Аргументы на тему "Красота" к сочинению ЕГЭ. Проблемы: красоты, соотношения внутренней и внешней красоты, внешности, внутреннего мира, характера

Аргументы на тему "Красота" к сочинению ЕГЭ. Проблемы: красоты, соотношения внутренней и внешней красоты, внешности, внутреннего мира, характера
  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика
  • Красив тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое важное в человеке порой невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание — княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина — глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание — ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена — человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Свидригайлов, довольно богатый и ухоженный человек, на самом деле не отличается хорошими духовными качествами: он готов пойти на любую подлость ради собственной прихоти. Физическая красота и гадкий внутренний мир никак не сочетаются друг с другом: поначалу в этом тиране и насильнике можно увидеть прекрасного человека. Противоположен образ Сони Мармеладовой. Из-за недоедания, нищеты внешний вид девушки сильно страдает: бледная, худая, запуганная, носит ужасную одежду. Но внутренний мир Сони Мармеладовой прекрасен, несмотря на ее образ жизни и внешний облик.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». В данном произведении проблема внутренней и внешней красоты является основной. В начале произведения мы видим в Дориане Грее робкого, стыдливого и невероятно красивого молодого человека. Красота — его источник власти: что бы ни сделал герой, облик его не меняется. Все изменения затрагивают лишь портрет юноши, нарисованный Бэзилом Холлуордом. Постепенно Дориан Грей превращается в бесчеловечное, безнравственное чудовище, совершившее много гадостей, включая даже убийство художника. Он все так же красив, как и многие годы назад, лишь на портрете изображено состояние его души. Дориан Грей желает покончить с ужасным изображением самого себя и погибает, вонзая кинжал в портрет. Внешняя красота оказалась для него губительна.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы не видим описания Петра Гринева. Совершенно не важно, красив ли он внешне. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев — человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить любимую девушку в опасности. Его поступки красивы, а значит, красив и он сам.

М. Шолохов «Судьба человека». То, что о человеке невозможно судить по внешности, доказывает образ Андрея Соколова, главного героя произведения. Он был вызван к немцу Мюллеру, когда был в плену. Изможденный трудом, голодный Андрей Соколов не мог в тот момент быть красивым внешне. Вся его красота проявилась в нравственных поступках: Соколов отказался пить за победу немецкого оружия, назло неприятелю не стал закусывать, несмотря на голод и отсутствие сил. По этим поступкам можно судить о том, что человек красив душой.

В русском языке существует пословица: «по одёжке встречают, по уму провожают». Действительно, при знакомстве с человеком мы в первую очередь обращаем внимание на его внешность, костюм, прическу, и уже затем прислушиваемся к тому, что и как он говорит, какой уровень знаний и духовного развития демонстрирует. Часто бывает так, что первое впечатление обманчиво. Человек может быть невероятно красив снаружи, но его внутренний мир окажется отвратительным и неинтересным.

Бывает и с точностью до наоборот. Что же важнее: внешность или душа? Именно проблему соотношения внешней и внутренней красоты рассматривает в данном тексте русский писатель-прозаик и журналист Ю. М. Нагибин.

Автор излагает свои рассуждения о понятии красоты, её познании и роли в жизни человека. Он четко разграничивает красоту внешнюю и внутреннюю. В его понимании внешняя красота бездуховна, она прикрывает «опустошенность, даже уродство». Совсем иные взгляды писателя на красоту внутреннюю. Для него это «нечто высшее, несущее нравственную силу». Именно она характеризует человека как личность, составляет его сущность, отражает лучшие его качества, демонстрирует духовное богатство.

Позиция Нагибина однозначна: внешность не имеет никакого значения, истинная красота отражается во внутреннем мире человека, и лишь она представляет собой ценность, ведь только внутренняя красота «озаряет мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее».

Мне близка точка зрения автора. Действительно, наружность человека не играет большой роли, так как мы ценим его не за правильные черты лица и стройное тело, но за взгляды на жизнь, поступки, характер – проявления внутренней красоты.

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий пример. Вспомним произведение О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Главный герой данного романа – Дориан Грей, юный аристократ, чья безупречная внешность стала идеалом многих. Изначально его помыслы были чисты и целомудренны, но, познакомившись с приверженцем гедонизма Генри Уоттоном и попав под его влияние, молодой человек стремительно меняется, превращается в эгоиста и преступника. Внешне Дориан все так же прекрасен, но его внутренний мир мрачен и бездуховен. Все уродства души Грея отражались на портрете, написанным для него художником Бэзилом, а сам Дориан оставался молодым и привлекательным. Но портрет не давал ему покоя, показывая истинный облик его души. В конце концов Грей уничтожил изображение и умер безобразным стариком, картина же обрела свой первоначальный вид.

Не менее убедительным примером, иллюстрирующим данную проблему, является стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Автор описывает обычную маленькую девочку, чья внешность довольно непривлекательна: «рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы». Но приковывает взгляд к ней совсем не внешняя невзрачность, а искренняя чувства и эмоции: «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся, и девочка ликует и смеётся, охваченная счастьем бытия». Ей неведомы зависть, ненависть, злость. Заболоцкий уверен, что «младенческая грация души» поможет ей выстоять против жестокого мира, где ценится лишь яркая наружность.

Таким образом, внешний облик человека не всегда соответствует внутреннему содержанию. И каждый должен решить для себя сам, что ему важнее – красивая оболочка и пустота внутри или же неказистая наружность и духовная чистота.

Виды проблемы

Внутренняя красота человека

Аргументы

Л.Н.Толстой «Война и мир». Человека делает прекрасным гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты. В романе Л.Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не обладали внешней красотой. Автор хотел донести до читателя мысль о том, что физическая привлекательность с годами исчезает, а внутренняя красота остаётся в человеке навсегда.
Толстой постоянно напоминает о внешних недостатках Кутузова, но тем сильнее проявляется его внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армией - это олицетворение «добра, простоты и правды». Поддерживая Андрея Болконского в трудный для него момент, связанный со смертью отца, Кутузов находит нужные слова: «.помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь, а я тебе отец».

Л.Н.Толстой «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть.
Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

А.И.Солженицын «Матрёнин двор». Проблема истинной и ложной красоты звучит и в творчестве писателей современной литературы: Солженицына, Астафьева, Распутина, Шукшина. Главная героиня рассказа Солженицына «Матрёнин двор» наделена неброской внешностью. Повторяется лишь одна деталь - «лучезарная улыбка» Матрёны. Автору важно изобразить внутренний свет, струящийся из её глаз, и подчеркнуть мысль: «У всех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Только смерть хозяйки заставила рассказчика понять её духовную сущность. Поэтому так сильно звучит в рассказе мотив покаяния.

А.Платонов «Юшка». Внутренняя культура - это истинная ценность. Такова основная мысль рассказа А.Платонова «Юшка». Главный герой - это простой, безобидный человек, который не ответит на хамство хамством, не огрубевший в чёрством мире, а противостоящий своей доброте. Всю жизнь Юшку били, оскорбляли и обижали. Но он никогда не проявлял злобы к людям, старик видел в издевательствах странную и непонятную форму любви к себе. Жил он любовью к природе, людям, а особенно любовью к Даше, к сироте, которую он вырастил, выучил в Москве, отказывая себе практически во всем: никогда не пил чай, не ел сахара, во многом экономил. Став врачом, девушка приехала в городок к Юшке, чтобы вылечить его от чахотки, болезни, которая мучала его долгое время. Но, к сожалению, было уже поздно. Юшка умер. И только после смерти люди поняли, каким человеком был старик и они оскудели.

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». В рассказе описываются люди простой деревни. Они живут небогато, их быт очень прост. Но главное, что они, живя в трудных условиях, сохранили в себе душевную теплоту и дарят ее другим. Деревенские жители, в изображении автора, неграмотны, их речь проста, они всегда говорят с душой. Разве не в этом заключается красота человека? Этот рассказ очень современен в наше время, так как нам не хватает красоты души. Вот она, красота: в деревне, где соседи помогают друг другу, наставляют молодых и неопытных, не жалеют угощения для гостей, оказывают поддержку, не предают друзей. Деревенские бабы помогают учителю и его жене, приносят угощение, заботятся о ребенке, наставляют молодую учительницу. Пример уважения, помощи и взаимовыручки. Очень редко можно встретить такое в наши дни, когда соседи помогают друг другу. Без всякой платы подшивают валенки школьному учителю. Его уважают и любят уже за то, что он здоровается со всеми и никогда ни в чем не откажет. Деревня живет, как одна большая семья, дружная и крепкая. Пусть в ней случаются порой ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все невзгоды. Человек добрый, открытый, всегда всем нравится, он приносит с собой свет в то общество, в которое попал. Очень много красивых внешне людей, но некоторые из них могут оказаться с холодной душой, что очень часто отталкивает и обижает других. Но по-настоящему красивый человек - тот, кто красив душой, красив своими поступками, теми словами, которыми он выражает свои мысли, своей улыбкой. Красота заключается в сердце!

Эта проблема занимает особое место в творчестве О. Уайльда.

В «Мальчике-звезде» писатель весьма последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека, и иллюстрирует мысль о том, что основой нравственности является эстетическое чувство .

Мальчик-звезда в начале сказки пристает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья» (1, 476).

Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику: «… И его сверстники слушались его, потому что он был красив» (1, 477).

Но красота и беспредельная власть принесла ему только зло, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким» (1, 466). Из-за своей жестокости герой этой сказки становится уродом: душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить, кого бы то ни было и, прежде всего свою мать - это, в конце концов, находит отражение на его лице: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки» (1, 479).

Толчком к исправлению как душевному очищению становится отвращение к собственной безобразной внешности. Красота возвращается к нему лишь после того, как он искупает свои грехи.

В «Мальчике-звезде» наиболее ярко показано писателем соотношение внутренней и внешней красоты. Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир - безобразен, но все становится на свои места - в наказание у него забирают самое ценное - красоту. И вот мы видим, что внутренний мир соответствует внешнему. Стоит герою покаяться - и его тело становится прекрасно, как его душа.

Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда».

По-иному он рассматривает ее в сказках «День рождения Инфанты» и «Счастливый Принц».

«Центральной идеей сказок О. Уайльда говорит Т. Кривина, - является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнуться в мечту, фантазию, сотворенную кем-то современную красоту, как все это гибнет» .

С красивой иллюзией Уайльда связывает духовные идеалы, которые оказываются несовместимы с действительностью. К идеальной любви стремится Карлик («День рожденья Инфанты»), как и Соловей («Соловей и Роза»), но жизненная правда губит их самих. Но действительность уничтожает только внешнее, некрасивую оболочку, чтобы обнажить пере6д миром свою удивительную непобедимую внутреннюю красоту.

Тема самопожертвования

Тема самопожертвования - центральная для таких сказок, как «Счастливый Принц» и «Соловей и Роза».

Счастливый Принц приносит себя в жертву, чтобы излечить боль своего, пусть и оловянного, но все же сердца. Вначале, отдав бедной швеи рубин со своей шпаги, Счастливый Принц отдает свои глаза. Но он отдает в жертву не просто камни и золото - а свою красоту: «Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! - воскликнул Мэр. - Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» (1, 373).

Но Счастливый Принц, как и Ласточка, принесшая в жертву свою жизнь, вознаграждены: «И повелел господь ангелу своему: - принеси мен самое ценное, что ты найдешь в этом городе.

И принес ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу.

Правильно ты выбрал, - сказал господь. - Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь вовеки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» (1, 373).

Без награды за свою жертву остаются Соловей («Соловей и Роза») и Карлик («День рождения Инфанты») - розу, за которую отдал свою жизнь Соловей, разочарованный отказом Профессорской Дочери, Студент просто выбрасывает. А маленький Карлик, танцуя для прекрасной внешне и ужасной внутренне Инфанты, не выдержав отчаянья от собственного уродства, погибает просто на полу замка, где танцевал. Но, чем выше жертва и Соловья, и Карлика, тем ниже, безобразнее, рисует Уайльд и бездушную Инфанту, и слишком рационального Студента. Именно на основе контраста писатель показывает прекрасный внутренний мир своих героев и безобразие внешней действительности.

Выводы к разделу

Итак, данный раздел был посвящен анализу проблематики сказок Оскара Уайльда. Анализируя сказки, мы пришли к таким выводам:

1. Очень ярко в сказках писателя представлена проблема соотношения героев и внешнего мира. И, выделив такие сказки, как «Молодой Король», «Преданный Друг», «День рождение Инфанты», мы пришли к выводу, что часто внутренний мир героев - мир романтических иллюзий - рушится от столкновения с реальностью. Эти сказки - своеобразное предупреждение, в них - укор и критика жестокого реального мира.

2. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней в сказках «Мальчик-звезда», «Счастливый Принц», «День рождения Инфанты». Суть этого соотношения в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Н. Заболоцкий - стихотворение «Некрасивая девочка».

Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в дви­женьях ее - «младенческая фация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее обо­жествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» И мы понимаем, что красота внутрен­него мира человека так же важна, как и его внешность.

  • Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». В контра­сте внешнего облика человека и его внутреннего мира, по мыс­ли Л.Н. Толстого, заложен глубокий смысл. Это еще одна ил­люстрация идеи противостояния истинных и ложных ценно­стей в человеческой жизни. Героиней, обладающей не слиш­ком привлекательной внешностью, является у Толстого Марья Болконская. Однако она добра, благородна, религиозна, об­ладает высочайшей силой духа. Любовь полностью преобра­жает ее, заставляя сиять ее прекрасные, лучистые глаза, при­давая грациозности движениям. И княжна Марья обретает свое счастье в браке с Николаем Ростовым. Красавица Элен же, напротив, полностью лишена какого-либо внутреннего содержания. Она корыстолюбива, лжива, безнравственна. «Где вы, там разврат, зло...» - говорит ей Пьер. Жизнь ее пуста, бессмысленна. Создается впечатление, что для нее не суще­ствует самого понятия «счастье». В финале она умирает, не совершив ничего хорошего в этой жизни.
  • А.Н. Толстой - рассказ «Русский характер». Герой рас­сказа лейтенант ЕгорДремов был покалечен на фронте, горел в танке, потом очень долго лежал в госпитале, перенес много операций, в результате внешность его изменилась, лицо было сильно изуродовано. При этом он был очень скромным чело­веком, не любил хвастаться своими подвигами, старался ни­чем не обременять окружающих. После всего происшедшего лейтенант подумал, что теперь родители испугаются его внеш­него вида, невеста Катя откажется от него. Поэтому, приехав домой в отпуск, назвался чужим именем. Но для родителей и Кати самым главным оказалось то, что он жив, а не его вне­шность. Автор восхищается в этом рассказе русскими харак­терами. Он замечает, что внешняя простота, скромность чело­века, неказистая внешность - все это лишь первое впечатле­ние о человеке. А раскрывается глубина человеческой натуры в минуты суровых испытаний: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила - че­ловеческая красота!»

В. Гюго - роман «Собор Парижской Богоматери». Зво­нарь Собора Парижской Богоматери, горбун Квазимодо, влюбляется в красавицу Эсмерал ьду. Он спасает ее от смер­ти, укрывая в стенах Собора. Так, уродливый внешне и внут­ренне противоречивый герой оказывается наделенным пре­красными человеческими качествами: добротой, преданно­стью, даром сильной и бескорыстной любви. В финале ро­мана Эсмеральду казнят, и Квазимодо умирает, обняв свою любимую.