Какие знания даёт искусство? Конспект урока по искусству на тему "предсказание в искусстве".

Какие знания даёт искусство? Конспект урока по искусству на тему
Какие знания даёт искусство? Конспект урока по искусству на тему "предсказание в искусстве".

Развитие технологий приводит к тому, что рано или поздно сбываются предсказания, которые делали футурологи прошлого. Не все, конечно, но тоже интересно. Предлагаем ознакомиться с несколькими предсказаниями будущего в рисунках, книгах и музыке, которые позже стали реальностью, порой, с жуткими последствиями, как, например, гибель круизного лайнера "Титаник" после столкновения с айсбергом.

Французы мечтали увидеть людей с крыльями

Более века назад французские художники пытались предугадать, как могли бы выглядеть новейшие современные технологии спустя сто лет, то есть в 2000 году. И на выпущенных в 1990 году почтовых картинках можно заметить, что некоторые их версии оказались похожи на современные средства передвижения.

Одним из самых влиятельных людей в литературе конца 19-го - начале 20-го века был француз Жюль Верн - географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Он первым описал параллельные цивилизации с другими технологиями, не похожими на земные. Именно его книги Котэ брал за основу, чтобы нарисовать картины будущего.

Для того, чтобы выполнить работу в назначенный срок, Котэ пригласил нескольких своих коллег. Всего ими было нарисовано порядка сотни почтовых карточек, однако в процессе изготовления что-то пошло не так и большинство не вышли в свет. Сохранился лишь один комплект. Впервые он был показан на публике в 1986 году, а сейчас свободно доступен в Интернете.

В частности, 100 лет назад предполагалось, что люди будут летать на воздушных аппаратах различной конструкции, массово кататься на роликах, а подводные аппараты будут передвигаться с помощью китов.

Фантазии немцев: подглядывание и монстры на рельсах

Примерно в то же время, что и во Франции (рубеж XIX-XX веков), картинки с изображением будущего были сделаны в Германии. На них можно увидеть и подводные лодки, и гигантских монстров на рельсах.

Немецкие футурологи предполагали, что в начале XХI века люди смогут путешествовать под водой (подводный дирижабль), самостоятельно скользить по воде на специальных лыжах, изобретут крылья для полетов, изобретут камеры слежения, поезда будут перевозить сразу целые кварталы домов.

В отличие от французов, работы немецких художников были выполнены на дощечках для шоколада и обрели большую популярность.

Гибель Титаника описали за 14 лет до трагедии

В 1898 году в США была опубликована повесть "Тщетность", ее автор - американский журналист, писатель, бывший морской офицер Морган Робертсон. Большой известности повесть Робертсону тогда не принесла и вплоть до крушения лайнера "Титаник" в 1912 году она не переиздавалась. Зато потом автора объявили ясновидцем: было много совпадений плодов его фантазии с реальными фактами катастрофы.

Тема "Титаника" после его крушения была очень популярна, и в 1912 году Робертсон переиздал повесть под новым названием: "Тщетность - крушение "Титана". Вот тогда к автору и пришла слава. Все последующие переиздания "Тщетности" делались как раз по варианту книги образца 1912 года.

В книге Робертсона, в частности, было предсказано, что в апреле гигантский лайнер выйдет из Европы в Америку, в северной Атлантике врежется в айсберг и пойдет на дно. В реальности кораблекрушение тоже произошло в апреле, большинство пассажиров обоих кораблей погибли, при кораблекрушении не всем хватило спасательных лодок. Оба корабля пытались установить рекорд скорости и оба затонули примерно в 740 км от острова Ньюфаундленд. В общем, все как и предсказывал Робертсон.

Однако энтузиасты из американского общества "Память "Титаника" разыскали оригинальный текст "Тщетности". Оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического "Титана" изменил так, чтобы максимально приблизить их к реальным размерам "Титаника". Например, поменял водоизмещение и мощность своего корабля, "убрал" с палубы паруса.

Кстати, в оригинале "Тщетности" столкновения лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета. В первом издании корабль идет на полном ходу, по дороге разносит в щепки деревянную рыбацкую шхуну (но не останавливается, чтобы подобрать выживших) и только потом "ловит" айсберг. Главный герой и его любимая успевают с корабля перескочить на ледяную глыбу, терпят лишения, сражаются с белыми медведями, а в итоге все заканчивается хеппи-эндом.

Что касается почти совпадения названий вымышленного и реального круизного лайнеров, то скептики заявляют, что во второй половине XIХ века у берегов США затонуло сразу три британских судна под названием "Титания" (имя королевы фей из комедии "Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира). Робертсон как эксперт в судоходстве и морской журналист, конечно, знал об этих случаях. Исчезновение судов во все времена считалось серьезным событием, такие истории широко освещали газеты. Возможно, эти факты и натолкнули писателя на мысль назвать свой чудо-корабль "Титаном".

Роман-антиутопия "Пляж" талантливого английского писателя Алекса Гарленда о самосознании его молодых современников, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира, вышел в свет в 1997 году.

В романе рассказывается о юношах, которые находят один из последних уголков на Земле, нетронутый цивилизацией, - тропический остров, где они наслаждаются жизнью, понемногу забывая остальной мир. Все меняется 11 сентября, когда о себе напоминает "настоящий мир", принеся на остров ужас и смерть.

Книга "Пляж" стала абсолютным бестселлером, хотя поначалу издатели не обратили на нее внимания. Архетипический мотив поисков земного рая, его обретение и разрушение показывают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения, все это не вызывало у издателей энтузиазма.

Тем не менее, в 1999 году режиссер Дэнни Бойл снял знаменитую одноименную экранизацию романа - художественный фильм "Пляж", с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

До 11 сентября 2001 года никто не придавал значения символическим знакам, описанным в этой книге. А вот после обрушения нью-йоркских башен близнецов появились различные теории заговора. Тогда же фанаты "Пляжа" обратили внимание на дату, указанную в книге.

Британский комик предсказал смерть Каддафи

Британский актер Джозеф Мейхер в эпизоде шоу "Второй шанс", вышедшем в эфир в 1987 году, заявил, что бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи погибнет в 2011 году.

В одном из эпизодов "Второго шанса" комик Джозеф Мейхер предстал в образе апостола Петра, который определял, кто из знаменитостей после смерти отправится в рай, а кто в ад. По сюжету, Петр отправил в ад Муаммара Каддафи за связь с террористами. По тексту шоу, умереть ливийский лидер должен был 2 июля 2011 года.

В реальности, бывший лидер Ливии прожил всего на три месяца дольше. После революции в Ливии полковник был убит повстанцами при попытке бегства из Сирта 20 октября 2011 года.

Судьба крутого рэпера - предугадать свою судьбу

Музыкальная тематика очень широка, особенно это относится к жанру рэпа, где главное - текст, которым можно сказать все, что угодно. Это не запрещает многим фанатам рэпа в любых текстах искать (и находить!) тайные знаки и даже предсказания будущего.

Например, есть такой популярный американский рэпер Шон Кори Картер, более известный как Jay-Z. Лишенный чего-то в детстве, человек может потратить всю жизнь, чтобы компенсировать эти пробелы. Некоторые так увлекаются, что остановить их уже невозможно, даже если им покорились самые заоблачные вершины.

Сенсационный дебют рэпера Jay-Z в 1996 году положил начало его стремительной и очень плодовитой карьере. Он выпускает по альбому в год с обязательными тиражами, выстреливает хиты обоймами, словно из пулемета.

В 1998 году в песне рэпера под названием "Money, Cash, Hoes" были такие слова: "S**t, I led a life you can write a book on/Sex, murder, mayhem, and романс for the streets/Мне and I"ll tell ya, it"ll be a best seller"(…, Я живу жизнь, о которой можно написать книгу /Секс, убийства, увечья, уличная романтика/Старичок, я тебе говорю, это будет бестселлер").

В 2010 году рэпер Jay-Z действительно стал соавтором книги о своей жизни. Его автобиография быстро оказалась в тройке самых продаваемых книг в США.

Кстати, в 2012-м капитал Jay-Z составлял более $500 млн., а его 12 альбомов отметились на вершине Billboard 200 - рекорд среди всех сольных исполнителей и второе место в истории после The Beatles.

Еще более показательными кажутся слова из песни рэпера 2Pac (настоящее имя Тупак Амару Шакур) под названием "If I Die Tonight": "I hope they bury me and send me их my rest/Headlines reading Murdered to Death, my last breath"("Я надеюсь, что меня похоронят и позволят отдохнуть/ Заголовок будет таким "Убит до смерти", до своего последнего вздоха").

Тупак Амару Шакур - американский рэпер, киноактер и общественный деятель. Подавляющее большинство его песен повествуют о тяжелой жизни в гетто, насилии, бедности, расизме, проблемах современного общества и конфликтах с другими рэп-исполнителями. Общественная деятельность Тупака была направлена на защиту политического, экономического, социального и расового равенства, а его ранние записи - о насилии, проблемах наркомании и алкоголизма, конфликтах с законом.

Тупак был убит в 1996 году, убийцы так и не были найдены. Тело 2Pac было кремировано, а часть праха смешана с марихуаной и выкурена его друзьями. Это первый рэпер, которому поставили памятник.

Некоторые газеты, сообщая о смерти рэпера, действительно использовали заголовок "Murdered to Death". Впрочем, скорее всего, выбор журналистов был не случаен, а сознательно использованы слова из песни 2Pac.

Гитарист, спевший о своей смерти

Легендарный гитарист Джими Хендрикс умер спустя примерно три года после того, как спел песню "The Ballad of Jimi". В ней были такие слова: "Many things he would try, for he knew he"d soon die… Now Jimi"s gone, he"s not alone, his memory lives on… Five years, this he said. He"s not gone he"s чувствовать dead" ("Много дел он попробовал бы, если бы знал, что скоро умрет… Теперь Джими ушел, он не один, но память живет дольше… Пять лет, так он говорил. Он ушел, он умер".

Хотя Хендрикс еще при жизни заявлял, что песня посвящается одному из его друзей, которого также звал Джими, но в конце записи первой песни можно расслышать слова автора: "это - моя история". После смерти гитариста его фанаты дали волю фантазии.

Хендрикс был найден мертвым утром 18 сентября 1970 года в номере отеля Samarkand в Лондоне. Он провел ночь со своей подругой, немкой Моникой Шарлотт Данеман, и умер в постели, захлебнувшись рвотными массами после приема девяти таблеток снотворного. Данеман заметила, что с Джими происходит что-то не то, однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире наркотиков.

В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джими увезли в больницу, спасти его уже было невозможно. Джими Хендрикс был похоронен в Гринвудском Мемориальном Парке в Рентоне, вопреки его желанию быть похороненным в Англии.


Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.


Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер () создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis откровение это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Альбрехт Дюрер


Четыре всадника апокалипсиса Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники Смерть, Суд, Война, Мор яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир






Причиной создания «Герники» Пабло Пикассо стала бомбардировка города страны басков Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налѐт на Гернику. Картина «Герника» П. Пикассо На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрушительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным подсчетам около человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале». Вобщем эта картина как нельзя лучше передаѐт всю трагичность бессердечия людей. «Герники» Пабло Пикассо


Большевик. Б. Кустодиев В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Новая планета. К. Юон Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция».


В музыкальном искусстве примером предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (). Вопрос, оставшийся без ответа Она создана в начале XX в. во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.


Аристарх Васильевич Лентулов () Картина представляет собой настоящую полифонию из плоскостей и полукружий, которые распространены по полю холста и ассоциируются со звуковыми волнами, исходящими от колокольни Ивана Великого. В воображении это полотно вызывает многоголосые пасхальные малиновые перезвоны. Кубофутуристическая манера написания не мешает узнаванию традиционных для России белокаменных палат и башен с характерными арками, проемами и куполами. Неустойчивый конус колокольни склоняет свою главу к основному куполу, и кажется, будто они охвачены единым ритмом, исходящим от звонаря в центре картины, пытающегося раскачать колокол. Каскад цвето-звуковых волн сочетается со светлыми секторами треугольников и полукружий, создавая целостный образ микрокосма. Колокольня Ивана Великого


В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы. Москва Василий Блаженный


Стр Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис». Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания современников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин. Рассмотрите картину К.Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня. Художественно-творческое задание Разработайте музыкально- литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).

22 августа 1920 года родился знаменитый американский писатель Рэй Дуглас Брэдбери. Его часто относят к писателям-фантастам и считают основоположником многих традиций жанра. Однако на самом деле творчество Брэдбери охватывает не только жанр фантастики. Тем не менее, во многих своих произведениях он фактически предсказал будущее и то, как мы живем сейчас.

Человек по своей природе любопытен и обожает различного рода предсказания, особенно если они оптимистичные. И не только экстрасенсы, медиумы и гадалки умеют заглядывать в будущее и предвидеть события. Такой способностью обладают и многие писатели, в книгах которых зачастую описываются вещи, неизвестные в их время. Перед вами - 25 книг, в которых выдвинуты смелые и, что самое главное, верные догадки о будущих технологиях и событиях.

25. У Марса два естественных спутника

Наличие спутников у Марса предсказал Джонатан Свифт в 1735 году.

Такую удивительно точную догадку можно найти на страницах книги «Путешествия Гулливера, написанной Джонатаном Свифтом в 1735 году. Лишь 142 года спустя, в 1872-м, спутники Красной планеты - Фобос и Деймос - были обнаружены астрономами.

24. Солнечные паруса

Солнечный парус (IKAROS) спустя 145 лет после возникновения идеи.

В 1865 году в фантастическом романе «С земли на Луну» Жюль Верн выдвинул идею солнечных парусов. Эта смелая догадка получила воплощение через 145 лет, когда был использован первый солнечный парус (IKAROS).

23. Подводная лодка на электричестве

Электрические подлодки описал еще Жюль Верн.

В книге «20 000 лье под водой» (1870 г.) все того же Верна удивительная подлодка «Наутилус» работает на электричестве. Реальные субмарины с электрическим двигателем появились спустя 90 лет - в 60-е годы ХХ века.

22. Кредитные карты

Появление кредитных карт было предсказано за 62 года до их изобретения.

Эдвард Беллами предсказал появление кредитных карт в своем фантастическом произведении «Взгляд назад» за 62 года до их изобретения, которое произошло в 1962 году.

И вновь возвращаемся к Жюлю Верну. Богатая фантазия подсказала писателю идею воздушной рекламы, когда надпись вычерчивается самолетом в воздухе посредством дымового следа. Догадка была высказана в рассказе, написанном в 1889 году. Осуществилась она довольно скоро - в 1915 году на аэрошоу в Сан-Франциско.

20. Автоматические раздвижные двери

Автоматические раздвижные двери Герберта Уэллса через 60 лет.

Другой великий фантаст, Герберт Уэллс, предсказал появление автоматических раздвижных дверей в романе «Когда спящий проснется» (1899 г.). Такой тип дверей был изобретен через 60 лет.

19. Танки

«Сухопутные броненосцы» настоящего.

А еще через несколько лет Уэллс написал рассказ «Сухопутные броненосцы» (1903 г.), в котором описал танки. Спустя 13 лет эти боевые машины появились на полях сражений Первой мировой войны…

18. Детектор лжи

Детекторы лжи впервые упоминаются в литературе в 1910 году.

В художественной литературе первое упоминание о детекторе лжи можно встретить в произведении Э. Балмера и В. Макхагена «Лютер Трент» (The Achievements of Luther Trant, 1910 г.). Первое применение реального полиграфа произошло в 1924 году.

17. Солнечная энергия

Солнечная энергия на благо человечества.

В 1911 году Хьюго Гернсбек начал публикацию своего романа «Ральф 124C 41+» (в списке книг с самым странными названиями это произведение тоже может занять достойное место) в журнале Modern Electrics. Одно из технических предсказаний касалось использования энергии солнца на благо человечества. Прошло 67 лет - и в 1978 году появились первые калькуляторы, которые подзаряжались энергией нашего светила.

16. Атомная бомба

Изобретение атомной бомбы и ядерная война были описаны в 1914 году Гелбертом Уэллсом.

Одно из самых мрачных предсказаний, сделанных Гербертом Уэллсом, и которое, к сожалению, стало реальностью, - изобретение атомной бомбы и ядерная война, описанные в книге «Освобожденный мир» (1914 г.). Прошло чуть больше трех десятилетий, и атомные бомбы упали на японские города. Кстати, в этом же романе английский фантаст рассказал и о дешевой атомной энергии.

Немного больше времени - около 57 лет - понадобилось для осуществления предсказания Уэллса об использовании голосовой почты (роман «Люди как боги»). Распространение это техническое новшество получило после 1980 года.

14. Искусственное оплодотворение

Дж. Б. С. Холдейн первым высказал идею об искусственном оплодотворении.

Дж. Б. С. Холдейн прославился как блестящий популяризатор науки и видный ученый. В одной из своих книг, «Дедал, или наука и будущее» (1924 г.), наряду с другими интересными догадками он высказал идею искусственного оплодотворения. Впервые успешное «зачатие в пробирке» был проведено по прошествии более пяти десятилетий, в 1973 году.

13. Генная инженерия

Еще Олдос Хаксли дал яркое описание генной инженерии.

В своей знаменитой антиутопии «О дивный новый мир» Олдос Хаксли дал яркое описание генной инженерии. Уровня, описанного в книге, сегодняшняя наука пока не достигла, хотя первые генетические манипуляции начались еще в 1972 году.

12. Тотальный контроль

«Большой Брат видит тебя».

Весьма впечатляющую картину тотального контроля государства над своими гражданами нарисовал Джордж Оруэлл в своей книге «1984», написанной в 1948 году. А в 2013-м, разразился скандал, связанный со шпионской деятельностью АНБ, которое прослушивало телефоны множества американских и иностранных граждан.

11. Наушники типа «капли»

Рэй Брэдбери опередил Apple на 50 лет.

Описание такого типа миниатюрных наушников можно прочитать на страницах романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», изданного в 1950 году. Меломанам пришлось подождать чуть больше полувека, пока компания Apple выпустила на рынок первые наушники такого вида.

10. Спутники связи

Артур Кларк предположил появление спутников в 1951 году.

В «Космической одиссее 2001 года» (1951 г.) американский писатель-фантаст Артур Кларк предсказал появление на орбите Земли искусственных спутников связи. Ждать пришлось недолго - уже в 1965 году был запущен первый такой спутник.

9. Виртуальная реальность

Виртуальная реальность - догадка фантаста Артура Кларка.

Пятью годами позже Кларк написал «Город и звезды», где упоминаются видеоигры в виртуальной реальности. В 1966 году, то есть всего 10 годами позже, был разработан первый авиасимулятор, воплотивший в жизнь эту догадку гениального фантаста.

8. Водяные кровати

В книге 1961 года «Чужак в чужой стране» впервые дается описание водяных кроватей.

Отличился на ниве предсказаний и другой знаменитый фантаст - Роберт Хайнлайн. В книге 1961 года «Чужак в чужой стране» дается описание водяных кроватей, а первый патент на них был выдан в 1971 году.

7. Космический туризм

Еще чуть-чуть, и космический туризм наберет обороты.

Идея космических поездок с туристической целью была высказана все тем же Кларком в романе «Лунная пыль», а на практике ее впервые осуществил Деннис Тито - первый космический турист.

6. Европейский союз

Европейский союз был официально оформлен в 1993 году.

В книге Джона Браннера «Всем стоять на Занзибаре» (1969 г.) можно отыскать упоминание о Евросоюзе, который получил официальное оформление в 1993 году.

5. Бионическое протезирование

Технологичные протезы в XXI веке.

Мартин Кайдин высказал эту идею на страницах своего «Киборга» (1972 г.). 41 год спустя, в 2013-м, был создан первый бионический протез ноги.

4. Перевод в реальном времени

От «вавилонской рыбки» Дугласа Адамса 1980 года до приложения Google в 2014-м.

В юмористическом произведении Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» (1980 г.) фигурирует «вавилонская рыбка», способная переводить с одного языка на другой в режиме реального времени. В 2014 году Google внедрил функцию перевода в реальном времени в свое приложение.

3. Всемирная сеть

Всемирная сеть интернета охватила уже весь мир.

Основатель жанра киберпанк Уильям Гибсон в романе «Нейромант» предсказал возникновение киберпространства и хакерства. В начале 90-х Всемирная сеть, или попросту интернет, начала охватывать своей паутиной Землю, вовлекая в свои виртуальные сети все больше пользователей ПК.

2. Лучший игрок в шахматы среди людей будет обыгран компьютером до 2000 года

Сегодня матч между человеком и компьютером потерял всякий спортивный смысл.

Именно такой прогноз был сделан Реймондом Курцвейлом в книге «Век интеллектуальных машин», изданной в 1990 году, когда шахматные компьютеры были еще довольно слабы и почти без проблем обыгрывались гроссмейстерами. Однако спустя всего 7 лет суперкомпьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова - сильнейшего шахматиста планеты. Сегодня же шахматные программы настолько сильны, что матч между человеком и компьютером потерял всякий спортивный смысл.

1. Лунный модуль будет запущен во Флориде и, вернувшись к Земле, приводнится в океане

Приземление астронавтов в океане предсказал Жюль Верн в романе «С Земли на Луну» (1865).

За 104 года до полета «Аполлона-11» к Луне именно так все было описано в романе Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865 г.). По такому же сценарию все прошло и в реальности - команда американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом приводнилась в специальном модуле и вскоре была подобрана авианосцем «Хорнетт».

Люди искусства - художники, литераторы, музыканты - неординарные личности, которые многие события видят через призму своего таланта. Порой прорывает все законы физики и устремляется в будущее. Предсказание в искусстве - вещь нередкая, но феноменальная, часто пугающая.

Пророчества Жюля Верна

Потрясающее предсказание в искусстве сделал писатель-фантаст Жюль Верн. В романе "С Земли на Луну" он в 1865 году подробно описывает полет на Луну, который в реальности состоялся в 1968 году. И дело не в том, что автор нафантазировал освоение космоса, а в том, что он подробно описал корабль, точно указал его высоту и массу, экипаж из 3 астронавтов, место старта - Флорида и место посадки в Тихом океане, месяц полета - декабрь. В 1994 году была найдена рукопись Жюль Верна, ранее считавшаяся утерянной, - "Париж в 1968 году". Здесь подробно описывались не только такие как факс и ксерокс, но и современный облик города с ажурной башней. Всего автор сделал 108 предсказаний, из которых точно уже сбылось 64.

Что предвидели другие фантасты

Были и другие предсказания в искусстве. Примеры можно найти в произведениях Беляева, братьев Стругацких, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Рея Брэдбери. Они предсказали множество современных изобретений, такие как мобильный телефон, телевизор, 3D-изображения, "умный дом", роботы.

Поистинне шокирующее предсказание в искусстве - "Повесть о приключениях Артура Пима" Эдгара По, в которой подробно рассказывается о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека. После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его. Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рациональное объяснение этому дать невозможно.

Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит американскому писателю М. Робертсону. В романе "Тщетность" он подробно описал катастрофу и которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые.

Поэт Михаил Лермонтов предсказал Октябрьскую революцию 1917 года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.

Художник, который рисовал будущее

Аргентинский художник Бенжамин Парравичини в порыве творческого прозрения делал зарисовки, которые предсказали цунами в Японии и аварию на атомной станции Фукусима, полет американцев на Луну, полет в космос первого живого существа - дворняги Лайки, "мирный атом", коммунизм в Китае, фашизм и Вторую мировую войну. Революцию на Кубе под предводительством бородача Парравичини предсказал, когда Фиделю Кастро было всего 11 лет. На рисунке 1939 года, символизирующем трагический теракт 11 сентября 2001 года, изображены известные башни-близнецы, которые тогда даже не были построены. Чем можно объяснить это невероятное предсказание в искусстве? Скептики могут рассуждать о том, что трактовка символических рисунков может быть подогнана к фактам. Но каждый свой рисунок аргентинский пророк сопровождал подробными описаниями грядущих событий. Как говорится, что написано пером...

Необъяснимое явление - предсказание в искусстве

В 1987 году в эфир вышло шоу "Второй шанс", в одном из эпизодов которого британский комик Д. Мейхер продекламировал, что в 2011 году найдет свою смерть ливийский лидер Каддафи, который за связь с террористами попадет в ад. Лидер Ливии действительно погиб в 2011 году. Имя сценариста, оставившего это предсказание в искусстве, к сожалению, неизвестно. Ведь актер просто озвучил пророческое сочинение какого-то автора.

Свою смерть в блоге в Facebook предсказал американский музыкант Майки Уэлш. За две недели до смерти он написал, что ему приснился сон, будто бы через 2 недели он умрет от остановки сердца. Все так и случилось. Свою смерть отразил в песне и Михаил Круг, описав, что погибнет он в собственном доме.

Не только обывателей, но и научный мир изумляют предсказания в искусстве. Примеры часто поражают точностью деталей. Совпадает описание места, даты и обстановки происшествия.

Что нас ждет впереди?

Полезно сравнить предсказания в искусстве, которые сбылись, с несбывшимися пророчествами. Это дает возможность предположить, что в скором будущем человечество освоит путешествия во времени, межгалактические полеты, будут созданы биороботы и искусственный интеллект, самым прогрессивным лечением станет пересадка органов, мы наладим дружеские отношения с инопланетянами. Это - оптимистические взгляды. Пессимисты же говорят о "звездных" войнах, старении за несколько часов и полной деградации человечества до стайного образа жизни.

Предсказания в искусстве Составила: учитель МБОУ СОШ №3 станицы Крыловской Краснодарского края Крыловского района Шикуля Елена Николаевна

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к предвидению присуща великим художникам, возможно, именно в нем и состоит главная сила искусства.

Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis -откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Альбрехт Дюрер художник Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, Родился:21 мая 1471 г., Нюрнберг, Германия Умер:6 апреля 1528 г. (56лет), Нюрнберг, Германия В браке с: Агнеса Дюрер Родители: Альбрехт Дюрер Старшии ̆

ксилография Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».

Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые, действительно, через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса, всадники появляются на земле поочереди, но художник специально поместил их рядом. Всё, как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний в искусстве социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины « Герника » П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Франсиско Хосе де Гойя-и- Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник, гравёр.

Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).

К.Юон «Новая планета». Это произведение изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового, прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету.

У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Никого космический катаклизм не оставляет равнодушным.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Ч. Айвз (1874-1954).

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) Автопортрет

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.

Василий Блаженный

Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

П. Пикассо

картина « Герника » П. Пикассо

Герника - Пабло Пикассо. 1937 Экспрессивный холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия. В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина.

Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, - все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь - страдания невинных.

Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. В 1897-1905 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А. Серова, после чего продолжил свое обучение в студии А. Ажбе в Мюнхене и в частных академиях Парижа. В начале своей творческой деятельности Петров-Водкин испытывал сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна». Он стал одним из первых, кто отразил символистские тенденции в русской живописи.

Купание красного коня

История создания В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён. Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Восприятие современников Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так, у Сергея Есенина родились строчки: Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя! Иль ты приснилась мне! Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.