволь ему иметь такой девайс, он же от него не отлипнет. Хорошо хоть Никита это понимает и спокойно воспринимает нападки одноклассников.

  1. Ребенок не справляется со школьной нагрузкой, ему тяжело даются новые знания, в голове каша, не получается учиться.
  2. Причиной нежелания может быть потеря интереса. Так зачастую случается в начальной школе, если учительница не может заинтересовать детей, скучно излагает свой материал.
  3. Давление родителей, ожидание того, что их ребенок «свернет золотые горы», будет самым умным в классе и так далее, зачастую просто отбивает всю охоту, к тому же малыш находится в постоянном напряжении, боится допустить ошибку.
  4. Ребенок может лениться ходить в школу, вставать по утрам. А если родители не сильно контролируют этот процесс, то и вовсе чувствует себя вольно.
  5. У малыша могут появиться плохие друзья, которые начнут его подбивать прогуливать школу.
  6. В подростковом возрасте причиной нежелания посещать школьное учреждение может стать невзаимная влюбленность. Особенно, если предмет обожания посмеялся над вашим ребенком или демонстративно проводит время с другим.
  7. Напряженная психологическая обстановка дома также может вызывать полную апатию и нежелание учиться.

Проблемы первоклассника

  • малыш боится остаться без мамы, особенно, если он до этого не посещал дошкольное учреждение;
  • пугает знакомство с большим количеством незнакомых детей, ведь не все они могут быть дружелюбно настроенными;
  • ребенок попросту не уверен в том, что сможет хорошо учиться, правильно отвечать на уроках;
  • во дворе от друзей, от соседей или от старшего брата, малыш мог слышать негативные высказывания в адрес школы, и теперь у ребенка сформировалось ужасное представление об этом месте.

Что с ними делать

  1. Задача родителей еще до начала учебного года объяснить малышу, что бояться нечего, рассказать, что все детки впервые окажутся в школе и все, как и он волнуются. Малыш должен знать, что в школьных стенах он найдет новых друзей, получит интересные знания.
  2. Побороть страх зачастую помогает совместная покупка принадлежностей для школы. Позвольте ребенку самому выбирать ту канцелярию, тот рюкзак, который ему больше всего нравится. Это позволит малышу чувствовать себя гораздо увереннее.
  3. Хорошей практикой является знакомство со школой, будущим классом и первым учителем на летних каникулах. Пусть малыш заранее увидит, что его скоро ожидает.
  4. Если у вас есть возможность выбирать между несколькими школами (например, возле нас сейчас находится три школы, причем две из них совсем близко) или предоставляется выбор класса, отдайте ребенка туда, куда идут его друзья по детсадовской группе. Для этого необходимо с родителями детей обговорить, кто и куда собрался поступать.
  5. Объясните малышу, что не всегда отрицательный опыт других детей является свидетельством того, что и вашему чаду там будет нелегко или нестерпимо. Пусть поймет, что каждый ребенок сам строит свою жизнь. А, если даже и правда возникнут какие-то трудности, то он с легкостью со всем разберется.
  6. В школе могут проводиться подготовительные занятия. Это так же позволит ребенку заранее познакомится с детьми и учителем, при этом еще не просиживать ежедневно по полдня в школе.
  7. Конечно, желательно, чтоб малыш ранее посещал детский сад и уже имел опыт адаптации в детском коллективе. Читайте также о том, какие .

Как нельзя себя вести

Многие родители, когда слышат про отказ ребенка идти в школу, принимают это нежелание за лень и поэтому начинают упрекать ребенка, заставлять его учиться, а иногда и наказывают. Лень достаточно частая причина прогулов школьных уроков, но далеко не единственная. У ребенка может быть серьезный стресс, поэтому отказ посещать уроки связан с защитной реакцией психики ребенка.

Проблемы в младшей школе

Дети разного возраста имеют в школе свои интересы и свои неприятности. Так, первоклассник может бояться неизвестности, новой учительницы, детей, обязанностей. Ребенку в этом возрасте еще не совсем понятно, зачем ему учиться, он не знает, что его там ждет, а отказ идти в школу может быть естественной реакцией на страх. Ведь гораздо лучше для малыша делать то, что он уже умеет и знает, например, ходить в садик или играть дома. Родителям в этой ситуации нужно спокойно объяснить ребенку, что хорошего он может получить в школе: там будут новые друзья, он научится писать, как взрослые, сам сможет быстро читать книги, будет считаться уже не маленьким ребенком, а взрослым школьником.

Иногда у ребенка возникает подобная реакция, если он не справляется с программой, не понимает, как выполнять уроки, расстраивается из-за плохих оценок. В этом случае, родителям нужно помочь малышу, объяснить ему, как выполнять задания, а учителя попросить присматриваться к ребенку на уроке, быть с ним помягче. Еще одной распространенной проблемой в младшей школе являются конфликты между учеником и учителем или другими учениками. Ребенку может не понравиться его учительница, особенно, если она строгая и требовательная. Или у него может возникнуть ссора с кем-то из одноклассников. Все эти проблемы решить тоже возможно, если поговорить с ребенком и его друзьями или учителем. В крайнем случае можно перевести малыша в другой .

Проблемы в средней и старшей школе

Если ребенок хорошо успевал по программе в , он может думать, что ему будет также легко и в средней. А сталкиваясь с проблемами, ученик не всегда может их самостоятельно решить: предметов в гораздо больше и все они сложнее, а значит, и отстать от программы школьник может очень быстро. Неоправдавшиеся надежды ребенка могут вылиться в его отказ идти в школу и выполнять уроки. Конечно же, в этом случае родителям нужно самим как можно быстрее помочь ученику наверстать программу, иначе он может так и не оправиться от своих неудач. Старшеклассникам, в свою очередь, может быть более интересна уже не школа, а общение со сверстниками. Кроме того, их может пугать подготовка к экзаменам и повышенная нагрузка.

В этом возрасте дети вступают в пубертатный период, у них повышается уровень гормонов, они могут чаще уставать, проявлять агрессию или апатию, скрывать свои проблемы от родителей. Но замалчивание проблем в школе приведет только к ухудшению положения. Поэтому нужно сразу же выяснять, что творится с ребенком, что беспокоит его. Если он отказывает посещать школу из-за ссоры, плохих оценок, контрольной или общей усталости, поговорите с ребенком и постарайтесь решить его сложности вместе. В конечном итоге, нет ничего страшного в том, если на несколько дней ребенок останется дома, но у него не должен окончательно пропасть интерес к учебе и школе.

Ребенка можно отдавать в школу как в шестилетнем возрасте, так и в семь и даже восемь лет. Поступление в первый класс зависит от желания родителей и от готовности самого ребенка. Поэтому однозначного ответа, какой возраст лучше, быть не может. Нужно внимательно изучать поведение конкретного дошкольника.

Готовность к школе можно определить родителям самостоятельно или с помощью психолога. Опытный педагог уже после одного разговора с ребенком и проведения простейших тестов может сказать, готов дошкольник к занятиям или пока нет. Но решение все равно будут принимать родители вместе с малышом. Но следует помнить, что слова ребенка о том, что он хочет в школу, не могут быть определяющими в решении отдать его в в 6 лет, то есть немного раньше нормального срока. Если вы сами не уверены в том, что характер ребенка уже достаточно сложился, а организм окреп, лучше подержать его в детском саду до полных 7 лет. Поступление в школу в 8 лет - это, скорее, исключение из правил, но тоже вполне приемлемо. В таком возрасте отдают в школу ребят, которые родились в конце года или же наотрез отказывались поступать в новое для них учебное заведение вовремя.

Психологическая готовность к школе

Готовность к школе определяется по двум параметрам - уровню психологического и физического развития. В понятие психологического взросления входит мотивация дошкольника, она подразделяется на игровую, учебную, социальную и мотивацию достижений. Лучшим вариантом, конечно же, станет наличие у ребенка учебной мотивации, когда он хочет идти в школу, чтобы познавать мир, узнавать новое. В случае мотивации достижений ребенок также хочет посещать уроки, но основным поводом для этого у него становятся хорошие оценки, похвала, награды, признание. Это тоже хорошая форма устремления, но она бывает неустойчива, так как даже одна плохая оценка или порицание учителя может ее разрушить.

Ребенок, у которого главной формой выступает социальная мотивация, будет рваться в школу за новыми знакомствами, друзьями. Быть может, он будет хорошо учиться, желая обратить на себя внимание учителя или сверстников, но это ненадолго. Однако самые незрелые в психологическом плане - это дети с игровой мотивацией. Они приходят в школу с игрушками, рассеяны на уроках, не слушают объяснения педагога, не понимают, зачем им нужно что-то писать, считать или выполнять домашние задания. Конечно, занятия в часто проводят в игровой форме, но это все же больше учеба и получение знаний, чем игра. Поэтому таких дошкольников нужно пока оставлять в детском саду еще на год.

Физическая готовность и интеллектуальный уровень ребенка

Кроме этого психолог, педагог или родители должны обратить внимание на подготовленность руки ребенка к письму, выявить его интеллектуальный уровень, степень подготовленности к первым урокам. Для этого понаблюдайте за ребенком, проведите небольшой тест, расспросите его в спокойной обстановке, не повышая голоса. Помимо вопроса, хочет ли ваш малыш в школу, можно задать вопросы, что он там будет делать, кто будет учиться с ним, зачем ему ходить в школу. Понаблюдайте, как ребенок ведет себя в группе незнакомых людей, не замыкается ли он. Может ли он около 30-40 минут самостоятельно заниматься каким-то делом, например, рисованием, спокойно сидя на одном месте. Проверьте, умеет ли малыш считать до ста и решать простые задачи, все ли буквы знает, хорошо ли уже читает. Умеет ли ребенок составлять связный рассказ по картинке хотя бы из пяти предложений, знает ли он наизусть несколько средних или длинных стихотворений. Может ли он держать ручку и писать ею простые фигуры, хорошо ли он пользуется ножницами и клеем, делает ли аппликации, раскрашивает ли картинки. Также очень важно, хочет ли ваш ребенок заниматься самостоятельно или ему постоянно требуется помощь.

Физическое развитие организма не менее важно, чем психологическая готовность. Тело будущего школьника должно приобрести черты взрослого человека, в нем постепенно отходят на второй план черты детского строения. У ребенка школьного возраста оформляется талия, арка стопы, суставы на пальцах, начинают меняться зубы. Дети, готовые физически, умеют раздеваться и одеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, поднимаются по лестнице поочередно обеими ногами.

Кризис дошкольного возраста

Если ребенок соответствует большинству этих пунктов, имеет по ним прочные знания и хорошие навыки, он к школе готов. Однако родителям важно помнить, что именно в 6-7 лет у ребенка начинается возрастной кризис, когда малыш перестает воспринимать мир в качестве дошкольника, лишь через игровую форму поведения, но еще не знает, как научиться видеть и узнавать его по-другому. Поэтому в этом возрасте возможны перепады настроения, капризы ребенка, необоснованное упрямство, плач. Взрослые могут принимать такое поведение за бунт, проявление плохого воспитания, но это не так. Ребенку в этом возрасте нужны помощь и поддержка, так как он и сам себя не понимает, и родителям ничего пока объяснить не может. А школа добавляет лишний повод для стресса. Поэтому со старшими дошкольниками и младшими школьниками нужно обходиться внимательно, дать им время адаптироваться к новым условиям, привыкнуть.