Музыкальное развитие старших дошкольников в обучении пению и музыкальной грамоте. Рабочая программа на тему: Программа "Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста"

Музыкальное развитие старших дошкольников в обучении пению и музыкальной грамоте. Рабочая программа на тему: Программа
Музыкальное развитие старших дошкольников в обучении пению и музыкальной грамоте. Рабочая программа на тему: Программа "Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста"

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать .

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принципвысокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

  1. Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
  2. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.
  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

7 этап – закрепление знаний

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.

Подборка заданий из рабочей тетради Г. Калининой

Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НОТНОЙ ГРАМОТЕ

(МДОУ д/с № 107 «Искорка» г.Волжского Волгоградской области)

Игре на детских музыкальных инструментах детском саду последнее время уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении детей игре на музыкальных инструментах способствовали поиску нового способа обучения детей –игре по нотам.

Изучение методической литературыМузыкальная азбука» Н. Перуновой и другие разработки) по использованию нотной грамоты необходимо педагогу для поиска способов и методов обучения игре на музыкальных инструментах.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне.

Обучение нотной грамоте может осуществляться как на музыкальных занятиях так и в кружковой работе. На начальном этапе необходимо планирование работы:

Разработка перспективного плана,

Подбор музыкального материала доступного, интересного и посильного для детей;

Поиск нетрадиционных методов и приемов обучения.

Важно поддерживать интерес и добиваться активности детей в тгрлвых заданиях. Только играя, ребенок отдается обучению и осваивает музыкальную грамоту. Очень важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале детям предлагаются игровые упражнения:

· назови имя хлопками

· назови слово хлопками

· назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так постепенно ребята знакомятся с длительностями. Интересные стихи, потешки, пособия. карточки, дидактические игры помогают детям четко усвоить различные ритмы и смоделировать их в ритмических рисунках.

Игры.

1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же происходит знакомство детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Использование «музыкальных часов» помогает в знакомстве с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, нотки способствуют освоению нотной грамоты. Дети легко и прочно запоминают местоположение каждой нотки на линеечках.

ИГРЫ С НОТАМИ:

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Третий этап обучения - игра по нотам

Иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) наклеиваются картинки, обозначающие ноты;

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

(см.приложение 3 «Дидактические игры»).

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и звучащие жесты, переходят к игре на инструменте.(«Нотная азбука»).

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1. Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

2. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005

3. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

4. Е.К.Королева«Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

5. В.А.Шейн«Гамма» Сценарии развивающих игр по обучению детей 3-5 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д 2002.

МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.

Методическая разработка.

«Музыкальная грамота в детском саду»

Программа обучения дошкольников младшей, средней, старшей групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»

Герасимова Валентина Викторовна

г. Озеры

2008 год

Пояснительная записка

« Обучение дошкольников музыкальной грамоте » Программа обучения.

Срок обучения-3 года.

Виды деятельности: обучение музыкальной грамоте, индивидуально-подгрупповая работа.

За время обучения дети усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие
и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки, постепенное усиление и уменьшение звучности, темп, ускорение и
замедление темпа, пауза, аккомпанемент, форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки. Учатся записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомятся с
названием нот.

Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

1-й год обучения (младшая группа)

На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

2-й год обучения (средняя группа)

На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), углубляются знания об изученных инструментах. Дети знакомятся с музыкальными терминами.

З-й год обучения (старшая группа).

На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

1-й год обучения
Тема: «Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Репертуар

Период

Кол-во

прохождения

занятии

1. Организационное

Беседа с детьми о предстоящей

Сентябрь

занятие.

деятельности.

2. «Погремушка как

Строение и устройстве погремушки:

1.Песенка «Погремушка»

Сентябрь

музыкальный

ножка, наполнитель, футляр-емкость для

Ю.Антенева

инструмент»

горошин

2.Пляска с погремушками

3.Игра «Кто. скорее?»

3. «Разновидности

Показ различных видев погремушек: с

1.Свебедные пляски с

Сентябрь

погремушек»

ножкой и без ножки, различной фермы,

погремушками

металлические, деревянные,

2.Подвижные игры

пластмассовые и др. Определение на слух

3. «Догонялки»

различных погремушек.

4.Свобедные игры с

погремушками

4. «Тембр.

Слушание звучания разнотембровых

1.Музыкально.- дидактическая

октябрь

Разнотембровые

погремушек: гремящих, звенящих,

игра «Угадай-ка»

погремушки»

шуршащих и др., в зависимости от

2.Игра на различных

материала. Определение на слух звучания

погремушках с использованием

всех этих погремушек.

р.н.м.

5. «Бубен.

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

1.Игра «Кто скорее?»

Ноябрь

Строение бубна»

донце, ямка, металлические пластинки,

2.«Угадай-ка»

бубенчики.

6. «Разновидности

Беседа о разных видах бубнов: малые,

[.Свободная игра на всех видах

Ноябрь

бубнов»

средние, большие концертные, с

бубнов

бубенчиками и без бубенчиков.

2. Игра «К то скорее?»

3 .Игра «Бубен» Фрида

бубнов, показ,

7. «Разновидность

Беседа о зависимости громкости звука,

1. «Тихо-громко в бубен бей»

Ноябрь

бубнов. Динамика,

извлекаемого бубном, от его размера,

2.« Угадай- ка»

слуховое

количества бубенчиков и силы удара.

восприятие»

8. «Колокольчик.

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

1.Свободные игры

Декабрь

Его строение»

язычок, ушко. Показ.

2. «Угадайки» (бубен,

колокольчики, погремушки)

9. «Разновидности

Показ различных колокольчиков: малые,

1. «Игра с колокольчиками»

Декабрь

колокольчиков»

большие, средние, валдайские.

2. Свободная игра на

колокольчиках

10. «Тембр.

Определение на слух звучания различных

1. «Тихие и громкие звоночки»

Декабрь

Различие в

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

2.Слуховая «Угадай-ка»

звучаниях

звонко, мелодично, протяжно - в

колокольчиков»

зависимости от вида и приема игры

(«трель», удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

11. «Барабан.

Показ барабана. Рассказ о его строении:

1.Песня «Барабан»

Строение

корпус, два донца, палочки, ремешок.

2.«Маленъкий марш» Парлова

Январь

барабана»

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

3.Марширование под барабан

12. «Разновидности

Показ различных барабанов: большого,

1.Упражнение «Гулять-отдыхать»

барабана»

малого, железного. Беседа о том, чем они

2.Песня «Барабан»

Январь

отличаются друг от друга.

3.Марширование под все

барабаны

13. «Тембр.

Восприятия на слух звучания различных

1.Иrры «Угадайки»

Различие в

барабанов. Различать звучание больших,

2.Музыкально-ритмическая игра

Январь

звучании разных

малых и железного барабана.

«Труба и барабан»

барабанов»

14. «Музыкальные

Показ музыкальных игрушек: неваляшек,

1. Свободные пляски, игры,

Февраль

игрушки»

музыкальных волчков, органчиков,

подвижные игры

музыкальных открыток, шкатулок,

2. «Угадай-ка»

коробочек. Закрепление знаний детей о

музыкальных игрушках.

15. «Ложки

Ложка - музыкальный инструмент.

1.Песня «Ложкари»

Март

деревянные как

Описание лодки: расписные, деревянные,

2.«Лошадка» Потоловско (прямой

музыкальный

металлические, большие, маленькие,

галоп)

инструмент»

пластмассовые.

16. «Строение

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

1.Показ приемов игры на ложках

Март

ложки»

пяточка. Как извлекается звук.

2. Свободные игры, пляски

17. «Тембр.

Слушать звучание различных ложек,

1. Определение на слух

Март

Слуховое

определять на слух большие и маленькие,

2. «Угадай-ка»

восприятие

деревянные, металлические и

3. Свободные игры, пляски

звучания ложки

пластмассовые.

18. «Металлофон.

Показ металлофона. Беседа о его

1.Исполнение взрослым

Апрель

Строение

строении: корпус, металлические

различных пьес на металлофоне

металлофона»

пластиночки разного размера, молоточек.

19. «Звуки

Беседа о шумовых звуках и музыкальных с

1. « Угадайки»

Апрель

музыкальные и

показом звучания различных

2 .Исполнение взрослым

немузыкальные»

инструментов. Определение на слух.

знакомых песенок, подпевание

детьми

20. «Высокие и

Определение на слух звучания

1. «Птица и птенчики»

Май

низкие звуки»

металлофона в высоком и низком

2.Упраднения «Дождик»,

регистре. Узнавание приемов удар и

«Дятел», «Ручеек»

glissando.

21. «Звуки громкие

Определить на слух громкость звучания

1. «Мышка-речка»

Май

и тихие»

металлофона.

2. «Дождик-дятел»

3. «Угадайки»

Музыкальная грамота в детском саду.

2-й год обучения
Тема:
«Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Репертуар

Период

Кол-во

прохождения

занятий

1.Организационное

занятие

Беседа с детьми о предстоящей работе.

Сентябрь

2. «Ритм»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

1. «Андрей-воробей», р.Н.м.

Сентябрь

2.«Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

3. «Бубен.

Строение бубна»

Повторение строения бубна. Разновидности

бубнов.

1.Игра «Бубен» Фрида

Сентябрь

2 .. «Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

4 .. «Короткие и

длинные звуки»

Беседа о коротких и длинных звуках.

1. «Андрей-воробей» 1 ч.

Сентябрь

Графическое изображение. Прохлопывание

попевок.

5. «Короткие и

длинные звуки»

Графическое изображение на фланелеграфе.

1. Слушание «Мишка с куклой»

Октябрь

Пропевание песенок.

2. «Андрей-воробей»

6. «Короткие и

длинные звуки»

Определение на слух коротких и длинных

1.Игра «Шагать и бегать»

Октябрь

звуков. Выполнение упражнений.

2. «Бег» Магиденко

7. «Металлофон,

Строение

металлофона»

Определение на слух приемов игры на

1. «Ручейки», «Мышки»

Ноябрь

металлофоне. Начинать и заканчивать с

2.Игра «Успевай-ка»

аккомпанементом. Упражнения на развитие

3. «дождик», «Дятел»

воображения и фантазии.

4.Подвижные игры

5.ПридумываЙ свою музыку

8. «Настроение в

Определение характера, динамики, темпа в

1. «Полька» Красева

Декабрь

музыке»

незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

9. «Музыкальные

Марш-танец. Слушание произведений в

1.Марши

Январь

жанры»

этих жанрах, определение на слух.

2.Польки

3. Свободные маршировки и

танцы

1 о. «Средства

Беседа о средствах выразительности музыки

1. «Колокольчики звенят»

Январь

музыкальной

(характер, темп и т.д.).

выразительности»

11. . «Средства

Вслушиваться в музыку. Определять

1. «Мы запели песенку»

Февраль

музыкальной

характер и регистр в незнакомых

2. «Праздник птиц»

выразительности»

произведениях.

3. «Скворцы и вороны»

4. «Плачь куклы»

12. «Ударно-

Состав ударно-шумового оркестра, показ

1. «Мы запели песенку»

Март

шумовой оркестр»

инструментов, слушание произведений для

2. «Марши»

ударно-шумового оркестра.

3. «Пойду ль я»

4. подвижные игры

13. «Ударно-

Повторение строения ложек, разновидности

1. «Топотушки»

Март

шумовой оркестр.

ложек. Знакомство с музыкальными

2. Подвижные игры и танцы на

Ложки»

палочками.

дробном шаге

14. «Ударно-

Слушание музыкальных произведений.

1. «Топотушки» (др. шаг)

Апрель

шумовой оркестр.

Выбор соответствующих музыкальных

2. «Моя лошадка» (галоп)

Музыкальные

инструментов. Исполнение по подгруппам

3. свободные танцы под оркестр

палочки и

оркестра и движений.

(по подгруппам)

кубики»

15. «Ударно-

1. «Лесная песенка»Филиппенко

4

шумовой оркестр.

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

4. «Мы запели песенку»

Музыкальная грамота в детском саду.

3-й год обучения
Тема:
«Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Содержание темы

Репертуар

Перио д

Кол-во

прохождения

занятий

1. Организационное

Беседа о пре д стоящей деятельности.

-

1

занятие

2. «Мелодия.

Определение мелодии. Слушание отдельных

1. «Лесенка»

3

Поступенность

фраз, определение поступенного движения

2. «Горка»

движения мелодии .

мелодии вверх и вниз .

3 . «Ручейки »

3. «Ритм. Короткие и

Работа на фланелеграфе, выкладывание

1. «Ан д рей-вор о бей»

4

длинные звуки»

полосками коротких и длинных звуков.

2. « Лесенка»

3. «Горка»

4 . «Музыкальные

Характеристика жанра. Слушание различных

1. Грамзаписи различных

4

жанры. Вальс»

вальсов в грамзаписи. Определение

вальсов

характера музыки, подыгрывание.

2. Валъс«Осенний сон»

5. «Разновидности

Беседа о разновидностях вальсов

1 . Вальс « Осенний сон»

4

вальсов»

(праздничных, лирических, танцевальных).

2. «Над волнами»

Слушание различных вальсов в исполнении

3. «На сопках

на фортепиано . Определение характера

Маньчжурии»

звучания, по д ыгрывание на самостоятельно

4. « Маленький вальс»

выбранных инструментах.

5 . «Березка»

6. «Вальс конькобежцев»

6. Музыкальные

Разновидности танцев. Различные польки,

1 . «Мишка с куклой»

2

жанры. Полька»

слушание их в исполнении на фортепиано,

2. «Полька» Лядовой

характеристика музыки.

3. «Полька» латв. н.м.

7. «Музыкальные

Устройство ксилофона. Показ приемов игры

1. Знакомые пьесы

3

инструменты.

на ксилофоне. Слушание в исполнение

2. упражнения для детей

Ксилофон»

взрослого знакомых песенок в звучании

ксилофонов.

8. «Форма

Куплетная форма. Двухчастная форма.

1. Знакомые песни

4

музыкального

Определение формы. Слушать начало

2. Вальсы

произведения»

припева и второй части. Слушание

3. Польки

произведений в куплетной и двухчастной

форме.

9. «Русская народная

Слушание русских народных мелодий.

1. р.. Н.м. «Я на горку шла»

4

песня»

Сравнение характера, настроения, формы.

2. «Во саду ли»

Определение движения мелодии,

3. «Во поле береза»

определение длинных и коротких звуков.

10. «Ударно-шумовой

Знакомство с ударно-шумовым оркестром,

1. Грамзаписи,

4

оркестр»

его составом и инструментами: трещотки,

фонограммы, пьесы в

бубенцы, коробочка, колотушка, рубель,

исполнении на фортепиано.

маракасы, кастаньеты.

11. «Современная

Слушание произведений в современных

1. Музыка Р. Паулса

3

музыка»

ритмах в эстрадных обработках.

2. «Регтайм»

Определение характера, ритма, настроения,

динамики, регистра и т.д.

15. «Ударно-

Строение и извлечение звука треугольника.

1. «Лесная песенка» Филиппенко

4

шумовой оркестр.

Сравнение на слух звучания различных

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

треугольников (большого, оркестрового,

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

малого, среднего). Слушание новой пьесы.

4. «Мы запели песенку»

Выбор соответствующих инструментов.

Литература.

1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей 5-7 лет нотной грамоте и игре на металлофонах (ксилофонах)"

Цель:
Обучение участников мастер-класса игре на музыкальных инструментах с помощью нотной грамоты в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами игры в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах используя нотную грамоту.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня я хотела бы рассказать в своей методике о системе обучения нотной грамоты и об игре на музыкальных инструментах – металлофонах или ксилофонах. В детский садах на музыкальных занятиях в основном обучают либо методом «подыгрывания» по принципу Карла Орфа, или повторов ребенком за педагогом, сколько раз стучать и по каким пластинкам на металлофонах. А между тем обучение детей нотной грамоте прежде всего идет осмысление в игре на металлофонах. Развивается мелодический и звуковысотный слух,развивается чувство ритма. Игре на детских музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, это помогает особенно когда дети играют в оркестре чувства ответственности и товарищества. Ведь каждый отвечает за свою партию в оркестровке исполняя русские народные мелодии. Свою работу я построила от простого к сложному. Я разработала свою программу по обучению детей нотной грамоте «Цветные горошенки». Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Мною был подобран материал из русских народных попевок. На каждую нотку с детьми разучивалась определенная попевка, таким образом дети запоминали ноты и разучивали партии на металлофонах и ксилофонах. Определенный цвет на пластинках тоже помогал в обучении игре на музыкальных инструментах. Например: нотка «до»-красного цвета, дети играют попевку «Андрей-воробей»,«ре»-розовая, дети уже знали попевку «Петушок» и так далее по выбору музыкального руководителя.

Когда дети свободно будут играть по звукоряду можно уже раздавать карточки с двумя или тремя нотами. Дети уже знают ноты и самостоятельно сами могут разучивают песенки. Это очень удобно так как детей в подгруппах по десять человек, и от педагога требуется небольшая помощь если кто не справляется из детей.Это очень удобно не надо стоять над каждым и показывать где и по каким пластинкам надо стукнуть, дети сами разучивают свою партию. А звучать она будет по мелодии. Это очень красиво! Например, всем известно русская народная мелодия «Я на горку шла» и ваши дети не просто ударяют по любым пластинкам, а играют по нотам с мелодией. Вот в чем красота, мелодию слышно! Вот вам дорогие педагоги и номер на утренник, десять человек выигрывают основную мелодию, а другие дети играю на звенящих, ударных и шумовых инструментах. Таким образом участвуют все дети! А не только одни и те же, «одаренные», это помогает преодолению излишней застенчивости, скованности у некоторых ребят когда наконец ребенка тоже заметили и пригласили вместе со всеми быть равноправными участниками исполнительства! Цветовое решение во многом облегчило задачу по обучению детей нотной грамоте и позволило охватить большое количество детей. У детей в процессе занятий накапливается большой опыт исполнительства разных песенок построенных на разных звуках.Мною было замечено, что дети могли подбирать по слуху песенки самостоятельно. Они осмысленно вслушивались в мелодию и ритм и играли на металлофонах - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.Начинать занятия лучше в старшей группе, пусть это будут небольшие оркестровки, но дети чтоб уверенно играли на трубочках металлофонах. Можно использовать песенки «Динь-дон», «Василёк», «Дождик» любые по усмотрению педагога. Тогда как в подготовительной группе можно перейти более сложным оркестровкам. Это может быть и «Турецкий марш» или «Шарманка» композитора Моцарта. Игра на детских музыкальных инструментах оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера; совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве жизни.
Карточки с нотами и ритмическими рисунками.


Музыкальные инструменты с разноцветным звукорядом

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты - сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки - с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “ ”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал - один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков - волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До - красного цвета;
ре - оранжевого;
ми - желтого;
фа - зеленого;
соль - голубого;
ля - синего;
си - фиолетового .


Семь нот - семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно - это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет


Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот - семь цветов радуги. Все гениальное - просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой - это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту


Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества


И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты - это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки « «, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.