Кто такой Вий? (3 фото). Славянская мифология: вий Легенды и мифы о славянском Боге Вие

Кто такой Вий? (3 фото). Славянская мифология: вий Легенды
 и
 мифы
 о
 славянском
 Боге
 Вие
Кто такой Вий? (3 фото). Славянская мифология: вий Легенды и мифы о славянском Боге Вие

Е. ДМИТРИЕВА, историк

Всего полтора десятка строк посвятил Н. В. Гоголь в своей повести Вию. Но кто хоть раз в жизни прочел их, уже никогда не забудет столь яркий, необычный, впечатляющий образ. Возможно, одна из причин здесь кроется в особой загадочности, непонятности Вия. Как возник этот образ, откуда появился? Кто он - Вий и что мы знаем о нем?

Сего славяне признавали подземным богом, коего место занимал у древнейших Плутон, царь адский.
М. Д. Чулков. "Абевега русских суеверий"

Обитателей мира мертвых, духов, враждебных всему живому, мертвецов называли в Древней Руси навиями.

Так называемый Збручский идол. Он отражает устройство Вселенной по представлениям древних славян.

Изображение Велеса в Дмитровском соборе XII века (консоль колонны) во Владимире.

Хоровод не просто народный танец, а языческий обряд-заклинание. Народное гуляние. Литография мастерской Ивана Голышева. Мстера. 1871 год.

Святой Власий со стадами скота и святой Спиридоний. Новгородская икона ХVI века.

Следы языческих верований, в частности культа Велеса, прослеживались в народной культуре и фольклоре вплоть до начала XX века. Так, например, трава, кусты, деревья и прочая растительность назывались в народе "волосами земли".

Для начала процитируем Гоголя: "- Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца.

И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь, длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий, - и все сонмище кинулось подымать ему веки.

"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный, грянулся он о землю, и тут же вылетел дух из него от страха".

Трудно найти в произведениях русских классиков персонаж более впечатляющий и загадочный, чем гоголевский Вий. Явно относясь к героям фольклорным и сказочным, он и среди них выделяется своей особой эффектностью и необъяснимой, скрытой мощью. "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения, - писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей повести. - Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". Если учитывать, что в 1835 году, когда была написана повесть, славянская фольклористика как наука еще только зарождалась и о своей собственной мифологии мы знали не больше, чем, например, о китайской, то нет ничего удивительного, что Гоголь не дал более содержательного пояснения относительно "начальника" малороссийских "гномов".

Сегодня мы можем уже без страха взглянуть в глаза Вию и рассказать о нем все то, чего не знал даже его литературный отец.

Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось и само имя - Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов "вия", "вийка" - ресница (а "повико" - веко). Ведь самая запоминающаяся и характерная черта Вия - огромные веки, поэтому вполне естественно, что имя его произошло как раз от них.

И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья. В сказке про Ивана Быковича, записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора A. Н. Афанасьевым, рассказывается, что после того, как Иван сначала победил на реке Смородине трех многоголовых чудищ, а потом уничтожил их жен, некая ведьма, лишившись теперь своих дочерей и зятьев, утащила Ивана к хозяину подземного царства, своему мужу:

"На тебе, говорит, нашего погубителя!" - И в сказке перед нами предстает тот же Вий, но в подземном царстве, у себя дома:

"Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей".

И у Гоголя, и в сказке, записанной Афанасьевым, не удивительно присутствие железных атрибутов. У гоголевского Вия - железное лицо, железный палец, у сказочного - железная кровать, железные вилы. Железная руда ведь добывается из земли, а значит, владыка подземного царства, Вий, был своего рода хозяином и покровителем земных недр и их богатств. Видимо, поэтому Н. В. Гоголь причисляет его к европейским гномам, хранителям подземных сокровищ. Для древнего человека в пору складывания славянской мифологии железо, прочный металл, трудно добываемый и трудно обрабатываемый, незаменимый в хозяйстве, представлялся величайшей ценностью.

Сказочный герой Афанасьева с его длинными бровями и ресницами полностью соответствует облику Вия. Однако в славянской мифологии для хозяина подземного царства наличие именно длинных бровей или ресниц было, видимо, необязательно. Его отличительная черта - просто длинные волосы, а что это, ресницы, брови или борода, - не суть важно. Можно предположить, что непомерные веки - позднейшее искажение народного предания. Главное не веки, а просто длинные ресницы, волосы. В одной из белорусских сказок описывается "царь Кокоть, борода с локоть, семьдесят аршин железный кнут, из семидесяти воловьих шкур сумка" - образ, аналогичный хозяину подземного царства. Известен также и сказочный старичок "Сам с ноготок, борода с локоток", обладатель непомерной силы и огромного стада быков. В услужении у него находился трехглавый змей, а сам он скрывался от преследовавших его богатырей под землей. Но есть среди белорусских сказок и такая, где Кощею, так же как и Вию, служанка поднимала веки, "по пять пудов каждое". Этот Кощей "как поглядит на кого - так уж тот от него не уйдет, хоть и отпустит - все равно каждый придет к нему обратно".

Значит, оттого нельзя смотреть Вию в глаза, что заберет, утянет к себе в подземелье, в мир мертвых, что, собственно, и произошло с беднягой Хомой в гоголевском "Вие". Наверное, поэтому в христианских апокрифических легендах с Вием отождествлялся святой Касьян, которого в народе считали воплощением високосного года и олицетворением всяких несчастий. Думали, что Касьян, так же как и хозяин подземного царства, живет глубоко под землей, в пещере, куда не проникает дневной свет. Взгляд Касьяна губителен для всего живого и влечет за собой беды, болезни, а то и смерть. Некоторыми чертами Вия наделялся и апокрифический Иуда Искариот, который в наказание за предательство Иисуса Христа якобы потерял зрение из-за чрезмерно разросшихся век.

Так откуда же появился в славянской мифологии и фольклоре столь странный образ Вия? Найти ответ помогают основные признаки нашего персонажа: волосатость, обладание стадами быков и причастность к подземному миру. Эти признаки заставляют вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества - Велеса (Волоса). До того как люди научились обрабатывать землю, он покровительствовал охотникам, помогал добывать зверя, что, по мнению многих исследователей, обусловило имя божества. Оно происходит от слова "волос", то есть мех, шкура охотничьей добычи. Велес олицетворял также и духов убитых зверей. Отсюда представление, что божество это связано со смертью, миром мертвых. "Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать духа убитого зверя, духа охотничьей добычи, то есть бога того единственного богатства первобытного охотника, которое олицетворялось тушей побежденного зверя". Так писал о Велесе-Волосе академик Б. А. Рыбаков.

Но прошло время, и неотъемлемой частью хозяйства древних людей стали земледелие и скотоводство. Охота утратила былое значение, Велес же стал покровителем домашнего скота. Вот почему у старичка "Сам с ноготок, борода с локоток" бычьи стада, и всякий, посягнувший на них, рискует испытать на себе дюжую силу хозяина стада. Количество скота в древности - главный показатель богатства семьи. Скот давал человеку практически все необходимое: это и тягловая сила, это и мех, кожа, шерсть для одежды и других хозяйственных нужд, молоко, молочные продукты и мясо для пропитания. Не случайно обычай измерять богатство в "головах" скота дожил до Средневековья. Словом "скот" обозначалась не только собственно скотина, но и все имущество, богатство семьи. Слово "скотолюбие" употреблялось в значении "корыстолюбие", "жадность". Пост финансового чиновника, стоящего между посадником и старостой, назывался "скотник", поскольку "скотница" - это казна (отсюда еще одно значение Велеса как божества: ведающий доходом и богатством).

Не случайно поэтому Велес противопоставлялся Перуну - богу небес, грозы и войны. Ведь богатство, достаток и война, влекущая разорение, несовместимы. Податель гроз Перун обитал на небе, в заоблачном царстве богов. Велес же связывался с подземным миром мертвых, "тем светом". Вплоть до начала XX века сохранялся обычай после жатвы оставлять в поле пучок несжатых колосьев - "Велесу на бородку". Крестьяне надеялись заслужить этим благосклонность покоящихся в земле предков, от которых зависел урожай следующего года. Деревья, кусты, травы назывались в народе "волосами земли". Таким образом, неудивительно, что хозяин подземного царства Велес, чье имя через века оказалось забыто, изображался в виде волосатого старика и получил впоследствии из-за этого имя Вий. (Впрочем, имя Вий по происхождению аналогично имени Велес: и то и другое произошли от слов "волосы", "ресницы".)

С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию (скорее всего, из-за созвучия имен), день которого приходился на 11 февраля (24-е по новому стилю). Во многих местах России Власьев день отмечали как большой праздник. Например, в Вологодской губернии на празднество съезжались жители соседних волостей, служили торжественный многолюдный молебен, во время которого освящали караваи хлеба. Дома хозяйки скармливали ломти освященного хлеба скоту, надеясь тем самым уберечь его от болезней на весь год. С этого дня на базарах начинались торги скота. К святому Власию обращались с молитвой о сохранности и здоровье скота: "Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали". Иконы святого вешали в коровниках и хлевах для защиты скота от всевозможных несчастий.

А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия - персонажа сугубо отрицательного, "нечистой силы". Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную - святой Власий, покровитель скота и отрицательную - Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.

"Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамленья божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги". Так заканчивает свою повесть "Вий" Николай Васильевич Гоголь.

Славянская мифология не менее богата, чем мифологии других народов. В ней насчитывается много разных как добрых, так и злых персонажей. Некоторые из последних не просто злые, а жуткие. К ним относится такой одиозный образ как Вий. Это сущность из потустороннего мира, обладающая взглядом, способным убить каждого.

Глаза монстра закрыты огромными длинными веками, ниспадающими до земли. Поэтому сам он не может их поднять. Для этого существуют специальные помощники. По приказу Вия они поднимают его веки железными вилами, и глаза чудовища из преисподней начинают сеять ужас и смерть.

Вий - отрицательный персонаж в славянской мифологии

Именно от взгляда жуткого монстра и пошло поверье о сглазе или дурном глазе. По преданиям сглаз вызывает смерть людей и животных, от него засыхают деревья, желтеет зелёная трава. Он также может наслать на человека полосу неудач, нищету, болезни и другие напасти. Особенно к сглазу чувствительны роженицы и невесты. Для защиты от дурного глаза и была придумана свадебная фата, а беременные женщины старались не попадаться на глаза посторонним людям, особенно незнакомцам.

И все эти обычаи начали проистекать от обитателя преисподней с его ужасным взглядом. Считается, что свою мистическую составляющую он получил от Велеса – языческого бога и главного врага Перуна, у которого воровал скотину. Велес был связан с чертями и другой нечистью и породил Вия, который стал самым сильным и ужасным исчадием преисподней.

А вот у славян, живших в Прибалтике, этот примечательный образ считался одним из сыновей Чернобога. Последний символизировал собой абсолютный хаос, разрушение и вселенскую тьму. Он управлял всеми стихиями, а нечисть из преисподней ему прислуживала. То есть Чернобог считался отрицательной божественной сущностью, поэтому неудивительно, что от него произошёл жуткий монстр с убивающим всех взглядом.

Чернобог олицетворял зло в славянской мифологии

В то же время Вий в мифологии имел и ряд положительных черт. Нередко он изводил людей злых и духовно ущербных. А вот личностей, крепких духом и волевых, привечал и не делал им зла. Он был чрезвычайно противоречивым созданием, подверженным резким перепадам настроения. Но главной его функцией, в любом случае, являлось зло. Только иногда оно проявлялось во всю силу, а иногда было едва заметно.

Эту преисподнюю нечисть описал в своём одноимённом произведение Николай Васильевич Гоголь. Он охарактеризовал её как приземистую, косолапую, с жилистыми руками и ногами. Вий у него с головы до ног покрыт чёрной землёй. Пальцы и лицо у монстра железные, а веки длинные и касаются земли. Взглядом он не убивает, а лишь разрушает защитную силу оберегов от нечисти. Он является лишь направляющей силой, но не убийцей. И главный герой произведения Гоголя Хома умирает вовсе не от взгляда монстра, а от ужаса, охватившего его душу.

Станислав Кузьмин

Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

В восточнославянской мифологии Вий - дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии - грозный старик с бровями и веками до самой земли.

Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе и порче - о том, что от плохого взгляда всё гибнет и портится. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы.

Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое - украинское слово "вії" (произносится - "вийи"), что в переводе с современного украинского языка означает "веки"; и второе - со словом "виться", так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.

Согласно "Книге Коляды": "Воеводою в войске Чернобога служит Вий, брат бога неба Дыя. В мирное время Вий - тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, коим потчует грешников. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянёт на человека - тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землёй".

Н.В. Гоголь в своём произведении "Вий" (в месте где философ Хома Брут остался на ночь в церкви) так описывает сие божество:

"И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землёю руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий. - И всё сонмище кинулось подымать ему веки".

"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И всё, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха. Оттого и нельзя смотреть Вию в глаза, ибо заберёт, утянет к себе в подземелье, в мир мёртвых.

Гоголь также добавляет к своему произведению следующее: "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте как слышал".

Согласно исследованию Д. Молдавского1, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния и украинских слов: "вiя" - ресница и "повiко" - веко.

Известный русский фольклорист А.Н. Афанасьев видит в Вие отражение древнего и могучего божества славян, а именно бога-громовника (Перуна).

Религиозный символ Бога Вия - Всевидящее око - в значении "ни что не скроется от взгляда судьи). Предположительно, его идол также изображался с таким символом.

Ний (зап.-слав.) или Вий (вост.-слав) - соотносится также с Плутоном2, по Длугошу3 ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса:

"Кн. I ... Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно4, куда сходились изо всех мест".

Мацей Стрыйковский5 в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет:

"Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды".

Религиозный символ Бога Вия

В русских народных сказках со схожими сюжетами (таких как "Бой на Калиновом мосту", "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо") и записанных также А.Н. Афанасьевым герой и его названые братья сражаются с тремя чудовищами (Чудо-Юдами) и побеждают их, затем раскрывают козни жён чудовищ, но Мать Змеев смогла обмануть Ивана Быковича и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику.

На тебе, - говорит, - нашего погубителя.

Старик лежит на железной кровати, ничего не видит, длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы чёрные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..."

Старый старик устраивает Ивану Быковичу испытание с похищением для него невесты. А затем соревнуется с ним, балансируя над огненной ямой, стоя на доске. Старик этот проигрывает испытание и низвергается в огненную яму (христианскую "Гиену огненную?"), т.е. в самую глубь нижнего мира (Преисподнею). В связи с этим не лишне упомянуть и то, что южные славяне зимой проводили новогодний праздник, где сжигался старый, змеевидный бог Бадняк6 (соотносимый со старым годом), а его место занимал молодой Божич.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд , закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. Это существо также считалось воплощением ночного кошмара.

Былинный отец Святогора неспроста отождествлён А. Асовым7 с Вием. Приехавший к слепому (тёмному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение "пожать руку" подаёт слепому великану кусок раскалённого до красна железа, за что получает похвалу: "Крепка твоя рука, хороший ты богатырёк".

И у Гоголя, и в сказке, записанной Афанасьевым, не удивительно присутствие железных атрибутов. У гоголевского Вия - железное лицо, железный палец, у сказочного - железная кровать, железные вилы. Железная руда добывается из земли, а значит и Владыка подземного царства, Вий, был своего рода хозяином и покровителем земных недр и их богатств. Видимо, поэтому Н.В. Гоголь причисляет его к гномам, которые, согласно европейской традиции, являлись хранителями подземных сокровищ.

Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.

Вероятно, что в дальнейшем Вий сливается с образом Кощея-БеЗсмертного - царя мёртвых, бога смерти. В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кощею поднимают веки семью вилами, что указывает на его сходство или родство с Вием. Обращает на себя внимание родство слов: кочерга, кошевой, Кощей, кош-мар. "Кощ" означает случай, жребий (ср. "макощ"). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в Пекле, чтобы из этой мёртвой материи народилась новая жизнь. Христианский святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как например, на барельефе церкви Вознесения на Большой Никитинской улице в Москве 16 века. Этот святой, введённый в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несёт концами вниз - урожая нет, вверх - урожаю быть. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.

В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы-Яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях - череп (что вероятнее всего имеет отношение именно к Кощею, ибо Кощное царство было усыпано черепами и костями человеческими). Когда она вернулась домой, череп-горшок сжёг дотла своим магическим взглядом её мачеху и дочерей мачехи.

Кощей, в более позднюю эпоху, выделился как самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими8 персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Бабы-Яги, которая проводит героя в его мир - Кощное Царство. Интересно также и имя героини (в одной из русских народных сказок), похищаемой Кощеем - Марья Моревна (смерть смертная).

В православном христианстве Вий заменён - святым Касьяном.

В русских преданиях, легендах, поверьях образ Святого Касьяна (жившего в X веке и прославившегося проповедованием монашеской жизни и основанием монастырей в Галии), несмотря на всю праведность его жизни, рисуется как отрицательный. В некоторых сёлах он даже не признавался за святого, а самого имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывался с адом и присваивали ему демонические черты в облике и поведении.

По народным представлениям, Святой Касьян недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом (хорош "святой", не правда ли?). Русские люди верили, что "Касьян на что ни взглянет, всё прянет", "Касьян всё косой косит", "Касьян на народ - народу тяжело", "Касьян на траву - трава сохнет, Касьян на скот - скот дохнет". В Сибири считали, что Касьян любит "заворачивать" головы цыплят, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник - "Касьянов День" (Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян), который отмечают 29 февраля в високосный год, Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей - будет мор, на скот - падёж, на поля - неурожай. Почитание Касьяна приходилось также и на 14-15 января.

Кроме того, считалось, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит за всевозможными запорами; вероятнее всего, именно исходя из этого появилась версия о сходстве Вия-Касьяна с индуистским богом Ваю, который действительно схож по описаниям с нашим Вием. Ваю - бог ветра, а также податель благ, он предоставляет убежище и может рассеять врагов. Его представляют с тысячей глаз, но в то же время облик его расплывчат.

Наше древнейшее навье божество Вий имеет аналога также у древних ирландцев, у которых оно зовётся Балор. В ирландской мифологии это божество является одноглазым богом смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Во время битвы веко бога поднимало четверо слуг.

Список использованной литературы:

1) Свято-Русские Веды. Книга Коляды., М.: "ФАИР-Пресс", 2007.

2) Н.В. Гоголь. - Вий, из Собрания сочинений в девяти томах. Том 2. М.: "Русская книга", 1994.

3) Гаврилов Д.А., Наговицын - Боги Славян. Язычество. Традиция, М.: "Рефл-бук", 2002.

4) А.Н. Афанасьев - Народные Русские Сказки. Выпуск IV., К.Солдатенкова и Н.Щепкина, 1860.

5) М. Драгоманов - Малорусские народные предания и рассказы, Киев, 1876, с 224, а также И. Ичиро - Общеславянский фольклорный источник гоголевского Вия, Известия АН СССР, сер. лит. и русского яз.N5, 1989.

6) А.Ф. Гильфердинг - Онежские былины, М., 1949.

7) Йордан Иванов - Богомильские книги и легенды, София, 1925.

8) П. Виноградов - Жизнь святых... М., 1880, с 29.

1 Д. Молдавский - ленинградский критик и фольклорист.

2 Плутон - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру (древнегреческому поэту-сказителю) и другим источникам, находится где-то на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю".

3 Ян Длугош (1415-1480) - польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор "Истории Польши" в 12 томах.

4 Гнезно - город в Польше, входящий в Великопольское воеводство, Гнезненский повят.

6 Бадняк - полено, сжигаемое в христианский Сочельник на очаге, и основной обряд рождественского цикла праздников у южных славян.

7 Александр Иванович Асов - писатель, журналист, историк и филолог, один из известнейших современных исследователей и знатоков древней славянской культуры и славянского язычества.

8 Хтонический - принадлежащий к подземному миру.

Возможно соответствие образа Вия Кощею Бессмертному . По мнению Е. Дмитриевой , на образ Вия перешли черты языческого бога Велеса .

Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами - святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля - и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда . Также на Украине с «вієм» (то есть «веем») связывали вихри и смерчи . Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен . На основе же украинской легенды о Вие Николай Васильевич Гоголь создал повесть «Вий» .

Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя .

Вий Гоголя

Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.

Примечание Н. В. Гоголя

Название нечисти «вий» и его длинные ресницы явно указывают на слово в украинском укр. вія - ресница и повіка - веко , а также, возможно, укр. вий - вой .

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем . Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха .

В современной культуре

См. также

Примечания

  1. , с. 90.
  2. , с. 124.
  3. , с. 176.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. , с. 310.
  6. Ґейштор Александр . Стрибог // Слов"янська міфологія / Пер. з польськ. - К. : ТОВ «Видавництво „Кліо“», 2014. - С. 178. - ISBN 978-617-7023-22-6 .
  7. , с. 90.
  8. Рустам Шаяхметов . Об отсутствии в украинском языке понятия вій и времени фиксации в словарях онима вій // Toronto Slavic Quarterly. - № 38 (Fall 2011). - С. 225-228.
  9. Левкиевская Е. Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mythologica Slavica. - Ljubljana: Piza, 1998. - Т. 1. - С. 307-315.
  10. , с. 152-154.
  11. , с. 307.
  12. , с. 309.
  13. Eihwaz. Сингл "Вий" Eihwaz (неопр.) .

Литература

  • Абаев В. И. Образ Вия в повести Н. В. Гоголя // Русский фольклор. Материалы и исследования. Том III / Под ред. А. М. Астаховой и др.. - М. , Л. : Издательство Академии наук СССР, 1958. - С. 303–307 .
  • Вий // Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии - М.: АСТ: Астрель: Русские словари - 2001. - 624 с. - С. 169
  • Дмитриева, Е. Вий - кто он? // Наука и жизнь. - М. , 2002. - № 8.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Иван Быкович // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : В 5 т. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - Т. 1. - 320 с. -

В восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: ср. укр. вiя, вiйка, белорус. вейка «ресница». По русским и… … Энциклопедия мифологии

Я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. ● По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Энциклопедический словарь

В восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом … Большой Энциклопедический словарь

Лицо из малороссийской демонологии; старик с бровями и веками до самой земли; но если поднять его веки и брови, то взор его убивает и разрушает все, что он видит. Предание это обработано Гоголем в «Вие». Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 4 вымышленное существо (334) герой (80) ний (2) … Словарь синонимов

Вий - Вий, В ия, предл. п. о В ие (мифол.) … Русский орфографический словарь

вий - я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Словарь многих выражений

ВИЙ - (персонаж одноим. повести Н. В. Гоголя; см. тж ВИЕВ) Ревность, / жены, / слезы... / ну их! – / вспухнут веки / впору Вию. / Я не сам, / а я / ревную / за Советскую Россию. М928 (355); Наследье страшное мещан, Их посещает по ночам Несуществующий,… …

-ВИЙ - см. КИЕВ ВИЙ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

В малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Вий , Гоголь Николай Васильевич. Подарочное издание повести "Вий", приуроченное к 200-летнему юбилею Н. В. Гоголя позволит читателю погрузиться в мистический мир одного из самых неординарных произведений мировой классики.…
  • Вий , Гоголь Николай Васильевич. Особенности религиозного мировоззрения великого русского писателя Н. В. Гоголя и его "мистически одаренный дух" нашли свое отражение в повести" Вий", которая в свое время была неоднозначно…