Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "Читая А.Линдгрен "Малыш и Калсон" план-конспект занятия (4 класс) на тему. Конспект урока по литературному чтению для начальных классов "А

Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению
Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "Читая А.Линдгрен "Малыш и Калсон" план-конспект занятия (4 класс) на тему. Конспект урока по литературному чтению для начальных классов "А

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат II вида № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект внеклассного мероприятия

«Читая А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Воспитатель:

Петрова Т.В.

Санкт-Петербург

Аудитория: начальная школа

Тема: Читая А. Лингрен «Малыш и Карлсон»

Оборудование:

  1. презентация PowerPoint :
  2. Портрет писательницы.
  3. Иллюстрации к рассказу.
  4. Книга для чтения: учебник для 4 класса коррекц. образоват. учреждений II вида /

Назарова Л.П., Миронова А.Е. – М: «Просвещение».

Цель:

1. Учебные:

Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения.

– Учить определять основную мысль прочитанного, выделять действующих лиц.

– Ответы на вопросы по содержанию текста, оценка прочитанного,

Раскрытие содержаний иллюстраций к тексту, нахождение в тексте соответствующих предложений.

– Учить чтению текста по ролям.

2. Воспитательные :

– Учить определять эмоциональный тон и настроение произведения.

Оценивать персонажей, осмысливать прочитанное.

Прививать интерес к чтению.

3. Коррекционные:

Развивать речевые навыки и слуховое восприятие учащихся с нарушением слуха.

Обогащать словарный запас учащихся

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организация начала занятия.

Речевая зарядка.

Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Будем выполнять речевую зарядку.

Молодцы, говорили хорошо. Сядьте.

Ша, шо, шу, ши, Аша, ашо, ашу, аши,

ша – ша - Саша, ши – ши – Мы ши

Ши – ши – ши – малы ши , хоро ши

Наши - наши малыши - Наши малыши хороши.

2. Основная часть.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем вспоминать рассказ шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Как называется рассказ, который мы читали?

О ком говорится в рассказе?

Рассказ называется «Карлсон приходит на день рождения».

- … … о Малыше, о Карлсоне.

3. Беседа, направленная на восприятие прочитанного.

О каком времени года говорится

в рассказе?

– Куда собирались отправить Малыша?

– Какое важное событие все ждали?

С кем разговаривал Малыш?

Скажи по - другому:

В рассказе говориться о лете.

Малыша собирались отправить в деревню, к бабушке.

– Малышу исполнялось 8 лет.

У малыша был разговор с Карлсоном.

Малыш разговаривал с Карлсоном.

4. Чтение

рассказа по ролям.

Вспомним, о чем они говорили?

Динамическая пауза.

Стихотворение

«Скажите, как его зовут?»

Весёлый шалун на крыше живёт,

Он любит варенье и плюшки жуёт.

В клетку штаны и мотор на спине,

Не скучно с ним будет ни мне, ни тебе.

Захочешь веселья - и он тут как тут!

Он лучше собаки, прекраснейший друг!

Скажите, как его зовут? - КАРЛСОН!

5. Беседа с выборочным чтением, выяснение содержания рассказа.

(Ученики находят ответ в тексте, прикрепляют ответ к картинке на доске).

– Будем отвечать на вопросы.

Какие подарки получил Малыш?

О каком подарке мечтал Малыш?

Как сказать по другому?

Почему малыш хотел собаку?

Малыш получил в подарок собаку?

Какой теперь малыш?

– Малыш получил … (пирог с восьмью горящими свечками и другие подарки).

- (Собаку)… мне не подарят никогда в жизни.

Малыш мечтал о … (собаке).

Малышу было грустно, потому что у него не было друзей.

Малыш радостный, веселый, грустный, счастливый.

6. Итоговое обсуждение.

Что мы делали на занятии?

Как называется книга?

Как называется рассказ? –

Молодцы! Все занимались хорошо.

Мы читали рассказ

- Мы говорили о книге писательницы А. Лидгрен.

– Книга называется «Малыш и Карлсон».


Главный герой сказки «Крошка Нильс Карлсон» — мальчик Бертиль. Он еще слишком мал, чтобы ходить в школу. Поэтому Бертиль целый день сидит один дома, пока мама и папа работают. Раньше с ним сидела старшая сестра, но она умерла от болезни. И Бертиль вынужден скучать в одиночестве, потому что игрушки ему надоели, а читать он еще не научился.

Но однажды он услышал шорох под своей кроватью и обнаружил там крохотного мальчика размером с мизинец. Малыш сказал, что его зовут Крошка Нильс Карлсон, и он снимает комнату в крысиной норке под кроватью Бертиля. Нильс позвал Бертиля к себе в гости. Бертиль не мог понять, как он влезет в узкую нору, но Крошка Нильс научил его волшебным словам, которые превращали обычного мальчика в такого же крошечного, как Нильс.

Бертиль смело произнес волшебные слова и стал таким же крохотным, как его новый друг. Они забрались в крысиную нору и спустились по лестнице в комнату Крошки Нильса. Комната была пустой, в ней была только печь. Даже дров в ней не было.

И тут Бертилю пришла в голову идея! Он поднялся наверх, произнес волшебные слова и, когда снова стал прежним мальчиком, прошел на кухню и набрал там горелых спичек. Спички он принес к крысиной норе и снова превратился в крошечного мальчика. Теперь уже спички казались огромными поленьями. Он позвал Крошку Нильса, и они вдвоем перетаскали дрова вниз к печке и сразу затопили ее. Стало гораздо теплее.

Потом, расспрашивая Крошку Нильса, Бертиль понял, что тот голоден. Он опять поднялся наверх, взял совсем немного еды и отнес ее к норе. После очередного превращения в кроху количество еды стало казаться просто невероятным. Друзья наелись до отвала.

После обеда Бертиль задумался о том, что у Крошки Нильса в комнате совсем нет мебели и тот вынужден спать на полу. И Бертиль снова поднялся в свою квартиру, где в игрушках сестры нашел кровать, постель к ней и даже кукольную ночную рубашку. Все это оказалось очень кстати в комнате Крошки Нильса, который сытый и довольный тут же улегся спать.

Следующий день прошел не менее интересно. Бертиль помог Нильсу прибраться в его жилище и принес еще кукольной мебели – стол, шкаф, кресла и скамеечки. В комнате стало совсем уютно. А когда пришло время Бертилю возвращаться к себе домой, он предложил Крошке Нильсу пойти вместе с ним. Ведь Крошка Нильс был очень маленьким, и ему было легко спрятаться от папы и мамы Бертиля.

Теперь Бертилю было совсем не скучно сидеть дома без родителей. Он уже не скучал в одиночестве, потому что у него появился хороший друг.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Крошка Нильс Карлсон» состоит в том, что порой для того, чтобы сделать другого человека счастливым, требуется затратить совсем немного усилий. Но как это здорово – видеть счастливые глаза того, кому ты помог в трудную минуту! Сказка «Крошка Нильс Карлсон» учит помогать другим людям и быть заботливым.

В сказке мне понравился главный герой, Бертиль. Он оказался дружелюбным и заботливым мальчиком, и всячески помогал своему новому другу, Крошке Нильсу. А еще Бертиль не побоялся превратиться в крошечного человечка, чтобы посетить жилище Крошки Нильса. Он отважный мальчик.

Какие пословицы подходят к сказке «Крошка Нильс Карлсон»?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.

«Ломоносов в литературе» - Строгая иерархия жанров. ДРЛ XI-XVII в. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. 1759 год – Ломоносов пишет «Рассуждения о большой точности морского пути». Вопросы: -Деление литературы на строго определенные жанры произведений; В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».

«Малыш и Карлсон» - И Карлсон своим поведением показывает нам, как поступать не следует. Каким был Малыш до встречи с Карлсоном? Каким был Карлсон? И друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества. Мне кажется каждый из вас хотел бы иметь такого друга. Нам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. Ворчливым, обидчивым, сладкоежкой, хвастливый.

«Поэзия Ломоносова» - Награды имени Ломоносова. Разработал первую научную грамматику русского языка. Серьезно занимался русской поэзией. Средний стиль. Ломоносов закончил реформу русского стихосложения. Личность Ломоносова. Научные и технические слова. Поэтическое творчество. Реформа стихосложения. 22 года работал он в Академии наук.

«Биография Лондона» - Участие в походе безработных. Военный корреспондент. Сборники рассказов. 1902 год – поездка в Англию в качестве корреспондента. Творческий кризис. Джек Лондон. Имя при рождении. Книги. Путешествие к Соломоновым островам. Покончил жизнь самоубийством. Путешествия Джека Лондона. Поездка на Аляску. Путь к творчеству.

«Линдгрен» - Волшебница из Швеции. Астрид Линдгрен. Урок по творчеству шведской писательницы А.Линдгрен. Произведения А.Линдгрен. Обучение читателей. Составление кроссворда. Задание «Юные грамотеи». Формы работы на уроке. Составление библиографического списка литературы. Любимые сказочные герои произведений. Награждение победителей.

«Луконин» - Хожу, дымлю, а ты стоишь на месте, Так можно оказаться на мели. Волга дымит полыньёй, не застыла, Хочет быть на виду. Секретарь правления СП СССР (с 1971). Волга, слышишь меня? От слов таких совсем могу отчаяться, На рёбра ляжет вьедливая ржа. Хочу я к простору припасть снеговому В свете ясного дня.

Всего в теме 13 презентаций

Учитель МАОУ СОШ № 16 города Березники, Пермского края Маркив Ольга Дмитриевна

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасовой, 4 класс, 1 часть. Раздел 1 «Что за прелесть эти сказки». Третий урок.

Цель: научить понимать основную мысль произведения А.Линдгрен через поступки и состояния героев.

Задачи:


  1. Формировать читательские компетенции через акцентное вычитывание текста

  2. Воспитывать сострадание к близкому человеку, желание помочь
Формируемые УУД.

Регулятивные. Обучающиеся учатся формулировать учебную задачу, контролировать её выполнение и оценивать себя по итогам работы

Познавательные. Обучающиеся учатся находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксируя её с помощью схемы, анализировать поступки героя с опорой на систему вопросов и оценивать их, определять основную идею произведения, задавать вопросы.

Коммуникативные. Обучающиеся получат возможность высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, задавать вопросы по прочитанному материалу.

Оборудование. Презентация, политическая карта Европы, карточки с именами героев и описанием чувств.

Ход урока

1 этап. Мобилизующий
Учитель. Какой у нас сейчас урок?

Ученики. Урок литературного чтения.

Учитель. Для чего нужны уроки литературного чтения?

Ученики. На них мы знакомимся с интересными произведениями, узнаём об авторах, учимся оценивать поступки героев, высказывать своё отношение к ним, т.е. учимся быть внимательными читателями.

Учитель. Какое произведение мы изучаем? Кто автор?

Ученики. А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

Учитель. Кто назовёт и покажет на карте страну, в которой жила писательница?

(Ученики показывают Швецию)
2 этап Актуализация знаний
Учитель. Какие сведения о писательнице запомнили? (демонстрируется портрет и книги А.Линдгрен) Слайд 2,3

Ученики. Написала более 100 книг, произведения напечатаны в 60 странах, получила медаль от королевства Швеция за литературные достижения. В Стокгольме ей поставлен памятник.

Учитель. Скажите, а как вы поняли, что действие, описанное в данном произведении, происходит в Швеции?

Ученики. Использованы нерусские имена – Бертиль, Нильс, Мэрта, географические названия – Сёдертелье, Линьянскуген с.121

Учитель. У Астрид Линдгрен было большое любящее сердце, которое понимало детей как никто другой. Много раз в своих сказках она затрагивала судьбы одиноких детей. Она знала, что одиночество - это понятие несовместимое с детством, но она также знала и о том, что, к сожалению, многие дети с этим сталкиваются.

Связаны ли эти сведения с изучаемым произведением? Ученики. Да, главный герой одинок.

Учитель. Можно ли сформулировать тему урока словами одного из героев?

Ученики. «Скучно жить одному, ведь, правда?» с 122

Учитель. Кто из героев так говорит?

Ученики. Нильс

Учитель. Какие задачи поставим на урок?

Ученики. Проследить, как герою удалось справиться с одиночеством.

Учитель. Как мы это будем делать?

Ученики. Через работу с текстом

Учитель. Значит, вторая задача на урок?

Ученики. Учиться работать с текстом.

(Задачи появляются на слайде) Слайд 4

3 этап. Анализ произведения.
Учитель. К какому жанру относится данное произведение?

Ученики. Это волшебная сказка

Учитель. Что здесь сказочного? Ученики. Волшебный гвоздик, превращения, волшебные заклинания, сказочные существа.

Учитель. Но она совсем не похожа на такие привычные нам, русские волшебные сказки. Здесь много реального. Что именно, назовите? Ученики. Мальчик Бертиль. Он одинок, у него умерла сестра, родители работают на фабрике, есть квартира, в которой Бертиль живёт с семьёй
1 часть

Учитель. Как вы думаете, семья Бертиля живёт богато или бедно?

Ученики. Бедно, т.к. им приходится работать, они не могут позволить нанять няню, мало книжек, печку они топят только утром и мало, т.к. к обеду уже уходило всё тепло.

Учитель. Какие чувства вызывает у вас Бертиль?

Ученики. Сочувствие, жалость, сострадание

Учитель. Почему вам его жаль? Зачитайте нужные эпизоды в первой части.

Ученики. Ему нечем заняться, на улице холодно – не погулять, пообщаться не с кем, дома неуютно. Слайд 5

Учитель. (Приглашает к столу) Выберите карточки со словами, описывающими чувства Бертиля. (На доске появляются карточки)


Бертиль ль


одинокоьль


тоскливо
холодноьль

2 часть

Учитель. Кто пришёл на помощь мальчику? Кто он такой?

Ученики. Это домовой. Его зовут Нильс. Слайд 6

Учитель. Что поразило Бертиля в Нильсе? Найдите ответ на с.120


скучно
Нильс
Нильс
Учитель. Что вы узнали из 2 части про этого маленького человечка? Ученики. Летом он жил под корнями дерева, сейчас живёт в крысиной норке, в которой нет мебели и очень холодно. Учитель. Послушайте диалог Бертиля и Нильса (читают двое учеников, заранее подготовленных, с. 122 -121) и ответьте на вопрос, почему Нильс, едва познакомившись, приглашает Бертиля в гости? Ученики. Он видит в нём родственную душу, ему также холодно скучно, одиноко (На доске появляются карточки)


скучно


одиноко


холодно

3 часть

Учитель. О чём говорится в 3 части? Ученики. О том, как Бертиль спустился к Нильсу в норку, став маленьким

Учитель. Я предлагаю объединиться в малые группы и придумать вопросы к данной части. Помните, что вопросы бывают простые – по сюжету и объясняющие. Или по-другому: тонкие и толстые. 1, 2,3 группы придумывают тонкие вопросы, 4,5 группы – толстые. (Ученики работают в группах) Примеры вопросов. Какой была комнатка? Что в ней находилось? Почему Бертиль решил спуститься к Нильсу? Почему ему захотелось помочь? Какие чувства испытал Бертиль к Нильсу?


жалеет
Учитель. Назовите слова, которые выражают отношение Бертиля к этому маленькому человечку?


захотелось помочь
(Появляются карточки)


заботится

Физминутка для глаз Слайд 7

4часть, 5 часть


жалеет
Учитель. Давайте вспомним, как Бертиль заботился о Нильсе.


жалеет
Ученики. Приносит дрова (ими служат спички), еду, мебель, помогает делать уборку. (Слова подтверждают, зачитывая эпизоды) Слайд 8

Учитель. Как ему это удавалось?


жалеет
Ученики. Он превращался в маленького

Учитель. Был ли в этой части кульминационный момент? Зачитайте с.125-126 Нильс просит Бертиля о помощи?

Ученики. Нет. Учитель. Как это характеризует Нильса? Ученики. Он скромный. Учитель. Тогда зачем мальчик всё это делает: ради интереса превращения или почему-то ещё? Ученики. Он желает помочь, сделать добро, ему нравится заботиться.

Учитель. Почему он дарит Нильсу кукольную мебель своей погибшей сестры Мэрты, ведь он мог принести какую-нибудь коробочку?

Ученики. Мэрта была дорога ему, она его родной человек, а сейчас её нет и Нильс теперь для него очень дорог

Учитель. Скажите, мальчик что-то просит взамен?

Ученики. Нет, Бертиль помогает Нильсу бескорыстно, он не ищет никакой выгоды.

Учитель. Кому так помогают?

Ученики. Другу

Учитель. Бертиль считает его своим другом. Какие чувства он сам испытывает, заботясь о своём друге?


радость
Ученики. Мальчику радостно (Появляется карточка в столбике Бертиль)

Учитель. А что чувствует Нильс?


радость
Ученики. Он очень рад (Появляется карточка в столбике Нильс)

Учитель. Отчего ему радостно? Ученики. Появился друг. Преобразилась комнатка. В ней стало тепло, чисто, уютно.

Учитель. Какими словами автору удалось показать, что маленький человечек несказанно рад всем появившимся вещам? Поработаем группами . Каждая группа перечитывает свою страницу и приготовится зачитать классу найденные слова и выражения.

(Ученики работают группами: 1 группа – с. 127, 2 группа – с.128, 3 группа – с.129, 4 группа – с. 130, 5 группа – с. 133) Слайд 9

4 этап. Обобщение и связывание информации.


жалеет
Учитель. Давайте вернёмся к нашей схеме


захотелось помочь

Бертиль

Нильс


заботится
радость
радость
скучно
тоскливо
одиноко
холодноьль
холодно
одинокоьль

Учитель. Что объединяло героев?

Ученики. Одиночество, тоска

Учитель. Что изменилось в их жизни?

Ученики. Бертиль теперь не одинок, ему есть о ком заботиться, он приобрёл друга. Нильс в тёплой комнатке. Он тоже счастлив от того, что есть с кем проводить время.

Ученики. Малыш, крошка, человечек.

Ученики. Он, хоть маленький, но он – друг, и о нём можно заботиться

Учитель. Вспомните, где мальчик прячет Нильса?

Ученики. Под рубашкой у сердца, т.к. Нильс согрел его душу, в которой поселилась тоска и одиночество.

Учитель. Прочитайте об этом на с.136.
5 этап. Итог урока

Учитель. Давайте вспомним, какие задачи ставили? (Ученики называют) Как герою удалось преодолеть одиночество?

Ученики. Принимая участие в судьбе другого, заботясь о маленьком человечке.

Учитель. Задачей творчества Линдгрен было нести утешение детям и помогать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. И она писала сказки о детях, которые смогли победить одиночество, болезнь, непонимание, разлуку, чтобы настоящие, живые дети прочитали эти истории, получили надежду и знали, что они тоже могут справиться со своей бедой.

Учитель. Только отдавая себя, ты не будешь одинок.
6 этап. Рефлексия



    1. Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    2. Я умею задавать вопросы. Да нет

    3. Я умею слушать собеседника. Да нет
Учитель. Кто обвёл все «да»? Вы сегодня – самые внимательные читатели. Молодцы!

Домашнее задание. Выберите понравившийся диалог и разыграйте с другом.