Джазовый вокал. Лучшие джазовые исполнители, которые сделают ваш день

Джазовый вокал. Лучшие джазовые исполнители, которые сделают ваш день

Тесно переплетаются в творчестве многих исполнителей, успешно дополняя и раскрывая друг друга. Джаз-вокалисты выделяются на фоне своих коллег сильным голосом с большим рабочим диапазоном, имеют отлично развитый гармонический и мелодический слух. Кроме того, исполнители, избравшие такую вокальную специализацию, владеют искусством вокальной импровизации на профессиональном уровне и умеют применять на практике специфические приемы звукоизвлечения, свойственные джазу. В школе сайт вы сможете начать изучать любой желаемый певческий стиль.

Нетрудно догадаться, что эстрадно-джазовый вокал вырос на стыке двух направлений, нашедших отражение в его названии. Остановимся подробнее на каждом из них и их вкладе в образовавшийся певческий стиль.

Эстрадное пение

Сочетает все многообразие певческих приемов и возможностей. Прежде всего, указывает на певцов, работающих на эстраде. В представлении большинства слушателей эстрадная музыка состоит из легких и простых для восприятия музыкальных композиций. В отличие от академической манеры исполнения пение получается более естественным и открытым, однако оно также требует отточенных вокальных навыков, правильной позиции и опоры звука. В эстрадных песнях могут прослеживаться народные и джазовые мотивы.

Джаз

В первую очередь выделяется идеальным ритмом и гармоничностью. Певцы обладают высокой подвижностью голоса и развитыми навыками музыкальной импровизации. Работать в данном стиле невозможно без умения прочувствовать форму произведения. Вокалист должен преподнести слушателю собственное понимание исполняемой композиции. Музыкальную тему можно видоизменять в соответствии с личным восприятием смысла песни, но при этом необходимо сохранить изначальную гармоничность и красоту. Не менее важно и умение чувствовать музыкальных партнеров.

Обучение эстрадно-джазовому пению

Учиться петь можно на курсах в музыкальных школах. Так, посещая занятия в студии сайт, вы:

  • научитесь полностью владеть собственным голосом;
  • начнете легко и чисто исполнять певческие композиции различной сложности;
  • приобретете индивидуальную манеру исполнения;
  • сформируете имидж эстрадного исполнителя;
  • научитесь свободно держаться на публике и получать удовольствие от выступлений на профессиональной сцене;
  • приобретете и доведете до автоматизма вокальные приемы;
  • освоите другие навыки, необходимые современному исполнителю. В их число входит, к примеру, работа с микрофоном и звукозаписывающей аппаратурой.

Все знают, что джазовый вокал отличается от эстрадного и оперного в принципе. С помощью джаза можно показать феерию эмоций и чувств не только словами.

Чтобы петь джаз, сначала, нужно просто научиться петь. Просто изучение джазовых приемов не даст особого результата. Важно освоить базовые навыки пения. А именно: постановка дыхания, артикуляция, научиться пользоваться резонаторами, отработать вокальные приемы субтон, рык, хрип, мелизмы, сип, заглубление и подъезды. Если диапазон Вашего голоса небольшой, можно еще поработать над расширением диапазона.

Джазовый вокал определяется индивидуальными особенностями джаз вокалиста

Когда Вы научились все это делать, а ваш голос будет звучать правильно и профессионально - самое время приступать с джазу.
Джазовый вокал определяется индивидуальными особенностями джаз вокалиста. К таким особенностям можно отнести следующее: манера джазового исполнения, определенные вокальные тембры, уникальные тональные качества голоса.

Чтобы петь джаз нужно понимать из-за чего конкретный исполнитель спел именно так. Основыне приемы и способы интонирования, которые легли в основу джазового пения:

  • Шаутинг, или шаут-стиль (shout — крик) — особая манера пения, использующая разнообразные приемы речевого интонирования (шепот, стон, крик, фальцет и т. п.)
  • Глиссандо (drift)- то постепенное скольжение звука, плавный переход через все ноты внутри интервала.
  • Дёрти-тоны (англ. dirty tones - нечистые тоны)- один из специфических приёмов интонирования и подачи звука. Отличаются нестабильной («пёстрой») окраской звуков в пределах одного регистра, сильной динамикой, гипертрофированным вибрато.
  • Бендинг - звуковысотная подтяжка к ноте.
    Только когда Вы освоили ритм, вокальные приемы и способы интонирования, можно пробовать главный притягатяльный элемент джазового пения - скэт.
  • Скэт пение - это импровизация, когда вместо слов исполнитель поет отдельные слоги. Изначально пение скэтом означало петь петь максималоно схоже с тем, как игрет музвкальный инструмент или исполнять с ним единую музыкальную линию. Поэтому, чтобы овладеть этим приемом нужно слушать не только калассических джазовых певцов, но и инструментальных исполнителей.

Первый раз скэт прозвучал в исполнении Луи Армстронга. Это случилось, когда во время записи он забыл слова и начал петь бессмысленную звуковую импровизацию на слоги. Но Луи Армсторнг использовал этот прием довольно редко. Гораздо больших высот в этом направлении достигли популярные исполнительницы стиля би-боп в 40х годах.

Элла Фицжеральд и Сара Вон достигли небывалых высот в этом направлении.
Они изобрели так называемый скэт-язык, который стал общим для всех джазовых певиц. Их голос по звучанию не уступал саксофонистам и трубачам.

Как видите, чтобы освоить джазовый вокал нужно научиться петь профессионально и освоить джазовые вокальные приёмы. Это базовые элементы с которых нужно стартовать. После этого конечно же стоит подумать про харизму и образ, ведь в джазе без этого никак.

Стоимость занятий начинается от 600 рублей за 60 минут. На стоимость влияют опыт репетитора, необходимость выезда к ученику и нужный вам уровень знаний.

Некоторые репетиторы проводят бесплатное ознакомительное занятие, дают скидку, если вы заплатите вперед за несколько занятий или готовы заниматься в мини‑группе.

600

2200

средняя цена
за час занятий

3700+

Преподаватель джазового вокала - отзывы

218

Плюсы: Не хочется писать о Татьяне Васильевне формальных слов:"пунктуальная","опытная"и "доброжелательная".Они мало что могут рассказать о ней.Татьяна Васильевна приходила заниматься с дочерью 9 лет классическим вокалом.Приятно,что она хотела научить,а не культурно просидеть время занятий.Дело в том,что музыкальная школа особых знаний не дает.И дочка так и не умела дирижировать,читать с листа и петь по нотам.Татьяна Васильевна выявила ее слабые стороны и стала работать над ними.Учила...

дирижировать,правильно открывать рот,петь по нотам и слушать себя.Разбирала ошибки и показывала правильный вариант пения.Не жалела своего певческого таланта и много раз показывала,как должна звучать нота.На занятии они многое успевали отработать.Педагог сама подбирала учебный материал:Вокализ,Песню,а не работала со стандартным сборником упражнений. Минусы: Нет Описание: Возможно,ЭТОТ ОТЗЫВ ПОМОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ В ВЫБОРЕ УЧИТЕЛЯ.

Оценка 5

Наталья , Красногорск

Услуги заказа: Вокал. Академический вокал.

1250

Педагог понравилась мне своим отношением, характером и профессионализмом. Мы больше занимались джазовым вокалом, скорее даже смесь с поп-музыкой. Елена Анатольевна была всегда пунктуальна, с ней не возникало никаких проблем. Мы занимались различными упражнениями на дыхание. Безусловно, у меня есть улучшение в голосе.

Оценка 5

Юлия , м. Алтуфьево, Чистые пруды

Услуги заказа: Вокал. Академический вокал. Джазовый вокал.

1000

Так случилось, что отзыв о Марине Владимировне я пишу, спустя 8 месяцев от начала занятий. Вокалом занимаюсь более 5-ти лет, пришлось сменить 6 педагогов. То, что я занимаюсь сейчас именно у Марины Владимировны – Большая Удача для меня. Это педагог, который с первого занятия дает установку на Успех, на Развитие. Это очень требовательный, высококлассный, профессиональный суперпедагог. И очень красивая женщина, и прекрасный человек!!! По приходу к Марине Владимировне я имела...

целью: раскрыть свои голосовые данные, не бояться петь на людях, научиться правильному дыханию, да и просто петь, наслаждаясь своим голосом, доставляя радость себе и другим людям. В первые же месяцы занятий стали видны (вернее, слышны))) результаты. Марина Владимировна кропотливо, с терпением, любовью и верой в меня ведет в те тонкости вокального мастерства, о которых я даже и мечтать боялась!!! Голос крепнет, разрабатываются мышцы, отвечающие за правильную постановку голоса, исчезают страхи, внутренние блоки и зажимы, мешающие раскрыться голосу. Я начинаю понимать и чувствовать, как работает мое тело при пении. Деление урока на 3 части: распевка, работа с вокализом, работа над репертуаром, - даёт ощутимые результаты. Каждое занятие открывается и разрабатывается что-то новое в вокальном мастерстве. Марина Владимировна с великим терпением показывает и объясняет, как надо правильно выполнить то, что не получилось. Она подбирает такую ассоциацию, которая поможет верно взять нужную ноту, букву. Огромное значение уделяется правильному дыханию: как дышать, чем дышать, куда дышать; учимся петь так, чтобы все тело работало и чувствовало весь процесс пения. Занятия проходят очень плодотворно, радостно, насыщенно. У меня огромный стимул научиться всему, что я смогу впитать в себя! Я очень рекомендую всем, кто хочет раскрыть свой голос, свои вокальные способности; всем, кто хочет профессионально развиваться, как певец, вокалист, - обратиться за помощью именно к Ефановой Марине Владимировне. Она точно знает, как Вам помочь!!!

Оценка 5+

«Джаз - это жизнь… Джаз - это стиль… Джаз - это свобода…» И конечно, джазовый вокал невозможен без вокальной импровизации! Уроки джазового вокала в нашей ассоциации помогут вам овладеть всеми необходимыми вокальными приемами и добиться успеха в исполнении джазовой музыки! На современной эстраде часто эстрадный и джазовый вокал тесно переплетены друг с другом, поскольку в эстрадную популярную музыку часто привносятся элементы джазовой музыки. Настоящий джазовый вокал тесно связан с традиционным джазом афроамериканского происхождения и латиноамериканского. Джазовый вокалист должен иметь сильный голос с большим рабочим диапазоном, хорошо развитый мелодический и гармонический слух, должен владеть искусством вокальной импровизации и различными приемами звукоизвлечения, свойственными джазовому вокалу.

Ближайшие концертные мероприятия уже в декабре и январе в концертных залах и клубах Москвы !

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!


Джазовая вокальная импровизация

Импровизация - это неотъемлемая составляющая джазовой музыки. Без импровизации нет джаза. Поэтому далеко не все вокалисты берутся за исполнение джазовых композиций. Сама по себе импровизация строится на знании гармонических последовательностей и умении использовать различные мелодические и ритмические варианты на их основе.

Джазовой же вокальной импровизации свойственна имитация инструментальных приемов исполнения. Говоря простым языком, копирование звучания и техники исполнения на различных инструментах джаз-банда. Отсюда высокие требования, предъявляемые к мастерству джазового вокалиста. Джазовый вокал предполагает наличие подвижного голоса у певца, способного точно повторять (имитировать) партию инструмента и быстро интонировать. Джазовым вокалистам мы рекомендуем помимо уроков джазового вокала посещать уроки джазовой гармонии и уроки джазовой импровизации.

Постановка дыхания на уроке джазового вокала

Правильная постановка дыхания - это тот фундамент, на котором можно построить здание в любом архитектурном стиле или выстроить голос для пения в различных музыкальных направлениях: эстрадный вокал, джазовый вокал, классический вокал и т.д. Если вы слышите сильный объемный голос у певца, то это не столько природные данные, сколько хорошая постановка дыхания. Именно такие голоса нам запоминаются, способны воздействовать на нас, и мы хотим подражать им.

Чем отличается постановка голоса для джазового вокала от постановки голоса для других видов пения, вы можете прочитать здесь. Упражнения, развивающие голос для джазового пения, и упражнения, подготавливающие голос к эстрадному пению или академическому вокалу, — по сути одни и те же. Разница в том, что на уроке джазового вокала преподаватель для распевок использует не только всем хорошо знакомый мажорный и минорный звукоряд из классической гармонии, но и блюзовую гамму с характерными для нее гармониями. Кроме того, в разных видах вокала используется разная подача звука, разные приемы звукоизвлечения.

Без специального тренинга вы не сможете развить диапазон голоса и освоить различные вокальные техники пения. А значит, сможете петь только самые простые джазовые композиции при условии, что тональность песни вам удобна, диапазон мелодии маленький и манера исполнения - полуречитативная. Полноценный же джазовый вокал подразумевает сильный развитый голос вокалиста с большой технической свободой исполнения и умением импровизировать (см. Джазовая вокальная импровизация).

Часто на первом этапе обучения джазовому вокалу наши ученики, нацеленные на профессиональное развитие, занимаются постановкой голоса с академического вокала. Ведь выступая на театральной сцене, академическим певцам приходится петь без микрофона в сопровождении большого симфонического оркестра. В таком режиме пения ваш голос выдержит нагрузку, только если на уроках джазового вокала вы его правильно тренировали.

Для джазового вокалиста, впрочем, как и для хорошего эстрадного певца, огромное значение имеет правильная постановка голоса. Именно поэтому мы рекомендуем нашим ученикам на уроках джазового вокала большую часть времени петь без микрофона, чтобы правильно настроить дыхательно-голосовой аппарат, чтобы вашему голосу не страшны были любые нагрузки и любые условия пения. Подробно о постановке голоса и постановке дыхания вы можете прочитать на странице .

Нужно ли развивать слух для занятий джазовым вокалом?

Если у вас неразвитый музыкальный слух, вам нужно развивать его независимо от того, каким именно вокалом вы собираетесь заниматься: эстрадным вокалом, джазовым вокалом, народным вокалом, академическим вокалом. Всем нам понятно, что если мы не попадаем в ноты, не можем повторить мелодию точно, то и хорошего пения не получится.

Если вы занимаетесь вокалом для себя, хотите петь караоке, то вам необязательно проходить целый курс сольфеджио (освоение музыкальной грамоты). Достаточно просто вокального сольфеджио, с помощью которого вы разовьете устойчивую координацию между слухом и голосом.

В том случае же если вы хотите профессионально заниматься джазовым вокалом, вам обязательно нужно осваивать , и мелодический, и гармонический. Подробно об этом читайте на страницах Музыкальная грамота и Развитие слуха.

Как строится урок джазового вокала

После усвоения основополагающих принципов джазового пения вы начинаете разучивать репертуар, который вам хотелось бы петь и который вам поможет в освоении техники джазового пения. На уроках джазового вокала вы будете осваивать композиции Гершвина, музыку Голливуда, латиноамериканский джаз и другие современные джазовые композиции. Освоение репертуара по джазовому вокалу происходит с использованием минусовых фонограмм, а также под живой аккомпанемент. Теперь у нас вы можете заниматься вокалом дешевле!

Работа с микрофоном

Выступления на концертах

Джазовый репертуар пользуется большой популярностью у публики. Поэтому наши учащиеся выступают на наших концертах, посвященных исполнению джазовой музыки. Концертное выступление - важный этап обучения джазовому вокалу. Вы получите незаменимый опыт публичных выступлений и проверите на прочность себя и результат .