Ф о рунге картины. Рунге

Ф о рунге картины. Рунге

Германия в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём, Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813 г. сделали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств осознали себя единым народом.

В раздробленной стране почти каждый город был столицей или университетским центром. Немецкие государи нередко стремились восполнить свою политическую слабость покровительством наукам и искусству.

Самым увлечённым и щедрым из этих меценатов на троне оказался баварский король Людвиг I.

В те годы в Германии сильным было увлечение Средневековьем, возрос интерес к национальной истории и культуре. В Нюрнберге периодически проходили празднества памяти немецкого мастера эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Братья Буассере - Сульпиций (1783-1854) и Мельхиор (1783- 1859) - собирали памятники старинного искусства. Их галерея в Штутгарте насчитывала свыше двухсот произведений XIV-XVI вв., большинство из которых в 1826 г. влилось в коллекцию мюнхенской Пинакотеки (ныне этот музей называется Старой пинакотекой, в отличие от Новой, где хранятся произведения живописи XIX-XX вв.).

Германия сыграла исключительную роль в истории романтизма - направления в европейской культуре конца XVIII - первой половины XIX в. Именно немецкие писатели и критики были его первыми теоретиками. Книга Вильгельма Генриха Вакенродера (1773-1798) «Сердечные излияния монаха - любителя искусств» (1797 г.) стала манифестом романтизма в изобразительном искусстве: она провозгласила решительный отказ от любых «правил красоты» и объявила основой творчества искреннее чувство. Сам термин «романтизм» был введён Фридрихом Шлегелем (1772-1829), немецким критиком, философом и писателем.

ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ

(1777-1810)

Филиппа Отто Рунге можно назвать одним из самых ярких представителей романтизма в немецкой живописи первой половины XIX столетия.

Художник родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования. В 1799-1801 гг. Рунге учился в Академии художеств в Копенгагене, затем перебрался в Дрезден, где поступил в местную Академию художеств и познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте. Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля.

Большую часть творческого наследия Рунге составляют портреты. Тщательная проработка деталей, жёсткость линий и безыскусная чистота красок некоторых его работ напоминают творения живописцев-самоучек. Именно таковы портреты детей семейства Хюльзенбек (1805 г.) и родителей художника с внуками (1806 г.).

Картина «Мы втроём» (1805 г., в 1931 г. погибла при пожаре) изображала художника вместе с невестой и братом Даниэлем. Каждый из них погружён в свои мысли, однако это не разобщает молодых людей: они не нуждаются в словах, чтобы понять переживания друг друга. Это настроение «молчаливого братства» усиливает лесной пейзаж, написанный в ясной, суховатой манере; герои картины так же неразлучны, как деревья одного леса.

Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие - чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом.

Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро» (1808 г.). Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует новорождённый день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей - древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения художника.

«Иногда, - писал Рунге, - цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа - так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, - отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, - ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это - Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древнем, неизмеримо блаженном духовном союзе».

Рунге умер от туберкулёза в возрасте тридцати трёх лет: всё его творчество приходится на последние семь лет жизни. В своих живописных мифах он воплотил многогранное единство Бога, мира и человека - основную мысль немецкой романтической философии.

Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801-1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем произведении Рунге Триумф любви (1801, Гамбург, Кунстхалле) обращение к монохромной композиции в виде рельефа с путти, строгая академическая манера рисунка свидетельствуют о влиянии манеры его учителя профессора копенгагенской Академии Альбигора. Как и в рисунках Альбигора, сюжет трактуется молодым художником глубоко эмоционально. Под воздействием Альбигора, знатока античного искусства, бывавшего в Италии, сформируется интерес художника к классическому наследию. В 1800 Рунге знакомится с копиями рисунков Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, которые прислал ему в Копенгаген из Германии брат Даниэль, читает о них статью А. В. Шлегеля в журнале Атенеум (1799). Влияние линейного рисунка Флаксмена, а также иллюстраций Корнелиуса к Фаусту Гёте (1808) ощутимо в исполненных Рунге иллюстрациях к Илиаде Гомера и произведениям на темы песен Оссиана. Однако художник создает свой стиль рисунка пером и кистью, в котором значительная роль отведена эффектам светотени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения рубежа XVIII-XIX вв. Значительное место в творчестве Рунге занимал портрет. В портрете Мы втроем (1805) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все - Гамбург, Кунстхалле) выражена концепция романтического портрета. Он изображает себя в момент различных душевных движений - глубокой взволнованности или меланхолии, погруженным в мир мыслей, как бы наедине с собой. Собственно автопортретом с братом Даниэлем и женой Полиной является и портрет Мы втроем, где ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливается поэтическим горным пейзажем, на фоне которого изображены три фигуры. Как художник-романтик, Рунге часто избирает и форму парного портрета (Мои родители, 1806, Гамбург, Кунстхалле), позволяющую передавать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, темпераментов, настроений. Портреты художника с изображением детей (Дети семьи Хюльзенбек, 1805-1806; Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге, 1805, оба - Гамбург, Кунстхалле) непосредственностью образов, конкретностью воспроизведения натуры и пейзажного фона предвосхищают работы немецких мастеров раннего реализма - бидермайера. Для немецких церквей были созданы художником полотна Отдых на пути в Египет (1805-1806) и Христос, идущий по водам (1806-1807, оба - Гамбург, Кунстхалле). В плавном абрисе фигур, скрупулезном воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, сдержанном, но глубоком внутреннем настрое персонажей ощущается влияние искусства мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера. В поздние годы художник под влиянием учения немецкого мистика Я. Бёме увлекается символикой цвета, проблемой связи цветовой и музыкальной гармонии. Эти идеи Рунге выразил в трактате Цветовой круг. Полотна задуманного в 1807 четырехчастного цикла (Утро, Полдень, Вечер, Ночь) должны были демонстрироваться под музыку и чтение стихов. Художник предполагал выразить в них волновавшую романтиков идею непрерывного движения в жизни природы и человека, гармонию их сосуществования. В созданном Рунге полотне цикла (Утро, 1808, малый вариант; Утро, 1808-1809, большой вариант, оба - Гамбург, Кунстхалле) голубые, белые и розовые цвета спектра символизируют пробуждение природы. Парящие женские фигуры в окружении путти и весенних цветов создают иллюзию танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Этой же романтической теме посвящены и многие рисунки художника (Гамбург, Кунстхалле). Творчество Рунге как крупнейшего художника-романтика оказало значительное влияние на последующее развитие немецкого и европейского искусства XIX в.

Лит.: Einem H. Philipp Otto Runge. Das Bildnis der Eltern. Stuttgart, 1957; Fraeger I. Philipp Otto Runge und sein Werk. Munchen, 1975; Jensen J. Ch. Philipp Otto Runge. Leben und Werk. Koln, 1977; Betthausen P. Philipp Otto Runge. Leipzig, 1980.

  • - одношаговый метод численного решения задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений вида Основная идея Р.- К. м. была предложена К. Рунге и развита затем В. Кутта и др....

    Математическая энциклопедия

  • - область Рунге первого рода,- область G в пространстве комплексных переменных, обладающая тем свойством, что для любой голоморфной в Gфункции f существует последовательность многочленов сходящаяся в G к f...

    Математическая энциклопедия

  • - , немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене и Дрездене...

    Художественная энциклопедия

  • - Филипп Отто 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене. С 1804 работал в Гамбурге...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - в нем. труппе Мире, в СПб. 1799-1800...
  • - арт. оперы и камерная певица. Пению обучалась в Петербурге у З. Греннинг-Вильде. В 1892- 1901 солистка петерб. Мариинского т-ра. Позднее выступала в частных оперных антрепризах. 1-я исп. партий: Бригитты, Тани...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Академик РАЕН; родился 24 июня 1937 г. в Московской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, работал в Зимнем дворце в 1838 г....

    Большая биографическая энциклопедия

Рунге Филипп Отто

(Runge) (1777-1810), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене (1799-1801) и Дрездене (1801-03). В символико-аллегорических композициях "Времена дня" (1802-03, сохранился вариант "Утра", 1808, Кунстхалле, Гамбург) стремился воплотить мысль о мистической одухотворённости природы, о слиянии художника-творца с мирозданием. В портретах сочетал пристальное внимание к натуре с глубокой эмоциональностью, скрытой под внешней созерцательностью образов (автопортрет, "Мои родители" - оба 1806, Кунстхалле, Гамбург).


Сочинения: Hinterlassene Schriften, Tl 1-2, Hamb., 1840-41; Briefe und Schriften, В., 1981. Литература: Bisanz R. M., German romanticism and Ph. O. Runge, De Kalb, 1970; Betthausen P., Ph. O. Runge, Lpz., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - одношаговый метод численного решения задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений вида Основная идея Р.- К. м. была предложена К. Рунге и развита затем В. Кутта и др....

    Математическая энциклопедия

  • - область Рунге первого рода,- область G в пространстве комплексных переменных, обладающая тем свойством, что для любой голоморфной в Gфункции f существует последовательность многочленов сходящаяся в G к f...

    Математическая энциклопедия

  • - Ру́нге Филипп Отто, немецкий живописец, график, поэт и теоретик искусства; представитель романтизма. Получил коммерческое образование, затем учился в копенгагенской и дрезденской академиях...

    Художественная энциклопедия

  • - Филипп Отто 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене. С 1804 работал в Гамбурге...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - чрезвычайн. посланн. и полномочн., министр в Лондоне...
  • - в нем. труппе Мире, в СПб. 1799-1800...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы и камерная певица. Пению обучалась в Петербурге у З. Греннинг-Вильде. В 1892- 1901 солистка петерб. Мариинского т-ра. Позднее выступала в частных оперных антрепризах. 1-я исп. партий: Бригитты, Тани...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Академик РАЕН; родился 24 июня 1937 г. в Московской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, работал в Зимнем дворце в 1838 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1868 в СПб.; ученица Гренинг-Вильде в СПб. музыкальной школе. В 1892 дебютировала на СПб. Мариинской сцене, где и пела затем до 1901. Выступала также неоднократно в концертах. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. Клиффорда синдром...

    Большой медицинский словарь

  • - метод диагностики нарушения подвижности стремени в овальном окне, основанный на том, что при анкилозе стремени заполнение слухового прохода водой не отражается на продолжительности восприятия звучания камертона,...

    Большой медицинский словарь

  • - Филипп Отто, немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской и дрезденской АХ. Один из основоположников Романтизма в немецкой живописи...
  • - Рунге Филипп Отто, немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской и дрезденской АХ. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи...

    Большая Советская энциклопедия

  • - немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Правдивые, острохарактерные портреты, аллегорическая композиция "Утро" ...
  • - Фили́пп Эгалите́ Луи Филипп Жозеф, герцог Орлеанский, представитель младшей ветви Бурбонов. В период Французской революции конца XVIII в. отказался от титула, принял фамилию Эгалите...

    Большой энциклопедический словарь

"Рунге Филипп Отто" в книгах

РАНК ОТТО.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

РАНК ОТТО. Отто Ранк - один из самых первых последователей Фрейда, очень рано проникся идеями психоанализа и был длительное время приверженцем фрейдистского учения. Но из-за стремления Ранка расширить традиционные взгляды на психоанализ произошли серьезные

Отто Базлеру

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Базлеру Дорогой господин Базлер![…] Война началась не неожиданно, и если бы Гитлер захватил Данциг и Коридор, а все прочие опять промолчали, то это было бы хуже, чем война. Я чуть ли не боялся этого, а в Германии многие так и представляли это себе.По-моему, я уже

Отто Энгелю

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Энгелю Монтаньола, 9.1.1943 Дорогой господин доктор Энгель!Ваше декабрьское письмо пришло ко мне вчера. И более ранняя открытка, которую Вы упоминаете в письме, тоже пришла тогда, она датирована 28 октября. За это время и у меня тоже произошло кое-что, почти пять недель я

Отто Базлеру

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Базлеру [Замок Бремгартен, 16.8.1943] Дорогой господин Базлер![…] Был когда-то город, из которого я годами получал больше писем, чем из какого-либо другого, он был полон друзей, хотя большинство из них не знали друг друга. Город этот назывался Гамбург. Его больше не

Филипп IV - Хуана и Филипп I

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Филипп IV - Хуана и Филипп I 1605 Рождение Филиппа 1479 Рождение Хуаны 126 Филипп родился 8 апреля, а Хуана - 6 ноября. От дня рождения Хуаны до дня рождения Филиппа - 153 дня. 1609 Изгнание из Испании крещеных арабов 1492 Изгнание из Испании евреев 117 1492 год. Дата для Испании

Кто вы, Отто Ран?

Из книги Святой Грааль и Третий рейх автора Телицын Вадим Леонидович

Кто вы, Отто Ран? Я ощутил легкое дыхание твоего гения. Уланд Нашел ли он святой Грааль, … Священный преступив рубеж, Вернулся ли он в Мунсальвеш. Вольфрам фон Эшенбах Отто Ран родился 18 февраля 1904 года, в крошечном городке Михельштадт, что в Южной Германии. Окончив в

«Отто»

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

«Отто» ("Otto"), кодовое наименование плана военного вторжения в Австрию (см. Аншлюс). Название дано по имени наследника австрийского престола Отто Габсбурга, бежавшего в Бельгию.В подписанном Гитлером 11 марта 1938 приказе Верховного главнокомандования вермахта говорилось:

ОТТО ГАН

Из книги 100 великих нобелевских лауреатов автора Мусский Сергей Анатольевич

ОТТО ГАН (1879- 1968)«Настоящее воздействие ядерной физики на человеческую жизнь, - сказал в 1962 году М. Борн, - началось в 1938 году, когда в Германии Отто Ган и Фриц Штрассман открыли, что из ядер можно не только выбить отдельные протоны или другие малые частицы, что было уже автора БСЭ

Хан Отто Хан (Hahn) Отто (1879-1968), немецкий (ФРГ) физик и радиохимик; см. Ган

Отто

Из книги Код завета. Библия: ошибки перевода автора Гор Оксана

Отто Кафе на соборной площади, как обычно, были переполнены, гомонящая пестрая толпа заполонила площадь и вливала в свои утробы литры напитков. Мария нашла себе местечко за столиком на улице только в шестой по счету забегаловке, не самой симпатичной, но вполне приемлемой.

ОТТО

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ОТТО (Otto) Рудольф (1869–1937), нем. протестантский богослов и религиовед. Род. в Ганновере; окончил Геттингенский ун–т. Проф. систематич. (догматич.) богословия в ун–тах Геттингена (с 1897), Бреслау (с 1914), Марбурга (1917–29). Много путешествовал по Америке, Индии, Китаю, Японии.

22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Филипп не решился сам доложить о желании еллинов Христу. Во первых, его могло смущать тут воспоминание о заповеди, данной Христом относительно язычников (Мф. 10:5) и слово Христа по поводу

РУНГЕ, ФИЛИПП ОТТО (Runge, Philipp Otto) (1777–1810), немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.

Родился в Вольгасте (Мекленбург) 23 июля 1777 в семье купца-судовладельца. Юношей приехал в Гамбург, чтобы учиться торговому делу, но вскоре (в 1897) начал заниматься рисунком. Учился в копенгагенской (1799–1801) и дрезденской (1801–1803) академиях художеств; особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н.Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное воздействие Дж.Флаксмена. С 1804 жил в основном в Гамбурге.

Уже в ранний период проявился выдающийся дар Рунге-портретиста (картина Мы втроем , или Автопортрет с женой и братом , 1805, не сохранилась; портреты жены, 1804 и 1809; детей Хюльзенбек, 1805; сына, 1805, и родителей, 1806, художника; автопортреты, 1805 и 1806; все работы – Кунстхалле, Гамбург). Несколько архаичная, «наивная» застылость поз и жестов, пестрота колорита нисколько не гасят, но, напротив, усиливают поэтическое, порой чуть таинственное обаяние этих вещей. Сказавшиеся здесь традиции искусства Северного Возрождения проявились и в религиозных композициях Рунге – с их ирреальными цветосветовыми эффектами (Отдых на пути в Египет , 1805–1806; Христос, идущий по водам , 1806–1807; обе работы – там же).

Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой – связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня , символизирующий слияние человека с природой, – его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808–1809; там же) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства (Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt , 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Умер Рунге в Гамбурге 2 декабря 1810. В 1840–1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов – две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник , обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

Перевод с немецкого Сергея Аверинцева

Были дни мои унылы,
В безнадежной думе дух коснел,
У души не оставалось силы,
И никто расслышать не хотел,
Как темно и томно сердце трепетало,
Как оно в тоске последней застывало,
Как, удручено,
Чуяло оно
Для всего живого нестерпимый зрак:
Морок преисподней, тлен, распад и мрак.
Но выстояла воля; в самой бездне бед
На боль мою пролился благодатный свет.

В час, когда надежд крушенье
Стынущую леденило кровь,
Милый образ был мне в утешенье;
Нелюбим, я все хранил любовь, –
Вплоть до той поры, когда в душе унылой
В мутный, мертвый хаос канул образ милый
И недужный дух
Стал и.нем и глух;
Бездонный зев разверзся; пустота окрест:
В крови моей – ни искры, нет для ока звезд.
И сколько сердце свет и небо ни молило,
Участия себе оно не находило!

Точка роста, завязь всех цветений,
Огнь чистейший, радость бытия!
Приоткрыта для предвосхищений,
Будущность являлась мне моя.
Но живое пламя очага остыло,
Холодеет пепел, все окрест немило,
И. разверстый зев
Пустоты узрев,
Я спросил себя: на то ли я рожден,
На такой ли жребий в свете осужден?

Боже, нет мне мира, нет мне утоленья;
Сократи же сроки моего томленья!
Или вправду я оставлен богом,
Я, роптать дерзавший и пенять,
Не возмогший в приговоре строгом
Благо непостижное принять?
Не сумел святить я каждый миг блаженства1
Не затем ли отнят образ совершенства,
Милый образ мой
Больше не со мной?
Отними же с ним сужденное мне время,
Вечность отними; душе несносно бремя.
Словом ты меня из хаоса воззвал,
Все ты дал, и все, и все ты взял!

Нет! Любовь без меры и предела,
Боже, вправду ль мой услышан стон?
Вправду ль слепота моя прозрела:
Все отдав, я встану ль исцелен?
То, о чем молил я, мне ль дано изведать?
Милости твои, Благой, хочу поведать.
Дал ты духу свет,
Дал ты оку цвет!
В злые дни, когда стесняла ум тоска,
Темен стал ему прозрачный смысл цветка,
Но теперь я вижу: преломляясь в краске,
Явлен луч и вещи в божьей тонут ласке.

Чернота ли сердце омрачала
И страшила, как виденье зла?
Предо мной возлюбленная стала,
И душа в очах ее жила.
В час, когда небесный луч мне открывался,
С полнотой земного дух мой сочетался.
Всё едино: дар
Горний, дольний жар.
Тот, кому неведом высшей жизни свет,
Для того и в этой жизни смысла нет.
Темны твои очи: почерпая влагу
Кладезей, впиваю силу и отвагу.

Мир, лучами тайными живимый,
Весь в цвету передо мной лежит.
Вижу взор огнистый, взор любимый,
И нежнейший жар твоих ланит,
Кровь быстрей струится, оживают жилы,
Весь состав телесный вмиг исполнен силы!
Ока твоего
Крепко волшебство;
Руку ли пожмешь – журчит живой родник,
В тайну вечности воспринят беглый миг.
Так за то, что вере верен был без веры,
Я любовью днесь любим без меры.

Поэзия немецких романтиков / Сост., предисл. и коммент. А. В. Михайлова. – М.: Худож. лит., 1985. – С. 247-249.

Комментарий А. В. Михалова:
«ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ
Замечательный северонемецкий художник Филипп Отто Рун-то (1777-1810) родился в городе Вольгасте в Померании, в те времена шведской территории. Его учителем был Г.-Л.-Т. Козегартен, поэт-сентименталист и «оссианист», имевший сильное влияние и на Каспара Давида Фридриха. Знакомство с Тиком оказало впоследствии некоторое воздействие на умонастроение Рунге, однако еще раньше художник, учившийся живописи в Гамбурге и в Копенгагене, настолько проникся романтическими, как бы носившимися в воздухе настроениями и так своеобразно преломил их, что Тик при встрече был поражен его рисунками, стремившимися к графической лаконичности и иероглифичности в передаче самых отвлеченных романтических фантазий. Графический цикл «Времена дня» был разобран Гёрресом во вдохновенной рецензии (1808), ничуть не напоминающей обычные образцы этого жанра; исследования Рунге в области теории цвета были одобрены и высоко оценены Гете, искрение симпатизировавшим Рунге и тепло отзывавшимся о нем. Перед самой смертью скончавшегося от туберкулеза художника ему написал длинное, проникновенное письмо Брентано, которого также занимала проблема графически-скупого и глубокого по смыслу образа, – почти и те же дни художник сам написал письмо Брентано, их письма встретились в пути, однако письмо поэта уже не застало Рунге в живых. Рунге постоянно влекла потребность высказаться и в слове, разъяснить в нем суть своих образов, и он но без успеха проявил себя в литературном творчестве. Одна из его (написанных на нижненемецком диалекте) сказок – «О миндалевом Дереве» - появилась в «Газете для отшельников» Арнима, вместе с другой – «О рыбаке и его жене» - она вошла в состав «Сказок» братьев Гримм. Обе остались в памяти немецких читателей Вторая из сказок – источник пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Рунге написал много стихов, но не стремился их печатать. Они вошли в капитальное издание его писем и литературных сочинений, изданных его братом Даниэлем в 1840-1841 годах» (с. 476).