Русская культура XIV-XVII веков. Русская культура XIV–XVII веков

Русская культура XIV-XVII веков. Русская культура XIV–XVII веков

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.

Реферат по культурологии на тему:

Русская культура XIV – XVII веков.

Выполнил: Плюснин И. Г.

Проверила: Алабердина О. Е.

САРАНСК 1997

1. Введение.

2. Архитектура.

3. Изобразительное искусство.

С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерус­ского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодче­ства, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-за­падных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает склады­ваться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной об­щественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских зе­мель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где склады­ваются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рубле­ва и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономичес­ких и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдель­ных областей, и расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непо­средственные жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с тради­ционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобож­дение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строитель­стве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся ка­менные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной за­щитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и ва­лунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й по­ловины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного камен­ного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.

В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви построенные на средства от­дельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие пе­реходят в завершениях фасадов церквей от полукружий-«закомар» к более динамичным фрон­тонам – «щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета нов­городской республики, - полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удли­ненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспек­тивных порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх компози­ции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцер­ковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльца­ми. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при учас­тии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.

В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декора­тивные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя но­вые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.

С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнамен­та на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля рас­стилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранни­ми, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию вер­хов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидны­ми очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция верха особенно динамична. В бесстолпных церквах москов­ской школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широко раз­вернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Мо­скве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в сто­лицу зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вме­щавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и де­ревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило ра­диально - кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к го­роду и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в ос­новном из деревянных домов, имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве, следо­вали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в крем­лях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатка­ми и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.

Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одно­столпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренес­сансный карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора Мос­ковского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переос­мыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезан­ными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропор­циям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фа­садам собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими стол­бами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовав­ший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных члене­ний фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные Москов­ской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а раз­меренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракото­выми деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в Бело­зерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.

От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьми­гранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суро­вых рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных мастеров – «древоделей», работавших артеля­ми.

Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, кры­тую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремлен­ную в высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гуль­бищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность

В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого свода, опиравше­гося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло разнообразить фасады, ко­торые получали то трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монас­тырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосруб­ных групп на подклетах.

В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиле­ние центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и воз­никновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зда­ний, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже сло­жившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планиров­ку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными ва­лами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерус­ских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вы­звало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности си­луэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Слож­ный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помеще­ния в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркас­ным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных.

часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Административные зда­ния XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные кор­пуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господ­ствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом со­действовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у пат­риарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордер­ные формы выполнялись в белом камне.

В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асиммет­ричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фаса­дов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы ко­кошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают много­срубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. В ус­ловиях сильно сократившихся международных и межобластных связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.

В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII в. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.: ясный образ не осложненный алле­гориями, несколько элементарный крупный рисунок, декоративная яркость цвета. На испол­ненной Алексой Петровым храмовой иконе церкви Николы на Липне Николай чудотворец представлен как внимательный наставник и помощник людям. Округлые линии, нарядная ор­наментация отразили воздействие декоративных тенденций народного творчества.

В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое время разви­валась на домонгольской основе. Художественные мастерские были сосредоточены на архие­рейских и княжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовый княжеский характер. Ростовские иконы XIII-XIV вв. характеризуются просвечивающимися красками, неж­ным и теплым колоритом. Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько выда­ющихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено.

В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенско­го собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны белесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого. Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.

В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи 2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря.

Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились фрески угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и святые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их темные лики с бегло положенными белыми бликами, по контрасту с которыми приобретают особую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона одежд, оказывают на зрителя непосредственное и глубокое воздействие. Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские мастера, учившиеся у греков.

Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная выразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека.

На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко похожими по стилю на памятники более раннего периода.

Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских иконах – специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, Параскева Пятница, Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в народном сознании с силами природы и были призваны охранять человека, его дом и хозяйство. Иконография обнаруживает следы воздействия языческих пережитков, фольклора, местных исторических событий, быта. Необычайная активность и известный демократизм общественной жизни Новгорода способствовали сложению в местной живописи особого идеала человека – решительного, энергичного, сильного. Новгородским иконам свойственны уверенный жестковатый рисунок, симметрические композиции, яркие холодные тона.

С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немного увеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкой выразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значение для последующего развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина – чисто русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа полон внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах не смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг – символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

В XVI в. укрепление государства и церкви сопровождалось теоретической разработкой вопросов о царской власти, об отношении к ней церкви, о роли искусства в богослужении, о способах воплощения церковных сюжетов. Искусство под воздействием начетнической богословской литературы становится надуманно сложным, схоластически отвлеченным. Многочисленные умозрительные аллегории и символы нередко затемняют содержание и перегружают композицию. Письмо мельчает, стиль теряет монументальность и ясность. Несохранившаяся роспись Золотой палаты московского Кремля, исполненная на основе «Сказания о князьях Владимирских», наглядно иллюстрировала идею преемственности власти московских самодержцев. Написанная по случаю взятия Казани икона-картина «Церковь воинствующая», представляющая апофеоз Ивана Грозного, наполнена аллегориями и историческими параллелями. В такого рода произведениях политические, светские тенденции становились преобладающими. Еще сильнее эти тенденции выступали в миниатюре ряда рукописных книг. Крупнейшие книгописные мастерские находились в Новгороде, Москве и Троице-Сергиевой лавре. Фундаментальный «Лицевой свод» содержит около 16 тысяч миниатюр. Военные и жанровые сцены с почерпнутыми из жизни бытовыми деталями выполнены в графической манере и подцвечены акварелью. В них появляются многоплановые построения пространства, реальный пейзаж. Книгопечатание, первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило начало русской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение, независимое от иконной и миниатюрной живописи.

На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и «строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на полях. Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо, сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних молелен богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколько изнеженная красота и беззащитная слабость святых в расцвеченных одеждах, фон со сложным фантастическим пейзажем характерны для работ мастеров этой школы – Емельяна Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев Прокопия Чирина, семьи Савиных и др.

Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но к 1640-м годам художественное творчество заметно оживилось. Расширился социальный контингент заказчиков. Наряду с царским двором, духовенством и боярами усиленное строительство и украшение каменных церквей и палат вели купцы и разбогатевшие посадские люди. Растет число художников, порой недостаточно профессионально подготовленных, что снижает общий уровень мастерства. Но среди выходцев из городских низов и государственных крестьян было немало людей с ярким дарованием, создавших росписи, иконы, миниатюры поражающие свежестью мировосприятия, свободой и разнообразием толкования сюжетов, смелостью технических приемов. Искусство демократизируется, становится более понятным и доступным, приближается к народному мироощущению. Известно много имен мастеров XVII в. – московских, ярославских, костромских, нижегородских, чаще всего работающих большими артелями: одни мастера намечали композиции на стенах церкви, другие писали лица, третьи – одежду и драпировки, четвертые архитектуру и ландшафты, пятые – орнаменты и т. д. Коллективное творчество вырабатывало четко выраженное единообразие. В иконописи 1-й половины XVII в. прослеживаются традиции строгановской школы. Автор иконы «Алексий, митрополит московский» любовно расцвечивает и пышную ризу святого, и затейливые облака фона, и расстилающийся внизу пейзаж. В иконах, рассчитанных на восприятие издали, формы крупнее, линия энергичнее, силуэт выразительнее, колорит проще и глуше. Монументальная живопись развивается под заметным влиянием иконописи и западноевропейской гравюры. Умножаются сюжеты, сведенные к занимательному рассказу с бытовыми деталями, масштабы фигур уменьшаются, рисунок теряет былую лаконичную выразительность, индивидуальные образы вытесняются без конца повторяющимися типами.

В середине XVII в. центром художественной живописи становится Оружейная палата Московского Кремля, сильно влиявшая на русское искусство в целом. Ее живописцы были мастерами широчайшего диапазона: они выполняли стенные росписи, иконы и миниатюры, раскрашивали мебель и домашнюю утварь, писали царские портреты, оформляли церковные и светские праздники и т. д. И хотя частая смена занятий вырабатывала у мастеров шаблонные приемы, Оружейная палата поддерживала искусство на очень высоком профессиональном уровне. Здесь возникли первые в истории русского искусства специальные трактаты о живописи, написанные Иосифом Владимировым и Симоном Ушаковым, ставившие проблему жизненного правдоподобия иконных изображений. В живописи Ушаков главное внимание уделял светотеневой лепке формы, достигая мягкости переходов, объемности изображения, настойчиво добиваясь впечатления их реальности.

В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет. До середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам, и их работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших в России иностранцев, в портрете появляются приемы западноевропейской живописи, точно фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры, хотя трактовка одежд остается плоскостной, а изображение в целом – застыло-неподвиж-ным.

Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших также в Москве, Ростове, Романове и Борисоглебской слободе, Вологде, Троице-Сергиевой лавре и других городах, отмечена неисчерпаемой фантазией, интересом окружающей действительности. Мастера умели придать занимательность и декоративность многофигурным, полным динамики многоцветным росписям, покрывающим стены и своды храмов живописным ковром. Ряд сцен слагается в повествовательные циклы со множеством тонко подмеченных бытовых деталей и с мотивами реальных пейзажей. Эти росписи, так же как иконы в ярославской церкви Ильи Пророка и несколько превосходных икон Семена Колмогородца, пронизаны оптимистическим мироощущением людей, еще робко, но радостно открывающих красоту земной жизни.

Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное, стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся часто за счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения их бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажа подготовили русское искусство к переходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I.

Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные произведения в металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с товарищами». Встречается и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина, большие памятные кресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальная роспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугублялась тем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение нетронутой кромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго фронтальное восприятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомость объема, подкрепляя друг друга, создают особую интенсивность декоративного звучания скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощь округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки, обозначающие одежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и непроницаемую твердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные черты лица приобретают повышенную одухотворенность, выявляя внутреннюю жизнь, сконцентрированную в величественных, застывших фигурах. Как и в живописи, в скульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом замкнутых композиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью, лишенной индивидуальных черт.

В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же эволюцию, что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки статических фигур к большей повествовательности и свободе в передаче движения. Не связанные непосредственно с византийской традицией, скульптура была свободнее в воплощении местного понимания идеалов нравственной красоты и силы. В отдельных местных школах ощущаются отзвуки дохристианских традиций. Эти традиции, хотя и вызывали решительные меры со стороны церкви по их искоренению, нашли свое прямое развитие в народной скульптуре XVIII – XIX вв.

Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство. Оклад «Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами в многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формы шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкой панагиар новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формы и орнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью. В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкости исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу Строгановых в Сольвычегодске изготовляются предметы «усольского дела», расписанные яркими сказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость, распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа в рязанском Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.

В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного стиля» в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия. В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.

До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу проникают элементы восточного искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, выполненных иноком Исаией. Трон Ивана Грозного с шатром и резными историческими сценами и святительские места XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной четкостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная резьба напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москву приезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые вводили западноевропейские барочные формы. «Белорусская резь» получила распространение в иконостасах, поражающих богатством и разнообразием деталей. Ее формы были также использованы в наружном белокаменном декоре. Если разнообразные деревянные ковши и блюда XVI-XVII вв. отличались мягкой пластикой округлых форм, оттененных легким геометрическим орнаментом, то в мебели использовались крупные ажурные растительные мотивы. Геометрическая трехгранновыемчатая резьба украшала ларцы, свечные ящики, столики. Нередко в мебели применялись формы, заимствованные из архитектурного декора. Резные изделия часто пестро раскрашивались.

Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она долгое время сохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в. появляется «золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская. Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной декор в интерьере. Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхность предметов. Эти мотивы просуществовали в русских областях вплоть до последнего времени. В XVII в. на мебели и посуде появляется «битийное письмо» - бытовые сцены, сказочные существа и т. д.

Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI в. применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур. Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные терракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-охряной глазурью, включаются в декор фасадов. В XVII в. изготовляются для убранства зданий зеленые изразцы с рельефными бытовыми и военными сценами. С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные изразцы для собора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.

Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.

Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами, восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVII в. появляется трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы «Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняном кружеве до XX в.

В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках живописи – иконы. Также было сильно влияние византийских мотивов на развитие Руси в это период. Лишь часть ремесел не подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно. Выход русского искусства из под влияния церкви начался лишь в конце XVI – начале XVII вв., что дало мощный толчок для развития.

Список использованной литературы:

1. Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия.

2. Грибушина Н. Г. «История мировой художественной культуры».

3. Энциклопедический словарь юного художника.

4. Ильина Т. В. «История искусств».

Монголо-татарское нашествие, борьба с Литвой и Речью Посполитой нанесли существенный урон древнерусской культуре. Были уничтожены многие памятники древнего зодчества, практически исчезла ремесленная культура. Ремесленники разучились делать драгоценные украшения, изделия из драгоценных металлов, была забыта техника изготовления перегородочной эмали. С начала XIII и вплоть до середины XIV века не было построено ни одного значительного каменного строения. В ущерб качеству, технология строительства из камня значительно упростилась. Отсутствие каменных строений негативным образом отразилось на развитии фресковой живописи.

Монгольский период в культуре (XIV-XV век)

Развивается зодчество. Центром его становятся Москва, Тверь, Псков и Новгород. В основном строят храмы и церкви. Формируется особый новгородский стиль, основанный на живописности, праздничности и народности. Лучшими строения, созданные в этом стиле церковь Федора Стратилата на Ручье и церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Московский архитектурный стиль начинает формироваться лишь во второй четверти XV века, окончательно складываясь лишь после освобождения от ига.

Развивается живопись. Пишут иконы. В иконографии присутствует византийский стиль. Создаются новгородские, псковские, московские, тверские, вологодские и ростовские школы живописи. Во второй половине XIV века из Византии приезжает иконописец Феофан Грек, автор фресковой росписи в Новгородской церкви Спаса на Ильине. Выдающимися московскими живописцами этого времени являются Андрей Рублев и Даниил Черный, расписавшие Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевском посаде и Спасский собор Андронникова кремля в Москве. Андрей Рублев автор иконы «Троица». Для своего произведения он использовал библейские мотивы, в частности, миф о триединстве Бога. Создание «Троицы» оказало колоссальное воздействие на дальнейшее развитие иконографии. Появились новые иконописцы, среди них, Дионисий. Основная тема русской иконографии этого периода — создание образа Богоматери. Насчитывается более 800 типов икон, связанных с данной тематикой.

Ближе к концу XV века появляются новые жанры в литературе, развивается общественная мысль. Монгольское иго всколыхнуло подъем патриотического настроения. Патриотизмом наполнены поэтические повести — «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Выдающимся мыслителем этого периода является Сергий Радонежский.

Расцвет культуры Московской Руси (XVI-XVII век)

Формирование русского национального самосознания происходит в эпоху расцвета Московского царства. Освобождение от ига стало толчком к формированию общерусской культуры. В начале XVI века появляются печатные книги. Первая печатная книга «Апостол» отпечатана Иваном Федоровым в 1564 году. В 1574 году издается первый русский букварь. За первое столетие работы книгопечатного станка в России отпечатано до 20 книг, в основном церковных.

В литературе этого периода подымается один из основополагающих вопросов существования государства — вопрос происхождения, места и роли в мире. Знаменитое «Сказание о князьях Владимирских» пытается объяснить происхождение русских князей от римского императора Августа и получение Владимиром Мономахом царских регалий из рук самого императора Константина. Псковский старец Филофей выдвигает идею о Москве, как о третьем Риме. Филофей полагал, что Рим, некогда бывший центром христианского мира, утратил свое положение, новым центром стал Константинополь, падение которого позволило стать центром всего православного христианства — Москве.

В XVI веке получает новое развитие общественная мысль. Возникают споры по поводу устройства государства, статуса церкви, положения отдельных общественных слоев. Возникает новый жанр в литературе — публицистика. Особый интерес представляет переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Уверенный в божественном происхождении царской власти, Иван Грозный пытается убедить своего оппонента в праве судить не только за дела, но и за мысли.
Общий культурный бум затронул и область архитектуры. Красивейшим архитектурным ансамблем этого периода является Московский Кремль, состоящий из трех великолепных храмов: пятиглавого Успенского собора (1475-1479), трехглавого Благовещенского собора (1484-1489), Архангельского собора (1505-1509).

Архитектором Успенского собора был Аристотель Фиораванти. Строение отличалось парадностью, строгостью и сдержанностью стиля. Благовещенский собор отличался изяществом и изысканностью, включал церковь Ризоположения, был соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входила Грановитая палата, выстроенная между 1487 и 1492 годом, архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солярио. При создании Архангельского собора использовались светские элементы. Строение использовалось в качестве усыпальницы великих князей.

Кремль был окружен кирпичными стенами, длиной свыше 2 километров. Также были выстроены 18 башней, представляющих собой не только защитные укрепления, но и настоящие произведение архитектурного зодчества. Новым веянием в архитектуре становится шатровый стиль, продолживший традиции русского деревянного зодчества. В шатровой стиле были выполнены церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) и Собор Василия Блаженного (1555-1561).

Западноевропейская культура оказывает воздействие на русскую живопись, художники отдают все большее предпочтение светским сюжетам. В начале XVII века на территории России действуют две школы живописи: Годуновская и Строгановская. Представители Годуновской школы придерживались традиций прошлого, ориентируясь на рублево-дионисиевскую манеру написания картин.

Строгановская школа ориентировалась на создание иконных миниатюр с тщательным мелким письмом, замысловатым рисунком и полихромным колоритом, включающим роспись серебром и золотом. Ярким представителем школы является Симон Ушаков, один из живописцев, принимавших участие в росписи Оружейной палаты.

В этот период продолжает развиваться фресковая живопись и даже появляются первые трактаты о живописи. Освободившись от внешнего воздействия, культура Московского государства вошла в новое русло. Живописцы, архитекторы и писатели получили большой простор для реализации творческой мысли, чем когда-либо до этого.

Культура древних славян. Культура Киевской Руси. Культура Русских земель.

1. Потир - кубок, сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия. До нас дошёл серебряный потир (кубок) Юрия Долгорукого.

2. Речи, называвшиеся в старину поучениями и словами, относятся к жанру красноречия.

3. Скань - ювелирная техника русских мастеров; рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью. Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

4. Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII вв. невелико: летописание, житие и слово. Деление произведений древнерусской литературы на жанры достаточно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Одним и тем же, наиболее общим термином «слово» , писатели называли и торжественную речь митрополита Илариона, и воинскую повесть.

5. В основе литературного языка - живой разговорный язык Древней Руси, точнее - областные его диалекты (южные и северные) - Поднепровья и Новгорода Великого. Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, язык старославянский или церковнославянский . Именно на этот язык Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность и велось богослужение. Будучи одним из диалектов староболгарского - языка, церковнославянский обладал большим набором отвлеченных понятий, которые стали неотъемлемым достоянием русского языка: «пространство», «вечность», «разум», «истина».

6. Теогония – предания о происхождении богов; всегда переплетены в древнеславянских космогонических мифах, так же как и в мифах других древних народов.

7. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без словораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под титлами . Титло - диакритический знак (в лингвистике - различные надстрочные, подстрочные, реже внутристрочные знаки, применяемые в буквенных и слоговых системах письма не как самостоятельные обозначения звуков, а для изменения или уточнения значения других знаков) в виде волнистой или зигзагообразной линии, использующийся в греческой и кириллической графике для сокращения слов и обозначения числовых значений; в настоящее время сохраняется только в церковнославянском языке.

8. Почерк XI-XIII вв. в науке называется уставом в силу своего четкого, торжественного характера.

Культура России 14-17 веков.

1. Была изобретена новая система кирпичных перекрытий - крестчатого свода, что позволило строить небольшие бесстолпные храмы . В архитектуре этих храмов более отчетливо выделялись светские элементы.

2. В истории России в XVII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. Окончательно оформилось крепостное право (1649), что привело к резкому обострению классовой борьбы, крестьянским волнениям. Недаром XVII в. называютбунташным .

3. В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть , где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.

4. В начале столетия Россия пережила и годы Великой смуты , которые начались походом на Москву Лжедмитрия. Захват Москвы поляками, а затем освобождение ее народным ополчением под водительством нижегородского купца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, избрание русским царем Михаила Романова и восстановление государственной власти в виде сословно-Представительной монархии привели к перестройке общественных отношений. Сму́тное вре́мя - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией (военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет), тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

5. Гу́льбище - терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, характерный элемент русской архитектуры.

7. Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры . В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякиной суде» и «О Ерше Ершовиче - сыне Щетинникове», написанные бытовым народным языком.

8. Дивное узорочье - этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее - западных форм.

9. В конце 17 века начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.

Культура Руси XIVXVI веков

Основные тенденции

Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской
культуре, но культурные традиции Древнерусской культуры не
прервались
Со второй половины XIV века – культурное возрождение Руси
Ведущими во всех землях, во всех произведениях УНТ,
литературы, живописи, архитектуры становятся идеи единства
русской земли и борьбы с ордынским владычеством
Возрождение единой русской культуры с центром в Москве, в
связи с этим невероятно возрастает значение Москвы как
главного культурного центра
Русская культура – многонациональна в своей основе
Именно в этот период происходит становление самобытной
русской культуры и отход от византийских традиций
Появление культурных контактов с другими странами, в
частности с Италией

Просвещение

Изменения в технике письма

В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу, которая стала
заменять бересту и дорогостоящий пергамент, книги
стали дешеветь
Изменения в технике письма: на смену уставу приходит
полуустав
Устав
Полуустав

Распространение грамотности

Центры книжной учености – монастыри, при
которых находились книгописные мастерские и
библиотеки. Некоторые князья, также имели
свои книжные мастерские
1551 – на Стоглавом Соборе – решение открыть в
России училища при церквях и монастырях для
широкого обучения детей грамоте (умению
читать и писать)

Возникновение книгопечатания

Крупнейшее событие середины XIV века – возникновение
российского книгопечатания
1553 – появление первой типографии в Москве
1564 – издание первой печатной книги «Апостол»
(часто именно эта дата указывается, как начало
книгопечатания).
1565 – издание книги «Часословец» - для обучения
грамоте
Первые книги были изданы Иваном Федоровым и
Петром Мстиславцем
Однако в скором времени из-за религиозных обвинений,
первопечатники вынуждены были перебраться в Великое
княжество Литовское. Именно в Львове был напечатан
первый русский букварь с грамматикой.

Книгопечатание

Книгопечатание продолжает
развиваться и в России,
однако еще очень долгое
время печатная книга
существовала параллельно с
рукописной
Печаталась в основном
богослужебная литература, а
летописи, повести и сказания
продолжали переписываться
от руки
Книгопечатание имело
огромное просветительское
значение: печатная книга
была дешевле, а значит
доступнее для людей
Первопечатник Иван Федоров

Устное народное творчество

Основные тенденции

XIV-XVI вв. – время расцвета героического былинного эпоса.
Возврат к традициям Древней Руси.
Любимый герой – Владимир Красное Солнышко
Популярными становятся Новгородские былины с их
главными героями купцом Василием Буслаевичем и богатым
гостем Садко
Появляется новый жанр УНТ – исторические песни, герои
которых – простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с
завоевателями.
Наиболее известными из них - песня об Авдотье Рязаночке
– освободившей из плена жителей Рязани и песня о Щелкане
Дудентьевиче, о ханском баскаке Чолхане, против которого
было восстание в Твери в 1327
Множество песен было посвящено взятию Казани Иваном IV
Целый цикл эпических песен был посвящен присоединению
Сибири и его герою Ермаку

10. Литература XIV-XV вв.

11. Основные особенности

Центральной темой стала борьба с ордынским
владычеством
Одним из распространенных жанров стала
воинская повесть, в основе которой лежали
конкретные исторические события и факты, а
персонажами были реальные люди
Возрождение летописания

12. Повесть о разорении Рязани Батыем

В ней рассказывается о взятии
древнего города Батыем в 1237
году и о трагической судьбе
княжеской семьи. Кроме того, в
этом произведении
описывается подвиг рязанского
богатыря Евпатия Коловрата.
Самые ранние версии повести
относятся к XIV веку.
Наиболее ранний рассказ
содержится в Ипатьевской
летописи. Кроме того, этот же
рассказ содержится и в
Лаврентьевской и в
Новгородской летописью
Повесть о разорении Рязани
Батыем. Миниатюра. Лицевой
свод XVI в.

13. «Задонщина» Софония Рязанца

Памятник древнерусской
Куликовская битва
литературы конца XIV -
начала XV вв. Рассказывает о
победе русских войск,
возглавляемых великим князем
Московским Дмитрием
Ивановичем (Донским) и его
двоюродным братом
Владимиром Андреевичем
Серпуховским, над монголотатарскими
войсками правителя Золотой
Орды Мамая.
Многие художественные приемы
«Задонщины» перекликаются со
«Словом о полку Игореве»
Автор – рязанский боярин –
подчеркивает особую роль
Москвы в достижении победы

14. Сказание о мамаевом побоище (XV в.)

В «Сказании» повествуется о
небесных видениях, предвещавших
победу русского народа на
Куликовской битве, приводится
множество интересных подробностей
этого события. Наряду с исторически
достоверными фактами (маршрут
движения русского войска из
Москвы через Коломну на Куликово
поле, перечисление князей и воевод,
участвовавших в сражении, рассказ о
действиях Засадного полка и т. д.)
содержит и некоторые легендарные
эпизоды.
Автор сказания находился под
большим влиянием «Слова о полку
Игореве» и «Задонщины»
«Сказание» дошло до нас в большом
количестве списков. Некоторые из них
имеют очень позднюю дату - конец
XVIII-начало XIX века, что говорит
об огромной популярности
произведения в России.
Миниатюра из Сказания о Мамаевом
побоище. 17 век.

15. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Тверской купец Афанасий
Памятник Афанасию Никитину в
Твери
Никитин в 1466 г.
Отправился с торговыми
целями на Северный Кавказ
Превратности судьбы
привели к тому, что эта
поездка вылилась в
многолетнее путешествие
по Востоку – Ирану, Индии.
В Индии он прожил три
года, с глубоким вниманием
изучая местный язык,
культуру, религию и быт.
Итогом наблюдений и
размышлений русского
купца стала книга
«Хождение за три моря»

16. Путешествие Афанасия Никитина

Три моря, «за которые
ходил» Афанасий Никитин
это Каспийское
(Дербентское), Аравийское
(Хвалисское)и Черное
(Стамбульское)
Находясь далеко от родины
купец молит Бога: «Да
сохранит Бог землю русскую!
Боже, сохрани её! В сём мире
нет подобной земли…».
Афанасий Никитин очень
тревожился за её судьбу «Но
почему князья земли русской
не живут друг с другом как
братья! Да устроится земля
Русская!»

17. Возрождение летописания

В XV веке возрождается общерусское летописание
Первая общерусская летопись – Троицкая - составлена в
Москве в начале XV века. Московские летописцы провели
большую работу по объединению и обработке
разрозненных местных летописей.
Одним из самых значительных произведений русского
летописания стала Московская летопись 1479 года.
Все московские летописи пронизывает мысль о
необходимости единства и сильной великокняжеской
власти. Они последовательно проводили идею о том, что
Москва является наследницей и преемницей Киевских
политических традиций. И чтобы ярче подчеркнуть эту
идею, московские летописные своды начинались с
«Повести временных лет».

18. Литература XVI века

19. Основные особенности

Литература все больше и больше внимания уделяет
проблеме крепнувшей великокняжеской власти, а
затем и царской власти
Появление нового жанра – публицистики
Особое место в средневековой литературе занимали
хронографы – появившиеся со второй половины XV
в., представлявшие собой попытку систематизации
исторических сведений. К данным, почерпнутым
из византийских хронистов, присоединялись
довольно отрывочные сведения
о болгарской и сербской истории и
вносились русские известия; в позднейших
редакциях заметны заимствования из польских
хроник

20. «Сказание о князьях Владимирских»

В основе этого произведения лежало две легенды.
Одна из них утверждала, что московские государи
ведут свое происхождение от римского императора
Августа (от его брата по имени Прус, который был
родственником Рюрика).
В другой рассказывалось, как византийский
император Константин Мономах передал киевскому
князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии,
которыми Владимир якобы венчался на царство.
Отсюда следовало, что и преемники Владимира
Мономаха имели законное право на царский титул
Эти легенды обосновывали право московских князей
на самодержавную власть

21. Публицистика

Одним из наиболее
известных публицистов
был Иван Семенович
Пересветов. В своих
челобитных,
адресованных Ивану
Грозному, он
предложил проекты
реформ, укрепляющих
самодержавную власть
царя, опирающегося на
дворянство
Миниатюра из Лицевого свода 16 в.

22. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного

Происходил из княжеского
рода, входил в Избранную
Раду. Принимал
деятельное участие во
взятии Казани в 1552.
Действуя, по его словам, из
опасения "неправедной"
опалы Ивана IV, бежал в
Литву (1564); член
рады Речи Посполитой.
Участвовал в войне против
России, что делает его
предателем при любой
причине бегства.
П. В. Рыженко. Андрей Курбский

23. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного

Основными вопросами в их переписке были вопросы
о характере царской власти и её взаимоотношениях с
подданными
Свои взгляды А. М. Курбский изложил в «Истории о
великом князе московском» и посланиях Ивану
Грозному.
А. М. Курбский считал наилучшим вариантом гос.
власти такую форму, когда монарх правит вместе с
выборным органом, представляющим все слои
населения
Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею
божественного происхождения самодержавной
власти и её неограниченный характер

24. «Хронограф » (1-ая ред. - 1512)

«Хронограф «– сборник интересных и
нравоучительных сочинений по всемирной
истории
Автор этого сборника неизвестен, но это был
очень образованный человек, имевший
представление о ходе мировой истории
Большое внимание «Хронограф» уделяет
славянским народам, и прежде всего русскому.
Он рассматривает русскую историю как часть
всемирной истории

25. Великий че́тьи-мине́и

Четьи – книги,
предназначенные для чтения, а
не для богослужения. Минеи –
длящиеся месяц.
Великие четьи-минеи - сборник
XVI в. из 12 книг, на каждый
месяц года, включающий в себя
жития святых на каждый день.
Великие четьи-минеи были
составлены под руководством
митрополита Макария
Четьи минеи вобрали в себя и
сгруппировали все книги,
читавиеся на Руси. Они стали
своего рода церковнолитературной энциклопедией
русского средневекового
общества
Икона «Минеи на год» (календарь на год)

26. «Домострой»

Составил «Домострой»,
Андрей Рябушкин. Купеческая
семья 17 века
или во всяком случае
отредактировал
священник Сильвестр
«Домострой» содержал
наставления по ведению
домашнего хозяйства,
воспитанию детей,
исполнению в семье
религиозных обрядов.
Одной из главных идей
«Домостроя» были идея
подчинения в государстве
царской власти, а в семье
её главе

27. Архитектура XIV-XVI вв.

Московский Кремль при Иване III. Васнецов А. М.

28. Москва

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство
При Иване Калите строятся 4 каменных храма: Успенский и
Архангельский Соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору
(все храмы перестроены, в первоначальном виде не сохранились).
Свидетельством возрастания политического могущества Москвы стало
возведение в 1367 крепости – белокаменного Кремля (при Дмитрии
Донском)
Формирование единого государства поставило Москву в особое
положение – она превратилась в столицу Русского государства, в ней
размещалась резиденция великого князя всея Руси – становится
центром русского зодчества
При Иване III – Московский Кремль был радикально перестроен. Были
приглашены лучшие мастера со всей Руси, приглашены иностранцы из
Италии (Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро
Антонио Солари).
Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских
великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов
московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от
ордынского владычества

29. Аристотель Фиораванти

Фамилия Фиораванти – дословно
Монета, предположительно
отчеканенная Аристотелем
Фиораванти
переводится, как цветок, гонимый
ветром
Аристотель Фиораванти 0 итальянский
архитектор, инженер
Иван III – срочно искал талантливого
архитектора, так как в 1474 г. в Москве,
рухнул новый, только достроенный
Успенский Собор.
Под руководством А.Ф. русские мастера
сложили из кирпича стены и башни
Московского Кремля, Успенский и
Архангельский Соборы, колокольню
Ивана Великого
А. Ф. построил первый в России
кирпичный завод, построил завод по
отливке пушек

30. Успенский Собор в Московском Кремле (15 век)

Выдающееся творение
Аристотеля Фиораванти
– Успенский Собор.
Иван III мечтал о
создании самого
внушительного собора
на Руси.
За образец был взят
Успенский собор во
Владимире
Строительство в 14751479 гг.

31. Грановитая палата Московского Кремля

Построена по указу Ивана III
в 1487 – 1491 архитекторами
Марко Руффо и Пьетро
Антонио Солари
1487- 1491 гг.
Снаружи палата была выложена
белыми гранеными камнями, от
которых и получила свое название
Предназначалась для
торжественных приемов и
празднований

32. Архитектура Московского государства в XVI веке

Дальнейшее развитие Русского государства сказалось на
развитии русской культуры. Со всех концов страны в Москву
переселялись лучшие мастера
Появились специальные органы, занимающиеся вопросами
архитектурного облика столицы – Городовой приказ, Приказ
каменных дел.
Москва становится центром русского зодчества. Здесь
появляются новые архитектурные стили и направления
Изменяется внешний облик Московского Кремля: с его
территории были выведены почти все боярские усадьбы,
выселены ремесленники и торговцы. Появляются
дипломатические представительства иностранных государств, а
также гос. учреждения – Печатный и Посольский дворы,
строятся здания приказов
Появляется новый - шатровый стиль

33. Шатровый стиль

В русском деревянном
Воскресенская церковь,
Суздаль (18 в.)
зодчестве шатер – был
распространенной
формой завершения
деревянных церквей (при
строительство церквей из
дерева чрезвычайно
трудно передать форму
купола)
Каменные шатровые
храмы появились на Руси
в начале XVI века и не
имеют аналогий в
архитектуре других стран

34. Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

Ц. Вознесения в
Коломенском –
выдающийся памятник
шатровой архитектуры
Первый каменный
шатровый храм в
России
Воздвигнут в 1532 г. в
честь рождения у
Василия III
долгожданного
наследника – будущего
Ивана Грозного
Церковь Вознесения в селе
Коломенское

35. Собор Василия Блаженного (1555-1560)

Вершина русского зодчества
этого периода – Покровский
Собор, построенный в
непосредственной близости от
Кремля
Его называют собором Василия
Блаженного по имени
знаменитого юродивого,
погребенного у его стен
Храм строили русские мастера
Барма и Постник
Идея храма: как Москва
объединила вокруг себя русские
земли, так и огромный
центральный шатер храма
объединяет в единое целое
красочное разнообразие восьми
отдельных его главок

36. Новгород

37. Основные особенности

В XIV веке одним из центров каменного
строительства становится Новгород
Отход от строгих, простых форм, им на смену
приходят легкость, нарядность и торжественность.
Классические образцы такого новгородского стиля –
церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса
Преображения на Ильине улице.
Крупное строительство велось и в XV веке. В 1433
немецкими и новгородскими мастерами была
построена Грановитая палата в Новгороде для
торжественных приемов и заседаний Совета Господ

38. Церковь Федора Стратилата Церковь Спаса Преображения на Ручье на Ильине улице

Церковь Федора Стратилата
на Ручье
Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице

39. Псков

40. Основные особенности

Псков к середине XIV века окончательно
обособился от Новгорода
Большое значение здесь получило оборонное
зодчество, так как Псковская земля находилась
на окраине Руси
В 1330 году вблизи от города была построена
крепость Изборск
В самом Пскове был возведен большой каменный
кремль
Вся архитектура Пскова имела крепостной облик,
здания были суровы и лаконичны

41. Изборская крепость (1330)

Изборская крепость стала одним из
крупнейших военных сооружений
Руси
Изборская крепость и Никольская
церковь

42. Живопись

43. Живопись XIV века

XIV век – начало расцвета русской живописи
Большой вклад внес Феофан Грек
В конце этого века в русских церквях как самобытное
культурное явление стали появляться иконостасы
(византийская культура не знала таких больших
иконостасов)
Иконостас – перегородка, отделяющая алтарь (часть
храма, предназначенную для священнослужителей) от
остального помещения
Иконы на иконостасе располагались в строгом порядке. В
нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в
честь которого была возведена церковь. Далее следовал
ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по
обеим сторонам в молитвенных позах – Богоматерь,
Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы и святители

44. Феофан Грек

Феофан Грек – приехал на
Спас Вседержитель или Пантократор.
Фреска в новгородской церкви Спаса
Преображения на Ильине улице
Русь из Византии, будучи
уже известным
живописцем.
Он смело
экспериментировал с
гаммой, умел выписывать
фигуры святых, что они
смотрелись не застывшими
в определенной позе, а как
бы в движении
Главным творением
Феофана Грека стало
создание иконостаса
Благовещенского
собора

45. Живопись XV-XVI вв.

В конце XV – начале XVI века в Москве складывается
национальная школа живописи.
Наиболее ярким её представителем был гениальный
русский художник Андрей Рублёв
В его творчестве процесс отделения русской живописи от
византийской получает свое логическое завершение
Рублёв и его последователи окончательно отказались от
византийской суровости и аскетизма.
Другим крупнейшим представителем московской школы
живописи был знатный князь, ставший монахом
Дионисий
В период правления Ивана Грозного все чаще в
религиозную жизнь включались сюжеты, отражающие
реальные исторические события

46. Андрей Рублёв

Андрей Рубёв был монахом
Троице-Сергиева
монастыря, а затем СпасоАндронникова монастыря
В 1405 г. Вместе с Феофаном
Греком и Прохором из
Городца расписывал стены
Благовещенского собора во
Владимире, а затем собора
Троице-Сергиева
монастыря
В своих произведениях он
создавал образы живых
людей, передавал душевные
переживания и настроения
русского человека того
времени
Троица. Самая известная работа А.
Рублёва. Написана для иконостаса
Троицкого собора

47. Андрей Рублёв

Спас. Звенигородский
чин.
Чин – в иконостасе –
один ряд икон
Спас – эпитет,
приписываемый
Иисусу Христу, от
«Спаситель»

48. Дионисий

Дионисий - крупнейший
представитель московской
школы живописи конца XV –
начала XVI
Считается продолжателем
традиций Андрея Рублёва
Написал часть икон и фресок
Успенского собора
Московского Кремля
Работы Дионисия отличались
утонченным рисунком,
изысканным и нежным цветом
Справа представлена икона
Святой митрополит Алексий с
житием, написанная для
Успенского Собора
Московского Кремля

49. Дионисий

Пожалуй, самыми
известными
произведениями
Дионисия были
росписи на стенах
Рождественского
собора Ферапонтова
монастыря
Собор Рождества Богородицы.
Стенопись Дионисия 1502.
Святитель Николай Чудотворец

50. Эпоха Ивана Грозного

В период правления Ивана Грозного все чаще в религиозную
живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические
события
В середине XVI в. В Москве была написана огромная, 4 метра длиной,
икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию
Казани
На ней изображено торжественное шествие победоносного русского
войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир
Святославич с сыновьями Борисом Глебом, Александр Невский,
Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди
на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура
византийского императора Константина с крестом в руке. Войско
встречает Богоматерь с младенцем.
Вполне очевиден замысел произведения – истолковать военный успех
как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов
как победу православия над «неверными басурманами»

Русская культура XIV XVII веков

Культурное развитие Древней Руси, накопившей большой опыт строительства и благоустройства городов, создавшей замечательные памятники зодчества, фрески, мозаики, иконописи, было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим государство к экономическому и культурному упадку. Возрождение русской культуры стало возможным только в конце XIII - нач. XIV вв. Центром борьбы против монголо-татарского ига стала Москва, постепенно превратившаяся в политический и культурный центр русских земель.

Формирование к концу XV века централизованного русского государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению (прежде монголы запрещали каменное строительство, боясь возведения оборонительных сооружений). Для этого были приглашены в столицу зодчие из других русских городов, а также итальянские архитекторы и инженеры (одним из выдающихся итальянских архитекторов, творивших на Руси был Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор и Грановитую палату Кремля). Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, а сам он был окружен стеной из белого камня (позже белый кирпич заменили красным).

Новые задачи государственного строительства непосредственно отразились и на литературе. Древнерусская письменность в полной мере зафиксировала перемену в народном сознании, воплощенную в стремлении национального объединения. Многочисленные редакции повестей о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о Задонщине» и др.) представляют ее как общенародный подвиг. Во многих последующих литературных источниках князь Дмитрий Донской предстает в образе национального героя, а его наследники, московские князья – как национальные государи. Не осталась в стороне и идеология. Ее задачей стал поиск новых идейных форм государственного строительства.

Определение вектора духовного развития конкретизировалось с падением, под натиском турок, Византийской империи. Русь, наиболее могущественная страна в православном мире, стала стремиться к главенствующему положению среди других православных государств, превращаясь в форпост истинной (православной) Церкви. В то время как турки уничтожили все православные монархии Востока и пленили все патриархаты, Москва взяла на себя заботу хранить и поддерживать православие и у себя, и на всем Востоке. Московский князь становился теперь главой всего православного мира (особенно после женитьбы Ивана III на наследнице последнего византийского императора Софье Палеолог). Псковский монах («старец») Филофей разработал теоретическое обоснование подобным стремлениям, выраженное в формуле «Москва – третий Рим»: «яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти». Эта установка привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество «царством» через официальное принятие великим князем титула «цезаря» – в нашей трактовке «царя», принять герб Римской и Византийской империй (двуглавый орел).

Уже в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. Центрами ее нового развития становятся Новгород, Ростов, Тверь. Новгородская и псковская школы особенное внимание уделяли фресковой живопись. Одним из ярчайших представителей этого направления стал Феофан Грек. Его образы, воплощающие аскетические религиозные идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью.

К конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие, гармоничные тона живописи, пронизаны чувством умиротворения. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы возрастает некоторое единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Произведения Дионисия торжественны и грациозны, но в психологическом плане уступают Рублеву.

Медленнее шло возрождение декоративно-прикладного искусства. Это объяснялось тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. Но постепенно русское ювелирное искусство также оживляется. Чеканка, финифть, роспись по грунтовой эмали, литье и другие приемы в основном ориентировались на растительный и животный орнамент, выполняемый в узорчатом восточном стиле. Чрезмерное увлечение пышностью орнамента, к XVII в. привело к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компоновались узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм (например Царь-пушка Андрея Чохова). В дошедших до нас памятниках резьбы по кости и дереву также преобладали растительные и животные мотивы. Кроме того, резные изделия зачастую пестро раскрашивались. Шитье также имело много общего с живописью. В XVII в. на Руси распространяется золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами, либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводился жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень.

Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но уже к середине века художественное творчество заметно оживилось. В этот период в русском искусстве появляется новый жанр – портрет. Первые портреты писались еще в иконописных традициях, но постепенно в них появляются приемы западноевропейской живописи – точное изображение черт лица и объемность фигуры. Расширение областей культуры, связанное с техническими достижениями того времени, отразилось и на таком направлении как книгоиздательство.

Традиционно, на Руси книги писали от руки. При этом текст был украшен орнаментом, обличен в богатую (зачастую с золотом и драгоценными камнями) обложку. Но красота не всегда компенсировала недостатки рукописных книг, прежде всего – длительность написания и ошибки, появляющиеся при многократном переписывании текстов. Церковный Собор 1551 г. был вынужден даже разработать постановление о недопущении переписывания книг с искаженным текстом. Потребности исправления и унификации церковных текстов, не в последнюю очередь повлияли на открытие в Москве первой печатной мастерской. Ее основателями стали Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец. За 12 лет существования типографии (с 1553 по 1565 гг.), в ней было отпечатано 8 больших книг не только религиозного, но и светского характера (напр. Часословец, ставший первой азбукой).

Однако книгопечатание в тот период не получило должного развития, как и многие другие направления искусства и науки, характерные для европейской культуры. Причина этого заключается в стремлении к своеобразному обособлению русской культуры, особенно проявившемуся в XVI веке. Объяснение данным консервативным тенденциям следует искать прежде всего в истории формирования Московского государства, которое непрерывно подвергалось внешней агрессии как с Запада, так и с Востока. Культурная самобытность в критические периоды русской истории становилась едва ли не единственным спасительно-объединяющим фактором. Со временем культивирование собственной традиционной культуры приняло гипертрофированные формы и уже скорее мешало ее развитию, закрывая возможность проникновения в Россию достижений искусства и науки других стран. Очевидное отставание (прежде всего в научно-технической сфере) было преодолено лишь Петром I , причем решительным и неоднозначным способом.