Англиканская церковь на английской набережной. Англиканская церковь Иисуса Христа (по Английской наб.)

Англиканская церковь на английской набережной. Англиканская церковь Иисуса Христа (по Английской наб.)

Второй адрес: Английская наб., 56
Здание бывшей англиканской церкви Иисуса Христа. В здании имеется 3 квартиры; принято решение об их расселении в порядке "реновации".
Еще в XVI веке англичане (первыми из европейцев) установили регулярные торговые связи с Россией, основав для этой цели Английскую торговую компанию. Никаких ограничений в области веры российские власти для них не делали. В июне 1723 фактория этой компании переехала из Москвы в новую столицу, где англичане почти целое столетие – особенно в царствование Екатерины II – были монополистами во внешней торговле.
Вместе с факторией в Петербург перебралось большинство негоциантов, составивших ядро небольшой и замкнутой колонии, насчитывавшей в конце XVIII века 1500 человек. Сперва англичане молились в капелле в доме купца Нетлетона на Галерной улице, затем – в лютеранской кирхе на дворе вице-адмирала К. Крюйса, где у них с 1719 был свой пастор. В 1723 вместе с переехавшим из Москвы пастором Томасом Конфеттом они образовали свою общину, наняв дом покойного фельдмаршала графа Б. П. Шереметева на Нижней (Английской) набережной Невы. В 1753 это здание стало собственностью английского консула и фактории торговой компании. Внутри трехэтажный дом был отделан в „итальянском стиле“.
Церковь в этом доме размещалась на втором этаже, в двусветном зале с семью окнами по фасаду. Первая служба в ней состоялась 6 марта 1754. Резной алтарь из красного дерева украшала копия картины П. Рубенса „Снятие с креста“. Перед алтарем находились четыре колонны и кафедра. Рядом с кафедрой было отведено отдельное место для английского посла и его семьи. В зале имелся орган. К началу XIX века в приходе состояло 2700 человек.
В 1814 Д. Кваренги начал перестройку старинного особняка в ампирном стиле, использовав свой, составленный в 1783, проект. Это была одна из последних работ зодчего. Центр парадного фасада был выделен ризалитом, оформленным коринфскими полуколоннами и увенчанным треугольным фронтоном с аллегорическими статуями Веры, Надежды и Любви. Первый этаж занимали помещения пастора, а второй – двусветный зал с хорами. Зал зодчий декорировал колоннами и пилястрами коринфского ордера, покрытыми искусственным мрамором. Интерьер освещали четыре люстры из золоченой бронзы. Орган реконструировал мастер Г. Л. Фридрих. 5 декабря 1815 в обновленном храме состоялась первая служба.
Акад. А. X. Пель в 1860 заново отделал церковный зал. В 1876–1878 гражд. инж. Ф. К. Болтенгаген, частично изменив оформление фасада, заложил в зале окна второго света и увеличил по высоте окна первого света. В стенной нише был установлен орган, изготовленный в 1877 фирмой „Бриндлей энд Хостер“. Окна украсили многоцветные витражи с изображением святых, изготовленные в Англии фирмой „Хитон“. Особое великолепие церковь приобрела в конце XIX века, когда на средства богатых прихожан (их имена указаны на досках) алтарь украсили мозаичные панно „Христос Вседержитель“, „Благовещение“ и „Рождество Христово“, тоже работы английских мастеров.
В 1898 англичане просили дать место для постройки еще одной церкви, хотя их колония к этому времени уменьшилась до 2000 человек. С 1901 при приходе имелась небольшая женская богадельня на 8-й линии Васильевского острова.
Погребали прихожан на англиканском отделении Смоленского и Митрофаньевского кладбищ.
Последним пастором посольской церкви на набережной был Боусфилд Ломбард.
В связи с отъездом большинства англичан, кирха в 1919 была закрыта и ее архивы вывезены в Лондон. Постановлением Президиума Ленсовета от 17 апреля 1939 здание храма было передано Публичной библиотеке, в нем долго находилось Городское бюро путешествий и экскурсий.
---
Здание построено в 1730-х гг.
Англиканская церковь Иисуса Христа организована в 1723 г. членами английской общины в снятом доме Шереметевых. В 1753 г. здание приобретено британским консулом.

В 1814-1815 гг. здание перестроено по проекту арх. Дж. Кваренги в стиле строгого классицизма.
Главный фасад с рустованными стенами был решен Кваренги в характерной для него манере: центр фасада выделен ризалитом, обработанным шестью полуколоннами и пилястрами. Ризалит был увенчан треугольным фронтоном с тремя статуями святых.

В 1877-1878 гг. изменена отделка фасада - арх. Ф. К. Болтенгаген.
В 1919 г. церковь была закрыта.

Первый этаж занимали помещения пастора. Церковь размещалась на втором этаже, в двусветном зале с семью окнами по фасаду. Резной алтарь из красного дерева украшала копия картины П. Рубенса „Снятие с креста".
Светлый молитвенный зал декорирован колоннами и пилястрами коринфского ордера, стены покрытыми искусственным мрамором.
В 1860 г. зал заново отделан - арх. А. Х. Пель.
В конце XIX в. интерьер церкви украшен витражами.
www.citywalls.ru/house1244.html

Архивные материалы о ней были после революции увезены в Лондон, и отечественные историки их до сих пор не видели. А очень хотелось бы подробнее узнать о строительстве и бытовании этого замечательного памятника сакральной архитектуры в нашем городе.

После войны здесь почти полвека находилось городское экскурсионное бюро. Англиканская община владела им более полутора веков. А первым владельцем участка был морского флота поручик Иван Петрович Шереметев (? – 1735) из знаменитого и старинного рода. Это был сын Петра Петровича, младшего брата прославленного фельдмаршала Бориса Петровича, возвратившего наш край России. В 1717 году Иван Петрович половину участка купил «у подьячего Адмиралтейской провиант-комиссии Федота Тавлеева, а другая, у кого куплена, не написано». Через два года Шереметев сообщал: «мазанковые полаты строить нечем, лес полая вода унесла». Эти палаты, вероятно, в 1720-е годы построили, но до каменных дело не дошло из-за ранней смерти хозяина.

Поскольку капитан-командор детей не имел, его владение унаследовал сперва кузен – Петр Борисович Шереметев, а затем Анна Яковлевна Шереметева (1682 – 1746), урожденная княжна Долгорукова. Она была вдовой Алексея Петровича Шереметева, брата первого хозяина данного участка, и уже имела неподалеку на набережной жилой дом. Судя по всему, именно при Петре Борисовиче, сыне и обладателе всех богатств фельдмаршала, и было между 1735 – 1738 гг. возведено каменное на подвалах здание, похожее на палаццо. В нем было три этажа, увенчанных аттиком с гербом. Входили в дом по высоким сходням, располагавшимся по центру.

Спустя семь лет после смерти Анны Яковлевны ее сыновья Петр и Сергей Алексеевичи продали за 3500 руб. унаследованный дом барону Джакобу (Якову) фон Вольфу (1698 – 1759) – английскому министр-резиденту и богатому банкиру, который и раньше в нем обитал вместе со своим компаньоном Мэтью Шифнером. Компания «Шифнер и Вольф» процветала благодаря хорошим связям со двором. Она, между прочим, пудами экспортировала ревень – лучшее в ту пору слабительное.

Когда барон умер, его племянник и наследник, тоже Яков, в апреле 1761 года перепродал особняк всего за 500 руб. двум англичанам: консулу Роберту Нетлетону и Хью Аткинсу, члену Британской фактории, которая заведовала и церковными делами английской колонии. Смехотворная продажная цена объясняется тем, что в здании уже шли богослужения для англиканской общины. Отныне на полтора века оно стало церковным домом, где побывали большинство англичан, живших в Петербурге или посещавших его.

После того как интерьер переделали, 6 марта 1754 года в большом двусветном зале капеллан Дэниэл Дюмареск провел первую службу. Дюмареск знал русский язык, общался с историком Г. Ф. Миллером и М. В. Ломоносовым, много способствовал русско-английскому научному обмену и был избран почетным членом Петербургской академии наук. Два последующих капеллана, Джон Кинг и Уильям Тук, тоже были способными учеными и за свое долголетнее в XVIII веке служение внесли большой вклад в ознакомление Англии с Россией не только в политическом, но и в культурном плане. В частности, Кинг написал и издал обширный труд «Обряды и церемонии Греческой церкви в России», который долго считался на его родине основополагающим. В церкви венчались известные столичные англичане: в 1794 году заводчик Чарльз Берд, в 1795-м – архитектор Уильям Гесте, в 1797-м – инженер Чарльз Гаскойн.

Английская колония росла (в начале XIX века насчитывала 2700 человек), и барочное здание уже не соответствовало ее общественной роли. Проект перестройки поручили знаменитому Дж. Кваренги, который выбрал типичную для себя классицистическую схему: центр здания оформлен портиком из шести прилегающих колонн композитного ордера. Он поставлен на выступающем первом этаже и завершен треугольным фронтоном с тремя аллегорическими статуями. В интерьере зодчий использовал коринфские колонны и пилястры, покрытые искусственным мрамором. Перестройка, затронувшая весь участок, проходила в 1814 – 1816 годах.

Через 60 лет прихожане решили обновить внутреннее убранство, для чего по указанию зодчего Ф. К. Болтенгагена окна верхнего света были заложены, а в нижних появились привезенные из Англии цветные витражи с фигурами апостолов. Часть стен декорировали орнаментальной росписью, живопись заполнила плафон. Эклектика потеснила ампир. Позднее стиль модерн внес свой вклад в виде мозаичных панно на евангельские темы.

Храм все время оставался центром духовной и общественной жизни столичных англичан, хотя их число медленно сокращалось. При нем работали богатая библиотека, детский сад, небольшая богадельня и благотворительное общество. Держались англичане, как всегда, обособленно и в Петербурге без дела не задерживались. Приезжая на заработки, они иногда останавливались в церковном доме, судя по такому объявлению: «Один молодой человек из англичан желает приняться в какой ни есть дом для обучения детей английскому языку...» («СПб ведомости». 1810. № 71). Похожие объявления на всем протяжении XIX века печатали садовники, управляющие, медики, мажордомы, гувернантки, счетоводы и другие из Британии востребованные иммигранты.

В 1919 году церковь закрыли, большинство прихожан репатриировались. Помещения отдали Публичной библиотеке, а после войны в них надолго обосновалось Городское экскурсионное бюро. В 2003 году бывшую церковь передали Консерватории, которая задумала открыть в ней органный зал. Поврежденный орган и сохранившиеся интерьеры подлежали реставрации, но она до сих пор даже не начиналась. Пустующее здание невозможно вернуть и местным англиканам – их в городе не более сотни, в основном иностранцев. Молятся они сейчас в шведской церкви, окормляемые приезжими капелланами. Не то чтобы реставрировать, но даже содержать огромное здание крошечная и бедная община не в состоянии.

***
Англиканская церковь Иисуса Христа (Английская наб., 56)
Неприметное здание со впечатляющими интерьерами построено на Английской набережной в 1811 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Со дня открытия и вплоть до 1919 года служило приходом Церкви Англии в Петербурге. Сегодня является одним из многих ныне потерявших свое истинное предназначение городских построек. В 1939 году церковный приход закрыли для прихожан, а чуть позже в здании разместилось Городское экскурсионное бюро. С тех пор некогда церковные помещения стали использовать в качестве актового зала.

Башня Грифонов (7-я линия ВО, д.16)
Другое название сооружения – Цифровая башня. Она была возведена в XVIIIвеке. Почти каждый кирпичик башни пронумерован. Исследователи до сих пор не могут разгадать истинное назначение этих цифр. По легенде, живший здесь в ту эпоху доктор Пель занимался алхимией. Он вывел код вселенной и записал его на стенах башни. Код охраняли мифические существа – грифоны, которых доктор разводил в башне.

Дерево любви (Большой пр. ВО, д.106)
Дерево «выросло» в саду Опочинина. Оно выполнено в форме сердца, которое состоит из красных металлических листочков. Дерево популярно среди молодоженов: новобрачные вешают на него замочки в знак крепкого брака.

Дом Карлсона (Набережная реки Фонтанки, д.50)
Наверняка в детстве все мечтали найти ту крышу, на которой живет «мужчина в самом расцвете сил». Как выяснилось, его чердак находится в Петербурге – на крыше театра, который так и называется – «Дом Карлсона».

Музей сновидений Фрейда (Большой проспект Петроградской стороны, дом №18А)

Здесь регулярно проводятся экскурсии, рассказывающие о жизни психолога и провидца Зигмунда Фрейда, об основах психоаналитики и толковании сновидений. Музейная экспозиция расположена в двух небольших комнатах, но это не умоляет ее достоинство - здесь можно провести много времени, разгадывая тайны загадочных предметов.

Памятник "Айфону" (Биржевая линия, 14)
В январе 2013 года во дворе ИТМО на Биржевой линии Васильевского острова появился мемориальный памятник Стиву Джобсу - основателю компании Apple. Необычный памятник представляет из себя 188 сантиметровый iPhone четвертого поколения. Огромный мемориал - интерактивен, в его недрах скрываются разнообразные сведения и медиа-материалы. Кстати, памятник раздает бесплатный Wi-Fi.

Скамейка здоровья (Набережная канала Грибоедова, д.20)
Петербургские курильщики не смогут выкурить сигарету на этой скамейке: она перекошена настолько, что на ней невозможно сидеть, не то что курить. Лавочка установлена в рамках акции по борьбе с курением: за скамейкой висит убедительный плакат о вреде привычки.

Скрипичный сквер (Каменноостровский пр., д.26)
В сквере имени композитора Андрея Петрова расположены восемь каменных скрипок. Каждая скрипка является художественным символом:
Вход в сквер охраняет скрипка-сфинкс – символ сохранения музыкального наследия,


- скрипка-женщина - символ вдохновения, Муза композитора,

- скрипка- кресло - трон композитора

- скрипка-яблоко - символ искушения музыкой

- скрипка-лебедь - символ музыкального совершенства


- скрипка-туфелька - символ эксперимента в музыке

- скрипка - граммофон - символ музыкальной классики

В 90-х годах, когда сквер хотели застроить, жители дома пригласили известных людей, и те посадили молодые деревца, чтобы спасти сквер от застройки. Посадил дерево и Андрей Петров. Когда композитор умер, в 2006 г. скверу присвоили его имя. А осенью 2008 года сквер торжественно открыли после реконструкции - с установленными скрипками-скульптурами.

Шахматный дворик (Загородный пр., д.28)
Одна из детских площадок Петербурга выполнена в виде красно-зеленой шахматной доски. На ней стоят металлические шахматные фигуры.








Храм создавался на народные пожертвования как памятник морякам, погибшим в Русско-японскую войну. Комитет по сбору средств возглавляла греческая королева Ольга Константиновна, а строительный комитет возглавил ее брат, великий князь Константин Константинович Романов (более известный как "К. Р.").

На строительство было собрано 302 888 руб. 73 коп. (что удивительно, но при строительстве уложились в смету и даже немного сэкономили - строительство обошлось в 277 723 руб. 19 коп.). Место для храма по инициативе адмирала И. К. Григоровича (он вскоре стал морским министром) выбрали на территории Ново-Адмиралтейского завода.


Автором проекта стал архитектор М. М. Перетяткович, выбравший в качестве прототипов Дмитровский собор и храм Покрова-на-Нерли. Стены храма украшала резьба, автором которой был скульптор Б. М. Микешин. Главным инженером-строителем стал С. Н. Смирнов. Любопытно, что в качестве инженера-строителя в строительстве храма участвовал А. Г. Джорогов, известный участием в , своим проектом крематория в Александро-Невской лавре, а также .

В здании находилось два храма - верхний и нижний. Нижний храм был украшен фресками (автор - М. М. Адамович)


Для украшения верхнего храма были использованы мозаики. В алтарной части находилась мозаика по эскизам Н. А. Бруни (изготовлена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер"), изображавшая Христа, шествовавшего по водам.


Еще три мозаики были изготовлены по эскизам В. М. Васнецова его дочерью, Т. В. Васнецовой. Две из них - "Моление о чаше" и "Несение креста", украшали колонны храма.


Еще одна - "Спас нерукотворный", располагалась над воротами звонницы.


15 мая 1910-го года, в годовщину Цусимского сражения, прошла церемония закладки храма. А 31 июля 1911-го года храм был освящен.



Внутри храма находились мемориальные доски с именами всех павших моряков (всего их насчитывалось около 12 тысяч).

К несчастью, в 1932-м году храм был взорван, священнослужители, а также многие члены "двадцатки" были репрессированы.


В 1990-м году исполком Октябрьского райсовета Ленинграда зарегистрировал устав Фонда восстановления храма. Были собраны народные пожертвования, на которые на месте разрушенного храма в 2000-2003 годах была построена часовня Святого Николая Чудотворца.



Автор ее проекта - архитектор Д. А. Бутырин


В павильоне у храма сейчас можно увидеть сохранившиеся мозаики (они хранились в Русском музее).



P.S. В субботу, 28 сентября состоится экскурсия "Выборгская сторона" .
Среди прочего мы увидим:
Сампсониевский собор - особняк, народный дом, доходный дом и жилую колонию Нобелей - Бабуринский и Батенинский жилмассивы - фабрику-кухню Выборгского района - жилой городок Политехнического института - дом специалистов на Лесном проспекте - школу на Кантемировской улице - промышленные здания, построенные ведущими архитекторами модерна К. Шмидтом, Н. Васильевым, В. Косяковым.

Когда в Петербург приходят иностранные суда, палуба которых открыта для посещения, например, во время парусной регаты, то обычно безлюдная Английская набережная наполняется людьми. Нет-нет, но взгляд посетителей падает на маленькую часовню в самом конце набережной, уже за оградой «Адмиралтейских верфей» .

Мало кто знает историю ее появления. Это часовня Святого Николая Чудотворца возведенная в память о храме, стоявшем здесь с 1909 по 1932 годы, и о его содержании.

Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца («Спас-на-Водах») была воздвигнута в память русских моряков. На стенах храма поименно были названы погибшие русские моряки за всё время существования российского флота.

Инициатива создание такой церкви исходила от капитана Игнациуса , еще до завершения строительства погибшего в Цусимском сражении . Таким образом, и его имя оказалось на стенах «Спаса-на-Водах» вместе с другими именами участников битвы, которых было более 5000.

Это было последнее решающее морское сражение Русско-японской войны 1904-1905 годов , в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена или героически затоплена экипажами своих кораблей, лишь четырём удалось дойти до русских портов.

Средства на строительство храма собирали по всей стране и простые люди, и титулованные особы. В обращении, призывающем к пожертвованиям, храм сравнивался с прощальной горстью земли, с «братской могилой».

Прототипом для создававшегося храма стала церковь Покрова на Нерли - памятник зодчества Владимиро-Суздальской Руси. При проектировании архитектор придерживался пропорций Церкви Покрова, только увеличив основные размеры в 1,5 раза.

План создания был поручен М.М. Перетятковичу . Строительство началось в марте 1910 года, а уже 14 сентября поднимали и освящали крест. Мозаичные работы были осуществлённые по рисункам Н.А. Бруни и В.М. Васнецова .




Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы Русского флага,
Лишь волны морские прославят навек
Геройскую гибель «Варяга»!

Подвиг экипажа крейсера «Варяг» , вступившего в неравное сражение с целой эскадрой японского флота, восхитил даже противника — после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

В России символическая «братская могила» - храм «Спас-на-Водах» был взорван в 1932 году, под предлогом расширения территории «Адмиралтейских верфей».

Существует легенда, что весь берег Ново-Адмиралтейского канала и Невы был усыпан битой смальтой, люди приходили сюда, чтобы взять себе «священный камушек». Но чудо состояло в том, что мозаичные панно не пострадали от взрыва. Считавшиеся ранее утраченными, они были обнаружены в запасниках Русского музея в 1995 году.

В том же году архитектор Д.А. Бутырин подготовил проект восстановления храма и постройки часовни. В 2003 году часовню освятили и передали в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров.
В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.

После поездки в 1698 г. Петра I в Англию резко увеличивается поток британских подданных, приглашенных царем в Россию. В начале XVIII в. англичане образуют свою конгрегацию, а в 1723 г. Английская Фактория переезжает в Санкт-Петербург. В это время появилась англиканская церковь на Галерной улице, имевшая около 300 прихожан. Трехэтажный каменный дом на участке дома № 56 по Английской набережной был возведён между 1735-1738 гг. и принадлежал князю Петру Борисовичу Шереметеву. В 1747 г. через английского генерального консула барона Якоба Вульфа Фактория сообщила Лондонской Российской кампании о своём желании построить новую часовню и дом капеллана. Императрица Елизавета оказала содействие в поисках участка, и в 1753 г. английский министр-резидент и банкир барон Вульф сообщил о приобретении дома князя Шереметева. После необходимых переделок в здании, церковь была открыта в марте 1754 г. Просторный молитвенный зал, отделанный в итальянском стиле, располагался на втором этаже дома. Уже тогда он был двусветным, с двумя рядами окон, поэтому с парадного фасада здание выглядело трехэтажным. Перед резным красного дерева алтарем, окруженным перилами, стояли четыре колонны, кафедра и ведущая к ней деревянная лестница с художественной резьбой. На восточной (алтарной) стене нефа висели мраморные плиты: в центре - скрижали Моисеевых заповедей, слева - молитва Господня "Отче наш", справа - Символ веры. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой... К 1790 году здание на Английской набережной уже записано как Английская кирха. К 1810-м гг. численность англиканской общины Северной столицы значительно возросла, и возникла необходимость реконструкции церковного здания. В 1814 г. по проектам, составленным Джакомо Кваренги, начинаются работы по перестройке здания. Благодаря сохранившимся в Италии чертежам и гравюрам, сделанным с чертежей Кваренги и опубликованным после смерти зодчего его сыном, можно судить о первоначальном замысле автора. Используя здание Английской капеллы, выходившее лицевым фасадом на набережную реки Невы и небольшие два флигеля на Галерной улице, архитектор соединил их служебными разновеликими корпусами, расположенными по периметру двора, и создал единый великолепный комплекс зданий от Английской набережной до Галерной улицы. Фасад здания, выходившего на Неву, был решен в обычной для этого времени манере. Центральный ризалит имел портик с 4 колоннами и 2 пилястрами коринфского ордера. Завершался ризалит гладким треугольным фронтоном с тремя скульптурными фигурами по углам: "Вера", "Надежда", "Милосердие". Центральная ось здания подчеркивалась полуциркульным окном в подвальном этаже и двумя фигурами сфинксов на постаментах по бокам этого окна. В 1824 г. автор памфлета об Английской Фактории в России писал: "…Фактория расширила церковь, резиденцию капеллана, библиотеку и другие службы и обмеблировала в манере, которая отражает честь Английской нации". Квартира капеллана находилась в первом этаже здания, прямо под церковным залом. Стены церковного зала были разбиты пилястрами и колоннами коринфского ордера. С востока располагался алтарь. Картину "Распятие" обрамлял лепной портал с архангелами наверху. Полукруглая солея с мраморными ступенями была размещена между двух колонн. С юга и севера от "Распятия" в простенках находились печи-камины с фигурами святых над ними. В центре продольной северной стены располагалась богато украшенная деревянная резная кафедра, напротив неё в южной стене - место Английского посла с балдахином и британским королевским гербом. В 1860 г. академик архитектуры Александр Христофорович Пель надстроил боковые флигели второго этажа, а также сделал главным вход в здание церкви с набережной. Новым украшением алтаря стала специально выполненная копия масштабного полотна Питера Пауля Рубенса "Снятие с Креста" (с оригинала, ныне находящегося в Государственном Эрмитаже). В связи с предстоящим юбилеем королевы Виктории, являвшейся главой Англиканской Церкви, в 1876 г. для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Работы под его руководством производились в 1877-1878 гг. В целом он сохранил замысел Кваренги, но убрал с главного фасада окна третьего яруса, соответственно увеличив высоту окон второго и рустировав его фасад, так что снаружи строение стало выглядеть не трёх-, а двухэтажным. Новое оформление церковного зала - в духе викторианской эпохи - необычно для христианских храмов. Пилястры и колонны были расписаны стилизованными цветами, листьями и плодами: лилий, лавра, граната, яблони, шиповника, оливы, дуба. Ближайшие к алтарю пилястры украсили виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы. В тот же период храму были подарены два витража 1880-х годов с изображениями покровителей Англии - святого Георгия и святой Елизаветы. Для их установки были пробиты оконные проёмы в южной стене нефа. Вместе с ними ещё 13 витражей украсили окна северной и южной стен. Они были изготовлены фирмой "Heaton, Butler and Bayne", в которой церковные заказы исполнял художник-витражист Роберт Бэйн. Вероятно, именно он и является автором этих монументальных композиций. Это - единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX в. В 1877 г. по заказу Английской колонии был построен орган английской фирмой "Brindley and Foster". Фирма была открыта в 1854 г. в Шеффилде в связи с возросшей потребностью в органостроении для большого количества строящихся церквей. По литературным источникам известно, что для России было изготовлено 4 органа, но сохранился единственный в Англиканской церкви в Санкт-Петербурге. На игровом пульте органа - надпись с именами дарителей Джона Джеллибрэнда Хаббарда и Уильяма Эджетрона Хаббарда. Корпус органа выполнен из дуба, в соответствии с традициями английского органостроения, в проспекте установлены декорированные живописью (масло, золочение) трубы. Игровой пульт выполнен в виде шкафа в нижней части проспекта; верхняя часть пульта закрывается двумя раздвижными деревянными застекленными дверцами. Белые клавиши покрыты костью, черные выполнены из дерева. В 1970-е гг. инструмент сильно пострадал: утрачено около 40 процентов труб, сломаны абстракты механической трактуры, выломаны воздушные каналы. Наконец, на исходе XIX века храм украсили выполненные в римской технике мозаичные панно. Они были созданы в 1894-1896 гг. в мастерской академика П. П. Чистякова в Петербургской Академии художеств на средства прихожан. Содержалась церковь на пособие от Лондонской Российской кампании и пожертвования прихожан и находилась под покровительством Английского посольства. В 1914 г. производился ремонт здания. В 1919 г. храм был закрыт. В 1920-1930-е гг. здание со всем его имуществом (в том числе и обширной библиотекой общины Англиканской церкви) находилось в ведении Народного комиссариата иностранных дел СССР в Ленинграде. В 1939 г. здание передано Президиуму Ленгорсовета. В 1941 г. из церковного зала были демонтированы деревянное ограждение амвона, крепления в полу деревянных скамеек для прихожан, бронзовая люстра из лестничного помещения. Во время Великой Отечественной войны в здание попали 4 артиллерийских снаряда. В середине ХХ в. был проведен комплекс работ: ремонт фасада по Английской набережной, ремонт каретных сараев во дворе, реставрация витражей, люстр, живописного плафона, картин, дубовых дверей, Парадной лестницы в главном здании, проведено центральное отопление. Инкрустированные паркеты были закрыты новыми паркетными полами. В 1970-1999 гг. здесь располагалось Городское экскурсионное бюро, и церковный зал храма использовался в качестве актового. В конце 1970-х был произведен демонтаж разрушающихся статуй с фронтона. Еще ранее (в 1930-х-1960-х гг.) с постаментов у парадного фасада церкви исчезли изваяния сфинксов. С начала 1990-х гг. администрация Городского экскурсионного бюро, переехав в дворовый флигель, стала сдавать в аренду церковный зал и прилегающие к нему помещения второго этажа. Один из арендаторов устроил здесь закрытую "торговую точку" для иностранных туристических групп. В церкви были установлены высокие стеклянные витрины с ювелирными изделиями и сувенирами. Экскурсоводы приводили сюда группы иностранцев с круизных лайнеров. В соседнем с молитвенным залом помещении устроен кафетерий. Были проведены самовольные работы по вскрытию перекрытий между первым и вторым этажами правого дворового флигеля. В 1990-е годы по программе КГИОП была выполнена реставрация семи витражей в Церковном зале... С 2001 г. здание находилось в оперативном управлении Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В связи с нарушением условий охранного обязательства КГИОП направлял исковые заявления о взыскании штрафа и понуждении пользователя выполнить предписанные работы по сохранению объекта, но в иске было отказано. В 2016 г. объект культурного наследия федерального значения "Церковь англиканская Иисуса Христа" на Английской наб., 56 был передан в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному Театру "Мюзик-Холл" в целях создания нового открытого культурного пространства - Концертного зала на Английской набережной. Планируется, что в новом концертном зале будет выступать симфонический оркестр Театра "Мюзик-Холл" "Северная симфония" под руководством маэстро Фабио Мастранджело, Камерный хор под руководством заслуженной артистки России В. С. Копыловой-Панченко, а также другие музыкальные коллективы города и страны... Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский во время посещения здания англиканской церкви 26 марта 2017 г. в частной беседе выразил поддержку решения о передаче здания театру для создания концертного зала. Как было отмечено, во время встречи с представителями англиканской веры в Санкт-Петербурге, организованной генеральным консулом Великобритании в Санкт-Петербурге Китом Алланом, руководство театра "Мюзик-Холл" выразило готовность к проведению в зале праздничных богослужений. "Это будет подарок немногочисленной англиканской общине в Санкт-Петербурге - возможность проводить службы в отреставрированном за счет города здании, - отметил Сергей Макаров (председатель КГИОП). (Сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru