Охлобыстин интервью. Иван охлобыстин: «настоящий русский мужик не умеет жить для себя

Охлобыстин интервью. Иван охлобыстин: «настоящий русский мужик не умеет жить для себя
Охлобыстин интервью. Иван охлобыстин: «настоящий русский мужик не умеет жить для себя

Актер и священнослужитель ответил на вопросы читателей «Антенны».

– На канале РЕН ТВ в этом сезоне выходит сериал «Беглец» с вами в главной роли. От кого вы там бежите?

– Я играю афериста, который решил обмануть всех – и органы правопорядка, и бандитов, а после уехать и скрыться навсегда. Производственный цикл был тяжелый. Снимали в октябре – ноябре, и снимавшие не особенно знали, что за погода на юге в это время. Я предупреждал, чтобы делали пиджаки с утеплением. Когда приходит норд-ост, он отгоняет теплое течение, и становится очень холодно. Много сцен, где мы со счастливыми лицами прыгаем в холодную воду и плывем, романтических, а на самом деле мы там синие от холода. Зуб на зуб не попадает. И гидрокостюмы нельзя было надеть. Ветер с гор – такой, что даже говорить было трудно. Я очень сильно простыл на съемках, два раза пропил антибиотики. Тем не менее Геленджик мне очень понравился. Прекрасные город, люди, студия, которая предоставляла техническое и транспортное обеспечение. Город предрасположен к съемочному процессу. Есть старинные улочки, хайтековые, широкие набережные, романтические закутки. Жена Оксана поехала со мной на съемки. Мы не любим расставаться на длительные периоды и ездим вместе. Она испытала трепетные чувства, посетив места, где отдыхала в детстве. Мы специально поехали на машине, нашли пансионат, речку, где они с мамой когда-то гуляли.

Иван Охлобыстин

– Что любите больше – море или горы?

– Предпочитаю горы, потому что перекупался в море. Я всегда ездил в лагерь на море, обычно на две смены, и все это время купался. Ночью, в самоволке, в пересменку. Я перебрал воды. Плаваю я хорошо. Но в семье мы – фанатики-скалолазы. Мы полупрофессионалы. Когда ездили в Испанию, то нашли скалы из песчаника. На Афон я четыре раза поднимался. Тяжелый подъем, хотя проторенная дорожка, но если не вовремя выйти, то в 12 часов попадаешь в пекло. Там есть место – Ожерелье Пресвятой Богородицы, где нет тени. Идти 6–7 часов. Вода заканчивается на четвертом часу. И источники заканчиваются. Все время подъем – 45 градусов. И вот мы идем с Саввой и Васькой (сыновьями. – Прим. «Антенны») и чувствуем: все, умираем. А мы всегда берем детей в длительные путешествия. И вдруг Савва с криками догоняет меня и показывает старинную дароносицу с цепочкой, которую нашел у дороги. С изображением византийских императоров и Георгия Победоносца. И тут же чудо: над нами повисает круглое облако метров 20 на 20, но оно все время над нами. Палит солнце, а над нами тучка, и она нас довела остаток пути по Ожерелью, а потом растворилась.

– С вашей харизмой зрители могут влюбиться в вашего героя-жулика. Нужна ли такая идеализация? Может, следует снимать фильмы только про положительных людей?

– Чисто положительных людей нет, мы все грешны перед Богом. А мой персонаж как раз хочет покончить с прошлым. Фильм не идеализирует жулика, а, наоборот, показывает, как он исправляется. Его возмущает несправедливость, царящая в городе, который он любит. И он становится его защитником. В начале фильма это одинокий, брошенный всеми человек, просто хорохорящийся, но не более того.

– Вы сами когда-нибудь хотели от чего-то убежать? Может, от жены?

– Нет, такого не было. Мне нравится, когда вопрос сразу решается или не решается. С алкоголем и бабами проблем не было. Удивляюсь мужеству людей, которые женятся по много раз. Это же надо привыкать. Или чего-то ищут? Никакие чувственные ощущения не компенсируют того уровня беспокойства – переживать все заново и заново. Результат любой семьи – это дети. Жена – олицетворение семьи, дети – естественный продукт. И ты работаешь на нее. В ином случае ты в пустоте. Но бывает так, что людям не везет, и они в отчаянии хватаются за соломинку и тонут во всех этих житейских конфликтах. Они расходятся, но их нельзя осуждать – это жизнь. Отечественная культура не очень мотивирует на создание семьи. Какая-то помощь идет от государства многодетным семьям, потому что их мало, как слонов в зоопарке, которых надо кормить и мыть. А у многих молодых семей проблемы с жильем. И многие оттягивают женитьбу до последнего из-за жилищной неустроенности.

Кадр из сериала «Беглец»

– Что вы посоветуете молодым людям, которые хотят завести семью, но боятся, что не потянут ее материально: низкая зарплата, нет своей жилплощади?

– Если они об этом думают, то советую им разбегаться. Любовь – это безумие. У тебя перед глазами один человек и одно желание. Не думать ни о квартире, ни о деньгах и даже ни о детях. Что значит планировать семью? Чушь собачья! Как может быть рациональным процесс, в основе которого лежат иррациональные условия? Как добиться любви с помощью логической мотивации? Любовь – это взрыв. А всякие планирования только отвлекают общество, вносят смуту в неокрепшие молодые души. Женитесь, любите друг друга, заводите детей, не думайте, где жить, что есть. Наши потребности удовлетворяются по мере поступления запроса. Если не ставишь задачу, то не идешь. Если человек так уж тяготеет до чувственных наслаждений, то не нужно создавать семью. Выходят не за квартиру, выходят за человека. Когда мы поженились с Оксанкой, были голодранцами. У нас появилась более-менее своя жилплощадь семь-восемь лет назад, когда уже все дети родились. Никогда мы не страдали. У нас были проблемы на уровне, что в какие-то дни нечего было есть, но макароны были всегда. Может, мы не катались на водных лыжах, но катались на великах, а если не было великов, то ходили пешком. Человек – всесильное существо. Как ангел.

– Где вы посоветуете одиноким молодым людям знакомиться – в интернете или в реальной жизни?

– Нет универсальных способов знакомства. Мы с Оксанкой познакомились ночью в кабаке. Самое неромантичное знакомство, которое можно себе представить. Но после кабака мы пошли в храм. Будучи людьми энергичными, мы поняли, что спалим друг друга, как две газовые горелки, и что нам нужна какая-то стабилизирующая платформа. Поэтому мы в церковь, и вот уже больше 20 лет вместе. Мы все личности, и дети наши – личности. Когда казалось, что конфликт невозможно решить, мы прибегали к третейскому судье в лице нашего духовного отца. И решали проблемы.

– Сын знакомых хочет уйти в монастырь. Парню 21 год, красивый, умный, отслужил в армии. Мать отговаривает, плачет, а он ни в какую. Что делать?

– Конечно, отпустить. Пусть идет. Там на него кандалы не наденут. Он будет послушником, поймет, что это такое. Там много есть подводных течений: на одной ноге стоять 23 часа. Я утрирую, но он на практике поймет, сможет он это выдержать или нет. Там все время послушания: люди занимают себя или работой, или молитвой, воздержанием. Он сам для себя решит. Если сейчас решить за него, то у него останется внутренний излом, и он потом попытается предпринять эту попытку или попробует компенсировать чем-то этот разлом чем угодно – это может быть и пьянство, и одиночество, и все что угодно. Думаю, в монастыре тяжелее, чем в армии. Все зависит от того, в какой монастырь попадет. В Псково-Печерский монастырь идет масса людей, и монахи жертвуют своим правом на келейное одиночество, чтобы привести людей к Богу. А есть удаленные монастыри, о которых никто не знает, где люди находятся в тишине: только молятся и работают. Любой монастырь – это маленькое общество, где могут быть и подлецы, и жулики, и святые. Идеализировать монастырь, что там все хорошие и меня сделают хорошим, нельзя. Иди хорошим и сделай хорошее. Бывает так, что надо уступить родителям по определенным причинам. Мама одинокая, за ней ухаживать надо, сердце не выдержит и прочее. Нет у Бога для нас справедливости, есть у Бога для нас милосердие, и тем Бог от людей отличается – выбором в пользу грешного. А бывает эгоистичный подход родителей, и тогда надо выбирать самому. Нормальные родители тонко чувствуют своих детей и не встанут между ними и Богом. Потому что это идеальный вариант, что человек посвятил себя Богу.

– Кто в доме кого должен слушаться – жена мужа или наоборот?

– Почитайте «Домострой». Все его критикуют, но никто не читал, а там говорится, что в доме главная – женщина. Она цель, которой служит мужчина. Родина-мать, а не отец-чернозем. Но это внутренне, а во внешнем мире хозяин – мужчина. Потому что он охотник и много генетической предрасположенности. Он знает тропинки, как быстрее до магазина дойти, как зарабатывать, где капканы ставить. Но когда он находится дома, то разумнее ему подчиниться организующей силе матери. Во внутреннем мире нет ничего более духовного, чем мать, а во внешнем мире логичнее, если женщина следует мужскому становлению. А вообще-то в доме главные – дети.

Большая семья Охлобыстиных (слева направо): Анфиса, Варвара, мама Оксана, папа Иван, Савва, Иоанна, Василий, Евдокия.

– Читал, что вы заядлый охотник. На кого ходите?

– Уже тысячу лет этим не занимался. На охоте принцип: убил – съел, иначе грешно. Нельзя охотиться на большую шестерку – слонов, крокодилов... Их же не едят. Нужно беречь природу, потому что нам Господь доверил быть садовниками в этом мире. По естественным причинам – добыча пищи на Севере или промысел шкур – это допускается. Но это должно носить рациональный характер, а не служить удовлетворению личных амбиций. У тебя ружье, которое может пробить стену, и ты бедного жирного носорога с полутора километров, держа ружье на удобной подушечке, взял и хлопнул. В чем здесь подвиг? Бери нож, лук – и на медведя в Сибирь. Вот это удовольствие, вот это по-настоящему. Когда ты знаешь, что ты убьешь, а тебя нет, это не азартно. Когда поднимаешься на пик-убийцу К-2, то на последнем этапе проходишь замерзшие трупы, которые не убирают, но это понятно – ты идешь, чтобы доказать себе, не в ущерб другим. Конечно, в этом тоже есть доля эгоизма. Есть хороший фильм, в котором совершает восхождение учитель, чтобы поставить флажок школы, потому что он учит детей, чтобы они преодолевали все. Что невозможное возможное даже для такого нелепого и слабого героя. Он погибает, преодолев себя, и делает это из педагогических соображений. Последний раз охотился на волков. Это был сезонный отстрел. Популяция развилась, и привлекают охотников. Мне нравятся пельмени с медвежатиной, оленина, которую мы ели в Лапландии, жареные зайцы. Но охота требует системности, которой не было. А когда друзья зовут охотиться, это значит весело время проводить. А веселиться я могу и дома с женой. Если я хочу повидать человека, то позову его на дачу на шашлык и устрою придуманный праздник «Друг приехал издалека». Мы с Оксаной как пшенка – простые и легко варимся.

– От чего вы можете заплакать или считаете, что слезы у мужчины – это слабость?

– Дар слез у монахов – это благодать Божья. Это значит, что человек умеет так внутренне все переживать, что плачет. Плачущий мужчина вызывает неудобные чувства. Это больше свойственно женщине – она эмоциональна, а мужик должен держаться. Но иногда я могу всплакнуть, когда смотрю кино. Волей-неволей сопереживаешь. Плакал, когда смотрел фильм «Остров». Можно от злости заплакать. Была осень, мне нужно было вставать в 7 утра. Я ложусь в 10. Только глаза закрываю, начинает жужжать комар. Он меня промучил часов до 5. Обычно я нормально засыпаю, а здесь какое-то стечение обстоятельств, и я от ярости всплакнул. Чаще бывает не плач, а придыхание перед плачем. Иногда наворачиваются слезы, когда теряешь людей, которых даже не знал. Вот очень жалко актера, который играл профессора в «Гарри Потере». Алан Рикман – великолепный актер, которого я помню еще по «Разуму и чувствам», «Крепкому орешку». У него очень много ролей. Он такой канонический, актер по Станиславскому, и человек великолепный. Мы с Оксанкой ездим на Рождество в город Изборск рядом с Псково-Печерским монастырем, а там родовое кладбище. Живем в деревянных домах, катаемся на лыжах, санках, ходим в длинные путешествия, у Оксанки в монастыре много друзей – целая мафия. Вот это настоящие звезды, а не телевизионные звездульки на час. Там есть отец Августин. Он как кварцевая лампа. Он ничего не говорит, но посидишь с ним и забываешь все свои переживания. Это действие благодати. Есть и актеры-звезды, но не потому что сыграли что-то. Санька Ильин, который сыграл Лобанова в «Интернах», – звезда внутри. Не было случая, чтобы он кому-то не помог. Он готов и собой пожертвовать. Машка Голубкина – звезда. Жизнь ее потрепала, но у нее хватило сил остаться замечательным человеком. Мои дети обожают ее, она месточтимая фея. Миша Ефремов – один из самых добрых людей, крестный нашей Анфисы. Ярко выраженный либерал, а я ярко выраженный консерватор – князь тьмы, по их мнению. Но он мой кум.

– Когда вы служили священником, вмешивались ли в жизнь прихожан, чтобы предупредить какую-то ошибку, и при этом ошибались?

– Всякое бывало. Я не всегда мог проследить, как сказывались мои рекомендации. Однажды нас послали с молодым священником отпевать умершую женщину. По дороге мы выяснили, что едем в наркопритон, что она не крещенная и что живыми мы не выйдем, если откажемся ее отпевать. Сергей Стаценко – очень образованный человек, до сих пор секретарь епархии, работяга. И он сказал, что можно чин не вычитывать, кроме решающих молитв, и будет впечатление, что поскорбели, но при этом не будет нарушен канонический ряд, потому что нельзя отпевать не крещенных. Этим мы нарушаем их свободу воли. Мрачная была история. Квартира на окраине – ни иконы, ни креста. Была девочка, которая упала в обморок, когда стали кадить ладаном. Надеюсь, что, когда семью поставлю на ноги, закончится все это кино, и буду служить снова. Мне люди исповедовались, а я ими восхищался. Бабуле 80 лет, и она мне исповедовалась, какая у нее была мысль две недели назад. А я не помню, что вчера делал. Кто из нас живет полнее? Или приходит человек, в чем-то себя корит, а понимаю, какой он чистый и что я не достиг такой высоты. Это давало мне много сил – люди, которые так тщательно относятся к своей внутренней природе. Но сейчас мне надо дом выкупить, это социальное жилье, и, чтобы оно стало нашим, нужно пахать и пахать. Сняться примерно в пяти фильмах или в десяти сериалах типа «Беглеца». Много расходов на детей: репетиторы по ЕГЭ, кружки, институты. Мы неприхотливые люди, большую часть жизни прожили на 48 метрах. Нас было 8 человек, и мы спали на трехъярусной кровати. Слава Богу, по социальной программе нам выделили этот дом. У детей появились свои комнаты, что очень важно, особенно для девочек. А разрешили выкупить дом, как раз когда снялся в фильме «Временные трудности» и хотел на этом закончить. Думал, буду два-три года книги писать, чтобы забыли, как Быкова, и буду бабок исповедовать. Я понимаю этих людей, это мой мир. Я его никогда не идеализировал, но большей частью того, что есть хорошего у меня, я обязан этому миру, в том числе и друзьям, которые не очень набожные, но при них ангелы. Зовут меня сниматься часто, но я прочитал и забраковал сценариев 40, потому что жесть: либо порнуха, эта подлая игра на растление, либо сценарий ни о чем – без сверхзадачи, задачи, даже сюжета порой нет. Слава Богу, есть одно достойное предложение. В октябре начинаем снимать «Физрука». Я, как всегда, играю злодея, а Нагиев – хорошего парня. Дима мне очень нравится. К сожалению, мы редко видимся. С его сыном работал на «Интернах», и меня поразило, какой он корректный и интеллигентный парень, при этом высокий и здоровый. А еще Дима просил меня выяснить насчет одной актрисы, которую пытались обмануть, и меня поразило, что он так активно участвует в жизни людей, – и девчонку спасли от позора. Он звезда, но очень не высокомерный человек. У него совпадение профессионального и человеческого.

– Чем занимаются ваши дети?

Старшей, Анфисе, – 21 год. У нее административная деятельность, работает в крупной IT-компании. Евдокия, ей 19, – оканчивает филфак, но фанат орнитологии, а также увлекается хип-хопом. Варвара, ей 18, поет. Когда ей было восемь лет, попросила отдать ее в кружок игры на гитаре, никто на нее не давил. Поступила на медицинский, на лечфак, сейчас мучается – учит основы латыни. Периодически зависает у нас со своими друзьями – прекрасные, светлые ребята. Вася, ему 16, перешел в десятый класс. Увлекается математикой, химией, очень много читает, слушает аудиокниги, ходит на бокс. Все вместе мы ездим на великах. Иоанне – 15, очень рисует хорошо, у нее тонкий вкус к цветовой гамме. Савве – 11 лет, только что отдали его на тайский бокс. Драться все дети умеют. С оружием обращаться тоже умеют. Мы ходим в тир. Они освоили армейское оружие нашей страны, американское, европейское. Вася долго посещал секцию стрельбы из пистолета. У него есть талант, всегда попадает в десятку, и тренер рекомендует отдать его в спорт. Я и представил его в 21 год с двумя инкрустированными пистолетами в руках. И когда у нас в семье будет возникать какая-то ситуация, я буду подзывать его и говорить: ну ты же знаешь, что делать. Шучу.

– Кого из сыгранных персонажей вы вспоминаете добрым словом?

Для меня работа в кино как в цехе на заводе. Когда я вспоминаю свои фильмы, то в голову лезут операторская группа, режиссерская группа, как производство. Конечно, о духовности мы старались не забывать. Если что-то хорошее делается в отечественном кино, то это не усилиями продюсеров, это достижения людей цехов, которые часто по полгода не получают своей зарплаты. Именно они вносят элемент художественного, искренне работают для культуры. Ими можно только восхищаться.

Иван Охлобыстин с женой Оксаной.

Фото: Павел Косолапов/PhotoXPress.ru

– Есть вещи, которые вы еще не делали, но мечтаете попробовать?

Я никогда яхту не водил. Катер водил, а яхту нет, и не уверен, что мне понравится. Но интересно было бы попробовать. С парашютом я прыгал, под воду погружался, по горам налазился, в пещерах много времени провел. Поэтому мне бы очень хотелось чего-то совсем отличного – научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я по-хорошему завидую людям, которые умеют играть. Пришел человек, сел за пианино, сыграл гамму – и вся аудитория его, ему и слов говорить не надо. Как будет время, я этим займусь обязательно. Я хочу гитару, у меня есть основы, я знаю аккорды, но мне хочется большего. Я люблю фламенко, мне нравится латиноамериканский музыкальный сегмент. Конечно, я хотел бы играть на органе, но времени уже не хватит. Меня чаруют скрипка и другие струнные.

– Для вас важна внешность женщины, или вы могли бы полюбить любую?

Если это не ярко выраженный урод, то разницы по большому счету нет. Мне нравятся спортивные девахи – жилистые, энергичные, а все остальное неважно. От нее должна исходить энергия. Мне не нравятся млявы-поэтессы. Интересно, когда можно с человеком поговорить, похохотать. Бывают болезненные люди, которым прощаешь все, но тут трудно говорить о симпатии с чувственным оттенком. А если говорить о среднестатистичной внешности, то дальше начинается личность. Кто-то любит пышных дам, кто-то – крепкое спортивное, чтобы можно было надеть борцовские перчатки и подраться. С женой мы не деремся, но очень хотелось бы побиться на уровне физкультуры на ринге: она крепкая. Но у нас, как говорится, разные весовые категории – она же женщина, да и некогда.

– Есть ли у вас время на чтение, какую книгу читаете сейчас?

- «Моя гениальная подруга» Элена Ферранте. До этого прочитал «Нью-Йорк» Эдварда Резерфорда. До этого «Песнь лебединая» – роман, который написала внучка Римского-Корсакова. До этого «Скандинавские боги». Я все время что-то читаю. И сам пишу. Недавно выпустил книгу «Песни созвездия Гончих Псов», уже четвертое переиздание. Выпустил новый роман «Магнификус II» – это первая часть будущей трилогии. Это фэнтези. До этого у меня выходили книги религиозного, психологического толка. Новая книга – это вторая часть трилогии, о человеке и любви. Герой попадает в виртуальное пространство, населенное всякими диковинными существами, но там все происходит как в бытовом романе в обычной жизни. Герой видоизменяется, влюбляется, рискует, жертвует, боится, жадничает, себя переламывает, постигает. Все, что свойственно обычному человеку. Он долго не понимает, что находится в альтернативном мире. Когда понимает, то ужасается, думает, что свихнулся. Причиной этого была техническая новинка, которой он случайно воспользовался. И теперь ему надо вернуться. В предшествующей книге то же самое, но это не фантастика, а обычная академическая проза. Тоже о людях – чем они живут, восхищаются, что у них внутри, что им дает силы жить дальше. Новая книга, думаю, выйдет после нового года.

– Какие заготовки на зиму готовите?

Клюква, черника, мед. Заказываем горный мед, мед с шишками – отличное средство от кашля. В этом отношении я чуть-чуть безумен. У меня большая семья, и я не могу позволить себе быть легкомысленным. Я закупаю на год консервы. У меня на даче и дома всегда припрятаны консервы: баранина, конина, фасоль. Если все вокруг пропадет, то какое-то время можно продержаться. И много свечей, если не будет электричества. Дрова заготавливаю. Беру 6 кубометров на зиму. Мне хватает, потому что у нас печка хорошая и одной топки хватает на два дня.

– На что бы вы потратили лишний миллион долларов или рублей?

Решил бы хозяйственные проблемы свои и своей компании. Купил бы квартиру своему другу, который долгое время, как верный раб, работает в театре и так и живет в театре. Я бы на церковь десятину отдал бы обязательно. К украшениям жена абсолютно равнодушна. В нашей семье золотом и бирюльками интересуюсь я, потому что я ювелир. Я сам делаю, работаю с прихрамовыми мастерскими, и у меня сейчас образки новые вышли. Паломническое кольцо выйдет. Мне нравится с металлом работать. Перед этим я кузнечил. Мне нравится ковать.

– Чем вы похожи на своего персонажа из «Интернов» Быкова? Тоже за словом в карман не полезете?

Это да. Плюс еще ответственность за многих людей. Но он все-таки холерик, а я сангвиник. Я спокойнее. Он сразу взрывается. А для того, чтобы меня взорвать, что нежелательно, потребуется много усилий. Вывести меня из себя довольно сложно. Это может быть подлость, несправедливость, тогда я за себя не ручаюсь. Но я прощаю по-христиански и потом могу продолжать дружить с человеком. Было много таких случаев. Мы однажды отдали своему знакомому продавать машину, когда не было денег, а он исчез на полгода. Все это время у нас даже плохой мысли не было. Мы за него беспокоились, потому что знали, что он порядочный человек. Действительно, у него были крупнейшие неприятности, никак не сравнимые с нашей ерундой. Он эти деньги отдал. У нас такая компания. Мы прошли жесткую школу.

– Какие-то грехи у вас есть? Например, зависть?

Зависть ужасна, никому не завидуем. Но если человек этим страдает, то его очень жалко, потому что это выглядит очень самоуничижительным. Из грехов я лентяй. Когда на исповеди перечисляли общие грехи, там был такой – скатание. Я пытался выяснить, что это такое, – никто не знал. И только у старца, преподающего в академии, узнал, что это неблудное почесывание интимных мест. Эгоизм – плохо, излишняя гордыня тоже плохо. Они у меня есть. Но гордыня у меня незначительная. Я не режиссер, не сценарист. Актерская гордыня – это вторая группа. Но точно неудобно. Не можешь толком погулять по улице, когда тебя узнают. Твое жизненное пространство урезается наполовину, если не на две трети. Обжорство. Я могу долго не есть, а потом есть до обморока. Оксанка надо мной издевается, говорит, что обожрался до обморока. Баранину люблю. Очень люблю мясо, все постное не люблю. Пощусь, но в пост мне все равно что есть – бумагу или овощи. Я деревенский. Для нас овощи – это когда нет еды. Я однажды спросил старца, как лучше поститься, и он ответил: хлеб и вода, все остальное за тебя сделает гордыня. Будешь есть только хлеб и воду и гордиться собой.

– У вас можно благословения попросить?

– Конечно. Я не служу, но имею благодать священника, которая не имеет обратной силы. Благослови вас Господь!

Книга "Песни созвездия Гончих Псов" Ивана Охлобыстина появится в книжных магазинах сегодня, 19 апреля. Писателем Охлобыстин стал давно – его первая книга, "XIV принцип", стала беспрецедентным случаем создания киберпанк-романа священнослужителем. Сан Охлобыстин с себя снял, но любовь к киберпанку не утратил – им проникнуты две повести, составляющие новую книгу. Плавные, ироничные, базирующиеся на прозе русских писателей-"деревенщиков", кажется, совсем не похожи на того, кто сыграл безумного Рогожина в "Даун-Хаусе", витального Малюту в "Generation П" или хотя бы комнатного диктатора доктора Быкова в "Интернах". Накануне презентации книги и встречи с читателями обозреватель сайт Алексей Певчев встретился с Иваном Охлобыстиным на нейтральной территории и обсудил былое и думы.

Фото предоставлено издательством "Эксмо"

– Иван, мои (и, вероятно, не только мои) первые впечатления от вашего литературного творчества, связаны с длинной, абсолютно безумной сагой, публиковавшейся в конце девяностых в журнале "Столица". Каким образом толстый городской журнал предоставил свои полосы для вашего откровенного хулиганства?

– Все началось с рассказа "Идиот", по сюжету которого я должен был поехать на чемпионат по гонкам на собаках, а по дороге разоблачал нижневартовских сатанистов, позже вплеталась интрига, как мы боролись против инопланетян, возник мурманский водолаз... Ну, это, конечно, была такая пурга-пурга, мы много хохотали и дурили, и много-много радости читателю принесли. Эксперимент был замечательный! Во главе "Столицы" стоял Владимир Яковлев – его можно любить или не любить, но Яковлев был гением, сумевшим четко понять, как читателю разобраться в потоке СМИ. Читателю был нужен автор, похожий на него и по взглядам. Он персонифицировал журналистику, вернув ее этим самым на 100-150 лет назад и этот эксперимент себя оправдал.

Яковлев собрал самых лучших журналистов, перекупив их у других изданий. Там были Сергей Мостовщиков, Игорь Мартынов, Андрей Колесников, Валерий Иванович, Василий Голованов, Николай Фохт, Рустам Арифджанов, Валерий Иванович Коновалов – кстати, лучший, из всех кто когда-либо писал о крестьянстве, у него каждый очерк достоин тютчевского оформления в стихах.

"Столица" принципиально не жила от рекламы. Однажды я привел рекламодателей-нефтяников, и услышал, что у нас экспериментальное издание и реклама не нужна. Так хулиганили мы ровно год, но нас читали все – от столичных снобов до милиционеров. Важно было вывести автора с помощью литературы, разумеется, на уровень аудиовизуального контакта с аудиторией. То, что началось с рассказа "Идиот", где-то к середине стало называться "Гранд-пасьянс" и являлось таким потоком сознания. Отзывом на то, что происходило в текущий момент истории.

– А потом был "XIV принцип", который разительно отличался от экспериментов в "Столице".

– Мне нравится фэнтези, я не стесняюсь этого. Мне, вообще близко это игровое "миротворение". Потому, что мы живем в век высоких технологий и волей-неволей должны быть в курсе событий. У меня первое образование – "оператор электронно-вычислительных машин", и любимой книгой большую часть моей жизни был "Понедельник начинается в субботу" . Роман форматом отличается от киноповести. Киноповесть – это 3–4 действующих персонажа, которые пролетают через некую массу, обремененные условностями и какими-то событиями. Роман – это переплетение судеб, время, свои законы, обязательное создание атмосферы. В сценарии это возможно, в романе –
необходимо.

Я не был уверен, что у меня получится роман с этой атмосферой, и решил: пока не прыгнешь – не познаешь. Буду отталкиваться от любимого жанра – фэнтези. Подобрал необходимые образы, вставил это в игровую канву и сделал книгу по принципу сценария для компьютерной игрушки. В этот момент я изучал карты Таро, и решил построить текст по самому известному раскладу – "Пирамиде".

– Давайте поговорим о сценариях. По вашему "Дому Солнца" Гарик Сукачев снял фильм, который был принят по-разному. Насколько для вас была важна вовлеченность в материал, в хипповскую среду?

– Я, конечно, младше, но это были люди из поколения, предшествующего моему. У меня были свои представления, у Гарика свои, но если я наблюдал за хиппи со стороны, то Гарик уже имел возможность с ними взаимодействовать. Мы создали маленький мир, описали культурный феномен, действительно мощное движение. Нашей задачей было не все точно описать, а, скорее, сделать увлекательно. Придут люди, заплатят по 300 рублей за билет – было бы греховно вообще не закладывать в сценарий развлекательные моменты.

– Тем не менее, после выхода фильма многие люди, помнящие настоящего Юрия "Солнце", на вас не на шутку ополчились, вменяя вам полное несоответствие реального персонажа и экранного героя.

– Во-первых, не следует ждать от представителей того времени лестных откликов, все-таки мы целый их мир низвели до полутора часов, за которые их юность, их переживания и их время не передашь. Это нормально и объяснимо. У нас сверхзадачей было показать романтический идеал девчонки-первокурсницы, причем идеал честный, олицетворяющий влюбленность не ради блуда, а ради поиска любви. Что касается Юрия "Солнце": он у нас похож на вокалиста The Doors Джима Морисона и у него, как у Моррисона,папа контр-адмирал. Тогда все это было вполне реальным.

– Давайте перейдем к повести из вашего нового сборника – "Нулевому километру" Постараюсь избежать спойлеров и скажу лишь, что в процессе чтения мне вспомнились и Василий Шукшин, и "Затоваренная бочкотара" Аксенова и Ричард Бах. Я не ошибся?

– Ничуть, вы абсолютно в материале. Я бы еще дополнил именами трех-четырех людей, но тоже из этой бриллиантовой когорты. Это те, кого бы я хотел сам читать. Они умерли, мне не хватает их текстов и приходится восполнять. У нас сейчас есть Вячеслав Иванов, да и, вообще есть чем гордиться сейчас в современной литературе. Конечно, мы всегда будем ориентироваться на великих учителей. Я всегда был фанатом Шукшина, и у меня сейчас ведется борьба за фотографию на тумбочке: то там Шукшин, то очень удобный фонарик. Аксенов когда-то мне подарил книгу "Остров Крым" с подписью. Я был счастлив безумно: для меня профессия писателя проходила по категории "волшебник".

– У меня сложилось впечатление, что в "Нулевом километре" вы намеренно сдерживались, стараясь не украсить речь персонажей привычным для ваших киногероев оборотами.

– Все правильно. Я старался сохранять смесь французского с нижегородским. Это та самая смесь, которая типична для маленького провинциального городка и если бы я добавил резкости, возник бы момент некоего "комиксования". Смеяться можно бесконечно, я сам человек веселый, но если принести в текст много смеха, то пропадут какие-то самые главные нежные нотки. В принципе любая книга – это книга о любви, и если кто-то говорит, что есть что-то важнее любви, он врет и верить ему не надо.

Книга относится к общим категориям ценностей. Вспомните как у Александра Грина, где все в розетках ажурных – глаз тешился. Ты прочел и горд тем, что все то было с придыханием, как песня. Вообще хороший текст должен петься. Хочется, чтобы человек взял книгу, открыл ее, и она его загипнотизировала: прошла боль в плече, забыл, что кредит отдавать, помирился 35 раз с супругой, простил сына за тройку. Вот это – хорошая литература.

– Вы можете обозначить литературу, повлиявшую на вас на разных этапах взросления?

– Могу, причем начиная с детства пионерского. Это "Приключения Чиполлино", "Три мушкетера", потом Конан Дойль "Записки о Шерлоке Холмсе", потом "Графиня де Монсоро" и "Отверженные" Дюма. Классе в седьмом я начал читать Валентина Пикуля но мне он не понравился, суховатым показался, но не мой психотип. Я от него кайфую, но он для меня не шаман. После Пикуля опять вернулся Дюма, и мне открылся Джон Апдайк и его "Кентавр" (при этом "Кролик, беги" мне не понравился). Потом был Стивен Книг и снова "Отверженные" уже с таким серьезным прочтением Жана Вальжана. И потом меня настигла встреча с Михаилом Булгаковым. Мой папа дал мне отпечатанную фотографическим путем копию журнала "Октябрь", где выходил кусками весь роман "Мастер и Маргарита". Я читал на кухне, читал в ванной...

Потом пришли Александр Грин, Ричард Бах и его "Чайка по имени Джонатан Линвингстон". Ну, потом пришел разумный возраст с Милорадом Павичем, Куртом Воннегутом и возвращением к Достоевскому, потому что выяснилось, что в детстве я его читал вынужденно. Но Достоевский для меня удушлив, потому что я думаю примерно так же, как он, но с другим знаком. Это как лампы бывают кварцевые, а бывают обычные желтые, вот я желтого цвета, он прямо кварцевый.

– В замечательном "Даун Хаусе" вы как раз и решили убрать эту кварцевость?

– Когда я писал сценарий для фильма "Даун Хаус", было все замечательно, потому что мне стало все понятно. Настасья Филипповна – пьющая русская красавица, это всегда было основной проблемой для мужиков, и не только из высшего общества. Ничего тут мудреного нет. Все остальные образы понятны. А чего мудрить-то? Какой "маленький Христос", какой Белинский? Князь Мышкин – просто псих с отбитой совершенно головой, который думал правильно, потому что думал периферийно, как и все они, действующие в соответствии с установленной производителем операционной программой операционной. Они столп света, и их не надо улучшать.

– Чтение богословских книг и книг светских требует разного подхода, настроения, восприятия?

– Надо правильно понимать духовный сегмент. Те, кто считает, что они откроют книгу и научатся чему-то духовному, глобально не правы. Вся литература реакционна по сути. Проповеди – это тоже своего рода реакция, но дающая возможность человеку чуть-чуть подняться над землей. Это воззвание к его высшему на основании таинства причастия и предшествующей литургии присутствия Бога на земле. Богословская литература тоже может быть и поэтической. Предположим, псалтырь глупо читать на русском языке. Конечно, это дело благочестивое, но для очень нерешительных людей и совсем отличных от меня.

Нужно правильно понимать: к нам, диким когда-то, составленным из тысяч мелких племен, вождей, привязанностей и происхождений, пришли Кирилл и Мефодий и придумали, собрав из нашего языка, свой язык для перевода Священного Писания. То есть, разговаривая между собой, ругаясь с соседом по лестничной клетке или хваля барышню за красоту, мы не просто общаемся, а становимся частью некоего мистического акта. Русский язык сам по себе и есть национальная идея, потому что он – основной носитель информации. Русский это отдельный, происходящий из богослужебного, чуть-чуть утилизированный, но остающийся в сути тем же самым богослужебным, поэтому крайне мистичный язык.

Что касается чтения богословского текста. Однажды я должен был прочитать для семинарии Исаака Сирина, но у меня не шло. Он – древний писатель, IV века, по-моему, могу путать. И тогда Петр Мамонов говорит: "Относись к этому не как к прозе, а как к поэзии, отбивай ритм". И я действительно поймал себя на мысли, что Исаак Сирин дико ритмичен.

А вообще, знаете, однажды в Испании я оказался на фестивале фламенко, которое очень люблю. Вышла одна театральная труппа, другая, потом вышел какой-то певец – спел фламенко, другой спел фламенко. Потом, уже под конец фестиваля, поставили стол, гитарист сел за один стол, за другой бабка села и начала: "Очень хорошо, что меня позвали на этот фестиваль фламенко. Потому что наша жизнь такая пустая…" – и потом про все что угодно, вплоть до того, как она с соседкой ведро выносила и все сводилось к тому, что, мол, "парься, не парься – все равно умрем". И когда она в финале сказала: "Ну, главное, чтобы детки были живы", – все просто взорвались! Вот это литература!

– Занятие литературой не терпит суеты, но достичь какой-то необходимой концентрации и главное – уединения, вам, при вашем активном образе жизни, вероятно, сложно? Насколько мне известно, у вас одних номеров мобильных около восьми.

– Нужно постоянно обманывать весь мир. Родные, близкие и друзья знают, на каком я номере. Всем остальным я честно даю те, которые у меня есть еще и не помню, какой у меня с собой. Поэтому я оборвал внешнюю связь с миром. Ток-шоу я не посещаю, потому что очень не люблю скандалы. Нет логического окончания, а внешне это отвратительно. На ток-шоу интеллектуальные я не хожу, потому что законы телевизионного рынка сейчас такие, что в любом случае это конфликт, это спор. А в споре один дурак, другой подлец. Я не хочу быть ни тем, ни другим. У меня остались съемки, остались сейчас какие-то хозяйственные дела и писанина. Ну, а все время сколько есть, я выцыганиваю на семью.

– Значит, все-таки, "писанина" с вами всерьез и надолго?

– Мне очень хочется остаться писателем. Ну а что? Сниматься в кино в роли благородных командиров спецназа опостылело. Вот сейчас хороший сценарий более-менее выбрали про отца, который ставит на ноги пацана с ДЦП. Это настоящая сердечная история. Мне, вообще, нравится всякий "Гринпис". Мы с Оксанкой (супруга, актриса Оксана Охлобыстина – прим. сайт) ездили недавно скворечники делать на ВДНХ. Там целый павильон открыли, где детей учат с деревом работать. Я на стариков смотрю – корень нашел, решил, что великий краснодеревщик, что-то вырезал. У меня папа так делал, дед так делал, думаю, что меня что-то подобное ждет.

Ну, а про литературу... Я в Instagram публикую фотографии книги, иду простой христовой дорогой, без мудростей всяких. Будет возможность где-то упомянуть – буду упоминать, чтобы это было рентабельно. Денег книгами не заработаешь. Потому что литературный труд – это ручейки и река. Для того, чтобы это воспринималось как источник дохода, нужно написать 200 романов. В данном случае мне интересно, как люди все это примут это, как отнесутся к самой книге. Мои друзья точно прочитают, а они очень независимые люди. "XIVпринцип" кому-то понравился, кому-то нет, но это – законченные хипстеры, которые уже все повидали. Наверное, так будет и в этот раз.

Время: 19:00

Место: книжный магазин "Читай-город" (ТЦ "Европейский", площадь Киевского вокзала, 2)

Фильм «Птица» с Иваном Охлобыстиным в главной роли, который выйдет в прокат 18 мая, может стать последним в его карьере. Актер заявил, что уходит из кино и сфокусируется на писательской деятельности. Недавно Иван издал четвертую книгу «Песни созвездия Гончих Псов». В интервью «СтарХиту» Охлобыстин поделился, ради кого завязывает со съемками, как воспитывает дочек и почему называет жену утопленницей.

«Санта-Барбара» с опрелостями

Иван, не боитесь уходить из прибыльного кино?

Мы тушинские панки. Были такими и остаемся. В период безденежья нам жилось так же комфортно, как и тогда, когда средства появились. Просто стали позволять себе чуть больше. На данный момент мне интереснее писательская деятельность. В ней много плюсов. Я буду дома. Мы с женой и детьми чаще сможем организовывать походы, кататься на великах и выбираться на любимую дачу. Закончить с актерской деятельностью решил из благодарности к зрителю. Телевидение – штука жестокая. Оно будет выжимать тебя, как мокрую тряпку, пока не уйдешь в «минус 20» по рейтингу, а люди не начнут плевать тебе в лицо. Надо уметь подводить черту. Кстати, так было и с сериалом «Интерны». На 300-й серии мы всем творческим коллективом, обалдевшие от съемок, пошли к продюсеру и сказали, что пора закрывать проект, иначе ситком превратится в «Санта-Барбару», да еще с опрелостями. Если в будущем мне предложат стоящее кино с хорошими деньгами, то, возможно, соглашусь.

Снимаетесь, пишете. А ваши дети тяготеют к творчеству?

Моя дочь Варя поет. Когда ей было 7 лет, она сказала нам с мамой, что хочет научиться играть на гитаре. Я пошел по платиновой проверенной схеме, эдакий вариант «картье»: нашел Дворец пионеров, педагога в бабочке и с багрянцем на щеках. Варя проучилась там четыре года, а потом занялась вокалом. Сейчас ей 18 лет, и она поет. Я советую: «Не рви голос. Он должен настраиваться, как клавесин, постепенно».

Варя будет поступать в Гнесинку?

Нет. У нее выпуск в этом году, и она выбрала медицинский институт. Мы не терпим протеже в плане образования. Во вред это все идет. Мои дочки – дети нового поколения. Варя считает, что земная профессия не помешает ей заниматься вокалом. Ее сестре Дусе 19 лет, и она придерживается такого же мнения. Евдокия играет на электрогитаре и учится на орнитолога, птичек изучает. При этом она модница у меня, ей фламенко хорошо танцевать – чернявенькая, красивая. Старшая дочь Анфиса, ей 20 лет, выбрала специальность маркетолога. Младшие дети, сыновья – 11-летний Савва и 16-летний Вася, – пока не определились с профессией.

Работа папы им неинтересна?

Равнодушны. Но если кто-то из детей захочет, препятствовать не буду. Анфиска взрослая совсем, полицию вызвать может на меня. Будучи религиозными людьми, мы помним один из главных постулатов – нельзя прийти к Господу насильственно. Бог – это всегда парадокс. Ты понимаешь, что все вокруг сделано личностью, и так же уважаешь личность в своих детях. Они знают, что мы с мамой слишком их уважаем, чтобы становиться помехой.

У Анфисы и Евдокии есть молодые люди?

Думаю, что да, но пока меня не знакомили. Они деликатно относятся к этому вопросу. Я тоже стесняюсь, потому что есть договоренность, что не буду влиять на их выбор. Я сказал: «Когда поймете, что влюблены и готовы создавать отношения, тогда я вынужден буду поучаствовать». Но они девки стальные. И мама у них – женщина из древнеязыческой легенды. При этом дочкам ничто современное не чуждо. Они интересуются тряпочками, тырят платья у мамы. У них похожи вкусы, но есть разница. Евдокии нравится что-то готическое. Варвара увлечена норманнами и всем скандинавским. Анфиска предпочитает нью-йоркский стиль, эдакая девочка-хипстер. А их младшая сестра Нюшка любит науку. Она у нас космическая Эльфина.

Оксанка – скромная женщина. Ей надо было Тринити в «Матрице» играть. Когда мы бываем в торговых центрах, я все время ее провоцирую: давай купим тебе нарядное платье, чтобы не было ощущения, что ты утопленница. Соглашается. При этом жена – девочка озорная. Конечно, я взвалил на ее плечи груз воспитания шестерых детей, но она справляется. Если бы не Оксана, я бы давно умер.

Синдром Чингизида

Испытываете страх или ревность, что вскоре дочки вылетят из гнезда?

В житейском плане не беспокоюсь. Знаю, что они выберутся из любой ситуации, еще десять человек спасут из потопа. Что касается человеческих отношений, то рано или поздно они пострадают. Как и все, столкнутся с разочарованиями, безответной любовью. Будут устраивать маленькие мятежи, делать глупости. Но и здесь я не волнуюсь. Дает о себе знать самурайская православная составляющая. Оксанка молодец! Мы всей семьей причащаемся, соблюдаем посты. Оба наших сына, Савва и Вася, прислуживают алтарниками в храме Софии Премудрости Божией, который мы посещаем уже 20 лет. Для мальчиков это сказка.

Дети выросли. Вы почувствовали, что проблем стало меньше?

Появились другие. Но у меня синдром Чингизида, я – толстокожий. Если раньше расстраивался из-за потери чемодана, то сейчас из-за пропажи двух ни один мускул не дрогнет на моем лице. Вынужден жить широкими категориями. Детки сначала болеют, потом их надо учить, затем все эти влюбленности... Я тоже этой тропинкой прошел. Понимаю, что у них на душе кипит.

5 октября 2017, 08:00

Иван Охлобыстин и Оксана Арбузова в молодости

Вчера, 4 октября 2017 года, известный российский актер, сценарист и общественный деятель Иван Охлобыстин опубликовал в соцсети Инстаграм совместный снимок с женой (в девичестве Оксаной Арбузовой).

«Ровно 22 года назад она меня подпоила и обманом заманила в ЗАГС» , - в своейственной Ивану супер-ироничной манере подписал он этот снимок и сразу получил ответ от поклонника: «И правильно сделала!»

Я поздравляю семью Ивана. Прекрасный человек Иван, я обожаю его, но жить с ним вместе это несомненный подвиг.

И в копилку знаний об Охлобыстине хочу бросить вот это интервью.

Иван Охлобыстин снимается в кино, пишет сценарии, занимается режиссурой, выступает с концертными программами. А еще с недавних пор он успешный писатель, который работает в жанре фэнтези.

- Как ты пишешь, что тебе нужно: шум прибоя, тишина, отдельный кабинет, карандаш и блокнот?

У меня есть наушники, есть замок в двери, в случае чего могу закрыться. В идеале, конечно, ты встаешь, готовишь планшет, компьютер - кто на чем печатает, пишет - или печатную машинку, не важно. Нужно настроиться. Ведь существует тысяча вариантов, как отвлечься: сначала чаю налил, потом цветок полил, собаку выгулял, сову накормил - и так может весь день пройти. Где-то нужно волевым решением заставить себя начать писать. Первые десять листов в корзину, это будет ерунда, только расписываешься, только «входишь», это что-то очень мистическое или очень близко к мистике. Уровень концентрации необходим. А потом происходит ченнелинг - герои начинают говорить; ты понимаешь: совершенно логично, что он скажет это, пойдет туда, может поступить вот так, а потом из всего этого получится то. И ты уже до вечера пишешь. Но если в течение дня тебя кто-то выдергивает, если тебе нужно съездить в магазин - процентов на восемьдесят, что ты писать в этот день больше ничего не будешь. В общем, воля, воля и только воля. И мне это очень нравится, хотя Оксанка (супруга Ивана Охлобыстина) иногда ворчит. Но когда она пытается упрекнуть меня в безделье, я часто ей напоминаю слова Диккенса: «Мамаша, ну, во-первых, я многодетный отец, я уже не могу быть бездельником!». А во-вторых, слова Бальзака: «Нельзя забывать, что, даже когда писатель смотрит в окно, он работает». Конечно, это мне нравится. Хотя на самом деле вдохновение - дело волевое. Оно никак не связано с кисейными чувствами.

- А писать - не грех?

Нет, конечно! Бог создал нас по образу и подобию. В нас тысячи талантов. Какого-то может не быть, но это компенсируется другими. Меня спрашивают, как я могу заниматься и тем, и этим, и другим? Я отвечаю: «Ребята, мы живем в такое время, когда технологии это уже позволяют. Не нужно картошку копать, а потом выделять отдельно месяц, чтобы на зимовке писать роман, замкнувшись в четырех стенах». Сейчас ты можешь через планшет корову доить. Технологии позволяют раскрываться нам как личностям. В принципе делают каждого из нас способным быть человеком Ренессанса. Но, правда, многие вынуждены на работах находиться. Деньги зарабатывать - тоже понятно. Это такой вопрос целеполагания внутреннего, как говорит мой знакомый. Кормишь семью, вынужден на работе сидеть, на работе не попечатаешь. А в принципе, как я сказал, в нас тысячи талантов. Нужно развиваться во всех. Рано или поздно технологии у нас все отберут. Останутся только компьютер и писатель. И…

- Айтишники с андерграундом.

Да, те, кто будет обслуживать, и вынужденное подполье, чтобы сломать это все. (Смеется.)

- Твои дети читают папу?

Только Вася читает и любит фэнтези. Остальным некогда. У них своя литература. Они читают Олега Бубела, Глуховского. Совершенно неожиданно не так давно стали читать Ричарда Баха. То, что я люблю - Гюнтер Грасс, Рушди, - для них пока тяжело. Маркес тоже все же возрастной, его лучше попробовать под тридцатничек. Маркес хорош как коньяк, в определенное время. Иначе его можно не распознать. Много литературы отечественной примерно такого же формата. Детки много очень читают. Вася либо беспрерывно в чтении, либо слушает аудиокниги - это тоже целая культура. Нюшка много читает, правда, периодами. У них бывают спады на полтора-два месяца, когда, видимо, устают. Я особо не вмешиваюсь в их жизнь в этом плане.

- Кто-то из детей пошел по твоим стопам?

Анфиса работает у Касперского. Она любит коллектив, высокие технологии. Она дико креативна, из нее прямо бьет источник энергии. Евдокия выбрала биологию. В частности… как же называется это странное направление… (Задумывается.) А, орнитологию - вот. (Смеется.) Я не понимаю ее. Но ей пока нравится, сейчас она на последних курсах института. Ездит куда-то на практику в экспедиции. Варька поступила в Первый медицинский институт имени Сеченова, на лечфак. Сейчас учит латинский язык. С ребятами тусят у нас дома. Кошмар, они за неделю должны выучить 800 латинских слов! С одной стороны, ужасаюсь, с другой - восхищаюсь. Вспоминаю свои студенческие годы - я был одним из самых счастливых людей на свете. И Оксанка тоже. Мы тут друг другу признались, что все было клево и что мы завидуем Варьке. Жалко, что нельзя опять студентами стать. Дальше поменьше - Васька, он в десятом, Нюшка в восьмом, Савва в пятом. Надо подождать, посмотреть.

ИВАН И ОКСАНА В БРАКЕ УЖЕ 22 ГОДА, И ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОНИ УСПЕЛИ ШЕСТЬ РАЗ СТАТЬ РОДИТЕЛЯМИ. В СЕМЬЕ У НИХ ДВА СЫНА И ЧЕТЫРЕ ДОЧЕРИ

- Но ты доволен выбором старших?

Слава Богу, да. Очень доволен. Мне нравится все, что связано с прогрессом и эволюцией. Лечить людей - благородно. У меня отец лечил людей. Высокие технологии - за ними реальное будущее. Орнитология - я не знаю, как к этому относиться, но, с другой стороны, сам факт такого странного выбора говорит о том, что дочь искренне это любит. Мне нравится их подход. Они не ищут денег и славы. Они понимают, что это самопроизвольно наступит, если они добьются результатов в своей профессии.

Иван Охлобыстин со старшими дочерьми - Анфисой, Дусей и Варей

- Идеальный вариант…

Слава тебе, Господи. Я готов работать еще сколько угодно - сниматься, что-то делать, да хоть мешки таскать, - лишь бы у них подольше продлился этот идеалистический период, в котором они формируются как люди. Вот Вася уже с барышней гуляет. Я в десятом классе был кургузый и низкорослый чувак, крайне неприятный, как мне казалось. И я быстро понял, что, пока не начну сам зарабатывать деньги, о девчонках мне и задумываться не нужно. И у меня образовался огромный сегмент времени на чтение классической литературы, на посещение театров.

молодой, но совсем не кургузый Иван)

"КОГДА ЖЕНА УПРЕКАЕТ МЕНЯ В БЕЗДЕЛЬЕ, Я ЕЙ НАПОМИНАЮ СЛОВА ДИККЕНСА: «МАМАША, Я МНОГОДЕТНЫЙ ОТЕЦ, Я УЖЕ НЕ МОГУ БЫТЬ БЕЗДЕЛЬНИКОМ!»

Твои давние закадычные друзья - Михаил Ефремов, Гарик Сукачев, Федор Бондарчук, Тигран Кеосаян - к пятидесяти добились больших высот в профессии, в статусном плане. В твоих с ними отношениях что-то поменялось?


Не-а! Отношения остались такими же, и они остались такими же - полупанками. У Тиграна армянский панк со всеми вытекающими: костюмчик, блестки, все как надо. У Федора - рублевский панк. У нас с Горынычем (Гарик Сукачев.) - тушинский панк. Никто не изменился. Компания все та же. Дни рождения все те же. Уже давно мы не оговариваем, когда спать уходим, если вечеринка, - потому что всем наплевать. Табор и табор. Орда - правильно нас называют. Но нас уничижительно пытаются так обозвать интуристы. А на самом деле так и есть. Орда - это хорошо. Во-первых, мы легки на подъем, в бытовом плане. Замечательно, если у тебя «голда» размером с унитаз, но если этого нет, тоже хорошо. Вздулась консерва - хорошо, фуагра - тоже неплохо. У нас особый взгляд на окружающий мир.

Он не потребительский, живем и живем. К тому, к чему мы приходим с рождения - здесь и сейчас, - те же самые буддисты стремятся всю свою жизнь. А мы вынуждены так жить. Слишком много всего вокруг. И слишком каждый из нас ярок в силу того, что опять же много всего вокруг. Англосаксы - там вот рыночные отношения, у них все понятно: кто богаче, тот и краше. А у нас нельзя сравнить миллиардера и художника. Кто из них круче? Миллиардер, весь в блестках, на золотом «Майбахе», и гундявый сопливый чувачок, который ездит на старой «Яве» в районе улицы Свободы в Тушине, - кто из них круче? Не факт, что первый! Тут вопрос тонкий, всегда требует личного отношения. Мы - последнее поколение романтиков. В юности каждый искренне хотел стать Тарковским. Мы зачитывались отфотографированными страницами «Мастера и Маргариты» из журнала «Октябрь». Мы знали, что, если менять в магазине две пустые бутылки из-под лимонада, тебе дают одну полную. При этом мы могли днями ходить по Москве под впечатлением от книги «Москва и москвичи». А параллельно, например, отлить «свинчатку», чтобы потом в овраге дубаситься с ребятами из соседнего района. Еще считалось крайне зазорным сделать что-то нехорошее по отношению к девочке. Мы испытывали к ним пиетет. Понимали, что мужик не может сам реализоваться полностью. Как бы там ни было, все равно он - отец, хозяин, а без женщины это невозможно. Нет почвы. Настоящий русский мужик не умеет жить для себя.

И еще одно интервью

Судьба свела Ивана Охлобыстина со множеством известных российских артистов и, что важнее, сдружила их. У Ивана много подруг из кинотусовки. Он считает, что они "огонь".


"Вот Машка Голубкина – очень шумливое, активное, прямо такое ба-бах! – счастье. Я уж не знаю, какой женщиной была Раневская, но, думаю, до Машки ей не дотянуть. Машка Голубкина – это бомба. Недавно мы думали, что частью нашей компании станет Боря Ливанов – сын лучшего Шерлока Холмса мира. Но не срослось. Я не знаю все эти пикантные нюансы, но Борису было бы тяжело с Машкой, она представляла опасность для него. Барышня-амазонка, у нас все такие: Оксанка моя, Женька Добровольская, Ритка Симоньян, Дуня Смирнова, Рената Литвинова. Глыбищи! Боевые женщины Спарты", – охарактеризовал их Охлобыстин.

очень милая боевая Маша

вот вам еще одна боевая женщина


Иван отметил, что знал Ренату Литвинову совсем не такой, какой она сейчас видится общественности.

"Она училась на сценарном во ВГИКе и была простой девчонкой, которую воспитывала мама-стоматолог. Хохотушка ужасная. Но не болтливая, ей можно было рассказать спокойно откровенные вещи. Девочка-друг. Рената меня в армию провожала"

Когда же Иван вернулся, Ренату буквально не узнал. По его словам, она стала мультипликационной.

"Очень я удивлялся: "Рената, яблочко мое моченое, а почему ты так изменилась, как будто ты утонула?" Она на меня ругалась. Но она добрый человек, простила".

Тем не менее актер отзывается о Ренате тепло и нетривиально, отмечая, что она очень смелая.

"Литвинова не просто боевая женщина. Она как камикадзе. Если ей дать задание взорвать линкор, она не задумается. Правда, перед этим обязательно сделает педикюр, маникюр, подведет стрелки, накрасит губы красной помадой и напишет элегантное воздушное эссе. Потом еще немного пококетничает с техником, который торпеды завинчивает, сделает глоток шампанского и попросит, чтобы вслед ей бросили розочку. Она – абсолютно точно – представитель иной цивилизации…"

Еще немного Ивана

уже тогда бабушка понимала, что внук у нее вырастет непростой))

Иван с бабушкой


Нога (1991). Иван Охлобыстин и Пётр Мамонов.

Иван Охлобыстин и еще волосатый Федор в фильме «Арбитр», 1991 год


в проекте «Мания Жизели» Алексея Учителя Охлобыстин сыграл знаменитого балетмейстера Сержа Лифаря


Современный Парфен Рогожин в исполнении Охлобыстина


Фотограф: Андрей Федечко

Иван Охлобыстин - один из наиболее известных современных актеров, режиссеров и сценаристов. В его фильмографии такие картины, как «ДМБ», «Дом солнца», «Даун Хаус», «Иерей-Сан. Исповедь самурая» и многие другие работы. Но он еще и писатель. В апреле 2017 года у него вышел сборник повестей , а в августе .

Мы встретились и поговорили с ним о новой книге, творческих планах и любимых писателях.

Вы - многодетный отец, актер, режиссер, сценарист и писатель. Сразу возникает вопрос: как вы смогли выкроить время на написание книги? И как долго у вас занял этот процесс?

Не долго, но когда пишешь, отвлекаешься. Я вынужден - у меня синдром Чингизида. Это означает, что если ты куда-то едешь, а у тебя восемь детей; доехало семь - это уже успех. Да, плюс чемоданы. А если десять, то восемь - уже успех. То есть на какие-то мелочи я внимания не обращаю. Я довольно аскетичен: это мне помогает передвигаться, чувствовать себя комфортно в окружающем мире. У меня небольшие требования к миру, хотя я - эгоист, конечно, как и любой другой человек. И понимаю, что никто кроме меня это не сделает - опять это связано с многодетностью: детям не объяснишь высокой политической идеей отсутствие питания. Ты должен питать. И я просто был вынужден находить время, чтобы сочинительствовать.

И закалка. Другой человек в большой аудитории чувствует дискомфорт, а я, знаете, чем больше людей, чем больше к хаосу, тем мне лучше. Потому что я теряюсь, я знал, что моя жизнь будет связана с вниманием, но не знал, что в таких объемах. В принципе, я не должен был такие объемы ощутить, потому что они для меня дискомфортны. По первой профессии я - режиссер - тот человек, который особо и не виден. Я никак не хотел быть артистом, не хотел сниматься на телевидении. Не то чтобы у меня было отрицание этого всего дела, но не предполагал. И поэтому для меня все это было неожиданностью, шокирующей неожиданностью. И в течение пережитого я обрел какой-то опыт, в том числе - как поймать свой маленький дзен, когда вокруг все кипит, все взрывается, все бегут, все ругаются, все мирятся, а ты на телефончике, на компьютере, на планшетке колотишь...

Если говорить про Ваши кино- и теле-карьеру, какую роль вы считаете наиболее удачной? Какая вам больше всего понравилась?

Понравился-то мне, знамо дело, Соловей-разбойник, потому что это я для себя как сувенир делал. Вот я понял в какой-то момент, что никто не заинтересован в хорошем кино, все заинтересованы в том, чтобы более комфортно, но менее опасно откат сделать. А поскольку картина жизни стала ясна, я решил пожить и творчески для себя. Сделал «Соловей-разбойник» с друзьями: им в удовольствие и группе в удовольствие. И слава Богу, у нас ноль в ноль - я ничего не заработал и не проиграл на этом, а вот если по художественной составляющей, то, конечно, «Нога», потому что там был такой состав: Петя Мамонов, Никита Тягунов, Надя Кожушаная. Я вообще считаю, что она до сих пор один из самых сильных литераторов - она сценарист, но заложила целое движение, на которое ориентируются сценаристы. И работа с ней, я считаю, большой успех и художественное достижение.

Да, тем более, там затрагивалась тема Афганской войны, а это самое начало 90-х годов.

Да, они странно сделали. При том, что он мудреный - картинка там довольно замороченная была...

Простые ребята, которые служили в Афганистане, их заставили посмотреть ее. Естественно, они надеялись на комедию с голыми женщинами, я тоже такой был в те времена, но их заставили посмотреть про войну. Они ко мне подошли и не фамильярно, а так немного удивленно, мол, что это странно - всего они не поняли, но этот больше, чем другие фильмы передает, то, что они испытывали: тоску, фантомную боль, все внутренние изломы, которые человек и человеческая душа получает на войне. То есть, конечно, «Нога», да.

Кстати, об «изломах души». Вы написали сценарий к фильму «Даун Хаус», в котором Вы в определенном ключе интерпретировали роман . У Вас нет желания, примерно в такой же манере, написать сценарий или возможно снять фильм по какой-нибудь другой классической книге в ближайшее время?

Не знаю, некоторые вещи желательно не повторять. Предлагали, например, сделать продолжение «Соловья-Разбойника», я категорически отказался, потому что некоторые вещи должны быть в единственном экземпляре. То же самое - этот эксперимент, к нему по-разному можно относиться, в основном людям нравится, потому что все, кто жил в этом времени, знают эту культуру - это одна из визитных карточек нескольких поколений. Для себя, для души - немного хулиганисто, но, знаете, тени создают объем.

Если делать по такому же принципу, будет уже издевательский элемент, не было задачи стебаться над Достоевским. Я довольно внятно перенес «Идиота», кстати, не уверен, что в сериале столь подробно передали сюжет. У меня очень тяжелые отношения с Достоевским - я его прекрасно понимаю, но он для меня мрачен, на меня Достоевский навевает депрессионный сплин, а кого-то он восторгает.

Я думаю примерно так же, как думают его герои, это синхронизирование на интеллектуальном уровне делает необязательным процесс перечитывания. Но я перечитал роман внимательно и перенес в сценарий главные, как мне показалось, истории, в том числе и побочные: рассказ о девочке Марии, о писателе-неудачнике, о профессоре Иволгине. Однако повторять бы я этого не стал.

Сейчас подумываю, что мы давненько, а может и никогда, не делали фильмов ужасов. В принципе, русский кинематограф, как и все, что связано с нами, с нашей великой богоизбранной нацией, делает всегда все лучше всех, просто ленится. Ведь позволили же себе в мелодраматическом секторе - «Любовь и голуби», военно-историческом - «Белое солнце пустыни», в романтически-историческом - «Землю Санникова», в интеллектуальном - .

То есть, у нас есть почти весь сегмент - не закрыто несколько жанров. Один из них - ужасы. У нас нет ни одного «продирающего» фильма ужасов! Не просто, чтоб что-то передвигалось электронно, отсканировано, а, чтобы задевало психологически, как в лучших традициях Я подумываю, может, такой сценарий написать, но посмотрим в будущем.

Чтобы было пострашнее советского «Вия»...

А если писать в жанре хоррор, нужно добиться какого-то ошеломляющего эффекта. Я думаю, это не сложно, все по каким-то законам решается.

Если говорить о теме детства: какие книги Вы читали своим детям?

Очень много. Но вообще, мы послушали однажды мудрого человека, который когда-то был главным детским психиатром Москвы, Царствие ему Небесное. Он нам с Оксанкой посоветовал читать детям перед сном. Если вы будете читать детям перед сном, хоть двадцать минут, но регулярно - вы никогда не потеряете контакт с ребенком. Вас будет объединять нечто большее, чем интеллект, воля и любовь. Это будет нечто внутреннее: общие картины, общий мир.

И вот Оксанка мужественно взяла на себя эту роль, она немного читает Священное писание, так, чтобы детей не напрягать, потому что нельзя к Богу прийти насильственно. У нас перечитан весь Кир Булычев, перечитан Роджер Желязны, что-то из перечитано, что-то из Стругацких, чтобы полегче. Для детей постарше - ... . «Американские боги» кто написал - дивный автор? .

Раньше это как-то разделялось на детское и взрослое чтение. , например, я не стану читать, потому что на него жалко времени, читал уже. Но сейчас мы подошли к той фазе, когда мне Вася приносит книгу - они у него пока еще немного детские или юношеские, но он уже близок к тому, что мне интересно.

А взрослые девчонки делятся и говорят: «Вот, обрати внимание, на такой-то роман», Резерфорд «Нью-Йорк» , предположим. Я обратил внимание - мне понравилось, тем более после ... Он попсовый, по-моему, для дамочек и любителей Гоа, а здесь то же самое обстоятельство, повествование и конструкция, но не обремененная развлекаловом. Автор не смотрит в глаза читателю, не старается понравиться, а просто реализовывает себя.

Если говорить о книгах, можете ли вы выбрать пять книг, которые на вас сильнее всего повлияли, как на личность, как на художника и человека?

Давайте. Ну, не берем , разумеется, потому что это очень индивидуальный момент, это априори у всех - у кого Библия, у кого , у кого... Это не подлежит статистике. А так, могу перечислить. , Апдайк , Кен Кизи и Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Позже пришли Сатпрем «Путешествие сознания» , потом я начал знакомиться с ранней латиноамериканской академической публикой: , затем пришел к он мне не близок, но я его понял. и - я понял, чем он брал людей. Бывает так, что некоторым не нравится «Сто лет одиночества» - для меня это удивительно. Это прекрасный роман, но бывают люди эрудированные и со вкусом, но роман у них не идет, это на уровне тонких эмоций. Я назвал уже пять?

Там уже даже больше - нужно будет расширить список до десяти. К теме книг и кино. В фильме «Иерей-сан» Вы затронули довольно интересную тему, на мой взгляд. Это тема РПЦ в Японии, и вообще православия в Японии. При этом, насколько я знаю, у Вас была серия программ, которая была посвящена святым: , . Не было желания написать что-то про Николая Касаткина - Николая Японского?

Бывает, что кино не в состоянии передать весь массив информации, но жалко терять то, что скрыто за горизонтом. Николай Японский действовал в очень интересный период истории. Это война сёгунов против молодого императора. Молодой император покупает у голландцев огнестрельное оружие, которым не пользуются благородные самураи. Они выступают в четыре или три клана, уж не помню, армии против императора - император их расстреливает, уничтожает три их армии, и они бегут на север, на Осаку, лишенные имущества, благородства, представления о чести. Там они наталкиваются на блестящего дипломата, богослова, красавца в душевном плане. Николай и внешне был прекрасен и вел себя героически, был понятен: пошел изучать японский язык. Его в течение долгого времени на порог школы не пускали, а потом вышли и говорят: «Ну что ты так унижаешься?», а он говорит: «Вы знаете, я должен объяснять людям мою веру. Для меня это самое главное, и поэтому я должен знать хорошо язык. Я вынужден. Я буду здесь сидеть, пока вы не возьмете». И они его взяли. Они умилились таким самурайским подходом к жизни, тем, что человек готов на все.

У него был главный критик, главный последователь - самурай из очень родовитой ветви, не помню какого клана, эдакий родовитый принц в неволе. Ему не нравился Николай Касаткин, потому что он считал, что христианство лишит их местной религии (они же все синтоисты), самурай гонял его везде, разве что не бил. Но бить не решался, потому что Николай Касаткин еще стрелял очень неплохо.

Там очень сложная ситуация, то время такое удивительное - шли же шпионские войны перед началом Первой мировой, потом Первая мировая, когда он не может служить, но при этом и не может уехать, потом у него уже паства создана. Это такой глыбища. На самом деле «Иерей-сан» - это была калитка в огромный прекрасный сад рассказов о Николае Касаткине. Чтобы объяснить феномен японцев православных. У них одна из самых крепких общин. Их тридцать тысяч - для Японии это очень много. Но они прямо удивительные люди.

Я счастлив, что себя нашел и Тагава, потому что он искал себя как японца. У него тоже удивительная история: всю жизнь он прожил в Америке. Его мама на Ямайке познакомилась с папой. Тот был десантник или «морской котик» - на базе служил. Кто из них был японец, Бог его знает - один был американец. Неважно. Появился Тагава - они уже жили в Калифорнии - он ярко выраженный азиат. И над ним в школе смеялись, потом, значит, наследие войны было, что так относились с критикой к японцам (Япония на стороне Германии же воевала). Ему было одиноко и тяжело. Он пошел карате заниматься, чтобы быть ближе к Японии, когда это стало модно, у всех на слуху. Он представлял сборную Америки по карате, которая ездила в Токио, и был заслужен каких-то регалий там, то есть он был реальный каратист. Он очень хотел вернуться домой - культурно домой вернуться, потому что он не чувствовал себя родным в Америке. Он это пытался сделать через фильмы, когда изображал всяких якудза. Он любил якудза.

А якудза - это тоже отдельная субкультура. То, что они в кино и на телевидении, - не совсем так. Это общественный институт, который оформляет все детские дома Японии. И каждый бездомный ребенок Японии - это дитя якудза. Необязательно, что он бандит, просто они взяли на себя такое духовное обязательство, духовно-нравственное обязательство.

И удивительным образом, снявшись в кино про православного священника, он потом крестится. И находит - мы потом с ним встречались - его сердце находит родину, оно вернулось в Японию. Он съездил в Японию, побыл там, в православном храме, консультировал кино, там вышли японцы - пожилые японцы, епископ его христиански зажег и Кэри-Хироюки Тагава, более чем шестидесятилетний человек, - взрослый уже - неожиданно с облегчением понял, что исполнилась его детская мечта, что он стал японцем настоящим, причем через православие.

Да, удивительная история. Вот в контексте этого разговора: возможно, вы смотрели - там тоже поднимается эта тема.

Да, но мне не очень нравится Скорсезе. Итальянцы слишком импульсивны, чтобы быть объективными. Они постоянно играют на чувствах больше, чем чувства должны занимать сознание. Они импульсивны - им бы плясать, садо-мазо вот это нравится... Нет глубокого погружения.

Потихонечку переходим к последнему вопросу. Ваши творческие планы на ближайшее будущее и в кино, и, соответственно, в писательском ремесле?

Если получится, то «Иерей-сан» я хочу сделать. Благо, там кино было, но больно жалко материал, мне очень хотелось больше рассказать. Мне хочется рассказать и о Валентине Амфитеатрове - есть такой студенческий святой - московские студенты, кто знает, бегают к нему на Пятого года перед экзаменами, а также те, кто влюблен (такой сентиментальный элемент); мало кто о нем знает, но он заслуживает внимания. Мне хотелось бы еще о нескольких людях что-то сделать: о Федоре Углове, который написал «Сердце хирурга», прекрасном (либо жив, ему сто с лишним лет, либо он вот только-только умер) - величайший человек просто, глыбища. Мне кажется, наступил срок, когда надо петь песню героям настоящим. Мы слишком увлеклись обложками, а, в сущности, от внутреннего атома, основного к незначительному, слишком легкомысленному. А есть такие люди - на них надо равняться, ими надо восхищаться, тем более что есть материал.

Еще у меня есть задумка романа. Он будет называться «Третий Рим». Роман о православном патриотическом телесериале. Немного другого жанра - не такой стим-панк, как «Песни созвездия Гончих Псов». Посмотрю, что там.

Последний вопрос. Какой совет Вы бы дали начинающим сценаристам: как писать и что делать с написанным произведением, куда податься?

Начну со второго вопроса. Написанный сценарий, когда он подан, нужно разместить в интернете, чтобы электронная машинка запомнила, когда вы его разместили - это будет вашей маленькой страховкой авторского права - это важно. В век высоких технологий грех пренебрегать этим.

Что касается самой литературной деятельности, надо самому читать и писать, заставлять себя писать. Это великое искушение: уже вроде начал, уже все придумал, а потом ты захотел чаю попить, потом тебе надо съездить к маме. Дьявол будет всем самым лучшим искушать тебя и отводить твою руку от бумаги или от клавиатуры. Надо себя заставлять тупо работать, изнурять прямо, как фашист над собой нависнуть, как темный демон, и печатать, печатать, зная, что десять первых страниц всегда в корзину. Но чем больше ты печатаешь, тем где-то внутри тебя складывается вот эта вот машинка, которая однажды дает щелчок и ты уже на челлинге - ты уже садишься и тебе только клавиатура нужна и воля, чтобы посидеть два-три часа, сколько ты там будешь печатать.

Что касается поиска вдохновения, я не очень в это верю - вдохновение вещь такая, которая может настигнуть когда угодно, даже когда ты ванную принимаешь, у окна... Правда, Бальзак говорил, что писатель работает даже, когда в окно глядит, это все верно, но чем больше я сталкиваюсь с литераторами такими маститыми, тем больше убеждаюсь, что у них, также, как и у меня: шел-шел, ни с того ни с сего в голову пришло и вот очень хочется, чтобы это оформилось. И главное, себя заставить феноменологически: посадить за стол, заставить печатать, не отвлекаясь ни на какие - ни на позитивные, ни на негативные - там будет миллион причин, почему не надо это продолжать. Вот все преодолеть эти причины, опричь себя, стать смиренным перед ситуацией - только опыт. Я вообще считаю, что человек талантлив. Современный человек не может быть не талантлив, потому что у каждого из нас такой объем информации. Мы все разные. Мы все прекрасны в этой разности, потому что вот так вот. И по причине опять же того, что мы в этом времени живем, каждый из нас человек эпохи Ренессанса - мы можем позволить себе сделать два-три дела вполне и вполне, но технологии уже позволяют. Почему бы не делать этого? Почему бы не реализовать? Единственное, что нам мешает - лень и отговорочки, внутренняя трусость. А каждый человек талантлив, в каждом человеке скрыт просто гений, я уверен. Просто надо найти, во-первых, в чем: необязательно это может быть литература, даже не один, а два-три, я бы сказал, точно есть таланта в каждом человеке с возможностью до бесконечности, до Леонардо да Винчи.

Спасибо за интересный разговор. Удачи в литературном творчестве, будем ждать выхода новых фильмов и книг.

Спасибо Вам. Аллилуйя!