Иван славинский картины высокого качества. Самые дорогие художники России

Иван славинский картины высокого качества. Самые дорогие художники России
Иван славинский картины высокого качества. Самые дорогие художники России
Петербургский художник, владелец галереи «SLAVINSKY PROJECT» - Иван Славинский, по мнению критиков, считается одним из самых дорогих современных русских художников. В этом обзоре рассказ о том, как происходило его становление, поиск своего почерка в живописи и, конечно, картины этого замечательного мастера.

Иван Славинский родился в 1968 году в Ленинграде. Отец - художник-баталист Дмитрий Обозненко передал по наследству сыну художественный дар живописца. В 5-летнем возрасте мальчик уже хорошо владел карандашом и красками. Первые навыки в изобразительном искусстве Иван получил в художественной школе при Академии Художеств. Отец очень критично относился к первым работам сына. Но вскоре начал доверять Ивану прописывать на краешках своих полотен небольшие детали. А позже понял - сын очень талантлив, и сам может творить.



Город на закате дня.


Огни ночного города.

В период становления молодого художника его относили то к реалистам, то к постмодернистам, то к сюрреалистам: очень сложно было, глядя на ранние работы Славинского, сказать, что это рука одного и того же мастера. И лишь спустя годы, собрав воедино на полотно все эти стили и техники искусства, он создал свою манеру, свой неповторимый уникальный почерк.


Зима.

На первой своей выставке в 1991 году, устроенной в галерее «Товарищества Свободных Художников», Иван был признан и зрителями, и художественными критиками. Обладатель уникального живописного таланта сразу же стал известным и узнаваемым в городе на Неве, а позже и в Москве.


Натюрморт с парусником.

Однажды, поехав с женой по 4-дневной туристической визе во Францию на новогодние праздники, задержался там на целых десять лет. Первое время они с женой гостили у друга в крошечной комнатушке с видом на Эйфелеву башню. Потом жили на неоконченной стройке, ночуя на нарах, сколоченных из досок.


Парижанка.

Художник постепенно начал зарабатывать на жизнь живописью: сдавал на реализацию свои работы в небольшую галерею. Как оказалось, хозяйка этой галереи хорошо знала творчество художника - видела его работы на Невском. Сотрудничество было плодотворным и приносило деньги. Супруги смогли даже снять небольшую квартиру. Воодушевленный художник начал писать в разных стилях, что сразу же стало непонятно наивным французам: как это возможно, чтобы живописец мог одновременно писать в нескольких техниках. Так уж работы Ивана по манере и стилю были различны между собой.


Саксофонистка.

Тут-то и пришла на выручку русская смекалка: часть работ, выполненных в другой технике живописец начал подписывать именем своей жены. Так возник псевдоним "Марина Иванова". Друзья, знающие эту историю, дали Ивану кличку «Слива», что было производной от двух фамилий: Славинский и Иванова. Некоторые работы, подписанные именем жены, имели больший успех, на что Иван, как бы завидуя, говорил: «Машка, посмотри, какая ты стала известная!»

Как ни странно, русского художника все принимали за парижанина. Благодаря хорошему французскому за время нелегального проживания во Франции, визу у Славинского так никто и не спросил. Он даже умудрился, не имея никаких документов, купить себе машину и поставить на учет. Но вскоре он был рассекречен таможней и выдворен со страны. Но при этом в его кармане уже лежало приглашение во Францию. И Славинский, проведя все документы через консульство, вернулся в Париж уже на законных основаниях.


Старинные книги и статуэтка рыцаря.

И еще около восьми лет он жил в Париже и работал уже по эксклюзивным контрактам нескольких европейских галерей. С персональными выставками он объездил почти всю Европу. Экспозиции его картин имели большой успех в Люксембурге, Дублине, Стокгольме, Марселе и в Париже. Все полотна парижского периода, были удачно распроданы.


Santa Maria De La Salute. Венеция.

Его уникальные картины пополнили частные коллекции ценителей искусства в Италии, Франции, Голландии, Англии, США. Первоначальная стоимость полотен Ивана Славинского была от двадцати тысяч долларов. Покупателей впечатляла «смесь» техник взятых от Врубеля, Дега и Петрова-Водкина, за это они и готовы были платить хорошие деньги.


Натюрморт.

Еще живя за границей, он в 1997 году получил членство в Союзе Художников России. А по возвращении на Родину в 2002 году, обосновался в Санкт-Петербурге. В 2007 году открыл арт-галерею под своим именем, через время которая была переименована в «SLAVINSKY ART». А с 2016 года в Петербурге была открыта новая галерея живописца - «SLAVINSKY PROJECT».


Девушка с лилиями.

Жанр фантастического реализма, основанный на метаморфозах, символах, иносказаниях, на сложнейших композициях, и на использовании богатой палитры красок, нашел отражение и в классических натюрмортах, и в городских пейзажах, и в импрессионистских портретах художника.

Иван Славинский родился в 1968-ом в Ленинграде. Как профессиональный художник работает уже около двадцати лет. Рисовать начал в детстве, дальнейшие навыки художника получал в художественной школе, что при Академии Художеств. Талант художника, надо полагать, перенял от отца Дмитрия Обозенко, который был известным в Ленинграде художником-баталистом.
В 1990-ом прошла первая выставка работ Ивана Славинского в Санкт-Петербурге в художественной галерее «Товарищество Свободных Художников». И зрители, и критики признали в художнике уникальный талант, после чего он сразу стал известным в городе на Неве. С тех пор его начали приглашать в различные галереи Москвы и за границей.

Далее Иван работал за рубежом, семь лет жил в Париже. Его полотна стали постоянным украшением частных коллекций Италии, Франции, Голландии. Во Франции, США, Германии, Великобритании, Италии и Голландии его считают одним из самых лучших российских художников.

Начальная цена картин Ивана Славинского – 20 тысяч долларов. В его работах многие замечают одновременно что-то от Врубеля, Дега и Петрова-Водкина. За такую мощную «смесь» многие готовы платить большие деньги. Некоторые критики размышляют о нем, прилично ли называть художника гением при жизни.

Сам Иван рассказывает о своей художественной истории… Начинал он не в Товариществе свободных художников, а на, так называемой, панели. Было это у Катькиного садика. Сами художники продавали свои работы. С раннего утра приходили, как на рыбалку, чтобы «рыбное» место занять, картины вывесить. А вскоре пошел сух, что всех выгонят, если не стать членом Товарищества свободных художников. Никто тогда и не ведал, что это. Но Иван решил вступить в товарищество, чтобы не бегать от милиционеров…

В отношении художественной учебы…С Академией у него не вышло. Однако, в то время там преподавал его отец - лениградский художник-баталист. И Иван много чему научился у него. Тому поспособствовали большие заказы военных картин. Отец всегда относился критично к работе сына. Почти никогда не хвалил. Но позже стал доверять дописывать что-то на своих работах. В тот самый момент Иван понял, что уже и сам что-то может писать.

Писал Иван в мастерской отца. Тот его своеобразно учил. Подойдет подправит. Спросит, понял ли его сын. Тот кивнет. И в этот момент отец все стирает: «Пиши!»

Во Францию Иван Славинский попал в 1993 году. Поехал только посмотреть на четыре дня. Но дней этих не хватало. Был тогда Новый год. Cильно погуляли. Первые пару дней Иван пролежал, с ужасом размышляя, что так ничего не успею посмотреть. Потом все собрались ехать назад. А Иван повстречал своего будущего приятеля, русского гида, сказавшего ему: «Зачем тебе с головной болью ходить по Парижу? Давай, поменяем билеты». И он с просроченной визой остался в Париже.

Новый друг показал все те места, которые с его точки зрения надо было посмотреть. А в итоге пригласил жить к себе, чтобы не переплачивать за отель. Он снимал с своей подружкой крохотную клетушку 2х2. Но зато вид был на Эйфелеву башню. Там было крохотное окошечко. Но глядя в него сразу понимал, что находишься в Париже.

Иван в Париже был со своей первой женой. Вчетвером в том помещении было очень тесно. Выход нашли на соседней стройке. Сколотили там нары. В связи с этим осталась масса воспоминаний.

Вскоре Иван купил краски, уселся в уголке и начал что-то писать. Далее нашел галерею, где русская девушка занималась реализацией картин, напсианных в России. Оказалось, что девушка знает его фамилию, видела его работы в галерее на Невском. И Иван написал ей небольшую коллекцию. С первого аукциона заработались деньги. К тому моменту первоначальные деньги подиссякли. Питалась пара разными консервами..

Иван пытался писать в разных направлениях. Но, как оказалось, французам очень сложно такое понять. Если художник писал в разной манере, то это, и их представлении, должно быть хотя растянуто во времени. В итоге зародился псевдоним Марина Иванова. Так его первую жену звали. Но в галерее не хотели взять работы мифического автора. Иван сказал – вот вам автор, показывая на жену. То были работы нового направления, и, на некотором этапе картины Марины Ивановой немного затмили работы Ивана Славинского. Иван даже завидовал сам себе. Говорил: «Машка, посмотри, какая ты стала известная!» Едкие знакомы художники дали Ивану кличку Слива, объединив тем самым фамилии Славинский и Иванова.

За полтора года проживания во Франции визу у Ивана ни кто так и спросил. Он даже сумел купить себе машину и поставить на учет, не имев ни каких документов.

Он объясняет успех в этом своей способностью говорить. Его принимали за парижанина. Плюс, французы очень наивны. Если у Ивана спрашивали документы, то он говорил, что виза уже кончилась, и документы сейчас оформляются. Так некоторое время и прожил с истекшей четырехдневной туристической визой.

Но чуть позже рассекретили, на таможенном пункте. Сутки во французском КПЗ. В итоге, пришлось вернуться в Россию. Но в кармане уже было приглашение во Францию. Далее все оформили как положено через консульство.

Ряд работ Ивана Славинского купили для Била Гейтса. Возможно. Не для самого Билла, но в их швейцарском офисе они точно есть… Также, его работы есть у известного гонщика формулы-1 Шумахера.

Копий со своих картин Иван не делает. Считаю, что надо всегда двигаться вперед. Не понимает художников, завешавших стены дома своими картинами. У Ивана было несколько своих картин, которые он считал гениальными, но он их продавал. Лишь оставил себе их в сознании как картины, к уровню которых надо стремиться. А потом, через год, когда он их увидел, то подумал, что как-то слабенькие они. А если бы висела перед глазами, то сильно тормозила бы..

Картины Иван не любит дарить. Не потому что жалко. Просто не любит подстраиваться под зрителя. А ведь если даришь, то надо, чтобы человек испытывал положительные эмоции, то есть писать под него…

На вопрос чем бы он еще мог зарабатывать в жизни Иван ответил, что машины чинить, детей играть в теннис.

И Машины мог бы чинить. Это запросто. Ну и еще, наверное, учить детей играть в теннис.

На вопрос как Иван ищет модели для картин он ответил, что у него изначально есть образ в уме, и ему для портрета нужна именно такая девушка. На улице пригласить не получается, так как боятся. В итоге, нанимает профессионалов. Отбирает по фотографиям. Но в итоге решает все пластика. Есть красивые, но не пластичные, не убедительные. Одни садятся сразу так, что картина готова, с другими – часами приходится выискивать удачные пластичные позы. И важно, чтобы человек не был закомплексован. Художники всегда писали обнаженную натуру. И не хочется тратить час на убеждение модели раздеться…

Иван Славинский родился в 1968 году в Ленинграде.Безудержный фантазер и мастер визуальных загадок рисовать начал с детства, профессиональные навыки получил в художественной школе при Академии Художеств. Дар живописца получил в наследство от отца - известного ленинградского художника Дмитрия Обозненко.

Первая выставка Ивана Славинского в Санкт-Петербурге состоялась в галерее «Товарищество Свободных Художников» в 1991 году. Зрители и критики безоговорочно признали уникальный талант живописца, и он сразу стал известным в Санкт-Петербурге и Москве.

С 1997-является членом Союза Художников России.

Позднее Иван Славинский работал за рубежом, по эксклюзивным контрактам европейских галерей. Его картины стали украшением частных коллекций Франции, Италии и Голландии. Во Франции, Великобритании, США, Германии, Италии, Голландии его считают одним из лучших русских художников.

Карнавал,холст,масло 2007 г.

Верона,холст,масло 2007 г.

Ирис,холст,масло, 2007г.

Lilas Rouge,холст,масло, 2007г.

Маска,холст,масло, 2006г.

Палитра,холст,масло 2006г.

У зеркала,холст,масло 2005г.

Флора,холст,масло, 2007

Без названия, холст, масло, 2001г.

Зима,холст, масло, 1997г.


Современные русские художники. Город в дорожной петле...Художник Иван Славинский

Город в дорожной петле...
Художник Иван Славинский

В восторге от картин Ивана Славинского уже давно.

Ивана Славинского в разные периоды его творчества приписывали то к реалистам, то к постмодернистам, то к сюрреалистам. Казалось бы, такие разные живописные манеры невозможно объединить, но именно в этом и есть уникальность художника, чей талант и мастерство позволяют свободно высказываться в любом необходимом в данный момент жанре. Креативное мышление Славинского не укладывается в официальные художественные рамки, и смешивая жанры словно краски на палитре, он создает собственный художественный почерк, смелую квинтэссенцию достижений предшествующих поколений живописцев.

Иван Ефимович Славинский родился 26 апреля 1968 г. в г. Ленинград. Рисовать Иван начал с 5 лет, профессиональные навыки получил в художественной школе при Академии Художеств.Дар живописца получил в наследство от отца — известного ленинградского художника Дмитрия Обозненко.Его отец - Дмитрий Обозненко, художник-баталист, заслуженный художник РСФСР, а мать - Галина Патраболова, искусствовед.

Светотени Рубенса и вспышки света Вермеера, драгоценные ткани Веласкеса и одухотворенность предметов Кальфа, эмоциональность импрессионистов и культурное бытие постмодернистов… Соединяя это, Славинский показывает новую реальность, в которой мы с удивлением узнаем такой знакомый и такой разный, окружающий нас современный мир. В соединении ускользающего сюжета и пластических загадок, рождается художественное направление, полностью соответствующее сложному и порой запутанному внутреннему эго современного человека, где противоречия, интеллект и потребность в красоте царят на равных правах.

Первая выставка Ивана Славинского в Санкт-Петербурге состоялась в галерее «Товарищество Свободных Художников» в 1991 году. Зрители и критики безоговорочно признали уникальный талант живописца, и он сразу стал известным в Санкт-Петербурге. Появились приглашения и в галереи Москвы.

В 1993 году он уехал во Францию, где 10 лет жил и работал по контрактам европейских галерей.За это время состоялись его персональные выставки во Франции, Ирландии, Щвеции, Люксембурге.
Его картины стали украшением частных коллекций Франции, Италии и Голландии. Во Франции, Великобритании, США, Германии, Италии, Голландии его считают одним из лучших русских художников. Профессиональная активность Ивана Славинского охватывает более восемнадцати лет.

В 2003 г. Иван вернулся в Россию, открыл в Санкт-Петербурге свою художественную галерею. Является членом Союза Художников России.Вместе с семьей и тремя детьми постоянно живет в Санкт-Петербурге. Фантастический реализм-жанр, в котором работает Иван Славинский.Отличительными чертами являются метаморфозы,иносказания сложные художественные композиции, богатая палитра красок.

Интересного художника нашел в сети несколько лет назад. С первого взгляда очень напомнил манерой письма художника Врубеля. Просмотрев еще несколько картин, вдруг вспомнил художника Дега… Вчера вновь увидел в сети его работы. Просмотрел. Ощущения от работ не очень вдохновляет (не мое), но техника исполнения и оригинальная манера очень понравились. Большой талант. К тому же, мне понравились некоторые моменты его биографии.




Славинский родился в 1968-ом в Ленинграде. Как профессиональный художник работает уже около двадцати лет. Рисовать начал в детстве, дальнейшие навыки художника получал в художественной школе, что при Академии Художеств. Талант художника, надо полагать, перенял от отца Дмитрия Обозенко, который был известным в Ленинграде художником-баталистом.

В 1990-ом прошла первая выставка работ Ивана Славинского в Санкт-Петербурге в художественной галерее «Товарищество Свободных Художников». И зрители, и критики признали в художнике уникальный талант, после чего он сразу стал известным в городе на Неве. С тех пор его начали приглашать в различные галереи Москвы и за границей.

Далее Иван работал за рубежом, семь лет жил в Париже. Его полотна стали постоянным украшением частных коллекций Италии, Франции, Голландии. Во Франции, США, Германии, Великобритании, Италии и Голландии его считают одним из самых лучших российских художников.

Начальная цена картин Ивана Славинского - 20 тысяч долларов. В его работах многие замечают одновременно что-то от Врубеля, Дега и Петрова-Водкина. За такую мощную «смесь» многие готовы платить большие деньги. Некоторые критики размышляют о нем, прилично ли называть художника гением при жизни.

Биография Ивана Славинского

Сам Иван рассказывает о своей художественной истории… Начинал он не в Товариществе свободных художников, а на, так называемой, панели. Было это у Катькиного садика. Сами художники продавали свои работы. С раннего утра приходили, как на рыбалку, чтобы «рыбное» место занять, картины вывесить. А вскоре пошел сух, что всех выгонят, если не стать членом Товарищества свободных художников. Никто тогда и не ведал, что это. Но Иван решил вступить в товарищество, чтобы не бегать от милиционеров…

В отношении художественной учебы…С Академией у него не вышло. Однако, в то время там преподавал его отец — лениградский художник-баталист. И Иван много чему научился у него. Тому поспособствовали большие заказы военных картин. Отец всегда относился критично к работе сына. Почти никогда не хвалил. Но позже стал доверять дописывать что-то на своих работах. В тот самый момент Иван понял, что уже и сам что-то может писать.

Писал Иван в мастерской отца. Тот его своеобразно учил. Подойдет подправит. Спросит, понял ли его сын. Тот кивнет. И в этот момент отец все стирает: «Пиши!»

Во Францию Иван Славинский попал в 1993 году. Поехал только посмотреть на четыре дня. Но дней этих не хватало. Был тогда Новый год. Cильно погуляли. Первые пару дней Иван пролежал, с ужасом размышляя, что так ничего не успею посмотреть. Потом все собрались ехать назад. А Иван повстречал своего будущего приятеля, русского гида, сказавшего ему: «Зачем тебе с головной болью ходить по Парижу? Давай, поменяем билеты». И он с просроченной визой остался в Париже. Новый друг показал все те места, которые с его точки зрения надо было посмотреть. И в итоге пригласил жить к себе, чтобы не переплачивать за отель. Он снимал со своей подружкой крохотную клетушку 2х2. Но зато вид был на Эйфелеву башню. Там было крохотное окошечко. Но глядя в него сразу понимал, что находишься в Париже.

Иван в Париже был со своей первой женой. Вчетвером в том помещении было очень тесно. Выход нашли на соседней стройке. Сколотили там нары. В связи с этим осталась масса воспоминаний.

Вскоре Иван купил краски, уселся в уголке и начал что-то писать. Далее нашел галерею, где русская девушка занималась реализацией картин, напсианных в России. Оказалось, что девушка знает его фамилию, видела его работы в галерее на Невском. И Иван написал ей небольшую коллекцию. С первого аукциона заработались деньги. К тому моменту первоначальные деньги подиссякли. Питалась пара разными консервами..

Иван пытался писать в разных направлениях. Но, как оказалось, французам очень сложно такое понять. Если художник писал в разной манере, то это, и их представлении, должно быть хотя растянуто во времени. В итоге зародился псевдоним Марина Иванова. Так его первую жену звали. Но в галерее не хотели взять работы мифического автора. Иван сказал - вот вам автор, показывая на жену. То были работы нового направления, и, на некотором этапе картины Марины Ивановой немного затмили работы Ивана Славинского. Иван даже завидовал сам себе. Говорил: «Машка, посмотри, какая ты стала известная!» Едкие знакомы художники дали Ивану кличку Слива, объединив тем самым фамилии Славинский и Иванова.

За полтора года проживания во Франции визу у Ивана ни кто так и спросил. Он даже сумел купить себе машину и поставить на учет, не имев ни каких документов.

Он объясняет успех в этом своей способностью говорить. Его принимали за парижанина. Плюс, французы очень наивны. Если у Ивана спрашивали документы, то он говорил, что виза уже кончилась, и документы сейчас оформляются. Так некоторое время и прожил с истекшей четырехдневной туристической визой.

Но чуть позже рассекретили, на таможенном пункте. Сутки во французском КПЗ. В итоге, пришлось вернуться в Россию. Но в кармане уже было приглашение во Францию. Далее все оформили как положено через консульство.

Ряд работ Ивана Славинского купили для Била Гейтса. Возможно. Не для самого Билла, но в их швейцарском офисе они точно есть… Также, его работы есть у известного гонщика формулы-1 Шумахера.

Копий со своих картин Иван не делает. Считает, что надо всегда двигаться вперед. Не понимает художников, завешавших стены дома своими картинами. У Ивана было несколько своих картин, которые он считал гениальными, но он их продавал. Лишь оставил себе их в сознании как картины, к уровню которых надо стремиться. А потом, через год, когда он их увидел, то подумал, что какие-то слабенькие они. А если бы висели перед глазами, то сильно тормозили бы..

Картины Иван не любит дарить. Не потому что жалко. Просто не любит подстраиваться под зрителя. А ведь если даришь, то надо, чтобы человек испытывал положительные эмоции, то есть писать под него…

На вопрос чем бы он еще мог зарабатывать в жизни Иван ответил, что машины чинить, да учить детей играть в теннис.

На вопрос как Иван ищет модели для картин он ответил, что у него изначально есть образ в уме, и ему для портрета нужна именно такая девушка. На улице пригласить не получается, так как боятся. В итоге, нанимает профессионалов. Отбирает по фотографиям. Но в итоге решает все пластика. Есть красивые, но не пластичные, не убедительные. Одни садятся сразу так, что картина готова, с другими - часами приходится выискивать удачные пластичные позы. И важно, чтобы человек не был закомплексован. Художники всегда писали обнаженную натуру. И не хочется тратить час на убеждение модели раздеться…