Что появилось раньше матрешка или дарума. Кто бы мог подумать, что у русской матрешки японские корни

Что появилось раньше матрешка или дарума. Кто бы мог подумать, что у русской матрешки японские корни
Что появилось раньше матрешка или дарума. Кто бы мог подумать, что у русской матрешки японские корни

"Наше все" среди игрушек. Нарядная, живописная, несущая в себе тайну и не одну. Причем, главный секрет всегда таится в самой малюсенькой матрешечке, неразъемной. Этот секрет матрешки не выдают никому: тайну своего происхождения.

"Биографы" матрешки точно знают, когда эти забавные куклы появились в России - в конце прошлого века. Например, доподлинно известно, что в 1900 году эта красавица - шесть в одной - произвела фурор в Европе: получила бронзовую медаль на Всемирной выставке вПариже. Но кто их придумал, и есть ли у них прародители - это остается загадкой.

В Париж матрешку привезла М. Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного мецената Саввы Мамонтова и владельца игрушечной фабрики "Детское воспитание". Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую. По его воспоминаниям он увидел в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе. О том, что конкретно ему посоветовали мастера, и кто расписал первую деревянную куклу, в его воспоминаниях нет ни слова.

Специалисты считают, что это сделал известный художник, театральный декоратор, иллюстратор Сергей Малютин. Он дружил с Мамонтовыми и сотрудничал с А.И. Мамонтовым в его издательстве. Причем первая кукла была вовсе не матрешка - Матрена - Матрона - знатная красивая дама, а простая крестьянская девушка. С черным петухом под мышкой.

Дама с петухом.

И вкладывались в нее не уменьшенные копии, а просто девчонки и мальчишки, очевидно, братья и сестры, последняя куколка - запеленутый младенец .

Все эта история очень похожа на правду. Тем более, что в России существовали традиции изготовления разъемных точеных деревянных сувениров. Достаточно вспомнить пасхальные яйца, разъемные, полые и с секретом - сюрпризом внутри. И в русском фольклоре с воодушевлением разрабатывалась это тема. Смерть Кащея в иголке, иголка - в яйце, яйцо - утке...

Но многие считают, что фамильные корни матрешки надо искать дальше - в Японии. Не простая "журнальная чурка" стала прообразом знаменитой игрушки, а японский "яйцеголовый" - мудрец Фурукуму.

Конец 19 века. В России в большой моде Восток. В Абрамцево - загородную усадьбу Мамонтовых - кто-то из гостей-художников привозит забавную японскую деревянную игрушку - длинноголового Фукуруму (Фукурокудзю福禄寿) — бога богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия.


Фукурокудзю входит в число так называемых «семи богов счастья» Состав их был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Все эти семь богов и должны прятаться внутри Фурукумы.

Забавные японцы имеют успех, и на свет появляется наш ответ Стране Восходящего Солнца - Дама с петухом.

Но на этом история не заканчивается. Весьма возможно, что в Японии у матрешки есть еще один загадочный "родственник" , еще один мудрец - Дарума. У него своя удивительная история. Дарума - японский вариант имени Бодхидхарма , так звали индийского мудреца, основателя дзен-буддизма, пришедшего вКитай и создавшего монастырьШаолинь . Этому предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего Дарума изображается безногим. Кроме того, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы.

Именно эти качества - стать, и круглые глаза Дарума, очевидно, передал по наследству матрешке. Хотя, если честно он больше напоминает Ваньку-Встаньку и куклу-невалюшку. Вместо плоской подошвы-подставки у него круглое "дно" и смещенный вниз центр тяжести, что позволяет ему всегда сохранять вертикальное положение. В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет — так относится в храм и сжигается. Но это не означает, что человек отказывается от своего желания, а говорит о том, что для достижения своих целей он выберет другой путь.

Если Даруму считать одним из прародителей матрешки, то поиски корней могут переместиться не только в Китай, но и в Индию. А если вспомнить о том, древние египтяне любили хоронить своих фараонов в нескольких саркофагах, вкладывающихся один в другой, то и в Египет.

Но как бы то ни было самой популярной в этом древнем и разветвленном клане все - таки стала именно русская матрешка. А тайна ее рождения пусть так и останется тайной.


Кстати, работа над матрешечным "комплектом" начинается именно с главной хранительницы этой тайны, самой маленькой матрешки. В качестве материала используют липу, режеольхуилиберёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течении несколько лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций.

Затем каждую куклу покрывают маслянным лаком. После окончательной сушки и полировки приступают к раскраске.

В России существует несколько "матрешечных" школ. У каждой свои фирменные "примочки".

В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой.

Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают полхов-майдановскую матрешку. Она постройнее своих подруг: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.


Использованы материалы Википедии.

Матрёшка – традиционная русская игрушка, которую любят дети и коллекционируют взрослые. А знаете ли вы, кто и когда выточил первую деревянную красавицу и что общего у неё с японским божеством? Об истории самой известной разборной фигурки и пойдёт речь в этой заметке.

Откуда ты, красавица?

Несмотря на то, что матрёшка – сравнительно молодая игрушка, происхождение её до конца не ясно. Существует легенда, что творцом расписной красавицы стал странствующий русский монах. Путешествуя по Японии, проповедник видел необычную составную игрушку. А вернувшись на родину, решил сделать русский её аналог.

Однако, более вероятно, что сделана была первая матрёшка не мифическим монахом, а реальным умельцем. Имя мастерской, в которой произошло это знаменательное событие, история бережно сохранила для потомков. Называлась мастерская «Детское воспитание» и принадлежала Анатолию Ивановичу Мамонтову. Согласно этой версии прототипом русской игрушки стала составная фигурка японского божка Фукурумы. Фигурка японского божества каким-то невероятным образом попала в Россию с далёкого острова Хонсю. Считается, что внутри забавной приземистой фигурки старичка помещалось его семейство. Впрочем, по свидетельству других источников, там находились родственные японские божества.

Однажды чужеземная игрушка оказалась в руках Сергея Малютина. Он был художником в мамонтовской мастерской «Детское воспитание». Сергей решил сделать такую же игрушку, но только на русский лад. Заготовку для первой матрёшки выточил токарь Звёздочкин, а Малютин стал автором эскиза. По его задумке деревянная болванка стала круглолицей румяной девицей в ярком платочке, да ещё и с петухом в руках. Внутри красавицы прятались её сестрички и крохотный братец. Неизвестно, кто и почему нарёк новую игрушку звучным русским именем Матрёна. Но имя прижилось, и все раскрашенные составные игрушки начали именоваться матрёшками.

Японцы подделывали русских матрешек?

Новые игрушки, изготовленные в Сергиево-Посадских мастерских Мамонтова, пользовались большим спросом в России. А после успеха на Парижской всемирной выставке 1900-го года их стали делать и на экспорт. Ни Лейпцигская, ни Берлинская ежегодные ярмарки отныне не обходились без матрёшек. Удивительно, но популярность этих незатейливых фигурок достигла такого размаха, что в 1911 году матрёшек начали подделывать и продавать в Германии под видом русских сувениров. И кто б вы думали? Японцы!

Игрушка с тысячей лиц

Каких только матрёшек не создавали дореволюционные мастера! Игрушками становились литературные персонажи и герои сказок, пастухи, гусары и исторические деятели. Одни из самых известных матрёшек тех времён – складные «Наполеон» и «Кутузов», выточенные и расписанные к столетней годовщине битвы под Бородино, а также персонажи гоголевской комедии «Ревизор», созданные к 100-летию со дня рождения Николая Васильевича.

В советское время матрёшки были, как правило, похожими друг на друга, фабричными. Гусары и пастушки остались в прошлом, типичная матрёшка тех времён – улыбчивая девушка в цветном платочке. Хотя встречались и необычные экземпляры. Так, в 1961 году появились серия матрёшек под названием «Космос освоен». 12 деревянных красавиц из этого набора были одеты… в скафандры и держали в руках цветы. Довольно неожиданно, но поколению, влюблённому в космос, нравилось.

В последние годы существования СССР появились особые сувенирные матрёшки с лицами партийных деятелей и вождей. Иностранные туристы с удовольствием покупали и везли домой в качестве экзотического гостинца игрушечных Горбачёвых, Брежневых и Сталиных.

Матрёшки не утратили своей популярности и сегодня. Наоборот, интерес к ним как к экологичным развивающим игрушкам только возрос. Современные мамы с удовольствием покупают расписные фигурки своим деткам. А малыши, забавляясь с деревянными бочонками, знакомятся с понятиями «больше» и «меньше», учатся считать, составлять цельную картинку из частей и даже разыгрывают сказочные представления с героями «Репки», «Колобка», «Теремка» и других сказок.

Похоже, что эта народная игрушка с японскими корнями будет радовать малышей всегда.

В 1890 году из Японии в Россию завезли фигурки мудреца Фукурими. Сейчас такие фигурки мы называем … матрешками.

Фукурума-этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки.

По легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят». Правдива эта история или нет, однако доподлинно известно, что разъемные фигурки Фукурумы и еще одного буддийского святого – Дарумы – в Японии были распространены очень широко.

Самая философская русская игрушка!И ведь именно оттуда в 1890 году в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» мецената и благотворителя Мамонтова привезли эту самую «многоуровневую» фигурку. В то время в моде было все японское, да и восточное в целом – в искусстве царил модерн, в салонах восточный мистицизм и философия причудливо сплетались с русской культурой. Естественно, Фукурума нашел здесь свою новую родину и потомков!

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Предупреждение: Данная новость взята

В России традиционная кукла матрешка появилась сравнительно недавно: лишь в 90-х годах XIX столетия. Тем не менее уже во время проведения Всемирной выставки в Париже 1900 года матрешке удалось завоевать золотую медаль, подтвердив статус национального символа.

В начале было…

Несмотря на то что во всем мире матрешка считается неизменным символом русской культуры, мало кому известно, что на самом деле прообразом этой знаменитой раскладной куклы послужила Дарума - японская «матрешка», которая была олицетворением Бодхидхармы. Однако история ее появления имеет намного более древние корни.

Первые раскладные куклы появились еще в Древнем Китае во времена империи Сун, около 1000 года н. э. Внешне они выглядели совсем не как куклы. Это были небольшие ящички, красиво украшенные и многофункциональные. Значительно позже, в XVIII веке, принцип их устройства стал использоваться для изготовления наборов раскладных кукол: в каждой кукле большего размера находится куколка поменьше. Так и появились первые «матрешки».

В китайском варианте внутри самой маленькой куклы находилось лишь одно зерно риса - символ божественной духовной пищи.

А что в Японии?

Согласно легендам, давным-давно в Китае поселился буддийский монах родом из Индии и основал там монастырь Шаолинь, где медитировал дни и ночи в течение 9 лет. Звали мудреца Бодхидхарма. В японском варианте это имя известно как Дарума. Подобно святому Антонию, подвергавшемуся многочисленным искушениям во время своего пребывания в пустыне, Дарума должен был преодолевать всевозможные испытания, то и дело сваливающиеся на него. Однажды мудрец осознал, что вместо медитации он пребывает во сне. Тогда Дарума совершил отчаянный поступок: срезав свои веки, он бросил их наземь и продолжил медитацию. Впоследствии из-за долгого сидения Дарума перестал контролировать собственные руки и ноги, поэтому деревянную куклу с его изображением, появившуюся в Японии, принято изображать безногой и безрукой.

Сотни и тысячи японцев ежегодно совершают особый новогодний ритуал, связанный с их верой в чудодейственную силу Дарумы. Сама японская матрешка имеет округлую форму, по сути, являясь не столько «матрешкой» в традиционном понимании, сколько куклой-неваляшкой. У нее большие круглые глаза без зрачков, что необходимо для совершения ритуала. Куклу покупают в храме и дома загадывают желание. Затем один глаз раскрашивают, т. е. открывают Даруме глаз. В таком виде матрешка будет стоять в доме целый год и, если желание исполняется в течение этого времени, то ей раскрашивают второй глаз. Это благодарность Даруме. В противном случае японскую матрешку относят обратно в храм, сжигают и покупают новую.

Семь человеческих тел

Есть иная версия возникновения японской матрешки. Игрушка, согласно ей, была соединена с восточной философией русским монахом, бежавшим в Японию. Прообразом этой матрешки стало изображение Фукурумы (или Фукурокудзю).

В японской традиции выделяется семь богов счастья - так называемые ситифукудзин, каждый из которых контролирует лишь одно из семи человеческих тел. Среди них есть тот, который отвечает за мудрость, высокие интеллектуальные способности и богатство - Фукурума. Японская матрешка с его изображением имеет собственные уникальные особенности. Это, прежде всего, высокий удлиненный лоб, на котором виднеются глубокие морщины, и посох, который Фукурума держит в руках.

Но как появилась сама матрешка? Точно сказать никто не сможет. Считается, будто однажды неизвестный японский мастер создал семь кукол-изображений ситифукудзин и поместил одна в другую. Самой крупной и главной среди них был Фукурума. В нем и пряталась вся его «божественная» семья.

Путь в Россию

В продолжение этой версии появления русской матрешки стоит отметить, что многие всерьез полагают, будто именно эту японскую матрешку, с изображением Фукурумы, привезли в Россию в 1890 году. И привезли не куда-нибудь, а в усадьбу Абрамцева, где проживал типограф Анатолий Мамонтов, брат известного русского мецената Саввы Мамонтова. Ему принадлежала мастерская «Детское воспитание», где работали художник-модернист Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин.

Когда художник увидел японскую куклу и воодушевился ее необычным устройством, в голове у него возник интересный замысел. Его он вскоре изложил Звездочкину, у которого и заказал изготовление первой в России русской матрешки. Роспись куколок Малютин осуществил собственноручно. Поначалу это были скромные девушки в простых платьях, раскрашенные гуашью. Однако позже роспись стала усложняться - появились матрешки со сложными цветочными орнаментами и сказочными сюжетами. Количество матрешек из одного набора также увеличивалось. Но самая первая матрешка до сих пор не утеряна. Она хранится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Вернемся в Японию

Мы уже рассмотрели три версии происхождения матрешки, но есть и четвертая. Существует еще одна японская матрешка - кокеши (или кокэси). Местом происхождения ее считается Тохоку, окраина японского острова Хонсю. Что касается даты рождения… Предположительно, это XVII-XVIII века, но некоторые специалисты утверждают, что кукла появилась на свет более 1000 лет назад.

Кокеши представляет собой красиво расписанную девочку. Ее изготавливают из дерева, и состоит она из двух раздельных частей: небольшого цилиндрического туловища и головки (см. фото японской матрешки ниже). Бывает, что кокеши делают из цельного бруска дерева, но это встречается очень редко. Заметьте, что эта японская кукла также не имеет ни рук, ни ног.

Для изготовления кокеши подходят самые различные деревья - от клена и березы до утонченного вишневого дерева. Кукла обычно раскрашивается в красный, черный и желтый цвета и украшается растительными мотивами, столь характерными для японской культуры.

Интересно, что у традиционных кокеши выделяется как минимум 11 типов формы. Самая популярная - «наруко кокеши». У нее головка может поворачиваться, а сама кукла издает при этом звук, очень похожий на тихий плач. Отсюда ее второе название - «плачущая кокеши».

В целом, кокеши - чрезвычайно популярная игрушка в современной Японии. Они символизируют собой жизнерадостность, стойкость уклада японской культуры, преемственность традиций предков. Они обладают значительной культурной ценностью. Пожалуй, по этим характеристикам японские матрешки очень схожи с их русскими «сестрами».

Таковы предположения о происхождении русской матрешки. Как оказалось, не так уж традиционна она для культуры России, как многие привыкли думать. Одно несомненно: прообраз разборных кукол появился еще в далекие времена благодаря усилиям и воображению японских мастеров. Что из этого вышло? Смотрите сами.

Современные матрешки

Сегодня наборы разборных кукол пользуются высокой популярностью по всему миру. Помимо традиционных мотивов, все чаще мастера используют свои неординарные и иногда очень смелые идеи для росписи матрешек. Так появились матрешки, изображающие политических лидеров, музыкальных идолов, животных. На самом деле они показывают все, на что способна фантазия мастера. Разнообразие столь велико, что традиционные мотивы почти полностью ушли на задний план. Возможно, именно в этом секрет ее популярности? Среди огромного выбора каждый может найти что-то по душе.

Для любителей животных

Здесь есть матрешки, изображающие птиц, медведей, кошек и собак - все это по-прежнему напоминает о старинных русских традициях, сохранившихся с незапамятных времен. Разве могут эти матрешки не умилять и не заряжать позитивом?

Матрешки-президенты и куклы для болельщиков

Еще один оригинальный вариант росписи матрешек - изображения президентов и государственных служащих различных стран, которые все еще ведут политическую деятельность либо уже оставили след в истории человечества.

Актуальная для этого года тема росписи матрешек - ФИФА 2018. Сохранив исконный русский облик голубоглазой красавицы, фартук матрешки украсили символикой главного футбольного соревнования.

Из Японии с … матрешкой.

Икра, киоск, норма, перестройка, чебурашка, матрешка…

Целый ряд слов попали в японский язык из русского. За этим кроются иногда романтические, иногда детективные, а иногда даже просто фантастические истории.


Кадзуми Судзуки (Директор магазина матрешек «Рынокку»)
Говорят, что 100 лет назад по Японии путешествовал монах из России и увидел в горах Хаконэ деревянную куклу Ирэконингё, одного из семи богов богатства и процветания Ситифукудзин. Он увез её с собой, так появилась на свет матрешка

Сегодня, не многие японцы знают, что «предки» матрешки родом из Японии. Даже если матрешка расписана как кошка «Манэки-нэко», или сумоист. На её голове нет платочка, но все равно любой из японцев сразу скажет, что это матрешка.


Марико Тагути (учитель росписи матрешек)
Сначала я тоже не знала, что матрешки родом из Японии. Раньше я занималась живописью по дереву. После встречи с матрешкой вся моя жизнь посвящена матрешкам.

Но у японских матрешек есть свои особенности: например, глаза расположены на большом расстоянии, чем у матрешек из России. К тому же, преобладают краски пастельных тонов.

Различия между странами и народами первым делом бросаются в глаза, некоторые вызывают восхищение, некоторые недоумение или даже осуждение. Но людей, и это очень важно, сближает общее и похожее. Оно может скрываться в самых неожиданных местах. И матрешка лишь только один из таких примеров. Нужен и важен настрой увидеть такое общее!

Японцы были бы не японцы, если бы не продолжили усовершенствование и не синтезировали матрешку с еще одним русским изобретением 20 века - терминвоксом.


Еще в юности я был очарован неповторимым звучанием инструмента терминвокс и решил сделать его делом своей жизни. В 93 году мне повезло и я смог поехать в Россию. Тогда я понял, что просто обязан открыть для японцев мир терминвокса, особенную культуру и философию русской музыки.

Создатель нового инструмента решил, что нужно сделать что-то особенное! Буквально на грани поп-культуры. В какой-то момент его осенило - поместить внутрь матрешки термин! И представьте, люди заметили новинку. К тому же, полая внутри деревянная матрешка обогатила звучание терминвокса, придало ему неповторимое тепло и глубину.

Масами Такэути (создатель Матрёмина)
Мы решили назвать новый инструмент Матрёшка + Термин: «Матрёмин». На нем значительно проще играть, чем на большом Терминвоксе. Кроме того, на матрёминах можно исполнять и ансамблевую, оркестровую музыку.

Все матрешки для матреминов делаются в городе Семёнов в России, а электрическая часть в Японии. Теперь матрёмин постепенно распространяется по миру.

Матрешка оказалась примером реэкспорта, удачного сотрудничества России и Японии - она вернулась на историческую родину и даже затмила свой японский прототип.
Н а первый взгляд и нам, и японцам трудно найти общее в ирэконингё и матрешке, но у них обеих есть общее не только в далекой истории, но продолжение сегодня, и можно надеяться - развитие завтра.