Как правильно рисовать эскизы платьев. Курс «Азбука рисования для дизайнера одежды

Как правильно рисовать эскизы платьев. Курс «Азбука рисования для дизайнера одежды
Как правильно рисовать эскизы платьев. Курс «Азбука рисования для дизайнера одежды

Это урок научит вас основам построения пропорциональной стройной фигуры для fahion-эскизов . Он содержит базовые знания, которые послужат основой для других уроков, где изображены модели в различных позах. В основном, мы будем разбираться с самим туловищем и ногами. Я покажу вам, как нарисовать модельные фигуры высотой в 8, 9 и 10 голов. Если вы хотите узнать как нарисовать голову и лицо, посмотрите этот .

Прежде всего, модельный эскиз не является частью реализма. Конечно, модельные наброски похожи на обычных людей, поскольку в большинстве случаев они служат для показа одежды на реальных человеческих фигурах. Однако, пропорции эскизов далеки от реальных пропорций тела. Так что комментарий типа «Настоящие женщины не выглядят так», адресованный fahion-эскизу сравним с комментарием «Это нереальный мир», адресованный картинам Сальвадора Дали. Fashion-эскиз — это АБСТРАКЦИЯ.

Прежде чем развивать свой собственный стиль рисования fahion-иллюстраций , вы можете практиковаться, работая со «стандартными» пропорциями тела, которые используют большинство модных иллюстраторов. Итак, давайте приступим к работе!

Рисуем фигуру девушки для fashion-эскиза

Посмотрите на изображение ниже. У этих трех фигур разные пропорции и они производят разное впечатление. Первая фигура действительно вытянутая и выглядит неправдоподобно. Третий эскиз выглядит наиболее естественно. Тем не менее, все три фигуры построены одним и тем же способом.

Как правило, мы рисуем голову размером 2.5 Х 1.5 см. Я собираюсь использовать в данном примере эти цифры. Так, длина головы равна 2.5 см (на третьем примере 2.2 см). Во всех трех примерах длина туловища (от подбородка до линии бикини) эквивалентна высоте трех голов, то есть:

Длина головы х 3 + 1 см = длина туловища

2.5 х 3 + 1 = 8.5 см

  1. ГОЛОВА

  1. ШЕЯ И ПЛЕЧИ

Шаг 1. От подбородка отсчитайте 1 или 1,5 см и найдите шейный вырез, провал между шеей и ключицами. Нарисуйте две линии.

Шаг 2. Нарисуйте две вертикальные линии на шее (ширина зависит от типа фигуры – худая или спортивная) и две горизонтальные линии для плеч (ширина плеч = 4 см).

Шаг 3. Изогнутыми линиями обведите контуры тела.

  1. ГРУДЬ

Шаг 1. Определите подмышки. Там должно быть достаточно места, чтобы вместить небольшой круг между углом лопатки и впадиной подмышки.

Шаг 2. Отсчитайте 1 см вниз от шейного выреза. Начинаем рисовать нижний контур груди. Для меня он выглядит как палатка️⛺. Но это только один тип груди, конечно, и формы и размеры варьируются. Внешний контур выглядит как буква S.

  1. ТАЛИЯ И БЕДРА

По нашим расчетам длина туловища от подбородка до бедер равна 8,5 см. Ширина бедер равна ширине плеч.

Для того, чтобы нарисовать форму тела «песочные часы», проведите две пересекающиеся диагональные линии, соединяющие точки плеча с противоположной точкой бедра. Таким способом намечаем форму тела, как показано на изображении.

Ну, вернемся к изображению с тремя фигурами и головами. Как видите, длины ног для всех трех моделей равны 6, 5 и 4 головам соответственно. Все, что вам нужно сделать, это посчитать:

Длина головы х N = длина ног

Рисунок 1: 2,5 х 6 = 15 см

Рисунок 2: 2,5 х 5 = 12,5 см

Рисунок 3: 2,5 х 4 = 10 см

Если разделите эту длину на 2, то получите колени. В нашем случае это 15 см/2= 7,5 см.

Шаг 1. Вычислите 7,5 см вниз от промежности и найдите колени. Рисовать их нужно как два близко расположенных круга. Нарисуйте внутренний контур коленей, как показано ниже (зеленым цветом).

Шаг 2. По обе стороны промежности чуть выше нарисуйте два круга. Соедините их с коленями.

Шаг 3. Для того, чтобы прорисовать внутренние мышцы бедер нарисуйте один круг под промежностью и еще один круг выше колен (на рисунке отмечены как 3 и 3′).

Шаг 4. Нарисуйте контур бедер, как показано ниже.

Шаг 5. Чтобы найти щиколотку, отсчитайте 7,5 см вниз от точки колена. Вы можете обозначить их кружками поменьше. Расположение их должно быть немного ближе друг к другу, чем у коленей.

Шаг 6. Нарисуйте контур икр. Обратите внимание на форму мышц показанную выше.

  1. СТУПНИ

Под “длиной ноги”, мы имеем в виду общую длину от голеностопа до кончика большого пальца.

ДЛИНА ГОЛОВЫ = ДЛИНЕ СТОПЫ

2,5 см = 2,5 см

Шаг 1. Помните, что внутренняя кость на лодыжке расположена выше, чем внешняя.

Шаг 2. Нарисуйте внутренний контур стопы. Он сильнее выражен, чем внешний. В этом примере мы рисуем ноги на высоких каблуках. Длина 3/4 длины головы.

Шаг 3. Нарисуйте внешний контур стопы.

Шаг 4. В зависимости от формы носа обуви, дорисуйте ноги.

Используйте шаблон для fashion-эскизов

Вы можете скачать шаблон всех трех типов фигур и использовать его для своих проектов, а также в качестве основы в следующих уроках fahion-иллюстрации.

Видео-инструкция

Этот видео-урок посвящен отрисовке фигуры в 8 голов. Однако здесь я использую иной подход. Посмотрите, он может показаться вам более удобным.

Обычно это представитель женского пола с особенно богатым внутренним миром и таким же взглядом на жизнь. Среда их обитания подиумы, фотосессии, тусовки, собрания высших слоев общества. В этом уроке мы узнаем как рисовать модель карандашом. Даже не просто модель а супермодель по имени Бюндхен Жизель. Пишут в достоверных источниках, что она находится в списке самых желанных женщин нашей планеты. А еще Жизель (ничего что имени и на ты?) попала в Книгу Рекордов Гиннеса в номинации самая богатая супермодель в мире. Все это приводит к формированию большого числа поклонников мужского пола, и напротив большой ненависти и зависти представительниц прекрасного пола. Есть чему.

Тем не менее, вопреки всеобщей ненависти к представителям этой древней профессии, в глубине души каждая девица мечтает иметь модельную внешности и стать обложкой для журнала (хотя бы Мурзилка).

Хотите стать моделью? Вот что для этого нужно:

  • Изменить все выступающие вперед органы на пластически смоделированные под нынешние стандарты красоты;
  • Натянуть кожу на затылок (лишнее отрезать);
  • Ходить на все вечеринки, тусовки, превратится в гламурненькое кисо;
  • Встретить там папика;
  • ?????
  • PROFIT!

А мы тем временем возьмемся за карандаши.

Как нарисовать модель карандашом поэтапно

Шаг первый. Нарисуем схематично тело девушки. Шаг второй. Нарисуем элементы лица: нос, глаза, рот. Поправим волосы, руку и одежду. Шаг третий. Сотрем лишние линии, добавим теней с помощью штриховки. Готово. У нас есть уроки рисования и других известных личностей, смотрите.

В данной статье мы расскажем о том, как создать дизайн одежды. Рисунки, на которых изображены эскизы одежды, в дальнейшем могут стать эталоном красоты в мире моды и завоевать признание публики. Как может показаться на первый взгляд, нарисовать подобный эскиз не составит большого труда — бери в руки карандаш и рисуй. На самом деле, создание проекта одежды — творческое и трудоемкое занятие, которое требует определенных навыков и знаний. Всем известно, что для строительства здания первым делом инженер составляет проект и подробный план постройки, и только после этого начинают заливать фундамент. Точно так же создается дизайн одежды, эскизы, прорисованные до мельчайших деталей, показывают как должно платье или блуза выглядеть в конечном результате. Как нарисовать силуэт женщины для дизайна одежды, какие бывают техники выполнения, а также что понадобиться для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете далее в статье.

Как делать эскизы одежды?

Каждый дизайнер в процессе создания нового наряда очень тщательно и сосредоточенно продумывает каждую деталь будущего платья или юбки, определяет цветовую гамму для эскиза и телосложение человека, на котором его произведение будет наиболее эффектно смотреться.

Если быть конкретнее — недостаточно определить, что это будет женщина или мужчина, все гораздо сложнее. Нужно учесть возраст человека, его рост, особенности фигуры и так далее. Немаловажным аспектом при создании образа имеет направление моды на данный момент, ведь если эскиз будет представлен неактуальной, устаревшей моделью, это мало кого заинтересует.

Важно! Нарисованный эскиз имеет очень большую значимость в швейном производстве, ведь именно по нему технологи и конструкторы создают лекала и разрабатывают технологию, последовательность обработки деталей.

Создаем дизайн одежды. Рисунки карандашом

Создание эскиза при дизайне одежды – занятие довольно хлопотное, и требует максимальной концентрации и усидчивости. Чтобы рисунок получился идеальным, необходимо соблюдать некоторые правила и очередность действий, разработанную модельерами много лет назад и популярную до сегодняшнего дня.

Необходимые инструменты:

  1. Простой карандаш.

Важно! Выбирайте карандаш с маркировкой Н, с его помощью вы нанесете легкие контурные линии, по необходимости — их легко вытереть ластиком.

  1. Плотная бумага белого цвета, формата А4, А5 или ватман.
  2. Ластик высокого качества, чтобы при вытирании штрихов не оставался след на бумаге.
  3. Маркеры, фломастеры или карандаши, чтобы раскрасить модель.

После приготовления всех необходимых инструментов определите силуэт человека для дизайна одежды. Существует их очень много, чаще всего дизайнеры одежды эскизы изображают в виде сидящих или идущих по подиуму моделей.

Важно! Можно попробовать создать свой дизайн одежды, рисунки карандашом для начинающих рекомендуется начинать с эскизов идущей или сидящей модели.

Создание наброска

Перед тем, как нарисовать задуманное платье или брюки, следует создать на бумаге основные пропорции человеческого силуэта.

Последовательность работы:

  1. На столе положите подготовленный лист бумаги вертикально.
  2. Несильным нажатием прорисуйте вертикальную линию простым карандашом. Начало и конец линии пометьте точкой.
  3. Вертикальную линию необходимо поделить на восемь ровных частей. Таким образом, вы обозначаете размещение головы, плеч, талии, бедер, колен, икр и ступней.

Важно! Если вы изображаете конкретного человека, то в этом случае на рисунке изобразите особенности его фигуры.

  1. На линии, где предположительно размещается таз, нарисуйте равносторонний квадрат.

Важно! Ширина и высота квадрата зависят от размера бедер предполагаемого телосложения.

  1. Далее нарисуйте торс и плечи. Как правило, ширина плеч равна ширине бедер.

Важно! Если вы решили сконструировать блузку, совсем не обязательно рисовать силуэт полностью, в этом достаточно изобразить верхнюю часть туловища.

  1. В последнюю очередь нарисуйте ноги, руки, голову, шею и ступни.

Важно! Следите, чтобы локти на рисунке располагались примерно на уровне талии, в противном случае — ваши модели для дизайна одежды будут выглядеть неестественно.

Существуют альтернативные способы создать силуэт человека для дальнейшего моделирования одежды:


Конструирование модели одежды

Прежде чем нарисовать на бумаге эскиз дизайна одежды, нужно представить, как вы желаете его видеть в реальности, а собственно, его длину и фасон. После того, как очертание платья “образовалось” у вас в голове, можно приступить к нанесению его на бумагу.

Последовательность действий:

  1. Не сильными нажатиями карандаша изобразите общий силуэт вашей вещи, зарисуйте длину изделия. Если модель предполагает складки или оборки, укажите их направление и расположение.
  2. Четкими линиями нанесите основные детали вашей блузы, штрихпунктиром обозначьте места их соединения.
  3. Продумайте и изобразите вырез горловины, воротник, место расположения пояса и прочих деталей.
  4. Если модель предполагает вышивку или особый принт, необходимо на изделии нарисовать сетку, затем каждая ячейка заполняется желаемым узором или остается пустой. Таким образом, вы указываете место расположения узора.

Важно! Места, где расположены вытачки, и места стачивания деталей могут повлиять на расположение рисунка.

  1. Платье или рубашка, которые дополнительно будут украшать декоративные элементы, нет надобности в точности рисовать на бумаге. Достаточно отметить места расположения декора на одежде.
  2. Зарисовку дополнительных элементов сделайте на отдельном листе, желательно в увеличенном размере.
  3. В завершении создания эскиза полученное изделие следует разукрасить в предполагаемый цвет. Основные линии обводятся черным жирным маркером, лишние удаляются ластиком.

Важно! При нанесении цвета, очень важно правильно обозначить акценты на изделии. Места складок и воланов обозначьте более темным тоном, а освещенные места – светлым.

  • В процессе прорисовки силуэта человека не стоит четко вырисовывать черты лица, если модель не предусматривает эксклюзивный макияж.
  • Прическу также лучше изображать несколькими прядями, чтобы все внимание было сосредоточено на одежду.
  • Изображая силуэт человека, не стоит делать его слишком тощим. Вы должны иметь представление о том, как ваша одежда будет выглядеть на стандартной фигуре, ведь большинство потенциальных покупателей не обладают модельными параметрами.
  • Имея под рукой материал для пошива, вам будет легче придумать эскиз вещи. Прорисовать текстуру желаемой ткани на бумаге совсем непросто, поэтому для начала ознакомьтесь с начальной теорией моделирования, а практические занятия помогут получить необходимый опыт.

Где взять вдохновение для создания эскизов одежды?

Успех создания эскиза дизайна одежды в большинстве случаев зависит от идеи, заложенной в него. Не думайте, что известные кутюрье, каждый раз представляя новую коллекцию, используют только свои собственные идеи. Проводя показ, модельер может несколько видоизменить, дополнить или преобразить наряд или совместить несколько стилей в один. Мы не рекомендуем вам делать откровенную копию известного бренда, а наоборот — обращая внимание на некоторые детали, скомбинировать их в своей одежде со своими идеями.

Полезные советы:

  • Вы можете выбрать один из старых стилей типа Готика, Рококо, Египетский и тому подобное и стилизировать свою одежду под них.
  • Можно взять за основу модели народных костюмов: немецкий, грузинский, китайский.

Важно! Известные мировые модельеры для создания своих коллекций работают в стиле следующих направлений: Милитари, Сафари, Хиппи, конструктивный, деловой, романтический и так далее. Вы также можете создавать одежду в одном из них или комбинировать характерные черты стилей, создавая при этом эксклюзивные вещи.

Одежда - важный элемент нашей с вами жизни. Ведь в культурном обществе не принято ходить с неприкрытым телом. Для этого и существуют разные виды той или иной одежды. Одежда появилась еще на заре человечества. Древние люди прикрывали свое тело звериными шкурами и перьями птиц. По мере развития прядения и ткачества появилась ткань, из которой уже стали шить простые рубахи, штаны, платья. Они были без украшения, но очень практичные и удобные.

По мере развития человеческого общества одежда, особенно для богатых, украшалась камнями, золотом, серебром. А у бедняков она оставалась такой же простой. Менялись эпохи - менялись люди - менялась и одежда. Сейчас в современном мире многие принято в будние дни носить простую удобную функциональную одежду, а на вечерние мероприятия или на праздничные дни одевать одежду понаряднее и красивее.

Очень любимы женщинами платья и юбки, у мужчин это костюмы, а оба пола с удовольствием носят очень удобные джинсы. Рисуем несколько предметов одежды поэтапно на этом уроке.

Этап 1. Длинное платье. Черти две линии - границы нашего платья. Одна более ровная, друга - с изгибом, обозначающим талию. Очерчиваем контуры платья по этим линям. Это вырез декольте, две лямочки на плечах, линия талии, бедер и подол платья. Затем дополним сзади лямки и сделаем вырез внизу на боку. По всему платью рисуем волны, показывающие драпировку. Делаем несколько таких линий. Раскрашиваем платье, не забывая о переливах цвета.


Этап 2. Женские брюки. Делаем две линии по бокам и один штрих сверху. Вверху обозначаем окружность - талию. От нее рисуем бока брюк: бедра, ниже формируем линию колен и книзу расклешаем брюки. Показываем складки внизу. Добавим по ткани волнистые линии, которые потом укажут нам на световые и теневые участки на ткани. Получились великолепно нарисованные красивые женские брючки.


Этап 3. Пальто. Чертим две перпендикулярные прямые линии, сверху еще одну прямую. И по бокам две линии от плеч к талии и от талии к бедрам. Так мы ограничили контуры нашего рисунка. затем рисуем один борт (сторону) пальто. Затем другой борт. Оформляем воротник. Рисуем рукава. Ниже застежки показываем отворот подола. Очертим хорошо все линии рисунка и в конце раскрасим его.


Этап 4. Пиджак. Посередине проведем одну вертикальную линию и пересечем ее двумя прямыми, от которых сделаем еще по одной линии рукавов. Также надо показать две черты - ширину пиджака. Начинаем рисовать стороны пиджака (борты). Соблюдаем естественность в показе и рисуем складочки на ткани. Покажем воротник и два рукава.


Этап 5. Пиджак. (Продолжение). Оформим воротник и застежку. Затем дорисуем борта (стороны) и рукава от плеч до нижней части. Заштрихуем некоторые места на пиджаке. Потом все раскрасим.


Этап 6. Сапожки. Рисуем одну прямую линию и одну неровную линию. Верхнюю часть голенища сапога рисуем черточкой, от нее ведем переднюю и заднюю стороны голенища и делаем переход в каблук. Затем рисуем переднюю часть - носы. Штрихуем. Раскрашиваем.


Переходим к самому интересному — к рисованию одежды ! В этом уроке вы узнаете, как правильно построить силуэт, определить ракурс модели, и облачить тело в ткань, чтобы это выглядело естественно.

Силуэт

Пока вы тщательно не освоите структуру одежды, мы будем рисовать фэшн-эскиз как бы одевая “тело”, которое вы научились рисовать в .

Заметьте, что несмотря на то, что каждая линия служит важным элементом финального эскиза, ей не обязательно выглядеть реалистично. Более важно — сохранить правильно построенный рисунок, пока вы не достигните желаемой конструкции. Повторяя рисунок неоднократно, вы сможете смоделировать и создать свой собственный дизайн.

В фэшн-дизайне постарайтесь избежать нечетких форм. Представляя свои идеи в качестве эскиза, обязательно учитывайте, в каких местах висит ткань, и избегайте конструкций с элементами, которые не соответствуют гравитации или хорошей подвижности. Действуя таким образом, вы найдете «ваш силуэт».

Отношения между тканью и телом

Между телом и тканью есть пространство. Оно необходимо для подвижности и для создания стиля. Изучите какие части тела будут соприкасаться с тканью, а какие нет, смотря на свою собственную одежду, и изобразите это в линиях на своем рисунке. Уделите особое внимание рукам и ногам, не забывая про силу гравитации.

Определяем ракурс

Фэшн-эскизы будут выглядеть более убедительно, если и модель и одежда на ней будут изображены с определенным трехмерным эффектом. Ниже рассмотрены 4 модели с разных ракурсов. Если представлять тело как трубу, это поможет понять насколько важно рисовать края одежды правильно.

При рисовании горизонтальных линий, таких как подол, в отличие от вертикальных линий, таких как боковая линия тела, необходимо учитывать ее непрерывную линию по направлению к спине. Убедитесь, что установили точку обзора правильно, тогда вы сможете изобразить ваш дизайн корректно. Стандартная точка обзора в фэшн-дизайне находится на высоте глаз модели и на расстоянии 2-3 метров от нее.

Как рисовать выточки, сборки, складки и драпировку

Выточки, сборки и складки используются для увеличения или уменьшения объема одежды. Их необходимо рассматривать по структурным и функциональным причинам, когда делаешь скетч. Нужно знать правила, которые укажут где и в каком направлении нужно добавить или уменьшить объем.

Дизайнеры одежды всегда фокусируются на объеме и направлении драпировки, которые определяются направлением долевой нити на ткани, формой тела и гравитацией. Сначала нарисуйте драпировку на отдельном листе для того, чтобы понять как хотите, чтобы она выглядела на ткани и где ее нужно разместить.

Характеристики ткани/Складки

В то время, как драпировка создает красивые линии в статике, линии, появляющиеся при движении называются складками . Когда две проектных точки на ткани оторваны друг от друга по вертикали, горизонтали или диагонали, могут появиться складки. Все что вы можете сделать — нарисовать мягкие изогнутые линии туда-обратно между этими проектными точками.

Рисуйте складки, начиная с центра тела и представляя текстуру ткани, чтобы не испортить форму. Изучите направление потока ткани.

Используйте разные варианты линий

Варьируя толщину линий или создавая различные уровни, вы можете резко увеличить количество переданной информации о вашем дизайне. Добавив маленькую тень вдоль края поднятой ткани, вы смягчите линии.

Как показано на рисунке выше, эффект от добавления уровней на край линии талии очевиден.

Карман — важная деталь в вашем дизайне.

Воротник (на левом верхнем рисунке) выглядит как свернутый лист бумаги, в то время как следующий (второй слева) выглядит мягче. Всего лишь небольшое различие линий улучшает изображение и может выразить толщину ткани.


Фэшн скетчи

Если вы будете делать наброски с настоящей модели, тратя на каждый эскиз не больше 10 минут, вы очень эффективно повысите свою способность «схватить» самое необходимое. Цель скетчей — потренировать свой глаз и улучшить навык рисования от руки, детали здесь не важны. Просто сконцентрируйтесь на наблюдениях. Для начала нарисуйте тело тонкими линиями, а затем постепенно добавляйте детали, после того как “схватите” картинку целиком.

Однажды, когда у вас получится то, что вы хотели, после стирания нежелательных линий, вы увидите едва заметные вертикальные и горизонтальные линии. Рисуйте людей вокруг себя, которые вам нравятся. Очень рекомендую пробовать различные позы и стили, отличных от фэшн эскизов профессиональных моделей.

Были использованы материалы книги Naoki Watanabe «Contemporary fashion illustration techniques».