План-конспект урока по литературному чтению. Венгерская народная сказка «Два медвежонка» (2 класс)

План-конспект урока по литературному чтению. Венгерская народная сказка «Два медвежонка» (2 класс)
План-конспект урока по литературному чтению. Венгерская народная сказка «Два медвежонка» (2 класс)

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Русская народная сказка " Кот и лиса".

Цель: учить чтению и восприятию русской народной сказки,

пониманию её смысла.

Задачи:

    познакомить с русской народной сказкой и ее особенностями;

    развивать интерес, навыки выразительного чтения, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, по фамилии автора, по иллюстрации и ключевым словам;

    высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Тип урока: интегрированный.

Программа: образовательная система "Школа 2100".

Возраст: 3 класс.

Оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 классе, 1 часть, отрывок из стихотворения Ю.Энтина «В мире сказок»; портрет В.М.Васнецова; картины В.Васнецова "Аленушка", "Иван Царевич на Сером волке", "Ковер-самолет";

таблички со словами, кроссворды, отрывки из классической музыки Шопена, фото художника М. Соловьёва и его иллюстрации к сказке, фото Дом – музей В.М. Васнецова, выставка русских сказок, Дом сказок с разбирающимися брёвнами.

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I .Орг.момент.

Ребята, тему урока вы узнаете сами, когда разгадаете кроссворд.

У каждого на парте лежит кроссворд под названием « Кто говорит эти слова?»

Отгадайте кроссворд и по вертикали у вас получится слово, которое и будет обозначать тему нашего урока.

(Дети разгадывают самостоятельно. В это время звучит музыка «В мире сказок»).

Проверка кроссворда на доске.

Если все слова отгадали в кроссворде – зелёный кружок («Молодцы!»),

Если отгадали 3-4 слова – жёлтый,

Если отгадали 1-2 слова или вообще ни одного слова не отгадали – красный.

II .Со

обще

ние темы и цели.

Итак, тема нашего урока – Сказка. (Открываю на доске запись: «Русская сказка»

Вы любите сказки?
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русской народной сказки.

Вспомните, на чем совершают герои свои путешествия в сказках?

(На ковре – самолёте, в сапогах – скороходах, в ступе)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. О риентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III .

верка домашнего зада

3) Чтение стихотворения Г. Сапгира «Леса – чудеса» (Оценивают ответы учащиеся)

IY .

Всту

Тель

ная беседа

Вы уже много знаете о сказках. Давайте послушаем, о чём разговаривают Настя и папа. (Чтение по учебнику авторского текст., с.194)

Вопросы после чтения:

Когда появились первые сказки?

О каких сказках – народных или литературных – рассказывает папа?

Кто сочинял сказки? (Простые люди)

О чём были эти сказки?

Что вы узнали о сказках о животных?

Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о сказках. Из полосок – «брёвен» на доске построен Дом Сказок. Но каждое брёвнышко – волшебное, оно что-то сообщает о сказках. Прочитайте вопросы и разложите брёвнышки по вопросам, на которые они помогают ответить.

(Ученики распределяют «брёвна» - ответы по вопросам:

(У доски работают 2 ученика)

    Что такое сказка?

ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

2.Какие виды сказок вы знаете?

ВОЛШЕБНЫЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ БОГАТЫРСКИЕ

4. Кто умело рассказывал сказки?

СКАЗИТЕЛИ (Показываю картинку сказителей и о них рассказываю)

Мастерство сказителя считалось профессией, людей этой профессии все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. Все работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату.

- А как вы представляете себе человека такой профессии? Нарисуйте словесный портрет сказителя или сказительницы. Это, наверное, маленькая, сгорбленная старушка, в платочке. У нее морщинистое лицо и добрые глаза. Она говорит тихим голосом, на старинный манер; а может быть сказитель седым древним стариком, с огромной бородой. Говорит он басом, нараспев.

(Показываю картинки сказителей)

А пока ребята выполняют задание, прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Энтина. «В мире сказок» и скажите, какая сказочная примета упоминается в стихотворении?

1)Чтение отрывка из стихотворения Ю. Энтина "В мире сказок" (на доске)

В мире много сказок грустных и смешных.

Нам нельзя без света, нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Согласны вы с Юрием Энтиным, что нам нельзя без сказок?

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физкультминутка.

4 ) Рассказ о художниках-иллюстраторах сказок.

- Сказки вдохновляют на творчество многих талантливых людей: художников, композиторов .

Когда карандаш и краски в руках талантливых людей, любая сказка оживает.

Давайте познакомимся с творчеством замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

(На доске картины "Аленушка", "Иван Царевич на Сером волке", "Ковер-самолет".)

(Дети рассказывают по картинам.

(Звучит музыка Шопена.)

Ребята, я надеюсь, вы обратили внимание на волшебную, сказочную музыку, которая звучала. Это классическая музыка польского композитора Фредерика Шопена в современной обработке. Красивая музыка Шопена усиливает восприятие картины.

Рассказываю о жизни и творчестве В.Васнецова.

(Показываю портрет и фото Дома – музея Васнецова)

Ребята, а что всегда помогает героям сказок в их приключениях?)

Какое качество, необходимое во взаимоотношениях людей, помогает преодолевать все преграды и препятствия?

(Танец и песня «Дружба» Барбарики)

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .

2. Проговаривать последовательность действий на уроке .

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану .

Отгадайте загадки.

Ростом с комод, усищи - с аршин,

Глазищи - с кувшин сам рябой. (Кот)

За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало... нет ни дыма, ни пожара (Лиса).

Откройте с. 195 в учебнике.

Кто нарисован на картинке? (Мужик).

Как он одет? В современную одежду?(Нет)

Что – нибудь странное заметили? (у него на палке узелок, а из него слышно:мяу – мяу..

Что можно предположить по картинке? Куда он идёт? Что несёт в узелке?

Прочитайте название сказки.

Так кто же будут герои нашей сказки?

(Открываю запись на доске «Кот и лиса»)

Какие знаете сказки, где главный герой кот?

Какой он в сказках (Защитник, спаситель, иногда хитрец…)

Какие знаете сказки, где главный герой лиса?

Какая в сказках показана лиса?

- Давайте проверим все наши предположения и начнём читать сказку.

Вспомним, на что нужно обращать внимание, чтобы получилось выразительное чтение.

(Показываю табличку)

Y .Первич

ное чте

1) Чтение по частям.

1 часть (по абзацам)

1 абзац

Какой был кот?

Как понимаете значение слова "шкодливый"? (Табличка со словом)

Шкодливый, находчивый, хитрый – такой не пропадёт!)

Как мужик решил избавиться от кота?

Прочитайте, как жилось коту в лесу.

Как понимаете "и горя ему мало"?

2 абзац

Почему лиса никогда не видела котов?

Что можете сказать о коте?

Как изменилась жизнь кота и сам кот?

Как теперь зовут кота?

Сравните имя Котофей с другими именами:

Тимофей, Еремей.

О чем говорит факт, что эти имена встречаются сейчас очень редко?

Чем заканчивается 1 часть?

В сказке встретились устаревшие слова.

Как вы их понимаете? Запишите современные слова:

1 часть:

да – в значении союза «И»

и горя ему мало – быть равнодушным, не переживать

дивится - удивляется

не видывала – не видала

скажись - скажи

величать - звать

не ведала - не знала

потчевать - угощать

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. У мение работать в паре.

2 часть (самостоятельно)

Куда отправилась лиса на другой день??

Кто повстречался лисе?

Что им говорила лиса? Что она им приказала?

Какой в этой части показана лиса? Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная.)

Волк и медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые.)

У вас в рабочих тетрадях есть задание:

Нам опять встретились устаревшие слова. Подпишите современные.

2 часть:

коли – если

схоронись - спрячься

ступай иди

3 часть "по цепочке"

Кто из зверей оказался храбрее?

Расскажите, как кот напугал волка и медведя.

Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался волка?

Кто оказался хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!)

3 часть:

дожидаю – жду

пустился во всю прыть – быстро побежал

да давай Бог ноги – помоги убежать

положился на Божью волю – будь, что будет

шмякнется об земь – упал на землю

YII .Работа над сказ

В сказке много устаревших слов, но ещё обратите внимание на имена героев.

Лизавета Ивановна созвучно со словом лиса, Михайло Иванович - со словом мишка, Левон Иваныч – со словом лев.

Что вынесено в заголовок? Тема, герои , главная мысль, жанр?

Определите главную мысль сказки.

- Побеждают иногда не силой, а умом, находчивостью, хитростью.)

Как можно озаглавить по - другому?

Найдите сказочные приметы, которые прослеживаются в сказке.

Какой зачин и концовка у сказки?

Инсценирование 2 части.

Смогли ли ребята – исполнители передать характеры лисы, волка и медведя?

Обобщающая беседа

У вас в учебнике только одна иллюстрация к этой сказке, а вот художник Михаил Соловьёв всю сказку проиллюстрировал. Вот какие современные, живые, задорные, смешные получились у него герои сказки. На мой взгляд очень удачные иллюстрации, написаны с мягким юмором.

(Показываю портрет художника и иллюстрации к сказке)

Ребята, отличаются картины Васнецова от современных иллюстраций?

У каждого художника своя манера написания, свой почерк, свой стиль.

Вот здесь представлены иллюстрации к русским сказкам советского художника Хохлова. Эти иллюстрации были написаны в 80 – е годы.

IX . Рефлексия

Понравилась ли сказка?

Какой же эпизод проиллюстрирован в учебнике?

Подходит эта иллюстрация к сказке?

Что вам показалось на уроке самым интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

А сейчас мы хотим подарить сделанные своими руками поделки нашим гостям.

- Пусть эта золотая рыбка принесёт вам удачу в Новом году.

X . Домашнее зада

Котик - золотой лобик. Белорусская сказка

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!

Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.

И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.

учитель начальных классов

ГКОУ СО «Березовская школа»

«Путешествие по сказкам».

Цель: организовать досуг учеников, воспитывать интерес к литературе.
Задачи:
- развивать память, наблюдательность, сообразительность, речь учеников;
- научить ребят действовать сплочённо и организованно;
- воспитывать чувство коллективизма и товарищества, интерес к литературе и чтению в целом.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, различные книги со сказками, рисунки детей к сказкам

Ход мероприятия.

Учитель.

Ребята! Начинаем наше «Путешествие в сказку». Наверное, нет на свете человека, который не любил бы сказок. Ребята, а вы любите сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья – герои «Телефона», «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского, а потом – сказки Пушкина, Аксакова, Бажова. А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат?

(Добру, правде и справедливости, как победить зло, коварство, ложь, и т.д.).

Вот и сегодня мы пройдёмся с вами по следам героев сказок, вспомним некоторые из них. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание сказок, узнаете ли вы сказку по нескольким строчкам.

1.«Говорит старик дурню:

Ступай в лес. На опушке дуб старый увидишь. Постучи по нему три раза топором, а сам упади наземь и жди. Когда увидишь пред собой готовый корабль, садись в него и лети, да по дороге забирай к себе на корабль всякого встречного». («Летучий корабль»)

2. «Мороз пришёл совсем не по душу, он принёс красной девице сундук высокий да тяжёлый, полный всякого приданого». («Морозко»).

3. «Не пей, братец, козленочком станешь!»

4. «Была зима. Шел январь месяц. В такую -то пору, под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников» («Двенадцать месяцев»)

5. «А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка». («Крошечка-Хаврошечка»).

6. «Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твёрдо и неудобно». («Три медведя»).

7.«Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года». («Сказка о рыбаке и рыбке»).

8. «Шёл, шёл Иван-царевич, дошёл до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу». («Царевна-лягушка»).

9. «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю». («По щучьему веленью»).

10. «А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню». («Гуси-лебеди»).

11.«Долго, долго крокодил море синее тушил пирогами и блинами, и сушёными грибами». («Путаница»).

Всё-то вы знаете!

Учитель.

Ребята, вы знаете, что в каждой сказке есть главные герои. Они бывают добрые и злые, веселые и грустные, коварные и простые, они отправляются в разные путешествия, где с ними происходят всякие приключения и чудеса. Сейчас мы проверим, всех ли героев сказок вы знаете.

1.Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок.)

2.Братишка ей не подчинился

И вот в козлёнка превратился,

Когда водицы из копытца

Он в знойный день решил напиться. (Алёнушка.)

3.Я с бала королевского

Однажды убегала

И туфельку хрустальную

Случайно потеряла. (Золушка)

4.Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка.)

5.Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

6.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит).

7.Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил)

8. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына,

Шалунишку…(Буратино).

9.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

10.В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

11.Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Учитель.

А теперь обратимся к самим книгам. Вы видите, какие они красочные. Мы угадывали сказки по отрывкам, по главным героям, а теперь давайте попробуем по картинкам.

(идет угадывание сказок по рисункам и иллюстрациям из книжек)



Учитель.

Пришла почта. Здесь нас ждут телеграммы, нужно отгадать, от кого они.

1.Приходил волк и съел моих шестерых козлят (Коза)
2.Купил семена, посадил, приезжайте, помогайте тянуть.

(Дед «Репка»)
3.Буду, буду умываться по утрам и вечерам (мальчик"Мойдодыр")
4.Помни, всё исчезнет ровно в полночь, когда часы пробьют 12 .(Фея «Золушка»)
5.Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите! (Заяц)
6.Нашла денежку, купила самовар, приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)
7.Спасибо, ласточка, за чудесное спасение.(Дюймовочка)
8.Ключик достал. Скоро буду.(Буратино)
9.Обещаю всегда мыть посуду. (Федора)
10.Хвост нашли, плакать перестал.(Ослик ИА)
11.В гости не прилечу. Мотор забарахлил. Нужно варенье. (Карлсон)

Учитель.

Молодцы! Вы знаете много сказок, знаете их текст и можете угадать сказку по картинке. Читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Описание: данная разработка предназначена для педагогов и педагогов-организаторов для организации летнего досуга в пришкольных лагерях или лагерях отдыха. Предлагаются задания разных видов, что способствует развитию логики, внимания, наблюдательности, интереса к литературе. Принимать участие в игре могут ребята разного возраста.

2 1 2 3 4 2 3

Работа с текстом сказки.

1. Работа с текстом до чтения .

1) Чтение заглавия и ответы на вопросы .

Прочитайте заглавие текста. (Слайд 5)

– Кто будет главным героем сказки? Как вы догадались? (Слайд 6)

(Да, кот. Но не домашний, а дикий.)

– Как вы думаете, где он живёт?

– Что значит слово похождения ? Каким словом можно заменить?

Замените синонимом. (Приключения.)

– А почему у кота такая интересная кличка – Симба?

(Это африканская сказка.)

– Что вы знаете об Африке? А хотите узнать, какие животные могут стать персонажами сказки? (Слайд 7)

2) Работа с загадками.

Отгадайте загадки.

1. Очень много силы в нем,

Ростом он почти что дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тысячу рос. (слон) (Слайд8,9)

2. Всю ночь летает -мышей добывает.

А станет светло летит в дупло. (сова) (Слайд 10)

3. Может, я известен вам

С именем «гиппопотам»? (Слайд 11,12)

А народ меня зовёт

Очень просто - (бегемот)

4. Маленькая голова,

Шея даже коротка, (Слайд 13,14)

Лапки словно ей подстать,

Любит очень ворковать! (голубь)

3) Рассматривание иллюстрации – стр 63

– Какой здесь кот?

– Чем занят кот? (Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза, острые коготки готовы сослужить ему службу.)

2. Работа с текстом во время чтения .

1) Чтение вслух по абзацам с комментариями .

а) Часть 1.

1-й абзац.

– Почему кот Симба стал говорить ласковым голосом, а не стал кричать?

– Что умеет Царь котов?

2-й абзац.

– Почему голуби добровольно шли на съедение коту?

– Что можно сказать о голубях, какие они?

– А кот Симба?

3-й абзац.

– Почему Сова решила помочь голубям? (Они были с ней дружны, Сова сочувствовала голубям.)

– Почему слово Сова написано с большой буквы?

4-й и 5-й абзацы.

– Как Сова решила «проверить» хвастовство Симбы?

6-й и 7-й абзацы.

– Что значит: останется от него только мокрое место ?

– Что спасло Симбу?

– Наказан ли был Симба за хвастовство?

(И да и нет. Голуби больше ему не поверят, но он спасся и наелся мёда.)

Физминутка

Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо,)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз. (присесть)

б) Часть 2.

Работа в парах. Один ученик читает до слов «В назначенный день пришёл Симба к реке». Другой ученик следит за правильностью чтения.

Затем меняются ролями.

Задание после чтения : подготовить два вопроса по тому отрывку части, который прочитал ученик.

Вопросы задают одни ученики, а другие отвечают на них.

(Обратить внимание на появление новых персонажей, на то, что слова Гиппопотамы, Слон написаны с большой буквы.

Среди вопросов должны быть и направленные на уточнение лексического значения слов и выражений: гиппопотам, выбились из сил .)

3. Работа с текстом после чтения.

Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика серого лобика Ваську? Чем?

В чем заключена идея сказки?

Она «спрятана между строк» или высказана прямо?

Докажите!

4. Тест к сказке.

1. На кого охотился кот Симба? (Слайд 10).

а) на мышей;

б) на голубей;

в) на воробьев;

г) на змей.

2. Кто им помог справиться с котом? (Слайд 11).

а) человек;

б) собака;

в) сова;

г) лев.

3. Куда приземлился кот Симба? (Слайд 12).

а) в кувшин;

б) в реку;

в) в сено;

г) в печную трубу.

4. Чем там полакомился кот Симба? (Слайд 13).

а) рыбой;

б) мёдом;

в) сметаной;

г) мясом.

5. Кого вызвал на поединок кот Симба? (Слайд 14).

а) гиппопотама;

б) жирафа;

в) крокодила;

г) кенгуру.

6. Кто должен был тянуть другой конец верёвки? (Слайд 15).

а) медведь;

б) лев;

в) жираф;

г) слон.

7. Кто из них победил? (Слайд 16)

а) первый;

б) второй;

в) никто;

г) другой вариант ответа.

Ответы: 16, 2в, За, 46, 5а, 6г, 7в.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формирова ли?

Белорусская народная сказка "Котик - золотой лобик"

Котик - золотой лобик


Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!

Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.

И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.

Белорусские народные сказки - Котик - золотой лобик читать

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Дед, дед, что тебе надо?

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Котик - золотой лобик" и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Сказка "Котик - золотой лобик" читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

Ж или дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.
Вот баба и говорит деду:
- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
-Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!
Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.
И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.


Котик - золотой лобик

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.
Вот баба и говорит деду:
- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
-Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!
Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.
И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.

Белорусская сказка

Белорусская народная сказка

или дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

План-конспект урока во 2 классе

Литературное чтение

Тема:

Тема: Венгерская народная сказка «Два медвежонка»

Цель:

Образовательная: формирование представления учащихся о сказочном жанре (сказочное начало и конец, сказочные герои).

Развивающая: развитие речи, словаря учащихся за счёт введения новых слов; умения длительного слушания; умения отвечать на поставленные вопросы по воспроизведению событий в тексте.

Воспитательная: воспитание желания совершать добрые поступки и дела.

Оборудование: иллюстрации

Ход урока

1.Беседа с классом.

Какие животные встречаются в сказках?

Каких животных упоминают, когда говорят:

    неуклюжий как…

    медленный как…

    трусливый как…

    хитрый как…

2. Пересказ сказки «Котик – золотой лобик»

3. Сообщение темы урока и постановка учебных задач.

Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством, совершим путешествие в таинственный и прекрасный мир сказок.

Посмотрите на доску. Давайте прочитаем стихотворение, которое там написано.

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь.

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь

Кто сказки читает,

Туда часто попадает,

Про всех сказочных героев

Всё он там узнает.

А. Охматова

4. Подготовка к первичному восприятию « Лиса и журавль».

1) Форма подготовки: вступительная беседа по теме.

Скажите, в своей жизни вы часто слышали слово «жадность». Что оно означает?

Каким цветом можно изобразить жадность?

А сейчас прослушайте стихотворение.

Жадные! Поднимите руки!

Жадные жадины и жадюги!

Нету рук…

Вдруг жадных не стало,

Как не бывало.

Ну хоть бы мало!

Две-три штуки!

Поднимите руки,

Жадные девочки,

Жадные мальчики…

Поднимите хотя бы пальчики!

Сколько жадных?

Надо же знать!

Пять? Двадцать пять?

Сколько жадных

Смотри тщательно.

Жадных нет?

Замечательно.

Э. Мошковская

Ребята, можно назвать жадного человека бережливым?

Почему замечательно, если в классе нет жадных детей?

Встречаются ли в сказках жадные животные?

2) Словарная работа:

Молодцы, а сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой, но для начала давайте разберем новые слова, посмотрите на доску.

Пуще сильнее, больше.

Плутовка – хитрая обманщица.

С укоризной – осуждающе, с укором.

5. Первичное восприятие и проверка первичного восприятия.

1) Способ организации: выразительное чтение учителя.

2) Вопросы для проверки первичного восприятия:

    Понравилась ли вам сказка?

    Какие герои встретились в сказке?

    Какой момент вам больше понравился?

6. Подготовка к повторному чтению.

1) Чтение слов отличающихся одной буквой:

Стол – столб;

Вол – кол;

Боль – соль;

Козы – косы;

Шар – шарф;

Домой – долой.

2) Предварительное чтение слов с дополнительными пометами:

Мед / ве / ди / ца;

Бра / тик;

На / ка / за / ла;

Спо / ри/ ли.

3) Чтение пирамидки:

Эй

Мне

День

Часть

Каждый

Припасы

Жадность

Кончились

7. Повторное чтение и анализ произведения.

1) Вид повторного чтения: чтение по цепочке.

2) Беседа-размышление о прочитанном.

    Где жила старая медведица и ее медвежата? (В лесу)

    Почему медвежата ушли от матери? (Потому что хотели найти счастье)

    Какой наказ они получили? (Никогда не расставаться друг с другом)

    Куда сразу пошли медвежата? (К опушке леса, а оттуда – в поле)

    Что произошло в скором времени? (Закончились все припасы)

    Что нашли медвежата на дороге? (Головку сыра)

    Получилось ли у них поделить сыр поровну? Почему? (Нет, потому что жадность одолела их)

    Как вы понимаете выражение «жадность одолела»? (Стали испытывать чувство жадности)

    Чего опасались медвежата? (Что другому достанется большая часть)

    Кто пришел на помощь животным? (Лиса)

    Поделила ли лиса сыр поровну? (Нет)

    Как она решила исправить то, что разломала сыр на большой и маленький кусочек? (Она откусила кусок от большего так, что большим стал меньший кусок)

    Помогло ли это? (Нет)

    Как шла дальнейшая делёжка сыра? (Лиса по очереди откусывала от каждого куска сыр)

    К тому времени, как куски сравнялись, остался ли медвежатам сыр? (Нет)

    Что сказала лиса медвежатам? (Зачитайте)

    Чему научила лиса медвежат? (Тому, что нельзя жадничать)

    Подберите к словам «понурые», «самая малость», «набрели» близкие по значению слова.

    «Тот всё потеряет, кто жадным бывает». Объясните смысл поговорки.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, руки встряхнули –

Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем,

Крылья сложим назад.

8. Заключительная беседа по произведениям.

Понравилась ли вам эта сказка? Как вы относитесь к героям сказки?

2) Выявление главной мысли.

Как вы думаете, чему учит эта сказка?

(Что нельзя быть жадным, нужно делиться, делать это так, что бы все было поровну.)

Давайте прочитаем скороговорку на странице 39.

Понравилась ли вам эта скороговорка?

А для чего нам нужны скороговорки?

9. Творческая деятельность по следам прочитанного.

Форма драматизации:

анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на ней героев.

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые висят на доске.

Подходят ли они к нашей сказке?

Какие животные изображены?

Нравятся ли вам костюмы медвежат?

Опишите природу, которую вы видите на рисунках?

Какие эмоции мы видим у лисы?

Почему она довольна?

А какие медвежата?

Какие чувства они испытывают?

10. Подведение итогов урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Чему научила вас эта сказка?

11. Домашнее задание.

Стр. 34-39, выр. чт., пересказ.

Тема: «Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»

Цели: познакомить учащихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; умения давать характеристику героям, исходя из их поступков; развитие креативного мышления через взаимодействия ученик-ученик воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;

соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

Формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;

Формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

Формирование критического мышления;

Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Овладение диалогической и монологической речью;

Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные результаты:

развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: учебник по литературному чтению для 2 класса (часть1) авт. Климанова Л. Ф. и др., карточки, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Солнце. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». (Слайд1). Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их своей улыбкой и подарим им частичку хорошего настроения. Поздороваемся с партнером по плечу (дай пять), по лицу. .Настроились и приготовились. Пожелаем друг другу плодотворной работы на уроке.

Мой сигнал –это структура Копи КЛЭП

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок прошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2. Артикуляционная зарядка

– Для работы нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе.

Давайте попробуем надуть воздушный шарик, и вдруг он у нас сдувается на (1, 2), (1, 2, 3).

Дыхательные упражнения. Сейчас мы с вами разогреем голосовые связки:

сдуй снежинку с ладони

"Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)?

    Проверка домашнего задания .

Составление словесного портрета главного героя по структуре (Слайд3). Раунд Тэйбл

(Слайд4).Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак) робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться).

Повтор.я Смелый, бесстрашный, робкий, любознательный и смышлёный, целеустремлённый

4. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, а с каким произведением узнаете, если отгадаете загадку:

Чтение загадки учащимся.

(Слайд5). Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки?

С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомимся на сегодняшнем уроке? (Л.Н,Толстой «Котёнок»)

Какую цель мы поставим сегодня на уроке

Цель нашего урока – Чему учет-это произведение

Лев Толстой назвал это произведение Былью

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Слайд5). Быль-это то, что было в действительности есть

5. Слушание текста (аудиозапись)

6. Незнакомые слова през.

– В тексте вам встретились слова, которые сейчас мы слышим редко, а может вы знаете их значение

амбар – сарай, где хранится зерно;

подле – около, возле;

прочь – в другую сторону;

щавель – съедобное растение с листьями кислого вкуса;

что было духу – очень быстро.

7. Чтение по цепочки

    Беседа по содержанию.чтение

Когда пропала кошка?

Где нашел Вася котят?

Сколько их было?

Как же котенок остался один?

Какая опасность угрожала котенку?

Кто спас котенка?

– Вы волновались, когда слушали рассказ?

– За кого волновались? (За котёнка, за Васю).

– За кого волновались больше? (За котёнка)

    Первичное закрепление по структуре Джот Тотс

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Теперь проведем мыслительный прием, который называется Сорт Кардс (мыслительный приём, развивающий навыки классифицирования информации.) Давайте повторим все вместе. Отлично! Нам необходимо разделить карточки от 1 до 3 групп. Внимательно просмотрите все слова и попробуйте найти связь между ними. Чем они похожи и чем отличаются? Создайте и разделите свои идеи на группы. У вас на это 2 минуты.

Подумайте как можно назвать эти группы. У вас на это 30 сек.

Запишите названия каждой группы на отдельных листочках и положите над списком слов. У вас на это 1минута. Поехали! (копи клейп)

Какие черты характера есть у наших героев из рассказа?

Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут

В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете?

Ответ: - Этот рассказ о том, что надо отвечать за животных, которых мы заводим. Этот рассказ об ответственности перед братьями меньшими.

На доске открывается заготовленная заранее фраза:

Отражает ли фраза французского писателя А. Сент-Экзюпери главную мысль были Л.Н.Толстого?

(Слайд6).«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…»

Антуан де Сент-Экзюпери

(Слайд7). - Какая из фраз ближе подходит к теме

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

12. Послушаем стихотворение.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

-Грустное стихотворение, правда?

-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя забывайте своего маленького друга и нужно заботиться о нём.

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок! Оценки.

13 Дом.задание.

(Слайд8). Домашнее задание

(по выбору)

1. Написать рассказ о своём любимце и нарисовать его.

3. Составить вопросы к тексту.

(Слайд9.)Чтоб урок прошел не зря

Вам желаю я друзья

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были.

13. Подведение итогов, рефлексия.(Слайд10)