Диомед пожираемый своими конями. Мифы о Геракле

Диомед пожираемый своими конями. Мифы о Геракле
Диомед пожираемый своими конями. Мифы о Геракле

В мифах о подвигах Геракла, восьмой задачей, которую должен выполнить герой, является кража кобыл Диомеда, короля Фракии. Казалось бы, кража лошадей должна быть простым вопросом для сына бога, но это были лошади, которые питались людьми. Не зная, что эти лошади безумны, Геракл оставляет их со своими спутниками, которых кровожадные животные убили и съели.

«Диомед, пожираемый конями». Гюстав Моро

В качестве наказания для Диомеда за то, что он воспитал таких монстров, Геракл скормил его своим же лошадям. Этот сюжет и лег в основу картины Моро, на которой можно увидеть, как Геракл беззаботно смотрит на «месть» лошадей Диомеду. Моро славится своими символическими картинами на библейские и мифологические сюжеты, но ни одна из них не является настолько кровавой, как эта.

2. «Ночной кошмар». Генри Фюзели

Как только Фюзели представил публике эту картину, она прославилась тем, что демонстрировала «пугающее воздействие проклятий на сны людей». Картина стала настолько популярна, что Фюзели написал несколько ее версий. Основным сюжетом является демонстрация сна человека и кошмаров, которые он видит в нем.


«Ночной кошмар». Генри Фюзели

На данном полотне можно увидеть инкуба, демона-мужчину, который соблазняет женщин во время сна. Он сидит на груди спящей женщины и вызывает у нее откровенно сексуальные сновидения. Однако популярность картины вызвала множество противоречий (ведь эпоха тогда была не настолько «свободной» в отношении выражения своих желаний). В итоге полотно использовали во многих сатирических изображениях георгианской и викторианской эпох.


«Водяной призрак». Альфред Кубин.

К сожалению, сегодня мало людей знают об австрийском художнике-иллюстраторе Альфреде Кубине. Он работал главным образом в стиле символистской и импрессионистической графики, а также прославился своими акварелями и рисунками, сделанными чернилами и карандашом. У него есть мало работ, сделанных масляными красками, но данный пример как нельзя лучше передает мрачный стиль Кубина. На самом деле, можно найти мало картин, которые настолько хорошо передают мрачное и депрессивное настроение. Что интересно, нацисты назвали работы Кубина «дегенеративными».

4. «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Артемизия Джентилески

Данная картина очень напоминает работу Караваджо, но менее известна. Сама Артемизия Джентилески вела увлекательную жизнь, и некоторые из особенностей характера библейской Юдифи можно увидеть в самой художнице.


«Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Артемизия Джентилески

Картина, стиль которой в значительной степени совпадает с натурализмом и передачей процесса насилия Караваджо, демонстрирует еще более реалистичную сцену обезглавливания. В случае, когда в картинах Караваджо нужно искать какой-то скрытый смысл, у Джентилески он явно виден с первого взгляда. Лицо Олоферна в этой версии наводит на мысль, что он явно в пьяном состоянии впал в ступор, не понимая, что происходит.

5. «Руки противятся ему». Билл Стоунхем

Эта картина стала интернет-сенсацией в 2000 году, когда она была выставлена на продажу на eBay. Продавцы утверждали, что дети на картине двигались по ночам, а иногда и выходили из картины. У Интернете начали появляться даже посвященные картине сайты, на которых были показаны некоторые фотографии крупным планом, подчеркивающие жуткие истории, связанные с полотном.


«Руки противятся ему». Билл Стоунхем.

У обоих детей нет глаз, но, возможно, самая тревожная особенность картины - крошечные руки, прижатые к стеклу двери за детьми. Художнику заказали нарисовать продолжение этой картины, показав в ней тех же персонажей несколько десятилетий спустя.

6. «Портрет Дориана Грея». Айвен Олбрайт

Айвен Олбрайт рисовал в стиле «волшебного реализма», но далеко не все его картины полны фантастических причуд. Волшебный реализм в искусстве лучше всего можно охарактеризовать как стилистический реализм, призванный донести «внутреннюю истину» объекта к зрителю.

«Портрет Дориана Грея». Айвен Олбрайт

Этот стиль отлично подходит для сюжета данной картины. В романе Оскара Уайльда « Портрет Дориана Грея» грехи молодого человека были отражены на его образе, но не в его характере. Данная картина была заказана для съемки фильма MGM в 1945 году по книге Уайльда. В течение фильма портрет «изнашивается», как и душа молодого человека, поэтому Олбрайта наняли для внесения изменений в его картину во время съемок.

7. «Клоун Пого». Джон Уэйн Гэйси

Джон Уэйн Гэйси был одним из самых известных серийных убийц в американской истории, который убил как минимум 33 юношей и подростков. После ареста за эти преступления, Гэйси занялся искусством, и рисовал в тюрьме вплоть до своей казни. Данная картина показывает самого Гэйси в образе его альтер эго - клоуна Пого.


«Клоун Пого». Джон Уэйн Гэйси.

Именно одетым как Пого, Гэйси обычно развлекал детей на «воле». Это, конечно, не пример большого искусства, и большая часть ужаса данной картины на самом деле основана на знаниях преступлений Гэйси. Стоит обратить внимание на заостренные углы макияжа рта Гэйси. Большинство клоунов избегают подобного, потому это имеет тенденцию увеличивать скрытую коулрофобию (боязнь клоунов) любого человека.


«Клоун Пого». Джон Уэйн Гэйси

Полотно Эдварда Мунка «Крик», вероятно, является одной из самых известных картин в жанре экспрессионизма, и это также одна из самых тревожных картин. Ее центральная фигура рассматривается как выражение экзистенциальной тоски, с которой все должны смириться. Учитывая известность данной картины, пожалуй, даже не стоит ее подробно расписывать.

9. «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Фрэнсис Бэкон

Бэкон славится своим депрессивным искусством и триптихами. Триптих 1944 года «Три этюда к фигурам у подножия распятия» считаются первой большой художественной работой Бэкона. Эти фигуры символизируют многие источники, такие как фурии из греческих мифов, персонажи из триптиха Грюневальда и даже фильм «Броненосец Потемкин».


«Три этюда к фигурам у подножия распятия». Фрэнсис Бэкон.

Изможденный вид их лиц заставляет думать, что толпа насмехается над Иисусом по пути к его казни. В отличие от многих работ Бэкона, которые были украдены и скуплены втайне миллиардерами, данный триптих можно увидеть в британской галерее Тейт. Бэкон позже вернулся к этой работе и нарисовал ее большую копию.

10. «Герника». Пабло Пикассо

26 апреля 1937 года немецкие легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, под командованием испанских националистов разбомбил город Герника, полностью разрушив его. История о немцах, нарушивших свой пакт о невмешательстве в гражданскую войну в Испании, была опубликована в прессе почти сразу.


«Три этюда к фигурам у подножия распятия». Фрэнсис Бэкон

Испанские республиканцы заказали Пикассо нарисовать фреску бомбардировки города для Всемирной выставки в Париже. С момента своего первого показа картина стала символом жестокости и страданий войны. Возможно, наиболее примечательной частью работы является фигура в крайнем левом углу - кричащая женщина, убаюкивающая мертвого ребенка.

Мир живописи полон поистине прекрасных полотен, глядя на которые, хочется жить и радоваться окружающему миру. Великие художники знали толк в красоте и старались передать ее всеми доступными способами. Тем удивительнее встречать такие картины, от которых кровь стынет в жилах и хочется постоянно оглядываться в тревоге. Невольно думаешь, что происходило в голове творца, когда он создавал такое на протяжении многих месяцев. Почему он решил передать в своей работе не торжество жизни, а ужасы смерти, войны и пороков. Есть несколько картин, однажды увидев которые не сможешь отделаться от ледяного ужаса еще некоторое время.

    Иоганн Генрих Фюссли «Ночной кошмар»

    Вероятно, «Ночной кошмар» - это самое точное название для того, что изображено на картине. Демоническая фигура на груди спящей женщины очень хорошо передает ощущение, когда просыпаешься среди ночи от ужасного сна и долго не можешь прийти в себя.

    Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

    Пугает и сама картина, и то, что она предупреждает нас о том страшном и неизвестном, что может случиться, если поддаться соблазну греха. Босх был великим мастером припугнуть своего зрителя, но этот шедевр живописи не просто припугивает, а прямо угрожает всем, кто сомневается в наличии ада.

    Густав Моро «Диомед, пожираемый своими конями»

    Все мы помним мифы и легенды Древней Греции, так вот, эта картина не что иное, как иллюстрация одного из 12 подвигов Геракла. Лошади, пожирающие своего хозяина, это грозные и неуправляемые животные, которые нужны были Гераклу для выполнения очередного подвига.

    Рубенс «Сатурн, пожирающий своего сына»

    Это еще одно изображение популярного в греческой и римской мифологии сюжета. Сатурн из-за пророчества, согласно которому его дети свергнут его власть, просто пожирал каждого из своих сыновей после рождения. Что интересно, не только Рубенс любил этот сюжет и изобразил его в одной из своих работ.

    Артемизия Джентилески «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»

    Эта картина на самом деле воспевает героизм, а не членовредительство. Отважная вдова по имени Юдифь убивает Олоферна, ассирийского полководца, который грозил разрушить ее родной город. Судя по изображенному сюжету, у Юдифь не было навыков для отрубания голов, потому что ее жертва проснулась посреди процесса.

    Ганс Мемлинг «Ад, левая панель триптиха «Суета земная»

    Это полотно лишь часть большого триптиха, предостерегающего нас от грехов и искушений. Если коротко озвучить основную идею художника, пожалуй, можно сказать «Помни о смерти». Разве о таком забудешь после увиденной картины Мемлинга.

    Фрэнсис Бэкон «Этюд к портрету Иннокентия X»

    Справедливости ради, художник нормально относился к Папе Иннокентию. Просто в этюде он пытался опробовать краски и переосмыслить знаменитый сюжет Диего Веласкеса, который тоже изображал эту известную историческую личность. Впрочем, у Бэкона, по его же собственному мнению, это не получилось. Попытки написать портрет папы он впоследствии назвал глупыми.

    Тициан «Наказание Марсия»

    Самое жуткая деталь на этой картине - даже не сам процесс сдирания кожи с сатира по имени Марсий, которого наказал Аполлон за проигрыш в споре. Посмотрите на эту маленькую собачку, которая лижет кровь, стекающую с несчастного побежденного, который, между прочим, еще жив и терпит эти муки, находясь в сознании.

    Вильям Бугро «Данте и Вергилий в аду»

    И снова перед нами любимый художниками всех времен и народов ад. На этот раз - восьмой круг из «Божественной комедии» Данте. Писатель вместе с сопровождающим его древнеримским поэтом Вергилием наблюдают за двумя наказанными грешниками.

    Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына»

    А вот и еще одно изображение Сатурна, который поедал своих детей. Написанный известным любителем мрачных сюжетов Гойей, он выглядит еще более страшно и навевает поистине животный ужас. Все известные хорроры ничто перед живописью Гойи, это давно известно. Но вот этот сюжет превзошел все самые жуткие страхи.

    Сальватор Роза «Искушения Святого Антония»

    Это одно из многих живописных полотен, которые были вдохновлены преданием о святом Антонии. Этот монах отправился жить в пустыню, чтобы быть ближе к богу. Однако и там он не смог избежать всевозможных соблазнов и происков Дьявола. Сальватор Роза увидел это по-своему.

    Франсиско Гойя «Бедствия войны»

    Снова Гойя, полотна которого, безусловно, нужно дозировать, потому что есть риск сойти с ума. «Бедствия войны» - это лишь одна из 82 иллюстраций на заданную тему. Если разглядывать этот кошмар, можно убедиться, что это трупы кастрированных мужчин, голова одного из которых висит на дереве. Гойя старался показать, что война - это самое бесчеловечное, что может случиться с человеком.

    Теодор Жерико «Отрубленные головы»

    Жерико просто любил рисовать мёртвых людей. Он даже сотрудничал с больницами и моргами, чтобы получить возможность исследовать процессы, которые происходят с людьми после смерти. В своей студии он наблюдал за разложением различных частей тела и зарисовывал все это, чтобы мы теперь смотрели и ужасались.

    Ханс Руди Гигер «Некроном IV»

    Художник Гигер долгие годы мучился от ночных кошмаров, и его живопись была единственным средством хоть как-то это переосмыслить и пережить. Сценарист Дэн О’Бреннон, увидев полотна Гигера, вдохновился на создание фильма «Чужой» и даже нанял художника для создания эскизов.

    Сальвадор Дали «Лицо войны»

    Еще одна вариация на тему ужасов войны, с помощью которой художники пытаются убедить человечество, что нет ничего страшнее. И глядя на эту картину, мы понимаем, что это действительно так. Сальвадор Дали написал это полотно после того, как закончилась гражданская война в Испании.

Диомед расхохотался, не ожидав такой наглости от пришлого, а вдоволь насмеявшись крикнул своим воинам:

Скормите его коням!

Не известно зачем Геракл пришёл к Диомеду лично, возможно лишь для того, чтобы удостовериться в жестокости фракийского царя, и теперь он получил это подтверждение из первых рук. Даже сотне фракийских воинов не удалось и ранить полубога, он перебил их всех. А трясущегося от страха Диомеда схватил за шиворот и поволок в конюшни.

Теперь и ты изведаешь судьбу всех, кого приговорил!

С этими словами сын Зевса , испытывая праведный гнев, зашвырнул царя бистонов к его бестиям. Кони растерзали Диомеда так же, как и всех, кто им попадался, ведь они не признавали никаких хозяев. После этого, Геракл отвёл коней на корабль своего друга, где поручил их охрану своему другу Абдеру.

Возможно не случилось бы никакой трагедии, если бы не фракийские воины, отправившиеся в погоню за Гераклом , желая отомстить за царя. Битва с фракийцами была не долгой, Геракл и его спутники легко отбили нападение, но за это время Абдер неосторожно близко подошёл к чудовищным созданиям и они разорвали его на части.

Оплакав своего друга и похоронив его с почестями, команда отправилась обратно в Аргос. Эврисфей , увидев измазанные человеческой кровью морды коней пришёл в ужас, и приказал немедленно отпустить их где-нибудь подальше от города, в горах. Рассказывают будто там их растерзали дикие хищники.

А рядом с местом, где Геракл захоронил Абдера, был основан город, названный в его честь.