Левитан над вечерним покоем. Над вечным покоем

Левитан над вечерним покоем. Над вечным покоем
Левитан над вечерним покоем. Над вечным покоем

Молодой рыцарь Альбер собирается явиться на турнир и просит своего слугу Ивана показать шлем. Шлем пробит насквозь на прошлом поединке с рыцарем Делоржем. Надеть его невозможно. Слуга утешает Альбера тем, что тот отплатил Делоржу сполна, вышибив его из седла могучим ударом, от которого обидчик Альбера сутки лежал замертво и едва ли оправился до сих пор. Альбер говорит, что причиной его отваги и силы было бешенство по поводу поврежденного шлема. Вина геройства - скупость. Альбер сетует на бедность, на смущение, которое помешало ему снять шлем с поверженного противника, говорит о том, что ему нужно новое платье, что он один вынужден сидеть за герцогским столом в латах, тогда как другие рыцари щеголяют в атласе и бархате. Но денег на одежду и вооружение нет, а отец Альбера - старый барон - скряга. Нет денег и на покупку нового коня, а постоянный кредитор Альбера, еврей Соломон, по словам Ивана, отказывается впредь верить в долг без заклада. Но заложить рыцарю нечего. Ни на какие уговоры ростовщик не поддается, и даже довод о том, что отец Альбера стар, скоро умрет и оставит сыну все свое огромное состояние, не убеждает заимодавца.

В это время появляется и сам Соломон. Альбер пытается выпросить у него денег взаймы, но Соломон хотя и мягко, но тем не менее решительно отказывается дать денег даже под честное рыцарское слово. Альбер, расстроенный, не верит, что отец может его пережить, Соломон же говорит, что в жизни случается все, что «дни наши сочтены не нами», а барон крепок и может прожить ещё лет тридцать. В отчаянии Альбер говорит, что через тридцать лет ему будет уже пятьдесят, и тогда деньги ему едва ли понадобятся. Соломон возражает, что деньги нужны в любом возрасте, только «юноша в них ищет слуг проворных», «старик же видит в них друзей надежных». Альбер утверждает, что его отец сам служит деньгам, как алжирский раб, «как пес цепной». Он отказывает себе во всем и живет хуже нищего, а «золото спокойно в сундуках лежит себе». Альбер надеется все же, что когда-нибудь оно послужит ему, Альберу. Видя отчаяние Альбера и его готовность на все, Соломон намеками дает ему понять, что кончину отца можно приблизить с помощью яда. Сначала Альбер не понимает этих намеков. Но, уяснив дело, хочет немедленно повесить Соломона на воротах замка. Соломон, понимая, что рыцарь не шутит, хочет откупиться, но Альбер прогоняет его вон. Опомнившись, он намерен послать слугу за ростовщиком, чтобы принять предложенные деньги, но передумывает, потому что ему кажется, что они будут пахнуть ядом. Он требует подать вина, но оказывается, что вина в доме нет ни капли. Проклиная такую жизнь, Альбер решается искать управы на отца у герцога, который должен заставить старика содержать сына, как подобает рыцарю.

Барон спускается в свой подвал, где он хранит сундуки с золотом, чтобы в шестой сундук, ещё не полный, всыпать горсть монет. Глядя на свои сокровища, он вспоминает легенду о царе, велевшем своим воинам положить по горсти земли, и как в результате вырос гигантский холм, с которого царь мог озирать огромные пространства. Свои сокровища, собранные по крохам, барон уподобляет этому холму, который делает его владыкой целого мира. Он вспоминает историю каждой монетки, за которой слезы и горе людей, нищета и гибель. Ему кажется, что если бы все слезы, кровь и пот, пролитые за эти деньги, выступили сейчас из земных недр, то произошел бы потоп. Он всыпает горсть денег в сундук, а потом отпирает все сундуки, ставит перед ними зажженные свечи и любуется блеском золота, ощущая себя владыкой могучей державы. Но мысль о том, что после его смерти сюда придет наследник и расточит его богатства, приводит барона в бешенство и негодование. Он считает, что у того нет прав на это, что если бы он сам тяжелейшими трудами по крохам скопил эти сокровища, то уж, верно, не стал бы швырять золото налево и направо.

Во дворце Альбер жалуется герцогу на отца, и герцог обещает рыцарю помочь, уговорить барона содержать сына, как подобает. Он надеется пробудить в бароне отцовские чувства, ведь барон был другом его деда и играл с герцогом, когда тот был ещё ребенком.

Ко дворцу приближается барон, и герцог просит Альбера схорониться в соседней комнате, пока он будет беседовать с его отцом. Появляется барон, герцог приветствует его и пытается вызвать в нем воспоминания молодости. Он хочет, чтобы барон появлялся при дворе, но барон отговаривается старостью и немощью, но обещает, что в случае войны ему достанет сил обнажить меч за своего герцога. Герцог спрашивает, почему он не видит при дворе сына барона, на что барон отвечает, что тому помеха - сумрачный нрав сына. Герцог просит барона прислать сына во дворец и обещает приучить его к веселью. Он требует, чтобы барон назначил сыну приличествующее рыцарю содержание. Помрачнев, барон говорит, что его сын недостоин заботы и внимания герцога, что «он порочен», и отказывается выполнить просьбу герцога. Он говорит, что сердит на сына за то, что тот замышлял отцеубийство. Герцог грозится предать Альбера суду за это. Барон сообщает, что сын намеревается обокрасть его. Услышав эти наветы, в комнату врывается Альбер и обвиняет отца во лжи. Разгневанный барон бросает сыну перчатку. Со словами «Благодарю. Вот первый дар отца» Альбер принимает вызов барона. Это происшествие повергает герцога в изумление и гнев, он отымает у Альбера перчатку барона и гонит от себя отца и сына. В это мгновение со словами о ключах на устах барон умирает, а герцог сетует на «ужасный век, ужасные сердца».

. (Три остальных – «Моцарт и Сальери », «Каменный гость », «Пир во время чумы ».)

Пушкин «Скупой рыцарь», сцена 1 – краткое содержание

Пушкин «Скупой рыцарь», сцена 2 – краткое содержание

Отец Альбера, барон, тем временем спускается в подвал, где он хранит своё золото, чтобы досыпать новую его горсть в шестой, ещё неполный, сундук. С замиранием сердца скупой рыцарь озирает накопленные богатства. Он решает сегодня «устроить себе пир»: отпереть все сундуки и полюбоваться на них при свечах. В длинном монологе барон рассуждает о громадной власти, которую дают деньги. С их помощью можно воздвигнуть роскошные чертоги, зазвать в великолепные сады прекрасных молодых нимф, поработить вольный гений и бессонный труд, поставить себе на службу окровавленное злодейство… (См. Монолог Скупого рыцаря .)

Однако деньги почти всегда порождаются злом. Скупой рыцарь признаётся: многие монеты из сундуков он отбирал у нищих вдов, которым было не на что кормить детей. Другие, возвращаемые как долг, возможно, добывались грабежами в лесах и на большой дороге. Вкладывая ключ в замок сундука, скупой рыцарь чувствует то же, что ощущают люди, «в убийстве находящие приятность», когда вонзают нож в жертву.

Скупой рыцарь. Картина К. Маковского, 1890-е

Радость барона омрачается лишь одной думой: сам он уже стар, а его сын Альбер – расточитель и гуляка. Отец много лет копил богатства, а отпрыск способен промотать их в мгновение ока. Скупой рыцарь горько сетует на то, что не может после смерти скрыть свой подвал от «взоров недостойных», приходить сюда из могилы и «сторожевою тенью» сидеть на сундуках.

Пушкин «Скупой рыцарь», сцена 3 – краткое содержание

Альбер жалуется герцогу во дворце, что отец обрёк его на крайнюю нужду. Герцог обещает побеседовать с бароном об этом.

Во дворец как раз приезжает скупой рыцарь. Альбер на время скрывается неподалёку, а герцог говорит барону: его сын редко показывается при дворе. Быть может, причина в том, что молодому рыцарю не на что купить хорошую одежду, коня и латы? Герцог просит, чтобы барон назначил сыну приличное содержание.

Скупой рыцарь в ответ хмурится и уверяет герцога, что Альбер – бесчестный человек, который погряз в пороках и даже пытался обокрасть и убить отца. Альбер, слыша этот разговор, вбегает в комнату и обвиняет родителя во лжи. Скупой барон вызывает сына на поединок, бросая ему перчатку. Альбер с готовностью поднимает её.

Ошеломлённый ненавистью отца и сына друг к другу герцог громко укоряет их обоих. Скупой рыцарь в волнении кричит, что ему душно – и неожиданно умирает. В последний миг он ищет на себе ключи от сундуков. Трагедия завершается фразой герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Один из самых интересных вопросов когнитивистики - что такое человеческая гениальность.

Имеются, например, более-менее общепринятые взгляды на гениальность в области математики, физики и других естественных наук.

Но кто такой гений от живописи? По нашему мнению, это художник, который при помощи образов, символов и знаков, порой скрытых, но легко улавливаемых коллективным бессознательным, способен оказывать глубочайшее воздействие на окружающих.

Этому и посвящено данное небольшое исследование.

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas

Publius Vergilius Maro

Скрытые образы и смыслы одной из самых известных картин Левитана

(Опыты художественного расследования)

В крупных музеях мира, а Третьяковская галерея по праву относится к их числу, порой интересно наблюдать не столько за картинами, сколько за посетителями. Точнее, за некоторыми закономерностями их поведения при осмотре экспозиций. Часто можно обратить внимание, как они, часто спешащие осмотреть как можно больше залов за один заход, задерживаются чуть дольше возле той или иной картины. Это означает, что картина «зацепила» - порой на уровне бессознательного, что часто трудно бывает вербализовать.

Например, в одном из моих любимых залов Третьяковки - «зале Левитана» - таких картин несколько. Картин, в которых удивительный художник-пезажист сумел зашифровать свое послание на уровне прямого обращения к коллективному архетипическому бессознательному - на уровне знаков, образов и символов.

Давайте разберем одну из самых известных его картин «Над вечным покоем».

Над вечным покоем. 1894 г. Холст, масло. 150 x 206. Третьяковская Галерея, г.Москва

Вот как она описывается на сайте Третьяковской галереи:

«Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии…»

"Поиски больших образов. 1892-1894". Творчество И.Левитана первой половины 1890-х годов отличается разнообразием тем, мотивов, синтетичностью образов, богатейшим арсеналом художественных средств. Один из центральных разделов выставки включает общепризнанные шедевры мастера, монументальные полотна "У омута" (1892), "Владимирка" (1892), "Над вечным покоем" (1894, все - ГТГ). В них раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности. (из материалов к выставке «ИСААК ЛЕВИТАН. К 150-летию со дня рождения», 2010-2011 гг., (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions2160/)

И, пожалуй, последняя цитата:

«1892 - создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем".» (http://isaak-levitan.ru/hrono.php)

Мы абсолютно не готовы согласиться с последним утверждением. Может это покажется и чисто субъективным мнением, но как минимум две картины из этой «трилогии» никогда не производили «мрачное впечатление», что мы и попробуем показать на примере картины «Вечный покой».

Давайте вместе приступим к нашему небольшому исследованию.

Для начала несколько предварительных замечаний, которые нам потребуются в дальнейшем для подтверждения своих выводов (здесь важны будут даже самые мелкие детали).

Первое: Вода

Стоит напомнить, что, по преобладающему мнению искусствоведов, на картине изображено воображаемое место, сведенное из впечатлений о Волге в районе города Плёс и о озере Удомля. Волга около Плёса достаточно широкая, и течет в основном с запада на восток (до Юрьевца, где она поворачивает на юг). Ширина Волги в районе Плёса более полукилометра. Выше по течению на реке есть острова, и её ширина там составляет уже более полутора километров.

Считается, что работать Левитан начинал на озере Удомля, которое находится неподалеку от Вышнего Волочка. Представить себе, каким было озеро в то время, можно по пейзажам художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули:

Час тишины. Озеро Удомля. 1911 г.

Церковь на Удомельском озере. 1910 г.

Современный вид на озеро

г.Плёс

Второе: Храм

Также считается, что Левитан изобразил на картине не ту церковь, что в действительности стояла на берегу озера (см. выше). За образец он взял церковь из города Плёс (деревянная церковь Петра и Павла XVI века, сгорела в 1903 году):

Этюд «Деревянная церковь в Плёсе в последних лучах солнца», 1988 г., частное собрание, г.Москва (http://isaak-levitan.ru/good/18.php)

В настоящее время в городе Плёс на так называемой «Горе Левитана» вместо сгоревшей церкви стоит очень похожая на неё деревянная церковь Воскресения. Она тоже старинная, и была перенесена из села Билюкова всё той же Ивановской области. Церковь, помимо своего официального названия, получила в народе второе, также почти «официальное» - «Над вечным покоем», - по причинам, вполне понятным и достойным уважения (http://stage1.10russia.ru/sights/1/2297 , http://www.volga-ples.ru/attractions/9.php). Правда, когда-то церковь имела свою колокольню.

Воскресенский храм сельца Билюково (дореволюционное фото)

Современные фотографии церкви «Над вечным покоем»

Перенесемся на время в одно из самых красивых мест мира, находящихся на Средиземное море. Это Которский залив в Черногории. В заливе находятся два маленьких острова - остров Святого Георгия и остров Госпа од Шкрпела.

Остров Святого Георгия. Бенедиктинское аббатство.

Остров Госпа од Шкрпела. Православная церковь Божьей Матери на Скале.

Более подробную информацию можно найти, например, здесь:

Давайте сравним эти два острова:

Здесь, как нигде в другом месте мира, мы отчетливо видим, что алтари (и колокольни) католических и православных храмов расположены прямо противоположным образом в их ориентации «Восток-Запад).

Зачем нам это потребовалось? А вот зачем:

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад.

Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.

Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу.

Почему? Вот одно из объяснений:

«Почему храмы всегда обращены алтарем на восток? Ветхозаветная скиния была обращена своей святая святых на запад и дверью, ведущей в святилище, - на восток в знак того, что верующие Ветхого Завета еще ожидали пришествия, как востока свыше, обетованного Мессии. Мы, христиане, исповедуем уже пришедшего в мир Спасителя нашего Иисуса Христа, а потому и храмы своим алтарем, и себя самих в своих молитвах обращаем лицом к востоку как стране света, где пребывает Солнце Правды - Спаситель наш. На востоке, в земле иудейской, Господь Иисус Христос, о котором мы должны вспоминать при богослужении, и родился, и жил, и пострадал для нашего спасения. Там же, на востоке, было и блаженное жилище первых человеков.» (Священник И.Святославский. «Записки для чтения о храме», М., 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр. 55)

А вот краткое наглядное правило для установки крестов (в том числе и на могилы):

Третье: Гроза

Левитан. Перед грозой. 1890 г. Этюд. Холст, масло. 26,2x35,8 см. Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств, г.Смоленск

Несомненно, Левитан был не просто выдающимся, а гениальным пейзажистом. Поэтому, как мы видим на этом этюде, создать ощущение тревоги при приближении грозной стихии для него не составило бы большого труда.

Впрочем, если мы пройдем в соседний зал, то увидим там такую картину:

Дубовской Н.Н., Притихло. 1890г.

Когда мы смотрим на этюд Левитана и на находящуюся рядом картину Дубовского, у нас рождаются вполне определенное внутреннее состояние тревоги и понимания того, что скоро будет гроза - настоящая, сильная и сметающая всё на своём пути. Поскольку все мы попадали под грозу, и не раз, то ошибиться в этом невозможно.

И последнее: Эскиз

Левитан. Эскиз к картине «Над вечным покоем»

Как мы видим, первоначальный замысел картины был несколько иным.

Вот теперь мы имеем всё необходимое, чтобы приступить к нашему небольшому расследованию.

Гипотеза

Прежде всего, нам сразу бы хотелось выдвинуть гипотезу, которую мы и собираемся далее доказать.

Гипотеза: Картину Левитана «Над вечным покоем» несправедливо называть «мрачным» периодом творчества гениального русского художника. На самом деле картина более чем оптимистичная.

Это подтверждается в том числе и тем, что, как мы покажем ниже, во время работы над картиной он кардинально пересмотрел её замысел и символику, поменяв их на противоположные.

Впрочем, это относится и к картине «У омута», в которой еще больше символизма и скрытых образов.

Исследование картины и доказательства гипотезы

Небольшое вступление. Автор данной работы когда-то был чемпионом страны по спортивным походам, в которых выполнял роль штурмана, постоянно работавшего с картами. Кроме этого, он был еще и профессиональным военным, и поэтому чисто автоматически, по привычке, сразу привязывается по местности для определения точки своего нахождения.

Именно этим и объясняется тот факт, что не будучи искусствоведом и не принадлежа к миру художников, он, тем не менее, взял на себя смелость трактовать с не совсем необычной точки зрения всем известную картину (иногда со стороны можно увидеть мелкие детали, пропущенные специалистами, обращающими (вполне закономерно) больше внимания на художественные стороны картин и особенности творчества/биографий их авторов).

Кроме того, помогло и то, что на юбилейной выставке Левитана в 2011 году в новом здании Третьяковской галереи на Крымском Валу рядом оказалась и сама картина, и этюд из частной коллекции «Деревянная церковь в Плёсе в последних лучах солнца». Удачное совпадение.

Можно было бы определиться, например, по течению реки и по силам Кориолиса в северном полушарии (по разнице крутизны левого и правого берегов). Однако в данном случае мы видим, что художник изобразил оба берега пологими. Сравним, например, с берегами на другой картине Левитана:

Вечер. Золотой Плес, 1889 год

Но это вряд ли удастся еще и потому, что даже если это и Волга в районе Плёса, то, как мы уже упоминали ранее, там она течет с запада на восток.

Примечание: Однако на картине возникает чисто субъективное ощущение движения воды , что не бывает на озере. При этом движение направлено на зрителя, что опять же характерно для течения Волги как раз в районе Плёса.

Тем не менее, мы видим, что берега нам тут не помогут. Надо искать другую подсказку.

И она есть. Церковь.

Нам поможет расположение церкви - а точнее, расположение её алтаря и креста на куполе.

Посмотрим чуть ближе.

Первый взмах кисти: Храм

А вот тут то мы с вами сталкиваемся и с первой загадкой, даже с тайной.

Нижняя перекладина креста на куполе смотрит правым концом вверх, то есть на Север. Поэтому мы стоим со стороны Востока и смотрим на Запад.

Но если внимательно присмотреться, то видно, как художник переписывал крест, что видно даже невооруженным глазом.

Заинтересовавшись этим, пришлось более внимательно присмотреться к этюду. Давайте и мы с вами сделаем это:

Как мы видим, на этюде Левитан вовсе не уделял большого внимания точному изображению креста. Более того, он у него не прописан тщательно, и даже можно предположить, что смотрит в другую сторону (если справа солнце, а не его отблески).

Но если посмотреть внимательно, то мы увидим входную дверь в храм, обращенную к нам. То есть с обратной стороны находится алтарь, обращенный на Восток.

А церковь на основной картине развернута в другую сторону . Причем она была развернута позже, и это мы прямо сейчас и увидим.

Как? Мы видим тропинку, которая может вести только ко входу в церковь:

Второй взмах кисти: Дорога

А поскольку мы уже знаем, что нам следует искать, то это не составит большого труда. Если художник менял концепцию картины, то он должен был поменять и направление тропинки, которая в первом варианте должна была бы заворачивать влево раньше. Давайте присмотримся:

Точно. Мы угадали. Видно, что раньше тропинка (желтый цвет) уходила влево гораздо раньше, и следы этого остались на картине - видны остатки желтой краски слева:

Но потом художник закрасил первую тропинку (но не полностью, как бы оставив нам подсказку) - направив её несколькими легкими мазками этой самой желтой краски дальше, к противоположной стороне храма..

Ну и, наконец,

Третий взмах кисти: Свет

И теперь Левитан, не прорисовывая специально алтарное окно (как это видно на фотографиях выше), «прорубает» его красно-желтым светом, идущим изнутри алтаря:

То есть в алтаре есть живой человек, и этот человек (священник? монах?) служит вечернюю службу. И, скорее всего, один, потому что тропинка явно малохоженная.

Что остается «доделать» художнику? Загородить алтарную часть зарослями (на эскизе, как мы видели, деревья располагались по обе стороны церкви).

И нарисовать заброшенное кладбище:

Где, как мы видим, три шестиконечных креста расположены аналогично кресту на куполе, а три других - в противоположную сторону, словно очередная подсказка художника. При этом один из этих последних крестов прописан как бы «небрежно», а два оставшихся (крайние справа у деревьев) - достаточно основательно и отчетливо.

Краткие выводы

Левитан как бы все время дает нам подсказки о том, как именно он менял замысел своей картины. Что он хотел сделать, и что получилось в итоге.

При этом следует помнить, что художник глубоко знал православие, его ритуальную часть и догматику. Поэтому он не мог ошибаться расположением (ориентацией) церкви, пусть даже и на придуманном им же самим месте.

Получается, что при первоначальном замысле храм смотрел совсем в другую сторону, и тогда это было утро перед грозой . Тогда облака действительно должны были бы быть грозовыми (сравним с описанным выше этюдом самого Левитана и соседней картиной Дубовского).

Но в процессе работы Левитан решил изменить всё с точностью до наоборот. То есть изобразил на окончательном варианте картины вечер . И теперь это обычная для второй половины дня ситуация, когда на фоне заходящего на западе солнца облака становятся темнее, а у воды поднимается ветер, характерный для времени восхода и заката.

Примечание: по картине можно определить и точное время, но нам это особо и не нужно в данном конкретном случае.

Мы специально не стали здесь разбирать другие сильные архетипические образы. Например, очень коротко можно только упомянуть триаду «Земля-Человек-Небо», которую Левитан вводит в свою картину обозначением присутствия в ней человека (свет в алтаре). Как истинный пейзажист, он не может изображать людей, но гениальным простым мазком красной краски он заставляет нас буквально физически увидеть Человека, присутствующего как раз посередине между Землей и Небом. Символ триадности - это символ объединения, в то время как дуализм - это всегда противостояние. И благодаря этой на первый взгляд незначительной детали картина преображается. Попробуем мысленно заслонить этот свет, и всё мгновенно «потухает». Возвращаем свет - и природа одухотворяется, потому что в этот поздний час человек присутствует в этом мире и молится за него.

Вот почему эта картина бессознательно вовсе не производит того мрачного впечатления, о котором нам говорят. Она вполне светлая, оптимистичная, насыщенная символами, знаками и скрытыми подсказками.

Мы уже никогда не узнаем, сделал ли это Левитан специально или нет. С учетом своего таланта он вполне мог бессознательно прорываться на такой высокий уровень творчества. Отчего воздействие картины на зрителя становится еще сильнее.

Легко, как бы играючи, гений русского пейзажа изменил на своей картине Пространство и, тем самым, Время. Несколькими взмахами кисти.

P.S. Большое спасибо смотрительницам Третьяковской Галереи, позволившим фотографировать картины Левитана на выставке в обмен на обещание обязательно написать и опубликовать статью. Я выполняю свое обещание.

г.Москва
2011- 2015гг.
©Митрофанов А.Н.
Контакты для предложений и замечаний:
[email protected]

Глядя на умиротворяющие пейзажи Исаака Левитана, сложно поверить, что художник часто страдал депрессиями, из-за него женщины готовы были покончить жизнь самоубийством и сам он чуть не застрелился. 30 августа исполнилось 156 лет со дня рождения гениального художника-пейзажиста. Левитан не дожил до своего 40-летия несколько недель, половину своей жизни он посвятил живописи. В день рождения художника вспоминаем одну из самых знаменитых его картин «Над вечным покоем» и малоизвестные факты его биографии.

1. За успехи в живописи Левитан не платил за учебу

Исаак Левитан родился в местечке Кибартай (сейчас входит в состав Литвы). Глава семейства в поисках больших заработков перевез в 1870 году семью в Москву. Здесь будущий художник в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавали у Левитана известные мастера – Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В семье Левитана произошло несчастье. В 1975 мая умерла мать, а через два года не стало и отца, который заболел тифом. Для Исаака, его брата и двух сестер настало очень трудное время. Левитану за его успехи в искусстве разрешили не платить за обучение. Талантливого юношу поддерживали его учителя. Саврасов взял Исаака в свой пейзажный класс. Уже в 16 лет Левитан получил признание. В 1877 году прошла выставка, где начинающий художник представил две своих картины. За них он получил малую серебряную медаль и 220 рублей, чтобы продолжать занятия живописью.

Позже Левитан вспоминал, что время учебы в училище было дня него очень тяжелым. Он недоедал, ходил в поношенной одежде, стыдился своих рваных ботинок. Иногда ему приходилось ночевать в училище. Художник часто оказывался в трудном материальном положении. Позже он снимал комнату в Москве на Тверской, за которую платил только картинами. Причем хозяйка очень придирчиво выбирала, на ее взгляд, самые красивые работы. Еще и ворчала, почему на них нет курочек, козочек и другой живности.

2. Левитан получил диплом учителя чистописания

Удивительно, но после окончания училища Левитану не выдали диплом художника, хотя он считался одним из самых талантливых учеников. А не дали ему диплом из-за мести его преподавателю Алексею Саврасову. Мастер, когда выпивал, часто нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. И эти коллеги на выпускном решили отыграться на Левитане. Любимому ученику Саврасова прочили Большую серебряную медаль, но ему ничего не вручили, а выдали диплом учителя чистописания.

3. Василий Поленов написал с Левитана Христа

У Исаака Левитана была яркая внешность – утонченные черты лица, глубокий взгляд темных, печальных глаз. Эта задумчивость художника вдохновила Василия Поленова, который изобразил Левитана в образе Иисуса Христа в картине «Мечты» 1894 года.

Левитан вдохновил Василия Поленова на картину «Мечты» («На горе)

4. У художника длился восемь лет роман с замужней женщиной

Исаак Левитан благодаря своему таланту и природной красоте всегда был в центре женского внимания. Хотя у художника часто были романы, он так ни на ком и не женился. Левитан говорил, что даже лучшие из женщин по своей натуре собственники. «Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует», - считал пейзажист.

Исаак Левитан «Автопортрет», 1880

И все же были у художника и долгие романы. Один из них продлился восемь лет с Софьей Кувшинниковой, в чей салон однажды попал художник. Эта замужняя дама была старше его. Кувшинникова оказалась личностью весьма неординарной. Софья увлекалась охотой, живописью, носила элементы мужского костюма, дом ее был оформлен в русском стиле, а на окнах вместо занавесок висели рыболовные сети, в ее спальне жил ручной журавль. В общем, дама эта явно отличалась от большинства женщин того времени, что и заинтересовало художника. Кувшинникова, восхищавшаяся работами Левитана, стала брать у него частные уроки. Летом они ездили на этюды на Волгу.

5. Левитан поругался с Чеховым из-за женщины

Исаак Левитан и Антон Чехов дружили всю жизнь, теплые отношения у них возникли еще задолго до того, как оба стали известными. Познакомились они через брата писателя художника Николая Чехова. Антон Павлович даже придумал особый термин в отношении работ своего друга-художника. Он их называл «левитанистыми». Причем по мнению Чехова картины художника обладали разной степенью «левитанистости».

Левитан не раз становился прототипом некоторых персонажей произведений Чехова. Писатель не одобрял романа своего друга с Кувшинниковой, он считал ее грубой. Тогда Антон Павлович написал рассказ «Попрыгунья», в героях которого можно узнать Исаака и Софью. Сначала Левитан посмеивался, мол, уж кому, но только не Чехову учить его нравственности. Но сплетни вокруг Кувшинниковой и ее романе с художником стали разрастаться, и она уговорила Левитана написать Чехову обидное письмо. Писатель тоже ответил в резком тоне. После этого три года друзья не общались.

6. Левитан находил утешенье в природе

Художник страдал частыми депрессиями. Хотя он понимал силу своего таланта, периодически на него накатывали сомнения в своем призвании, он был часто собой не доволен. В периоды таких мрачных настроений Левитан не мог видеть людей, он брал с собой свою собаку Весту и уходил на охоту. На самом деле он не охотился, а бродил, наслаждаясь природой, в которой находил утешение.

7. Левитан картину «Над вечным покоем» мечтал передать в коллекцию Третьякова

Одну из своих самых философских картин «Над вечным покоем» Исаак Левитан написал в 1894 году, за шесть лет до своей смерти. Над этим произведением он работал в Тверской губернии. Изображенную на картине церковь художник перенес из ранее созданного этюда на Плесе, куда он ездил с Кувшинниковой.

Пространство в картине представлено в виде обобщенных плоскостей воды и неба. В этом произведении Левитану удалось отразить противостояние вечности жизни природы и бренности человеческого существования. Мрачному величию природы противостоит только теплый огонек в окне маленькой церкви.

Исаак Левитан «Над вечным покоем», 1894

Левитан картину «Над вечным покоем» считал одним из своих главных произведений. Он говорил, что счастлив передать эту картину коллекционеру Павлу Третьякову. Художник говорил о своей работе: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!». Левитан писал Третьякову о картине «Над вечным покоем»: «…в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание…». Сейчас картина «Над вечным покоем» (150х206 см, холст, масло) хранится в Третьяковской галерее.

8. Левитан стрелялся из-за любви

Художник много времени проводил с Софьей, часто они вместе ездили рисовать. Так они поехали на озеро Островное Вышневолоцкого уезда. Неподалеку располагалось имение питерского сенатора Ивана Турчанинова, где жили его жена Анна Николаевна и ее дочь Варя. Анна Николаевна была ровесницей Кувшинниковой. Обе дамы развернули борьбу за внимание художника, а он забавлялся тем, что кокетничал с каждой по очереди.

Софья понимала, что Левитан больше не испытывает к ней былых чувств и попыталась отравиться. Она соскребла со спичек серу, добавила ее в воду и выпила. Ее успели спасти – в доме, где она остановилась, гостил доктор. Левитану же была нужна новая муза и он порвал с Софьей. На беду в художника влюбилась дочь Анны Николаевны 20-летня Варя. Она закатывала Левитану истерики, требовала бросить мать и грозила, что покончит с собой. Художник уже не мог этого выносить и выстрелил себе в голову. Пуля прошла через кожные покровы, не задев черепа.

Об этом узнал Чехов и приехал спасать друга. Серьезной помощи художнику не требовалось. Писатель встретил Левитана с черной повязкой на голове, тот снял ее и пошел на охоту. Он вернулся с убитой чайкой, которую бросил к ногам Анны Николаевны. Внимательные читатели произведений Чехова обратят внимание, что он использовал это происшествие в «Чайке».

Исаак Левитан страдал от болезни сердца. Анна Николаевна была с художником до конца его дней. Левитан скоропостижно скончался в июле 1900 года на 40-м году жизни.