Бриллиантовый череп – пугающая работа художника-провокатора Д. Херста

Бриллиантовый череп – пугающая работа художника-провокатора Д. Херста
Бриллиантовый череп – пугающая работа художника-провокатора Д. Херста

При упоминании скандального британца в памяти всплывают арт-объекты, вызывающие одновременно ужас и восторг. Расчлененные и заспиртованные животные, человеческие черепа, живописные произведения с кладбищенскими мотивами привлекли внимание общественности еще в начале 90-х годов прошлого века.

Тема смерти всегда проходит красной нитью сквозь творчество Дэмиена Херста. Так, мертвая акула, залитая в формальдегиде, пугает и отталкивает зрителя, понимающего, что неживое тело сохраняет узнаваемый облик. Люди интерпретируют вызывающий неприятие объект через призму того, кем он когда-то был. Несмотря на концептуальные идеи, все выставки художника сопровождаются скандалами.

Символ смерти

Человеческий череп всегда являлся символом тлена и смерти. Как все загадочное и пугающее, он привлекал внимание творческих людей и вселял ужас в сердца зрителей. Известно немало художников, скульпторов, литераторов, посвятивших свои творения этой тематике.

Бриллиантовый череп, фото которого вызывает восхищение и страх, - это завораживающая работа Дэмиена Херста. Раскрывающий идею тленности нашей жизни, автор поклоняется смерти, преподносит ее в разных ипостасях и зарабатывает на этом неплохие деньги.

Самый обсуждаемый художник современности, будоражащий мир своими шедеврами, словно делает вызов, пытаясь изучить природу смерти и демонстрируя победу жизни над ней.

Самое дорогое произведение искусства

Бриллиантовый череп, известный под названием "Ради стал самым дорогим произведением искусства ныне здравствующего автора. Мастеру, который инкрустировал платиновый муляж белыми и розовыми бриллиантами в 2007 году, он обошелся в 20 миллионов долларов. Как заявил сам Херст, известный творческим подходом к работе, его произведение не имеет четкого смысла, а зритель по-своему интерпретирует значение.

Однако мастер, обожающий провокации, всегда делает акцент на тонком балансе между жизнью и смертью. Зритель смотрит на бриллиантовый череп, ассоциирующийся с тленом, и понимает, что это конец. Но смерть, которая настолько прекрасна, внушает все-таки ему и надежду. Драгоценные камни, имеющие темную сторону, ассоциируются с роскошной жизнью, а также вечностью.

Как создавался бриллиантовый череп?

За основу взял из коллекции Кунсткамеры череп европейца, жившего в XVIII веке, и изготовил его слепок, в котором при помощи лазера сделал небольшие ячейки для драгоценных камней. Гениальный провокатор, утверждающий, что необычная идея пришла ему в голову под влиянием искусства ацтеков, покрыл работу платиной.

Бриллианты предоставлены известными ювелирами, являющимися поставщиками королевского двора Англии. Граненые алмазы аккуратно вставлены в миниатюрные отверстия и прочно закреплены. Самый дорогой камень (розовый бриллиант весом более 52 карат) расположен во лбу черепа, из которого вынули все зубы, а вместо них установили платиновые.

Кто хозяева драгоценного шедевра?

Известно, что покупателем произведения искусства, прозванного критиками настоящей безвкусицей, стала группа анонимных инвесторов, которая приобрела бриллиантовый череп за сто миллионов долларов. Это рекордная цена за шедевр современного художника. Херст утверждает, что ему заплатили наличными, поэтому предоставить доказательства сделки он не может. Позднее журналисты выяснили удивительный факт: в числе инвесторов оказался сам автор и его менеджер Ф. Данфи.

А вскоре появилась и новая информация о хозяине бриллиантового черепа. Им оказался украинский магнат В. Пинчук, интересующийся современным искусством, правда, его представители не подтвердили этот факт, но и не опровергли.

Возможность познакомиться с пугающим творением

Бриллиантовый череп (фото необычного произведения обошло все средства массовой информации) выставлялся в Амстердаме и Флоренции, а в 2012 году демонстрировался в галерее Лондона. Сам автор признался, что счастлив, ведь холл Tate Modern - это чудесное место для того, чтобы познакомиться поближе с произведением, вызывающем самые разные эмоции.

Все дело в том, что ни один музей мира не мог себе позволить выставить дорогой экспонат, поскольку покрыть стоимость страховки, которая держится в секрете, государственным учреждениям не под силу. Работа могла появиться и в Эрмитаже, однако из-за финансового вопроса гастроли сорвались.

Новый шедевр, который ищет своего хозяина

Любопытно, что Херст, делающий карьеру на теме смерти, не успокоился на достигнутом и представил новую шокирующую работу, названную "Бога ради". В конце 2010 года мастер провокаций отлил очередной бриллиантовый череп новорожденного младенца, который он взял из коллекции патологий человеческого тела.

Стоимость работы, инкрустированной белыми и не называется, но искусствоведы оценивают ее в 200 миллионов фунтов. Если кто-то пожелает приобрести эту скульптуру, то именно она станет самым в мире современного искусства.

В галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста, одного из наиболее дорогих и известных современных художников. Херста в Россию привозят не в первый раз: до этого были ретроспектива в Русском музее, небольшая экспозиция в галерее «Триумф», а также коллекция самого художника в МАММ. На этот раз посетителям представят наиболее значимые работы 2008 года, проданные самим художником на персональном аукционе Sotheby"s в том же году. Buro 24/7 рассказывает, почему бабочки, разноцветные круги и таблетки так важны для понимания творчества Херста.

Как Херст стал художником

Дэмиена Херста можно в полной мере считать олицетворением Young British Artists — поколения уже не молодых, но весьма успешных художников, чей пик расцвета пришелся на 90-е годы. Среди них — Трейси Эмин с неоновыми надписями, Джейк и Динос Чепмены с любовью к маленьким фигуркам и десяток других мастеров.

YBA объединяет не только учеба в престижном колледже Голдсмитс, но и первая совместная выставка Freeze, которая прошла в 1988 году в пустом здании администрации в лондонских доках. Куратором выступил сам Херст — он отбирал работы, заказывал каталог и планировал открытие выставки. Freeze привлекла внимание Чарльза Саатчи — рекламного магната, коллекционера и будущего покровителя Young British Artists. Двумя годами позже Саатчи приобрел первую в своей коллекции инсталляцию Херста — работу «Тысяча лет», а также предложил ему спонсирование его будущих творений.

Дэмиен Херст, 1996. Фото: Catherine McGann/Getty Images

Тема смерти, ставшая впоследствии центральной в творчестве Херста, проскальзывает уже в «Тысяче лет». Сутью инсталляции был постоянный круговорот: из яиц личинок появлялись мухи, которые ползли к гниющей коровьей голове и погибали на проводах электронной мухобойки. Год спустя Саатчи одолжил Херсту деньги на создание другого произведения о круговороте жизни — знаменитого чучела акулы, помещенного в формальдегид.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Чарльз Саатчи купил для Херста австралийскую акулу за шесть тысяч фунтов стерлингов. Сегодня акула символизирует собой мыльный пузырь современного искусства. Для газетчиков она превратилась в расхожий штапм (пример — статья Sun под заголовком «£ 50 000 за рыбу без чипсов»), а также стала одной из главных тем книги экономиста Дона Томпсона «Как продать чучело акулы за 12 миллионов: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».

Несмотря на шум, в 2006 году работу купил за восемь миллионов долларов глава хедж-фонда Стив Коэн. Среди заинтересованных покупателей был и Николас Серота, директор галереи Tate Modern, крупнейшего музея совриска наряду с нью-йоркским МоМА и парижским Центром Помпиду. Внимание к инсталляции привлек не только список из ключевых для современного искусства имен, но и время ее существования — 15 лет. За эти годы тело акулы успело протухнуть, и Херсту пришлось ее заменить и натянуть на пластиковый каркас. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» стала первой работой в серии «Естественная история» — впоследствии Херст также поместил в формальдегид овцу и расчлененные туши коров.

The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living, 1991

Black Sheep, 2007

Love"s Paradox (Surrender or Autonomy, Separateness as a Precondition for Connection.), 2007

The Tranquility of Solitude (for George Dyer), 2006

Вращения и калейдоскопы

Работы Херста можно разделить на несколько жанров. Помимо упомянутых аквариумов с формальдегидом выделяют «вращения» и «пятна» — последние выполняют помощники художника в его студии. Тему жизни и смерти продолжают бабочки. Здесь и калейдоскоп наподобие витража в готическом соборе, и грандиозная инсталляция «Влюбиться или разлюбить» — комнаты, полностью заполненные этими насекомыми. Ради создания последней Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек: в галерею Тейт, где проходила ретроспектива, ежедневно привозили 400 новых насекомых на замену погибшим.

Ретроспектива стала самой посещаемой в истории музея: за пять месяцев ее увидело почти полмиллиона зрителей. Рядом с темой жизни и смерти логично существует и «аптека» — при взгляде на точечные картины художника возникают ассоциации именно с медикаментами. В 1997 году Дэмиен Херст открыл ресторан «Аптека». В 2003 году он закрылся, а продажа предметов декора и интерьера на аукционе принесла поразительные 11,1 миллиона долларов. Тему медицинских препаратов Херст развивал и в более наглядном ключе — отдельная серия художника посвящена шкафчикам с разложенными вручную таблетками. Самой материально успешной работой стала «Весенняя колыбельная» — стеллаж с таблетками принес художнику 19 миллионов долларов.

Дэмиен Херст, Без Названия, 1992; In Search of Nirvana, 2007 (фрагмент инсталляции)

«Ради любви к Богу»

Еще одно известное произведение Херста (и тоже во всех смыслах дорогое) — череп, усыпанный восемью с лишним тысячами бриллиантов. Свое название работа получила из Первого послания Иоанна — «Ибо это и есть любовь к Богу». Это снова отсылает нас к теме бренности жизни, неизбежности смерти и рассуждений о сути бытия. Во лбу черепа располагается бриллиант стоимостью в четыре миллиона фунтов стерлингов. Само изготовление обошлось Херсту в 12 миллионов, а цена за произведение составила в итоге около 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов). Череп был показан в Амстердамском государственном музее, а затем продан группе инвесторов через галерею White Cube Джея Джоплинга, еще одного крупного дилера, сотрудничавшего с Херстом.

Дэмиен Херст, «Ибо это и есть любовь к Богу», 2007

Рекорды, подделки и феномен славы

Хотя Херст и не устанавливает абсолютных рекордов, среди ныне живущих художников он считается одним из наиболее дорогих. Рост цен на его работы достиг пика в конце нулевых — с продажей акулы, черепа и других произведений. Отдельным эпизодом можно назвать и аукцион Sotheby"s в разгар экономического кризиса 2008 года: он принес ему 111 миллионов фунтов, что в 10 раз больше предыдущего рекорда — аналогичного аукциона Пикассо в 1993-м. Самым дорогим лотом стал «Золотой телец» — туша быка в формалине, проданная за 10,3 миллиона фунтов.

История становления Херста — пример идеального сценария для любого современного художника, в которой грамотный маркетинг сыграл едва ли не ключевую роль. Даже нелепые истории вроде уборщика галереи Eyestorm, сложившего инсталляцию художника в мусорный пакет, или пастора из Флориды, осужденного за попытку продать подделки Херста в 2014-м, выглядят невразумительно на фоне громких выходок самого художника. Спад интереса к Херсту стал наиболее очевидным в последние пять лет после очередной выставки в White Cube — напор критиков стал более ощутим, изобретательность Херста уже не поражала пресыщенную публику, а аукционные рекорды перешли к другим игрокам — Рихтеру, Кунсу и Капуру. Так или иначе, ореол славы Херста продолжает распространяться на его старые работы, которые сегодня можно посмотреть в галерее Татинцяна. Впереди у Херста и новые проекты — в преддверии Венецианской биеннале художник открывает большую выставку в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Согласно пресс-релизу, они являются «плодом десятилетия работы» — вполне вероятно все снова заговорят о Дэмиене Херсте.

Как и последний, новый череп отлит из платины и инкрустирован бриллиантами - белыми и розовыми. Однако новая работа Херста - череп младенца, и, соответственно, по размеру он меньше черепа Ради любви к Богу , сообщает The Art Newspaper.

Новое творение Херста станет центральным экспонатом первой выставки в новой галерее Ларри Гагосяна в Гонконге, открывающейся 18 января. Стоимость черепа не называется.

Череп Ради любви к Богу - одно из самых известных произведений Дэмиена Херста. Он был изготовлен в 2007 году, причем себестоимость материалов, использованных при его изготовлении, составляла около 15 миллионов фунтов (череп инкрустирован более чем 8600 бриллиантами).

В 2008 году Херст продал череп за 50 миллионов фунтов, причем, по утверждению художника, за череп заплатили наличными, то есть никакими доказательствами его продажи он не располагал. Более того, по некоторым данным, в числе инвесторов, оплативших покупку, был сам художник.

В 2009 году в СМИ появилась информация, что совладельцем черепа является также украинский бизнесмен и меценат Виктор Пинчук, однако представители Пинчука эту информацию не подтвердили, но и не опровергли.

Дэмиен Херст считается не только самым дорогим, но и самым богатым из ныне живущих художников. Его состояние оценивается более чем в 200 миллионов фунтов. Тема смерти - одна из центральных в творчестве Херста.


Дэмьен Херст (Damien Hirst), все-таки умеет эпатировать публику. Человечество только-только свыклось с существованием платинового черепа, усыпанного бриллиантами, стоимостью 100 миллионов долларов, а Херст уже делает новую пощечину общественному мнению и общественному вкусу. Он создает еще один подобный череп, но уже не взрослого человека, а ребенка.




Само имя Дэмьена Херста в последние годы стало брендом со стоимостью, сравнимой с ценой контрольного пакета акций крупной транснациональной корпорации. Все, к чему бы ни приложился этот творец, будет продано за баснословные деньги, будь это туша мертвой коровы или разукрашенный в стиле тяп-ляп .
И, с каждой новой своей работой, разогретый вниманием публики и коллекционеров-миллиардеров, Херст становится все более провокационным, эпатажным и жестким. Так творчество приносит больше денег.
Тут, главное, не держать себя в рамках. И, если люди «скушали» весьма неоднозначное ювелирное изделие в виде платинового черепа, а кто-то даже дал на него сто миллионов долларов, то можно и дальше эксплуатировать эту тему, но уже на новом уровне.



Так Дэмьен Херст и создал новое свое произведение – еще один драгоценный череп, но на этот раз уже детский. Антропологи заявляют, что ребенку, которому мог бы принадлежать этот платиновый череп, усыпанный восьмью тысячами белых и розовых бриллиантов, было бы примерно две недели от роду. А это весьма противоречивый творческий шаг даже для Херста.
И, несмотря на то, что эта работа под названием «For Heaven’s Sake» («Ради Бога») еще не была официально представлена на публике, по всему миру уже звучат неодобрительные голоса всевозможных общественных организаций, считающих, что ее автор посягнул на святое – на детей. Впрочем, может, этот поток негатива является и заранее подготовленной маркетинговой кампанией, направленной на раскрутку новой работы Херста. Ведь, чем больше громкой критики, тем дороже будут продаваться его произведения.
Ну а для массового созерцания этот драгоценный детский череп будет впервые выставлен в конце этого месяца в выставочном зале Gagosian Gallery в Гонконге.