Механический метроном фирмы Dedo. Метроном для гитариста — нужная вещь в арсенале музыканта

Механический метроном фирмы Dedo. Метроном для гитариста — нужная вещь в арсенале музыканта
Механический метроном фирмы Dedo. Метроном для гитариста — нужная вещь в арсенале музыканта

Метроном - это музыкальное приспособление, позволяющее музыкантам играть с более постоянным ритмом. Метроном издает ритмический, ровный звук, который дает возможность музыканту (или музыкантам) играть, соблюдая правильную долю. Использование метронома в своих повседневных занятиях поможет вам выучить произведение и улучшить игровую технику. Умение играть с метрономом важно для любого музыканта.

Шаги

Часть 1

Выбор метронома

    Изучите различные типы метрономов. В продаже можно встретить самые разные метрономы: карманные цифровые, заводные механические, в виде приложения для телефона, или даже драм-машины, если вы готовы пойти на такие траты. В зависимости от ваших нужд, одни виды метрономов вам будут подходить больше других. Как правило, механические метрономы хорошо справляются со всеми своими основными задачами для всех инструментов, которые можно встретить в оркестре. Цифровые метрономы позволяют пользоваться большим количеством современных функций.

    Определите дополнительные функции, которые вам необходимы. Рассмотрите инструмент, на котором вы играете. В продаже присутствует широкий ассортимент самых разнообразных метрономов. В зависимости от того, на каком инструменте вы играете, а также ваших личных предпочтений, можно определить подходящий конкретно для вас тип метрономов. Например, если вы ударник, то вам может понадобиться разъем для наушника (линейного выхода) или возможность управления громкостью.

    • Если вы играете на струнном инструменте, который необходимо настраивать, то лучше приобрести метроном со встроенным тюнером.
    • Если вы планируете использовать метроном на ходу, то лучше выбрать маленькие цифровые метрономы, вместо больших механических.
    • Если вам нужно визуальное отображение метра, чтобы лучше его придерживаться, то рассмотрите возможность приобретения механического метронома. Наблюдение за качающимся маятником во время игры позволит вам более четко придерживаться метра во время игры.
    • Убедитесь, что в приобретаемом вами метрономе существует возможность установки ритмического размера и скорости ударов в секунду (BPM).
  1. Попробуйте его, прежде чем покупать. Во время занятий вам придется слышать звук метронома продолжительное время, и очень часто его периодичность будет составлять свыше 100 ударов в минуту (в зависимости от скорости произведения). Потому будет хорошей идеей предварительно протестировать метроном на подходящий вашему слуху звук. Некоторые цифровые метрономы издают высокий писклявый звук, в то время как другие издают “тикающий”, как громкие часы. Попробуйте поиграть с этим метрономом, чтобы убедиться в том, что его звук помогает вам, а не отвлекает или даже нервирует.

    Часть 2

    Настройка метронома
    1. Установите темп. Большинство метрономов используют для этого такой параметр как BPM (количество ударов в секунду, в котором измеряется скорость пьесы). Некоторые приложения-метрономы для телефонов позволяют должным способом изменять скорость, путем нажатия по его экрану.

      Установите тактовый размер. Подавляющая масса цифровых метрономов умеют это делать, в то время как в большинстве механических его собратьев подобная функция отсутствует. Размер такта состоит из двух чисел, записанных в виде дроби. Верхнее число отображает количество долей в такте. Нижнее число указывает на длительность каждой из этих долей.

      • Например, размер 4/4 подразумевает, что в одном такте будет четыре четвертные доли, а в 2/4 - две четвертные.
      • В некоторых произведениях используется больше одного тактового размера. Во время исполнения таких произведений с метрономом вам придется играть его по частям, каждый раз изменяя в метрономе размер такта, когда того требует пьеса.
    2. Установите уровень громкости. Настройка уровня громкости является важным пунктом настройки любого цифрового метронома. Вы должны найти тот уровень громкости, который не будет перебивать музыку, но и не будет исчезать за ней. В большинстве качающихся механических метрономов нет возможности регулировки громкости, но визуальное наблюдение за ходом маятника позволяет музыкантам играть правильно, даже если за музыкой они не слышат его звука. Некоторые электронные метрономы оснащены также светодиодными индикаторами, которые загораются и тухнут согласно долям такта.

    Часть 3

    Занятия с метрономом

      Выучите нотный текст, прежде чем играть с метрономом. Сначала необходимо заучить пьесу без четкой привязки к точному метру. Только после того как вы хорошо освоили нотный текст, и ваши руки его запомнили, можно начинать заниматься в определенном метре.

    1. Начинайте с низкой скорости. Как говорят, тише едешь - дальше будешь. Для начала, установите скорость метронома между 60 и 80 BPM.

      • Прослушайте пару ударов метронома, прежде чем вступать в игру. Можно отстукивать ритм ногой или смотреть на метроном, чтобы сохранять синхронизацию с ним.

Известно, что для гармоничного музыкального звучания требуется две основные составляющие: звук и ритм. Без этого любые издаваемые звуки на всех инструментах будут совершенно неприятными на слух: приблизительно так звучит оркестр, когда перед началом исполнения, музыканты настраивают свои инструменты.

Каждый, кто хоть немного изучал музыкальную грамоту, знает, что ноты своим расположением на нотном стане обозначают высоту, а изображением – длительность звучания. Ритм задается в самом начале произведения, и далее оно делится на соответствующей длительности такты, как стихи на строфы. Для обозначения пауз также используются соответствующие знаки, но отсчет всегда ведется в пределах указанного размера.

Музыка не сразу стала записываться нотами. В современном виде нотная грамота сложилась приблизительно в XVII веке. Это было время расцвета музыкального искусства и появления знаменитых композиторов, написавших произведения, которые по сей день вызывают невероятные эмоции у слушателей. Но чтобы сочинять, а тем более исполнять музыку, необходимо обладать очень точным чувством ритма. Поэтому изобретение метронома оставалось делом времени, и очень скоро его придумали, взяв за основу часовой механизм. Этот прибор позволял отсчитывать ритм в любом темпе.

Что представляет собой классический механический метроном

Метроном в классическом виде представляет собой деревянный пирамидальный корпус с открытой передней частью, на которой изображена шкала. Механизм – пружинный, как в часах. Маятник имеет передвижной грузик, который устанавливается на требуемое отделение шкалы. Чем выше грузик, тем ниже частота колебаний. В нотах музыкальных произведений можно встретить обозначения типа «обозначение ноты» = 100 ММ. Это означает, что заданный темп – сто восьмых в минуту, а «ММ» - метроном Мельцеля, где присутствует соответствующее деление.

Метроном – это индивидуальный прибор. Чаще всего он используется для выработки чувства ритма во время музыкальных упражнений начинающими музыкантами, но и опытные музыканты не пренебрегают занятиями с ним. Аналогами метронома во время выступлений можно считать барабан в оркестре, капельмейстера в хоре, дирижера и барабанщика в группе. Но все это люди, а не механизмы, поэтому могут ошибаться, пусть и на самую малость.

Так кто же придумал метроном?

Считается, что изобретателем метронома является Иоганн Непомук Мельцель – немецкий пианист и механик. Некоторые утверждают, что метроном якобы был изобретен для теряющего в то время слух Бетховена. На самом деле все было несколько иначе. Мельцель действительно был очень дружен с Бетховеном, но изготовил для него не метроном, а специальную слуховую трубку. А еще он придумал механический орган – пангармоникон. По сути – прародитель современных синтезаторов, поскольку он умел имитировать звуки почти всех оркестровых инструментов, но действовал с помощью воздушных мехов. Этот инструмент произвел такой фурор, что многие известные композиторы написали для него произведения. Бетховен, к примеру, специально написал произведение «Битва Веллингтона при Виттории» для пангармоникона.

Что же касается метронома, то патент на него знаменитый механик получил в 1816 году. Считается, что он проработал и внес коррективы в идею Штекеля, изобретшего музыкальный хронометр. Но вот другие источники утверждают, что Мельцель попросту «украл» идею у своего незадачливого соперника – Дитриха Николауса Венкеля, не поторопившегося запатентовать свое изобретение.

Винкель тогда жил в Амстердаме и занимался экспериментами с маятниками. Это было время, повального увлечения часами и часовыми механизмами. А созданием метронома для музыкантов были озадачены многие механики, негласно соревнующиеся за пальму первенства в изобретении.

Однажды механик поставил два веса на привод маятника – фиксированный и выдвижной, на противоположных сторонах оси и обнаружил, что он отлично держит темп даже для медленных классических произведений, которые в те времена составляли основу европейской классической музыки. Он сделал первую действующую модель,и таким образом, заслужил пальму первенства. Но, не озаботившись вопросом официального оформления своей идеи патентом, и будучи очень скромным человеком, так и остался практически в безвестности. Потом Винкель зачем-то продемонстрировал свою находку конкуренту Мельцелю, а тот не преминул воспользоваться интересным принципом для собственной разработки. Изобретение с тех пор приписывают именно ему, и даже нарекли прибор «метрономом Мельцеля». Хотя, правда также и в том, что именно он довел этот прибор до совершенного вида.

Производство метрономов

Поскольку прибор был достаточно дорогим, пользовались им поначалу немногие, поэтому массовое производство было налажено не сразу. Но время все расставляет на свои места. В 1895 году некий Густав Виттнер занялся производством механических метрономов, основав небольшое предприятие, которое уже при его сыне Рудольфе приобрело статус промышленного. Первые модели назывались по имени изобретателя «MAELZEL». Позже компания начала производить метрономы «TAKTELL», которые оказались такими совершенными и качественными, что их наименование почти полностью вытеснило название «метроном», став нарицательным. На сегодня компания WITTNER – самый знаменитый мировой производитель метрономов.

Механические метрономы использовались очень долго, до тех самых пор, пока их не потеснили электронные приборы. И, хотя механика навсегда останется классикой, современные компактные приборы настолько удобны, что их можно запросто положить в футляр для любого инструмента. Кроме того, метрономы обычно сочетаются с камертонами и тюнерами в одном приборе для настройки конкретных инструментов. Даже больше: при отсчете ритма они могут издавать несколько разновидностей звуков – например не только стучать, но также щелкать и пищать. Самый сложный электронный метроном разработан для барабанщиков. Ведь барабанщики играют всеми 4 конечностями, поэтому для каждой из них необходимо отсчитывать собственный ритм. Такой метроном позволяет не только задавать ритм для каждой конечности, но и запоминает ритмы различных композиций.

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном - потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном - это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Давайте разберемся.

Метроном - друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка - марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки - вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика .

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή - увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве - небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов - вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм - музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться - прекрасно умеют! Играть ритмично - гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа - это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант - это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру - к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий... Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре - песне.

Помните: метроном может быть другом, а может - врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого - это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно - себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в "прокрустовом ложе" механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения - продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов "доброхотов" от музыки!

Вячеслав Шувалов

Конечно, чувтво ритма - одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны и хорошая гитара - не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное - знать, .

Незаслуженно забытое, но очень интересное и полезное устройство для поддержания определенного (заданного) ритма. Если на заре своего появления использовался исключительно музыкантами, то в современных условиях будет в определенной мере полезен и для людей, занимающихся различными физическими, ритмическими упражнениями и даже медитацией.

Метроном упакован в коробку, затем в мягкую обертку.



Внутри была инструкция по эксплуатации на английском и китайском языках.



Статья из Википедии

Метроно́м (греч. μέτρον - мера, νόμος - закон) - прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.

Обычно метроном состоит из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов.
Кроме механических, существуют и электронные метрономы. Для удобства они часто совмещаются в одном корпусе с тюнерами.

Также метроном может использоваться во время физических упражнений, лабораторных исследований, в качестве музыкального инструмента («Симфоническая поэма для 100 метрономов» Дьёрдя Лигети, Сюита из музыки к фильму «Мёртвые души» Альфреда Шнитке).
В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп - отбой.

Корпус данного конкретного экземпляра изготовлен не из традиционного дерева, а из гладкого пластика нежно-розового цвета, приятного на ощупь.

Шкала с обозначениями темпов, после выставления требуемого, закрывается прозрачной крышкой.

Ниже градации шкалы указано название компании-производителя DEDO.

Так как метроном предназначался для подарка маме (преподавателя музыки в музыкальной школе), то важен был функционал, а не цвет корпуса. Кстати, этот цвет ее вполне даже устроил.

Замеры:





Дно выглядит так:

В отличие от электронного метронома-тюнера, подаренного маме пару лет назад, этот понравился больше и вот почему:

1. Наглядность. Раскачивание маятника из стороны в сторону, которое можно видеть даже боковым зрением, идеально подходит для начинающих музыкантов. Кроме того, это воспитывает у начинающих музыкантов навыки как собственно игры на музыкальном инструменте, так и одновременного слежения за руками дирижера.

2. Звучание. Щелчки метронома абсолютно не напрягают и не мешают. Более того, в данной модели предусмотрен механический звоночек (отключаемый) для акцентирования сильных долей разучиваемого произведения.

3. Простота. Несмотря на свои габариты, метроном можно (в случае такой необходимости) спокойно носить с собой на уроки музыки и репетиции. Пружинный механизм заводится так же, как и в старых добрых будильниках. Про батарейки, аккумуляторы, всякие там мелкие кнопочки и подслеповатые монохромные экранчики можно не вспоминать.

4. Эстетическое удовольствие. Создает неповторимый колорит и творческую атмосферу. Один только вид работающего метронома заставляет музыканта (от начинающего до профессионального) максимально собраться с мыслями и настроиться на безошибочное исполнение всего произведения или его части.

Устроен метроном достаточно просто. Основные детали это: стальная пружина, передача, анкерный спуск. В отличие от механических часов, маятник здесь не круглый, а длинный с перемещаемым грузом, где ось анкерного спуска соприкасается с корпусом и по нему щелкает. Теоретически зная это, разбирать его на запчасти не стал, подарок все-таки.

Перед использованием механического метронома его нужно завести. Несъемный заводной ключ находится на правой стороне корпуса. Заводить нужно по часовой стрелке пока Вы не почувствуете легкое сопротивление. Не следует оставлять метроном на длительное время полностью заведенным, т.к. это может ослабить пружину и Ваш метроном быстро выйдет из строя.

При использовании метроном должен стоять на ровной поверхности. Это обязательное условие. Для установки необходимого темпа Вам нужно перемещать вверх или вниз ползунок на маятнике метронома таким образом, чтобы его верхний край был точно напротив требуемой отметки. После этого легким нажатием снимите верхнюю часть маятника из застопоренного положения и приведите маятник в движение.

Короткое демонстрационное видео:

В данной модели есть функция сильной доли. Специально для этого барабан насажен на ось спуска, который состоит из нескольких колес со штифтами, а вдоль него двигается колокольчик с рычажком. Звоночком выдается нужная доля в зависимости от того, напротив какого колеса барабана он будет установлен. Возможные установки: 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8. Для установки отбивания долей нужно выдвинуть вправо ползунок, который находится над заводным ключом и установить его на нужную отметку, которая без труда фиксируется.

Наверное, это нужно не всем, но под стук метронома можно выполнять определенные физические и ритмические упражнения. Например, приседания, подтягивания на турнике или отжимания от пола. В зависимости от сложности упражнений и физической подготовки можно придумать еще массу различных вариантов. Возможно, он найдет применение и в современном фитнесс (йога) зале.

Отличный классический метроном как для начинающих, так и для продвинутых пользователей. Цена тоже вполне устроила, в нашем городе цена на подобный в районе 50$.

Планирую купить +5 Добавить в избранное Обзор понравился +13 +25

Метроном – это специальное приспособление, основная задача которого – задавать ровный темп и выделять долю при помощи ударов. Механические метрономы имеют в себе специальный маятник со шкалой, которая обозначает темп, и грузик, который этот самый темп задает. Появившиеся сейчас электронные устройства имеют встроенный звуковой семпл – удара или писка, который и отмечает нужную скорость.

Метроном необходим любому музыканту, вне зависимости от того, на каком инструменте он играет. Сейчас это единственное приспособление, которое способно максимально ровно отсчитывать темп, и помогать в развитии чувства ритма, изучении рисунков и размеров.

Как работает метроном

Принцип устройства этого предмета максимально простой. В электронных вариантах вы выбираете размер и задаете нужный вам темп, после чего начинаете слышать звуковой сигнал через равные интервалы. Даже в простейших аппаратах вы можете настроить любой удобный для вас тактовый размер, а также скорость ударов. Иногда можно поменять звук на более приятный для вас.

Видео на английском, но чтобы разобраться знание языка не потребуется.

Виды метрономов

Электронные метрономы карманного типа

Они представляют из себя небольшие устройства с экраном и динамиком, а также разъемом для наушников. Их легко поместить в карман и в случае необходимости доставать в любом удобном месте. Особенно данный прибор подойдет ударникам, которые на репетициях включают его себе в уши.

Механические метрономы

Самые первые модели этих устройств, которыми пользовались многие известные композиторы. В них вы можете сами задать только темп, передвигая грузик маятника вверх или вниз – а размер выбираете уже сами. Он не выставляет акцентов, и это несколько неудобно для начинающих музыкантов.

Это уже полноценный музыкальный инструмент. Драм-машины имеют в себе целую библиотеку различных пресетов со звуками ударных – начиная от обычной бочки и заканчивая экзотикой, типа коубеллов и электронных звуков. Если вы хотите играть в группе, но не можете найти ударника, то попробуйте драм-машину. Сейчас можно даже найти подобные программы в интернете – например, плагин Easy Drummer или Addictive Drums.

CD Метроном

Довольно устаревшая вещь, которая, при этом еще встречается у некоторых музыкантов. Такой метроном представляет из себя CD, на котором записаны удары в разном темпе. На самом диске все треки пронумерованы для удобства поиска. Это крайне неудобная вещь, потому что количество скоростей ограничено и их невозможно поменять.

Приложения для смартфона

Такой вид метронома в большинстве случаев бесплатный и всегда у вас под рукой. Приложения имеют стандартный функционал, такой же, как на механическом и электронном устройстве. Самое выгодное и простое решение, особенно для начинающих гитаристов.

Программы для компьютера

Сейчас в интернете можно найти огромное количество программ со встроенным метрономом. Самые очевидные варианты – Guitar Pro или Fruity Loops, однако можно также скачать чистые утилиты, основная функция которых – отсчитывать темп.

Онлайн программы, работающие прямо на сайте

Воспользоваться такой программой можно прямо на нашем сайте. работает прямо в браузере. Он ничем не отличается от обычных вариантов электронных устройств и предоставляет те же самые функции.

Скорее всего, вы сразу же откажетесь от механических и CD-вариантов этого устройства, поскольку они мало функциональны. Для домашних занятий хорошо подойдет сайт с онлайн-метрономом. Вы не будете засорять компьютер лишними программами, при этом, не теряя никаких возможностей и просторе в выставлении скорости и размеров. Если же вы играете не только дома, а еще и на репетициях, то задумайтесь о приобретении электронного метронома и наушников к нему.

Все песни имеют четкий темп и размер, в котором они играются. Идеальное исполнение песни подразумевает под собой полное попадание всех музыкантов в ритм и темп. Именно для тренировки чувства ритма метроном и нужен. Благодаря ему вы научитесь играть ровно, акцентируя свое исполнение на нужных долях. Кроме того, благодаря метроному вы сможете отрабатывать четкость и ровность разных ритмических рисунков, таких как синкопа или свинг. В основном отработка техники игры происходит через проигрывание под удары устройства.

Как пользоваться метрономом

Разберитесь в элементарной теории: такты, размеры, доля, темп

Для начала вам стоит понять, что вообще можно выставлять в метрономе. На этот вопрос отвечает элементарная теория музыки:

Такт – единица метра, которая начинается с самой сильной доли и заканчивается перед равной ей по силе. Иными словами, это отрезок композиции, за время которого метроном успевает отсчитать равное его размеру количество ударов.

Размер – единица, которая указывает количество долей в такте. Обычно обозначается через слэш – например, 4/4. Первая цифра обозначает то, сколько долей входит в такт, а вторая – длину нот, которые туда входят.

Доля – один удар метронома. Доля бывает сильной – как правило, она первая, относительно сильной и слабой.

Темп – скорость, с которой играется композиция. Изменяется в bpm – beats per minute – количестве ударов в минуту.

Потренируйтесь играть под метроном в определенном темпе. Найдите максимальную точку, на которой вы все еще сможете проигрывать пассажи, и уменьшите ее на треть. Это – ваш наиболее удобный темп, когда вы не перенапрягаетесь при игре.

Темп

После того, как вы подберете темп под себя, начинайте проигрывать упражнения, постепенно увеличивая его. В идеале вы должны увеличивать темп на 1-2 bpm каждый час, и тогда руки будут привыкать к новым скоростям. Разгон пальцев и кисти – сложный и долгий процесс, поэтому вам придется хорошо поработать.

Тактовые размеры: распространенные и сложные

Распространенных размеров всего два – 4/4 и 3/4, а также производные от них – 8/8, 6/8 и так далее. Сложные представляют собой комбинации из простых – например, 7/8 это сочетание 4/4 + 3/4, и так далее по аналогии. К сложным размерам придется привыкать, потому что они имеют своеобразную ритмику и расположение долей.

Громкость

Разумеется, не забудьте про громкость. Отстроить все нужно так, чтобы вы четко слышали , а также отсчет метронома и, соответственно, ваше попадание в него.

Как играть под метроном на гитаре

Выучите музыкальный фрагмент, произведение или песню

Возьмите любую свою любимую песню и попробуйте ее выучить. Будет это стандартная композиция на акустической гитаре или же электро-пассаж. Сыграйте ее так, как получится, и когда вы выучите текст, включайте метроном и начинайте играть под него.

Вполне вероятно, что у вас не получится сделать это в изначально темпе композиции. В этом случае понизьте темп до более удобного для вас и играйте четко в удары метронома. Постепенно разгоняйтесь и рано или поздно вы достигнете нужной скорости.

Сфокусируйтесь на сложных участках и отрабатывайте их

Разумеется, в первую очередь нужно следить за тем, как вы играете. Звук должен быть чистым, с хорошей атакой и без лишних призвуков. Если вам тяжело играть определенные моменты песни – то лучшим вариантом будет понижение темпа конкретно в этом участке и повторению места до момента, когда на нужной скорости вы будете играть чисто.

Отработайте песню или произведение целиком

Как только текст будет выучен – начинайте проигрывать его полностью. Точно также следите за звуком и обязательно – за попаданием в долю, атаку, акценты и чистоту игры.

При отработке песни регулярно увеличивайте bpm метронома на 1-2 единицы, если на текущем темпе вы справляетесь уже без проблем. Благодаря этому изменения в ваших руках будут происходить плавно, и они будут постепенно привыкать к новым скоростям. Продолжайте до тех пор, пока вы не придете к исходному темпу композиции.

Упражнения под метроном

1 упражнение

Это упражнение позволит вам прочувствовать пульсации. Оно выглядит так:

Выставьте в метрономе удобный темп, но не максимальный для вас. Теперь на каждый удар метронома вы должны ударить по струне дважды. То есть условно, если размер, в котором вы играете, 4/4, то ударов должно быть восемь – то есть в два раза быстрее. После этого попробуйте на каждую долю играть три ноты, и так далее. Это сложно, но ощутимо разгоняет руку, и позволяет понять, как равномерно ускоряться внутри одного темпа.

Практические примеры 1-го упражнения

Играйте на одну долю 2 ноты/удара по струнам

Играйте на одну долю 3 ноты/удара по струнам

Играйте на одну долю 4 ноты/удара по струнам

2 упражнение

Это позволит вам отработать синкопы. Выставьте темп и теперь играйте под него со смещением долей. То есть вместо стандартного «Раз – два – три – четыре» вы будете играть «Раз – пауза – два-три – пауза – раз-два» и так далее. Благодаря этому упражнению вы поймете, как можно разнообразить вашу игру, и как можно взаимодействовать с долями внутри музыки.

Практический пример 2-го упражнения. Прослушайте аудио чтобы понять как правильно играть.

Метроном – важная и необходимая вещь для любого музыканта. Крайне желательно, чтобы вы начинали заниматься под него сразу же, как только взяли в руки инструмент. Благодаря этому вы не только быстрее научитесь тому, , но и сразу приучите себя к четкому и ровному исполнению произведения.

Свои занятия всегда начинайте с разминки под метроном – но никогда не выставляйте максимальные для себя значения, когда вы играете на пределе своих возможностей. Следите в первую очередь затем, насколько ровно и чисто вы играете – а не за скоростью. Именно тогда вы достигните больших гитарных высот.