Новые выставки в музеях кремля март. В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель

Новые выставки в музеях кремля март. В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель
Новые выставки в музеях кремля март. В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель

«Icons of Modern Art. The Shchukin Collection»

Фонд Louis Vuitton, Париж
22.10.2016 - 05.03.2017
_ Если до 5 марта вы окажетесь в Париже, непременно посетите Фонд Louis Vuitton - проект архитектора Фрэнка Гери (автора музея Гуггенхайма в Бильбао), расположенный в Булонском лесу. На выставке Icons of Modern Art собраны произведения из коллекции Сергея Щукина - русского коллекционера и мецената XX века. Он был большим поклонником французской живописи, но после революции эмигрировал, а в 1948 году его коллекция была расформирована и с тех пор не выставлялась как единое целое. Посетителям предлагают совершить путешествие по воссозданному особняку Щукина - прежде чем увидеть сами произведения, они попадают в зал с фотографиями щукинского дома в Москве, а на первом этаже даже построены арочные своды, как в его вестибюле. Выставка занимает все четыре этажа Фонда, начинается она с зала «Первая коллекция» с произведениями XIX века. Здесь собраны прерафаэлиты, английские художники и даже один из первых французских реалистов Гюстав Курбе. Главные залы сосредоточены вокруг основных имен: «Розовая гостиная. Анри Матисс», «Кабинет Пикассо», «Большой иконостас» с произведениями Винсента ван Гога и Поля Гогена. В остальных залах произведения расположены по жанрам, здесь и пейзажи, и портреты. Так зритель может проследить развитие живописи на рубеже XIX–XX веков - времени больших перемен в искусстве. Но это еще не все: несколько залов посвящены русским художникам начала ХХ века и их диалогу с французскими живописцами. Малевич здесь соседствует с Матиссом, а рядом с Пикассо размещены работы Татлина. В 1911 году в доме Щукина была открыта галерея, и многие русские художники вдохновлялись там произведениями французских импрессионистов. Специально к выставке была подготовлена видеоинсталляция Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Щукин - Матисс: танец и музыка» - история о взаимодействии русского и французского искусства. А после просмотра всех залов приятным завершением выставки станет прогулка по открытым террасам, откуда можно полюбоваться видами на Эйфелеву башню, современный район Дефанс и сам Булонский лес.

Выставка понравится тем, кто интересуется русской живописью и творчеством постимпрессионистов. Рекомендуем почитать «Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена» Джона Ревалда. А для того чтобы лучше понять русское искусства начала ХХ века, стоит обратить внимание на книгу Екатерины Бобринской «Русский авангард: границы искусства» - автор учитывает роль русских художников не только в формировании отечественного искусства, но и в зарубежном художественном процессе. Сайт: fondationlouisvuitton.fr

Visions of the Hispanic World

Национальный музей Прадо, Мадрид
04.04.2017 - 10.09.2017
_ В музее Прадо в апреле откроется выставка коллекции Испанского общества Америки, которая объединит произведения испанского, португальского и латиноамериканского искусства, собранного за пределами Иберийского полуострова. В экспозицию войдут самые значительные предметы искусства: археологические находки, произведения исламского и средневекового искусства Испании, шедевры Золотого века - периода с XVI до XVII века, когда страна переживала великий культурный расцвет, живопись XIX и XX веков, а также искусство Латинской Америки со времен колонизации до XX века. Выставка разделена на секции, в первых двух будет размещаться искусство Испании и Латинской Америки - римская скульптура, керамика и стекло, ткани и ювелирные изделия (и христианские, и исламские), а также произведения эпохи Ренессанса и барокко. Особое внимание уделят испанской и колониальной живописи. Этажом выше разместится зал с испанской живописью XIX и XX веков и большая портретная галерея. Испанское общество Америки было основано в 1904 году в Нью-Йорке Арчером Хантингтоном, коллекционером и поклонником испанской культуры. Оно было одновременно публичной библиотекой, музеем и образовательным учреждением, а его задачей стало распространение испанской и португальской культуры, изучение языков, истории, литературы и искусства.

Эта выставка - отличная возможность познакомиться с испанским искусством от древности до наших дней. И конечно, чтобы его понять, нужно повторить историю, ведь именно на Иберийском полуострове греческое, римское и византийское наследие вступили в противостояние с арабскими традициями, и в результате сформировалось яркое и самобытное искусство. Сайт: museodelprado.es

Открытие музея Лувр Абу-Даби, Абу-Даби

В этом году в Абу-Даби откроется свой Лувр - настоящий музейный город на воде. Он состоит из 55 небольших секторов под куполом с сияющей иллюминацией. «Город-музей» архитектора Жана Нувеля - это улицы, площади и каналы, а выставочное пространство располагается не только внутри, но и снаружи павильонов. Коллекция для музея собирается с 2012 года и включает в себя не только предметы арабского искусства, но и классическую европейскую живопись. Сотрудничество французских музеев с эмиратом позволило создать новый центр культурного притяжения, который будет открыт для всех. Лувр станет местом открытий и образования в Арабских Эмиратах, а также будет играть важную социальную роль. Диалог между арт-объектами, скульптурой и живописью позволит посетителям найти исторические связи между культурами по всему земному шару. А на первых выставках в музее покажут коллекции Пита Мондриана, Ива Сен-Лорана и Пьера Берже и других.

Так что тем, кто соберется в отпуск в ОАЭ, представится отличная возможность совместить безмятежный отдых на пляже и знакомство с актуальными трендами мира искусства. Сайт: louvreabudhabi.ae

«За звездами. Мистический пейзаж от Моне до Кандинского»

Музей Орсе, Париж
14.03.2017 - 25.06.2017
_ Художники на протяжении всей истории пытались убежать от реальности и приблизиться к тайнам мироздания. Явление мистицизма существовало во всех религиях и объединяло людей всех континентов. Рубеж XIX–XX веков отмечен ростом урбанизации и популярностью материализма, поэтому многие художники, разочарованные в традиционной религии, обращались к мистике, и в это время сформировалась европейская символическая живопись. В экспозицию вошли произведения из Европы, Скандинавии и Северной Америки. Одна из главных и известных картин - «Звездная ночь в Арле» Винсента ван Гога. Также здесь собраны другие европейские художники рубежа XIX–XX веков (Гоген, Дени, Ходлер, Мунк, Климт и ван Гог) и мастера канадской школы 1920–1930-х (Лорен Харрис, Том Томсон и Эмили Карр и даже Джорджия О’Кифф).

Перед посещением можно почитать французских символистов, например Шарля Бодлера и Лотреамона. Как и любое искусство, живопись символистов - это сообщение, процесс расшифровки которого может быть очень увлекательным. Сайт: musee-orsay.fr

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

Третьяковская галерея на Крымском Валу
19.04.2017 - 23.07.2017
_ Выставка Джорджо де Кирико в Москве станет его первой масштабной ретроспективой в России. Де Кирико - один из самых ярких художников итальянского авангарда и изобретатель метафизической живописи, предвестницы сюрреализма. Художник помещал обыденные предметы в ирреальное пространство, создавая контраст между реалистичным изображением, искаженной перспективой и выдуманным миром. Именно его работы вдохновляли Сальвадора Дали и Рене Магритта. В Москву привезут около 100 произведений живописи, графики, скульптуры и театральные костюмы, которые художник создал для постановки Сергея Дягилева к балету «Бал» в 1929 году. В экспозицию также войдут архивные материалы и фотографии. Своими экспонатами поделились Фонд Джорджо и Изы де Кирико, парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта и другие.

Ретроспектива Такаси Мураками

Музей современного искусства «Гараж», Москва
Сентябрь 2017 года
_ Осенью в Москву привезут первую ретроспективу Такаси Мураками, одного из самых известных современных японских художников. Такаси изучал традиционную японскую живопись нихонга в Токийском университете изобразительных искусств. В своем творчестве он обращается к более современным продуктам японской поп-культуры - аниме и манге. Именно ему принадлежит изобретение стиля Superflat - японской живописи свойственна плоскостность, и эту особенность он использует. В экспозицию также войдет традиционная японская живопись и графика из собрания Пушкинского музея и Музея искусства народов Востока. В «Гараже» будут представлены работы Мураками с 1990-х годов, а сама выставка покинет пределы музея и разместится на Площади искусств в парке Горького.

Перед посещением стоит почитать о классическом японском искусстве, чтобы разглядеть намного больше смыслов за яркими арт-объектами. Также рекомендуем познакомиться с японской литературой - например, «Похвалой тени» Дзюнъитиро Танидзаки, где автор сравнивает японскую и европейскую культуры.

Венецианская биеннале современного искусства

13.05.2017 - 26.11.2017
_ Темой 57-й Биеннале в Венеции станет «Viva Arte Viva» («Да здравствует живое искусство»). Выставка последовательно раскрывается перед зрителем и увлекает его в путешествие, где каждый павильон рассказывает свою историю. Россию здесь будут представлять художники Гриша Брускин, Саша Пирогова и арт-группа Recycle. Тема павильона - «Театр жизни и смерти». Recycle мастерски обыгрывают «мусор» цивилизации, превращая его в произведения искусства. Также они работают с брендами и символами, например в Paradise Network буква F (от Facebook) становится изваянием в форме креста, а разнообразные барельефы напоминают о Древней Греции, только тема у них другая - общество потребления. Художники Recycle сочетают классические приемы и провокационные темы в своих работах и наверняка смогут удивить даже искушенного зрителя.

Перед поездкой в Венецию, кроме путеводителей, рекомендуем почитать «Историю искусства» Эрнста Гомбриха - в ней очень простым и увлекательным языком дается объяснение самых сложных тем изобразительного искусства. А также внимания заслуживает книга «Измы. Как понимать современное искусство» Сэма Филлипса, который помещает произведения в нужный контекст и тем самым дает ключ к их пониманию. Биеннале определенно стоит посетить хоть раз, чтобы стать участником самой актуальной дискуссии. А еще там будут проходить «открытые столы», где каждый сможет узнать больше о творчестве художников и разделить обед с друзьями. Сайт: labiennale.org

Christian Dior

Музей декоративного искусства, Париж
06.07.2017 - 07.01.2018
_ В доме Dior продолжаются мероприятия в честь 70-летнего юбилея, и одним из значительных событий 2017 года станет ретроспективная выставка Christian Dior в Музее декоративных искусств в Париже. Она будет построена по классическому принципу: главными темами станут жизнь и творчество одного из последних великих модельеров ХХ века. За годы работы Кристиан Диор возвел моду в ранг искусства, стал настоящим художником и сотрудничал и дружил с самыми талантливыми современниками, среди которых были Ман Рэй и Жан Кокто. Диор начинал свою карьеру в качестве иллюстратора для модных журналов - после кризиса 1929 года молодой галерист остался без средств. Первая коллекция произвела фурор в 1947 году. Зрители как будто снова оказались в Belle Époque, забыв о послевоенной экономии и дефиците тканей. Возрождение уже знакомых силуэтов и абсолютно новый, архитектурный подход к крою сделали модельера известным на весь мир, а изобретенный им new look популярен до сих пор.

Выставка понравится всем поклонникам моды и тем, кто интересуется ее историей. Она обещает быть одной из самых подробных в этом году. Перед посещением рекомендуем полистать альбомы Dior для вдохновения, а также почитать о нем - например, книгу «Dior: The New Look Revolution» или «Кристиан Диор» Шарлотты Синклер.

8 сентября 2017 года одновременно в двух городах России, Калининграде и Салехарде, откроются выставочные проекты из собрания Музеев Московского Кремля .

В Калининградском Музее Мирового Океана пройдет выставка «Покровители мореплавателей, небесные и земные» . Выставка проходит в год 320-летия начала Великого посольства и пребывания в Кенигсберге царя Петра Алексеевича , основателя российского флота, и призвана познакомить посетителей с уникальными произведениями XV - начала XIX веков из Музеев Кремля.

На выставке представлены предметы из царской казны, среди которых дипломатические дары, привезенные царю Михаилу Федоровичу от королей Англии Карла I и Якова I , от короля Дании и Норвегии Кристиана IV. Особую ценность имеют портреты императоров Петра I и Александра I , выполненные на Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуре в XVIII-XIX вв., а также уникальный, вырезанный на янтаре портрет императрицы Екатерины II . Посетители увидят иконы XV-XIX вв., в том числе образ Богоматери «Одигитрии», который датируется последней третью XV в. В экспозиции представлены иконы, награды, холодное оружие, драгоценная посуда, монеты, медали, а также предметы из кабинета императора Александра I . Один из разделов выставки посвящен эпохе славы российского флота. Всего на выставке представлено 86 экспонатов. Более трети из них показываются публике впервые, значительная часть была специально отреставрирована для проекта.

Выставка обещает стать важным культурным событием не только для Калининграда, но и в целом для региона, и позволит посетителям познакомиться с подлинными шедеврами отечественного и зарубежного искусства, запечатлевшими становление морской славы России.

Выставка проводится в рамках совместной программы с ПАО «ЛУКОЙЛ» .

В Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского представят выставку «Охота царей и императоров в России в XVII-XVIII вв. из собрания Музеев Московского Кремля» , посвященную одному из излюбленных развлечений русских царей и императоров - охоте, являющейся важной частью дворцового церемониала, призванного демонстрировать подданным и иноземным гостям блеск и величие, авторитет и могущество правителей.

Более восьмидесяти уникальных экспонатов выставки расскажут о разных видах охоты, о вкусах и личных предпочтениях русских царей и императоров XVII-XVIII столетий. Выставка познакомит зрителей с Оружейной палатой и Конюшенным приказом , где на протяжении нескольких столетий изготавливались и хранились церемониальные доспехи, парадное оружие и драгоценное конское снаряжение. На выставке представлено оружие, принадлежавшее правителям России, - лучшие образцы работы мастеров ведущих российских и западноевропейских оружейных центров. Экспозиция включает редкое оружие из коллекции императора Петра III , экспонаты, связанные с «парфорсной» охотой, ружья с вензелями императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II . Впервые посетители смогут увидеть полосу кортика и гарду, принадлежавшую князю А.Г. Долгорукому - участнику охот императора Петра II . Сокровища государевой Оружейной и Конюшенной казны, дорожное снаряжение, лучшие образцы охотничьего оружия, принадлежавшего российским правителям, сопровождает портретная галерея царей-охотников.

Выставка представляет интерес для всех, кто увлекается русской историей, культурой и искусством, она познакомит зрителя с миром русской придворной жизни XVII-XVIII веков и уникальными экспонатами Музеев Московского Кремля .

От венецианского искусства до художников периода оттепели, от Кузьмы Петрова-Водкина до Сальвадора Дали - 14 важных выставок года, которые нужно внести в свой календарь.

«Капричос». Гойя и Дали

Франсиско Гойя. « Капричос » . Серия из 80 офортов. «Сон разума рождает чудовищ», 1799

Государственный музей изобразительных искусств продолжает объединять современное искусство с классическим: на этот раз в таком ракурсе предстал не только японский художник Ясумаса Моримура, но и испанцы Франсиско Гойя и Сальвадор Дали. На небольшой выставке в главном здании представлены офорты из серий «Капричос» обоих авторов. Однако если серия Гойи является сатирическим размышлением на тему кризиса современной ему Испании, то Дали жестоко иронизирует над уже имеющимися сюжетами Гойи, добавляя в композиции новых персонажей и переиначивая названия офортов. Эпоха романтизма и постмодернизм ХХ века сталкиваются в диалоге, визуальном и литературном.

Триеннале современного искусства

Когда: март 2017 года

В юбилей Октябрьской революции музей современного искусства «Гараж» запускает революционную программу - знакомит москвичей с актуальными художниками со всей России, от Калининграда до Владивостока. В первой триеннале примут участие более 60 художников, которых кураторы отбирали по всей стране. Они же выделили и семь тенденций, которые стали общими для всех регионов, а также главных мастеров, влияние которых выходит далеко за рамки родного города или региона. Темой выставки станет дух времени и социальные тенденции, определяющие региональные художественные процессы. «Наша идея - показать текущий срез российского современного искусства и начать взаимодействовать с регионами», - так прокомментировал триеннале директор «Гаража» Антон Белов.

«Оттепель »

Владимир Гаврилов. «Кафе. Осенний день», 1962

Приход весны встречают в Москве наступлением «Оттепели» - на выставке в Третьяковской галерее покажут традиционных для рубежа 50–60-х художников - Пименова, Гаврилова, Салахова, Попкова. Экспозиция представляет несколько тематических разделов - от «Лучший город земли» до «Атом - космос» - и рассказывает не только о достижениях хрущевской эпохи, но и о конфликтах этого исторического периода. «Это была важнейшая эпоха не просто искусства, но человеческого мировосприятия и воплощения его во всех возможных художественных формах», - так рассуждает об эпохе оттепели директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968 »

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина; ул. Волхонка, 12

Ив Кляйн. «Синий глобус (RP 7) », 1988. Копия с оригинала 1957 года, изготовленная после смерти художника

Оттепель придет не только в Третьяковскую галерею, но охватит и всю Москву - Пушкинский музей, парк Горького и Музей Москвы, где, помимо выставок, пройдут лекции, мастер-классы и дискуссии. И если в Третьяковской галерее покажут русское искусство эпохи Хрущева, то в Пушкинском - европейских послевоенных художников, боровшихся за мир после свержения тоталитарных диктатур и изобретавших все новые утопии. Двести мастеров из Западной и Восточной Европы представлены на выставке в самых разных видах искусства, от живописных полотен и фотографий до медиаарта и акционизма.

Уго Рондиноне «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги»

Где: музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

Один из наиболее хайповых современных художников последних лет, успешно покоряющий ярмарки и биеннале, швейцарец Уго Рондиноне представит специальную экспозицию в музее современного искусства «Гараж» в рамках Garage Square Commissions . Уго специально записал видеообращение к детям, в котором попросил нарисовать радугу - символ любви, бесстрашия и радости жизни. Дети от 4 до 10 лет, участники образовательных программ «Гаража» и воспитанники детских домов, станут полноправными соавторами Рондиноне - их работы покажут на стене вдоль музея.

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель »

Где: музеи Московского Кремля, Одностолпная палата Патриаршего дворца

«Крещение Христа ». Витраж из Сент-Шапель, Париж, около 1270–1280

Любители средневекового искусства могут порадоваться: весной в Кремле покажут памятники эпохи французского короля Людовика Святого - витражи и реликвии часовни Сент-Шапель, а также произведения из коллекции Лувра, музея средневекового искусства Клюни, Национальной библиотеки и Национальных архивов. Многие произведения действительно уникальны и покидают пределы Франции впервые, среди них - лиможские эмали и ювелирное искусство высокой готики, а также реликварий Тернового венца начала XIX века, который станет одним из главных экспонатов. Выставку сопровождает масштабная образовательная программа, подробнее о которой можно узнать на сайте, посвященном выставке.

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности »

Где: Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал,10

Джорджо де Кирико. «Песнь любви», 1914

В Третьяковской галерее продолжают знакомить московского зрителя с творчеством итальянских мастеров. Не так масштабно, как на «Ватикане», но не менее зрелищно здесь откроют выставку Джорджо де Кирико, подготовленную вместе с Фондом Джорджо и Изы де Кирико. Подобная ретроспектива проходит впервые, до этого живописные работы итальянского метафизика выставлялись в 1929 году, а офорты - в 1930-х.

Джорджо Моранди

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 14

Джорджо Моранди. Натюрморт, 1948

Если в Третьяковке показывают сюрреалистичного де Кирико, то в Пушкинском представят антологию творчества другого мастера первой половины ХХ века - Джорджо Моранди. Спустя 40 с лишним лет после выставки Моранди в 1973-м в музее представят ретроспективу, включающую все этапы творчества мастера от ранней метафизики и авангардных работ до классических натюрмортов Моранди, благодаря которым он получил признание. Кроме того, на выставке представлена и графика художника, в том числе офорты и гравировальные доски.

«Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову»

Где: Государственный Эрмитаж

Ансельм Кифер. «Осирис и Изис», 1985

Первая персональная выставка Ансельма Кифера откроется в Эрмитаже в конце весны. Однако она будет не просто ретроспективой, а посвящением немецкого художника русскому поэту Велимиру Хлебникову. Обоих объединяет тема войны: у Хлебникова она выражается в цикличности, которая происходит на воде и суше раз в 317 лет, а у Кифера - в рефлексиях на тему нацизма и холокоста. «Я мыслю изображениями. Стихи помогают мне в этом. Они подобны маякам. Я плыву к ним, от одного к другому. Без них я пропал» , - говорит Кифер о поэзии.

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Когда: июнь - конец августа


Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий», вторая половина XVI века

Венецианским искусством хотя и сложно удивить искушенного зрителя, но не пленить им нельзя. Достигая расцвета в XVI веке в творчестве Тициана, Веронезе и Тинторетто, венецианская школа считается одной из вершин развития итальянской живописи во всей истории искусства. Именно эти художники и будут представлены на выставке, где можно будет увидеть около 40 полотен.

« Некто 1917 год »

Где: ГТГ, ул. Крымский Вал, 10

Кузьма Петров-Водкин. «В Петрограде», 1918

Хоть столетие революции и не станет главным лейтмотивом выставок этого года, кураторы ГТГ все же уделят ей значительное внимание. Выставка посвящена в первую очередь художникам, переживавшим революцию, и представляет два раздела - фигуративных миротворцев и утопистов-беспредметников. Нестеров, Кандинский, Серебрякова, Петров-Водкин, Клюн, Малевич - всех их можно будет увидеть на выставке «Некто 1917 год».

Такаси Мураками

Где: музей современного искусства «Гараж»

Такаси Мураками, Каикаи. 2000-2005

Любителя ярких цветов и узнаваемых лейблов Такаси Мураками в Москве выставят впервые - «Гараж» готовит большую экспозицию, которая включит также графику и анимацию и произведения японских мастеров из коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственного музея искусства народов Востока. Пять разделов выставки будут посвящены творчеству мастера начиная с 90-х годов и затронут различные феномены японской культуры, воплощенные в творчестве Мураками. Художника называют японским Энди Уорхолом, его же можно сравнить и с Яёй Кусамой - оба художника имеют свою, очень определенную манеру и сотрудничают с модными брендами.

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина, Вена

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Эгон Шиле. Youth in purple cassock with folded hands, 1914

Хотя итальянские выставки занимают большую часть программы этого года, на самом деле он проходит под знаком культурного сотрудничества Австрии и России. В конце года в Пушкинском музее откроется выставка двух наиболее известных художников рубежа XIX–XX веков - Климта и его последователя, не менее прославленного Шиле. Основной упор сделан на графику - оба мастера не только хорошие живописцы, но и превосходные рисовальщики, а собрание венской Альбертины - одно из лучших графических собраний в мире.

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Где: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, набережная реки Фонтанки, 21


Сальвадор Дали. «Атомная Леда», 1949.

Первая масштабная выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» откроется в Музее Фаберже 1 апреля и продлится до 2 июля. В экспозиции представят работы из испанского фонда «Гала - Сальвадор Дали», частных и музейных коллекций. Всего на выставке будет более 150 графических и живописных работ художника. Билеты на «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» уже поступили в продажу.

Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?). 1260-1280. Париж, Лувр RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Martine Beck-Coppola

Десять с лишним лет главным двигателем выставочных успехов Музеев Кремля был цикл «Императорские и королевские сокровищницы мира в Кремле». Кажется, что за это время цикл честно исчерпали. Или почти исчерпали. В кремлевских планах на предстоящие 12 месяцев есть, например, уже повторное обращение к японским сюжетам. А есть довольно экзотический поворот темы — сокровища португальской короны, что с исторической точки зрения резонно, раз португальская колониальная империя когда-то была богатейшим территориальным конгломератом мира. Но все же это несколько локальный предмет рядом с сокровищами Тюдоров, Габсбургов или скопидомных саксонских Веттинов — а они в цикле уже отыграли свои славные роли.

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. 1230-1248. Франция, Центр национальных памятников Patrick Cadet/Centre des monuments nationaux

Более того, и сокровища французских королей в рамках выставочной серии уже в Кремле гастролировали: драгоценные средневековые, ренессансные и барочные сосуды из личной коллекции Людовика XIV привозили из Лувра в 2004 году. И все же именно теперешняя выставка о Людовике Святом на излете «сокровищного сериала» (даром что формально она к нему вроде как и не относится) безупречно вписывается в его контекст. Нужно только вспомнить, что дело происходит в Кремле, который со всеми его алмазными, золотыми, иконными, фресковыми и белокаменными фондами — это еще и хранилище символических образов власти. А про власть, особенно власть средневековую с ее сакральными и мистическими обертонами, гуманитарная наука последних 50 лет недаром любит рассуждать с методологической опорой на знаменитые труды о ритуальной ауре вокруг французской короны: «Короли-чудотворцы» Марка Блока, «Два тела короля» Эрнста Канторовича и так далее.

Реликварий Тернового венца. 1806. Позолоченное серебро, хрусталь. Собор Парижской Богоматери Сathédrale Notre-Dame de Paris/Pascal Lemaître

Людовик IX, правивший Францией в 1226-1270 годах (то есть во времена наших Александра Невского и его сына Даниила Александровича, первого удельного князя Московского), был образцовым воплощением этой чрезвычайно возвышенной идеи королевского сана. Набожный христианин, носивший под порфирой власяницу. Мудрый и могущественный правитель, который сделал Францию общеевропейским средоточием и политического авторитета, и культурного превосходства. Строгий блюститель правосудия, самолично рассуждавший тяжбы своих подданных всех чинов; что-то из его деяний в этом качестве (истребление богохульников, ростовщиков, игроков, проституток) вне контекста времени верхом правосудия может и не выглядеть, но сами принципы верховенства общегосударственной судебной власти, презумпции невиновности, опоры на систему римского права и запрета на варварские пережитки вроде ордалий и судебных поединков вообще-то в любом контексте неплохи. Рыцарь без страха и упрека, а значит, и крестоносец: Людовик лично участвовал в Седьмом и Восьмом крестовых походах. Которые для него, при всем его рвении и героизме, оборачивались сплошными бедствиями: поражения, плен, вынужденные уступки сарацинам, лагерные болезни (в особенности дизентерия, которая и сгубила короля, — конечно, не романтично, но что делать!). Но дополнительный блеск его короне придавали и они.

«Мадонна с Младенцем». Франция, конец XIII — начало XIV в. Слоновая кость, дерево, следы зеленой и красной краски и позолоты. Высота 34 см. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Не всем великим правителям удается создать идеальный и красноречивый архитектурный манифест, но Людовику Святому это удалось. Его Сент-Шапель, Святая капелла, не просто хрестоматийный образец высокой готики. Во-первых, это знак королевского величия. В Сент-Шапель, собственно, два храма, расположенных один над другим. Приземистый нижний — для королевских слуг, верхний, ослепительно прекрасный, залитый разноцветным светом, преломляющимся в витражах, которых так много, что вещественная тектоника стен исчезает, был предназначен для монарха.

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых. Северная Франция, середина XIII в. Слоновая кость, следы раскраски. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Казанова, помнится, с гордостью писал о венецианской базилике Святого Марка, что ни один государь в мире не может похвастать такой дворцовой часовней. Такой именно, как Сан-Марко, действительно некому было хвастать, кроме дожей, но Сент-Шапель Людовика IX все ж таки была вне конкуренции, и не только благодаря немыслимому архитектурному совершенству. Это было сакральное пространство особого статуса, единственный в своем роде грандиозный реликварий для хранения важнейших святынь христианского мира.

В этой коллекции, освящавшей и возвышавшей власть Людовика, были не только очередные частицы Креста Господня и Вифлеемских яслей. Если верить средневековым источникам, там был, например, Нерукотворный образ (тот самый, «мандилион», Святой убрус — полотенце с чудесно отпечатавшимся ликом Христа). Было Копье Лонгина — реликвия голгофской драмы, вызывавшая в средневековом сознании особый трепет. И был предполагаемый Терновый венец Спасителя, это уже известно совершенно точно.

«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен-Патю «Житие и чудеса Святого Людовика». 1330-1340, Франция. Национальная библиотека Франции (BNF)

Эти сокровища Людовик не обрел чудесным образом в брошенном храме, не получил в дар от великодушного чужестранного правителя, не завоевал в бою. Все куда прагматичнее. Незадачливый латинский император Балдуин II Фландрский, правивший в захваченном крестоносцами Константинополе, был вынужден, чтобы как-то сводить концы с концами, заложить венецианцам принадлежавшие его державным византийским предшественникам святыни, включая Терновый венец. Людовик Святой их выкупил за 135 тыс. ливров. Для сравнения: на то, чтобы за рекордно короткий по тем временам срок в семь лет построить Сент-Шапель, ушло 40 тыс. А в еще 100 тыс. королю обошлось создание огромного, трехметровой высоты, драгоценного ковчега, куда реликвии были помещены. Ковчег этот не сохранился, его переплавили во время Великой Французской революции. Но сохранилось множество предметов, связанных с биографией самого Людовика IX и его посмертным почитанием (включая документы канонизационного процесса), с литургической практикой Сент-Шапель, его любимого храмового детища, и вообще вещей, отразивших ту эпоху во всем ее готическом великолепии и со всеми странными переплетениями: ослепительный идеал власти и будничные феодальные зверства, схоластическая ученость и неоплатоническая мистика, аскеза и куртуазная придворная культура.

«Людовик Святой». Деревянная скульптура. Париж, Национальный музей Средневековья (Музей Клюни) RMN-Grand Palais (musée de Cluny - musée national du Moyen-Âge)/Franck Raux

Эти вещи и показывают Музеи Кремля на своей выставке. Большая часть из 75 экспонатов привезена из Франции: из Лувра, Национального музея Средневековья (Клюни), Национальной библиотеки. Ряд особо хрупких, плохо переносящих дальние вояжи произведений XIII века (резная кость, лиможские эмали) отпустил в Москву Государственный Эрмитаж. Но самые сенсационные экспонаты предоставлены французской стороной. В художественном смысле главное украшение выставки — фрагменты оригинальных витражей Сент-Шапель. В смысле сакральном — реликварий для хранения Тернового венца, правда не средневековый, а постреволюционный, наполеоновских времен, скромное, но напоминание о благочестивых амбициях Людовика Святого, в своем собирании святынь считавшего себя преемником императоров Византии. Равно как и обитавшие в Кремле государи московские.

Специально для The Art Newspaper Russia завотделом культуры «Коммерсанта»

Музеи Московского Кремля
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель
3 марта - 4 июня

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968»

В трудном деле продвижения русского современного искусства за рубежом этот проект сравним с прошлогодним даром парижскому и последовавшей работ наших художников, организованных . Перед Москвой гостила в Карлсруэ и Брюсселе, а в столице заиграла новыми красками, обогатившись блоком дополнительных произведений - умно, точно и безупречно экспозиционно рассказывала общую послевоенную историю в искусстве Восточной и Западной Европы.

Фернан Леже
«Строители»
1951
ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»

Музеи Московского Кремля

Сделать элегантную экспозицию и собрать редкости «с миру по нитке» - то, чем уже много лет славятся Музеи Кремля, устраивая выставки в своих крошечных нынешних пространствах. И как раз из таких. Для нее Францию впервые покинули знаменитые витражи церкви Сент-Шапель, древние манускрипты, реликварий Тернового венца и многие другие уникальные объекты, дополненные в Кремле произведениями искусства и артефактами той эпохи из собственной коллекции, Эрмитажа и других великих музеев.

«Двойная помолвка»
Витраж из Сент-Шапель
1230-1248
© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

7-я Московская биеннале современного искусства

Новая Третьяковка

Смена руководства биеннале вызвала немало споров и кривотолков, но судят, как известно, по делам. А основной проект нынешнего смотра под кураторством , возвратил нас во времена самой успешной из всех биеннале, проводимых в столице, - третьей по счету, проходившей в пространстве Бахметьевского гаража в 2009 году (ее курировал ). Выставка Хасегавы о встрече двух миров - классиков и актуальных авторов современного искусства - показала впечатляющий блок произведений, объединила и поэтизировала международные выставочные тренды и аккуратно вписалась в контекст искусства XX века из коллекции Новой Третьяковки.

Пьер Юиг
«Без названия / Человеческая маска»
2014
Courtesy the artist, Hauser & Wirth, London, and Anna Lena Films, Paris

«Модернизм без манифеста»

Московский музей современного искусства

Двухчастный проект коллекционера , развернутый в залах Московского музея современного искусства этой осенью, открыл для широкой публики личный , кропотливо собранный почти за четверть века, и большой пласт экспериментов живописцев, не вписавшихся в стройный хор массовой пропаганды и гонимых в СССР за формализм. Шевченко, Барто, Истомина, Фонвизин, Русаков, Удальцова, Ермилова-Платова, Гринберг - имена лишь некоторых из них.

Эдуард Криммер
«Две крестьянки»
1929–1932
Коллекция Романа Бабичева

Екатеринбург

Екатеринбург претендует на роль культурной столицы и вполне заслуженно. В этом году здесь прошло как минимум два впечатляющих выставочных проекта - блокбастер , давший исчерпывающую картину русского авангарда на основе вещей из коллекций семи российских музеев, и уже привычный для многих биеннальный смотр. Из многих биеннале современного искусства, проведенных в этом году в России, 4-я Уральская(комиссар , куратор основного проекта Жоан Рибас) предъявила публике наиболее высокой уровень проектов, их концептуальное единство (включая блистательно подготовленную программу арт-резиденций) и глубокое осмысление заявленной темы «Новая грамотность».

Алиса Прудникова и Жоан Рибас
4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства

«Цай Гоцян. Октябрь»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва

Большая ретроспектива, объединившая под вывеской два столичных музея - Третьяковскую галерею и Еврейский музей и центр толерантности. В последний раз Третьяковка показывала работы Лазаря Лисицкого в 1990 году, но только из того, что было в ее собственных фондах. Теперь же к проекту привлекли Художественный музей Базеля, Художественную галерею Морицбург, музей Ван Аббе в Эйндховене, музей Стеделек в Амстердаме, парижский Центр Помпиду и Национальный музей искусств Азербайджана. И даже несмотря на то, что в экспозиции нет ценнейших предметов из частного архива этого мастера русского авангарда, дизайнера, архитектора, изобретателя проунов, переданного его сыном в Музей Шпренгеля в Ганновере, выставка получилась грандиозной.

Эль Лисицкий
«Конструктор»
автопортрет
1924
Собрание Государственной Третьяковской галереи

«Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Из многочисленных выставок, посвященных 100-летию Октябрьской революции, эрмитажная открылась позже всех и оказалась, возможно, самой проникновенной. Постреволюционная история великого музея и его коллекций тут вновь окрасилась в кроваво-красный - это основной цвет масштабной экспозиции, которую волей-неволей пройдет каждый посетитель. Через лица царской семьи и музейных сотрудников здесь рассказывают тяжелую историю, знать которую, бесспорно, должен каждый.

Государственный Эрмитаж