Джаз какой он. «Джаз и опера»: мы позволяем себе то, что не позволяют академисты

Джаз какой он. «Джаз и опера»: мы позволяем себе то, что не позволяют академисты
Джаз какой он. «Джаз и опера»: мы позволяем себе то, что не позволяют академисты

Соул, свинг?

О том, как звучит композиция в этом стиле, известно, наверное, каждому. Этот жанр возник в начале ХХ века в Соединенных Штатах Америки и представляет собой определенное соединение африканской и европейской культуры. Удивительная музыка практически сразу же привлекла к себе внимание, нашла своих поклонников и быстро распространилась по всему миру.

Джазовый музыкальный коктейль передать достаточно сложно, так как он сочетает в себе:

  • яркую и живую музыку;
  • неповторимый ритм африканских барабанов;
  • церковные песнопения баптистов или протестантов.

Что такое джаз в музыке? Определение этому понятию дать очень сложно, так как в нем звучат на первый взгляд несовместимые мотивы, которые, взаимодействуя между собой, дарят миру неповторимую музыку.

Особенности

Какими характерными чертами обладает джаз? Что такое джазовый ритм? И в чем особенности этой музыки? Отличительными чертами стиля считаются:

  • определенная полиритмия;
  • постоянная пульсация битов;
  • совокупность ритмов;
  • импровизация.

Музыкальный ряд у этого стиля красочный, яркий и гармоничный. В нем четко прослеживается несколько отдельных тембров, которые сливаются воедино. В основе стиля лежит неповторимое сочетание импровизации с заранее продуманной мелодией. Импровизацией может заниматься как один солист, так и несколько музыкантов в ансамбле. Главное, чтобы общее звучание было четким и ритмичным.

История джаза

Это музыкальное направление развивалось и формировалось на протяжении столетия. Джаз возник из самых недр африканской культуры, так как чернокожие невольники, которых привезли из Африки в Америку, чтобы понимать друг друга, научились быть одним целым. И, как следствие, создали единое музыкальное искусство.

Для исполнения африканских мелодий характерны танцевальные движения и применение сложных ритмов. Все они совместно с привычными блюзовыми мелодиями легли в основу создания совершенно нового музыкального искусства.

Весь процесс сочетания африканской и европейской культуры в джазовом искусстве начался с конца XVIII столетия, продолжался весь XIX век и только в конце ХХ столетия привел к возникновению совершенно нового направления в музыке.

Когда появился джаз? Что такое джаз Западного побережья? Вопрос достаточно неоднозначный. Появилось это направление на юге Соединенных Штатов Америки, в Новом Орлеане, ориентировочно в конце девятнадцатого столетия.

Первоначальный этап возникновения джазовой музыки характеризуется своего рода импровизацией и работой над одной и той же музыкальной композицией. Она воспроизводилась главным солистом на трубе, исполнителями на тромбоне и кларнете в совокупности с ударными музыкальными инструментами на фоне маршевой музыки.

Основные стили

История джаза началась достаточно давно, и в результате развития этого музыкального направления появилось множество различных стилей. Например:

  • архаический джаз;
  • блюз;
  • соул;
  • соул-джаз;
  • скэт;
  • нью-орлеанский стиль джаза;
  • саунд;
  • свинг.

Родина джаза наложила большой отпечаток на стиль этого музыкального направления. Самым первым и традиционным видом, создаваемым небольшим ансамблем, стал архаический джаз. Музыка создается в виде импровизации на темы блюза, а также европейских песен и танцев.

Достаточно характерным направлением можно считать блюз, мелодия которого основана на четком такте. Для этой разновидности жанра характерно жалостливое отношение и воспевание утраченной любви. Одновременно в текстах прослеживается легкий юмор. Джазовая музыка подразумевает под собой своего рода инструментальную танцевальную пьесу.

Традиционной негритянской музыкой считается направление соул, связанное напрямую с блюзовыми традициями. Достаточно интересно звучит нью-орлеанский джаз, который отличается очень точным двудольным ритмом, а также наличием нескольких отдельных мелодий. Для этого направления характерно то, что основная тема повторяется несколько раз в различных вариациях.

В России

В тридцатые годы в нашей стране был весьма популярен джаз. Что такое блюз и соул, советские музыканты узали в тридцатые годы. Отношение власти к этому направлению было весьма негативным. Изначально джазовых исполнителей не запрещали. Однако имела место достаточно жесткая критика этого музыкального направления как составляющей всей западной культуры.

В конце 40-х годов джазовые коллективы подверглись гонениям. Со временем репрессии в отношении музыкантов прекратились, однако критика продолжалась.

Интересные и увлекательные факты о джазе

Родина джаза - Америка, где сочетались различные музыкальные стили. Впервые эта музыка появилась среди угнетенный и бесправных представителей африканского народа, которых насильно увезли со своей родины. В редкие часы отдыха рабы пели традиционные песни, аккомпанируя при этом себе хлопками в ладоши, так как у них не было музыкальных инструментов.

В самом начале это была самая настоящая африканская музыка. Однако со временем она видоизменялась, и в ней появились мотивы религиозных христианских гимнов. В конце XIX века появились и другие песни, в которых был протест и жалобы на свою жизнь. Такие песни начали называть блюзом.

Основной особенностью джаза считается свободный ритм, а также полная свобода в мелодическом стиле. Музыканты, играющие джаз, должны были уметь импровизировать индивидуально или коллективно.

Со времен своего возникновения в городе Нью-Орлеане джаз успел пройти достаточно сложный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем уже и по всему миру.

Лучшие джазовые исполнители

Джаз - особая музыка, наполненная необычной изобретательностью и страстью. Она не знает границ и пределов. Известные джазовые исполнители способны буквально вдохнуть в музыку жизнь и наполнить ее энергией.

Самым известным джазовым исполнителем считается Луи Армстронг, который почитается за свой живой стиль, виртуозность, изобретательность. Влияние Армстронга на джазовую музыку неоценимо, так как он является величайшим музыкантом всех времен.

Большой вклад в это направление внес Дюк Эллингтон, так как он использовал свой музыкальный коллектив в качестве музыкальной лаборатории для проведения экспериментов. За все годы своей творческой деятельности он написал множество оригинальных и неповторимых композиций.

В начале 80-х годов самым настоящим открытием стал Уинтон Марсалис, так как он предпочел играть акустический джаз, что произвело настоящий фурор и спровоцировало возникновение нового интереса к этой музыке.

«Голубой понедельник» (с английского «Blue Monday») - джазовая опера. Композитор - . Автор английского либретто - Бадди Де Сильва.
Премьера проходила 29 августа 1922 года на Бродвее. Опера была принята публикой неоднозначно. Наутро пресса опубликовала абсолютно противоположные отзывы: одни говорили о небывалом успехе первой настоящей американской оперы, другие же утверждали, что «Голубой понедельник» является угнетающей и неправдоподобной зарисовкой.
Сюжет представляет собой трагическую историю любовного треугольника. Действие оперы происходит в кафе на пересечении 135-й и Ленокс-авеню в Нью-Йорке. Игрок Джо и его возлюбленная Ви вынуждены ненадолго разлучиться: Джо собирается навестить свою мать. По роковой случайности он не говорит девушке об истинной причине своего отъезда, обмолвившись только, что едет просто по личным делам. Высокомерный певец из кафе Том, также влюбленный в Ви, убеждает девушку в обмане: мол, Джо на самом деле уехал к другой. Джо вскоре возвращается в кафе с письмом, в котором говорится, что ему нет нужды ехать к матери: она умерла еще три года назад. Рассерженная Ви не желает поговорить с любимым: она нажимает на курок и попадает в Джо. Вскоре девушка узнает правду, но выстрел оказывается роковым. Ви просит прощения, Джо прощает любимую и грезит о том, что скоро встретится с матерью на небесах.


История создания

Джордж Гершвин завоевал большую часть своей репутации на экспериментальных слияниях различных музыкальных и драматических жанров. Так и здесь: «Голубой понедельник» является первой джазовой оперой. За три недели до первого спектакля, авторы обнаружили, что получасовое представление все же нуждается в доработке. Гершвин и Де Сильва завершили работу за пять дней и ночей. В Нью-Хейвене (штат Коннектикут) было представлено четыре пробных постановки «Голубого понедельника» . Опера была принята публикой тепло и восторженно. Но на премьере, в сочетании с развлекательным ревю Джорджа Уайта, опера произвела на аудиторию не лучшее впечатление.
Опера «Голубой понедельник» была первой значительной попыткой соединить формы классической и американской популярной музыки (оперы, джаза и афро-американского стиля). Среди прочих критических отзывов упоминается о том, что именно эта опера проявила первый блеск нового американского музыкального искусства.


Занимательные факты :

- в «Голубом понедельнике» Джордж Гершвин ввел музыкальное новшество: в партитуре исполнителей присутствует джазовый речитатив.
- позднее опера была переименована «135-ю улицу»

сайт. Сейчас стало достаточно модным совмещать различные музыкальные жанры и делать проекты, в которых звучат одновременно и академическая музыка, и джаз. В Якутске мы уже видели то, как это делают, например, Леонид Сендерский , который отыграл программу с "Арко артико" , или коллектив "Растрелли квартет" , в чьем репертуаре есть все, начиная от клезмера и заканчивая саундтреками.

И вот теперь у якутского слушателя есть возможность оценить проект "Джаз и опера" , который представляют певицы Ольга Годунова и Екатерина Лехина . В их программе есть эстрада, оперетта, джаз и кажется, что еще многое другое. О своем творчестве они рассказали нам подробно накануне своего выступления.

Как появился ваш проект?

Ольга : - Он появился три года назад, а вдохновение пришло еще в далекие 90-е, когда я услышала концерты из цикла "Паваротти и друзья", где сочетались классическая, эстрадная и даже рок-музыка. И вот тогда и пришла мысль: почему у нас нет такого? И, несмотря на то, что я в то время занималась академической музыкой и работала в оперном театре, уже тогда чувствовала, что мне ближе эстрада и джаз. С тех пор у меня начала вынашиваться эта идея и вот три года назад она воплотилась в жизнь.

- Но эта идея родилась у вас в голове. А как получилась, что вы ею поделились с Екатериной?

Екатерина : - Мы знакомы уже очень давно. У нас и по вокалу был один педагог, хотя мы учились в разных местах - Оля в Волгограде, а я в Москве. А Ольга на момент, когда мы познакомились, иногда приезжала в Москву, вот так и произошла наша встреча.

Ольга : - Я в то время уже успела пожить в Европе, побывала в Америке, где на Бродвее услышала мьюзиклы и поняла, что это мое. А с предложением к Кате я обратилась, наверное, потому что, во-первых, мы дружили. А потом, у нас у обеих сопрано, хотя у Кати голос еще выше и она берет просто запредельные ноты, которые мне не подвластны. Ну, видимо, и общая школа также повлияла. Но Катя, в общем-то, откликнулась на предложение не сразу. А началось все с Summertime Гершвина - когда-то в Волгограде мы спели эту песню с одной моей знакомой, оперной певицей. И получилось очень здорово. И с Катей наша история началась именно с этой композиции.

Екатерина : - Да, мы заказали очень хорошую, необычную аранжировку. И сделали запись, получив на нее отличные отзывы. Я услышала, как это здорово сочетается - Олина эстрадная, джазовая манера пения и моя академическая и еще именно с такой нестандартной классическо-джазовой аранжировкой. И мы начали думать над репертуаром, спорили, дискутировали, пробовали.

И вот в связи с вашими последними словами. Как вы отбираете репертуар так, чтобы и джаз и опера и мьюзикл гармонично сочетались?

Екатерина : - Мы садимся за рояль, выписываем то, что собираемся исполнить, и пытаемся представить, как будет звучать одно за другим. К тому же у нас бывают и оркестровые номера, которые подводят либо к классическому, либо к джазовому исполнению, создавая определенные связи между композициями.

Ольга : - К тому же у нас есть такая изюминка, которую не часто позволяют себе академисты, - мы общаемся с публикой. Однажды мне один коллега, который много работал на Бродвее, сказал, что соединить можно многое, но очень важно, как ты к этому подведешь. И когда мы начали работать с Катей, то решили отойти от стереотипов - оперная певица спела и ушла, все строго и т.д. А у Кати потрясающая пластика - он в прошлом фигуристка. Почему мы не можем танцевать и сами вести концерт?

Екатерина : - К тому же это создает близкий и, главное, быстрый контакт с публикой. Мы чувствуем энергетику публики, и у нас происходит такой взаимообмен с нею.

Ольга : - Но конечно мы не говорим ключевую фразу "Мы не видим ваших рук" (смеются). А вообще если вспоминать, то первый концерт у нас состоялся в подмосковном Обнинске, где мы делали презентацию нашего проекта.

И вот среди обычной и, скажем так, типичной публики была пара так называемых рокеров - все такие в татуировках, все как надо. И вот они к нам подходят после концерта и говорят, что они, наконец, поняли, что опера - это интересно и что мы открыли им новый мир. Они купили диски и по-настоящему были благодарны нам.

И вот это как раз и было целью нашего проекта - охватить разные вкусовые предпочтения публики - опера, джаз, мьюзикл. И мне кажется, артист может исполнять различные жанры, конечно, в своей манере. Вот Катя поет всю жизнь оперу, а в нашем проекте еще и мьюзиклы и эстраду.

- А вот по поводу танцев - вы и вправду танцуете во время программы?

Екатерина : - Ну не цыганочку с выходом, конечно (смеется), но в оркестровых проигрышах можно придумать несколько па.

Ольга : - Если бы у вас был лед, мы смогли бы сделать что-то более оригинальное, учитывая, что Катя фигуристка.

- Ледовый дворец в Якутске есть.

В следующий раз (смеются).

- Исходя из ваших программ, вам нравится разная музыка, а что именно?

Ольга : - Абсолютно разная музыка, важно, чтобы она трогала. Даже, может, у певца и не быть сильного голоса, но есть что-то цепляющее. Вот, например, Шарль Азнавур: каждая его песня - история. А у него нет каких-то выдающихся вокальных данных. А бывает голос прекрасный, а слушать его невозможно. С удовольствием слушаю Анну Нетребко, и многих своих коллег и Катю в том числе.

Екатерина : - Мы нормальные люди - слушаем все, что качественно и интересно, главное, чтобы музыка была мелодичной и профессиональной.

Если вернуться к "Джазу и опере", какое продолжение будет иметь ваш проект? Может быть запись диска, гастроли за рубежом?

Екатерина : - Как раз сейчас у нас идут переговоры с некоторыми странами, где мы, возможно, будем выступать. Пока не буду разглашать все подробности, но процесс в этом направлении идет. Также в марте мы представим нашу вторую программу и отправимся в тур по тем городам, где уже проводили концерты и куда нас зовут снова. И, кстати, в Якутске мы исполним пару номеров из новой программы.

Ольга : - А что касается диска, то этого пока в планах нет. Мы делаем записи с концертов, выкладываем в интернет. К тому же это отнимет много времени, которого у нас не так много.

- В продолжение темы и в связи с 23 февраля. А мужчину не хотите пригласить в ваш проект?

Ольга: - Кстати, мужчины к нам сами просятся (смеются). Но пока нет. Разово - вполне возможно, как специального гостя, например. К тому же мужчина и женщина - на сцене явление обычное, мужчина и мужчина - тоже явление нередкое. А вот так как работаем мы - этому аналогов в России нет, а может, и в Европе. В общем, мальчик всю картину испортит (смеются).

В артистической среде в особенности есть большая конкуренция, которая иногда обретает не в очень красивые формы. Как вам удается избегать зависти и других неприятных чувств в совместной работе? Или у вас даже таких мыслей нет?

Екатерина : - Нет, мы об этом даже и не думаем. У нас, помимо этого проекта, идет своя творческая жизнь, и мы реализуем себя в разных проектах. К тому же мы никогда не обижаемся, когда друг другу что-то подсказываем. Ведь многое виднее со стороны.

Ольга : - Меня, например, наоборот подстегивает профессионально, если у моих коллег есть какие-то успехи. Катя - обладательница премии «Грэмми», в России таких единицы.

Эти победы, особенно близких людей, вдохновляют на работу, и не потому что я хочу «Грэмми», хотя хочу, конечно! (смеется). Но профессионально нужно друг другу соответствовать, а зависть - не знаю, откуда она берется, у нас этого нет.

И у нас нет такого, что кто-то должен быть лучше другого: наша работа - это работа на результат. А у артиста всегда должен быть стимул, поиск, какие-то сомнения. Если же этого нет, и ему кажется, что он уже всего достиг, то профессиональный рост заканчивается.

Екатерина : - Вы знаете, мне повезло, и я общалась с великим Пласидо Доминго. Это, с одной стороны, просто недосягаемая звезда, но в тоже время он настолько простой и душевный в общении. Он как ни кто иной знает всю специфику нашей работы. И то, как он подходит к молодежи, - это просто потрясающе. Когда он сам встает за дирижерский пульт - ты видишь его светящиеся глаза и его желание тебе помочь, причем так, что он даже забывает об оркестре.

- Да, такие люди всегда поражают широтой души, невзирая на то что являются известными или даже великими.

Ольга : - Это, наверно, самое сложное в нашей профессии - борьба с тщеславием. И чем больше будет работать человек над собой работать, тем больше он потом получит. А вообще большое удовольствие знать, что ты еще чего-то не знаешь и есть куда-то стремиться и изучать что то новое.

- Вы достаточно много гастролируете с проектом. Как, на ваш взгляд, он воспринимается публикой?

Нам очень интересно ездить. Вот уже год как мы в турне. По правде сказать, многие филармонии относятся к нам достаточно насторожено - что за сочетание «джаз и опера»? Немного консервативные взгляды, но потом остаются довольны все.

Однажды был случай в Улан Удэ - на концерт пришел один в прошлом оперный певец и вот после первого отделения он зашел к нам за кулисы с цветами и просто осыпал массой комплиментов, что в певческой среде не всегда бывает. Это возвращаясь к тому, о чем мы недавно говорили. И мы понимаем, что эти комплименты - это не просто слова, но они как бы доказывают, что этот проект и в самом деле удался.

А особенно приятно, когда в зале много молодых людей. Многие говорят, что опера - это скучно, неинтересно. А когда выходит Катя - такая интересная певица, которая общается с залом еще и пританцовывает, то восприятие, конечно, меняется.

- А если отойти от "Оперы и джаза", как складываются ваши карьеры вне проекта?

Екатерина : - Помимо различной концертной деятельности я вот уже второй сезон реализую себя в жанре мьюзикла. В Москве я играю в "Призраке оперы" и исполняю роль как раз оперной певицы Карлотты. К счастью, мне не нужно менять манеру пения, но все же это не опера и в мьюзикле нужно быть еще и драматической актрисой, а также и танцевать. И я получаю от этого огромное удовольствие, хотя до последнего отказывалась от этого нового для меня эксперимента. Но благодаря моим друзьям и Оле, в том числе, я все же попробовала и мне очень нравится, хотя это, конечно, очень бешеный темп - у меня это 13 спектаклей в месяц. И что удивительно мне не надоедает, даже после двух сезонов. А еще у меня было грандиозное шоу в Вероне - "Опера на льду". Там выступали многие известные фигуристы, которые катались под мое пение. Шоу просто не имеет аналогов в мире, было просто потрясающе.

Ольга : - Сейчас я активно сотрудничаю с оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, что для меня является колоссальным удовольствием. Я никогда и не мечтала работать с этим дирижером. Еще с детства, когда смотрела фильмы, в титрах видела его имя дирижер "С. Скрипка", а теперь я с ним на одной сцене. Мы выступаем в концертном зале Чайковского и в Филармонии, и исполняем, конечно, музыку из кино.

- А как вам кажется - сейчас в России ренессанс музыкальной культуры или же скорее она находится в упадке?

Екатерина : - На мой взгляд, классическая музыка сейчас все больше популяризируется. Если взять профессиональную сцену, то, например, в оперных театрах сейчас существует очень хорошая программа для молодых артистов, когда они, только что закончившие консерваторию, без опыта за год-два обучаются актерскому мастерству и получают профессию. И интерес к оперному искусству растет, многие хотят связать себя с пением. И, кстати, немалую роль играет и телеканал «Культура», в частности, и проект "Большая опера".

Ольга : - Да и детские конкурсы, как например, "Щелкунчик", тоже способствуют популяризации музыкальной культуры. Но, к сожалению, помимо телеканала «Культура», остальное телевидение оставляет желать лучшего. В общем, сейчас многие хотят стать известными, хотят петь и чтобы их показывали, и это не только у нас, конечно. Но среди масс есть и те, кто по-настоящему занимается искусством. И когда это видишь, то думаешь, что у нас все это не умерло и не умрет. У нас очень много талантливых людей, которые продолжают нести это зерно настоящего искусства.

Несколько дней назад с друзьями старались вспомнить как можно больше людей, которые, на наш взгляд, изменил ход истории. Ну, и если расширить эту тему, то можно выделить 10 ключевых аспектов в разных областях деятельности человека, которые повлияли на жизнь, мировоззрение или просто вкус всего человечества. Сегодня я хотел бы выделить 10 джазовых стандартов , которые, на мой взгляд, являются основой популярной джазовой музыки . Джазовые стандарты - это джазовые мелодии или темы, которые когда-то были написаны кем-то, и которые являются настолько запоминающимися, что их знают все джазовые музыканты и практически все люди. Неплохие музыканты, как, например, пишет «Википедия», знает их по пару сот штук, в чем я, кстати, очень сомневаюсь.

Скорее всего, многие знают собранные мною джазовые композиции , но у каждого стандарта своя история, которую знает далеко не каждый.

Итак, номер раз:

1. Autumn leaves

Первоначально, в 1945 году, это была французская песня "Les Feuilles mortes " (буквально "Мертвые листья") с музыкой Джозефа Косма (Joseph Kosma) и стихами поэта Жака Превера (Jacques Prevert ). Ив Монтан (с Ирен Иоахим) представил "Les Feuilles mortes" в 1946 году в фильме Les Portes-de-la Nuit . В 1947 Американский композитор Джонни Мерсер написал английский текст этой песни, и Джо Стаффорд был одним из первых кто исполнил новую версию композиции. Осенние листья стали джазовым и поп стандартом на обоих языках, а также и в инструментальной версии.

На видео ниже представлена импровизационная версия этой темы одного из лучших джазовых импровизаторов и композиторов (и одного из моих любимых) нашего времени Кейта Джаретта (Keith Jarrett). Обратите внимание, как он забавно подвывает и пританцовывает во время своего соло. Его игра имеет особый шарм и сразу отличается и идентифицируется на слух благодаря микрофонной подзвучке его своеобразного «мычания».

2. Let it snow! Let it snow! Let it snow!

Песня также известна под названием "Let It Snow". Авторство принадлежит лирику Сэмми Кану (Sammy Cahn) и композитору Джули Стайну (Jule Styne) в 1945 году. Что интересно, она была написана в июле 1945 года в Голливуде во время одного из самых жарких дней лета.

Что еще более интересно - ее знает, думаю, практически каждый на нашем синем шарике, бороздящем Вселенную, даже тот, который всю жизнь прожил в пустыне. Лично я всегда пою эту песню, когда идет снег или дождь (Let it rain! Еще можно Let it fog! )

3. I’ve got you under my skin

Не все знают эту композицию, которую перепели все джазовые вокалисты если не на сцене, то уж в душе точно. Авторство принадлежит Коулу Портеру (Cole Porter) и написана она в 1936 году. На представленной видеозаписи (как и на предыдущей) ее исполняет мой любимый музыкант Джейми Каллам (Jamie Culllum) . После этой песни будет маленький бонус - еще одна песня в исполнении Джейми - High and Dry (Radiohead) . Это одна из моих любимых песен.

4. Fly me to the moon

А эта тема - одна из тех, под которую свинговать удобнее всего, даже мне, далекому от свинга человеку. Написал шедевр Барт Ховард (Bart Howard) в 1954 году.

5. Take five

Если музыкант хочет проверить свое музыкальное чутье на нестандартном ритме, Take five - это лучшая джазовая композиция, над которой можно провести эксперимент. Размер в 5 четвертей недвусмысленно показывает, что песня заслуживает внимания. Кстати, есть очень много песен, начинающихся как знаменитый стандарт, но придумал его «первый раз» именно Пол Дезмонд (Paul Desmond) , а впервые представлена была квартетом великого Дейва Брубека (The Dave Brubeck Quartet) в альбоме «Тайм Аут» в 1959

6. The entertainer

Ну, это знает каждый. Написал композицию основатель стиля «регтайм» Скотт Джоплин (Scott Joplin) более 110 лет назад (в 1902 году). Является классикой регтаймов. Эта джазовая Композиция вернула свою международную известность во время « рэгтайм возрождения» в 1970-х годах, когда она была использована в качестве музыкальной темы для фильма "The Sting" , который получил Оскар.

7. Singing in the rain

"Поющие под дождем" - песня на стихи Артура Фрида (Arthur Freed) и музыку Накио Херба Брауну (Nacio Herb Brown) , написана в 1929 году, получила известность после одноименного фильма. После просмотра клипа я всегда начинаю радоваться!

8. Summertime

Когда люди говорят о джазе , то часто имеют в виду именно “Summertime ”. Написано произведение Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс» . Авторы текста: ДюБос Хейвард и Айра Гершвин (брат Джорджа). Говоря, что за основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню"Ой ходить сон коло вікон" , которую он услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского Национального Хора под управлением Александра Кошица . Мы и там даем жару!

9. Feeling good

"Feeling Good " (также известна как "Feelin "Good ") - песня, написанная английскими авторами-исполнителями Энтони Ньюли (Anthony Newley) и Лесли Брикусс (Leslie Bricusse) в 1965 году. С тех пор композиция была записана многими исполнителями, включая выдающуюся Нину Симоне (Nina Simone).

10. Hello Dolly

Ну и куда же мы без Армстронга ! Но что интересно - автор музыки и слов знаменитой песни, не Армстронг - человек, ступивший первым на Марс, - а Джерри Герман (Херман) (Jerry Herman). Песня была очень популярна в 1964 году, когда ее крутили по радио так же часто, как сегодня крутят Леди Гагу . Но именно всеми нами любимый Луи Армстронг сделал ее такой, какую мы ее знаем сегодня.

Скоро подготовлю 25 лучших джазовых композиций, включая джазовые стандарты в оригинале и их современные обработки.

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром даже новичку. Причем, вот парадокс, услышать и узнать его легко, а вот описать словами не так просто, потому что джаз непрерывно развивается и понятия, характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Откуда возник джаз

Принято считать, что появился он из Африки, об этом свидетельствуют сложные ритмы. Добавьте к этому еще и танцы, всевозможные притоптывания, хлопки и вот он регтайм. Четкие ритмы этого жанра в сочетании с блюзовыми мелодиями и дали начало новому направлению, которое мы называем джаз. Задавшись вопросом, откуда появилась все-таки эта новая музыка, любой источник даст вам ответ, что из песнопений чернокожих рабов, которых завезли в Америку еще в начале XVII века. Только в музыке они находили утешение.

Вначале это были чисто африканские мотивы, но спустя несколько десятилетий они стали носить больше импровизационный характер и обрастали новыми американскими мелодиями, в основном это были религиозные напевы – спиричуэлы. Позднее к этому добавились песни-жалобы – блюзы и небольшие духовые оркестры. Так и возникло новое направление – джаз.


В чем особенности джазовой музыки

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмовая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение легкости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители легко наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических есть свой ритм, размер и прочее, но, благодаря особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно, бит или иначе регулярная пульсация.

Развитие джаза

Возникнув в Новом Орлеане, джаз стремительно распространяется, становясь все более популярным. Любительские коллективы, состоящие в основном из африканцев и креольцев, начинают выступать не только в ресторанах, но и гастролировать по другим городам. Так, на севере страны возникает еще один центр джаза – Чикаго, где особым спросом пользуются ночные выступления музыкальных коллективов. Исполняемые композиции усложняются аранжировками. Среди исполнителей того периода особо выделяется Луи Армстронг , который перебрался в Чикаго из города, где зародился джаз. Позднее стили этих городов были объединены в диксиленд, который отличался коллективной импровизацией.


Массовое увлечение в 1930-1940 годы джазом, привело к спросу на более крупные оркестры, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Благодаря этому появился свинг, представляющий собой некоторые отклонения от ритмического рисунка. Он стал основным направлением этого времени и отодвинул на задний план коллективную импровизацию. Группы, исполняющие свинг, стали называться биг-бэнды.

Конечно же такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у истинных ценителей музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого времени выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз развивается по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классики вернулись к академической музыке, отодвинув в сторону бибоп. Возникший в результате этого кул-джаз стал более сдержанным и сухим. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этом фоне возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и джаз-фанк. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

Свободная музыка


В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

Советский джаз

Первоначально советские джазовые оркестры в основном исполняли модные танцы, такие как фокстрот, чарльстон. В 1930-е новое направление начинает приобретать все большую популярность. Несмотря на то что отношение советской власти к джазовой музыке было неоднозначным, ее не запрещали, но в то же время жестко критиковали, как принадлежность к западной культуре. В конце 40-х джазовые коллективы и вовсе подверглись гонениям. В 1950-е и 60-е годы возобновляется деятельность оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера и все больше музыкантов увлекается новым направлением.

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.